RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гитлер: зубы на полке
4 апреля 2015 г.

Гитлер: зубы на полке

5 апреля 1970 года в Магдебурге (ГДР) офицерами КГБ тайно сожжены и брошены в реку останки немецкого фюрера
Радость Богоявления
19 января 2020 г.

Радость Богоявления

19 января Русская Православная Церковь празднует Крещение Господне
Как КГБ уничтожил Гитлера
5 апреля 2014 г.

Как КГБ уничтожил Гитлера

5 апреля 1970 года, по приказу шефа советской госбезопасности Андропова, останки фюрера были сожжены, а пепел выброшен в реку Бидевиц
Молчание Москвы
30 ноября 2015 г.

Молчание Москвы

Почему о преступлениях Эрдогана Кремль начал говорить только после турецкий атаки на российский Су-24?
Идеалов молодости не предал!
19 ноября 2016 г.

Идеалов молодости не предал!

20 ноября 2016 года – 100 лет Михаилу Александровичу Дудину
Главная » Читальный зал » К-19 — роковая субмарина

К-19 — роковая субмарина

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской USS Gato

Это была не первая авария нашей субмарины, прозванной «Невезучей», а впереди её ждали еще более жестокие испытания.
К-19 — роковая субмарина

С самой постройки эту подводную лодку словно преследовал злой рок. В 1959 году еще до спуска на воду при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. В 1961 году при погрузке ракет один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб. 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но в результате резкого маневра снижения глубины врезалась в дно. Значительных повреждений не было.

3 июля 1961 года во время первого же боевого похода в 70 милях от острова Ян-Майен на К-19 произошла авария правого реактора. Лодка всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора левого борта. Вскоре начала быстро расти гамма-активность. Была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг сорвало. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. Радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа: личный состав был снят на подошедшую дизельную подлодку С-270. Предварительно на случай появления иностранных кораблей экипаж подготовил К-19 к затоплению. Аварийную лодку отбуксировали в базу. В результате сильного облучения в течение нескольких суток скончалось 6 человек, а впоследствии — ещё 2 человека.
Руководство ВМФ лодку приняло решение «Невезучую» не ремонтировать, но члены экипажа по собственной инициативе тщательно её дезактивировали, отмыв каждый квадратный сантиметр вручную в течение полугода. По решению Совета министров от 30.01.1962 К-19 принята на «Севмашпредприятие» на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. 15 октября 1963 года лодка была спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

Все вроде бы наладилось, но вот новая беда - столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года.

Вина лежала чисто на американцах. Нарушая все мыслимые международные законы они тайно вели разведку нашего побережья. Когда К-19 решила увеличить глубину с 60 до 90 метров, она неожиданно для самой себя во что-то врезалась. Командир приказал всплыть. Выяснилось, что получены значительные повреждения носовой части. Тем не менее лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении.

В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов. На сайте http://k19.ru/2007/10/08/konec-xirosimy/ имеются его воспоминания: “Гэтоу” занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала и ей было разрешено их командованием нарушать международные воды. Она подходила к острову Кильдин на 1,5–2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.

Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир Буркхардт тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись – как в вахтенном журнале записано, “после чего нос лодки приобрел форму бульдозера”. Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли и ничего не обнаружили. Слышать ничего не слышим уже, а увидеть увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.

А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду “Саброк” уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.

Это все стало известно через 10 лет. Буркхардт описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной с самого Белого моря, а я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19".
После ремонта несчастья на «Невезучей» продолжались с неизменным постоянством. 24 февраля 1972 года произошел пожар в 8 и 9 отсеках. Погибло 28 человек экипажа и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).

Была проведена невиданная до селе спасательная операция в океанских условиях, на значительном удалении от родных берегов. Лодка стала в длительный ремонт.

В 1979 году К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. Но и это не прервало череду аварий. 15 августа 1982 года во время ремонта в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
В 1990 году КС-19 была выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер в качестве музея, лодка в 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа». Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

 

Сергей Турченко
15 ноября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 февраля
понедельник
2020

В этот день:

Разведчик-нелегал Георгий Вартанян

17 февраля 1924 года родился Георгий Андреевич Вартанян, советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза.

Разведчик-нелегал Георгий Вартанян

17 февраля 1924 года родился Георгий Андреевич Вартанян, советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза.

Почти всю жизнь работал в Тегеране. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 28 мая 1984 года за достигнутые результаты по сбору разведывательных данных и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Вартаняну Георгию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11511).

 

Адмирал-подводник Лев Матушкин

17 февраля 1927 года родился Лев Алексеевич Матушкин, вице-адмирал, командир флотилии атомных подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза. Совершил 12 боевых походов на атомных подводных лодках, большинство из которых подо льдами Северного Ледовитого океана.

Адмирал-подводник Лев Матушкин

17 февраля 1927 года родился Лев Алексеевич Матушкин, вице-адмирал, командир флотилии атомных подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза. Совершил 12 боевых походов на атомных подводных лодках, большинство из которых подо льдами Северного Ледовитого океана.

В Военно-Морском Флоте с 1943 года. В сентябре 1950 года окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Служил на крейсере «Чапаев», эсминце «Отменный», старшим помощником командира подводной лодки С-148 проекта 613, командиром подводной лодки Б-70 проекта 611.

В июне 1963 года Л. А. Матушкин окончил Военно-морскую академию, по окончании которой был назначен командиром атомной подводной лодки К-33 проекта 658М на Северном флоте. Под его руководством экипаж успешно провёл испытания новейшего ракетного комплекса Д-4. В 1965 году подводная лодка К-33 успешно провела испытания по залповой стрельбе ракетами Р-21 с максимальной скорострельностью.

В сентябре 1965 года Л. А. Матушкин назначается начальником штаба, а затем в октябре 1968 года — командиром 31-й дивизии подводных лодок. За успешные действия подводных лодок на манёврах ВМФ «Океан» дивизия была награждена Вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году под руководством вице-адмирала Л. А. Матушкина был совершён межфлотский переход с Краснознамённого Северного на Краснознамённый Тихоокеанский флот подо льдами Центральной Арктики подводного ракетного крейсера К-223 и атомной подводной лодки К-47.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1982 года «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении специальных заданий командования», вице-адмиралу Матушкину Льву Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11465).

Л. А. Матушкин — участник 12 боевых походов атомных ракетоносцев стратегического назначения с выполнением боевого патрулирования, из них 7 походов совершил подо льдами Арктики.

Пионер-Герой Валя Котик

17 февраля 1944 года погиб Валя Котик, пионер из города Шепетовка Хмельницкой области, Герой Советского Союза.К началу Великой Отечественной войны он только перешёл в шестой класс, но сразу же начал бороться с немецкими оккупантами

Пионер-Герой Валя Котик

17 февраля 1944 года погиб Валя Котик, пионер из города Шепетовка Хмельницкой области, Герой Советского Союза.К началу Великой Отечественной войны он только перешёл в шестой класс, но сразу же начал бороться с немецкими оккупантами

 

Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовка, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях.С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен.
В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Полярник Петр Ширшов

17 февраля 1953 года умер Петр Петрович Ширшов, океанограф и гидробиолог, полярный исследователь, академик (1939), Герой Советского Союза (1938).

Полярник Петр Ширшов

17 февраля 1953 года умер Петр Петрович Ширшов, океанограф и гидробиолог, полярный исследователь, академик (1939), Герой Советского Союза (1938).

Его научные труды внесли существенный вклад в океанологию. В 1930—1940 годы широко дебатировались причины бурного роста водорослей у кромки льдов. Были выдвинуты гипотезы о стимулировании роста клеток водорослей тригидроловыми молекулами или в результате опреснения поверхностных слоёв воды при таянии льда. Ширшов показал, что эти гипотезы неосновательны, а основная причина цветения водорослей — проникновение повышенных доз солнечной радиации под лёд при таянии льда и вскрытии ледового покрова.
На станции «Северный полюс-1», погрузив в прорубленную в многометровом льду прорубь трал, Ширшов экспериментально доказал ошибочность гипотезы об отсутствии жизни в полярных широтах Северного Ледовитого океана, с помощью опрокидывающегося ртутного термометра была измерена температура на различных глубинах и установлен факт проникновения тёплых вод из Северной Атлантики в Арктический бассейн. За эти и другие океанологические работы в 1939 году Ширшов был избран действительным членом Академии наук СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение