RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Конкурс поэзии «Победа-70»
1 марта 2015 г.

Конкурс поэзии «Победа-70»

Российский героический календарь открывает Третий Всероссийский конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Зачем Америке Украина
13 июля 2014 г.

Зачем Америке Украина

Президент Международного Центра геополитического анализа, генерал – полковник Леонид Ивашов о шкурных целях США
Вот майданутые!
28 февраля 2015 г.

Вот майданутые!

На 1 марта 2015 года «пятая колонная», подпитанная из США 30$ млрд на свержение Путина, назначила старт антироссийского путча
Легенда о Можайском десанте
28 сентября 2013 г.

Легенда о Можайском десанте

Продолжаем конкурс «День патриотической поэзии» имени поэта-подводника Алексея Лебедева
СССР против террористов
3 января 2016 г.

СССР против террористов

Советская тяжёлая огнемётная система залпового огня "Буратино", вероятно, в 2016 году будет поставлена в Сирию
Главная » Читальный зал » Падение Украины-9

Падение Украины-9

Если ехать поездом из Москвы в Черновцы, нужно преодолеть 12 пограничных пунктов: 6 украинских, 4 молдавских, 2 российских. Можно ли придумать что-то более государственно-скудоумное?

Продолжаем публиковать дневники писателя и военного журналиста Михаила Захарчука
Падение Украины-9

10.07.99, суббота (продолжение).

В этот день началась оборона Ленинграда. Немецкие и финские войска атаковали город с юго-запада и с севера. Почти одновременно были нанесены удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. Битва за город продолжалась по 9 августа 1944 года и стала самой длинной за всю Великую Отечественную войну. Составная её часть – 900-невная блокада. Вещь вообще невиданная за всю сознательную историю человечества. Сейчас в большой моде рассуждения о том, что только троглодитское руководство во главе со Сталиным способно было обречь город на Неве на такие нечеловеческие страдания. Да, по обыкновенной житейской логике негодующие ныне прошлыми жестокостями отчасти правы. Только у той войны были свои мерки и своя многими теперь не понимаемая логика. Уже я писал об этом, но в данном случае не грех и повториться. Против нас, в который раз, воевали народы всей Европы в твёрдой надежде захватить наши земли, недра, поработить народ. Это жестокая правда, которую мы долгие годы скрывали, приписывая всё зло на лицевой счёт Гитлеру. А он всего лишь сделал явной тайную мечту всего европейского социума. И вопрос поэтому стоял не просто о победе в очередной войне, но об элементарном существовании тогдашнего СССР, теперь России. Да, в той невиданной схватке миров было потеряно, возможно, и более тридцати миллионов жизней советских людей - цена за Победу космическая, даже трудно постижимая. Но поскольку вопрос действительно, а не умозрительно стоял так: или победа, или уничтожение государства, нации и народ в массе своей глубинным естеством воспринял данную альтернативу, то давайте, как минимум, задним числом не будем оскорблять тот наш народ своим историческим, совершенно безосновательным высокомерием.

Ибо, пусть не все, но многие бойцы всё-таки шли в атаку со словами «За Родину! За Сталина!» И верили ему (не все опять-таки, но многие) как Богу. И очень многие перед боем говорили или писали: если умру, считайте меня коммунистом. А самым главным, почти святым на ту пору, коммунистом снова-таки был Сталин. Нам этого не понять и мы теперь беснуемся в своем, как представляем, праведном негодовании: неужели же они были столь наивны, примитивны? Да, были. Но кто дал нам право пенять людей, погибавших за Родину? Конечно, многие, даже очень многие погибли по принуждению. Но целый город Ленинград заставить голодать и гибнуть силой, а уж тем более великий Советский Союз понудить к тому невозможно. Люди, народ сам выбрал себе ту тяжкую долю. И это святая правда.

Мы никак не можем набраться терпения, чтобы понять ещё и такую истину: исторический деятель, полководец должен оцениваться не тем, чего он не сделал в нашем сегодняшнем понимании, а его достижениями в тех конкретно-исторических условиях. Так вот Сталин, опираясь на коммунистическую партию, на им же созданные жестокие репрессивные структуры, не только привел народ к победе, но и создал великое государство. В том числе - и на крови её граждан. Как действовать по-иному он не понимал. И никто тогда этого не понимал! Мир эту истину давно осознал, а мы всё кричим, воюем. Не пора ли смиренно и мудро угомониться?

*

В «Независимой» - «Больше всего на свете он любил осень… К 100-летию со дня рождения Эрнеста Хемингуэя». И уже ценная информация. Впрочем, в дальнейшем – обыкновенные литературоведческие разборки основных трудов писателя. Неинтересно. Даже «Вечерняя Москва» дала лучше Хема. Хоть и площадью в два раза меньшей. Зато есть такие перлы: «Кто, чёрт побери, заботится о спасении души, когда всё дело в том, чтобы по-умному с ней расстаться». «Он решительно перетасовал карты в колоде наших приоритетов». «Хемингуэй дал нам прививку от пафоса, стыдно стало быть «душой нараспашку». «Папа Хем» ушёл без сантиментов, как жил, задвинув в глотку охотничий ствол. Ушёл одинокий мужчина, который посмел жить по сотворённому самим собой закону».

Из этой же полосы узнаешь, что автор «ГУЛАГа» мог бы стать актёром, а философ Мамардашвили был двоечником-комсоргом. Что по меньшей мере странно. В техникуме я тоже был полтора года комсоргом всего учебного заведения. Меня «ушли» лишь тогда, когда я стал заниматься писанием в газеты и скатился до троек.

«Время МН» - «Как мы были Хемингуэем». Разумеется, к столетию «главного культового писателя послесталинской России». «Потом мы узнали, что наш новый кумир, Набоков, презирал «этого Гемингвея». Это тов. Дмитриев загнул. Коллекционер бабочек никогда не мог быть выше бойца Хема, писавшего обнажённой душой. А наш диссидент просто был слишком умный, изощрённо умный и удовольствия ради комбинировал английскими литерами словесные блёсны. А вы их со стоном восторга проглатывали. Но я – никогда. Никогда певец сумасбродной нимфетки (и это лучшее, что он написал!) не превосходил и не превзойдёт для меня автора «Фиесты», «Прощай оружие», «По ком звонит колокол», «За рекой, в тени деревьев», «Старик и море», «Острова в океане», «Снега Килиманджаро», «Праздник, который всегда с тобой». И со мной Хем всегда.

«Сегодня» - «Старику стукнуло сто. Автор – мой тёзка актёр Казаков. Его анализ творчества Хемингуэя сносный. Но я приведу только врез к материалу: «Широкие лужайки, узкие умы», - так отзывался Хемингуэй о своей родине - деревушке Оак Парк в штате Иллинойс. Когда у него как-то спросили, почему родные места не фигурируют в его рассказах, писатель ответил, что собрался как-то описать земляков, но поразмыслив, решил их не обижать. Тем не менее биографы утверждают, что атмосфера родного дома очень повлияла на Хемингуэя. От отца он унаследовал интерес к миру природы, от матери - страсть к искусству, от деда - привычку каждый день рассказывать увлекательные истории. После того, как Хемингуэй покинул родные края, он возвращался туда всего дважды. В 1919 году в ореоле героя, раненого австрийским снарядом в тот момент, когда передавал в окоп солдатам шоколад и сигареты. В 1961 году он приехал хоронить отца, покончившего с собой одним выстрелом - так же, как это сделал три десятилетий спустя сам писатель. Несмотря на прохладное отношение Хемингуэя к отчему дому, земляки писателя отнеслись к его юбилею серьезно. Как сообщает «Рейтер», отреставрирован «викторианский» дом, где родился Хемингуэй. О рождении сына его отец оповестил деревню, протрубив с балкона в горн. Сегодня «трубный глас» снова огласит окрестности. На торжествах в Оак Парке будет представлен неизвестный доселе очерк Хемингуэя «Правда из первых рук», изданный сыном писателя Патриком. Будут в Оак Парке и литературные чтения, и научные дискуссии. 30 тысяч человек соберутся на «бой быков в Памплоне» - представление, где быков будут изображать местные жители. Тот, кто победит, бесплатно доедет в Испанию».

*

В моё отсутствие умер бывший председатель КГБ Виктор Чебриков. По заданию Кеворкова я готовил с ним интервью. Когда Вячеслав Ервандович, бывший генерал КГБ, правая рука Андропова, а в ТАСС – заместитель Генерального сообщил мне об этом, я чуть не подпрыгнул от радости. Но был резко огорчён: «Встречаться с вами он Виктор Михайлович вряд ли пожелает. Но материалами я вас снабжу в достатке. И вот если написанное придётся генералу по душе, может быть, он вас и примет» - «Ну тогда хоть вы мне расскажите, что за человек такой – Чебриков. Многие говорят: твердолобый, неуступчивый» - «Наоборот, очень гибкий и мудрый. На войне был награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского, медалью "За отвагу". Фронтовики знают цену этим наградам» - «А про войну он что-нибудь вам рассказывал?» - «Обычно он не любит пускаться в долгие воспоминания. Но я знаю за ним одну слабину: Виктор Михайлович любил выпить. Обычно принимает двести граммов и уже потом начинает говорить. Никогда и ни на что не жалуется, хотя в последние время тяжело и мучительно болеет. Один осколок остался в нем навсегда. О войне Чебриков рассказывает буднично, без патетики и героики. Ушел на фронт в 41-м, с первого курса Днепропетровского металлургического института. С их курса домой вернулось потом только двое... Ускоренный выпуск Житомирского пехотного училища. Первая должность - командир взвода 82-миллиметровых миномётов. Смертник, по сути. На передовой долго не жили. Но судьба почему-то хранила его. Два тяжелых ранения, одно среднее, контузия. "Лежали мы с бойцами под деревом, отдыхали. Немцы ударили из дальнобойного орудия, попали прямо в дерево. Все се-меро - насмерть, я живой". Или другой случай: "Рядом с окопом упала авиабомба. Я услышал свист, бросился на землю - сверху старшина. Поднимаюсь - вижу; весь в крови. Что такое? У меня ни царапины - старшине срезало половину туловища". А весной 44-го, когда он напоролся на противотанковую мину, однополчане решили, что он уже труп. "Мы никогда не думали, что ты останешься жив", - скажут они потом. Чебриков всегда был человеком фартовым. Верил в удачу, верил в себя. Воевал под Сталинградом, на Воронежском фронте, на Курской дуге Освобождал Харьков, форсировал Днепр. Победу встретил в Чехословакии. Уже майором. Говорил, что на войне ему было страшно, но не всегда. «По старому уставу командир должен был вставать первым, вести бойцов в атаку. Я не мог отсиживаться. Но и не держало меня ничто. Жены, детей - нет. Родители – далеко». Впрочем, был в биографии Чебрикова эпизод, о котором он не любил вспоминать. Где-то в середине войны Виктор Михайлович попал в штрафбат. Обходил посты, увидел у кого-то из солдат трофейный пистолет. Взял в руки, повертел, а пистолет оказался неисправным. Случайным выстрелом тяжело ранило офицера. «У штрафника было только три пути. Первый - погибнуть. Второй - совершить подвиг. Третий, самый нереальный, - выжить. Я выбрал второй путь. Из разведки привел "языка": ночью по-пластунски дополз до вражеского окопа, оглушил немца. Судимость моя была снята».

Позвонил я Вячеславу Ервандовичу, попенял его за то, что в 87- м году мы с ним вдвоём не настояли на интервью.

«Я и сам о том жалею»,- признался Кеворков, и мне стало тепло на душе. Помнит меня генерал от КГБ.

3.08.99, вторник.

В «Очной ставке» вышел мой материал о переселенцах. Знаковый хотя бы потому, что за пределами России по-прежнему проживают более 20 миллионов человек, ощущающих себя русскими. Половина из них – на Украине. Мы не смогли решить этой проблемы. Переносим её в следующее столетие и тысячелетие. А русские люди вне России – это вечный и неизбывный ей упрёк. Конечно, пример Израиля для нас пока что недостижим, но стремиться к нему мы обязаны. Каждый русский человек, желающий вернуться на родину должен быть встречен ею, как родной. Но, увы…

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение