RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Победа-70»: поэт Александр Пилигрим
26 мая 2015 г.

«Победа-70»: поэт Александр Пилигрим

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Православие и государственность
27 января 2015 г.

Православие и государственность

22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ
12-томная летопись Победы
4 апреля 2015 г.

12-томная летопись Победы

В России издан фундаментальный исторический труд «Великая Отечественная война 1941–1945 годов»
Мы победим!
23 января 2014 г.

Мы победим!

РГК продолжает конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 700-летию преподобного Сергия Радонежского
«И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»
8 декабря 2016 г.

«И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»

Церковь и литература: проблему анализирует известный прозаик и литературный критик
Главная » Читальный зал » Прощание с Екатеринодаром

Прощание с Екатеринодаром

Горькие раздумья о современной Кубани …

Отклик на статью «Бытовое предательство. Американизация сознания убивает нас и духовно, и физически» ("Русская народная линия" перепечатал её под заголовком «Американизация душ или когда толерантность самоубийственна»).
Прощание с Екатеринодаром

Наша публикация (см. http://srv33250.ht-test.ru/geroi-nashego-vremeni/2014/february/byitovoe-predatelstvo) получила многочисленные отклики, один из которых нам особенно дорог. Он помещен в «Русской народной линии», откуда мы с удовольствием его перепечатываем.

В связи публикацией на «Русской Народной Линии» обличительного памфлета известного военного журналиста и писателя Сергея Ивановича Турченко «Американизация душ или когда толерантность самоубийственна» у меня возникла полемическая переписка с моим другом из Суздаля - замечательным русским писателем Виктором Григорьевичем Громыко-Дауровым. Он привел мне в пример памфлет С.И.Турченко, как отражение реального положения дел с засильем «американизма» в современной России. Ну, а я в ответном письме стал необдуманно и резко возражать другу, отозвался о памфлете С.И.Турченко крайне неодобрительно. Но, испытывая некоторую неуверенность в свой позиции, я отослал копию моего письма В.Г.Даурову и сам памфлет С.И.Турченко дорогому для меня человеку, знатоку Екатеринодара-Краснодара, знакомством с которым я трепетно дорожу, великому нашему современнику, выдающемуся русскому писателю Виктору Ивановичу Лихоносову. И неожиданно для себя получил от него моментальный ответ. Виктор Иванович не стал меня строго отчитывать, чего я вполне заслуживал, а по-отечески написал:
«Спасибо за весточку. Сергея Турченко запускаем во 2-й номер [«Родной Кубани»]. В 2008 году я посвятил в 1-м номере 30 страниц «Прощанию с Екатеринодаром» и там кое-что есть похожее. Попробую сейчас переправить вам, можете куда-нибудь кинуть».
В связи с этим разрешением автора на повторную публикацию предлагаю читателям «Русской Народной Линии» присланные мне отрывки из горьких очерков В.И.Лихоносова 2008-2009 годов о Кубани. Слово великого русского писателя о тошнотворной иностранщине на исконной земле Древнерусских Князей актуально сейчас как никогда.
Леонид Болотин».

ИСКОРЕНЕНИЕ ПАМЯТИ
...И построят гламурный город, чужой, не русский, не казачий ─ стеклянно-высокий, с подземельями для машин, с ресторанами и гостиницами, вокруг которых будет крутиться много-много женщин, в дорогих номерах будут селиться богатые гости (всё больше иностранцы), начисто исчезнет существовавшая сельская домашность, родной приют. И никто не будет помнить, в какой стороне, в каком углу стояли дома великих, значительных и именитых кубанцев, генералов и офицеров, защищавших южные рубежи в Кавказской войне... Вспоминая старину, легкие стрекотухи будут в лощенных журналах помещать фотографию облика Екатеринодара у воды, которая на самом деле изображает вид на Тамань с моря, как это сделано нынче в одном деловом журнале.

Casual

Вы забудете мать родную, когда побываете в магазине модной одежды Calvin Klein. А затем заглянете в Покерный клуб «Нирвана» на улице Красных партизан, 204. Оттуда недалеко и до улицы палача Атарбекова, где в супермаркете «Италия» вы порадуетесь кухне Апеннинского полуострова: ну, спагетти, ну, и всевозможные пасты? ну, оливковое масло, вино. Откроется и второй магазин «Франция», там вы обожретесь круассанами, слойками, каких вы в России-матушке, бедной, затурканной, никогда не пекли. С легкой руки щучки Оксаны Робски вы, получив пенсию или пособие на ребенка, захотите, чтобы ваш гардероб состоял из вещей в стиле Casual на все, как советует редактор журнала «День за днем» (очень русская Валентина Симионела), на все 200 %».
«CasuaI как нельзя лучше подходит для определения нашей суматошной жизни как таковой. Хотя фигурантами книги выступают персонажи с Рублевки, отчетливые параллели можно провести с буднями многих краснодарских жителей. Конечно, мы и так с вами знаем, что «богатые тоже чистят зубы», но ведь интересно узнать, какой именно пастой - «Беверли Хилз Формула» или просто «Колгейт Тотал». Обнаженная повседневность: хлопья на завтрак и устрицы на ужин; свежий воздух респектабельного пригорода и задымленный ночной клуб; четыре колеса, пожирающие бензин, а в багажнике - два колеса, пожирающие лишние калории; грязь желанная (маска на лице) и грязь нежелательная (сзади на джинсах или на дороге, Мезмай); вояж к нью-йоркским небоскребам транзитом через тибетские монастыри. Может, и правда, что полотно жизни и есть casuaI.
И все-таки какой пастой вы чистите зубы?»
А разве в месяц студенческой стипендии вы минуете бутик «Пингвин» на Красной, 60? Коллекция «осень-зима» вас захватит в кольцо.
И вы скажете своему молодому другу: «Лучшее место для спокойного, ленивого отдыха ─ Анталия. За активным отдыхом поедем в Австрию или Италию». Вы будете стремиться, подобно директору ресторанного комплекса «Камелот» Павлу Дрынкину, попасть в заведения с «выраженной индивидуальностью, душой», например, рестораны в Краснодаре «Семь пятниц», «Мадьяр», «Сельпо», Fratelli (что в десяти шагах от храма Александра Невского). В моду уже входит Восток, вам понравится «арабский зал» в «Европе», можно по-настоящему «расслабиться» (оттянуться, по-культурному говоря), покурить кальян. Зачем вам похожий на деревню Краснодар? Полюбите в «Сити-центре» магазин «Familu Stores» с торговой маркой МЕХХ. «Леди Мехх ультрасовременна и как никогда сексуальна, особенно в деловом костюме (этакий зазывающий игривый образ)». Адрес ─ Индустриальная, 2. На улице Мира, 44 вас подождут Форнарина... великого Рафаэля и девушка в стиле Fornаrina («вызывающе сексуальна и в то же время скромна»). Хотите Форнарину? Зачем вам станичная Маша, правда? Вы же живете в городе столичного стиля, после великой реконструкции. Если у вас крутые бедра, которые сводят с ума вашего бойфренда, зайдите на Красную, 81 в магазин Jendo. На Сенной и вещевой рынок в Вишняках, а так же в автобусы, следующие на дачу, хорошо брать на свои пальчики украшения из платины, белого золота - изделия лучших ювелирных домов и компаний Carrera y Carrera, Tiffany, Choppaud.., так как после реконструкции города, который станет в ряду лучших городов Европы и Америки, неудобно позориться кольцами и браслетами из старинных шкатулок своих прабабушек (когда рассчитывались на Кубани очень часто сыпучим золотом). Не ждите, пожалуйста, что реконструкция затеяна для того, чтобы покормить приезжего крестьянина в дешевой столовой или в кафе на улице Мира или на углу Красной и Карасунской. Разве для таких народных пустяков занимают миллионы долларов у иностранных компаний и отягощают корпоративный долг страны!? Появляются и будут размножаться «маленькие стильные кафе, куда не стыдно пригласить знакомую фотомодель или нефтяного магната». Сейчас «самым демократичным местом стало Fog cafe. Не были? Торопитесь, иначе ваш особняк не попадет под снос и вы так и останетесь прозябать в центре города, где плохой воздух. И уж совсем нельзя жить будет без... «посвящения в элегантность». Элегантность в моде. Особенно в набитых битком трамваях, автобусах, на рынках. Ей созвучно «самое лучшее, самое изысканное». Говорят, это чувство врожденное, но в лучших ресторанах перестроенного города ее, эту матушку элегантность, можно свободно приобрести за приличные деньги. Готовьтесь. Реконструкция жизни идет вовсю. Никогда не приглашайте гостей домой. Охота будет мыть посуду? Сдвигайте столы в «Фараоне» (ул. Одесская, 40), пока их не убрали из-за реконструкции.
Казачьи особняки не нужны даже в станице. Их куркульская культура не будет привлекательной для иностранных туристов и инвесторов. Можно попробовать построить деревянную избу в стиле хай-тек. Вы же уже плохо ботаете по-русски и щелкаете, как семечки, английский? Вы настоящий европеец. Казаков уже извели. И по последним сведениям, не они пришли на Кубань в 1792 году. Пришли другие народы. Торопитесь успеть в немецкую деревню на окраине города! И закупайте керамическую плитку «Кайрос». Её, когда муж был представителем президента на юге России, рекламировала жена генерала Казанцева. И не за так, наверно. Спешите. Ни о чем не жалейте. «Еще пару десятилетий назад, ─ учат нас интерьерные лощеные издания, ─ большинство наших соотечественников мечтали лишь о скромной дачке на заветных шести сотках. Сегодня изменилась жизнь, мы сами, наши возможности, а значит ─ и наши дома». Чуете? Реконструируйте, ломайте душу, выносите из нее мусор и запах дворовых туалетов, стройте скорее «с новыми эстетическими устремлениями архитекторов, стройте скорее» с благовонными туалетами. «Состоятельных горожан все больше». Разве вы не подсчитывали? Да, больше, чем бедных. Поглядите, в каких куртках ходят граждане. И жить «без площадки для барбекю» стало позорно.
Реконструкция старинного города, его исторической породы, его домашности, а вместе с ним и национальной души, понятий о родине, о предках, о славе и доблести, о заветах, памяти и т.п. только начинается. Уже сейчас «солидную и респектабельную публику, которая играет в казино «Европа», ужинает в одноименном ресторане или посещает «Пантеру» (логово дикой кошки) не нужно чем-то удивлять». Там учат танцевать латиноамериканскую сальву, выступает эротический шоу-балет, там «мягкая зона, красно-черный интерьер, приближенный к китайской стилистике». О чем еще мечтать? О малороссийских песнях? о городе, похожем на станицу? И не забудьте «столики нужно бронировать заранее». Не забудьте! Забронируйте на будущее и свою жизнь. Отстанете ─ пропали. Хлеб будет всё дороже, стеклянные здания всё выше. Уже солнце утречком не покажется на горизонте, как раньше, в городе, похожем на станицу: небоскребы закроют. Правда, часто дома будут проваливаться под землю. Но это уже забота тех, кто будет думать о новых строительных заработках, живя в Европе.
А пока... поедем на ул. Московскую, 63 в «Гостиный двор Чистякова». Обмоем реконструкцию Ю. Рысина и А. Кузнецова. Но только не забыть и там «столик заказать заранее». Ведь CasuaI ─ неотъемлемая составляющая нашей жизни, явление абсолютно гармоничное. CasuaI очень популярен. CasuaI можно найти даже у Йоджи Ямамото! Слыхали о таком? Значит, не быть вам счастливым и благополучным в Екатеринодаре после великой реконструкции.

ЧЬЯ ЭТА УЛИЦА?
В названиях городов, улиц, площадей, магазинов, заведений закрепляется долгая и текущая жизнь общества, народа.
От той линии, где два века назад началась, возможно, первая борозда будущей улицы Красной, пройдемся до возобновленного памятника казачеству. За спиной останется храм Святого Князя Александра Невского, справа замаячит бронзовая Царица Екатерина, слева уже не увидим возле здания Законодательного собрания памятника Ленину ─ ну что ж, сдали ленинскую идеологию безропотно. Дальше владения Кубанского казачьего хора, Пушкинская библиотека, впритык к ней зияющий еще пустыми бетонными этажами Дворец правосудия.
А потом... одни магазины и всякие заведения.
Учите иностранный язык, господа! Отвыкайте от родных куркульских вывесок.
Духанъ, кафе Sin, Юный техник, Е2 О1, Любо, Хоум кредит банк, Барсик, Armani, Cerruti, Гринвич, Суши-кафе (Минами), Пицца Немо, Le cadeau, Золотой век (WatcheSS jeweller), Квартал (вместо кинотеатра «Кубань»), Музыкальный театр, Гелио, Книжный мир, Евросеть, ited color of Benetton, Эколас, Adidas, Эско, La ScaLa, Betty Bareley, Иль де Ботэ, Sela, Diхis, Platinum, Alta, Фристайл, Эммануэль, Оскар, Waikiki, en prouence, Loccitave, Сан флайт, Золотой ларец, Prumod, Bohemia, Brandteх, Mango, Adamas, yves Rocht? Sisleх, Арбат, Diхie, Вертекс, Дисконт, Pив гош, Ironman, Western, umon, Sharp.
А вы, господа атаманы, хвалились, будто казаки ─ отдельный народ. Так что же от вас осталось?!

ГРОБОВОЕ МОЛЧАНИЕ
Почему никого не слышно? В городе почти миллион жителей, много коренных, по родственному древу екатеринодарских; много известных, титулованных особ. Изрядное число богатых. Город меняется до неузнаваемости, где-то улучшается, а где-то корежится варварски, «захватывается» приезжими богачами, которым начхать на «следы прошлого». Ползут слухи: все скупили москвичи!
В Москве же, в дальней русской провинции только и слышится: «Кубань! Это земля казачья».

Где же оно, великолепное казачество? Где атаман Екатеринодарского отдела? почему слова сильного в защиту хоть одного угла не сказал? Где был батька-атаман, казачий генерал, с уст которого слетали в последние месяцы единственные задушевные слова ─ «регалии, регалии, регалии?» Разве ему чужды регалии самого города? Их не от Царицы Екатерины и не от поздних Государей привезли, нет, своими руками сотворили регалии повседневной жизни и оставили как историческое наследство. Не жалко казаку последнего рокового разорения каменных святынь, особняков славных генералов и офицеров, геройских пластунов, созидателей-архитекторов и щедрых купцов? Разве «чикагские» небоскребы ближе его душе? А где всемирно прославленный радетель духовности и народных казачьих традиций, а так же член Совета по культуре при президенте России?
И где другие?
Где историки, каждый раз дребезжащие новыми идеями и поворачивающиеся к концепциям событий как подсолнух к солнцу?
Где граждане почетные? Почему всей толпой уснули народные избранники-депутаты? Разве они живут в Австрии или в Англии? Почему их не тревожит это властное заявление ─ «глобальная реконструкция»?
А что так утомился Комитет по охране и реставрации памятников и родное ему общество из дома Бурсака ─ ВОПИК, чего, как когда-то при коммунистах, струхнули какой опять выгоде надо служить? А о краеведах и упоминать неловко. Эти богатыри растерялись и спрятались. Ну, хоть бы кто-то пикнул, заботливо, с предосторожностью спросил: «а хоть что-то историческое уцелеет?» Никто. Не слышно. В газетах таких сведений нет.
А где... неутомимое в русском геройстве «Отечество», отчего после потери губернаторской власти потухла их «идеология сопротивления»? Зачем были такие громкие заявления, если нету от природы простого сочувствия земле родной, обыкновенным правилам народного быта? Ну что уж выгодно пасовать ради личного выживания, терять даже скромное патриотическое чувство?
«Мы не русские, мы ─ казаки!" ─ не раз кичились и во хмелю, и в трезвом виде некоторые атаманы и простые члены общественной организации.
А защищают историю Екатеринодара почему-то... москали, «понаехавшие, ─ как известно ─ на нашу землю».

ГДЕ ВЫ, ТЕНИ ВЕЛИКИЕ?
И скорбно выступают из тумана другие, давние родные фигуры. «Что ж вы наделали? Разве ─ спрашивают великие казаки ─ так надо бы беречь душу кубанскую, разве можно разорять всё без остатка? Разве для того мы пришли на южные рубежи России из Запорожья, таились пластунами и охраняли станицы от набегов, помнили о Екатеринодаре и в Средней Азии, и в Персии, и в Турции, на Балканах и в Польше, устраивали парады в ознаменование великих русских побед, чтобы после двух веков перековеркали нашу казачью столицу, разбили в пыль её священные камни?»
А мы вздохнём и окликнем их беспомощно: где вы?!
Где З. Чепига, А. Головатый, С. Белый, Ф. Бурсак, Я. Кухаренко, Ф. Сумороков-Эльстон, Н. Малама, В. Климов, В. Вареник, М. Сквориков, М. Лихацкий, Гр. Шкуро, К. Живило, М. Бабыч?
В 1909 году казаки станицы Ильинской писали Наказному атаману М.П. Бабычу: «Нам дорога память дедов и прадедов наших. Мы благоговеем перед красотой, умеем ценить драгоценные памятники старины».
Эти казаки не отдали бы город корыстным архитекторам на уничтожение.
Боже всесильний, дай менi крила:
Я на Кубань, як орел, полетю,
Пiсню почую, що серденьку мила,
Душу що тiшить в суворiм життю.
Степ свiй широкий у квiтах побачу,
Рiдну станицю i рiдну Кубань
Може, ще матiр за мною поплаче...
Боже, верни мiй загублений Рай!

(Сергей Савицкий, 1893, ст. Старокорсунская ─ 1967, г. Куритиба, Бразилия)
И эти казаки не промолчали бы трусливо, как молчат нынешние.

 

Виктор Лихоносов
2 апреля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 ноября
вторник
2017

В этот день:

Памяти генерал-адмирала Апраксина

21 ноября 1728 года скончался Фёдор Матвеевич Апраксин (род. 1661), сподвижник Петра I, один из создателей русского военного флота, генерал-адмирал, командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Памяти генерал-адмирала Апраксина

21 ноября 1728 года скончался Фёдор Матвеевич Апраксин (род. 1661), сподвижник Петра I, один из создателей русского военного флота, генерал-адмирал, командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Дворянский род Апраксиных считал своим предком татарского мурзу Солохмира, который в 1371 году ушел из Орды в Рязань. В конце XV века предки Апраксина переехали в Москву и начали служить Ивану III. Федор с ранних лет участвовал в забавах царя Петра I в составе потешных полков. В 1692 году назначен воеводой в Архангельск. В этой должности построил корабль, который послал для торговли за море, чем доставил величайшее удовольствие Петру I. Участвовал в Азовских походах Петра, после взятия Азова (1696) получил чин полковника.

В 1697 году, накануне путешествия Петра за границу, ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. В 1700 году назначен главой Адмиралтейского приказа и губернатором крепости Азов.

В 1713 году во главе галерного флота взял города Гельсингфорс и Борго. В 1714 году командовал русским флотом, действовавшим у шведских берегов. Под его командованием была одержана решительная победа в морском сражении у мыса Гангут 27 июля (7 августа) 1714 года. С 1718 года до самой смерти исправлял должность президента Адмиралтейств-коллегии, в 1719 году одновременно назначен губернатором Эстляндии.

В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра I, весной 1723 года вернулся с Петром в Санкт-Петербург и возглавил Балтийский флот.

Союз русского народа

21 ноября 1905 года в Петербурге учреждён Союз русского народа – единственная общественно-политическая организация, представляющая интересы коренной, государство-образующей нации России. После 1917 года распущена. В 2005 году восстановлена.

"Кольцо" для фельдмаршала Паулюса

21 ноября 1942 года блокирована немецкая 6-я армия Ф. Паулюса

"Кольцо" для фельдмаршала Паулюса

21 ноября 1942 года блокирована немецкая 6-я армия Ф. Паулюса

С 24 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года советскими войсками была проведена операция «Кольцо», в результате которой значительно поредевшия армия паулюса капитулировала. В плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же пленено свыше 91 тыс. солдат и офицеров вермахта. Капитулировали в общей сложности двадцать немецких дивизий: 14-я, 16-я и 24-я танковые, 3-я, 29-я и 60-я моторизованные пехотные, 100-я егерская, 44-я, 71-я, 76-я, 79-я, 94-я, 113-я, 295-я, 297-я, 305-я, 371-я, 376-я, 384-я, 389-я пехотные дивизии. Кроме того, сдались румынские 1-я кавалерийская и 20-я пехотная дивизии. В составе 100-й егерской сдался хорватский полк. Также капитулировали 91-й полк ПВО, 243-й и 245-й отдельные батальоны штурмовых орудий, 2-й и 51-й полки реактивных минометов.

Плененный Паулюс не долго показывал спесь. Вскоре он подписал обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», в котором говорилось буквально следующее: «Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Через четыре дня он вступил в «Союз немецких офицеров». Потом — в Национальный комитет «Свободная Германия». С этого момента он становится одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. Регулярно выступает по радио, ставит свои подписи на листовках, призывая солдат вермахта переходить на сторону русских. Паулюс выступал в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе.
В плену Паулюс полюбил советскую действительность. После смерти Сталина ему разрешили уехать в Восточную Германию, где он до своей кончины в 1957 году верно служил коммунистической идее, выступая с лекциями на эту тему.

Космонавт Константин Феоктистов

21 ноября 2009 года умер Константин Петрович Феоктистов (р. 1926), участник Великой Отечественной войны, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.

Космонавт Константин Феоктистов

21 ноября 2009 года умер Константин Петрович Феоктистов (р. 1926), участник Великой Отечественной войны, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.

 Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым).

В 1949 году окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. Работал в различных научно-исследовательских организациях. Один из главных создателей космического корабля «Восток», на котором был осуществлён первый полёт человека в космос. С 1964 года в отряде космонавтов. К. П. Феоктистов был первым в мире космонавтом без военного звания и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. Входил в состав первого группового экипажа (вместе с В. Комаровым и Б. Егоровым), который 12—13 октября 1964 года совершил полёт на первом аппарате новой серии «Восход» (впервые — без скафандров). К. П. Феоктистов был первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище «в деле». С 1990 года преподавал в МГТУ им. Баумана.

Умер в возрасте 83 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение