RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Как Хрущев Жукова «отблагодарил»
26 октября 2013 г.

Как Хрущев Жукова «отблагодарил»

26 октября 1957 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об освобождении Маршала Советского Союза Жукова Георгия Константиновича от обязанностей Министра обороны СССР».
Сказ об Илюше Муромце
2 ноября 2014 г.

Сказ об Илюше Муромце

Продолжаем публиковать произведения, присланные на конкурс патриотической поэзии-2014, посвященный 700-летию Сергия Радонежского
Октябрьская трагедия 1993 года
3 октября 2017 г.

Октябрьская трагедия 1993 года

3 октября 1993 года два бывших советских офицера оказались по разные стороны баррикад. И вот они встретились...
Новые стихи о России
3 февраля 2018 г.

Новые стихи о России

Постоянный автор РГК уральский поэт Александр Михайлович Костенко опять порадовал нас дивными строками
Апрельские шуточки
1 апреля 2014 г.

Апрельские шуточки

Публикуем с продолжением отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий". Это дневник писателя - десять лет до миллениума и десять после.
Главная » Читальный зал » ГРАСИЭЛЛА (рассказ)

ГРАСИЭЛЛА (рассказ)

Эту кубинскую девушку я буду носить в сердце всю жизнь

15 апреля отмечается День победы кубинского народа над контрреволюционной интервенцией, осуществленной в 1961 году США руками кубинских иммигрантов, высадившихся на побережье залива Кочинос с целью свержения режима Фиделя Кастро. В память об этом мы публикуем рассказ о кубинской девушке, зверски убитой американскими прихвостнями.
ГРАСИЭЛЛА (рассказ)

Недавно искал что-то в старой записной книжке. Оттуда выпорхнула белой бабочкой крохотная бумажка. Машинально развернул ее, и дрогнули пальцы. Плавным девичьим почерком по-испански было написано: «Грасиэлла Мартинес, Банес, Ориенте, Куба».

Эту девушку я буду носить в сердце до смерти. А вот о листочке, на котором она по моей просьбе записала свой адрес, забыл. Не понадобился мне ее адрес. Теперь эта крошечная бумажка, хранящая на себе следы ее маленьких розовых пальцев, трепыхалась у меня в руке, и давнишняя боль не личной, не одного меня касающейся потери просыпалась в сердце. Нестерпимо захотелось рассказать об этой кубинской девушке, светлой звездой промелькнувшей в моей жизни.

Мы познакомились во время визита советских военных кораблей на Кубу. Наш корабль бросил якорь на рейде небольшого портового городка, и мы по очереди, через два дня на третий, небольшими группами съезжали на берег, знакомились с достопримечательностями, беседовали с людьми, а после обеда ехали в сопровождении кортежа мотоциклистов на один из лучших пляжей Карибского моря. Там я и встретился с ней.

Нам запрещали далеко заплывать. Но мне хотелось достать на память красивую ракушку или коралл, поэтому, попав на пляж, сразу же стал искать возможность улизнуть из-под надзора организаторов нашего отдыха. Сделать это оказалось нетрудно, так как метрах в двухстах справа береговая черта искривлялась и была скрыта кокосовым лесом.

Прячась за гладкими, словно обтянутыми свиной кожей, стволами, я вышел на берег маленькой бухточки. То, что открылось глазам, поразило красотой и яркостью красок. Бухточка томилась в медленном зное и коротко вздыхала. Казалось, будто море высунуло на берег свой синий подрагивающий язык и часто, неглубоко дышит, измученное, но озолоченное солнцем. Метрах в двухстах от уреза вода из зеленой пены мангровых зарослей вставала романтическая, почти хемингуэевская вилла. К ее порогу прямо из воды бежала дорожка, выложенная с боков раковинами, по форме напоминающими черноморские рапаны, однако раз в десять крупнее, с нежно-розовыми, словно живыми полостями. Буйство красок и новизна окружающего мира подействовали так, что я стал пробираться к морю на цыпочках, остановившимся сердцем ожидая приключения или даже чуда.

Вошел в тихие волны и, не чувствуя тела, поплыл куда-то. Прозрачная вода ничего не скрывала на дне. По кажущемуся зеленоватым песку носились туда-сюда бронзовые волнистые зайчики, пестрыми стрелками мелькали спинки рыб, зияли кое-где темно-серые ямы правильной формы, в которых что-то медленно шевелилось, от чего кровь жутко стыла во мне, и я старался быстрее миновать эти места.

Через четверть часа, отыскав и выломав с корнем ветвистый, похожий на оленьи рога коралл, я, довольный, возвращался к берегу и неожиданно угодил ногой в одну из таких ям. Ступню словно обожгло, и в тот же миг ледяная боль заломила в суставах, почти парализовав меня. Кто знает, чем бы все кончилось, если бы, пока я искал коралл, на берегу бухточки не расположились парень и девушка. Заметив неладное, девушка бросилась на помощь, и через несколько минут, опираясь на скользкое упругое плечо спасительницы, я прыгал на одной ноге по отмели, а она мелодично лепетала по-испански словно пела что-то. Подбежал молодой человек, до этого наблюдавший за нами с берега, и помог мне добраться до тростникового лежака. Происшедшее было так неожиданно, что я не нашелся, что сказать.

— Не беспокойтесь, это не опасно, — сказал молодой человек довольно чисто по-русски, разглядывая мою чуть распухшую, забрызганную какими-то темно-синими точками ногу. — Ничего страшного. На морского ежа наступили. Боль скоро пройдет.

Спасительница моя успела куда-то сбегать и вернулась, неся в руке короткую толстую палку. Она присела на корточки, решительно положила себе на колено мою ногу и, не говоря ни слова, принялась дубасить палкой по самым больным местам. Ее действия были так вероломны и неожиданны, что я оцепенел, ошалело вращая зрачками от боли. Наконец, она отбросила палку и села рядом, что-то ласково говоря и гладя мое колено лилово-розовой ладошкой. Молодой человек, улыбаясь, объяснил:

— Это она вас лечила. Средство у нас такое. Колючки надо раздробить, тогда они быстро выйдут.

Обида на девушку улетучилась не сразу, но я заставил себя благодарно посмотреть на неё и только теперь заметил, что она удивительно красива. Никогда ни до этого, ни после не приходилось встречать мне такой ослепительно-нескромной вызывающей красоты. До неправдоподобия правильный, плавный овал лица, шоколадно-розовая, тускло блестящая кожа, волнующий разрез крупных, цвета мякоти клубники губ, черные, полумесяцем, почти украинские брови и при этом синие-синие, как Карибское море, глаза. А еще волосы — темные, мелко-волнистые, с какими-то дымными прядками, будто в них навсегда запутался тихий свет луны.

Мы встретились взглядами. Она не отвела свой, а я не выдержал и глупо заморгал.

Молодой человек тем временем сбегал к воде, разгреб в примеченном месте песок и добыл две бутылки пива. Одну из них он протянул мне, откупорив. Я передал ее девушке.

— Грасьяс, — улыбнулась она глазами и сделала два маленьких красивых глотка. На запотевшем горлышке остался след ее губ. Когда я поднес ко рту бутылку и прикоснулся к этому месту, сердце отчего-то приятно заныло.
— Как вас зовут? — спросил я. Она, видимо, по интонации поняла вопрос и ответила, будто искрами сыпанула:
— Грасиэлла.
— Грасиэлла — грасьяс, — с удовольствием повторил я, чувствуя родственность этих слов, и совсем перестал помнить о боли в ноге.
— Нет, — покачал головой молодой человек. — Грасьяс и Грасиэлла — не одного корня. Но если вам нравится…
— Конечно, конечно, нравится, — заверил я. — Данная в благодарность… Так можно перевести? Или еще лучше — благодарящая, дарящая благо.
— Вот это на нее больше похоже, — ответил молодой человек и предложил: — Будем знакомы, Рауль.
Я назвал себя и мы разговорились. Оказалось, Рауль учился в Советском Союзе, офицер, живет неподалеку в местечке Банес. Грасиэлла его сестра.
— Бонита мучача (красивая девушка), — вставил я, мучаясь от того, что Грасиэлла не принимает участия в разговоре.
— Грасьяс, — откликнулась она, одарив ласковым взглядом, и между нами установилась тонкая душевная связь.

Когда я собрался уходить, Грасиэлла почувствовала это, вскочила и побежала к морю. Перед моими глазами мелькнули ее длинные стройные ноги, и на одной из них, чуть выше колена я увидел глубокий воронкообразный шрам точно от разрывной пули. Позже, когда мы познакомились настолько близко, что научились понимать друг друга по глазам и жестам вперемешку с двумя десятками русских и испанских слов, которым научились за время встреч, я спросил Грасиэллу об этом шраме. Она засмеялась, показала на лес и сделала страшные глаза. Я знал, что обстановка на острове была все еще сложной, в лесах скрывались банды террористов- контрреволюционеров, продолжалась кровопролитная борьба за свободу. Но все же дикой показалась мысль о том, что кто-то мог стрелять в такую красивую девушку.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение