RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вам звонит Сталин
28 ноября 2013 г.

Вам звонит Сталин

Ещё одна книга о вожде: необычные ракурсы
США против России: варианты войны
1 декабря 2015 г.

США против России: варианты войны

Многие политологи сейчас прорабатывают возможные сценарии развития событий после совместной турецко-американской провокации с российским Су-24
Легенда о Можайском десанте
28 сентября 2013 г.

Легенда о Можайском десанте

Продолжаем конкурс «День патриотической поэзии» имени поэта-подводника Алексея Лебедева
Признаки надвигающейся бойни
23 сентября 2015 г.

Признаки надвигающейся бойни

Как сообщает американский журнал Foreign Policy, пентагон начал активную фазу подготовки превентивного удара по России
На пороге грозных событий
8 октября 2015 г.

На пороге грозных событий

10 мероприятий, которые необходимо осуществить для того, чтобы Россия выстояла в Третьей мировой войне
Главная » Читальный зал » Слава нашему Военно-морскому флоту!

Слава нашему Военно-морскому флоту!

28 июля - День ВМФ СССР и России

Поэтическое поздравление в адрес военных моряков с предисловием адмирала флота В.Н. Чернавина
Слава нашему Военно-морскому флоту!

Последний главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Николаевич ЧЕРНАВИН рассказал РГК:

- Этот праздник мы числим с советских времен. Он учрежден 22 июня 1939 года постановлением СНК. А сама идея возникла так. Тогдашний руководитель советского Военно-морского флота Николай Герасимович Кузнецов решил выйти в правительство с предложением о введении профессионального праздника военных моряков. Для начала он собрал приближенных адмиралов, стали прикидывать, к чему приурочить праздник. Кто-то предлагал — к какой-либо исторической дате, скажем, Синопского сражения, кто-то к другой победе. Сам Кузнецов рассуждал так: праздник связан с кораблями, с водой, с посещением кораблей публикой, то есть нужна хорошая погода, ведь в дождь, слякоть не получится той красоты и празничности, которая предполагается по данному случаю. Спросили у синоптиков: когда в России самая устойчивая и солнечная погода? Те отвечают: в конце июля. Вот и решили в последнее воскресенье июля отмечать День ВМФ. Он широко праздновался в советское время. Особенно в послевоенное, когда флот окреп, стал океанским, ракетно-ядерным. Весь мир признавал, что наш флот один из лучших на планете. Если кому мы и уступали чуть-чуть, то только американцам. Корабли много плавали, несли постоянную службу во всех районах Мирового океана. Возможно, не все нас любили, но уважали и считались с нашим флотом на всех континентах, на всех океанах. Так что было, что праздновать. Военные моряки и сегодня любят свой праздник. Любят его и многие гражданские люди. Потому что флот — это гордость государства и народа. Флот — это всегда красиво, зрелищно.

Адмирал флота Чернавин вспомнил:

- При мне ВМФ СССР имел на вооружении более 2000 боевых единиц, в том числе 62 подводных лодки с баллистическими ракетами.

На сегодня Россия располагает около 300 боевых единиц: в том числе 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 8 - с крылатыми. Надводных кораблей около 200. Из них 1 тяжелый авианесущий крейсер, 3 тяжелых атомных ракетных крейсера, 3 ракетных крейсера.

В честь Дня ВМФ публикуем стихи редактора РГК капитана первого ранга Сергея Турченко из цикла «Поэтическая вахта».

ПЯТЫЙ ОКЕАН

День и ночь четыре океана

Бьют штормами в скулы кораблей.

Но есть самый жесткий и коварный -

Пятый океан людских страстей.
Стыли мы под паковыми льдами,

В тропиках палил нас дикий зной.

Было все. Но только никогда мы

Не теряли власти над собой.

А вот с сердцем далеко не каждый

Мог в лихую пору совладать.

В океане ничего нет гаже,

Чем «подлянки» с суши получать.

Сколько струн душевных оборвалось

От измен, упреков, грубых слов!

Все же, к счастью, кое-что осталось

И звучит в ответ на вечный зов.

ПЬЕДЕСТАЛ

Что такое корабль? Это сталь.

Это сплав из огня и металла.

Все же мы говорим: он устал,

Его тело стальное устало.

Сталь устала. Ей нужен ремонт.

А матросы? Они не устали?

В ритме вахт, корабельных работ

Крепче стали они. Крепче стали!

Что такое корабль. Это сталь?

Это сплав из огня и металла?

Нет. Корабль – это есть пьедестал,

И моряк – на верху пьедестала.

«ХОЧУ» И «НАДО»

Их детство закончилось на берегу.

Захлопнулась грустно волшебная дверца.

Мальчишки вчерашние мир берегут,

Мужчинами став по приказу сердца.

И перед мальчишками встал во весь рост

Седой океан, зычным ревом объятый.

Но вышли уверенно - ноги вразброс –

На палубу эти стальные ребята.

И нет у них страха в суровых глазах,

А лишь уваженье к стихие могучей.

И пусть воет буря на все голоса,

Пусть нос корабля задирается в тучи!

И пусть от родных берегов вдалеке

Сожмется душа ностальгической болью!

Мальчишки умеют держать в кулаке

Свою возмужавшую в бурях волю.

А если однажды в уставшей душе

Появится грусть о возможном покое,

О юности, что не вернется уже,

О девушке с синей в глазах тоскою,

О том, что где-то в больших городах

Живут беззаботно счастливые люди,

А твой дом – железный корабль навсегда,

Уют твой – три быстрых затяжки на юте,

Упрямо мальчишки смахнут эту грусть

С лица огрубевшей в работе рукою.

И скажут друг другу: «Ну, что ж, ну и пусть,

Морская душа рождена лишь для боя.

Кому-то ведь нужно в тревогах жить,

По несколько дней не снимая мундира,

Затем, чтоб другие могли любить

На теплых и добрых ладонях мира.
Мы можем, конечно же, сделать пас,

Комфортно и весело жизнь свою прожить.

Флот обойдется, наверно, без нас

Да мы вот без Флота прожить не сможем».

И снова мальчишки, тряхнув головой,

Уйдут туда, где ревет непогода,

Где ветер свинцовой громит булавой

Холодную, черную, в искрах воду.

И пусть где-то дремлют в тепле города,

А здесь вечной битвы гремит канонада,

Мальчишки мужчинами стали тогда,

Когда поменяли «хочу» на «надо»!

ПОКЛОНЕНИЕ РОССИИ

Обогнули мы морем Европу,

Покорили седой океан.

Восхищенный мы слышали ропот

Чужедальних неведомых стран.

Били в борт наш бискайские штормы,

Жгли нас сотни тропических солнц.

И на гребнях вскипающих волн мы

Жили жизнью красивой, как сон.

Но все чаще сердца нам сжимала

Боль тоски по любимой стране,

Когда утро зарю зажигало

В близкой сердцу родной стороне.

А какое великое счастье

Возвращаться к родным берегам!

Наши души – огромного части –

Припадают к России ногам.

КОРВЕТ

Горизонт, словно бритва,

Небу щеки скоблит.

Рыщут в поисках битвы,

По волнам корабли.

Зоревые туманы

Не отсрочат рассвет.

В нелюбезные страны

Правит курс мой корвет.

Он - прозрачный и синий,

Соткан весь из мечты.

Волшебство его линий –

Идеал красоты.

А за ним мчатся в дали

От родимой земли

Из проверенной стали,

Из брони корабли.

Ветер – шторма предвестник –

В такелажах гудит.

Мой корвет, словно песня,

Словно флаг, впереди!

И светясь, будто стронций,

В зоревой кутерьме

Восходящее солнце

Он несет на корме.

Это – знак доброй воли:

Солнце – мира кумир.

Мы идем не неволить,

Мы несем миру – мир!

МЕЧТА

Шел корабль. Как дым, клубились брызги.

Тучи рвал малиновый закат.

И прибой голодным зверем рыскал

По хребтам прибрежных баррикад.

Я смотрел с томительным волненьем

На корабль, поспоривший с судьбой.

Рисовало мне воображенье

Полный риска мужественный бой.

Будто повзрослевший лет на десять,

В командирской рубке я стою.

Внешне строг, но взгляд горяч и весел.

Свое счастье я обрел в бою.

Волны хлещут. Ветер грозно свищет,

Только смело я смотрю вперед.

Тихой бухты мой корабль не ищет.

Сердце в бой и только в бой зовет.

Десять лет, как десять дней я прожил.

Соль засеребрилась на висках.

Но мечтаю об одном и том же:

Чтоб корабль мой штиля не искал.

ОЧИЩЕНИЕ

За что же я его люблю

Соленый этот мир и пенный,

Где ветер треплет кораблю

Стальные волосы-антенны,

Где ярость волн, как ночь слепа,

Грохочет валом стопудовым,

Где жизнь на нежности скупа,

Щедра на труд семипотовый,

Где время движется рекой

В плену ленивого теченья,

Где мы мозолистой рукой,

Как звезды, ловим приключенья?

Я этот мир люблю за риск,

Что бой победою венчает,

За то, что чистый синий бриз

Мне утром душу очищает,

За то, что каждый здесь поэт,

Рожденный морем, - не от века,

За то, что здесь мы верим в Свет,

В Любовь, в Добро и в Человека.

ТАК ДЕРЖАТЬ!

В этот яростный мир

Шли мы радостными.

Шли, как в бой,

Мы, играя с судьбой.

Мы дразнили прибой,

Рисковали собой.
За кормой

Реял Флаг голубой.

Мы устали в бою,

Но усталость свою

Нужно сжать

В кулаке и держать!

И не может мешать

Нам она штормовать,

Побеждать

И мечту приближать!

ЗАБОТА

Море утром, как сонный котенок,

Выгнув спину, трется о борт.

Вышло солнце из синих пеленок,

Алой пылью засыпав порт.

Голубые, зовущие дали.

Волны, словно сердца, стучат.

Мы о береге в море мечтали.

И о море мечтам сейчас.

Сколько дней провели мы в походах!

Сколько ждет нас штормов впереди!

Забывая покой и отдых,

Мы мужаем в нелегком пути.

И забота – одна, чтобы к бою

Наш корабль был готов всегда,

Чтобы мог заслонить собою

Мирно спящие города.

РОЗА ВЕТРОВ

Со швартовов в пенный мир, в мир крамольный

Мы сорвемся с песнями, с радостью в глазах.

Грянет труд мозолистый и просмоленный,

С брызгами смешаются наши голоса.

Обыватель криво в след усмехнется:

«Глупые романтики, кто же вас поймет?

Человек с царем в башке не свихнется,

Добровольно в этот ад не пойдет!»

Смейтесь, обыватели с мокрым носом,

Скучные, бескрылые, вам ведь не понять,

Что за счастье алую солнца розу

Кружевами синих волн утром пеленать.

Что за счастье выстоять шторм неимоверный,

Выполнить задание трудностям назло.

И морскому братству быть бесконечно верным –

Без ненужных громких клятв и красивых слов.

А потом домой прийти, чтобы счастьем

Тихо вспыхнули в глазах два костра зари.

Что за счастье, выплескав злых разлук ненастье,

Розу голубых ветров милой подарить!

Я ДОМА ВО СНЕ БЫЛ

Луна раскачалась, как красный фонарь,

Волной посрывало все звезды с неба.

Налей мне, братишка, немного вина –

Я дома сегодня во сне был.

Тревогой и холодом жестким дыша,

Ложится на баке ледовым наростом

Седая волна. Не устал я, а просто

Озябли в разлуке глаза и душа.

В соленом, порожистом нашем пути

Взбодрит не всегда нас задорная байка.

За мной лебединая нежность летит,

Как за кораблем белокрылая чайка.

Бывает, в тяжелых, прерывистых снах

Случаются вдруг виртуальные встречи:

Я дома, я с милой, и будто весна

Мне раны волшебными травами лечит.

Но вот снова палубу кренит волна,

И сон мой - всего лишь щемящая небыль.

Налей мне, братишка, немного вина.

Я дома сегодня во сне был.

 

ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ

Когда по небу вечер растечется,

И море онемеет, словно степь,

Как чуткий конь, корабль встрепенется

И станет, напрягая якорь-цепь.

- Команде, чай пить! - прокричит динамик.

И застучат по трапам каблуки.

Закончив день походными делами,

Придут в свой тихий кубрик моряки.

Усталые – с аврала, не с парада.

По кружкам разольют горячий чай.

В иллюминатор тонкий луч заката
Заглянет, словно детская печаль.

И терпкий запах доброго напитка

Напомнит дом, другие вечера.

И памяти не рвущаяся нитка

С родными свяжет нас до самого утра.

А утром будут новые заботы.

А утром будут новые дела.

И важно нам для боевой работы,

Чтоб память эта светлая жила.

Сергей Турченко
28 июля 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение