RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вечный Воин Святой Руси
7 февраля 2016 г.

Вечный Воин Святой Руси

Продолжаем публиковать произведения, участвующие в конкурсе патриотической поэзии, который посвящен 100-летию Алексея Маресьева
Стихи о детстве
14 января 2018 г.

Стихи о детстве

Наш постоянный автор Александр Костенко прислал свои новые стихи
Наш ответ на американский
26 сентября 2017 г.

Наш ответ на американский "Дропшот"

26 сентября 1956 года советские летчики сорвали план превентивного ядерного удара по основным административным центрам СССР
США против Победы
16 апреля 2015 г.

США против Победы

Чем ближе дата 70-летнего юбилея исторической Победы советского народа в Великой Отечественной войне, тем более накаляется политическая атмосфера в мире
Конкурс поэзии «Победа-70»
1 марта 2015 г.

Конкурс поэзии «Победа-70»

Российский героический календарь открывает Третий Всероссийский конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Главная » Читальный зал » Исповедь адмирала Колчака

Исповедь адмирала Колчака

140 лет назад 4 ноября 1874 года родился Александр Васильевич Колчак, русский адмирал, ученый, полярный исследователь

Его личность обросла многочисленными легендами и мифами. И трудно сегодня отделить вымысел от правды.
Исповедь адмирала Колчака

Российский героический календарь в 2013 году опубликовал статью «Был ли предателем Колчак?» (http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/november/byil-li-predatelem-kolchak?)

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей еще одну точку зрения на судьбу адмирала, изложенную Сергеем Филимоновым на http://www.time4news.org

 

Александр Васильевич Колчак (1874—1920) прожил недолгую, но яркую жизнь. Он был участником трех арктических экспедиций, в период русско-японской войны защищал Порт-Артур, во время Первой мировой войны командовал Черноморским флотом. В разгар Гражданской войны адмирал Колчак стал верховным правителем России и возглавил «белое» государство, объединившее Сибирь, юг и север России и боровшееся против большевиков. На этом посту он потерпел поражение и погиб. Имя Колчака долгое время разъединяло соотечественников. В наши дни исследователи возвращаются к этой загадочной и трагической фигуре. ... В 2006 году в Москве в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Адмирал Колчак, верховный правитель России». Автор этой монографии — Павел Зырянов, доктор исторических наук, известный российский ученый, мой товарищ по совместной учебе в Московском государственном историко-архивном институте. Экземпляр книги был подарен мне автором с надписью на титульном листе: «Дорогому Сергею Борисовичу Филимонову с дружескими чувствами и пожеланиями. 15 апр. 2006». Увы, ровно через год, 15 апреля 2007 года, Павла Николаевича не стало...
Книга Зырянова основана на огромном количестве источников и литературы. Павел Николаевич перечитал практически все, имеющее отношение к Колчаку. Однако когда во время последней нашей встречи я спросил его, использовал ли он крымские газеты периода Гражданской войны, Павел Николаевич ответил отрицательно...
Адмирал Колчак был расстрелян большевиками в Иркутске в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года. Месяц спустя, 7 марта 1920 года, в симферопольской газете «Таврический голос» появилась публикация «Исповедь адм. Колчака (Жизнь семьи адм. Колчака в Севастополе. — Бегство Соф. Ник. Колчак от большевиков. — Письмо-исповедь адмирала Колчака сыну Ростиславу)». Заголовок публикации снабдили траурной рамкой; стало быть, публикация рассматривалась редакцией газеты как своего рода некролог; следовательно, в Крыму о смерти Колчака стало известно лишь через месяц после расстрела.
Судя по тому, что публикация содержит значительное количество фактографических ошибок, готовилась она в спешке. Сохранившийся экземпляр газеты имеет повреждения, поэтому часть текста мне пришлось восстанавливать только по смыслу; восстановленные слова и буквы заключены в квадратные скобки. Републикуя ниже «Исповедь адмирала Колчака», я задаюсь целью не только ознакомить читателей с малоизвестной публикацией времен Гражданской войны, но и воздать должное памяти Павла Николаевича Зырянова (1943—2007), посвятившего воссозданию подлинного облика адмирала Колчака более десяти последних лет своей жизни. Замечу, что в книге Зырянова со ссылкой на парижское издание 1960 года, приводится совсем иной текст письма адмирала Колчака к сыну, чем в нижерепубликуемой «Исповеди». Это обстоятельство позволяет выдвинуть три гипотезы: либо в симферопольской газете в 1920 году напечатано письмо, так и оставшееся неизвестным специалистам, либо перед нами — одно из нескольких писем Колчака к сыну, не обратившее на себя внимания Зырянова, либо «Исповедь адмирала Колчака» — фальшивка, созданная крымскими журналистами в 1920 году «на злобу дня».
Итак, "Исповедь адм. Колчака (Жизнь семьи адм. Колчака в Севастополе. — бегство Соф. Ник. Колчак от большевиков. Письмо-исповедь адмирала Колчака сыну Ростиславу)"
Лицо, заслуживающее полного доверия, сообщило нам следующие интересные подробности о семье адмирала Колчака и о письме-исповеди, написанном им своему сыну, Ростиславу Александровичу. Письмо это находилось у жены адм. Колчака Софьи Николаевны (ошибка; правильно: Федоровны. — С.Ф.) Колчак и могло быть опубликовано лишь после его смерти. *** Когда мутная волна революции докатилась до Крыма, адмирал А.В. Колчак был командующим Черноморским флотом. Сначала адмирал-демократ, пользовавшийся огромной популярностью среди моряков, мог умерять разнузданные страсти матросов и поддерживать расшатывающуюся дисциплину. Но в момент большевистского переворота Колчак должен был скрыться. Он исчез. И через полгода появился в Сибири на Волге (так в тексте. — С.Ф.), начав там борьбу с большевиками. Семья же — жена С.Н. Колчак и единственный сын Ростислав, которому было тогда лет 8—9, остались одни в Севастополе.
Матросы сейчас же потребовали выселения жены «контрреволюционера» из занимаемой ею квартиры в Адмиралтейском дворце, разрешив остаться в одной комнате. Но сын, девятилетний мальчуган, настоял перед матерью на том, чтобы не медля ни одного часа, уйти оттуда, так как он не хотел пользоваться милостью людей, в которых он чуял врагов.
Жизнь близких Колчака в Севастополе при большевиках была очень тяжелой. Они поселились у одной старушки, которая помогала им, чем могла. Адмирал не имел никаких средств и не оставил своей жене почти ничего. Все ценное было очень быстро продано. Между тем от А.В. Колчака не было никаких сведений. Не было известно даже, жив ли он. Но большевики, вероятно, уже получили сведения, что адм. Колчак появился во главе Восточного противобольшевистского фронта. Сейчас же ими были предприняты поиски его жены. Мальчика удалось спрятать. Когда матросы явились в квартиру, где жила С.Н. Колчак, она успела выпрыгнуть в окно со второго этажа и сломала при этом левую ногу. Под чужим паспортом больная была помещена в больницу.
Уже после прихода в Крым немцев, когда восстановилась связь с заграницей, жена адм. Колчака получила первое письмо от своего мужа и 8000 р., из которых ей было доставлено только 6000 р., чего едва хватило на покрытие долгов. Вместе с письмом к жене адмирала Колчак прислал письмо своему сыну. Это письмо написано в самом начале создания в Сибири демократической власти, когда на адм. Колчака сыпались всяческие недобросовестные обвинения в «контрреволюционности», «реставраторстве» и пр., когда его великая идея воссоздания Свободной Единой России встречала противодействие, непонимание партийных крикунов, а личность обливалась помоями со стороны противников. А.В. Колчак и написал тогда своему сыну этот исторический для потомков документ. Письмо на читавших его производит исключительное впечатление. Адмирал Колчак, тогда еще не бывший Верховным Правителем, в сознании чрезвычайной важности, трудности и личной опасности, которую представляла поставленная им перед собой задача, излагает своему сыну те идеи, за которые он начал борьбу.
«Когда-нибудь ты, Бог даст, вырастешь большим и услышишь, что будут говорить про твоего отца», — так начинается это письмо, написанное в очень ласковой и в то же время в чрезвычайно серьезной форме. «И вот, чтобы ты знал правду, я напишу тебе ее, как твой отец, — чтобы ты не верил той клевете, которая, может быть, будет возводиться на меня, чтобы ты мог не стыдиться за своего отца». Далее в письме излагаются взгляды Колчака. Они очень просты и ясны. Адм. Колчак указывает, что неправда, если будут говорить, что он был монархистом или республиканцем, что он боролся за какую-нибудь партию или класс. «Я русский. И я сделал то, что должен был сделать всякий русский на моем месте. Я борюсь за русский народ и за то, что ему принадлежит, за ту землю, которую он населяет, за все то, что он приобрел в течение веков своими трудами, своим горбом, за все, что ему дает возможность жить и на что он имеет право».
Далее адм. Колчак пишет о своей роли. Он пишет, что начал свою борьбу за освобождение России не из-за личных [интересов], а взял ее, как тяжелый [крест]. «Помни, что я солдат, [который] должен исполнить долг [перед Родиной]». Замечательно, что адм. [Колчак] как будто предчувство[вал свою] судьбу. Он пишет, [что, может] быть, ему суждено пог[ибнуть в этой] борьбе, он даже почт[и уверен в] этом, поэтому и пишет [это пись]мо. «Но смерть, гибель [не страшит] меня», — добавлял он. «Я знаю, что дело, [которому я от]даю жизнь, не погиб[нет, если и погиб]ну я». За него будут ср[ажаться другие].
Все письмо адм. [Колчака проник]нуто глубокой верой в Россию, в ее будущее, и верой в правоту своего дела. Тогда же, по получении письма, многие знакомые убеждали Софью Николаевну опубликовать это письмо-исповедь ее мужа, ввиду его необычайной важности. Но С.Н. сказала, что письмо написано не для того, не за тем, чтобы быть орудием политической борьбы. Оно имеет определенное назначение и принадлежит тому, кому оно написано.
В настоящее время семья адмирала Колчака, еще летом 1918 года уехавшая в Англию (ошибка: семья Колчака после эмиграции жила в Париже. — С.Ф.), находится, по последним сведениям, в Америке, где адм. Колчак имеет много друзей со времен своей службы в американском флоте. У С.Н. Колчак находится и это письмо, которое до сих пор нигде еще опубликовано не было. Таврический голос. — Симферополь, 1920. — 23 февраля (7 марта). — № 168 (318). — С. 1.
Вряд ли нам суждено узнать, является ли это письмо адмирала Колчака подлинным или оно не более чем плод работы анонимных крымских журналистов. В любом случае, перед нами характерный памятник эпохи русского братоубийства, эхо которой ощутимо звучит и в наши дни...

 

Сергей Филимонов
3 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение