RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

За кого голосовать?
11 сентября 2016 г.

За кого голосовать?

С таким вопросом в Российский героический календарь в эти дни обращается множество наших читателей
Верность идеалам юности
25 февраля 2017 г.

Верность идеалам юности

25 февраля 2017 года – 105 лет со дня рождения Народного артиста СССР Всеволода САНАЕВА
Путин готовит удар по США
12 февраля 2015 г.

Путин готовит удар по США

Американская верхушка боится обнародования российских спутниковых фото трагедии 9/11
Героям — поклон, подонкам — позор
3 декабря 2015 г.

Героям — поклон, подонкам — позор

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию было пронизано патриотизмом и ответственностью за судьбу России
США - исчадие ада
4 декабря 2015 г.

США - исчадие ада

70 лет назад 4 декабря 1945 года вступил в силу план атомных бомбардировок Советского Союза «Траян», принятый Соединенными Штатами Америки
Главная » Читальный зал » Создатель «тридцатьчетвёрки»

Создатель «тридцатьчетвёрки»

Подвиг самопожертвования конструктора лучшего танка Второй мировой войны целых полвека находился в забвении

26 сентября 1940 года на 42 году жизни скончался Михаил Ильич Кошкин. И был забыт на долгие годы, хотя о его детище знал весь мир.
Создатель «тридцатьчетвёрки»

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает. К сожалению, ни за один из этих подвигов Михаил Ильич не был награжден даже медалью. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Все началось с вот с этого письма ветеранов города Пареславль-Залесского в адрес президента СССР, датированного ноябрем 1989 года:

«29-го марта сего года президент США наградил посмертно спортсмена Джесси Оуэнса за спортивную победу в 1936 г., расцененную теперь как подвиг, совершенный в опровержение расовой теории фашистов.

Верим и надеемся, что решение президента США послужит прецедентом для реабилитации подвига нашего советского человека, не спортсмена, но настоящего героя-победителя в соревновании конструкторской мысли советских и немецких танкостроителей. Речь идёт о Кошкине Михаиле Ильиче, создателе танка Т-34, лучшего танка Второй мировой войны».

По чьей-то злой воле жители Переславль-Залесского района Ярославщины не знали, что конструктор легендарного танка их земляк, а когда узнали об этом в 1982 году, то выяснилось вдруг, что гениальный творец «тридцатьчетверки» не награждён даже никакой медалью за свой трудовой подвиг, тогда как его помощник, да и все руководство завода стали Героями Советского Союза. Переславцы узнали, что целых 50 лет непростительно замалчивался героический подвиг Кошкина, выступившего единолично против укоренившейся в 30-х годах концепции колесно-гусеничного танка и победившего в борьбе с нашей военной бюрократией. Причем ценой собственной жизни, отданной за то, чтобы сорвать сознательное затягивание некоторыми чинушами начала производства Т-34. Только благодаря этому страна успела освоить производство и выпустить до 22 июня 1941 года 1225 современных танков и избежала ещё больших потерь или полного истребления фашизмом.

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега.

Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря подвигу самопожертвования, совершенному Кошкиным, Т-34 пустили в серию, и заводы успели сделать до начала войны 1225 танков. Именно эти машины стали грозой для врага, посеяли среди немцев танкобоязнь, а среди наших солдат поднимали боевой дух, рождали гордость за советское оружие и веру в грядущую победу.

Но непостижима наша неблагодарность конструктору. В феврале 1942 года его помощнику, не совершавшему такого подвига, присвоили звание Героя Социалистического Труда за этот именно танк, а Кошкина «забыли». Пренебрежение к нему проявлено и в Большой советской энциклопедии, где искажена (том 13,стр.304 ) биография и кощунственно пропущены дата и место его рождения. Может быть, и сознательно - чтобы земляки не взялись защищать его честь. Получилось как в легенде про Данко, который ценой жизни вывел людей из дремучего заблуждения, а ему даже умершему наступили на сердце, чтобы не смущало искрами.

Переславцы долго не знали, что создатель Т-34 их земляк и только в 1982 году начали ходатайствовать о присвоении М.И.Кошкину звания Героя Советского Союза. Но секретарь Ярославского обкома Лощенков «не одобрил» почина по причине опоздания (вот если бы к юбилею!). Выходит, не случайно «вкрались» пропуски места рождения в БСЭ! Они сыграли свою роль.

В последние годы мы не раз обращались в Президиум Верховного Совета, ЦК КПСС. Нам отвечали письмами из секретариатов со ссылками на ответ Миноборонпрома будто Кошкин и так в стране хорошо известен и его «не забыли». Вот так! Сотни актеров, танцоров, литераторов стали Героями, не выходя на улицу из рабочего кабинета, а конструктору лучшего в мире танка, сыгравшего ни с чем не сравнимую роль во всемирной победе над нацизмом, оказывается вполне достаточна «вечная память»!

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
воскресенье
2018

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа».

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа».

В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Смерть В.И. Ленина

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов), политический и государственный деятель СССР, основатель первого в мире государства трудящихся.

Смерть В.И. Ленина

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов), политический и государственный деятель СССР, основатель первого в мире государства трудящихся.

Официальное заключение о причине смерти в протоколе вскрытия тела гласило: «Основой болезни умершего является распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания (Abnutzungssclerose). Вследствие сужения просвета артерий мозга и нарушения его питания от недостаточности подтока крови наступали очаговые размягчения тканей мозга, объясняющие все предшествовавшие симптомы болезни (параличи, расстройства речи). Непосредственной причиной смерти явилось: 1) усиление нарушения кровообращения в головном мозге; 2) кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия».

Тело В.И. Ленина забальзамировано и вот уже 90 лет находится в Мавзолее на Красной площади в Москве.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом.

После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение