RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Победоносное шкурничество англосаксов
29 сентября 2016 г.

Победоносное шкурничество англосаксов

29 сентября - 1 октября 1941 года состоялась Первая Московская конференция делегаций СССР, Великобритании и США
Из личного архива К. Е. Ворошилова
4 февраля 2016 г.

Из личного архива К. Е. Ворошилова

4 февраля 2016 года - 135 лет со дня рождения "красного маршала-кавалериста"
Байки предков об их жизни
27 ноября 2016 г.

Байки предков об их жизни

Наш автор Антонина Кузнецова собирает семейные предания и поделилась некоторыми из них.
Любовь моя, Урал
20 мая 2015 г.

Любовь моя, Урал

Наша читательница, а теперь и постоянный автор Вера Корсакова прислала видеофильм об Урале со своими стихами и музыкой Эдуарда Артемьева
Тревога за Русь
10 апреля 2014 г.

Тревога за Русь

РГК продолжает конкурс патриотической поэзии - 2014, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского
Главная » Читальный зал » Первая Мировая: слава Моонзунда

Первая Мировая: слава Моонзунда

21 августа 1915 года победой Русского флота закончилась знаменитая операция на Балтийском флоте

Публикуем страницы из документальной книги Александра Ивановича Матвеева «В боях за Моонзунд».
Первая Мировая: слава Моонзунда

С выдвижением линии фронта к Западной Двине Рижский залив и Моонзундский архипелаг приобрели особенно важное значение. В связи с этим русское командование вынуждено было усилить свои военно-морские силы в Рижском заливе за счет переброски в этот район части кораблей из баз Финского залива. В частности, был своевременно и организованно введен в Рижский залив через Ирбенский пролив русский эскадренный броненосец «Слава».

Германское командование поставило перед своим флотом задачу: прорваться в Рижский залив, оказать противодействие русским кораблям и поддержать свои войска в районе побережья. Однако прорваться в залив удалось лишь отдельным германским миноносцам.

Предполагая развернуть наступление на приморском направлении, кайзеровское командование в конце июля 1915 года отдало своему флоту приказ провести операцию по прорыву в Рижский залив для содействия флангу германской армии. Приказание это было отдано, несмотря на то, что подобная идея прорыва встречала возражение со стороны морского немецкого командования.

В распоряжение командующего операцией вице-адмирала Шмидта был выделен отряд из 70 кораблей, в том числе семь эскадренных броненосцев. Для прикрытия прорыва этого отряда выделялась часть сил из состава Флота открытого моря (11 линейных кораблей и линейных крейсеров и свыше 50 кораблей других классов).

Усилившееся сопротивление русских войск заставило германское командование отменить планировавшееся наступление на приморском направлении. Таким образом, цель прорыва германских кораблей в Рижский залив (поддержка фланга армии в наступлении) отпала. Поскольку, однако, подготовка к этой операции уже началась, германское морское командование решило все-таки операцию провести.

Теперь цель прорыва состояла в том, чтобы протралить проходы в русском минном заграждении в Ирбенском проливе, обстрелять Усть-Двинск, поставить мины при выходе из Моонзунда и заблокировать Пернов.

Русская разведка своевременно донесла командованию о готовившейся операции противника, о месте и времени сосредоточения вражеских сил и их составе. Это позволило заблаговременно усилить оборону Рижского залива и провести ряд мероприятий для оказания противодействия попытке противника прорваться в залив.

Балтийский флот располагал в Рижском заливе весьма небольшими силами. Это были: эскадренный броненосец «Слава», четыре канонерские лодки («Храбрый», «Хивинец», «Сивуч» и «Кореец»), четыре подводные лодки, эскадренный миноносец «Новик» и некоторое число миноносцев и тральщиков, входивших в состав минной дивизии. Перед этими кораблями и были поставлены задачи удержать Ирбенский пролив, оборонять морские подступы к Усть-Двинску, а в случае, если враг прорвется в Рижский залив и овладеет им, — заградить минами вход в Моонзунд.

4 августа военно-морские силы противника были сосредоточены в Либаве. Узнав об этом, русское морское командование подтянуло к Ирбену все свои корабли из глубины Рижского залива, усилило минные оборонительные заграждения и привело в готовность береговые батареи на острове Эзель. Недостатком этих батарей являлось их открытое расположение на позициях, что и побудило принять меры для тщательной маскировки орудий. К утру 8 августа немецкие корабли закончили развертывание для операции на подходах к Ирбенскому проливу. Вражеские тральщики приступили к тралению фарватеров в минных полях под прикрытием огня двух эскадренных броненосцев.

Непосредственное участие в отражении прорыва вражеских тральщиков принимали русские самолеты, базировавшиеся на остров Эзель, канонерские лодки и миноносцы. Несмотря на противодействие немецких кораблей прикрытия и их гидросамолетов, русские корабли вели интенсивный артиллерийский огонь по вражеским тральщикам.

В 10 час. 30 мин. к Ирбенскому проливу для поддержки канонерских лодок и миноносцев подошел эскадренный броненосец «Слава».

Германские тральщики из-за артиллерийского огня русских кораблей вынуждены были дважды прекращать тральные работы и отходить под прикрытие своих эскадренных броненосцев.

Эскадренному броненосцу «Слава» было трудно бороться с немецкими эскадренными броненосцами, так как они имели не только численное превосходство, но и более дальнобойную артиллерию. Однако эти обстоятельства не заставили экипаж «Славы» во главе с его командиром капитаном 1 ранга С. С. Вяземским отступить, и эскадренный броненосец мужественно продолжал вести огонь по врагу.

Когда во второй половине дня германские тральщики в третий раз предприняли траление и вскоре после начала тральных работ попали на новую линию русских минных заграждений, германское командование решило отказаться от операции по прорыву и приказало своим тральщикам возвратиться в Виндаву.

Заметим, что с самого начала траления немецкие корабли стали нести весьма большие потери. Вскоре после выхода на траление подорвался на мине и затонул первый вражеский тральщик, вслед за ним на русские мины попал крейсер «Тетис». Через некоторое время на минах подорвались почти одновременно еще один немецкий тральщик и два эскадренных миноносца.

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение