RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Триумф «Иннокентия»
3 января 2020 г.

Триумф «Иннокентия»

Иркутский областной Театр юного зрителя имени А. Вампилова удостоен высокой награды Митрополита киевского и всея Украины Онуфрия.
Болеть запрещается!
22 февраля 2016 г.

Болеть запрещается!

«Спутник здоровья» (https://vk.com/ru_vrach) - так называется новый проект сообщества «Солдатский храм» - «Российский героический календарь».
Современная геббельсиада-2
19 июня 2019 г.

Современная геббельсиада-2

Часть 2. Операции «Оверлод» и «Багратион». Арденны и Висло-Одерская операция.
Государство самоубийственной ориентации
2 марта 2016 г.

Государство самоубийственной ориентации

Росстат опубликовал данные о зарплатах федеральных чиновников
Гимн Новороссии
2 июля 2014 г.

Гимн Новороссии

Когда фашистская клика Порошенко вновь начала тотальное наступление на русское население Донбасса с применением артиллерии, танков, авиации, химического оружия, руководство молодой республики объявило конкурс на создание государственных атрибутов
Главная » Читальный зал » Через миллениум - 5

Через миллениум - 5

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)

Записи января 1994 года: об актёре Евгении Леонове
Через миллениум - 5

28.01.94, пятница.

Умер Евгений Леонов. Мне посчастливилось не только знать Евгения Павловича, но и работать под его началом в Доме актёра ВТО имени А.Яблочкиной.

На смерть Леонова

Люди на самом деле - звери или птицы. Хотя никто в том никогда не признается. Ибо хорошо, когда ты - лев, медведь, тигр, орел, беркут, ну, на крайний случай - заяц, воробей. А если - стервятник, гиена, хорек вонючий или шакал презренный? Какая от этого радость? Поэтому никто и не соглашается на подобную классификацию человеческих характеров. Куда сподручнее и удобнее полагать себя холериком, сангвиником, экстравертом, интровертом, на худой конец - шизофреником. Между тем, повторяю, мы – звери или птицы. Некоторые из нас - даже пресмыкающиеся, хотим того или не хотим. Лучше всего это просматривается на примере артистов, которые в анимационных мультяшках исполняют свои роли. Попадания встречаются поразительные.

Папанов был бедным Волком, которого регулярно доставал шустрый иезуит Заяц-Румянова. Калягин по определению тоже порядочный, добродушный и непосредственный кот («Ребята, давайте жить дружно!»). И Табаков - безусловно хитрован-кот Матроскин по роли и жизни. И Ливанов - удав. А Евгений Павлович Леонов - уморительный медвежонок Винни-Пух. Единственный на весь бывший Советский Союз. Так нам, во всяком случае, казалось. То есть, у большинства из нас по отношению к Леонову существовал стойкий и, надо сказать, небезосновательный стереотип: этот артист - добродушный, веселый малый. Такой себе хохотун, с которым выпить, поболтать - одно удовольствие. Подобные запанибратские предложения, между прочим, преследовали Евгения Павловича всю его жизнь, даже после перенесенного им инфаркта. Простой люд о том не ведал, а «весельчаковый» стереотип Леонова исправно «работал» до самой его смерти.

На самом же деле Евгений Павлович прожил мучительную, едва ли не трагическую жизнь в искусстве, что наложило отпечаток на все его мировоззрение, и в конечном итоге свело артиста раньше времени в могилу. Он не дожил нескольких лет до семидесяти.

Кого - кого, а уж этого артиста судьба, казалось, наградила всем, на что была способна. Народный артист СССР, член партии с 1955 года, он был обласкан, пусть и несколько снисходительным, но зато очень заботливым вниманием власть предержащих. Предложений в кино, в театре годами не выжидал. В поисках лучшего места три столичных театра сменил. А что касается популярности в народе, то она была столь ошеломляющей, что многие коллеги по цеху ей даже завидовали. При этом едва ли не стопроцентно любили Евгения Павловича своею странною, артистической любовью.

Добрая моя приятельница, покойная Мария Вениаминовна Воловикова, бывшая директором-распорядителем Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной, рассказывала, как при ней мучительно долго и трудно велись поиски кандидатуры на пост общественного директора ЦДА после смерти Михаила Жарова. Десятки фамилий известных актеров и актрис перебрали, но за каждой числились те или иные нюансы, а то и прегрешения, которые неоднозначно воспринимались артистическим миром. А вспомнили Евгения Павловича, и все проголосовали за него единогласно - никому не насолил! (Никогда не забуду, как на первом заседании нашего актива Дома актёра кратко выступил новый директор Леонов и сказал, как бы между прочим: «До меня здесь половина людей работала, а другая половина сачковала. Теперь будет наоборот»).

Ну, так в чем же дело, спросит нетерпеливый читатель? Где же столь патетично заявленная автором трагичность в судьбе артиста? О, если бы все было так просто, я уже давно назвал бы какой-то узловой, конкретный пункт (да хотя бы время перенесенного инфаркта) в его биографии и на том успокоился. Но вся закавыка заключается в том, что неудовлетворенность сделанным, достигнутым, преодоленным и приобретенным, а, в конце концов, и самим собой незримо преследовала Евгения Павловича вплоть до гробовой доски. В этом и была его трагичность.

Её истоки, пожалуй, восходят к юности героя. Когда началась Великая Отечественная, Жене исполнилось четырнадцать. Он пошел работать на завод «Коммунар» учеником токаря. Потом поступил в авиационный техникум, что было логичным шагом в глазах собственных и, по мнению матери, которая одна растила и воспитывала сына. Разумеется, юноша участвовал в художественной самодеятельности - кто в те времена не посвящал ей свой досуг. Но если для подавляющего большинства его сверстников самодеятельность мелькала всего лишь эпизодом молодости, как-то же стихокропательство, то Леонов в какой-то момент сообразил: этим делом можно заняться серьезно. У него действительно получались роли, особенно комедийного плана. Выйдет, бывало, на сцену и ещё реплики не произнесёт, а зал уже восторженно реагирует: на фигуру, которую природа не очень тщательно вылепила, на комическую физиономию с уморительными ямочками на щеках и на обворожительную улыбку.

Бросив техникум, Леонов поступил в московскую театральную студию. По выпуску его направили в драматический театр Дзержинского района, который тут же приказал долго жить. Опытные люди советовали юноше пробиваться в Театр сатиры - налицо все данные для его специфики. Но Евгений к тому времени уже твёрдо знал, что есть искусство как бы второго сорта (в том же Театре сатиры), а есть элитное - во МХАТе, в Малом театре. И только там артист по-настоящему может раскрыть себя, свое дарование, если оно от Бога.

Заблуждению этому столько же лет, сколько в нашей стране, по крайней мере, существует театр. Рядом с ним всегда рука об руку идет другая, как мне представляется, ошибочная установка, заботливо лелеемая в отечественном искусстве. В нём считается великой доблестью для артиста, если он в какое-то время сумеет вырваться из жестких рамок однажды найденного, тем более природой данного амплуа. Вы посмотрите, едва ли не все бойцы советского комедийного кино- и театрального жанра, за исключением, может быть, Вицина и Пуговкина, перепробовали себя на серьезных, часто трагедийных ролях. Игорь Ильинский на закате жизни сыграл Толстого. У Анатолия Папанова в активе Серпилин и Скоробогатов. Да на что уж врожденный комик Юрий Никулин, а и тот решился на Лопахина. Так что, в принципе, ничего предосудительного подобные стремления артистов пробовать себя в различных жанрах не содержат. Как говорится, на здоровье.

Иной вопрос, что при таком подходе отечественное искусство никогда не получит ни собственного Чарли Чаплина, ни Луи де Фюнеса, ни даже Бурвиля, которые умели с фанатическим упорством долбить и шлифовать свои врожденные данные. В этом смысле мне, например, всегда казалось, что если бы Леонов всецело посвятил свое уникальное дарование комическому, то стал бы не просто замечательным артистом - великим комиком современности. Судьба, однако, назначила ему куда как тяжелее крест: больше всех иных прочих наших артистов он всю жизнь рвал и мытарил свою душу, свое творческое естество между Сциллой комизма и Харибдой трагизма.

Впервые это раздвоение наметилось еще в Драматическом театре имени К.С. Станиславского с приходом туда главного режиссера Михаила Яншина. Знаменитый мхатовец увидел в Леонове себя молодого: полненького, смешливого, симпатичного молодого человека и взял над ним персональное шефство, время от времени подстегивая его наставлениями типа: «Не бегайте как мышиный жеребчик!» Он словно вознамерился доказать подопечному, окружающим, а, главное, себе самому, что и таким, с виду неуклюжим, простецким артистам под силу самые головокружительные сценические высоты.

Ученик оказался весьма способным, и после удачно сыгранного Лариосика в «Днях Турбинных» Яншин дал Леонову роль пожилого рабочего мастера Шохина в пьесе Ю. Принцева «Первый встречный». Таким образом, молодой артист, лишь разменявший четвертый десяток жизни, был уже прочно поставлен на мхатовские рельсы.

Кинематограф однако, куда после Лариосика Леонова начали усиленно приглашать, меньше всего требовал игры по мхатовским канонам. Здесь линза кинообъектива была более объективной, нежели театральная сцена и высвечивала в артисте как раз то, с чем он на свет Божий появился. Поэтому лучшее, что создано Леоновым в кино, лежит как раз в плоскости явной характерности и комизма, а еще больше - трагикомизма. Это и Стефанов в «Старшем сыне», и Травкин в «Тридцати трех», и Орешников в «Зигзаге удачи», и Коля в «Афоне», и Шулейкин в «Полосатом рейсе», и Василий Игнатьевич в «Осеннем марафоне», и Король в «Обыкновенном чуде», и Бубенцов в «О бедном гусаре замолвите слово». Особняком в длинном списке леоновских киноролей стоят, пожалуй, Яков Шибалко из «Донской повести» и Иван Приходько из «Белорусского вокзала», где в полной мере проявился драматизм артиста. Но, на мой взгляд, это как раз то исключение, которое лишь подтверждает правило: в данном случае - вывод о том, что настоящий талант у Леонова был комедийным, а все остальное лишь благоприобретенное трудолюбивым, умным и очень совестливым человеком.

Из многочисленных встреч с Евгением Павловичем я вынес (не знаю, не уверен, может быть, и ошибочное) представление о том, что артист постоянно как бы сомневался: а тем ли делом он занимается? В таком обнаженном виде он никогда подобного сомнения не обнародовал, тем более мне в том не признавался. Однако некоторые косвенные признаки свидетельствуют: предположение не столь уж невероятное. Он, например, всегда пристально читал пьесу накануне игры, словно бы не доверял своим способностям, своему громадному опыту. А ещё всю жизнь исповедовал девиз: каждые семь-восемь лет нужно выбивать из-под себя стул, на котором удобно сидишь. Не самое плохое кредо для мужчины.

В театре у Леонова были две «кликухи» - «Евгеша» и «Хлопотун». Последнее прозвище очень точно отражало его человеческую сущность. Но с другой стороны оно и как бы подтверждает мою догадку. Потому что я не знаю другого актера такого калибра, такой известности, который бы в обыкновенной бытовой жизни "разменивался" на столь невероятное количество всевозможных мелких проблем и забот хотя бы в нашем Доме актера имени А.А. Яблочковой. Как лучше сделать расписание мероприятий, кого на них приглашать, какие подарки и за сколько денег гостям приобретать, где, в каком хозяйстве лучше цветы покупать, как дополнительно поощрять пожилых женщин-билетерш и рабочих сцены, какие продукты (по чём они?) завозят в буфет и ресторан Дома актеров - всем этим Леонов всегда интересовался пристально, дотошно, настолько проникновенно, что порой меня подмывало сказать ему: «Евгений Павлович, ну, не царское это дело заниматься такими мелочами и пустяками!». И один раз «подмыло»! Общественный директор посмотрел на меня снизу вверх, собрал губы в трубочку и молвил безо всяких эмоций: «Вот переизберут меня – перестану совать свой нос, куда надо и куда не надо».

Кому-то в это трудно поверить, но Леонову, как заядлому собачатнику, какие-то хитрованы несколько раз подбрасывали под дверь квартиры коробки со щенятами, заведомо зная, что «Евгеша» не выбросит их на улицу, а пойдет на Птичий рынок и там раздарит весь помёт, причём, в хорошие руки. Я уже не говорю о том, что все текущие вопросы с городским и министерским начальством главный режиссер «Ленкома», хитромудрый, как Одиссей, Марк Захаров всегда решал «через посредство привлечения Леонова». Он сам в этом прилюдно признавался, хотя, как читатель понимает, собственный авторитет и пробивные способности у Марка Анатольевича тоже не хилые.

Александр Збруев рассказывал мне, как однажды на гастролях он обратился к «Евгеше» выручить товарища из медвытрезвителя. И не то удивительно, что Евгений Павлович согласился, - это-то как раз для него было нормой, а то, что отправился в милицию в пять часов утра!

Другой Александр из того же Ленкома - Абдулов так сказал: «В нашем театре, пожалуй, не было актера, которому бы Леонов в чем-то не помог. Мне он, на всякий случай, «пробил» квартиру».

Как мне казалось, страдал Евгений Павлович и от того, что был начисто лишен дара настоящего классического театрального перевоплощения. В этом смысле он напоминал своего предшественника по директорскому креслу Дома актёров Михаила Жарова, о котором Сталин обронил: «Как его ни гримируй - везде узнаю, а Раневская без грима всегда разная».

Леонов, в самом деле, везде был узнаваем. Даже в «Джентльменах удачи», где по сценарию ему пришлось играть полные человеческие диаметральности, все равно бандит получился не страшным, несмотря на все режиссерские и артистические ухищрения. Наверное, по этой причине не очень удачной получилась у Евгения Павловича и роль Вожака из «Оптимистической трагедии», даже притом, что критика восприняла её с восторгом. Трудно, да и возможно ли вообще сыграть то, что в тебе даже в намёке отсутствует. Жесткости, тем более жестокости Леонов был лишен начисто. Хотя не исключаю здесь собственный субъективизм, проистекающий из глубокой личной симпатии к этому актеру и человеку.

…Сразу же после армии сын Леонова Андрей привел в дом будущую жену. Безо всяких объяснений, Только заметил, как бы мимоходом: «Её звать Алехандра и она отныне буде жить с нами». Родители потеряли дар речи. Когда его обрели, помогло это им мало: девушка приехала из Чили, чтобы учиться на врача и почти не понимала по-русски. Вдобавок у неё было имя, состоящее из частей имен сорока ближайших родственников. Что-то типа: Алехандра Мария Куэвос Сит и так далее. Немало опечаленный Леонов-старший стал называть кроху-невестку просто Сашей и как бы взял над ней шефство. Вскоре появился внук, конечно же, Евгений. Малыша, своего тёзку, Павлович не просто любил – трясся над ним. До такой степени, что даже гулять с дитем боялся: «А вдруг случится что-то непредвиденное: машина из-за угла или сосулька упадет, или я его потеряю! Я же такого горя не переживу». Опасения имели под собой почву. Трехлетнего Андрюшу Евгений Павлович однажды посадил на санки и пошел с ним гулять в парк. Шагает себе не спеша, о чем-то раздумывает, а прохожий его окликает: «Мужик, ты случаем пацана не потерял?» Леонов оглядывается, а его наследник в ста метрах позади в сугробе валяется.

Писатель Григорий Горин писал о нем: «Величие Евгения Леонова в том, что, как это ни парадоксально, он меньше всего соответствует классическому представлению об артисте. Фигура, голос, пластика – все поперёк. И дар перевоплощения минимален. Предстает ли он перед зрителем Вожаком, Ивановым или даже Винни-Пухом, всё равно это Евгений Павлович, и никаких жеманных возгласов: «Ах, неужто? А я и не узнал». Узнаем мгновенно и радуемся этому».

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Андрей 15.04.2014 в 16:06 # Ответить
Как всегда, автор поражает читателя раскрытием новых, неведомых ранее фактов из жизни великих людей Земли Русской! Спасибо!
Валерий 15.04.2014 в 16:53 # Ответить
Леонов из тех актеров, которым веришь безоговорочно. У него своя, народная, харизма, и всю эту некрасивость воспринимаешь, как нечто близкое, почти отцовское. Леонов - один на миллион. В сегодняшнем сонме актеров есть и гламурные красавцы, и ярко выраженные мерзавцы, но мало по-настоящему запоминающихся, берущих за душу своим внутренним светом. Не ремеслом, а именно талантом. Михаилу Захарчуку удалось передать эту особинку великого советского артиста - смешного и грустого одновременно.
Вера 15.04.2014 в 17:20 # Ответить
Это, пожалуй, чуть ли не единственный случай, когда смерть актера вызвала слезы. До чего же добродушный, симпатичный человек. Моя любимая его роль, вернее роли - доцента и очаровательного директора детского садика в киноленте "Джентльмены удачи". Всегда,в конце фильма, когда Евгений Иванович Трошкин бежал за своими подопечными,я всегда плачу. Очень естественно сыграл, очень жалко. И на этом моменте вспоминаю, что его уже нет и становится еще грустней. Человек-легенда, гениальный актер!!! И действительно, пока в нашей стране рождаются дети, будет Винни-пух, а значит будет жить Леонов Евгений Павлович!!!
асад 15.04.2014 в 17:26 # Ответить
спасибо
Бусаров Сергей 15.04.2014 в 18:41 # Ответить
Потрясающий актер, замечательный человек. Помню наверное все его роли.
Большое спасибо МЗ за проникновенную статью.
Александр Ушар 16.04.2014 в 10:33 # Ответить
Душевный очерк о душевном человеке, в исполнении которого даже тираны - глубоко симпатичные люди. Помните реплику Леонова из "Обыкновенного чуда": "Палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему!"? Чертовски актуально, когда оглядываешься порой по сторонам... Так вот: рюмку водки автору и читателям и давайте помянем великого Артиста!
Галина Гол. 16.04.2014 в 21:08 # Ответить
Большое спасибо Михаилу Захарчуку за интересную статью о великом актере и прекрасном Человеке Евгении Павловиче Леонове! Леонова любили все, он был как родной в каждой семье))) С огромным удовольствием пересматриваю фильмы с его участием)) Светлая память...
Виктор Танин 17.04.2014 в 02:21 # Ответить
Очередной раз наслаждался неотрывным, я бы сказал, упоительным чтением созданного Михаилом произведения. Главную струну играет личная сопричастность автора к герою. ПЯТЬ С ПЛЮСОМ !
Марина Васильевна 26.04.2014 в 02:24 # Ответить
Кто же не любит Евгения Леонова? Разве можно его не любить? Он такой - один! Незабываемый! Вспоминаешь и не можешь сдержать улыбки. А сколько его фраз "ушло в народ"... Спасибо, Михаил, за Ваш рассказ, за множество новых интересных подробностей об этом прекрасном актере и человеке.
Да, уникальное дарование. Но я не согласна с тем, что он напрасно не посвятил его всецело комическому. Разве не естественно для талантливого творческого человека желание испытать себя в новом, непривычном амплуа? И Е.Леонову это удалось прекрасно. Очень люблю "Белорусский вокзал", прекрасный актерский ансамбль, и всё же Леонов (на мой взгляд) самый-самый - сколько их, таких обычных простых дядечек жило среди нас, не афишируя своего героического прошлого, не выпячивая своих заслуг и ничего не прося для себя. Актеру удалось не только показать характер своего героя, но и словно рассказать о всей его жизни (а кадры, когда он приходит в свою семью, считаю "драгоценными" и очень люблю).

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение