RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Еще одна женщина — мужчинам в пример
14 апреля 2016 г.

Еще одна женщина — мужчинам в пример

Прокурор Республики Крым Наталья Поклонская приняла решение приостановить деятельность незарегистрированного в РФ меджлиса крымских татар.
ПРО системы «А»
4 марта 2016 г.

ПРО системы «А»

55 лет назад 4 марта 1961 года впервые в мире советской противоракетой В-1000 была перехвачена баллистическая ракета Р-12, что стало началом создания стратегической противоракетной обороны.
Спецназовец Евгений Остроухов
25 августа 2014 г.

Спецназовец Евгений Остроухов

25 августа 2002 года погиб в ходе проведения специальной операции по пресечению действий незаконных вооружённых формирований в чеченском селе Старые Атаги Герой России старший лейтенант милиции Евгений Остроухов
Призыв к наступлению
24 июля 2014 г.

Призыв к наступлению

Реакция лидера Движения развития Юрия Крупнова на заседание Совета безопасности на тему сохранения целостности и суверенитета России
Украинский фронт войны с Россией
31 августа 2014 г.

Украинский фронт войны с Россией

Протоиерей Димитрий Василенков высказал неожиданный взгляд на происходящее в Донбассе
Главная » Герои нашего времени » 2020 » Героями все же рождаются....

Героями все же рождаются....

1 июня 1957 года родился Валерий Шалагин, которому было суждено совершить небывалые подвиги в мирное время

За свою жизнь он спас десятки людей...
Героями все же рождаются....

В апреле 2003 года в газете «Труд» был опубликован материал под заголовком «Это был страшный сон». В нем шел рассказ об удивительном событии, произошедшем 7 июля 2000 года в небе над Северным Кавказом. Тогда на 27-й минуте полета самолета Ан -72 авиации МВД России, летевшего из Моздока в Чкаловский, произошла постепенная разгерметизация. Самое страшное было в том, что на загоревшийся перед этим сигнал табло «Пользуйся кислородом» экипаж попросту не обратил внимания. В результате из-за гипоксии не только он, но и пассажиры потеряли сознание, и самолет начал падать по крутой спирали с большой вертикальной скоростью. Все 35 человек, летевшие в нем, включая и экипаж, казалось, были обречены.
Что произошло дальше, и как удалось спасти от гибели четырех генералов, 23 полковника, 2 прапорщиков и экипаж, рассказал нам еще 17 лет назад чудом возвратившийся из смертельного небытия, летевший тогда в качестве пассажира полковник запаса Валерий Шалагин. Об этом он поведал «Труду», когда его за мужество и отвагу награждали специальным дипломом Некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».
Помогла чистая случайность – один из офицеров, падая без сознания на пол, больно ударил Шалагина по ноге. Очнувшись от боли, тот, как вспоминает, с ужасом увидел жуткую картину: все в салоне напоминало сюжет полета в космосе. Спящие люди смешались с беспорядочно перемещающимися вещами. С трудом в этой кутерьме добравшись до кабины, он оттащил потерявшего сознание командира от штурвала. Дальше оставалось только потянуть его на себя, переведя самолет в горизонтальный полет и попытаться привести в работоспособное состояние экипаж. Заметим, что до земли оставалось чуть больше полутора тысяч метров, и на принятие решений и необходимых в этой ситуации действий Шалагину были отведены секунды. Понятно, что «чистокровный вертолетчик» сам за посадку машины взяться не мог и потому продолжал управлять самолетом, пока экипаж, вернувшись к сознанию, не совершил аварийную посадку в Ростове. Специалисты по безопасности полетов, анализируя этот случай, назвали тогда его уникальным, а действия Шалагина как единственно правильные. Главное то, что он не растерялся, не запаниковал.
Не остался тогда в стороне и Всемирный фонд безопасности полетов. На своем 56 –ом по счету Ежегодном международном семинаре по безопасности полетов в Вашингтоне 10 ноября 2003 года за высокий профессионализм, проявленный в чрезвычайно опасной ситуации, наградил Шалагина Почетным дипломом.
Напомним, что все описанное выше происходило в 2000 году. Награждали же героя лишь через три года. Почему? Сам Шалагин, да и люди из Партнерства по безопасности, уклончиво тогда отвечали, что, мол, сказалась типичная для силовиков манера – скрывать от всех до поры, до времени все и вся. И то сказать, на борту самолета, принадлежавшего авиации внутренних войск РФ, в качестве пассажиров летели сразу четыре генерала (двое из МО РФ), 24 полковника и два прапорщика. Так что эта катастрофа могла в полном смысле слова обезглавить верхушку наших внутренних войск. Не случайно, командира проштрафившегося экипажа сразу после полета уволили в запас. Ведь кто, как не он просто обязан был выполнить элементарные требования при разгерметизации кабины (гипоксии по-научному). А они обязывают при обнаружении ее признаков летный экипаж надеть кислородные маски: на высоте крейсерского полета активное сознание может исчезнуть менее чем через минуту. И немедленно приступить к аварийному снижению. На кого или на что тогда понадеялся командир, невозможно себе даже представить.
Шалагин через некоторое время ушел в отставку, и тут же получил приглашение работать в вертолетной фирме Миля, где и по сей день занимается любимой и столь дорогой сердцу вертолетной техникой. Помнится, мы, журналисты настолько были поражены его скромностью и искренним непониманием всеобщего к нему внимания прессы, что тут же обратились в соответствующие наградные инстанции с ходатайством о присуждении ему высокой государственной награды. Что любопытно, нас охотно тогда словесно поддержали на самом высоком авиационном уровне. Но воз, как водится, и ныне там…
Собственно, на этом рассказ можно было бы и закончить, если бы не новая встреча с героем того события, теперь дистанционно, по телефону. Днями позвонил его коллега, боевой летчик, который поведал, что, оказывается, снаряд в одну и ту же воронку может попадать не однажды. И мы связались с Шалагиным снова.
- Вы знаете, - засмеялся он, узнав о новом интересе газеты. – Наверное, это я обречен без конца попадать в одну и ту же схожую ситуацию.
На этот раз был полет в апреле 2006 года, когда он в составе группы специалистов ОКБ «МВЗ им.М.Л. Миля» летел на таком же самолете Ан-72 авиации РВСН (ракетных войск стратегического назначения) в Казахстан из аэродрома Капустин Яр в город Приозерск. Здесь ему удалось во-время предупредить назревавшую трагедию. Обратив внимание на сигнал табло «Пользуйся кислородом», загоревшийся через 30 минут после взлета, и, поняв, что воздушное судно продолжает набор высоты и дальнейший полет, он поспешил в пилотскую кабину. Сказав командиру экипажа, что потеря его работоспособности из-за гипоксии на высоте более 8000 метров вполне реальна, Шалагин предложил немедленно снижаться. На сей раз экипаж не надо было уговаривать, и тот быстро произвел аварийную посадку на аэродроме вылета. На земле специалисты снова высоко оценили действия Валерия Геннадьевича по спасению жизни и людей, и техники.
В заключение стоит отметить, что попадание людей (авиаторов в первую очередь) в состояние гипоксии всегда чревато. Лично Шалагину первый такой случай она «подарила» целый букет медицинских диагнозов: «Баротравма легких. Баротравма правого уха. Высотная декомпрессионная болезнь». Бывает и хуже, о чем он напомнил.
В 1984 году, когда вертолетчик Шалагин служил на Дальнем Востоке, там произошло из ряда вон событие, не дающею авиационному сообществу покоя и по сей день. 21 февраля экипаж самолета-заправщика Ту-16 во главе с командиром В. Барановым вылетел на воздушную разведку погоды по маршруту Спасск-Дальний - Комсомольск-на-Амуре. На высоте 8100 м лётчики потеряли сознание из-за разгерметизации передней кабины. Штурман В. Карпов, обнаружив, что его команды о доворотах пилоты не выполняются, приказал второму штурману А. Губареву «подтянуть летчикам кислородные маски!» Пытаясь это сделать, тот сняв свою маску, но, не дойдя до летчиков, сам потерял сознание, упав в проходе. В это время самолет, сделав большой крен, и перейдя в крутую с возрастанием скорости спираль, стал падать. И тогда Карпов, сбросив крышку люка, катапультировался. Воздушное судно развалилось уже в воздухе. Передняя кабина и остальная часть самолета упали на землю в тайге примерно в 200 км к юго-востоку от Хабаровска. Штурмана подобрали спасатели через несколько часов, благодаря аварийной радиостанции. Из-за снегопада место падения самолета и тела членов экипажа искали около трех суток, прежде чем завершили поиск. Его ведут и по сей день многочисленные экспедиции искателей-добровольцев.
Шалагин не стал «Труду» давать оценку этого случая, только отметив, что штурман в принципе действовал строго по инструкции. На авиафоруме, правда, продолжая обсуждение события и сегодня, боевое сообщество далеко не на сто процентов уверено, что ее надо было исполнять. А некоторые прямо пишут, что Шалагин, находясь он на борту, выход все-таки нашел бы. Но, как говорят, история сослагательного наклонения не терпит. Хотя в данном случае с этим можно и поспорить…

Вместо эпилога.
В это поверить сложно, но стоит рассказать о случае, когда пассажиры самолета авиакомпании «Эмирейтс» бросились дружно приветствовать летевшего вместе с ними «доктора» - мистера Шалагина. Возвращаясь из очередной служебной командировки на Ближний Восток, он услышал трижды прозвучавший по внутренней связи тревожный призыв: « Нет ли на борту врача?». Так как никто из 350 пассажиров не откликнулся, Валерий Геннадьевич направился в хвост самолета, где и обнаружил теряющего сознание пассажира-араба. Диагноз ему установить было не трудно: «гипоксия» от перебора горячительного, что и вызвало на высоте резкое повышение кровяного давления. Дав лекарство, Шалагин попросил стюардессу в течение получаса массировать ему затылочную часть шеи. Как же удивилась бригада бортпроводников, когда страдалец пришел в себя, а русский оказался совсем не врачом, а их человеком-авиатором…

Анатолий ЖУРИН  (газета "Труд")

Из личного дела полковника запаса В.Г. ШАЛАГИНА.
Участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. В 1987 - 1988 годах воевал в Афганистане. Имеет солидный налет на вертолетах Ми-24, Ми-26 и Ми-8. Награжден боевыми орденами и медалями. Служил в авиационном управлении Главного командования внутренних войск МВД России. В настоящее время главный специалист АО «Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова».

.
1 июня 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
10 июля
пятница
2020

В этот день:

Минная постановка подводной лодки «Краб»

10 июля 1915 года русская подводная лодка «Краб» заминировала пролив Босфор.

Минная постановка подводной лодки «Краб»

10 июля 1915 года русская подводная лодка «Краб» заминировала пролив Босфор.

Это была первая минная постановка с борта субмарины.

Русская подлодка «Краб» являлась первым в мире подводным минным заградителем. Она была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. Во время Первой мировой войны в первый боевой поход подводный минный заградитель вышел 8 июля 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» направился в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 10 июля мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. На выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».

Начало обороны Ленинграда

10 июля 1941 году началась великая оборона Ленинграда.

Начало обороны Ленинграда

10 июля 1941 году началась великая оборона Ленинграда.

В июле - сентябре 1941 войска немецкой группы армий "Север", имея значительное превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. В ходе 900-дневной блокады войска Ленинградского фронта, силы Балтийского флота и Ладожской военной флотилии отразили все атаки врага. Население Ленинграда, несмотря на варварские бомбардировки, голод и холод, активно помогало фронту. Город сдан не был.

Сталин стал во главе Ставки ВГК

10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об образовании трех главных командований: Северо-Западного направления (главнокомандующий К. Е. ВОРОШИЛОВ), Западного направления (С. К. ТИМОШЕНКО) и Юго-Западного (С. М . БУДЁННЫЙ). Одновременно Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования под председательством И. В. СТАЛИНА.

Космонавт Петр Климук

10 июля 1942 года родился Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР

Космонавт Петр Климук

10 июля 1942 года родился Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР

Он - дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, кандидат технических наук, член КПСС с 1963 года.

В 1964 году Петр Климук закончил Черниговское высшее военное училище летчиков имени Ленинского комсомола. Затем служил в авиационных частях Советской Армии. Зачислен в отряд космонавтов в 1965 году. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». Совершил три космических полёта в качестве командира экипажа. Первый космический полёт совершил с 18 по 26 декабря 1973 года вместе с бортинженером В. В. Лебедевым на космическом корабле «Союз-13». Продолжительность полёта составила 7 дней 20 часов 55 минут 35 секунд. Свой второй полёт в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с бортинженером В. И. Севастьяновым на космическом корабле «Союз-18-2» к орбитальной станции «Салют-4». Продолжительность пребывания в космосе составила 62 дня 23 часа 20 минут 8 секунд. Третий полёт в космос совершил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем, гражданином Польской Народной Республики М. Гермашевским на космическом корабле «Союз-30» к орбитальной станции «Салют-6» для совместной работы с её экипажем — В. В. Ковалёнком и А. С. Иванченковым. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 2 часа 2 минуты 59 секунд. Всего за 3 полёта в космос налетал 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды.

С 30 марта 1976 года — заместитель командира отряда космонавтов ЦПК по политической части, с 24 января 1978 — заместитель начальника ЦПК — начальник политотдела Центра. 3 апреля 1991 года в связи с расформированием политорганов в армии переведён на должность начальника военно-политического отдела, заместителя начальника ЦПК. С 12 сентября 1991 по сентябрь 2003 — начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии