RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

В песне - душа народа
12 декабря 2016 г.

В песне - душа народа

К 50-летию народно-певческого образования в России
Письмо Сталину от Ворошилова по военным вопросам
21 июня 2013 г.

Письмо Сталину от Ворошилова по военным вопросам

Даже во время отпуска глава советского государства вникал во все тонкости работы по обеспечению высокой обороноспособности СССР
Пепел заживо сожженных стучит в наши сердца
15 июня 2018 г.

Пепел заживо сожженных стучит в наши сердца

15 июня 1943 года в Могилевской области Белоруссии произошла страшная трагедия – западные «цивилизаторы» сожгли деревню Борки Кировского района вместе с 1800 жителями
Смерть на форсаже
19 января 2014 г.

Смерть на форсаже

19 января 1942 года в бою с фашистскими "мессерами" погиб летчик-истребитель Тимур Фрунзе, сын известного военачальника
Экранная бесовщина
15 декабря 2015 г.

Экранная бесовщина

«Свободолюбивое» телевидение запретило показ передачи Никиты Михалкова в защиту Русского Мира
Главная » Читальный зал » Остров Русского Духа

Остров Русского Духа

25 января 1921 года (нов. ст.) произведена переброска казаков Донского корпуса в эмиграции из лагерей Читалджи на о. Лемнос

Наш читатель Анатолий Елдашев из Казани прислал к этой дате свою статью о книге «Русский Лемнос» Леонида Петровича Решетникова, опубликованной московским издательством «ФИВ».

 Лемнос – это одно из мест русского зарубежного рассеивания после Великой Смуты 1917 – 1921 годов. Русский исход составил тогда свыше двух миллионов человек. Но, если в большинстве своём эмигранты покидали Родину, перебираясь в другие материковые страны, то армиям Врангеля и частично Деникина бывшие союзники выделили для проживания этот обдуваемый со всех сторон ветрами, непригодный для нормальной жизни островок.

Красной нитью через всю книгу Леонида Решетникова проходит гордость за своих предков, за людей всех возрастов, званий и сословий, выдержавших тяжкие испытания, выпавшие на их долю.

Через Лемнос свой крестный путь прошли свыше 30 тысяч наших соотечественников – офицеров, солдат, казаков армий А.И. Деникина и П.В. Врангеля, членов их семей, гражданских беженцев.

В крайне тяжёлых условиях русские люди не просто выживали на далёком от Родины острове – они сохранили достоинство, мужественно перенося все невзгоды и лишения. На их глазах разрушалась императорская православная Россия, за бортом увозивших их в изгнание кораблей оставались родные и близкие, отчий дом, а впереди ждала чужая земля, жизнь впроголодь, холод, болезни, смерть детей. На лемносском кладбище остались 82 детские могилки.

Однако люди не теряли присутствие духа. В беженских лагерях создавались мастерские, детские сады, школы, учебные курсы, ставились спектакли, проходили спортивные состязания. В палаточных церквах молились за здравие живых и отпевали души умерших. Через пролив Эгейского моря возвышались отроги Афонского полуострова, где за лемносских беженцев в монастырях и скитах молились греческие и русские монахи.

В лемносском мартирологе имена 380 человек, похороненных здесь в 1920 – 1921 годах. Со временем, видимо, этот скорбный список будет расширен, ибо поиск продолжается.

Лемнос мог бы и не возродиться в нашей искорёженной памяти. Но промыслом Божиим почти десять лет назад начался поиск русских могил на этом отдалённом греческом острове.

Работа эта не ограничивалась лишь архивными изысканиями. В сентябре 2004 года на месте бывшего русского кладбища силами попечительского совета московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, молодёжного отряда, донского казачества, потомков русской эмиграции был установлен мраморный крест. Большую роль в восстановлении исторической памяти сыграл и Леонид Петрович Решетников. Лемносская Голгофа, эта трагическая и вместе с тем героическая страница нашей недавней истории выходит из забвения.

По многолетним наблюдениям одним из путей повышения нашего авторитета, поднятия имиджа страны как раз и является забота и внимание к русским некрополям и памятным местам за границей нашего Отечества.

Сколько таких островов выдержки, чести, достоинства и крепости духа разбросано в лихолетье послереволюционного угара по всем континентам земли. Русские кладбища находятся в Европе – Сент-Жененевьев – де – Буа (Франция), Кокад (Ницца, Италия), русский участок Центрального кладбища в Вене (Австрия), в Висбадене (Германия), Герцог Нови (Черногория), Азии – Успенское кладбище в Харбине, Мукдене (Китай), Америке (Русское православное кладбище при римско-католическом кладбище Святой Марии в Сакраменто (США).

Внук великого русского химика, нашего земляка Александра Михайловича Бутлерова – Юрий, воевал в 1932 – 1935 годах на стороне Парагвая в Чакской войне против Боливийской агрессии. Был похоронен, как и многие русские офицеры на центральном некрополе столицы Парагвая Асунсьоне. В честь героев первой волны русской эмиграции в столице Парагвая названо 14 улиц, в том числе и в честь внука нашего великого земляка Бутлерова. Кстати, с Бутлеровым-младшим воевал ещё лейтенантом будущий генерал и президент Парагвая Альфредо Стреснер. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Больше сей любви никто не имеет, да кто душу свою положит за други своя» (Инн. XV, 13).

В русле сказанного, лишний раз как не напомнить читателям, что страна приближается к скорбной дате – 100 - летию со дня начала Первой Мировой войны. Лишний раз как не напомнить руководству республики о постановке памятного знака на Арском военном некрополе героям-землякам, погибшим на этой войне. В моём архиве около 50 имён офицеров и солдат, похороненных на Арском, Зилантовом, Кизическом некрополях.

Лишний раз как не приковать внимание наших сограждан, что на Арском военном кладбище был похоронен уроженец Казани, впервые в мире совершивший в одиночку кругосветное путешествие на велосипеде как раз 100 лет назад – в 1911 – 1913 годах. Это был Онисим Петрович Панкратов, не просто спортсмен, но и военный лётчик, подпоручик, полный кавалер солдатского Георгиевского креста, награждённый французским орденом «За храбрость». Герой погиб 27 августа 1916 г. в неравном воздушном бою под Двинском в Прибалтике. Отпевали 28-летнего подпоручика в университетской Крестовоздвиженской церкви. Могила героя не сохранилась. И почему бы на Арском военном некрополе не поставить мемориальный знак памяти. Его имя – это один, говоря сегодняшним языком, из брендов города. Многие в мире знают Казань, отталкиваясь от имени Онисима Панкратова.

Чудом на первой аллее кладбища сохранилось единственное захоронение времён той войны – это могила 19-летнего подпоручика Всеволода Мейера, погибшего 3 января 1915 года. Да и то, в нише надгробия, где когда-то был образ Казанской иконы Божией Матери – пустота. Выкрали.

Страна будет широко отмечать этот юбилей. Запланировано создание Музея Первой Мировой войны на базе Государственного музея-заповедника «Царское Село». В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан также готовится небольшая выставка. Планируется установка памятника в Москве на Поклонной горе, посвящённого российским героям и воинам, павшим в годы той далёкой уже войны.

И как укор нам живым, на Архангельском погосте сохранился памятник из чёрного мрамора-лабрадорита пленным немецким и австрийским воинам, умершим в глубоком российском тылу, на котором на русском и немецком языках ещё с буквой «ъ» начертано: «Посвящено Отечествомъ памяти умершихъ в г. Казани во время мировой войны германскихъ и австро-венгерскихъ солдатъ». Значит, памятник был поставлен сразу же после окончания войны, в начале 1920-х годов.

Прочитав эту книгу, читатель прикоснётся к памяти наших соотечественников, ставших жертвами братоубийственной Гражданской войны, приблизится к пониманию того, что же такое Родина, как страшно её потерять, как оказаться вне поля Её духовного окормления. И как важно осознать, что только любовь к Богу и человеку приведёт нас к заповеданному нам единству, поможет восстановить те нравственные и духовные идеалы, которые изначально были заложены в нашем народе.

Прочитав эту книгу, я прочувствовал ещё острее до какой степени были пронзительно справедливы слова князя Сергея Евгеньевича Трубецкого, высланного из России в сентябре 1922 года на печально известном «Философском пароходе», записанные им уже в эмиграции: «Будет ли наш прах покоиться в родной земле или на чужбине – я не знаю, но пусть помнят наши дети, что где бы ни были наши могилы, это будут русские могилы и они будут призывать их к любви и верности России».

Исследование Решетникова, это книга – память, книга – укор забвению. Ибо мораль и нравственность современного общества определяются отношением к детям, старикам и к кладбищам. Как мы сегодня относимся к памяти наших предков, так завтра и наши потомки отнесутся к нашей памяти.

Но эта книга также плод Подвижника Духа, ибо в ней присутствует не только историческая констатация фактов, имён, событий, но и деятельное участие в возрождение и мемориализации далёкого лемносского кладбища.

Нечто подобное проводит и наш Клуб любителей Казанской старины, когда ради сохранения старых могил Арского православного некрополя мы стремимся сохранить мемориально - историческую зону, сделать его доступным для паломников и туристов по аналогии с Новодевичьим и Ваганьковским кладбищами в Москве и Смоленским в Санкт-Петербурге.

P.S. Мы испрашиваем у Бога снисхождения к душам умерших, мы просим прощения у них за наше беспамятство и неблагодарность, осквернивших и обезобразивших места их проживания, вечного упокоения, разрушения духовных святынь.

По нашей малой возможности мы возвращаем свой долг памяти, стараясь помнить слова святого апостола Павла: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12; 21).

Анатолий Елдашев, председатель клуба любителей Казанской старины
25 января 2014 г.

Комментарии:

Руслан 14.09.2014 в 07:34 # Ответить
Святая мать Мария и сын святой.
Да отчем Святы.
И Иордан река.
И плачь стена земли Святой.
Иерусалим и колыбель его.
Спасителя Христа.
Двенадцати апостолов деяния.
И библии рассказ из книги бытия.
Распятия трех людей.
Спасителя Христа.
И матери Светой.
Снов отчима святого блаженного отца.
Двенадцати мужей труды.
И храма рождества святого.
Мария и Иосиф и их младенец.
Им ниспослал писание дух святой.
И ангел Гавриил вдохнул им жизнь.
Отец их Авраам царь всех царей.
И Моисей святой.
Креститель Иоанн.
Храм рождества и пасхи.
Святого духа суть.
Спасения дух едины.
Мир и любовь.
***************************************************
Святой младенец
Начертано звездой один младенец.
От матери святой и чистой.
Да непорочной девы чудесный сын.
Он послан был возвестить о боге.
Единого творца.
Он истины посланец.
Слов непорочных смысл.
Единого творца единой воли.
Заветом данный книгою святой.
Он послан был возвестить об искупление.
Божественных чудес знамений светлых.
Он призывал к добру и к богу.
И людям объяснял писание.
Он говорил что ближнего любя.
Полюбишь бога.
Людей не бей и не гони пророка.
Чужого не бери не лги и не воруй.
Да уважаете людей хороших.
И людям помогать не забываете.
Да главное вы верти в бога.
Бог любит тех кто любит и его.
Руслан 14.09.2014 в 07:35 # Ответить
Небесная царица и сын ее святой.
Святая мать да сын посланник бога.
Невинное дитя всего народа.
Двенадцать Ангелов над ней.
Чтят отчима блаженного отца.
И бога милосердия над людьми.
В истине единый бог творец.
Младенец говоривший в храме.
И рядом мать желанная среди всех жен.
Святая дева среди мужей.
Смиренных перед богом.
************************************************
Оброс святой девы Марий.
Матерь святая нам помоги.
Сына святого мы не забыли.
Любим и верим он нам поможет.
Верой святой нас укрепи.
Делом благим славица имя.
Дева Мария матерь святая.
Божья роба истины божьей.
Сына святого матерь родная.
Вечное имя свято твое.
Оброс любви матери к детям.
Ласково нежно нас обними.
Взором любимым на нас ты гляди.
Верой примой нас укрепи.
Близким и людям ты помоги.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 января
воскресенье
2021

В этот день:

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

 В документе, в частности, говорилось: «того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался». Этот устав с некоторыми изменениями и дополнениями просуществовал  до 1853 года.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав красной линией.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал почти полтораста лет и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Документ, подписанный Яковом (Янкелем, Иешуа-Соломоном) Свердловым требовал
«провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.

Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: “У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира”.

И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: “Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море”.

Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: “Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области”.

Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.

Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.

Я́ков Миха́йлович Све́рдло́в (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной “кадровик” ленинцев, “мозг партии”. Главный организатор “красного террора”, ритуального убийства царской семьи и “расказачивания”, автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от “испанки”, по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).

Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давыдович (Давидович), нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог “красного террора”, создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Наиболее знаковая фигура мирового еврейства. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина.

Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

 По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран.
По сообщению агентства «Росбалт», у спецслужб была информация о появлении в Москве террориста-смертника: «Спецслужбы знали, что в одном из московских аэропортов будет совершён террористический акт. Оперативники искали 3 подозреваемых, но им удалось проникнуть на территорию аэропорта, отследить момент взрыва, который произвёл их сообщник, и покинуть аэропорт».

28 марта в Назрани были задержаны братья Илес и Ислам Яндиевы, которые находились в розыске по подозрению в организации взрыва в «Домодедово». 30 марта Ленинский районный суд Владикавказа санкционировал их арест. По версии следствия, именно Яндиевы встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и привезли его в аэропорт 24 января. 28 марта в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Вначале базу атаковали с вертолета, несколько боевиков были убиты, другие попытались скрыться, тогда с другого вертолета был произведен ещё один пуск ракет. Спецназ в это время перекрывал горные тропы и блокировал район. Спецназовцы обнаружили на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков. Среди них, по всей видимости, несколько лидеров бандгрупп, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников. В ингушском селе Верхний Алкун была проведена ещё одна спецоперация после того, как задержанные Яндиевы рассказали, что житель села Аслан Цечоев снабжал горные базы боевиков продуктами и лекарствами. Оказавший сопротивление Цечоев был убит.

20 августа 2012 года Московский областной суд приступил к рассмотрению в закрытом режиме уголовного дела о терракте а аэропорту Домодедово. На скамье посудимых Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Илез и Ислам Яндиевы. 18 ноября 2012 года оглашен приговор: младший брат смертника Ахмед Евлоев получил всего 10 лет колонии общего режима, остальные пособники террориста проведут за решёткой всю оставшуюся жизнь.

16 сентября 2011 г. в Стамбуле из пистолета, снабженного глушителем, были убиты Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев рядом с домом, где они жили. Рустам Альтемиров числился в России в федеральном розыске по обвинению в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту «Домодедово». Предполагается, что Берг-Хаж Мусаев — это боевик по кличке «амир Хамзат», соратник Доку Умарова, который непосредственно подготовил Магомеда Евлоева к совершению взрыва. Турецкая полиция подозревала в совершении этого убийства 55-летнего российского гражданина, известного как Александр Жирков. Он скрылся, но в его номере в отеле полицейские нашли документы, пистолет с глушителем, маску и прибор ночного видения.

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

 

В своё время он не был награждён. И только после того, как были обнародованы документы поисковой группы, президент РФ 6 мая 1994 года присвоил ему (посмертно) звание Героя России.

 

Л.Я.Тупицын родился в 1895 году деревне Тупичане Орического района Кировской области. В семье был младшим из девяти братьев. В молодости семь лет служил в армии. До самой Великой Отечественной войны бессменно избирался депутатом сельсовета. В колхозе был и косцом, и пахарем, и председателем. Служил помощником пулемётчика в 947 полку 268 стрелковой дивизии.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 24 января 1944 года в бою за поселок Ульяновка, под Ленинградом, в Тосненском районе.

До начала операции по снятию блокады Ленинграда 268-я дивизия держала оборону в районе деревни Гонтовая Липка. После того, как под Ораниембаумом в районе Пулковских высот наши войска перешли в наступление, резко изменилась обстановка и на минском участке фронта. Чтобы не попасть в окружение, фашистское командование решило вывести свои дивизии из этого района и дать нам бой в ряде заранее заготовленных опорных пунктов. Одним из таких пунктов был поселок Ульяновка. Через него и расположенную здесь станцию Саблино проходили Октябрьская железная дорога, шоссе Москва- Ленинград и железнодорожная ветка Мга-Гатчина. Вокруг посёлка гитлеровцы вырыли траншеи, оборудовали открытые огневые точки, расставили минные поля.

Все 900 дней блокады Ленинграда стояла на его защите героическая 268 дивизия. Её войны принимали участие в самых решающих, самых тяжелых боях за город Ленина: Ивановский пятачок, Красноборская операция, прорыв блокады, освобождение важного железнодорожного узла Мги… И, наконец, бой за Ульяновку.

Один из опорных пунктов немцев был возле поселка Ульяновка. Ворваться в поселок было не просто: надо было броском по льду под огнём противника через реку перебежать, вскарабкаться на крутой берег и, помчавшись по ложбине, взобраться на гору. А там, в дзотах, вражеские пулеметчики. Кроме того, у немцев здесь были замаскированы два танка и три бронемашины. Бои за Ульяновку продолжались трое суток, наша дивизия потеряла в них 98 человек убитыми, 499 ранеными. Только в первые сутки противник 14 раз переходил в контратаки. Отбивали их исключительно силами пехоты, потому что из-за взорванных немцами мостов, из-за покореженных дорог отстали наши артиллеристы, минометчики. В первый день боев и совершил здесь свой героический подвиг Л.Я.Тупицын.

В те дни серые тучки весели над землей. То и дело шел мокрый снег, переходивший порою в дождь… Ворваться в поселок было непросто: через реку броском перескочить, вскарабкаться на крутой берег, дальше ложбину перебежать, ней на гору взобраться. А там враг с пулеметами, в дотах и дзотах. Кроме того у него тут оказались бронемашины, два танка…

Стрелковые роты в ту пору более чем на половину были укомплектованы восемнадцатилетними. В одном из политдонесений говорилось о прибывшем в дивизию пополнении: «Рядовой состав- 1925 года рождения. До этого в боях не бывали…». Для молодых рабочих, колхозников, вчерашних школьников Ульяновка стала первым экзаменом на мужество.

Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшее подразделение. Появилась угроза срыва атаки. Уничтожить особо опасную огневую точку врага выпала рядовому Тупицыну. Ему удалось незаметно подползти к дзоту, метнуть гранату. На какое-то время вражеский пулемет умолк. Бойцы поднялись и снова устремились вперед. Но неожиданно из амбразуры противника опять брызнула свинцовая струя. Находившийся уже у самого дзота Тупицын поднялся и с гранатой в руке кинулся к бойнице. Тут раздался взрыв и сраженный последней очередью пулемета упал наш герой. Потрясенные подвигом своего товарища, бойцы вновь устремились вперёд.
В Подольском архиве Министерства обороны в журнале боевых действий 268-й дивизии запись от 24 января гласит: «Боец 947 сп Тупицын при форсировании р.Тосны своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и героической смертью обеспечил продвижение своего подразделения вперед».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение