RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Глумление над русскими в Германии
20 января 2016 г.

Глумление над русскими в Германии

13-летнюю русскоязычную девочку Лизу в Берлине похитили и подвергли групповому изнасилованию
Молодые — о войне
2 марта 2017 г.

Молодые — о войне

Наш уважаемый автор юная поэтесса Евгения Дубровина прислала в РГК своё новое стихотворение.
«Трагические судьбы русских писателей»
8 февраля 2020 г.

«Трагические судьбы русских писателей»

Под таким названием в московском издательстве «Звонница-МГ» вышла новая книга нашего постоянного автора и друга Петра Ивановича Ткаченко
Вечное «Седьмое ноября»
7 ноября 2020 г.

Вечное «Седьмое ноября»

Постоянный автор и друг РГК известный поэт Александр Михайлович Костенко поэдравил Россию с праздником прекрасными стихами
Кое-что о Меченом
2 марта 2016 г.

Кое-что о Меченом

2 марта 1931 года родился один из главных предателей и разрушителей СССР
Главная » Читальный зал » Покушение на Брежнева

Покушение на Брежнева

22 января 1969 года было осуществлено террористическое нападение на кортеж генерального секретаря ЦК КПСС, убит водитель автомашины

Через 20 лет «перестроечные демократы» увидели в убийце «своего» и назначили ему пожизненную пенсию
Покушение на Брежнева

22 января 1969 года в Кремле ожидался прием в честь космонавтов В.Шаталова, Б.Волынова, А.Елисеева, Е.Хрунова, впервые в мире совершивших переход из одного корабля в другой во время орбитального полета. В 14 часов у Боровицких ворот собрались сотни людей для приветствия космонавтов, прибывающих из Внукова, где героев космоса традиционно встречали руководители партии и правительства.

И вот у поворота на мост Боровицкой башни показались черные «Чайки» в сопровождении кортежа мотоциклистов. Только немногим посвященным было известно, что в первой должны были ехать космонавты, а во второй — генеральный секретарь. Машины, не снижая скорости, мчались к воротам. И вдруг из милицейского оцепления навстречу второй машине выступила тщедушная фигурка в серой шинели. «Страж порядка» держал в обеих руках по пистолету. Раздались выстрелы (как потом установили, всего было произведено их шестнадцать). «Пуленепробиваемое» стекло покрылось паутиной трещин. Обливаясь кровью, упал на руль смертельно раненный водитель. Одна из пуль, отрикошетив от стекла, ранила в плечо сопровождавшего машину мотоциклиста.

К террористу бросилась охрана из оцепления, скрутила. А он и не сопротивлялся — лишь вытягивал шею, стараясь увидеть, достигли ли пули цели.

Но генсека в машине не было. В первых двух машинах ехали космонавты.

Тут же выяснилось, что стрелявший — никакой не милиционер, а переодетый в форму милиционера младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин из авиационной части Ленинградского военного округа. Родился он в 1947 году. После школы закончил Ленинградский топографический техникум по специальности геодезиста. По выпуску из техникума произведен в младшие лейтенанты и призван на воинскую службу в часть, расположенную неподалеку от дома, в Ломоносове.

Что же привело Ильина в тот день к воротам Кремля? Где взял оружие? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с инцидентом у Боровицких ворот, долгие годы оставались за семью печатями. Даже сам факт покушения не был предан широкой огласке.

Лишь 24 января в газетах появилось короткое сообщение об обстреле автомашины, в которой следовали космонавты Береговой, Николаева-Терешкова, Николаев, Леонов.

В материалах расследования по делу Ильина интересны воспоминания сослуживцев, проливающие свет на мотив теракта.

«Однажды этот младший лейтенант, — вспоминает бывший начальник штаба части Ф.Блинов, — самовольно уехал в Ленинград, где выяснял свои личные отношения с некоей Натальей. И будто бы даже угрожал ей пистолетом, хотя брать оружие с собой не имел права. Говорят, что эта девушка отвергла его притязания, а он кричал ей в бешенстве: ты еще обо мне услышишь!».

Ида Григорьевна Зименкова, которая работала с Ильиным в одном кабинете. Вспомнила разговор, состоявшийся накануне нового, 1969 года. Ильин спросил ее тогда: «Ида Григорьевна, а вы читали о Ли Харве Освальде, ну который в Кеннеди стрелял? Представляете, всего один выстрел — и ты знаменит на весь мир…»

И в самом деле не давали ли ему покоя сомнительные лавры Освальда, или по какой-либо другой причине, но с первых дней 1969 года Ильин начал готовиться к покушению. Вскоре для осуществления задуманного сложились благоприятные обстоятельства. Из газет Ильин узнал, что на 22 января в Кремле назначена встреча с космонавтами. Изучив по газетам же церемониал подобных мероприятий, он решил, что именно у Боровицких ворот есть возможность осуществить задуманное (откуда террорист узнал, что Генсек при таких мероприятиях, как правило, находится во второй машине, до сих пор остается загадкой). Но где взять оружие? Как пробраться с ним через традиционное оцепление? Выручила случайность.

Неожиданно Ильина назначили в наряд помощником дежурного по части с 20 на 21 января. «Повезло» и с напарником. Дежурным заступил доверчивый и не очень-то пунктуальный старший лейтенант Козырев. Утром 21 января Козырев ушел завтракать, оставив ключи, в том числе и от оружейной комнаты, Ильину. Тот открыл комнату, взял два пистолета и четыре полных обоймы к ним. На проходной сказал, что пошел на кухню снимать пробу, как и положено помощнику дежурного. Однако с КПП прямым ходом поехал в аэропорт.

В те годы в аэропортах еще не стояли проверочные металлоискатели. Ильин спокойно прошел на посадку и вскоре был в Москве. В столице у него жила родственница, муж которой служил в милиции. У него Ильин и «одолжил», как говорится, милицейскую форму.

На следующий день он пораньше пришел к Кремлю, и когда у Боровицких ворот начали выставлять оцепление, незаметно влился в него. И опять ему «повезло»: оказался на стыке двух отделений, так что и те, и другие полагали, что он «соседский». Правда, один раз к нему подошел человек в штатском и спросил, что он тут делает. Ильин четко доложил: меня тут поставили. «Тогда стой», — был ответ.

Поначалу исчезновение Ильина из части тревоги не вызвало, посчитали: отсыпается где-нибудь, наверное. Но когда выяснилось, что исчезли ключи… Вскрыли оружейную комнату, недосчитались двух «макаровых». Вот тут уже забили во все колокола. Организовали две группы поиска. Одна прочесывала Ломоносов. Другая отправилась в Ленинград, на квартиру матери Ильина. Там обнаружили тетрадь, в которой младший лейтенант вел записи. В ней насторожил такой текст: «Узнать, когда рейс на Москву… Если утром летят, брать…»

Доложили в КГБ. Там каким-то образом связали эту информацию с прилетом космонавтов. На самом высоком уровне в Комитете было принято решение на всякий случай изменить маршрут генсека. Так покушение было сорвано.

Ильину грозила высшая мера наказания. Но медицинская экспертиза, проведенная более чем через год после покушения, объявила Ильина душевнобольным. Мы располагаем ксерокопией акта судебно-психиатрической экспертизы на Ильина В.И. (с грифом «Сов. секретно»), который подписали светила психиатрии: профессор А.Снежневский, В.Морозов, Г.Морозов, Д.Лунц. Цитировать его не имеет смысла, отметим лишь, что, честное слово, многое из написанного там вполне можно отнести к большинству наших знакомых.

Военная коллегия Верховного суда СССР на основании этого акта освободила Ильина от уголовной ответственности и направила в особую психиатрическую больницу в Казани, где он провел около 20 лет.

В 1989 году Ильина освободили, он стал жить в городе на Неве и, как сообщило агентство «Интерфакс», небезуспешно пытался сделать из себя героя демократии, «своим покушением на жизнь Брежнева ускорявшим наступление эпохи реформ».

Конечно, заявлять Ильин может все. Поражает другое — отношение «демократических» властей к убийце и террористу.

В 1989 году Ильин, фактически прослуживший в Вооруженных Силах всего около двух лет, выхлопотал себе пенсию от министерства обороны. А как только добился этого, тут же обратился в суд с иском о выплате компенсации за пенсию, которую он мог бы получать с 1970 по 1989 годы, если бы ее «своевременно назначили». Горсуд Ленинграда поддержал «ускорителя реформ» и решением от 17 декабря 1991 года обязал из средств Минобороны выплатить Ильину 24 тысячи рублей.

Представители Фемиды ссылались на то, что он был признан душевнобольным в 1970 году. Болезнь якобы получил во время службы в армии. А значит, с тех пор и должен бы получать пенсию. Но, во-первых, Ильин только спустя 13 месяцев после совершения теракта был признан больным. Во-вторых, решение ВТЭК, на основании которого назначается пенсия, состоялось только в 1989 году. А в-третьих, все эти годы больной находился в лечебнице на полном государственном обеспечении.
Но даже если предположить, что Ильин действительно серьезно болен. Может быть, даже и пенсия ему положена. Непонятно только причем здесь министерство обороны? С таким же основанием он мог бы требовать пенсию и от КГБ, и от МВД…

Есть и другой не менее важный аспект того, если можно так выразиться, судебного разбирательства. Его сформулировала в суде народный заседатель В.Пескова в качестве особого мнения: «Ильин В.И. 21 января 1969 года похитил оружие из воинской части, дезертировал из армии, убил водителя автомашины, в которой находились космонавты, ранил мотоциклиста. Считаю Ильина В.И. преступником, и на этом основании прошу ему в иске отказать».

Однако убийца, по решению «обдемокраченных» властей, получил не только пенсию, но и однокомнатную квартиру в Ленинграде. Кроме того, суд принял решение о выплате ему (Ильину) денежного довольствия за 20 лет в качестве оплаты больничного листа.

 

Сергей Турченко
22 января 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение