RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Коллекторов — к ответу!
10 февраля 2016 г.

Коллекторов — к ответу!

Они совершенно распоясались, становятся опасными для общества
О казачестве: документы и мнения
16 июня 2019 г.

О казачестве: документы и мнения

16 июня 1992 года в России принят закон закон «О реабилитации казачества».
Помянем Владимира Солоухина
6 апреля 2017 г.

Помянем Владимира Солоухина

20 лет назад ушёл из жизни этот великолепный писатель
10 апреля 2013 г.

Проза

Актёр былинной силы
8 февраля 2015 г.

Актёр былинной силы

9 февраля 2015 года - 100 лет со дня рождения Бориса Федоровича Андреева
Главная » Читальный зал » Мальта-1989: историческая клякса

Мальта-1989: историческая клякса

2 декабря 1989 года пьяный матрос крейсера «Слава» заблевал каюту, предназначенную для президента США, выразив таким образом отношение советского народа к встрече Буша с Горбачевым

Это был единственный позитивный момент саммита, открывшего серию неслыханных в истории предательств
Мальта-1989: историческая клякса

2-3 декабря 1989 года на Мальте - острове рыцарей Мальтийского ордена крестоносцев - состоялась во многих смыслах историческая встреча тогдашнего президента США Джорджа Буша с генсеком ЦК КПСС, председателем президиума Верховного совета СССР Михаилом Горбачевым. Она освещалась очень широко, но почти никто из журналистов даже не подозревал, что переговоры лидеров двух великих государств проходили совсем не в том антураже, который заранее обуславливался, что из протокола выпал важнейший ритуал, предназначенный для ознаменования конца "холодной войны". И уж тем более никто не догадывался - почему.
Сейчас ни для кого не секрет, что мальтийский саммит стал основой последующих предательских внешнеполитическоих уступок руководства Советского Союза. Именно там были достигнуты принципиальные договоренности по невмешательству СССР в дела восточноевропейских стран, согласие на объединение Германии и уступки СССР в отношении прибалтийских республик, обговорена капитуляция клики Горбачева в «холодной войне». В ответ американский лидер ограничился лишь устной поддержкой проходившей в СССР перестройки (которая, как теперь известно, вскоре завершилась перестрелкой).
      Мне довелось быть в те дни, что называется, за кулисами переговоров. Многие скрытые от посторонних глаз нюансы запечатлелись в памяти. Хотя, должен подчеркнуть сразу, большинство из нас тогда даже не догадывалось о предательском характере этого мероприятия.
      Пришли мы к Мальте на ракетном крейсере "Слава" - гордости Черноморского флота. Там уже находился американский крейсер УРО (управляемое ракетное оружие) "Белкнап". Вместе с ним нашему кораблю предстояло обеспечить военную охрану переговоров. Более того, по плану, крейсера должны были стать и местом их проведения.
      По заранее достигнутой договоренности, высокие стороны собирались "дружить кораблями" - первый день встречи провести на "Славе", второй - на "Белкнапе". Для этого на нашем крейсере были подготовлены каюты с заранее выгравированными табличками "М.С.Горбачев", "Дж. Буш". Во время перехода Севастополь - Мальта на "Славе" работала группа охранников генсека ЦК КПСС. А за сутки до начала переговоров на корабль прибыла охрана президента США. Всего на крейсере было размещено более 70 прикомандированных.
      "Слава" и "Белкнап" стояли на якорях в небольшой бухточке Марсашлокк. Неподалеку ошвартовался у причала советский теплоход "Максим Горький". На рейде бухты дрейфовал наш сторожевой корабль "Пытливый". Для противодиверсионной защиты "объединенной эскадры" были задействованы боевые пловцы. Все эти "военно-морские излишества" вызвали у журналистов искреннее недоумение. В местных газетах варьировалась тема: Горбачев, прибывающий на Мальту, чтобы, в частности, выклянчить у Буша экономическую помощь, не пожалел средств на переход сюда двух боевых кораблей и комфортабельного теплохода. В то время как "богатенький" американец экономно ограничился одним крейсером. Издевкам подвергалось в прессе строительство и некой странной автострады: советские дорожные рабочие клали асфальт от трапа "Максима Горького" до ближайшего шоссе, ведущего в Ла-Валетту - столицу Республики Мальта. Бессмысленность этого мероприятия заключалась в том, что остров представляет собой сплошную скалу, и гладко вырубленные в ней подъезды к причалу совершенно не требуют никакого покрытия.
      Первым на Мальту прибыл Буш - почти за сутки до начала переговоров. С аэродрома он на вертолете перебрался на "Белкнап". Там пробыл не более получаса. В бинокль мы увидели, как президент США, которому в то время было уже под семьдесят, вышел на вертолетную палубу, занял место первого пилота в винтокрылой машине и поднял ее в воздух. Вскоре "стрекоза" скрылась за горизонтом. Через несколько часов по каналам разведки ВМФ пришло сообщение: Буш перелетел на авианосец, несущий боевую службу в Средиземном море, вручил лучшим летчикам и морякам награды. Лично пилотируя вертолет, он вечером возвратился на "Белкнап". Там и заночевал.
      Горбачев прилетел во второй половине того же дня, сел вместе с неразлучной Раисой Максимовной в специально доставленный из Москвы транспортным самолетом лимузин и отбыл в заранее забронированные роскошные апартаменты. После отдыха высокая партийная чета отправилась в какой-то средневековый замок. Как выяснилось позже, там генеральный секретарь ЦК КПСС удостоился быть награжденным Орденом мальтийских рыцарей.
      Ночью на "Славе" произошли события, посрамившие и советскую, и американскую спецслужбы, но высоко поднявшие сегодня в моих глазах политическую интуицию простого советского матроса. Около пяти утра я проснулся от шума, доносившегося с внутренней палубы. Бросился туда и увидел такую картину: стоит строй сменившихся с вахт моряков, а перед ними бегает, сверкая глазами, старший помощник командира корабля и выкрикивает одну и ту же не слишком светскую фразу: "Кто наблевал в каюте товарища Буша!?"
      В каютах, предназначенных для лидеров государств, холодильники были забиты всяческими яствами и напитками. Кто-то из матросов решил, видимо, продегустировать то, чем собирались потчевать американского вождя. И то ли переборщил, то ли с отвращением отнесся к американскому пойлу. Как раз в это время поднялся сильный ветер. "Славу" чуть не сорвало с якоря (чудом удалось зацепиться за грунт еще одним), и матрос "траванул"... Остается загадкой, как две самые крупные спецслужбы мира, охранявшие каюты, были обведены вокруг пальца простым советским моряком. Насколько знаю, фамилию его так и не выявили.
      Помню, представители спецслужб бегали по кораблю и искали какой-либо сильнодействующий дезодорант, чтобы перебить "русский дух" в американских апартаментах. Но вскоре выяснилось, что это уже ни к чему.
      По каналам спецслужб, тогдашнему министру иностранных дел СССР Шеварнадзе передали информацию о случившемся. Тот «обработал» своего шефа, в смысле того, что на крейсер не стоит идти из-за непогоды. Михаил Сергеевич, действительно увидев утром ветровую рябь на поверхности бухты, передал по радио Бушу просьбу в связи с опасностью надвигающегося «шторма» не проводить встречу на кораблях, а посекретничать в комфортабельных условиях ошвартованного у причала "Максима Горького". Так и пошло дело. Буш на катере курсировал, несмотря на шторм, между "Белкнапом" и "Максимом Горьким", а Горбачев поджидал его на трапе лайнера. После чего лидеры удалялись на переговоры.
      В день отбытия высоких лиц экипаж "Славы" в парадной форме был выстроен на верхней палубе. Ветер уже стих, и командиры, политработники подбадривали разочарованных невниманием Горбачева подчиненных: "Перед вылетом Михаил Сергеевич обязательно посетит крейсер". Но вот генеральный секретарь, поддерживая под локоток Раису Максимовну, ступил на трап "Максима Горького". К трапу подали лимузин. В строю военных моряков послышался негромкий ропот. Кому не ясно, что на лимузине до крейсера не доберешься? Горбачев, даже не глянув в сторону охранявшего его корабля, юркнул в черный "броневичок" и укатил.
      Чуть раньше от другой сходни "Максима Горького" отчалил катер президента США. Он обошел вокруг "Славы". Буш с интересом осмотрел корабль, поднял большой палец в знак восхищения. Передал по радио благодарность за обеспечение переговоров и выразил огорчение, что без Горбачева не имеет права, по этикету, посетить столь доблестный корабль.       Через несколько лет мне случилось общаться с бывшим начальником штаба правительственной охраны Валерием Величко. Вспомнили и мальтийский эпизод. "Неужели никто из окружения не мог подсказать Михаилу Сергеевичу, - спросил я, - что к собственному флоту следовало бы отнестись поприветливее?" - "Подсказывали! Адмиралы Чернавин, Селиванов просили хотя бы по радио связаться с командиром "Славы" или помахать экипажу рукой, как это сделал Буш. Не убедили. Зато он не преминул поблагодарить мальтийского главнокомандующего, пошутив при этом в своем стиле: "А вы свои вооруженные силы сокращать не собираетесь?.."
      Для информации: Мальта - демилитаризованный остров, на нем не наберется и тысячи военнослужащих.

* * *
В моем личном архиве сохранилось немало интересного, связанного с обеспечением этого мероприятия советским ракетным крейсером «Слава» и американским крейсером «Белкнап».

В том числе - заполненные бланки радиограмм с репортажами в газету «Красная звезда», которые так никогда и не были опубликованы. Дело в том, что руководители редакции настолько боялись сказать чего-либо лишнего, что ставили в газетный номер только тассовские информации о встрече, хотя на ней присутствовал спецкор этой газеты. Вот эти радиограммы.

 

КОМПАС, ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

Передаю первую часть материала «Крейсер «Слава»: курс — на Мальту». Абз. 24 ноября в 9 часов 45 минут ракетный крейсер «Слава» под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.Селиванова отошел от Севастопольского причала и взял курс на Мальту. Впервые в истории Советского Военно-Морского Флота военный корабль станет местом переговоров на высшем уровне. 2 и 3 декабря на нем, а также на американском крейсере «Белкнап», состоится встреча Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша. Абз. Перед выходом в море на «Славе» состоялся митинг. Выступая на нем, член военного совета — начальник политуправления Черноморского флота вице-адмирал В.Некрасов (В.Некрасов) пожелал морякам успешного выполнения исторической дипломатической миссии. Командир ракетного крейсера капитан 2 ранга В.Лесной (В.Лесной) доложил, что экипаж полностью готов к решению ответственной задачи. За этим докладом — напряженный труд не только экипажа крейсера, но и всего флота, готовившего один из своих лучших кораблей к необычной и чрезвычайно почетной роли. Абз. И для неё крейсер «Слава» выбран не случайно. Корабль — молод. Ему всего семь лет. Но экипаж его зрел. В 1985 году он награжден Вымпелом министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В прошлом году объявлен отличным. Все учебно-боевые задачи выполняет только с высшим баллом. За семь лет службы корабля 39 его моряков удостоились государственных наград. Немаловажное значение имеет и то, что только в нынешнем году на его борту побывало около тридцати зарубежных официальных и неофициальных делегаций и гостей. Абз. Но даже такому подготовленному экипажу многие вопросы в этот раз приходилось решать впервые. Абз. — Что касается чисто морского обеспечения этого необычного похода, — рассказал старший политработник отряда кораблей заместитель начальника политуправления Черноморского флота контр-адмирал О.Алексеев (О.Алексеев), — то здесь сложностей не было, оно отработано давно. А вот как все организовать так, чтобы руководителям двух государств и делегациям хорошо работалось, об этом пришлось позаботиться. Корабль есть корабль. Здесь даже элементарный комфорт не всегда предусмотрен. Для М.С. Горбачева и Дж. Буша подготовили флагманские каюты. Беседовать, как говорится, наедине (в присутствии лишь двух переводчиков) они будут в флагманском салоне. Переговоры в составе делегаций будут проходить в кают-компании офицерского состава. В помещениях обновлен интерьер. Например, в кают-компании оборудовали новый, более широкий стол, чтобы удобно было вести переговоры. Переборки украсили картинами флотского художника капитана 2 ранга В.Князева. В одном из боевых постов установили аппаратуру правительственной связи. Заготовили специальные сувениры и для высоких гостей, и для представителей делегаций, и для журналистов. На флоте выпущен значок «Мальта-89» с силуэтами «Славы» и «Белкнапа». Большое внимание уделили подготовке вестовых, ведь им впервые предстоит обслуживать делегации такого высокого уровня. Немало забот было и с размещением прикомандированных, которые обеспечивают переговоры. Их на корабле более семидесяти. Так что корабельным офицерам, проявляя традиционное флотское гостеприимство, пришлось отдать свои каюты гостям, перейти на боевые посты и в кубрики. Готовясь к походу, моряки подустали. Сейчас, когда мы вышли в море, командование отряда решило дать суточный отдых всем свободным от вахт. А затем на переходе к Мальте будем продолжать отрабатывать организацию обеспечения переговоров. Абз. Капитан первого ранга Сергей Турченко.

КОМПАС ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

Передаю материал «Крейсер «Слава» прибыл на Мальту». Абз. 28 ноября утром ракетный крейсер «Слава» прибыл на Мальту и бросил якорь в бухте Марсашлокк (повтор – Марсашлокк). Здесь стоит теплая погода. Температура воздуха плюс 21-22, воды 18-19. Облачно. Чуть раньше в бухту вошли американский крейсер «Белкнап», а также советский теплоход «Максим Горький», где планируется развернуть резиденцию М.С. Горбачева, прибытие которого на Мальту ожидается вечером первого декабря. Абз. На «Славе» все готово к проведению здесь советско-американских переговоров на высшем уровне. Во время перехода по Черному, Мраморному, Эгейскому, Ионическому, Средиземному морям экипаж продолжал отрабатывать элементы обеспечения этого важнейшего политического мероприятия. Необычных хлопот у командования отряда и личного состава в эти дни чрезвычайно много. Нужно, как говорится, предусмотреть все, а совета спросить не у кого, так как флот впервые выполняет такую почетную и ответственную задачу. Командир отряда кораблей начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.Селиванов и старший политработник заместитель начальника политуправления флота контр-адмирал О.Алексеев вникают во все детали подготовки, ибо нет среди них второстепенных. Отработаны почетный караул и оркестр, проведены десятки тренировок с командами катеров, которым предстоит доставлять с берега глав государств и членов делегаций на борт корабля. На случай штормовой погоды предусмотрен вариант, когда «Слава» подойдет к одному из мальтийских причалов. Подготовлены для переговоров кают-компания и флагманский салон, а также каюты для высоких гостей и членов делегаций. Абз. Группа офицеров правительственной связи, находящаяся на корабле с начала похода, установила рядом с флагманским салоном специальную аппаратуру, позволяющую через спутник связаться практически с любой точкой земного шара. Абз. Группа охранынашего государственного лидера на переходе морем отрабатывала свои вопросы, чтобы исключить любую случайность. За сутки до начала переговоров на «Славу» прибудет группа из охраны президента США, у которой тоже будут здесь свои заботы. Абз. Отработаны на ракетном крейсере и другие совершенно новые для флота расписания, например, по организации официального завтрака глав государств и делегаций, по размещению и обеспечению работы экспертов (их 2 декабря придет на корабль более пятидесяти), советских и иностранных журналистов, которых предположительно будет более ста. Для них необходимо предоставить интересующую информацию, организовать связь с редакциями, обеспечить хотя бы элементарные бытовые условия. Словом, предусмотреть и проработать пришлось многое. Абз. Когда «Слава» и сопровождающий её СКР «Пытливый» прошли Босфор, на связь с командиром отряда вышел главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Чернавин. Он подробно расспросил о ходе плавания и подготовки к обеспечению переговоров, хотя перед выходом кораблей лично проверил их готовность. Адмирал флота В.Чернавин передал просьбу американской стороны пораньше прибыть в точку рандеву с крейсером «Белкнам», чтобы экипажи имели возможность встретиться, побывать друг у друга в гостях, ближе познакомиться. Это тоже важная форма народной дипломатии. Наш отряд увеличил ход и на сутки раньше намеченного прибыл к Мальте. Было организовано взаимное посещение кораблей советскими и американскими моряками. Абз. При первой же возможности я отправился на берег. И сразу же почувствовал, что Мальта живет ожиданием советско-американской встречи на высшем уровне. На улицах Валлетты можно увидеть советские и американские государственные флаг, фотографии лидеров наших стран, плакаты с приветственными надписями. Абз. Несколько слов о Республике Мальта. Это государство, занимающее группу островов в центральной части Средиземного моря в 90 километрах к югу от острова Сицилия. Население 333 тысячи человек, главным образом мальтийцы. Столица — Валлетта (15 тысяч человек). Официальные языки мальтийский и английский. Большинство населения католики. Дипломатические отношения с СССР установлены 26 июля 1967 года. В октябре 1981 года во время визита в Валлетту советской правительственной делегации стороны обменялись памятными записками, составляющими соглашение о признании, уважении и поддержке Советским Союзом статуса Республики Мальта как нейтрального государства, проводящего политику неприсоединения. У СССР с Мальтой взаимные деловые связи. Мы поставляем сюда нефть и нефтепродукты, суда и судовое оборудование, цемент. Мальта экспортирует в СССР товары широкого потребления — швейные изделия и трикотаж. На мальтийских верфях ремонтируют советские суда. На судостроительном заводе «Мальта шипбилдинг» (повтор – «Мальта шипбилдинг») по заказу СССР построено восемь лесовозов. Абз. Отношения между СССР и Мальтой, по оценке премьер-министра Э.Ф. Адами (повтор — Э.Ф. Адами), развиваются вполне удовлетворительно. Начало цитаты. «Политика моего правительства состоит в том, чтобы продолжить их развитие, — сказал он в интервью. — Мы целиком поддерживаем инициативы, направленные на упрочение мира, в частности, мира в Средиземноморье. Если бы Средиземное море могло освободиться от всех иностранных флотов, это было бы не только приемлемо для нас — мы полностью за это». Конец цитаты. Абз. Э.Ф. Адами неоднократно подчеркивал, что Мальта не вступит ни в какие военные союзы, не предоставит своей территории никаким военным объектам. И тем не менее сегодня в её территориальных водах, несмотря на противодействие этому решению со стороны правительственной оппозиции, находятся военные корабли СССР и США. Такое исключение сделано благодаря мирной миссии, которую им предстоит выполнить, обеспечивая переговоры руководителей двух великих держав. Абз. Мне удалось с помощью военных переводчиков капитана 2 ранга В.Пермякова и капитан-лейтенанта А.Черноморченко (повтор В.Пермяков, А.Черноморченко) взять короткие интервью у первых же мальтийцев, с которыми мы встретились. Абз. — Испытываю чувство удовлетворении и гордости, что переговоры такого высокого уровня будут проходить на советском и американском кораблях близ берегов Мальты, — сказал Пол Галья. — Искренне желаю, чтобы они стали важной вехой на пути к миру на нашей планете, взаимопониманию между народами. Абз. — Народ Мальты традиционно миролюбив и гостеприимен, — высказал свое отношение к переговорам Ант Милья. — Пусть встреча здесь, у наших берегов президентов Горбачева и Буша послужит делу разоружения и разрядки, в частности, в Средиземноморье. Именно таких итогов мы ждем от советско-американских переговоров на высшем уровне. Абз. Итак, 2 декабря на борт «Славы» поднимутся М.С. Горбачев и Дж. Буш. Весь мир ждет добрых результатов от их встречи. Абз. Капитан первого ранга С.Турченко, спец. корр. «Красной звезды». Абз. Валлетта.

КОМПАС ДЛЯ РЕДАКЦИИ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ» КУЗАРЮ

Передаю материал «Слава» – «Белкнап»: впервые вместе» под рубрику «Репортаж с американского крейсера». Абз. «Красная звезда» уже рассказала о том, как идет подготовка к обеспечению советско-американских переговоров на высшем уровне на ракетном крейсере «Слава». Наш корреспондент, аккредитованный на Мальте, побывал на американском крейсере «Белкнап», который впервые со дня своего существования выполняет общую задачу совместно с советским кораблем. Публикуем его репортаж. Абз. Когда»Слава» вошла в бухту Марсашлокк, крейсер»Белкнап» уже стоял здесь на якорях в двух кабельтовых от причала, у которого пришвартовался советский теплоход «Максим Горький» — предполагаемая резиденция М.С, Горбачева на период переговоров. Наш ракетный крейсер стал на якоря рядом с «Белкнапом». Едва ли не весь американский экипаж вышел на верхнюю палубу, чтобы поприветствовать советских моряков. С берега «Славу» приветствовали многочисленные группы мальтийцев, вокруг крейсера сновали катера с телерепортерами на борту. Абз. «Слава» и «Белкнап» не раз встречались в Средиземном море при выполнении каждый своей задачи. И это было олицетворением того, что можно охарактеризовать одним словом — противостояние. И вот впервые у них единая, сугубо мирная цель. Чтобы как можно лучше ее осуществить, нужно скоординировать действия, спланировать совместные мероприятия. Для этого, как только «Слава» стала на якоря, группа офицеров штаба Черноморского флота отправилась на катере на «Белкнап». С ними довелось побывать на крейсере и мне. Абз. У трапа нас встретил старший помощник капитана Дж. Декавеч. После взаимных приветствий мы побеседовали с командиром капитаном первого ранга Джоном Ф. Сиглером. Он сказал:

— На нас большое впечатление произвел ваш крейсер, мне хотелось бы побывать на нем, посмотреть, познакомиться с моряками. Мы гордимся, что участвуем в обеспечении встречи наших лидеров, надеемся, что она послужит дальнейшему сближению СССР и США.

Сиглер также рассказал, как будет проходить церемония:

— Когда Горбачев подходит на катере, склянки отбивают 8 ударов (это обозначает, что к кораблю подходит президент). Как только его нога ступит на борт, еще удар склянок и по трансляции объявление: Председатель Верховного Совета СССР. У борта строй почетного караула, для США традиционно 8 человек (у нас 40). Горбачев обходит строй, в конце которого стоит командующий Шестым флотом США вице-адмирал Т.Д. Вильямс и президент Буш. Командир приветствует Горбачева вначале. А потом Горбачев здоровается с Вильямсом и Бушем. Оркестр играет гимны США и СССР. Г. и Б. уходят в кают-компанию, где пройдут переговоры делегаций, а затем удаляются в флагманский салон, где остаются для переговоров один на один. Если бы мне пять лет назад сказали, что я буду на своем корабле принимать и дружески беседовать с советскими офицерами, я бы подумал, что со мной не очень умело шутят. Очень приятно, что мы пришли к этому. Хочется верить, что отношения наши еще более углубятся.

— Были ли в городе?

— Да. Я был два часа в воскресенье. Все было закрыто, но понравилась старина. Мы американцы очень любим старину. Город маленький, уютный. Советуем посмотреть. А вообще некогда. Готовимся. Давайте посмотрим помещения, где будут проходить переговоры. Правда, их нужно еще готовить. Но общее впечатление можно получить.

— Наш «Максим Горький» пришел, а из США, что, лайнера не планировалось?

— Наши лайнеры все на Гавайях (смеётся).

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Виктор 22.03.2016 в 10:19 # Ответить
При всем уважении к Турченко С., он приврал. Никто в каюте, предназначавшейся Президенту Бушу (каюта флагмана) не блевал. Холодильники были пусты, он просто не знает и не представляет какие требования предъявляются к пище для первых лиц государства. Была неисправность фановой системы в каюте командира корабля (предназначавшаяся для М.С. Горбачева), которую устранил командир трюмной группы И.Першин, засунув руку поглубже в унитаз. Никакой особой охраны, которая бы подменяла экипаж не было, всё осуществлялось силами экипажа. И вообще всё было в штатном режиме, кроме погоды. Сила ветра достигала 26-27 м/сек, это ураганная сила, при таком ветре подойти к кораблю не возможно. Что касается того, что крейсер "чуть не сорвало с якоря" тоже полнейшая чушь, которую может нести только идиот, а не офицер в звании капитана 1 ранга, потому что на корабле была установлена 15-минутная готовность к съёмке и отданы оба якоря, а на клюзах было по 275 метров якорь-цепи. Вам двойка, тов. Турченко! Командир крейсера "СЛАВА" капитан 1 ранга Лесной В.С.
матрос Догеев 21.06.2018 в 23:34 # Ответить
командир прав .я был матросом на этом крейсере .по моему эскизу были были изготовлены ,эмблема встречи СССР о.МАЛЬТА США .смысл в котором был в том что крейсера готовы встрече и стоят кормой а не носом . эмблема Максим Горький на пресс конференции ,делал тоже я и во время шторма находился на лайнере .меня командировали для оформлении зал встреч.так вот Шеварднадзе отправил на крейсер Слава свою супругу не одну естественно где они пытались вступить на трап. вердикт это невозможно .это первоисточник , потому что это информация разошлась по лайнеру что надо менять весь график.что косается якорей на рк Слава было не так,Белкнап стоял в бухте под ударом волны и именно его и понесло ,пытались удержать буксирами .считаю это Командир с большой буквы Лесной В.С ,который принял решение прикрыть удар волны бортом рк Слава.на утро президент Буш прошел на катере перед встречей с горбоевым почетный круг вокруг крейсера показывая свое восхищения и благодарность ,у меня есть фотографии напротив якобы кают Буша ,горбачева,на самом деле ани были фиктивными , Буш ночевал на своем крейсере и блюй не блюй горбачев не поднялся на борт ,ну а мы ходили на Белкнап и они на Славу и вполне приятные воспоминания.горбачев после этой встрече на Мальте заявил что сама природа диктует резать корабли и тд. Вопрос тов.Турченко ,вы служили на крейсере или были среди туристов на рк Слава
С.Т. 22.03.2016 в 10:33 # Ответить
Если это пишет действительно Лесной, то должен напомнить, что он тоже тогда перед вахтой задавался вопросом: Кто наблевал в каюте товарища Буша?
Что касается "чуть не сорвало с якоря", то это же употреблено не в техническом отчете, а в рассказе. И слово "чуть" здесь употреблено предположительно и для усиления понимания сложности погодных условий.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 июня
среда
2019

В этот день:

Линкор «Полтава»

26 июня 1712 года в присутствии ПЕТРА I на воду был спущен первый русский линейный корабль

Линкор «Полтава»

26 июня 1712 года в присутствии ПЕТРА I на воду был спущен первый русский линейный корабль

Построенный исключительно отечественными мастерами, он обладал хорошими маневренными и другими мореходными качествами. Многие иностранные специалисты признали 54-пушечный линкор "Полтава" одним из лучших в мире кораблей данного класса.

Первый танковый таран

26 июня 1941 года в районе города Дубно капитан Василий Гаврилович БОГАЧЕВ совершил первый танковый таран в Великой Отечественной войне.

Первый танковый таран

26 июня 1941 года в районе города Дубно капитан Василий Гаврилович БОГАЧЕВ совершил первый танковый таран в Великой Отечественной войне.

Когда кончились боеприпасы, он направил свою машину на фашистский танк, который от удара вспыхнул. Наш экипаж не пострадал.

Василий Гаврилович Богачёв в Красную Армию был призван по спецнабору ЦК ВКП(Б) в 1936 году и направлен в Орловскую бронетанковую школу. После её окончанияон получил назначение в 35-ю легкотанковую бригаду в составе которой участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годов. В боях с немецко-фашистскими захватчиками капитан В. Г. Богачёв с 22 июня 1941 года. В первый день войны 43-я танковая дивизия Юго-Западного фронта нанесла немцам существенный урон под Дубно, а капитан Богачёв совершил один из первых в истории Великой Отечественной войны одиночный танковый таран. В конце июня 1941 года Василий Гаврилович был тяжело ранен и более двух месяце лечился в госпитале в Змиёве. В середине сентября 1941 года он вернулся в свою часть уже комбатом. В течение 10 дней с 17 по 27 сентября подразделение стойко удерживало занимаемые рубежи в районе сел Параскеевка, Василевка и Войновка. В ходе боев батальон капитана В. Г. Богачёва уничтожил 22 противотанковых орудия противника с расчетами, 11 танков, 2 полковые пушки, 6 минометов, 12 автомашин с военными грузами и почти полтора батальона мотопехоты. Лично капитан Богачёв уничтожил один танк и одно противотанковое орудие. 27 сентября 1941 года капитан В. Г. Богачёв погиб. Похоронили комбата в селе Новофёдоровка Чутовского района Полтавской области Украины. 27 декабря 1941 года капитану Василию Гавриловичу Богачёву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

26 июня 1941 года погиб Николай ГАСТЕЛЛО (род. 06.05.1907), летчик, капитан, Герой Советского Союза, направивший вместе с экипажем (лейтенанты А. А. БУРДЕНЮК, Г. Н. СКОРОБОГАТОВ, старший сержант А. А. КАЛИНИН) свой самолет на танковую колонну гитлеровцев.

Подвиг Николая Гастелло и его экипажа

26 июня 1941 года погиб Николай ГАСТЕЛЛО (род. 06.05.1907), летчик, капитан, Герой Советского Союза, направивший вместе с экипажем (лейтенанты А. А. БУРДЕНЮК, Г. Н. СКОРОБОГАТОВ, старший сержант А. А. КАЛИНИН) свой самолет на танковую колонну гитлеровцев.

Корреспонденты «Правды» П. Павленко, П. Крылов 10 июля опубликовали очерк «Капитан Гастелло».

Вот цитата из него: «В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.
Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.
Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».

Сталин — Генералиссимус без формы

26 июня 1945 года в СССР учреждено звание Генералиссимус Советского Союза.

Сталин — Генералиссимус без формы

26 июня 1945 года в СССР учреждено звание Генералиссимус Советского Союза.

На следующий день первым и единственным обладателем его стал И. В. СТАЛИН.

По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении звания Генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако Сталин неизменно отклонял данное предложение. И только после вмешательства Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского дал своё согласие, когда последний заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!»

Форма и знаки различия Генералиссимуса Советского Союза были разработаны службой тыла Красной Армии, но при жизни Сталина их не удалось даже утвердить официально, а после его смерти необходимость в этом отпала.

В своих воспоминаниях С.М.Штеменко писал: «Как-то прибыв на доклад в Кремль, мы с Антоновым встретили в приемной Сталина главного интенданта Красной Армии П. И. Драчева. Он был одет в пышную военную форму неизвестного нам покроя. Мундир был сшит по модели времен Кутузова с высоким стоячим воротником. Брюки же выглядели по-современному, но блистали позолоченными лампасам. Когда удивленные столь опереточным нарядом мы остановились и посмотрели на странный костюм, Драчев тихо сказал нам: «Новая форма для Генералиссимуса». В кабинете у Сталина находились члены Политбюро. Докладывал начальник тыла генерал армии Хрулёв. Закончив доклад, он попросил разрешения показать присутствующим новую военную форму. Сталин был в отличном настроении и сказал: «Давайте, вот и Генштаб посмотрит». Дали знак в приёмную. Вошел Драчев. Сталин окинул его беглым взглядом и помрачнел.

— Кого вы собираетесь так одевать? — спросил он, слегка кивнув головой в направлении главного интенданта.

— Это предлагаемая форма для Генералиссимуса, — ответил Хрулёв.

— Для кого? — переспросил Сталин.

— Для вас, товарищ Сталин.

Верховный Главнокомандующий велел Драчеву удалиться. Формы Генералиссимуса так и не было создано. Сталин до конца своих дней носил маршальскую форму».

По свидетельству В. М. Молотова, «Сталин жалел, что согласился на Генералиссимуса. Он всегда жалел. И правильно. Это перестарались Каганович, Берия… Ну и командующие настаивали».
После И. В. Сталина звание Генералиссимуса Советского Союза не присваивалось, однако числилось в уставах до 1993 года ..

 

Подвиг капитана Юрия Двужильного

26 июня — день памяти Юрия Михайловича Двужильного (1919-1944), Героя Советского Союза, командира батальона, капитана.

Подвиг капитана Юрия Двужильного

26 июня — день памяти Юрия Михайловича Двужильного (1919-1944), Героя Советского Союза, командира батальона, капитана.

Ю.М.Двужильный родился в посёлке Константиновка Донецкой области. В городе Кемерово окончил среднюю школу №12, учился в одном классе с известной впоследствии разведчицей Верой Волошиной, был её близким другом. После окончания школы поступил в Ленинградский институт ГВФ (Гражданский воздушный флот). В 1940 году был призван в Красную Армию, принимал участие в советско-финской войне. За мужество и героизм был награждён орденом Красного Знамени. В 1942 году после окончания Ленинградской военно-воздушной академии и курсов «Выстрел» был направлен в запасной авиационный полк.

В феврале 1943 года был отправлен на фронт в штрафное подразделение 49-й армии. Участвовал в освобождении Смоленской и Калужской областей, городов Рославль и Спас-Деменск. Осенью 1943 года в боях был ранен. После излечения был назначен командиром 3-го батальона 878-го стрелкового полка 290-ой стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта.

Капитан Двужильный отличился при освобождении Могилёвской области. 23 и 24 июня 1944 года батальон Двужильного севернее города Чаусы форсировал реки Проня и Бася, с боями взял позиции противника, освободил деревни Сусловка и Поповка. 25 июня батальон отразил 6 контратак противника.

26 июня 1944 года, во взаимодействии с взводом полковой разведки под командованием старшего лейтенанта Алексея Маякина батальон вступил в бой за деревню Хорошки. В деревне находилось несколько дзотов. Противник не собирался без боя сдавать деревню, так как она прикрывала проходящее в 1,5 километрах от неё шоссе из Могилёва, по которому отступали гитлеровские войска. Разведчики проникли в тыл противника и нанесли удар, захватив несколько огневых точек. Противник бросил против них самоходки и танки и им пришлось отойти, отвлекая на себя основные силы. Это позволило батальону Двужильного атаковать деревню и выбить из неё гитлеровцев. В критический момент боя капитан Двужильный повёл батальон в атаку. Преследуя отступающего противника, Двужильный попал под пулемётный огонь и погиб на берегу Днепра. Он был похоронен в братской могиле вместе с 32 бойцами своего батальона.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение