RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Победа-70»: юная поэтесса Люба Левитанус
15 марта 2015 г.

«Победа-70»: юная поэтесса Люба Левитанус

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Мудрый клоун
18 декабря 2016 г.

Мудрый клоун

18 декабря 2016 года исполнилось 95 лет со дня рождения Ю.В.Никулина
США — империя войны
9 ноября 2016 г.

США — империя войны

Глобальный кризис неуклонно перерастает в общепланетарную бойню за ресурсы
На кону — будущее России
3 января 2016 г.

На кону — будущее России

Оглядываясь на 2015-й, смотрим в 2016 год
Слава России!
15 ноября 2013 г.

Слава России!

15 ноября подведены итоги конкурса «День патриотической поэзии-2013»
Главная » Читальный зал » Слава нашему Военно-морскому флоту!

Слава нашему Военно-морскому флоту!

28 июля - День ВМФ СССР и России

Поэтическое поздравление в адрес военных моряков с предисловием адмирала флота В.Н. Чернавина
Слава нашему Военно-морскому флоту!

Последний главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Николаевич ЧЕРНАВИН рассказал РГК:

- Этот праздник мы числим с советских времен. Он учрежден 22 июня 1939 года постановлением СНК. А сама идея возникла так. Тогдашний руководитель советского Военно-морского флота Николай Герасимович Кузнецов решил выйти в правительство с предложением о введении профессионального праздника военных моряков. Для начала он собрал приближенных адмиралов, стали прикидывать, к чему приурочить праздник. Кто-то предлагал — к какой-либо исторической дате, скажем, Синопского сражения, кто-то к другой победе. Сам Кузнецов рассуждал так: праздник связан с кораблями, с водой, с посещением кораблей публикой, то есть нужна хорошая погода, ведь в дождь, слякоть не получится той красоты и празничности, которая предполагается по данному случаю. Спросили у синоптиков: когда в России самая устойчивая и солнечная погода? Те отвечают: в конце июля. Вот и решили в последнее воскресенье июля отмечать День ВМФ. Он широко праздновался в советское время. Особенно в послевоенное, когда флот окреп, стал океанским, ракетно-ядерным. Весь мир признавал, что наш флот один из лучших на планете. Если кому мы и уступали чуть-чуть, то только американцам. Корабли много плавали, несли постоянную службу во всех районах Мирового океана. Возможно, не все нас любили, но уважали и считались с нашим флотом на всех континентах, на всех океанах. Так что было, что праздновать. Военные моряки и сегодня любят свой праздник. Любят его и многие гражданские люди. Потому что флот — это гордость государства и народа. Флот — это всегда красиво, зрелищно.

Адмирал флота Чернавин вспомнил:

- При мне ВМФ СССР имел на вооружении более 2000 боевых единиц, в том числе 62 подводных лодки с баллистическими ракетами.

На сегодня Россия располагает около 300 боевых единиц: в том числе 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 8 - с крылатыми. Надводных кораблей около 200. Из них 1 тяжелый авианесущий крейсер, 3 тяжелых атомных ракетных крейсера, 3 ракетных крейсера.

В честь Дня ВМФ публикуем стихи редактора РГК капитана первого ранга Сергея Турченко из цикла «Поэтическая вахта».

ПЯТЫЙ ОКЕАН

День и ночь четыре океана

Бьют штормами в скулы кораблей.

Но есть самый жесткий и коварный -

Пятый океан людских страстей.
Стыли мы под паковыми льдами,

В тропиках палил нас дикий зной.

Было все. Но только никогда мы

Не теряли власти над собой.

А вот с сердцем далеко не каждый

Мог в лихую пору совладать.

В океане ничего нет гаже,

Чем «подлянки» с суши получать.

Сколько струн душевных оборвалось

От измен, упреков, грубых слов!

Все же, к счастью, кое-что осталось

И звучит в ответ на вечный зов.

ПЬЕДЕСТАЛ

Что такое корабль? Это сталь.

Это сплав из огня и металла.

Все же мы говорим: он устал,

Его тело стальное устало.

Сталь устала. Ей нужен ремонт.

А матросы? Они не устали?

В ритме вахт, корабельных работ

Крепче стали они. Крепче стали!

Что такое корабль. Это сталь?

Это сплав из огня и металла?

Нет. Корабль – это есть пьедестал,

И моряк – на верху пьедестала.

«ХОЧУ» И «НАДО»

Их детство закончилось на берегу.

Захлопнулась грустно волшебная дверца.

Мальчишки вчерашние мир берегут,

Мужчинами став по приказу сердца.

И перед мальчишками встал во весь рост

Седой океан, зычным ревом объятый.

Но вышли уверенно - ноги вразброс –

На палубу эти стальные ребята.

И нет у них страха в суровых глазах,

А лишь уваженье к стихие могучей.

И пусть воет буря на все голоса,

Пусть нос корабля задирается в тучи!

И пусть от родных берегов вдалеке

Сожмется душа ностальгической болью!

Мальчишки умеют держать в кулаке

Свою возмужавшую в бурях волю.

А если однажды в уставшей душе

Появится грусть о возможном покое,

О юности, что не вернется уже,

О девушке с синей в глазах тоскою,

О том, что где-то в больших городах

Живут беззаботно счастливые люди,

А твой дом – железный корабль навсегда,

Уют твой – три быстрых затяжки на юте,

Упрямо мальчишки смахнут эту грусть

С лица огрубевшей в работе рукою.

И скажут друг другу: «Ну, что ж, ну и пусть,

Морская душа рождена лишь для боя.

Кому-то ведь нужно в тревогах жить,

По несколько дней не снимая мундира,

Затем, чтоб другие могли любить

На теплых и добрых ладонях мира.
Мы можем, конечно же, сделать пас,

Комфортно и весело жизнь свою прожить.

Флот обойдется, наверно, без нас

Да мы вот без Флота прожить не сможем».

И снова мальчишки, тряхнув головой,

Уйдут туда, где ревет непогода,

Где ветер свинцовой громит булавой

Холодную, черную, в искрах воду.

И пусть где-то дремлют в тепле города,

А здесь вечной битвы гремит канонада,

Мальчишки мужчинами стали тогда,

Когда поменяли «хочу» на «надо»!

ПОКЛОНЕНИЕ РОССИИ

Обогнули мы морем Европу,

Покорили седой океан.

Восхищенный мы слышали ропот

Чужедальних неведомых стран.

Били в борт наш бискайские штормы,

Жгли нас сотни тропических солнц.

И на гребнях вскипающих волн мы

Жили жизнью красивой, как сон.

Но все чаще сердца нам сжимала

Боль тоски по любимой стране,

Когда утро зарю зажигало

В близкой сердцу родной стороне.

А какое великое счастье

Возвращаться к родным берегам!

Наши души – огромного части –

Припадают к России ногам.

КОРВЕТ

Горизонт, словно бритва,

Небу щеки скоблит.

Рыщут в поисках битвы,

По волнам корабли.

Зоревые туманы

Не отсрочат рассвет.

В нелюбезные страны

Правит курс мой корвет.

Он - прозрачный и синий,

Соткан весь из мечты.

Волшебство его линий –

Идеал красоты.

А за ним мчатся в дали

От родимой земли

Из проверенной стали,

Из брони корабли.

Ветер – шторма предвестник –

В такелажах гудит.

Мой корвет, словно песня,

Словно флаг, впереди!

И светясь, будто стронций,

В зоревой кутерьме

Восходящее солнце

Он несет на корме.

Это – знак доброй воли:

Солнце – мира кумир.

Мы идем не неволить,

Мы несем миру – мир!

МЕЧТА

Шел корабль. Как дым, клубились брызги.

Тучи рвал малиновый закат.

И прибой голодным зверем рыскал

По хребтам прибрежных баррикад.

Я смотрел с томительным волненьем

На корабль, поспоривший с судьбой.

Рисовало мне воображенье

Полный риска мужественный бой.

Будто повзрослевший лет на десять,

В командирской рубке я стою.

Внешне строг, но взгляд горяч и весел.

Свое счастье я обрел в бою.

Волны хлещут. Ветер грозно свищет,

Только смело я смотрю вперед.

Тихой бухты мой корабль не ищет.

Сердце в бой и только в бой зовет.

Десять лет, как десять дней я прожил.

Соль засеребрилась на висках.

Но мечтаю об одном и том же:

Чтоб корабль мой штиля не искал.

ОЧИЩЕНИЕ

За что же я его люблю

Соленый этот мир и пенный,

Где ветер треплет кораблю

Стальные волосы-антенны,

Где ярость волн, как ночь слепа,

Грохочет валом стопудовым,

Где жизнь на нежности скупа,

Щедра на труд семипотовый,

Где время движется рекой

В плену ленивого теченья,

Где мы мозолистой рукой,

Как звезды, ловим приключенья?

Я этот мир люблю за риск,

Что бой победою венчает,

За то, что чистый синий бриз

Мне утром душу очищает,

За то, что каждый здесь поэт,

Рожденный морем, - не от века,

За то, что здесь мы верим в Свет,

В Любовь, в Добро и в Человека.

ТАК ДЕРЖАТЬ!

В этот яростный мир

Шли мы радостными.

Шли, как в бой,

Мы, играя с судьбой.

Мы дразнили прибой,

Рисковали собой.
За кормой

Реял Флаг голубой.

Мы устали в бою,

Но усталость свою

Нужно сжать

В кулаке и держать!

И не может мешать

Нам она штормовать,

Побеждать

И мечту приближать!

ЗАБОТА

Море утром, как сонный котенок,

Выгнув спину, трется о борт.

Вышло солнце из синих пеленок,

Алой пылью засыпав порт.

Голубые, зовущие дали.

Волны, словно сердца, стучат.

Мы о береге в море мечтали.

И о море мечтам сейчас.

Сколько дней провели мы в походах!

Сколько ждет нас штормов впереди!

Забывая покой и отдых,

Мы мужаем в нелегком пути.

И забота – одна, чтобы к бою

Наш корабль был готов всегда,

Чтобы мог заслонить собою

Мирно спящие города.

РОЗА ВЕТРОВ

Со швартовов в пенный мир, в мир крамольный

Мы сорвемся с песнями, с радостью в глазах.

Грянет труд мозолистый и просмоленный,

С брызгами смешаются наши голоса.

Обыватель криво в след усмехнется:

«Глупые романтики, кто же вас поймет?

Человек с царем в башке не свихнется,

Добровольно в этот ад не пойдет!»

Смейтесь, обыватели с мокрым носом,

Скучные, бескрылые, вам ведь не понять,

Что за счастье алую солнца розу

Кружевами синих волн утром пеленать.

Что за счастье выстоять шторм неимоверный,

Выполнить задание трудностям назло.

И морскому братству быть бесконечно верным –

Без ненужных громких клятв и красивых слов.

А потом домой прийти, чтобы счастьем

Тихо вспыхнули в глазах два костра зари.

Что за счастье, выплескав злых разлук ненастье,

Розу голубых ветров милой подарить!

Я ДОМА ВО СНЕ БЫЛ

Луна раскачалась, как красный фонарь,

Волной посрывало все звезды с неба.

Налей мне, братишка, немного вина –

Я дома сегодня во сне был.

Тревогой и холодом жестким дыша,

Ложится на баке ледовым наростом

Седая волна. Не устал я, а просто

Озябли в разлуке глаза и душа.

В соленом, порожистом нашем пути

Взбодрит не всегда нас задорная байка.

За мной лебединая нежность летит,

Как за кораблем белокрылая чайка.

Бывает, в тяжелых, прерывистых снах

Случаются вдруг виртуальные встречи:

Я дома, я с милой, и будто весна

Мне раны волшебными травами лечит.

Но вот снова палубу кренит волна,

И сон мой - всего лишь щемящая небыль.

Налей мне, братишка, немного вина.

Я дома сегодня во сне был.

 

ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ

Когда по небу вечер растечется,

И море онемеет, словно степь,

Как чуткий конь, корабль встрепенется

И станет, напрягая якорь-цепь.

- Команде, чай пить! - прокричит динамик.

И застучат по трапам каблуки.

Закончив день походными делами,

Придут в свой тихий кубрик моряки.

Усталые – с аврала, не с парада.

По кружкам разольют горячий чай.

В иллюминатор тонкий луч заката
Заглянет, словно детская печаль.

И терпкий запах доброго напитка

Напомнит дом, другие вечера.

И памяти не рвущаяся нитка

С родными свяжет нас до самого утра.

А утром будут новые заботы.

А утром будут новые дела.

И важно нам для боевой работы,

Чтоб память эта светлая жила.

Сергей Турченко
28 июля 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение