RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Стихи о настоящем человеке!
2 июня 2016 г.

Стихи о настоящем человеке!

Продолжаем публиковать стихи, присланные на конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летнему юбилею выдающегося воздушного аса Героя Советского Союза Алексея Маресьева
Возвращайтесь, журавли!
11 февраля 2014 г.

Возвращайтесь, журавли!

РГК продолжает конкурс патриотической поэзии - 2014, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского
Бредовая шпиономания
27 января 2015 г.

Бредовая шпиономания

26 января США обнародовали сведения о том, что в Нью-Йорке арестован гражданин РФ Евгений Буряков по подозрению в шпионаже
2018: чего ждать от США?
3 января 2018 г.

2018: чего ждать от США?

В новом году янки, похоже, вознамерились прищемить хвост разжиревшей российской олигократии
Зачем Америке Украина
13 июля 2014 г.

Зачем Америке Украина

Президент Международного Центра геополитического анализа, генерал – полковник Леонид Ивашов о шкурных целях США
Главная » Читальный зал » К-19 — роковая субмарина

К-19 — роковая субмарина

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской USS Gato

Это была не первая авария нашей субмарины, прозванной «Невезучей», а впереди её ждали еще более жестокие испытания.
К-19 — роковая субмарина

С самой постройки эту подводную лодку словно преследовал злой рок. В 1959 году еще до спуска на воду при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. В 1961 году при погрузке ракет один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб. 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но в результате резкого маневра снижения глубины врезалась в дно. Значительных повреждений не было.

3 июля 1961 года во время первого же боевого похода в 70 милях от острова Ян-Майен на К-19 произошла авария правого реактора. Лодка всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора левого борта. Вскоре начала быстро расти гамма-активность. Была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг сорвало. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. Радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа: личный состав был снят на подошедшую дизельную подлодку С-270. Предварительно на случай появления иностранных кораблей экипаж подготовил К-19 к затоплению. Аварийную лодку отбуксировали в базу. В результате сильного облучения в течение нескольких суток скончалось 6 человек, а впоследствии — ещё 2 человека.
Руководство ВМФ лодку приняло решение «Невезучую» не ремонтировать, но члены экипажа по собственной инициативе тщательно её дезактивировали, отмыв каждый квадратный сантиметр вручную в течение полугода. По решению Совета министров от 30.01.1962 К-19 принята на «Севмашпредприятие» на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. 15 октября 1963 года лодка была спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

Все вроде бы наладилось, но вот новая беда - столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года.

Вина лежала чисто на американцах. Нарушая все мыслимые международные законы они тайно вели разведку нашего побережья. Когда К-19 решила увеличить глубину с 60 до 90 метров, она неожиданно для самой себя во что-то врезалась. Командир приказал всплыть. Выяснилось, что получены значительные повреждения носовой части. Тем не менее лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении.

В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов. На сайте http://k19.ru/2007/10/08/konec-xirosimy/ имеются его воспоминания: “Гэтоу” занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала и ей было разрешено их командованием нарушать международные воды. Она подходила к острову Кильдин на 1,5–2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.

Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир Буркхардт тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись – как в вахтенном журнале записано, “после чего нос лодки приобрел форму бульдозера”. Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли и ничего не обнаружили. Слышать ничего не слышим уже, а увидеть увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.

А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду “Саброк” уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.

Это все стало известно через 10 лет. Буркхардт описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной с самого Белого моря, а я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19".
После ремонта несчастья на «Невезучей» продолжались с неизменным постоянством. 24 февраля 1972 года произошел пожар в 8 и 9 отсеках. Погибло 28 человек экипажа и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).

Была проведена невиданная до селе спасательная операция в океанских условиях, на значительном удалении от родных берегов. Лодка стала в длительный ремонт.

В 1979 году К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. Но и это не прервало череду аварий. 15 августа 1982 года во время ремонта в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
В 1990 году КС-19 была выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер в качестве музея, лодка в 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа». Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

 

Сергей Турченко
15 ноября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 декабря
понедельник
2019

В этот день:

Генерал Николай Ватутин

16 декабря 1901 года родился Николай Федорович ВАТУТИН ( умер от ран 15.04.1944), выдающийся советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. Выходец из простой крестьянской семьи, Николай Ватутин, прошёл путь от красноармейца до генерала армии.

Генерал Николай Ватутин

16 декабря 1901 года родился Николай Федорович ВАТУТИН ( умер от ран 15.04.1944), выдающийся советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. Выходец из простой крестьянской семьи, Николай Ватутин, прошёл путь от красноармейца до генерала армии.

В годы Великой Отечественной войны он последовательно возглавлял войска Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году. 29 февраля 1944 года во время выезда в войска генерал армии Ватутин был тяжело ранен. Машина генерала попала в засаду, устроенную бандитами так называемой Украинской повстанческой армии, потомки которых до сих пор мутят воду на Майдане. Несмотря на усилия врачей, Н. Ф. Ватутин скончался от заражения крови в киевском госпитале 15 апреля 1944 года.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так описал эту трагедию: "Н.Ф. Ватутин объезжал войска 60 армии. Впереди ехала охрана. Н.Ф. Ватутин был во второй машине вместе с членом Военного совета К. В. Крайнюковым и адъютантом. Въехав в одно из сел, машины попали под обстрел бандитско-диверсионной группы бандеровцев. Н.Ф. Ватутин, выскочив из машины, вместе с офицерами вступил в перестрелку, во время которой был ранен ". Рана оказалась смертельной.

На территории России и Украины Ватутину были установлены памятники и названы многочисленные географические объекты, начиная с городов и заканчивая переулками.

 

Освобождение Калинина

16 декабря 1941 года после ожесточенных боев войска Калининского фронта овладели городом Калинин.

Освобождение Калинина

16 декабря 1941 года после ожесточенных боев войска Калининского фронта овладели городом Калинин.

В боях в районе города наши войска нанесли крупное поражение 9 немецкой армии генерал-полковника Штрауса, разгромив 86, 110, 129, 161, 162 и 251 пехотные дивизии, входившие в состав этой армии. На следующий день Совинформбюро сообщило: «В боях за город Калинин отличились войска генерал-лейтенанта т. МАСЛЕННИКОВА и генерал-майора т. ЮШКЕВИЧА».

Горькие ягодки «второго фронта»

16 декабря 1944 года вместо помощи от американцев и англичан в связи с открытием «второго фронта» мы получили очередную головную боль: союзники круто обкакались в Арденнах. Фашистам удалось прорвать фронт англо-американских войск на участке в 80 км и захватить в плен 30 000 американских солдат и офицеров.

Горькие ягодки «второго фронта»

16 декабря 1944 года вместо помощи от американцев и англичан в связи с открытием «второго фронта» мы получили очередную головную боль: союзники круто обкакались в Арденнах. Фашистам удалось прорвать фронт англо-американских войск на участке в 80 км и захватить в плен 30 000 американских солдат и офицеров.

Черчилль обратился с жалостливым посланием к СТАЛИНУ, в котором, в частности, писал: «На Западе идут очень тяжелые бои... Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января...»
12 января, ранее намеченного срока, чтобы спасти «союзничков», Красная Армия перешла в наступление на широком фронте от Балтийского моря до Карпат. Командующий немецкими силами на Западе генерал-фельдмаршал Г. Рунштедт был вынужден снять с Западного фронта 6-ю танковую армию СС, а затем еще 16 дивизий и отправить их на советско-германский фронт.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение