RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Счастливое детство
26 января 2019 г.

Счастливое детство

Новые стихотворения доброго друга нашего сайта уральского поэта Александра Костенко
Захоронение Немцова
3 марта 2015 г.

Захоронение Немцова

3 марта 2015 года в Москве почитатели предали земле своего духовного лидера
Вот майданутые!
28 февраля 2015 г.

Вот майданутые!

На 1 марта 2015 года «пятая колонная», подпитанная из США 30$ млрд на свержение Путина, назначила старт антироссийского путча
Падение Украины-9
20 декабря 2014 г.

Падение Украины-9

Если ехать поездом из Москвы в Черновцы, нужно преодолеть 12 пограничных пунктов: 6 украинских, 4 молдавских, 2 российских. Можно ли придумать что-то более государственно-скудоумное?
Парадоксальный Вицин
18 апреля 2017 г.

Парадоксальный Вицин

18 апреля 2017 года - 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Вицина
Главная » Читальный зал » Через миллениум - 5

Через миллениум - 5

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)

Записи января 1994 года: об актёре Евгении Леонове
Через миллениум - 5

28.01.94, пятница.

Умер Евгений Леонов. Мне посчастливилось не только знать Евгения Павловича, но и работать под его началом в Доме актёра ВТО имени А.Яблочкиной.

На смерть Леонова

Люди на самом деле - звери или птицы. Хотя никто в том никогда не признается. Ибо хорошо, когда ты - лев, медведь, тигр, орел, беркут, ну, на крайний случай - заяц, воробей. А если - стервятник, гиена, хорек вонючий или шакал презренный? Какая от этого радость? Поэтому никто и не соглашается на подобную классификацию человеческих характеров. Куда сподручнее и удобнее полагать себя холериком, сангвиником, экстравертом, интровертом, на худой конец - шизофреником. Между тем, повторяю, мы – звери или птицы. Некоторые из нас - даже пресмыкающиеся, хотим того или не хотим. Лучше всего это просматривается на примере артистов, которые в анимационных мультяшках исполняют свои роли. Попадания встречаются поразительные.

Папанов был бедным Волком, которого регулярно доставал шустрый иезуит Заяц-Румянова. Калягин по определению тоже порядочный, добродушный и непосредственный кот («Ребята, давайте жить дружно!»). И Табаков - безусловно хитрован-кот Матроскин по роли и жизни. И Ливанов - удав. А Евгений Павлович Леонов - уморительный медвежонок Винни-Пух. Единственный на весь бывший Советский Союз. Так нам, во всяком случае, казалось. То есть, у большинства из нас по отношению к Леонову существовал стойкий и, надо сказать, небезосновательный стереотип: этот артист - добродушный, веселый малый. Такой себе хохотун, с которым выпить, поболтать - одно удовольствие. Подобные запанибратские предложения, между прочим, преследовали Евгения Павловича всю его жизнь, даже после перенесенного им инфаркта. Простой люд о том не ведал, а «весельчаковый» стереотип Леонова исправно «работал» до самой его смерти.

На самом же деле Евгений Павлович прожил мучительную, едва ли не трагическую жизнь в искусстве, что наложило отпечаток на все его мировоззрение, и в конечном итоге свело артиста раньше времени в могилу. Он не дожил нескольких лет до семидесяти.

Кого - кого, а уж этого артиста судьба, казалось, наградила всем, на что была способна. Народный артист СССР, член партии с 1955 года, он был обласкан, пусть и несколько снисходительным, но зато очень заботливым вниманием власть предержащих. Предложений в кино, в театре годами не выжидал. В поисках лучшего места три столичных театра сменил. А что касается популярности в народе, то она была столь ошеломляющей, что многие коллеги по цеху ей даже завидовали. При этом едва ли не стопроцентно любили Евгения Павловича своею странною, артистической любовью.

Добрая моя приятельница, покойная Мария Вениаминовна Воловикова, бывшая директором-распорядителем Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной, рассказывала, как при ней мучительно долго и трудно велись поиски кандидатуры на пост общественного директора ЦДА после смерти Михаила Жарова. Десятки фамилий известных актеров и актрис перебрали, но за каждой числились те или иные нюансы, а то и прегрешения, которые неоднозначно воспринимались артистическим миром. А вспомнили Евгения Павловича, и все проголосовали за него единогласно - никому не насолил! (Никогда не забуду, как на первом заседании нашего актива Дома актёра кратко выступил новый директор Леонов и сказал, как бы между прочим: «До меня здесь половина людей работала, а другая половина сачковала. Теперь будет наоборот»).

Ну, так в чем же дело, спросит нетерпеливый читатель? Где же столь патетично заявленная автором трагичность в судьбе артиста? О, если бы все было так просто, я уже давно назвал бы какой-то узловой, конкретный пункт (да хотя бы время перенесенного инфаркта) в его биографии и на том успокоился. Но вся закавыка заключается в том, что неудовлетворенность сделанным, достигнутым, преодоленным и приобретенным, а, в конце концов, и самим собой незримо преследовала Евгения Павловича вплоть до гробовой доски. В этом и была его трагичность.

Её истоки, пожалуй, восходят к юности героя. Когда началась Великая Отечественная, Жене исполнилось четырнадцать. Он пошел работать на завод «Коммунар» учеником токаря. Потом поступил в авиационный техникум, что было логичным шагом в глазах собственных и, по мнению матери, которая одна растила и воспитывала сына. Разумеется, юноша участвовал в художественной самодеятельности - кто в те времена не посвящал ей свой досуг. Но если для подавляющего большинства его сверстников самодеятельность мелькала всего лишь эпизодом молодости, как-то же стихокропательство, то Леонов в какой-то момент сообразил: этим делом можно заняться серьезно. У него действительно получались роли, особенно комедийного плана. Выйдет, бывало, на сцену и ещё реплики не произнесёт, а зал уже восторженно реагирует: на фигуру, которую природа не очень тщательно вылепила, на комическую физиономию с уморительными ямочками на щеках и на обворожительную улыбку.

Бросив техникум, Леонов поступил в московскую театральную студию. По выпуску его направили в драматический театр Дзержинского района, который тут же приказал долго жить. Опытные люди советовали юноше пробиваться в Театр сатиры - налицо все данные для его специфики. Но Евгений к тому времени уже твёрдо знал, что есть искусство как бы второго сорта (в том же Театре сатиры), а есть элитное - во МХАТе, в Малом театре. И только там артист по-настоящему может раскрыть себя, свое дарование, если оно от Бога.

Заблуждению этому столько же лет, сколько в нашей стране, по крайней мере, существует театр. Рядом с ним всегда рука об руку идет другая, как мне представляется, ошибочная установка, заботливо лелеемая в отечественном искусстве. В нём считается великой доблестью для артиста, если он в какое-то время сумеет вырваться из жестких рамок однажды найденного, тем более природой данного амплуа. Вы посмотрите, едва ли не все бойцы советского комедийного кино- и театрального жанра, за исключением, может быть, Вицина и Пуговкина, перепробовали себя на серьезных, часто трагедийных ролях. Игорь Ильинский на закате жизни сыграл Толстого. У Анатолия Папанова в активе Серпилин и Скоробогатов. Да на что уж врожденный комик Юрий Никулин, а и тот решился на Лопахина. Так что, в принципе, ничего предосудительного подобные стремления артистов пробовать себя в различных жанрах не содержат. Как говорится, на здоровье.

Иной вопрос, что при таком подходе отечественное искусство никогда не получит ни собственного Чарли Чаплина, ни Луи де Фюнеса, ни даже Бурвиля, которые умели с фанатическим упорством долбить и шлифовать свои врожденные данные. В этом смысле мне, например, всегда казалось, что если бы Леонов всецело посвятил свое уникальное дарование комическому, то стал бы не просто замечательным артистом - великим комиком современности. Судьба, однако, назначила ему куда как тяжелее крест: больше всех иных прочих наших артистов он всю жизнь рвал и мытарил свою душу, свое творческое естество между Сциллой комизма и Харибдой трагизма.

Впервые это раздвоение наметилось еще в Драматическом театре имени К.С. Станиславского с приходом туда главного режиссера Михаила Яншина. Знаменитый мхатовец увидел в Леонове себя молодого: полненького, смешливого, симпатичного молодого человека и взял над ним персональное шефство, время от времени подстегивая его наставлениями типа: «Не бегайте как мышиный жеребчик!» Он словно вознамерился доказать подопечному, окружающим, а, главное, себе самому, что и таким, с виду неуклюжим, простецким артистам под силу самые головокружительные сценические высоты.

Ученик оказался весьма способным, и после удачно сыгранного Лариосика в «Днях Турбинных» Яншин дал Леонову роль пожилого рабочего мастера Шохина в пьесе Ю. Принцева «Первый встречный». Таким образом, молодой артист, лишь разменявший четвертый десяток жизни, был уже прочно поставлен на мхатовские рельсы.

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

Андрей 15.04.2014 в 16:06 # Ответить
Как всегда, автор поражает читателя раскрытием новых, неведомых ранее фактов из жизни великих людей Земли Русской! Спасибо!
Валерий 15.04.2014 в 16:53 # Ответить
Леонов из тех актеров, которым веришь безоговорочно. У него своя, народная, харизма, и всю эту некрасивость воспринимаешь, как нечто близкое, почти отцовское. Леонов - один на миллион. В сегодняшнем сонме актеров есть и гламурные красавцы, и ярко выраженные мерзавцы, но мало по-настоящему запоминающихся, берущих за душу своим внутренним светом. Не ремеслом, а именно талантом. Михаилу Захарчуку удалось передать эту особинку великого советского артиста - смешного и грустого одновременно.
Вера 15.04.2014 в 17:20 # Ответить
Это, пожалуй, чуть ли не единственный случай, когда смерть актера вызвала слезы. До чего же добродушный, симпатичный человек. Моя любимая его роль, вернее роли - доцента и очаровательного директора детского садика в киноленте "Джентльмены удачи". Всегда,в конце фильма, когда Евгений Иванович Трошкин бежал за своими подопечными,я всегда плачу. Очень естественно сыграл, очень жалко. И на этом моменте вспоминаю, что его уже нет и становится еще грустней. Человек-легенда, гениальный актер!!! И действительно, пока в нашей стране рождаются дети, будет Винни-пух, а значит будет жить Леонов Евгений Павлович!!!
асад 15.04.2014 в 17:26 # Ответить
спасибо
Бусаров Сергей 15.04.2014 в 18:41 # Ответить
Потрясающий актер, замечательный человек. Помню наверное все его роли.
Большое спасибо МЗ за проникновенную статью.
Александр Ушар 16.04.2014 в 10:33 # Ответить
Душевный очерк о душевном человеке, в исполнении которого даже тираны - глубоко симпатичные люди. Помните реплику Леонова из "Обыкновенного чуда": "Палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему!"? Чертовски актуально, когда оглядываешься порой по сторонам... Так вот: рюмку водки автору и читателям и давайте помянем великого Артиста!
Галина Гол. 16.04.2014 в 21:08 # Ответить
Большое спасибо Михаилу Захарчуку за интересную статью о великом актере и прекрасном Человеке Евгении Павловиче Леонове! Леонова любили все, он был как родной в каждой семье))) С огромным удовольствием пересматриваю фильмы с его участием)) Светлая память...
Виктор Танин 17.04.2014 в 02:21 # Ответить
Очередной раз наслаждался неотрывным, я бы сказал, упоительным чтением созданного Михаилом произведения. Главную струну играет личная сопричастность автора к герою. ПЯТЬ С ПЛЮСОМ !
Марина Васильевна 26.04.2014 в 02:24 # Ответить
Кто же не любит Евгения Леонова? Разве можно его не любить? Он такой - один! Незабываемый! Вспоминаешь и не можешь сдержать улыбки. А сколько его фраз "ушло в народ"... Спасибо, Михаил, за Ваш рассказ, за множество новых интересных подробностей об этом прекрасном актере и человеке.
Да, уникальное дарование. Но я не согласна с тем, что он напрасно не посвятил его всецело комическому. Разве не естественно для талантливого творческого человека желание испытать себя в новом, непривычном амплуа? И Е.Леонову это удалось прекрасно. Очень люблю "Белорусский вокзал", прекрасный актерский ансамбль, и всё же Леонов (на мой взгляд) самый-самый - сколько их, таких обычных простых дядечек жило среди нас, не афишируя своего героического прошлого, не выпячивая своих заслуг и ничего не прося для себя. Актеру удалось не только показать характер своего героя, но и словно рассказать о всей его жизни (а кадры, когда он приходит в свою семью, считаю "драгоценными" и очень люблю).

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
пятница
2019

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение