RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Жизни тонкая нить
25 ноября 2014 г.

Жизни тонкая нить

25 ноября 1958 года родился выдающийся православный поэт и композитор Владимир Волков
Нечаянная родня
29 апреля 2018 г.

Нечаянная родня

Новые стихи нашего постоянного автора уральского поэта Александра Костенко о единении на почве ... соседства
Матушка Добрынюшке наказывала...
2 января 2016 г.

Матушка Добрынюшке наказывала...

Глубокая патриотическая песня, слова и музыка иеромонаха Романа (Александра Матюшина)
Русский вопрос
17 апреля 2014 г.

Русский вопрос

На прошедшей 17 апреля «прямой линии» Владимир Путин уделил беспрецедентное внимание патриотизму и проблемам наших соотечественников за рубежом
Песня с электронной почты
31 января 2018 г.

Песня с электронной почты

Индирейкин Юрий Анатольевич прислал в Российский героический календарь стихи с припиской «Это моя песня»
Главная » Читальный зал » Создатель «тридцатьчетвёрки»

Создатель «тридцатьчетвёрки»

Подвиг самопожертвования конструктора лучшего танка Второй мировой войны целых полвека находился в забвении

26 сентября 1940 года на 42 году жизни скончался Михаил Ильич Кошкин. И был забыт на долгие годы, хотя о его детище знал весь мир.
Создатель «тридцатьчетвёрки»

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает. К сожалению, ни за один из этих подвигов Михаил Ильич не был награжден даже медалью. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Все началось с вот с этого письма ветеранов города Пареславль-Залесского в адрес президента СССР, датированного ноябрем 1989 года:

«29-го марта сего года президент США наградил посмертно спортсмена Джесси Оуэнса за спортивную победу в 1936 г., расцененную теперь как подвиг, совершенный в опровержение расовой теории фашистов.

Верим и надеемся, что решение президента США послужит прецедентом для реабилитации подвига нашего советского человека, не спортсмена, но настоящего героя-победителя в соревновании конструкторской мысли советских и немецких танкостроителей. Речь идёт о Кошкине Михаиле Ильиче, создателе танка Т-34, лучшего танка Второй мировой войны».

По чьей-то злой воле жители Переславль-Залесского района Ярославщины не знали, что конструктор легендарного танка их земляк, а когда узнали об этом в 1982 году, то выяснилось вдруг, что гениальный творец «тридцатьчетверки» не награждён даже никакой медалью за свой трудовой подвиг, тогда как его помощник, да и все руководство завода стали Героями Советского Союза. Переславцы узнали, что целых 50 лет непростительно замалчивался героический подвиг Кошкина, выступившего единолично против укоренившейся в 30-х годах концепции колесно-гусеничного танка и победившего в борьбе с нашей военной бюрократией. Причем ценой собственной жизни, отданной за то, чтобы сорвать сознательное затягивание некоторыми чинушами начала производства Т-34. Только благодаря этому страна успела освоить производство и выпустить до 22 июня 1941 года 1225 современных танков и избежала ещё больших потерь или полного истребления фашизмом.

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега.

Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря подвигу самопожертвования, совершенному Кошкиным, Т-34 пустили в серию, и заводы успели сделать до начала войны 1225 танков. Именно эти машины стали грозой для врага, посеяли среди немцев танкобоязнь, а среди наших солдат поднимали боевой дух, рождали гордость за советское оружие и веру в грядущую победу.

Но непостижима наша неблагодарность конструктору. В феврале 1942 года его помощнику, не совершавшему такого подвига, присвоили звание Героя Социалистического Труда за этот именно танк, а Кошкина «забыли». Пренебрежение к нему проявлено и в Большой советской энциклопедии, где искажена (том 13,стр.304 ) биография и кощунственно пропущены дата и место его рождения. Может быть, и сознательно - чтобы земляки не взялись защищать его честь. Получилось как в легенде про Данко, который ценой жизни вывел людей из дремучего заблуждения, а ему даже умершему наступили на сердце, чтобы не смущало искрами.

Переславцы долго не знали, что создатель Т-34 их земляк и только в 1982 году начали ходатайствовать о присвоении М.И.Кошкину звания Героя Советского Союза. Но секретарь Ярославского обкома Лощенков «не одобрил» почина по причине опоздания (вот если бы к юбилею!). Выходит, не случайно «вкрались» пропуски места рождения в БСЭ! Они сыграли свою роль.

В последние годы мы не раз обращались в Президиум Верховного Совета, ЦК КПСС. Нам отвечали письмами из секретариатов со ссылками на ответ Миноборонпрома будто Кошкин и так в стране хорошо известен и его «не забыли». Вот так! Сотни актеров, танцоров, литераторов стали Героями, не выходя на улицу из рабочего кабинета, а конструктору лучшего в мире танка, сыгравшего ни с чем не сравнимую роль во всемирной победе над нацизмом, оказывается вполне достаточна «вечная память»!

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 июля
понедельник
2018

В этот день:

Генерал армии Махмут Гареев

23 июля 1923 года родился Махмут Ахметович ГАРЕЕВ, советский и российский военный деятель, военачальник, генерал армии в отставке, доктор военных и доктор исторических наук, профессор.

Межпланетная станция «Венера-9»

23 июля 1975 года советская космическая станция «Венера-9» совершила посадку на поверхность Венеры. Она передала первые в истории человечества черно-белые кадры с поверхности иной планеты.

Ракеты «Тополь» заступили на дежурство

23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены первые ракеты «Тополь». Это подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ на самоходном автомобильном шасси. Разработка его была начата в Московском институте теплотехники в 1975 году под руководством главного конструктора А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутина).

Ракеты «Тополь» заступили на дежурство

23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены первые ракеты «Тополь». Это подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ на самоходном автомобильном шасси. Разработка его была начата в Московском институте теплотехники в 1975 году под руководством главного конструктора А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутина).

 

 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668—212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года. Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года. Первое подразделение поставлено на боевое дежурство в 1985 году в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола). На вооружение ракетный комплекс был принят в 1988 году и до настоящего времени находится на боевом дежурстве.

РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями, каждая из которых оснащена РДТТ с одним неподвижным соплом. Полная масса ракеты составляет 45 тонн. Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси МАЗ-7912 (поздние модификации на базе МАЗ-7917, отличавшемся увеличенной примерно на 1 м длиной и доработанными кабинами экипажа). Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъёма контейнера в вертикальное положение, с помощью порохового аккумулятора давления, размещаемого в транспортно-пусковом контейнере — «миномётный старт».

Максимальное количество ракет «Тополь», находившихся на вооружении РВСН — 369 единиц. В 2007 году было ликвидировано 36 пусковых установок «Тополь». По состоянию на декабрь 2010 года в составе РВСН оставалось 171 единица ПГРК «Тополь».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение