RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Последний рубеж
17 января 2014 г.

Последний рубеж

Памяти фронтового разведчика, военного писателя Героя Советского Союза Владимира Карпова
Достигнет ли территории США российский
30 мая 2015 г.

Достигнет ли территории США российский "удар возмездия"

НАТО объявила о крупных учениях в северо-восточной Атлантике для отработки совместной противоракетной обороны Соединенных Штатов и испытания американской противоракеты SM-3
Стихи о настоящем человеке!
2 июня 2016 г.

Стихи о настоящем человеке!

Продолжаем публиковать стихи, присланные на конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летнему юбилею выдающегося воздушного аса Героя Советского Союза Алексея Маресьева
«Блага демократии» от США
25 октября 2016 г.

«Блага демократии» от США

25 октября 2016 года мировые СМИ опубликовали заявление Папы римского Франциска о том, что он поражен жестокостью, проявленной в отношении гражданских лиц, в особенности детей, во время боевых действий в Мосуле.
Издалека — долго...
29 декабря 2016 г.

Издалека — долго...

30 декабря 2016 года - 20 лет с тех пор, как покинул этот мир советский поэт-песенник Лев Иванович Ошанин
Главная » Читальный зал » Мальчики становятся мужчинами

Мальчики становятся мужчинами

Повесть о курсантах Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища (КВВМКУ) имени Сергея Мироновича Кирова

25 июня 1940 года приказом НК ВМФ СССР № 241 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское военно-морское училище (КВМУ).
Мальчики становятся мужчинами

Строго говоря, история Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени Кирова началась 5 марта 1939 года, когда народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов утвердил генеральный план строительства флота, которым, в частности, предусматривалось создание учебного заведения военных моряков в Баку. 14 апреля 1939 года началось формирование 4 ВМУ во главе с комдивом Георгием Андреевичем Буриченковым, ставшим первым начальником училища. В июне сюда прибыли курсанты из Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, которые строили первые здания. А 1 октября начался первый учебный год. Мне довелось учиться в этой славной кузнице военно-морских кадров с 1968 по 1973 год. Предлагаю повесть о тех годах.

В моём курсантском чемоданчике, который больше тридцати лет пролежал на чердаке родительского дома, среди конспектов лекций по кораблевождению и записных книжек я обнаружил блеклую машинописную копию протокола комсомольского собрания, озаглавленного «Персональное дело члена ВЛКСМ Виктора Панкова». Уже и не помню, как этот документ оказался в моём личном архиве, но, читая его сегодня, я во всех подробностях ещё раз пережил довольно драматичную историю из далекой молодости.Сейчас мало кто пишет о комсомоле, само это некогда звонкое и призывное слово теперь для многих стало чуть ли не ругательным. Но для людей моего поколения комсомольские организации нередко играли самую добрую роль. И мне захотелось рассказать нынешним читателям эту давнюю историю о проблемах мальчишек-комсомольцев семидесятых годов двадцатого века, которые решили посвятить свою жизнь военно-морскому делу.

1. НОЧНОЙ РАЗГОВОР

Первокурсники высшего военно-морского училища возвращались с корабельной практики. Из автобусов, набитых по самый подволок курсантами, вещмешками и ящиками со штурманскими принадлежностями, вырывались лихие песни и смех. Возвращение в родные пенаты после двухмесячного морского похода радовало и волновало. Когда головной автобус миновал ворота контрольно-пропускного пункта, все, кто находился в нем, не сговариваясь, что было духу закричали «ура-а-а!», словно из курсантских душ высвободились, не в силах больше тесниться там, молодые чувства любви к училищу, радости встречи с ним и гордости людей, преодолевших немало трудностей и не посрамивших священных стен. Один за другим проходили автобусы створ ворот, и многоголосое «ура!», то усиливаясь, то стихая, катилось волнами к порогу училища, как к долгожданному родному берегу. Несмотря на поздний час (было около полуночи) практикантов встречали: из распахнутых окон жилых корпусов выглядывали старшекурсники; на плацу, освещенном неоновыми фонарями, стояла группа офицеров, в которой курсанты сразу же заметили худощавую фигуру начальника политического отдела капитана первого ранга Корчнева. Даже невысокие мохнатые сосны, под кронами которых прошли тесные строи не одного поколения курсантов, оживились, разбуженные верховым ветерком, и приветливо замахали огромными черными лапами.На Минной аллее автобусы остановились. Курсанты выскакивали из них, толкаясь и смеясь.
— Становись! — скомандовал помолодевшим звонким голосом командир роты капитан третьего ранга Ионин и сам стал перед строем навытяжку, молодцевато расправив плечи и подняв голову.

Команда выполнялась дольше, чем обычно, но сегодня никто не торопил курсантов. Лишь командир второго взвода старшина первой статьи Томилин неприятным хриплым голосом покрикивал с явным расчетом быть услышанным Иониным: «Прекратить разговоры, «Становись!» была команда». Но на него никто не обращал внимания. Все были слишком уж возбуждены.Через несколько минут к замершему ротному строю подошел Корчнев. Ионин отрапортовал. Об итогах корабельной практики Корчнева уже проинформировали, поэтому он был в приподнятом расположении духа, обходя строй, улыбался, шутил с курсантами. Против второго взвода каперанг остановился, вглядываясь в чье-то лицо. Невысокий широкоплечий курсант с темным от загара, хмурым лицом вытянулся, еще крепче прижал к бедрам короткие сильные руки, собираясь, видимо, представиться начальнику.


— А-а-а, Панков, — вспомнил Корчнев его фамилию. — Ты что как в воду опущенный? Устал?

— Никак нет, — ответил курсант, пытаясь изобразить на лице бодрость.

— Что же нос повесил?

Панков промолчал. Корчнев потрепал его за плечо. Взгляд каперанга случайно остановился на Томилине, который понял это как молчаливое приказание дать информацию и ответил за Панкова:

— А что ему остается? Нахватал взысканий, теперь сам себе не рад.

— А мне докладывали, что практика прошла без замечаний, — нахмурился Корчнев. Офицер резко повернулся и направился к тому месту перед строем, где минуту назад принимал рапорт командира роты. Когда курсанты снова увидели лицо начальника политотдела, на нем не осталось и тени недовольства. По поручению начальника училища, который находился на совещании в Москве и не мог встретить курсантов, Корчнев поздравил всех с завершением корабельной практики, поблагодарил за успешное выполнение задания.Через полчаса курсанты были в койках. Несмотря на усталость, Панков долго не мог уснуть. Из головы не выходили слова Томилина: «Нахватал взысканий… Сам себе не рад». Вот гад! И чего лезет со своими комментариями?!

Панков встал не в силах больше лежать и по привычке пошарил ногой под койкой, нащупывая тапочки. Вспомнив, что они остались в вещмешке, обул ботинки и, осторожно ступая, чтобы не разбудить товарищей, вышел из кубрика, как по-корабельному курсанты называли ротное помещение.В коридоре, склонившись над тумбочкой, стоял дневальный и что-то читал. Это был Игорь Мальцев.

– Дай сигарету, — попросил Панков, щурясь от яркого света.

Игорь вытащил из кармана хлопчатобумажных брюк смятую пачку «Авроры» и протянул Виктору.

— Ты что не спишь? — спросил он, вглядываясь в лицо товарища. — Уже третий час.

Виктор прикурил и не ответил. Панков и Мальцев подружились еще во время вступительных экзаменов. За год дружба окрепла и стала такой, когда не только нет друг от друга секретов, но достаточно одного взгляда, чтобы понять состояние товарища, почувствовать причину его переживания и беспокойства.

— Не обращай ты на него внимания, — сочувственно проговорил Мальцев, вспомнив ночной инцидент. — Томилин есть Томилин. Если из-за таких переживать, на учебу сил не останется.

— Да-да, — рассеянно, думая о другом, ответил Панков и, скрипнув ботинком, медленно сел на лестничную ступеньку.

— Надоело всё, — глухо сказал он и, помолчав, неожиданно добавил:

— Завтра же напишу рапорт об отчислении. Отслужу три года на корабле — и на гражданку…

Страницы:   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50  »

Комментарии:

Хромов Виктор Алексеевич 20.02.2016 в 22:48 # Ответить
Прекрасно написано. Спасибо за воспоминания! 1968-1973 г.г.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
четверг
2017

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение