RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Перо и скальпель
10 марта 2016 г.

Перо и скальпель

10 марта 1910 года родился Павел Ефимович БЕЙЛИН, хирург, воин, писатель
Курьёзное ЧП
3 марта 2015 г.

Курьёзное ЧП "Новосибирского комсомольца"

3 марта 2004 года произошла самая уникальная авария подводной лодки — московские «флотоводцы» умудрились утопить её у одного из городских причалов
Александр Проханов: русская доля
26 февраля 2015 г.

Александр Проханов: русская доля

В день 77- летия (родился 26 февраля 1938 года) этого выдающегося писателя-патриота и общественного деятеля публикуем несколько его высказываний
Иван Козловский: простой и непостижимый
24 марта 2015 г.

Иван Козловский: простой и непостижимый

24 марта 2015 года – 115 лет со дня рождения великого тенора Ивана Семеновича Козловского
США - в панике
15 апреля 2015 г.

США - в панике

Прогноз доктора военных наук капитана первого ранга Константина Сивкова вызвал истерику на Западе
Главная » Читальный зал » Первая Мировая: слава Моонзунда

Первая Мировая: слава Моонзунда

21 августа 1915 года победой Русского флота закончилась знаменитая операция на Балтийском флоте

Публикуем страницы из документальной книги Александра Ивановича Матвеева «В боях за Моонзунд».
Первая Мировая: слава Моонзунда

С выдвижением линии фронта к Западной Двине Рижский залив и Моонзундский архипелаг приобрели особенно важное значение. В связи с этим русское командование вынуждено было усилить свои военно-морские силы в Рижском заливе за счет переброски в этот район части кораблей из баз Финского залива. В частности, был своевременно и организованно введен в Рижский залив через Ирбенский пролив русский эскадренный броненосец «Слава».

Германское командование поставило перед своим флотом задачу: прорваться в Рижский залив, оказать противодействие русским кораблям и поддержать свои войска в районе побережья. Однако прорваться в залив удалось лишь отдельным германским миноносцам.

Предполагая развернуть наступление на приморском направлении, кайзеровское командование в конце июля 1915 года отдало своему флоту приказ провести операцию по прорыву в Рижский залив для содействия флангу германской армии. Приказание это было отдано, несмотря на то, что подобная идея прорыва встречала возражение со стороны морского немецкого командования.

В распоряжение командующего операцией вице-адмирала Шмидта был выделен отряд из 70 кораблей, в том числе семь эскадренных броненосцев. Для прикрытия прорыва этого отряда выделялась часть сил из состава Флота открытого моря (11 линейных кораблей и линейных крейсеров и свыше 50 кораблей других классов).

Усилившееся сопротивление русских войск заставило германское командование отменить планировавшееся наступление на приморском направлении. Таким образом, цель прорыва германских кораблей в Рижский залив (поддержка фланга армии в наступлении) отпала. Поскольку, однако, подготовка к этой операции уже началась, германское морское командование решило все-таки операцию провести.

Теперь цель прорыва состояла в том, чтобы протралить проходы в русском минном заграждении в Ирбенском проливе, обстрелять Усть-Двинск, поставить мины при выходе из Моонзунда и заблокировать Пернов.

Русская разведка своевременно донесла командованию о готовившейся операции противника, о месте и времени сосредоточения вражеских сил и их составе. Это позволило заблаговременно усилить оборону Рижского залива и провести ряд мероприятий для оказания противодействия попытке противника прорваться в залив.

Балтийский флот располагал в Рижском заливе весьма небольшими силами. Это были: эскадренный броненосец «Слава», четыре канонерские лодки («Храбрый», «Хивинец», «Сивуч» и «Кореец»), четыре подводные лодки, эскадренный миноносец «Новик» и некоторое число миноносцев и тральщиков, входивших в состав минной дивизии. Перед этими кораблями и были поставлены задачи удержать Ирбенский пролив, оборонять морские подступы к Усть-Двинску, а в случае, если враг прорвется в Рижский залив и овладеет им, — заградить минами вход в Моонзунд.

4 августа военно-морские силы противника были сосредоточены в Либаве. Узнав об этом, русское морское командование подтянуло к Ирбену все свои корабли из глубины Рижского залива, усилило минные оборонительные заграждения и привело в готовность береговые батареи на острове Эзель. Недостатком этих батарей являлось их открытое расположение на позициях, что и побудило принять меры для тщательной маскировки орудий. К утру 8 августа немецкие корабли закончили развертывание для операции на подходах к Ирбенскому проливу. Вражеские тральщики приступили к тралению фарватеров в минных полях под прикрытием огня двух эскадренных броненосцев.

Непосредственное участие в отражении прорыва вражеских тральщиков принимали русские самолеты, базировавшиеся на остров Эзель, канонерские лодки и миноносцы. Несмотря на противодействие немецких кораблей прикрытия и их гидросамолетов, русские корабли вели интенсивный артиллерийский огонь по вражеским тральщикам.

В 10 час. 30 мин. к Ирбенскому проливу для поддержки канонерских лодок и миноносцев подошел эскадренный броненосец «Слава».

Германские тральщики из-за артиллерийского огня русских кораблей вынуждены были дважды прекращать тральные работы и отходить под прикрытие своих эскадренных броненосцев.

Эскадренному броненосцу «Слава» было трудно бороться с немецкими эскадренными броненосцами, так как они имели не только численное превосходство, но и более дальнобойную артиллерию. Однако эти обстоятельства не заставили экипаж «Славы» во главе с его командиром капитаном 1 ранга С. С. Вяземским отступить, и эскадренный броненосец мужественно продолжал вести огонь по врагу.

Когда во второй половине дня германские тральщики в третий раз предприняли траление и вскоре после начала тральных работ попали на новую линию русских минных заграждений, германское командование решило отказаться от операции по прорыву и приказало своим тральщикам возвратиться в Виндаву.

Заметим, что с самого начала траления немецкие корабли стали нести весьма большие потери. Вскоре после выхода на траление подорвался на мине и затонул первый вражеский тральщик, вслед за ним на русские мины попал крейсер «Тетис». Через некоторое время на минах подорвались почти одновременно еще один немецкий тральщик и два эскадренных миноносца.

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение