RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Лунный камень преткновения
24 октября 2014 г.

Лунный камень преткновения

Россия и США почти одновременно заявили о своих претензиях на гигантские территории нашей космической спутницы
Героям — поклон, подонкам — позор
3 декабря 2015 г.

Героям — поклон, подонкам — позор

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию было пронизано патриотизмом и ответственностью за судьбу России
Смерть на взлете
7 февраля 2014 г.

Смерть на взлете

7 февраля 1981 года авиакатастрофа уничтожила практически все командование Тихоокеанского флота СССР
Перо и скальпель
10 марта 2016 г.

Перо и скальпель

10 марта 1910 года родился Павел Ефимович БЕЙЛИН, хирург, воин, писатель
История американского фашизма
13 мая 2015 г.

История американского фашизма

Государственный секретарь США Джон Керри прискакал в Сочи по одной причине: американцы испугались роста авторитета и мощи России, что отчетливо показало празднование Великой Победы
Главная » Читальный зал » «Удар по логову»

«Удар по логову»

В ночь с 7 на 8 августа 1941 года советская авиация совершила бомбардировку Берлина

Публикуем неизвестные ранее документальные подробности налёта на Берлин, в котором участвовали и лётчики Подмосковья.
«Удар по логову»

Нанесение беспрецедентных воздушных ударов по Берлину в августе 1941 года историки неизменно связывают с действиями авиации Балтийского флота. Но недавно мне довелось ознакомиться с поистине сенсационным документом, которыйсвидетельствует об участии в этой операции лётчиков Подмосковья.

Мне позвонила жительница города Жуковский Виктория Георгиевна Молчанова. Она сообщила, что после смерти её отца - фронтового авиаштурмана остались записки. Оказалось, Георгий Павлович Молчанов в самом начале войны участвовал в формировании 412 тяжелого бомбардировочного полка особого назначения (позже переименован в 432 авиаполк дальнего действия) и, судя по его запискам, 10 августа 1941 года летал на бомбежку Берлина в качестве штурмана экипажа бомбардировщика ТБ-7.

- Мы жили тогда недалеко от Жуковского в Кратово, где располагался аэродром, на котором папа служил, - рассказала Виктория Георгиевна. – В июле он куда-то улетел с группой авиаторов. А в августе маме сообщили, что папа погиб во время возвращения с задания по бомбёжке Берлина. К счастью, вскоре он прилетел уже на другом самолёте живым и невредимым. Оказалось, командир ТБ-7 сумел посадить аварийный самолёт на советской территории, и экипаж в полном составе добрался до своих.

Прочитав на одном дыхании воспоминания Георгия Молчанова, я обратился в музей города Жуковский в надежде познакомиться там с документами той поры. Главная хранительница музея Галина Овчинникова с сожалением сообщила, что в фондах нет материалов об участии лётчиков Жуковского в налётах на Берлин в августе 1941 года.

- Вероятно, отсутствие документов можно объяснить тем, что музей был создан уже после тех героических событий, - пояснила Галина Моисеевна.

Этот музейный пробел ещё более утвердил меня в намерении полностью опубликовать воспоминания Георгия Молчанова. Но для начала двайте вспомним предысторию полётов на Берлин.

В июле 1941 года фюрер фашистских ВВС Герман Геринг доложил Гитлеру о том, что военная авиация русских якобы полностью уничтожена. Только после этой победной реляции Гитлером было принято решение начать авиационные бомбардировки Москвы.

22 июля первые фашистские самолеты прорвались к столице нашей Родины. А в ночь с 7 на 8 августа 41-го уже Берлин сотрясали взрывы мощных авиабомб советского производства. Наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150 английских самолётов прорваться к Берлину, а немецкие газеты информировали: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». На это английское министерство иностранных дел ответило через прессу: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Только тогда немецкая разведка доложила: к Берлину прорвались советские бомбардировщики.

Гитлер поначалу не поверил. Он считал, что такой налёт под силу только англичанам, которые имели современнейшие по тем временам самолёты, дислоцировавшиеся в досягаемости до Берлина. Однако совместный англо-американский воздушный налёт на столицу рейха будет осуществлен только 17 августа 1943 года! Как же наши лётчики сумели пересечь всю Европу и успешно отбомбиться в Берлине за два года до этого?

Долгое время существовала легенда о том, что это Сталин в ответ на немецкие бомбёжки Москвы приказал во что бы то ни стало нанести авиаудары по Берлину. Но документы свидетельствуют: эта операция готовилась с первых дней войны, причем одновременно в штабе авиации Балтийского флота и в штабе 81-й авиадивизии дальнего действия. Балтийцы на своих ДБ -3ф (дальние бомбардировщики с форсированными двигателями) в то время могли «дотянуться» до фашистской столицы только с балтийских островов Эзель и Даго. А ТБ-7 (тяжёлые бомбардировщики) 81-й авиадивизии способны были достать до Берлина с аэродрома в районе города Пушкин. В архиве Военно-Морского Флота сохранилась шифровка тогдашнего наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова: «Эзель и Даго оборонять при всех условиях обстановки. 29 июня 1941 года. Кузнецов». Значит, уже через неделю после начала Великой Отечественной войны Кузнецов имел в голове идею бомбёжки Берлина.

Из воспоминаний Н.Г. Кузнецова: «Подсчитав возможности, мы убедились, что на пределе физических сил и материальных ресурсов наши самолёты могли бы долететь до Берлина и вернуться на один из аэродромов Моонзундского архипелага. Операция рискованная и ответственная. Было доложено Сталину, и он, рассмотрев все расчёты, разрешил провести эту операцию».

Вечером 7 августа 1941 года 13 тяжело нагруженных ДБ-3ф взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс на Берлин. Командовал воздушной операцией полковник Евгений Преображенский, он же возглавлял флагманскую группу. Вторую группу вёл капитан Гречишников, третью - капитан Ефремов, штурманом флагманского экипажа летел один из лучших специалистов авиации Балтфлота капитан Хохлов.

На подступах к Берлину немцы посчитали наши самолёты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные геббельсовской пропагандой о разгроме советской авиации, дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Берлина начали рваться советские бомбы. Возникла настоящая неразбериха. Воспользовавшись этим, наши самолёты, освободившись от смертоносного груза, легли на обратный курс. В том историческом полёте, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, над Берлином побывало пять самолётов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Преображенским. Остальные отбомбились по германскому городу-порту Штеттину.

Летчикам 81-й авиадивизии предстояло лететь на Берлин после балтийцев, когда фашисты уже были готовы к отражению воздушной атаки. Это значительно усложняло задачу. К тому же на подготовку к удару Сталин дал дивизии всего сутки. В результате первый полёт на Берлин летчиков Подмосковья, хотя и был результативным, закончился для многих трагично. Вот как об этом рассказано в воспоминаниях Георгия Молчанова.

«29 июня 1941 г. командир нашей части В.И. Лебедев был вызван в Кремль, где получил личное указание Сталина о формировании тяжёлого бомбардировочного авиационного полка особого назначения. По приказу Наркомата обороны от 6 июля 1941 г. началось непосредственное формирование полка. В Монино личный состав изучал теорию и проходил тренировку в барокамере, в Казани на практике осваивал самолёты ТБ-7, которые выпускал татарский завод № 124.

Из состава Полярной авиации в полк прибыли Герой Советского Союза М.В. Водопьянов (вскоре назначенный командиром 81-й дивизии, в которую вошел полк), Герой Советского Союза А.Д. Алексеев, а также Э.К. Пусэп, А.П. Штепенко, из Гражданского воздушного флота (ГВФ) — Б.А. Кубышко, М.В. Родных, Л.В. Сумцов, В.М. Обухов, С.А. Асямов, А.И. Панфилов. Летчики Родных и Панфилов были одними из первых пяти лётчиков-«миллионеров» гражданской авиации, т. е. налетавших 1000000 км.

5 или 6 августа командованием ВВС было доложено Ставке о готовности дивизии к боевой работе по нанесению авиаударов по тылам противника. Вскоре после этого доклада, обозлённый массовым налётом врага на Москву, Сталин в ночь с 8 на 9 августа продиктовал распоряжение: «Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг.

И. Сталин

8.08.41»

10 августа наш 432 полк был сочно перебазирован на аэродром подскока в Пушкин. В экипажах находились бывалые, обстрелянные войной и с большим опытом длительных полетов специалисты своего дела. Лётчик капитан Н.В. Крюков и штурман капитан Х.М. Муратбеков получили боевое крещение на Карельском перешейке, а в боях с фашистами успели отличиться при бомбардировке Данцига и Кёнигсберга. Полярные лётчики М.В. Водопьянов, Э.К. Пусэп имели солидный опыт полётов в сложных условиях погоды, лётчики ГВФ А.А. Курбан, А.Н. Тягунин, М.М. Угрюмов, В.Д. Бидный, С.А. Асямов являлись мастерами полётов на тяжелых самолётах, старший лейтенант Максим Антипов за участие в финской войне был удостоен ордена Красного Знамени.

Линия фронта от аэродрома "подскока" проходила недалеко, поэтому наши экипажи сразу оказались в прифронтовой обстановке. В воздухе на высотах 3-4 км то и дело сновали немецкие разведчики. Наши истребители попарно взлетали для их перехвата. Неоднократно завязывались воздушные бои.

К полудню I0 августа поступило распоряжение: заправить боевые корабли горючим "по пробку", немедленно приступить к подвеске ФАБ-500 по б штук на корабль, личный состав вооружить автоматами, на борту иметь боекомплекты патронов и ручные гранаты из расчёта 6 штук на члена экипажа, снабдить экипаж однодневным бортпайком и иметь 15-дневный НЗ.

Тогда мы еще не знали о приказе Сталина лететь на Берлин, но чувствовали, что готовится грандиозное и важное боевое задание.

В 18 часов по условному сигналу в одном из помещений аэродрома были собраны боевые экипажи /экипаж корабля состоял из 12 человек/. Командир дивизии Водопьянов доложил командующему ВВС Жихареву о готовности дивизии выполнять боевое задание. Командующий поздравил личный состав с успешным завершением формирования полка, пожелал успешной боевой работы и к общему удивлению зачитал обращение Сталина, собственноручно написанное им от руки. Содержание привожу по памяти: «Лётчики, штурманы, бомбардиры, стрелки! Фашистская клика в своей прессе всё чаще и чаще обманывает мирное население Германии, говоря, что Военно-воздушные силы Советского Союза уничтожены. Боевые орлы! Славные соколы! Вы должны доказать, что советская авиация - была есть и способна бомбить любую точку или объект фашистской Германии. Обрушьте свои смертоносные грузы на логово фашизма - Берлин! Точка прицеливания центр города!»

Письмо Сталина было конкретизировано боевым распоряжением командующего ВВС: вылет в 20 часов. Очерёдность - 1-я эскадрилья (Пусеп), на борту одного из самолётов - командир дивизии Герой Советского Союза Водопьянов, 2-я эскадрилья (Курбан). Взлёты со стоянок (без выруливания на старт) в любом направлении. Интервал между взлётами I минута. Условное название операции – «Удар по логову».

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Мария 09.05.2020 в 10:11 # Ответить
Григорий Болобошко - это брат моей бабушки. Он белорус и родился на хуторе Подлозовье Городокского района Витебской области. В Мемориале к сожалению неверная информация о его месте рождения.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение