RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русский вопрос
17 апреля 2014 г.

Русский вопрос

На прошедшей 17 апреля «прямой линии» Владимир Путин уделил беспрецедентное внимание патриотизму и проблемам наших соотечественников за рубежом
В огороде-бузина, в Вашингтоне-мания величия
19 сентября 2013 г.

В огороде-бузина, в Вашингтоне-мания величия

Сенатор Маккейн в «Правда.Ру» лишний раз показал экспансивность и сиволапость политики США
Из личного архива К. Е. Ворошилова
4 февраля 2016 г.

Из личного архива К. Е. Ворошилова

4 февраля 2016 года - 135 лет со дня рождения "красного маршала-кавалериста"
Бесы Украины-2
12 июля 2016 г.

Бесы Украины-2

Продолжаем публиковать страницы из дневника уроженца Винницкой области писателя Михаила Захарчука
Признаки военной опасности
28 января 2015 г.

Признаки военной опасности

26-го января 2015 года СМИ сообщили: «Президент России Владимир Путин в настоящее время осуществляет управление военно-промышленным комплексом страны "в ручном режиме"…»
Главная » Читальный зал » Покушение на Брежнева

Покушение на Брежнева

22 января 1969 года было осуществлено террористическое нападение на кортеж генерального секретаря ЦК КПСС, убит водитель автомашины

Через 20 лет «перестроечные демократы» увидели в убийце «своего» и назначили ему пожизненную пенсию
Покушение на Брежнева

22 января 1969 года в Кремле ожидался прием в честь космонавтов В.Шаталова, Б.Волынова, А.Елисеева, Е.Хрунова, впервые в мире совершивших переход из одного корабля в другой во время орбитального полета. В 14 часов у Боровицких ворот собрались сотни людей для приветствия космонавтов, прибывающих из Внукова, где героев космоса традиционно встречали руководители партии и правительства.

И вот у поворота на мост Боровицкой башни показались черные «Чайки» в сопровождении кортежа мотоциклистов. Только немногим посвященным было известно, что в первой должны были ехать космонавты, а во второй — генеральный секретарь. Машины, не снижая скорости, мчались к воротам. И вдруг из милицейского оцепления навстречу второй машине выступила тщедушная фигурка в серой шинели. «Страж порядка» держал в обеих руках по пистолету. Раздались выстрелы (как потом установили, всего было произведено их шестнадцать). «Пуленепробиваемое» стекло покрылось паутиной трещин. Обливаясь кровью, упал на руль смертельно раненный водитель. Одна из пуль, отрикошетив от стекла, ранила в плечо сопровождавшего машину мотоциклиста.

К террористу бросилась охрана из оцепления, скрутила. А он и не сопротивлялся — лишь вытягивал шею, стараясь увидеть, достигли ли пули цели.

Но генсека в машине не было. В первых двух машинах ехали космонавты.

Тут же выяснилось, что стрелявший — никакой не милиционер, а переодетый в форму милиционера младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин из авиационной части Ленинградского военного округа. Родился он в 1947 году. После школы закончил Ленинградский топографический техникум по специальности геодезиста. По выпуску из техникума произведен в младшие лейтенанты и призван на воинскую службу в часть, расположенную неподалеку от дома, в Ломоносове.

Что же привело Ильина в тот день к воротам Кремля? Где взял оружие? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с инцидентом у Боровицких ворот, долгие годы оставались за семью печатями. Даже сам факт покушения не был предан широкой огласке.

Лишь 24 января в газетах появилось короткое сообщение об обстреле автомашины, в которой следовали космонавты Береговой, Николаева-Терешкова, Николаев, Леонов.

В материалах расследования по делу Ильина интересны воспоминания сослуживцев, проливающие свет на мотив теракта.

«Однажды этот младший лейтенант, — вспоминает бывший начальник штаба части Ф.Блинов, — самовольно уехал в Ленинград, где выяснял свои личные отношения с некоей Натальей. И будто бы даже угрожал ей пистолетом, хотя брать оружие с собой не имел права. Говорят, что эта девушка отвергла его притязания, а он кричал ей в бешенстве: ты еще обо мне услышишь!».

Ида Григорьевна Зименкова, которая работала с Ильиным в одном кабинете. Вспомнила разговор, состоявшийся накануне нового, 1969 года. Ильин спросил ее тогда: «Ида Григорьевна, а вы читали о Ли Харве Освальде, ну который в Кеннеди стрелял? Представляете, всего один выстрел — и ты знаменит на весь мир…»

И в самом деле не давали ли ему покоя сомнительные лавры Освальда, или по какой-либо другой причине, но с первых дней 1969 года Ильин начал готовиться к покушению. Вскоре для осуществления задуманного сложились благоприятные обстоятельства. Из газет Ильин узнал, что на 22 января в Кремле назначена встреча с космонавтами. Изучив по газетам же церемониал подобных мероприятий, он решил, что именно у Боровицких ворот есть возможность осуществить задуманное (откуда террорист узнал, что Генсек при таких мероприятиях, как правило, находится во второй машине, до сих пор остается загадкой). Но где взять оружие? Как пробраться с ним через традиционное оцепление? Выручила случайность.

Неожиданно Ильина назначили в наряд помощником дежурного по части с 20 на 21 января. «Повезло» и с напарником. Дежурным заступил доверчивый и не очень-то пунктуальный старший лейтенант Козырев. Утром 21 января Козырев ушел завтракать, оставив ключи, в том числе и от оружейной комнаты, Ильину. Тот открыл комнату, взял два пистолета и четыре полных обоймы к ним. На проходной сказал, что пошел на кухню снимать пробу, как и положено помощнику дежурного. Однако с КПП прямым ходом поехал в аэропорт.

В те годы в аэропортах еще не стояли проверочные металлоискатели. Ильин спокойно прошел на посадку и вскоре был в Москве. В столице у него жила родственница, муж которой служил в милиции. У него Ильин и «одолжил», как говорится, милицейскую форму.

На следующий день он пораньше пришел к Кремлю, и когда у Боровицких ворот начали выставлять оцепление, незаметно влился в него. И опять ему «повезло»: оказался на стыке двух отделений, так что и те, и другие полагали, что он «соседский». Правда, один раз к нему подошел человек в штатском и спросил, что он тут делает. Ильин четко доложил: меня тут поставили. «Тогда стой», — был ответ.

Поначалу исчезновение Ильина из части тревоги не вызвало, посчитали: отсыпается где-нибудь, наверное. Но когда выяснилось, что исчезли ключи… Вскрыли оружейную комнату, недосчитались двух «макаровых». Вот тут уже забили во все колокола. Организовали две группы поиска. Одна прочесывала Ломоносов. Другая отправилась в Ленинград, на квартиру матери Ильина. Там обнаружили тетрадь, в которой младший лейтенант вел записи. В ней насторожил такой текст: «Узнать, когда рейс на Москву… Если утром летят, брать…»

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 ноября
воскресенье
2018

В этот день:

Создание русской регулярной армии

18 ноября 1699 года Петр I подписал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Создание русской регулярной армии

18 ноября 1699 года Петр I подписал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Фактически это было началом создания русской регулярной армии и флота. Подавив стрелецкое восстание в Москве (1698), царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию армии по системе рекрутского набора. Новая армия строилась на добровольной основе — в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшим стать солдатами выдавалось годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы».

Итогом первого набора «прямого регулярного войска» стало создание трех пехотных дивизий, которыми командовали генералы Головин, Вейде и Репнин. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат. Одновременно шло формирование регулярной кавалерии — драгунских полков. Продолжив военные реформы своего отца — царя Алексея Михайловича, — Петр I стал основателем русской регулярной армии и флота. И хоть попытки создания такой армии в России предпринимались еще задолго до реформ Петра, именно при Петре I она превратилась в одну из самых мощных в Европе и оказалась способной наносить сокрушительные удары по самому сильному противнику.

Личная гвардия императоров

18 ноября 1796 года был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк, который покрыл себя славой в боях, будучи личной гвардией русских императоров.

Личная гвардия императоров

18 ноября 1796 года был сформирован лейб-гвардии Гусарский полк, который покрыл себя славой в боях, будучи личной гвардией русских императоров.

В конце 1774 года императрица Екатерина II повелела князю Потёмкину сформировать для службы при Её Величестве гусарский эскадрон в составе 130 человек и две казачьи конвойные команды. Эскадрон был назван Лейб-Гусарским (лейб означает — состоящий при монархе), а казачьи команды: одна — Донской, другая — Чугуевской. И повелено им было состоять им при высочайшем дворе. В течение всего царствования Екатерины II эскадрон и конвойные команды несли охрану Её Величества.

В ноябре 1796 года из Лейб-Гусарского эскадрона, казачьих конвойных команд и находившихся в составе гатчинских войск гусарского полка и казачьего эскадрона был сформирован сводный Лейб-Гусарский казачий полк с правами и преимуществами старой гвардии. В полку было 2 гусарских и 2 казачьих эскадрона. 15 апреля 1797 года был сформирован 3 гусарский эскадрон. 24 января 1798 года Лейб-Гусарский казачий полк был разделён на 2 полка: гусарские эскадроны составили лейб-гвардии Гусарский полк, а казачьи — лейб-гвардии Казачьий полк.

Эти полки не раз отличались в боях. Например, 2 июня 1807 года в сражении под Фридландом. В истории конницы фридландская баталия интересна тем, что здесь на широком и ровном пространстве перед городом Фридландом, между Сортлакским и Домераусским лесом, произошла рукопашная схватка значительных отрядов русской и французской кавалерии (в общей сложности на поле действовало 85 эскадронов). Причем французскую армию представляли кирасиры и драгуны, то есть тяжелая конница, а русскую — гусары, уланы и казаки, то есть легкая конница. В ходе длительного боя, в котором пехота не участвовала, верх одержали русские всадники, показавшие отличную выучку, смелость и стойкость. Особенно отличился при этом лейб-эскадрон: четыре раза атаковал он и опрокидывал неприятеля. При встречной атаке дивизии генерала Латур-Мобура командующий эскадроном полковник Загряжский получил несколько ран и без чувств упал с лошади. В это время ротмистр князь Абамелек немедленно принял командование над оставшимися без начальника гусарами, личной неустрашимостью ободрил подчиненных и бросился с ними вперед, остановил неприятеля и вместе с штабс-ротмистрами Бороздиным и Забелиным увез три пушки, которые французы захватили ранее у Воронежского мушкетерского полка.

Полк потерял убитыми 52 нижних чина и 88 строевых лошадей. За смелость, проявленную в бою, орден Святого Георгия 4-й степени получили: полковники Тутолмин и Загряжский, ротмистры Трощинский и князь Абамелек, штабс-ротмистры князь Багратион и граф Салтыков.

26 августа 1812 года полк в составе 1-го кавалерийского корпуса генерала Ф. П. Уварова отличился в Бородинском сражении. В первой линии шли два полка: Елисаветградский гусарский и лейб-гвардии Казачий, во второй линии: лейб-гвардии Гусарский, лейб-гвардии Драгунский, лейб-гвардии Уланский и Нежинский драгунский полки. Кавкорпус перешел вброд реку Колочу при селе Малом, атаковал кавалерийскую дивизию генерала Орнано, опрокинул ее и стремительно прошел за ручей Войну почти до села Бородино. В этом боевом эпизоде особенно отличились офицеры лейб-гвардии Гусарского полка: полковник Трощинский (ранен пулею в грудь), ротмистр Андреевский (ранен картечью), ротмистр Бороздин (тяжело ранен пулями, впоследствии от ран умер), поручик Юшков (ранен пулею в грудь), штабс-ротмистр Дьяков 1-й (контужен ядром). Кроме того, было убито 2 унтер-офицера, 1 трубач и 21 рядовой, 43 строевые лошади. (А. Бегунова "Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I").

После Октябрьской революции 1917 года полк был расформирован. В июне 2003 года на территории Софийского собора в Царском Селе был установлен памятный знак полку.

 

Мичманы и прапорщики

18 ноября 1971 года в Советских Вооруженных силах учрежден институт мичманов и прапорщиков.

Мичманы и прапорщики

18 ноября 1971 года в Советских Вооруженных силах учрежден институт мичманов и прапорщиков.

В русской армии по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году впервые прапорщиками стали называться знаменосцы, назначавшиеся из числа наиболее мужественных воинов, физически крепких и проверенных в боях. Пётр I в 1712 году ввёл воинское звание прапорщика как самый младший чин офицерского состава в пехоте и кавалерии.

В 1917−1946 гг. в Красной, затем до 1972 года в Советской Армии звания прапорщик или аналогичного ему не существовало.

В русском флоте (до 1917 года) мичман — первое офицерское звание — соответствовало поручику в армии. Звание мичмана присваивалось гардемаринам (воспитанники военно-морских училищ), успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. Мичманы назначались на должности командиров артиллерийских башен кораблей, штурманами малых боевых кораблей и так далее.

В советское время воинское звание мичмана впервые было введено Постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ. Это постановление действовало до 1972 года. В связи с введением в Вооружённых Силах СССР института прапорщиков и мичманов в 1972 году военнослужащие в звании мичмана стали представлять собой отдельную категорию личного состава ВМФ и морских частей пограничных войск. По своему служебному положению, обязанностям и правам они так же, как и прапорщики, имели статус, близкий к младшим офицерам, являлись их ближайшими помощниками и начальниками для матросов (солдат) и старшин (сержантов) одного с ними корабля (части).

В ходе сердюковских реформ институт мичманов и прапорщиков ликвидирован. Сейчас воссоздается снова.

 

Памяти супердиверсанта Ильи Старинова

18 ноября 2000 года скончался Илья Григорьевич Старинов (р. 1900), руководитель диверсионных групп в годы Великой Отечественной войны

Памяти супердиверсанта Ильи Старинова

18 ноября 2000 года скончался Илья Григорьевич Старинов (р. 1900), руководитель диверсионных групп в годы Великой Отечественной войны

Гитлер объявил этого человека врагом нации за то, что от сконструированных им мин пошли под откос около 12 тысяч составов с живой силой и боеприпасами. Сын простого железнодорожника из Орловской губернии, он поднялся на самую вершину военного дела, участвовал в четырех войнах, лично пустил под откос 18 вражеских эшелонов, взорвал около 400 мостов, в конце концов, стал одним из руководителей партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Илья Григорьевич был одним из наиболее талантливых конструкторов мин и взрывных устройств. На сконструированных им минах подорвано более 12 тысяч фашистских железнодорожных составов. Это самый выдающийся результат в истории войн! МПС (противопоездная мина Старинова) признана самым эффективным подрывным устройством Второй мировой войны. Его авторитет в минно - взрывном деле непререкаем, как в нашей стране, так и за рубежом.

 

Опасный дрейф матроса Щура

18 ноября 2000 года моряки российского танкера спасли в Беринговом море матроса Ивана Щура, который более 20 суток штормовал на дрейфующей барже.

Опасный дрейф матроса Щура

18 ноября 2000 года моряки российского танкера спасли в Беринговом море матроса Ивана Щура, который более 20 суток штормовал на дрейфующей барже.

28 октября баржу "Меридиан" порывом ветра оторвало от причала, расположенного недалеко от арктического поселка Энурмино. На ней находился матрос Иван Щур. 20 суток он дрейфовал на своей барже по Чукотскому и Беринговому морям. За время дрейфа "Меридиан" прошел около 500 км. Каждый день Иван Щур по судовой радиостанции, работавшей на ультракоротких волнах, выходил в эфир и сообщал о себе. Благодаря этому, пропавшую в море баржу запеленговали российские пограничники. По этим данным к "Меридиану" вышел российский танкер "Вентспилс".

Спасательная операция в Беринговом море проходила в сложных метеорологических условиях - при сильном ветре и метели. Танкер "Вентспилс", обнаруживший баржу в проливе Сенявина, не смог "по причине ледовой обстановки" подойти к ней ближе, чем на 150 метров. В этой ситуации старший помощник капитана "Вентспилса" Роман Боровой и второй помощник капитана Михаил Стародубцев в гидрокостюмах, рискуя жизнью, добрались до баржи по льду , применив в качестве страховки обычные доски. Им удалось снять матроса с борта "Меридиана" и доставить его на танкер.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение