RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Великий бас Советского Союза
4 января 2015 г.

Великий бас Советского Союза

6 января 2005 года ушел из жизни народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов: как человек, он был всякий, как певец - выдающийся
Встреча с Константином Симоновым
28 ноября 2015 г.

Встреча с Константином Симоновым

К 100-летию выдающегося писателя военный журналист Виктор Андрусов прислал в РГК свои воспоминания
«Золотая» эпоха Товстоногова
28 сентября 2015 г.

«Золотая» эпоха Товстоногова

28 сентября 2015 года – 100 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова
Прямой наводкой в ваши души
24 марта 2015 г.

Прямой наводкой в ваши души

Российские власти разрешили структурам CNN совершенно легально вести на территории нашей страны американскую контрпропаганду против российского духа
Весенние зазимки
29 марта 2019 г.

Весенние зазимки

Новое стихотворение нашего друга и постоянного автора «Российского героического календаря» уральского поэта Александра Костенко
Главная » Читальный зал » Через миллениум - 5

Через миллениум - 5

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)

Записи января 1994 года: об актёре Евгении Леонове
Через миллениум - 5

28.01.94, пятница.

Умер Евгений Леонов. Мне посчастливилось не только знать Евгения Павловича, но и работать под его началом в Доме актёра ВТО имени А.Яблочкиной.

На смерть Леонова

Люди на самом деле - звери или птицы. Хотя никто в том никогда не признается. Ибо хорошо, когда ты - лев, медведь, тигр, орел, беркут, ну, на крайний случай - заяц, воробей. А если - стервятник, гиена, хорек вонючий или шакал презренный? Какая от этого радость? Поэтому никто и не соглашается на подобную классификацию человеческих характеров. Куда сподручнее и удобнее полагать себя холериком, сангвиником, экстравертом, интровертом, на худой конец - шизофреником. Между тем, повторяю, мы – звери или птицы. Некоторые из нас - даже пресмыкающиеся, хотим того или не хотим. Лучше всего это просматривается на примере артистов, которые в анимационных мультяшках исполняют свои роли. Попадания встречаются поразительные.

Папанов был бедным Волком, которого регулярно доставал шустрый иезуит Заяц-Румянова. Калягин по определению тоже порядочный, добродушный и непосредственный кот («Ребята, давайте жить дружно!»). И Табаков - безусловно хитрован-кот Матроскин по роли и жизни. И Ливанов - удав. А Евгений Павлович Леонов - уморительный медвежонок Винни-Пух. Единственный на весь бывший Советский Союз. Так нам, во всяком случае, казалось. То есть, у большинства из нас по отношению к Леонову существовал стойкий и, надо сказать, небезосновательный стереотип: этот артист - добродушный, веселый малый. Такой себе хохотун, с которым выпить, поболтать - одно удовольствие. Подобные запанибратские предложения, между прочим, преследовали Евгения Павловича всю его жизнь, даже после перенесенного им инфаркта. Простой люд о том не ведал, а «весельчаковый» стереотип Леонова исправно «работал» до самой его смерти.

На самом же деле Евгений Павлович прожил мучительную, едва ли не трагическую жизнь в искусстве, что наложило отпечаток на все его мировоззрение, и в конечном итоге свело артиста раньше времени в могилу. Он не дожил нескольких лет до семидесяти.

Кого - кого, а уж этого артиста судьба, казалось, наградила всем, на что была способна. Народный артист СССР, член партии с 1955 года, он был обласкан, пусть и несколько снисходительным, но зато очень заботливым вниманием власть предержащих. Предложений в кино, в театре годами не выжидал. В поисках лучшего места три столичных театра сменил. А что касается популярности в народе, то она была столь ошеломляющей, что многие коллеги по цеху ей даже завидовали. При этом едва ли не стопроцентно любили Евгения Павловича своею странною, артистической любовью.

Добрая моя приятельница, покойная Мария Вениаминовна Воловикова, бывшая директором-распорядителем Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной, рассказывала, как при ней мучительно долго и трудно велись поиски кандидатуры на пост общественного директора ЦДА после смерти Михаила Жарова. Десятки фамилий известных актеров и актрис перебрали, но за каждой числились те или иные нюансы, а то и прегрешения, которые неоднозначно воспринимались артистическим миром. А вспомнили Евгения Павловича, и все проголосовали за него единогласно - никому не насолил! (Никогда не забуду, как на первом заседании нашего актива Дома актёра кратко выступил новый директор Леонов и сказал, как бы между прочим: «До меня здесь половина людей работала, а другая половина сачковала. Теперь будет наоборот»).

Ну, так в чем же дело, спросит нетерпеливый читатель? Где же столь патетично заявленная автором трагичность в судьбе артиста? О, если бы все было так просто, я уже давно назвал бы какой-то узловой, конкретный пункт (да хотя бы время перенесенного инфаркта) в его биографии и на том успокоился. Но вся закавыка заключается в том, что неудовлетворенность сделанным, достигнутым, преодоленным и приобретенным, а, в конце концов, и самим собой незримо преследовала Евгения Павловича вплоть до гробовой доски. В этом и была его трагичность.

Её истоки, пожалуй, восходят к юности героя. Когда началась Великая Отечественная, Жене исполнилось четырнадцать. Он пошел работать на завод «Коммунар» учеником токаря. Потом поступил в авиационный техникум, что было логичным шагом в глазах собственных и, по мнению матери, которая одна растила и воспитывала сына. Разумеется, юноша участвовал в художественной самодеятельности - кто в те времена не посвящал ей свой досуг. Но если для подавляющего большинства его сверстников самодеятельность мелькала всего лишь эпизодом молодости, как-то же стихокропательство, то Леонов в какой-то момент сообразил: этим делом можно заняться серьезно. У него действительно получались роли, особенно комедийного плана. Выйдет, бывало, на сцену и ещё реплики не произнесёт, а зал уже восторженно реагирует: на фигуру, которую природа не очень тщательно вылепила, на комическую физиономию с уморительными ямочками на щеках и на обворожительную улыбку.

Бросив техникум, Леонов поступил в московскую театральную студию. По выпуску его направили в драматический театр Дзержинского района, который тут же приказал долго жить. Опытные люди советовали юноше пробиваться в Театр сатиры - налицо все данные для его специфики. Но Евгений к тому времени уже твёрдо знал, что есть искусство как бы второго сорта (в том же Театре сатиры), а есть элитное - во МХАТе, в Малом театре. И только там артист по-настоящему может раскрыть себя, свое дарование, если оно от Бога.

Заблуждению этому столько же лет, сколько в нашей стране, по крайней мере, существует театр. Рядом с ним всегда рука об руку идет другая, как мне представляется, ошибочная установка, заботливо лелеемая в отечественном искусстве. В нём считается великой доблестью для артиста, если он в какое-то время сумеет вырваться из жестких рамок однажды найденного, тем более природой данного амплуа. Вы посмотрите, едва ли не все бойцы советского комедийного кино- и театрального жанра, за исключением, может быть, Вицина и Пуговкина, перепробовали себя на серьезных, часто трагедийных ролях. Игорь Ильинский на закате жизни сыграл Толстого. У Анатолия Папанова в активе Серпилин и Скоробогатов. Да на что уж врожденный комик Юрий Никулин, а и тот решился на Лопахина. Так что, в принципе, ничего предосудительного подобные стремления артистов пробовать себя в различных жанрах не содержат. Как говорится, на здоровье.

Иной вопрос, что при таком подходе отечественное искусство никогда не получит ни собственного Чарли Чаплина, ни Луи де Фюнеса, ни даже Бурвиля, которые умели с фанатическим упорством долбить и шлифовать свои врожденные данные. В этом смысле мне, например, всегда казалось, что если бы Леонов всецело посвятил свое уникальное дарование комическому, то стал бы не просто замечательным артистом - великим комиком современности. Судьба, однако, назначила ему куда как тяжелее крест: больше всех иных прочих наших артистов он всю жизнь рвал и мытарил свою душу, свое творческое естество между Сциллой комизма и Харибдой трагизма.

Впервые это раздвоение наметилось еще в Драматическом театре имени К.С. Станиславского с приходом туда главного режиссера Михаила Яншина. Знаменитый мхатовец увидел в Леонове себя молодого: полненького, смешливого, симпатичного молодого человека и взял над ним персональное шефство, время от времени подстегивая его наставлениями типа: «Не бегайте как мышиный жеребчик!» Он словно вознамерился доказать подопечному, окружающим, а, главное, себе самому, что и таким, с виду неуклюжим, простецким артистам под силу самые головокружительные сценические высоты.

Ученик оказался весьма способным, и после удачно сыгранного Лариосика в «Днях Турбинных» Яншин дал Леонову роль пожилого рабочего мастера Шохина в пьесе Ю. Принцева «Первый встречный». Таким образом, молодой артист, лишь разменявший четвертый десяток жизни, был уже прочно поставлен на мхатовские рельсы.

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

Андрей 15.04.2014 в 16:06 # Ответить
Как всегда, автор поражает читателя раскрытием новых, неведомых ранее фактов из жизни великих людей Земли Русской! Спасибо!
Валерий 15.04.2014 в 16:53 # Ответить
Леонов из тех актеров, которым веришь безоговорочно. У него своя, народная, харизма, и всю эту некрасивость воспринимаешь, как нечто близкое, почти отцовское. Леонов - один на миллион. В сегодняшнем сонме актеров есть и гламурные красавцы, и ярко выраженные мерзавцы, но мало по-настоящему запоминающихся, берущих за душу своим внутренним светом. Не ремеслом, а именно талантом. Михаилу Захарчуку удалось передать эту особинку великого советского артиста - смешного и грустого одновременно.
Вера 15.04.2014 в 17:20 # Ответить
Это, пожалуй, чуть ли не единственный случай, когда смерть актера вызвала слезы. До чего же добродушный, симпатичный человек. Моя любимая его роль, вернее роли - доцента и очаровательного директора детского садика в киноленте "Джентльмены удачи". Всегда,в конце фильма, когда Евгений Иванович Трошкин бежал за своими подопечными,я всегда плачу. Очень естественно сыграл, очень жалко. И на этом моменте вспоминаю, что его уже нет и становится еще грустней. Человек-легенда, гениальный актер!!! И действительно, пока в нашей стране рождаются дети, будет Винни-пух, а значит будет жить Леонов Евгений Павлович!!!
асад 15.04.2014 в 17:26 # Ответить
спасибо
Бусаров Сергей 15.04.2014 в 18:41 # Ответить
Потрясающий актер, замечательный человек. Помню наверное все его роли.
Большое спасибо МЗ за проникновенную статью.
Александр Ушар 16.04.2014 в 10:33 # Ответить
Душевный очерк о душевном человеке, в исполнении которого даже тираны - глубоко симпатичные люди. Помните реплику Леонова из "Обыкновенного чуда": "Палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему!"? Чертовски актуально, когда оглядываешься порой по сторонам... Так вот: рюмку водки автору и читателям и давайте помянем великого Артиста!
Галина Гол. 16.04.2014 в 21:08 # Ответить
Большое спасибо Михаилу Захарчуку за интересную статью о великом актере и прекрасном Человеке Евгении Павловиче Леонове! Леонова любили все, он был как родной в каждой семье))) С огромным удовольствием пересматриваю фильмы с его участием)) Светлая память...
Виктор Танин 17.04.2014 в 02:21 # Ответить
Очередной раз наслаждался неотрывным, я бы сказал, упоительным чтением созданного Михаилом произведения. Главную струну играет личная сопричастность автора к герою. ПЯТЬ С ПЛЮСОМ !
Марина Васильевна 26.04.2014 в 02:24 # Ответить
Кто же не любит Евгения Леонова? Разве можно его не любить? Он такой - один! Незабываемый! Вспоминаешь и не можешь сдержать улыбки. А сколько его фраз "ушло в народ"... Спасибо, Михаил, за Ваш рассказ, за множество новых интересных подробностей об этом прекрасном актере и человеке.
Да, уникальное дарование. Но я не согласна с тем, что он напрасно не посвятил его всецело комическому. Разве не естественно для талантливого творческого человека желание испытать себя в новом, непривычном амплуа? И Е.Леонову это удалось прекрасно. Очень люблю "Белорусский вокзал", прекрасный актерский ансамбль, и всё же Леонов (на мой взгляд) самый-самый - сколько их, таких обычных простых дядечек жило среди нас, не афишируя своего героического прошлого, не выпячивая своих заслуг и ничего не прося для себя. Актеру удалось не только показать характер своего героя, но и словно рассказать о всей его жизни (а кадры, когда он приходит в свою семью, считаю "драгоценными" и очень люблю).

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
вторник
2019

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение