RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Владимир Путин: пора действовать!
7 октября 2013 г.

Владимир Путин: пора действовать!

Несколько цитат из октябрьской речи Президента РФ на сессии международного дискуссионного клуба «Валдай»
Стихи для Путина
18 февраля 2016 г.

Стихи для Путина

Произведение юной поэтессы, которая в 2015 году стала лауреатом конкурса патриотической поэзии, проведенного Российским героическим календарём, 10-классницы Евгении Дубровиной, покорило сердце Президента России
Третья столица России
22 мая 2016 г.

Третья столица России

240 лет назад 22 мая 1776 года был основан город Екатеринослав
Падение Украины-5
23 ноября 2014 г.

Падение Украины-5

Это та роковая неотразимая грань между воспоминанием и надеждой
Троллинг Кушнера
28 мая 2017 г.

Троллинг Кушнера

В мировых СМИ, да и российские «не подкачали», прошла очень «важная» информация
Главная » Читальный зал » Создатель «тридцатьчетвёрки»

Создатель «тридцатьчетвёрки»

Подвиг самопожертвования конструктора лучшего танка Второй мировой войны целых полвека находился в забвении

26 сентября 1940 года на 42 году жизни скончался Михаил Ильич Кошкин. И был забыт на долгие годы, хотя о его детище знал весь мир.
Создатель «тридцатьчетвёрки»

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает. К сожалению, ни за один из этих подвигов Михаил Ильич не был награжден даже медалью. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Все началось с вот с этого письма ветеранов города Пареславль-Залесского в адрес президента СССР, датированного ноябрем 1989 года:

«29-го марта сего года президент США наградил посмертно спортсмена Джесси Оуэнса за спортивную победу в 1936 г., расцененную теперь как подвиг, совершенный в опровержение расовой теории фашистов.

Верим и надеемся, что решение президента США послужит прецедентом для реабилитации подвига нашего советского человека, не спортсмена, но настоящего героя-победителя в соревновании конструкторской мысли советских и немецких танкостроителей. Речь идёт о Кошкине Михаиле Ильиче, создателе танка Т-34, лучшего танка Второй мировой войны».

По чьей-то злой воле жители Переславль-Залесского района Ярославщины не знали, что конструктор легендарного танка их земляк, а когда узнали об этом в 1982 году, то выяснилось вдруг, что гениальный творец «тридцатьчетверки» не награждён даже никакой медалью за свой трудовой подвиг, тогда как его помощник, да и все руководство завода стали Героями Советского Союза. Переславцы узнали, что целых 50 лет непростительно замалчивался героический подвиг Кошкина, выступившего единолично против укоренившейся в 30-х годах концепции колесно-гусеничного танка и победившего в борьбе с нашей военной бюрократией. Причем ценой собственной жизни, отданной за то, чтобы сорвать сознательное затягивание некоторыми чинушами начала производства Т-34. Только благодаря этому страна успела освоить производство и выпустить до 22 июня 1941 года 1225 современных танков и избежала ещё больших потерь или полного истребления фашизмом.

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега.

Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря подвигу самопожертвования, совершенному Кошкиным, Т-34 пустили в серию, и заводы успели сделать до начала войны 1225 танков. Именно эти машины стали грозой для врага, посеяли среди немцев танкобоязнь, а среди наших солдат поднимали боевой дух, рождали гордость за советское оружие и веру в грядущую победу.

Но непостижима наша неблагодарность конструктору. В феврале 1942 года его помощнику, не совершавшему такого подвига, присвоили звание Героя Социалистического Труда за этот именно танк, а Кошкина «забыли». Пренебрежение к нему проявлено и в Большой советской энциклопедии, где искажена (том 13,стр.304 ) биография и кощунственно пропущены дата и место его рождения. Может быть, и сознательно - чтобы земляки не взялись защищать его честь. Получилось как в легенде про Данко, который ценой жизни вывел людей из дремучего заблуждения, а ему даже умершему наступили на сердце, чтобы не смущало искрами.

Переславцы долго не знали, что создатель Т-34 их земляк и только в 1982 году начали ходатайствовать о присвоении М.И.Кошкину звания Героя Советского Союза. Но секретарь Ярославского обкома Лощенков «не одобрил» почина по причине опоздания (вот если бы к юбилею!). Выходит, не случайно «вкрались» пропуски места рождения в БСЭ! Они сыграли свою роль.

В последние годы мы не раз обращались в Президиум Верховного Совета, ЦК КПСС. Нам отвечали письмами из секретариатов со ссылками на ответ Миноборонпрома будто Кошкин и так в стране хорошо известен и его «не забыли». Вот так! Сотни актеров, танцоров, литераторов стали Героями, не выходя на улицу из рабочего кабинета, а конструктору лучшего в мире танка, сыгравшего ни с чем не сравнимую роль во всемирной победе над нацизмом, оказывается вполне достаточна «вечная память»!

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 мая
воскресенье
2018

В этот день:

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Россия издавна вела войны со Швецией за выход в Балтийское море. Весной 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы. 27 мая 1703 года на Заячьем острове состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра.

Возглавлял строительство Александр Меншиков, ближайший помощник царя. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине 18 века крепость была «одета» в камень. Поскольку в центре крепости был построен собор Петра и Павла, ее назвали Петропавловской. С создания крепости начинается история города Санкт-Петербурга.

Ежедневно из Петропавловской крепости раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

 Первый космический полёт  совершил 17 сентября — 21 ноября 1985 года  совместно с В. В. Васютиным и Г. М. Гречко.Второй космический полёт - 26 ноября 1988 — 27 апреля 1989 года совместно с С. К. Крикалёвым и Жан-Лу Кретьеном. Третий -  2 октября 1991 — 25 марта 1992 года.  Суммарное время в космосе — 391 суток 11 часов 54 минуты. Имел два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 часов 9 минут.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Он родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Борисоглебского района Воронежской области в рабочей семье. Русский. В 1940 году успешно окончил Борисоглебский аэроклуб, затем учился в Балашовской военно-авиационной школе пилотов, по окончании которой в 1942 году был направлен в действующую армию. Воевал в 15-м гвардейском штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях по деблокированию Ленинграда и освобождению Ленинградской области, Выборга, Эстонии, Латвии и Белоруссии, участвовал в боях за взятие Кенигсберга. За время войны прошёл путь от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи. Всего к моменту окончания Великой Отечественной войны гвардии капитан А. Н. Прохоров совершил 236 боевых вылетов.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Родился в 1774 году в Полтавской губернии в семье казака Запорожской Сечи.
После окончания военного училища служил под началом Александра Васильевича Суворова. Участник Итальянского похода 1799 года. Герой Отечественной войны1812 года.
Первым в Русской армии начал разрабатывать ракеты. Его установки имели дальность полета до 6000 метров (английские ракеты Конгрива — всего до 2700 метров).
В турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль.
Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами.
Впервые в мире произвел расчеты порохового объема ракеты, потребного для полета на Луну.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение