RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Массовое умопомрачение
25 июля 2017 г.

Массовое умопомрачение

Мои думы о горемычной, растерзанной родине – Украине
США — империя войны
9 ноября 2016 г.

США — империя войны

Глобальный кризис неуклонно перерастает в общепланетарную бойню за ресурсы
Гниение НАТО
17 августа 2015 г.

Гниение НАТО

Североатлантический блок на грани издыхания
Памятник врагу России
22 августа 2015 г.

Памятник врагу России

В Зеленоградске Калининградской области открыли монумент польскому националисту Адаму Мицкевичу
Русский Новый год
31 декабря 2015 г.

Русский Новый год

Кто первыми его встречает в нашей стране?
Главная » Читальный зал » Летописец русской песни

Летописец русской песни

Исполнилось 80 лет уникальному музыковеду и композитору Юрию Евгеньевичу Бирюкову

Когда он выступал с творческим отчётом в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, зал был полон — настолько востребован сегодня этот талант.
Летописец русской песни

Полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков - член Союза писателей, член Союза композиторов России; лауреат Всероссийских литературных премий «Сталинград», имени А.Фатьянова «Соловьи»; кавалер медали «200 лет Министерству обороны», золотой медали Константина Симонова; обладатель премии «Сокровищница России», премии Э.Володина.

Он автор музыки к песням на стихи Алексея Суркова, Льва Ошанина, Сергея Смирнова. Алексея Фатьянова, Николая Доризо, Леонида Якутина, Игоря Шаферана, Владимира Силкина и ещё многих других замечательных поэтов. Его песни исполняли Георгий Абрамов, Владимир Нечаев, Иосиф Кобзон, Виктор Кохно, Валентина Дворянинова, Татьяна Суворова, Анна Литвиненко, Заур Тутов, Лев Барашков, Елена Калашникова, Леонид Шумский, Анна Калевайнен, Николай Романов, Наталья Кириллова, Любовь Анисова, Владимир Полудин, Галина Шумилкина. И всё-таки главное дело всей жизни Юрия Бирюкова - собирание песен, которые составляют животворящую силу души русского народа. Более полувека этот военный истовый энтузиаст в буквальном смысле слова спасает, вырывая из небытия песенные тексты и мелодии, рассказывает людям, как они создавались, кто был их авторами и исполнителями. Более двадцати лет Юрий Евгеньевич вёл на Центральном ещё телевидении легендарную передачу «Песня далёкая и близкая», бившую все рекорды по читательским письмам. Примерно столько же лет офицер выступал на Всесоюзном радио с циклом передач «Россия в песне». Бирюков - автор нескольких десятков книг. Среди них - «Песни, опаленные войной», «Песни, рожденные в боях», «Песня далекая и близкая», «Не могу о России не петь», «Говори мне о любви», «Всегда на страже», «По военной дороге», «За спиной была Москва», «Песни Карельского фронта», «Здесь насмерть стояли», «Мы с Волги на бой уходили», «Мой Рыбинск не хуже Парижа», «Белыми скалами линия фронта легла», «Казачьи песни», «Какие наши годы», «Песни войны и Победы», «Наши деды – славные победы», «Стоит Москва – стоит Россия!». Только одних военных песен дотошный исследователь собрал, восстановил и оставил для истории около 50 (пятидесяти!) тысяч! Причём в его многочисленных сборниках не только поэтические тексты, сверенные и многократно перепроверенные, но и ноты, и живое, интереснейшее повествование о том, как появлялась на свет та или иная известная или забытая военная песня, кто и когда её исполнял, обстоятельные беседы с авторами и исполнителями. В Советском Союзе не было такого композитора или поэта-песенника, с которым бы Юрий Евгеньевич хоть раз да ни пообщался. Другими словами, в лице Бирюкова мы имеем воистину уникального хранителя песен России.

Познакомились мы с Юрием Евгеньевичем в далёком теперь уже 1977 году, когда я поступил в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В этом месте, заведомо уповая на снисхождение читателей, позволю себе ссылку на собственную книгу «Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения»: «На кафедре литературы и искусства я близко сошелся с Юрием Евгеньевичем Бирюковым, которого смело можно было назвать летописцем советской песни. В стране больше не было и нет подобного специалиста, который бы знал всю биографию, всю подноготную любой мало-мальски известной мелодии, известных слов к ней. Только одних бесед с композиторами и поэтами-песенниками Бирюков собрал около шести тысяч! Ко мне он проникся уважением, когда однажды в лекции обронил четверостишье: «Надоело говорить, и спорить,/ И любить усталые глаза.../ В флибустьерском дальнем море/ Бригантина подымает паруса». «Хотя вряд ли, - скептически усомнился ритор, - кто-нибудь из вас вспомнит этого, увы, погибшего в войну поэта».

Разумеется, я обиделся не столько за себя, сколько за Павла Когана и озвучил всю его «Бригантину». Расчувствовавшийся, удивленный Бирюков произнёс на полном серьезе: «Ну, если вы процитируете ещё хоть пару строк из Когана, ставлю пятёрку и можете на мои лекции больше не ходить!»

Видит Бог, даже сильно не напрягаясь, я вспомнил, как ещё в курсантские времена нам с подъёмом читал «Звезду» великий доктор русской филологии Осмоловский: «В поле темень, в поле жуть-/ Осень над Россией./ Поднимаюсь. Подхожу/ К окнам темно-синим./ Темень. Глухо. Темень. Тишь./ Старая тревога./ Научи меня нести/ Мужество в дороге./ Научи меня всегда/ Цель видать сквозь дали./ Утоли, моя звезда,/ Все мои печали».

Юрий Евгеньевич при всем честном народе позволил мне больше его лекции не посещать, но как раз это разрешение я проигнорировал. Мне доставляло живой интерес общение с песенным энтузиастом, заработавшим на этом увлечении, к сожалению, два инфаркта.
Кроме всего прочего, Юрий Евгеньевич любил предвоенную поэзию. Знал не только известные имена Брюсова, Блока, Хлебникова, Гумилева, Ходасевича, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Цветаевой, Багрицкого, Сельвинского, но и мог цитировать строки из таких на ту пору экзотических поэтов, как Николая Клюева, Всеволода Багрицкого, Бориса Лапина, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Дмитрия Вакарова, того же Павла Когана, который, как известно, «с детства не любил овал! с детства угол рисовал!»

После академии меня взяли в газету «Красная звезда». С Бирюковым связей я не терял, в том числе, и по соображениям прагматическим. Ведь ему, весельчаку и балагуру, можно было запросто позвонить на службу или домой в любое время суток, чтобы уточнить ту или иную поэтическую строку, название песни, узнать сведения из жизни нужного поэта или композитора. При этом он мог запросто сказать: «Ты по этому вопросу лучше обратись к Лёве Ошанину. Запиши телефон. Скажешь: от меня». Ну что вы хотите, если Юрий Евгеньевич четыре года профессионально и предметно переписывался с Исааком Осиповичем Дунаевским и эта переписка опубликована! Однако потом, как это сплошь и рядом случается по жизни, наши отношения, даже и не объясню внятно почему, прекратились. Помнится лишь, что домашний телефон Бирюкова однажды умолк, а на кафедре сообщили: он уже много лет здесь не преподаёт. Случайно также я узнал, что Юрий Евгеньевич уехал из столицы в Ярославскую область и следы его потерялись для меня окончательно.

А весной уходящего года написал я заметку о жизни и творчестве Фатьянова, в которой много было ссылок на воспоминания дорого моему сердцу педагога. И вдруг приходит письмо из фатьяновского музея Вязников: «Евгений Бирюков жив, здоров. Находится в столичном пансионате ветеранов труда №1». Надо ли писать о том, что на следующий день я уже тискал в объятиях своего учителя, и мы долго не могли наговориться…

- Батю своего Евгения Федотова я никогда не видел. Меня растили мама Марья Павловна и её сестра тётка Капитолина. Мама встретилась с отцом, когда заканчивала техникум, а он в это время писал диплом в авиационном институте. Родственники с обеих сторон почему-то (и я даже знаю – почему!) воспротивились этому браку. Однако молодые всё равно решили сыграть комсомольскую свадьбу в Рыбинске, откуда отец был родом. Поехали поездом. Мама вышла в тамбур, а дверь там оказалась не запертой. Она и упала на рельсы. С расплющенной рукой, без сознания девушку доставили в ближайшую сельскую больницу. Отцу нужно было возвращаться в институт. Утром он пришёл попрощаться и увидел, как маму везут на каталке в морг. По пути на вокзал зашёл на почту и отбил телеграмму родителям несостоявшейся жены: «Маруся погибла под поездом». А мать к вечеру очнулась на льду морга. Истошно закричала. Примчался санитар, отвёз больную обратно в палату. Вызвали хирурга. Тот определил гангрену, и тут же оттяпал маме руку по самое плечо. Соседка по палате и предлагает: «Доктор, а ведь Маруся - на третьем месяце беременности. Вы бы заодно и аборт ей сделали. Кому ж будет нужна однорукая баба с ребёнком?» Врач как заорёт: «Мочи, дура безмозглая! Он с ней под поезд падал – удержался! В морге на льду не замёрз! Нельзя такое боевое дитё лишать жизни!»

Так и появился Юрка на свет в станице Семикаракорской Ростовской области. Подробности о своём отце узнал лишь, когда матери исполнилось 80 лет. Она, словно на исповеди, рассказала сыну про всю свою судьбу горемычную. Как в далёкой молодости не смогла устоять перед красавцем студентом, который прекрасно пел разные романсы, аккомпанируя себе на гитаре. И как потом согрешила: отдалась ему до свадьбы – так сильно любила. А у избранника её чувства, оказывается, были не столь крепки. Ведь он ещё до войны доподлинно узнал, что девушка его выжила, родила, но смалодушничал и к ней - калеке не вернулся. Спустя сорок лет увидев по телевизору одну из передач «Песня далекая и близкая», написал письмо: «Дорогая Маруся, извини меня за всё, если можешь. И скажи: не наш ли с тобой сын по телевизору выступает?»

- Матушка моя имела доброе сердце и готова была простить своего вихрастого Женю. Только тётка Капитолина категорически воспротивилась, порвав письмо: не бывать этому! Дескать, когда мы с тобой поднимали Юрку, Федотов копейки нам не прислал. А теперь хочет целого полковника заполучить в сыновья. Если такой умный, чего же сам не напишет на телевидение? Да потому, что чует кошка, чьё мясо съела.

- Юрий Евгеньевич, но вам-то хотелось с отцом свидеться?

- Какому ж сыну не хочется иметь отца. Только в моём примере всё посложнее будет. При живой матери я не имел права самостоятельно предпринимать поиски. А когда она покинула этот мир, то и отца уже не было в живых.

Как бы там ни было, но я теперь могу смело утверждать, что особую музыкальность Юрий Бирюков унаследовал именно от отца. Сызмальства паренёк играл на губной гармошке. Да практически на любом музыкальном инструменте мог «методом тыка» подобрать нужную мелодию. Восьмилетнего мама с тёткой отдали его в Новочеркасское суворовском училище.

- Мы пацаны малые, конечно же, страшно скучали по дому и родным. Ротный, капитан Иван Иванович Чичигин, пытаясь нас как-то развеселить и утешить, брал в руки видавший виды баян и затевал коллективное пение. Он прибыл в училище после тяжёлого ранения под Сталинградом. Поэтому предлагал нам только военные песни, других не знал. У ротного была любимая, которую исполняли чаще других: «Когда мы покидали свой любимый край и молча уходили на Восток». А мы за ним дружно подхватывали тонкими голосами: «Над синим Доном, под старым кленом маячил долго твой платок». Этот грустный напев фронтовой песни о Доне и Сталинграде, родных и близких всем нам местах, совсем недавно отвоеванных у врага, так и остался для меня своеобразным музыкальным паролем трудного военного детства. И эта же песня «Сталинградское танго» (под другим названием – «Донская лирическая») стала для меня первой, чью историю и боевую биографию я сумел восстановить в подробностях для себя самого и для миллионов советских людей. Оказалось, что стихи её написали журналисты фронтовой газеты 4-го Украинского фронта Зельман Кац и Матвей Талалаевский, а музыку сочинил Модест Табачников. Потом были десятки, сотни, тысячи других песен, большинство из которых я, что называется, возвратил из небытия.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 июня
понедельник
2019

В этот день:

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

К 20 апреля 1932 года завод освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки.
В годы войны во время битвы за Сталинград завод стал местом упорных боев. Не прекращая выпуска танков, часть рабочих завода вступила в народное ополчение и встала на защиту города и завода.

Во время боев завод был полностью разрушен, его восстановление началось сразу же после освобождения района завода, и 17 июня 1944 года он возобновил выпуск своей продукции.

Пережив фашизм, завод не смог одолеть демократию. В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Невольно напрашивается параллель: в СССР через 15 лет после тяжелейшей иностранной интервенции вышли на рекордное самолетостроение. Современная «демократическая» Россия примерно за то же время «эпохальных» реформ сумела полностью загубить отечественное самолетостроение и покупает «борты» за рубежом.

 

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

Но наша страна вернула этот план Гитлеру, как говорится, в зад. Правда, ровно через 50 лет бесноватый от зависти перевернулся в гробу: демократы (обманом) сумели выполнить план «Барбаросса» и расчленили-таки СССР. Теперь вопрос стоит так: сумеет ли наш народ вернуть им этот план в зад со всеми вытекающими из этого последствиями?

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

На Ту-104 выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т. д. У этого самолета была обширная военно-космическая программа. В его салоне был оборудован первый «бассейн невесомости» для создания состояния невесомости с целью тренировки будущих космонавтов. Здесь же проходили подготовку участники советской лунной программы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение