RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Лунный камень преткновения
24 октября 2014 г.

Лунный камень преткновения

Россия и США почти одновременно заявили о своих претензиях на гигантские территории нашей космической спутницы
Против либерального взгляда на русскую литературу
27 октября 2016 г.

Против либерального взгляда на русскую литературу

Вышла в свет книга литературного критика, публициста и прозаика, доброго друга «Российского героического календаря» полковника Петра Ткаченко «До разгрома и после него»
Смерть на взлете
7 февраля 2014 г.

Смерть на взлете

7 февраля 1981 года авиакатастрофа уничтожила практически все командование Тихоокеанского флота СССР
Диктатура совести
27 марта 2017 г.

Диктатура совести

10 лет назад ушёл из жизни великий актер и театральный деятель Михаил Александрович Ульянов
Какую Библию читал Шолохов
28 октября 2018 г.

Какую Библию читал Шолохов

Современный русский писатель и литературовед Петр Ткаченко завершил исследование духовно-мировоззренческой основы романа «Тихий Дон»
Главная » Читальный зал » Летописец русской песни

Летописец русской песни

Исполнилось 80 лет уникальному музыковеду и композитору Юрию Евгеньевичу Бирюкову

Когда он выступал с творческим отчётом в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, зал был полон — настолько востребован сегодня этот талант.
Летописец русской песни

Полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков - член Союза писателей, член Союза композиторов России; лауреат Всероссийских литературных премий «Сталинград», имени А.Фатьянова «Соловьи»; кавалер медали «200 лет Министерству обороны», золотой медали Константина Симонова; обладатель премии «Сокровищница России», премии Э.Володина.

Он автор музыки к песням на стихи Алексея Суркова, Льва Ошанина, Сергея Смирнова. Алексея Фатьянова, Николая Доризо, Леонида Якутина, Игоря Шаферана, Владимира Силкина и ещё многих других замечательных поэтов. Его песни исполняли Георгий Абрамов, Владимир Нечаев, Иосиф Кобзон, Виктор Кохно, Валентина Дворянинова, Татьяна Суворова, Анна Литвиненко, Заур Тутов, Лев Барашков, Елена Калашникова, Леонид Шумский, Анна Калевайнен, Николай Романов, Наталья Кириллова, Любовь Анисова, Владимир Полудин, Галина Шумилкина. И всё-таки главное дело всей жизни Юрия Бирюкова - собирание песен, которые составляют животворящую силу души русского народа. Более полувека этот военный истовый энтузиаст в буквальном смысле слова спасает, вырывая из небытия песенные тексты и мелодии, рассказывает людям, как они создавались, кто был их авторами и исполнителями. Более двадцати лет Юрий Евгеньевич вёл на Центральном ещё телевидении легендарную передачу «Песня далёкая и близкая», бившую все рекорды по читательским письмам. Примерно столько же лет офицер выступал на Всесоюзном радио с циклом передач «Россия в песне». Бирюков - автор нескольких десятков книг. Среди них - «Песни, опаленные войной», «Песни, рожденные в боях», «Песня далекая и близкая», «Не могу о России не петь», «Говори мне о любви», «Всегда на страже», «По военной дороге», «За спиной была Москва», «Песни Карельского фронта», «Здесь насмерть стояли», «Мы с Волги на бой уходили», «Мой Рыбинск не хуже Парижа», «Белыми скалами линия фронта легла», «Казачьи песни», «Какие наши годы», «Песни войны и Победы», «Наши деды – славные победы», «Стоит Москва – стоит Россия!». Только одних военных песен дотошный исследователь собрал, восстановил и оставил для истории около 50 (пятидесяти!) тысяч! Причём в его многочисленных сборниках не только поэтические тексты, сверенные и многократно перепроверенные, но и ноты, и живое, интереснейшее повествование о том, как появлялась на свет та или иная известная или забытая военная песня, кто и когда её исполнял, обстоятельные беседы с авторами и исполнителями. В Советском Союзе не было такого композитора или поэта-песенника, с которым бы Юрий Евгеньевич хоть раз да ни пообщался. Другими словами, в лице Бирюкова мы имеем воистину уникального хранителя песен России.

Познакомились мы с Юрием Евгеньевичем в далёком теперь уже 1977 году, когда я поступил в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В этом месте, заведомо уповая на снисхождение читателей, позволю себе ссылку на собственную книгу «Встречная полоса. Эпоха. Люди. Суждения»: «На кафедре литературы и искусства я близко сошелся с Юрием Евгеньевичем Бирюковым, которого смело можно было назвать летописцем советской песни. В стране больше не было и нет подобного специалиста, который бы знал всю биографию, всю подноготную любой мало-мальски известной мелодии, известных слов к ней. Только одних бесед с композиторами и поэтами-песенниками Бирюков собрал около шести тысяч! Ко мне он проникся уважением, когда однажды в лекции обронил четверостишье: «Надоело говорить, и спорить,/ И любить усталые глаза.../ В флибустьерском дальнем море/ Бригантина подымает паруса». «Хотя вряд ли, - скептически усомнился ритор, - кто-нибудь из вас вспомнит этого, увы, погибшего в войну поэта».

Разумеется, я обиделся не столько за себя, сколько за Павла Когана и озвучил всю его «Бригантину». Расчувствовавшийся, удивленный Бирюков произнёс на полном серьезе: «Ну, если вы процитируете ещё хоть пару строк из Когана, ставлю пятёрку и можете на мои лекции больше не ходить!»

Видит Бог, даже сильно не напрягаясь, я вспомнил, как ещё в курсантские времена нам с подъёмом читал «Звезду» великий доктор русской филологии Осмоловский: «В поле темень, в поле жуть-/ Осень над Россией./ Поднимаюсь. Подхожу/ К окнам темно-синим./ Темень. Глухо. Темень. Тишь./ Старая тревога./ Научи меня нести/ Мужество в дороге./ Научи меня всегда/ Цель видать сквозь дали./ Утоли, моя звезда,/ Все мои печали».

Юрий Евгеньевич при всем честном народе позволил мне больше его лекции не посещать, но как раз это разрешение я проигнорировал. Мне доставляло живой интерес общение с песенным энтузиастом, заработавшим на этом увлечении, к сожалению, два инфаркта.
Кроме всего прочего, Юрий Евгеньевич любил предвоенную поэзию. Знал не только известные имена Брюсова, Блока, Хлебникова, Гумилева, Ходасевича, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Цветаевой, Багрицкого, Сельвинского, но и мог цитировать строки из таких на ту пору экзотических поэтов, как Николая Клюева, Всеволода Багрицкого, Бориса Лапина, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Дмитрия Вакарова, того же Павла Когана, который, как известно, «с детства не любил овал! с детства угол рисовал!»

После академии меня взяли в газету «Красная звезда». С Бирюковым связей я не терял, в том числе, и по соображениям прагматическим. Ведь ему, весельчаку и балагуру, можно было запросто позвонить на службу или домой в любое время суток, чтобы уточнить ту или иную поэтическую строку, название песни, узнать сведения из жизни нужного поэта или композитора. При этом он мог запросто сказать: «Ты по этому вопросу лучше обратись к Лёве Ошанину. Запиши телефон. Скажешь: от меня». Ну что вы хотите, если Юрий Евгеньевич четыре года профессионально и предметно переписывался с Исааком Осиповичем Дунаевским и эта переписка опубликована! Однако потом, как это сплошь и рядом случается по жизни, наши отношения, даже и не объясню внятно почему, прекратились. Помнится лишь, что домашний телефон Бирюкова однажды умолк, а на кафедре сообщили: он уже много лет здесь не преподаёт. Случайно также я узнал, что Юрий Евгеньевич уехал из столицы в Ярославскую область и следы его потерялись для меня окончательно.

А весной уходящего года написал я заметку о жизни и творчестве Фатьянова, в которой много было ссылок на воспоминания дорого моему сердцу педагога. И вдруг приходит письмо из фатьяновского музея Вязников: «Евгений Бирюков жив, здоров. Находится в столичном пансионате ветеранов труда №1». Надо ли писать о том, что на следующий день я уже тискал в объятиях своего учителя, и мы долго не могли наговориться…

- Батю своего Евгения Федотова я никогда не видел. Меня растили мама Марья Павловна и её сестра тётка Капитолина. Мама встретилась с отцом, когда заканчивала техникум, а он в это время писал диплом в авиационном институте. Родственники с обеих сторон почему-то (и я даже знаю – почему!) воспротивились этому браку. Однако молодые всё равно решили сыграть комсомольскую свадьбу в Рыбинске, откуда отец был родом. Поехали поездом. Мама вышла в тамбур, а дверь там оказалась не запертой. Она и упала на рельсы. С расплющенной рукой, без сознания девушку доставили в ближайшую сельскую больницу. Отцу нужно было возвращаться в институт. Утром он пришёл попрощаться и увидел, как маму везут на каталке в морг. По пути на вокзал зашёл на почту и отбил телеграмму родителям несостоявшейся жены: «Маруся погибла под поездом». А мать к вечеру очнулась на льду морга. Истошно закричала. Примчался санитар, отвёз больную обратно в палату. Вызвали хирурга. Тот определил гангрену, и тут же оттяпал маме руку по самое плечо. Соседка по палате и предлагает: «Доктор, а ведь Маруся - на третьем месяце беременности. Вы бы заодно и аборт ей сделали. Кому ж будет нужна однорукая баба с ребёнком?» Врач как заорёт: «Мочи, дура безмозглая! Он с ней под поезд падал – удержался! В морге на льду не замёрз! Нельзя такое боевое дитё лишать жизни!»

Так и появился Юрка на свет в станице Семикаракорской Ростовской области. Подробности о своём отце узнал лишь, когда матери исполнилось 80 лет. Она, словно на исповеди, рассказала сыну про всю свою судьбу горемычную. Как в далёкой молодости не смогла устоять перед красавцем студентом, который прекрасно пел разные романсы, аккомпанируя себе на гитаре. И как потом согрешила: отдалась ему до свадьбы – так сильно любила. А у избранника её чувства, оказывается, были не столь крепки. Ведь он ещё до войны доподлинно узнал, что девушка его выжила, родила, но смалодушничал и к ней - калеке не вернулся. Спустя сорок лет увидев по телевизору одну из передач «Песня далекая и близкая», написал письмо: «Дорогая Маруся, извини меня за всё, если можешь. И скажи: не наш ли с тобой сын по телевизору выступает?»

- Матушка моя имела доброе сердце и готова была простить своего вихрастого Женю. Только тётка Капитолина категорически воспротивилась, порвав письмо: не бывать этому! Дескать, когда мы с тобой поднимали Юрку, Федотов копейки нам не прислал. А теперь хочет целого полковника заполучить в сыновья. Если такой умный, чего же сам не напишет на телевидение? Да потому, что чует кошка, чьё мясо съела.

- Юрий Евгеньевич, но вам-то хотелось с отцом свидеться?

- Какому ж сыну не хочется иметь отца. Только в моём примере всё посложнее будет. При живой матери я не имел права самостоятельно предпринимать поиски. А когда она покинула этот мир, то и отца уже не было в живых.

Как бы там ни было, но я теперь могу смело утверждать, что особую музыкальность Юрий Бирюков унаследовал именно от отца. Сызмальства паренёк играл на губной гармошке. Да практически на любом музыкальном инструменте мог «методом тыка» подобрать нужную мелодию. Восьмилетнего мама с тёткой отдали его в Новочеркасское суворовском училище.

- Мы пацаны малые, конечно же, страшно скучали по дому и родным. Ротный, капитан Иван Иванович Чичигин, пытаясь нас как-то развеселить и утешить, брал в руки видавший виды баян и затевал коллективное пение. Он прибыл в училище после тяжёлого ранения под Сталинградом. Поэтому предлагал нам только военные песни, других не знал. У ротного была любимая, которую исполняли чаще других: «Когда мы покидали свой любимый край и молча уходили на Восток». А мы за ним дружно подхватывали тонкими голосами: «Над синим Доном, под старым кленом маячил долго твой платок». Этот грустный напев фронтовой песни о Доне и Сталинграде, родных и близких всем нам местах, совсем недавно отвоеванных у врага, так и остался для меня своеобразным музыкальным паролем трудного военного детства. И эта же песня «Сталинградское танго» (под другим названием – «Донская лирическая») стала для меня первой, чью историю и боевую биографию я сумел восстановить в подробностях для себя самого и для миллионов советских людей. Оказалось, что стихи её написали журналисты фронтовой газеты 4-го Украинского фронта Зельман Кац и Матвей Талалаевский, а музыку сочинил Модест Табачников. Потом были десятки, сотни, тысячи других песен, большинство из которых я, что называется, возвратил из небытия.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
четверг
2019

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение