RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Зимняя война
13 марта 2020 г.

Зимняя война

13 марта 1940 года завершилась советско-финская война, начавшаяся 30 ноября 1939 года
Младший сын вождя
19 марта 2016 г.

Младший сын вождя

19 марта 1962 года в казанской ссылке умер генерал-полковник авиации Василий Сталин.
Новые угрозы киевской хунты
19 июня 2015 г.

Новые угрозы киевской хунты

Приднестровье — еще одно направление агрессивного безпредела украинских фашистов
Как в угоду НАТО разрушили систему коллективной безопасности
7 июня 2015 г.

Как в угоду НАТО разрушили систему коллективной безопасности

25 лет назад 7 июня 1990 года начался распуск Варшавского договора в целях подачи миролюбивого примера странам НАТО.
Чубайс в стране Duran
24 декабря 2015 г.

Чубайс в стране Duran

Убытки «Роснано» с января по сентябрь 2015 года составили почти три миллиарда рублей, зато главный «прихватизатор» выписал подчиненным двойную премию
Главная » Читальный зал » Актёр былинной силы

Актёр былинной силы

9 февраля 2015 года - 100 лет со дня рождения Бориса Федоровича Андреева

Он - народный артист Советского Союза, кавалер трёх высших орденов СССР, лауреат двух Сталинских премий первой степени, главный призёр трёх международных кинофестивалей
Актёр былинной силы

За свою жизнь Борис Андреев снялся немногим более, чем в полусотне художественных фильмов. Даже если к ним присовокупить шесть его мультипликационных лент, всё равно не получается, чтобы в год - по фильму. То есть, и ежу понятно, что отечественный кинематограф далеко не сполна использовал могучий творческий потенциал этого выдающегося, плоть от плоти, кровь от крови народного творца. А ведь редко кто столь глубоко олицетворял собой неразрывную связь со своим народом, которой Всевышний сподобил Андреева. Да, острохарактерный артист Борис Фёдорович не обладал тем самым пресловутым даром перевоплощения. Он всегда и везде был мгновенно распознаваем, но именно этой своей фантастической узнаваемостью, в конце концов, и навечно себя прославил. Ибо никто до Андреева и после него не мог так точно и полно соответствовать исконно былинной сути русского человека, его неукротимой силе и удали, щедрости его души и сердца. О, все кинематографы мира, включая и хвалённый Голливуд, дорого бы заплатили, если бы такой персонаж у них появился! Не появится никогда…

Он родился в потомственно рабочей семье. После семилетки стал слесарем-электромонтёром на Волжском комбайновом заводе. При заводе был драмкружок, которым руководил режиссер Саратовского драматического театра Слонов. Иван Артемьевич и разглядел в большом, великодушном, слегка неуклюжем и малоразговорчивом, но необычайно преданном и самоотверженном парне будущего великого актёра. И просто-таки силой заставил Андреева поступить в местный театральный техникум. Борис уступил настойчивому педагогу лишь отчасти: в техникум определился, но завода не бросил. Совмещать трудового коня и трепетную лань Мельпомену было чрезвычайно трудно – юноша натурально выбивался из сил. И тогда рабочие на собрании постановили: не использовать студента в ночных сменах, снизить ему норму дневную и дать стипендию из заводских фондов. Так длилось долгих четыре года.

«На всю жизнь,- вспоминал Борис Андреев,- останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода. Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надев галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием. Общее настроение выразил старый слесарь Королёв, который заявил, что завод наряду с 1738 комбайнами выпустил в этом году и одного актёра. «Желаем тебе успеха в твоей новой работе, - обратился он ко мне. - Иди, выступай, и покажи всем, на что способен рабочий человек!»
Первая моя попытка сняться в кино окончилась позорным провалом. В конце 30-х годов меня, молодого артиста саратовского театра, пригласил сниматься Александр Петрович Довженко. Второй режиссер фильма «Щорс», Лазарь Бодик, увидев меня на сцене, сказал, что мой типаж подходит на роль Петра Чижа, молодого красноармейца, того самого, который уводит со свадьбы чужую невесту. Что же, если типаж подходит, буду сниматься, решил я. У нас на Волге тоже жили украинцы, и мне казалось, что создать характер украинского хлопца не так уж сложно. Мне предстояло выучить за ночь длинный монолог, а утром прочитать его на съемочной площадке. Учил я монолог не очень старательно. Не знаю, как Довженко дослушал меня до конца. Он сидел на стуле ссутулившись, опустив руки, и даже не взглянул на меня. По-моему, «снимали» меня без пленки. Кое-как дочитал я до конца и скрылся поскорее с глаз долой, растворился среди декораций, но выйти из павильона не смог - заблудился. Александр Петрович решил, что я ушел, и сказал сердито: «Бодик, кого вы поставили перед мои очи!» И я понял, что этой роли мне не видать. И все-таки я сыграл в фильме «Щорс» крохотный эпизод, который не значится ни в одном справочнике. Молодой красноармеец говорил: «Прощайте, тату» - и уходил из дома на борьбу с врагом. Этим красноармейцем был я».
Потерпев унизительное фиаско на съёмочной площадке, Андреев люто досадуя на себя, обречённо решил: больше в кино ни ногой. Однако, известно, мы предполагаем, а Бог располагает. В 1938 году саратовский театр гастролировал в Москве. А как раз в это время на «Мосфильме» вовсю закипела работа по новому фильму «Трактористы». Он был кровь из носу нужен советскому народу накануне войны, в неизбежности которой редко кто на ту сомневался. Помощники режиссёра Ивана Пырьева, словно гончие, рыскали по столичным театрам в поисках актёров для главной троицы картины: Клима Ярко, Назара Думы и Савки…
В этом месте позволю себе отступление и признаюсь читателям, что ни разу в жизни не встречался с актёром Андреевым, хотя мне этого очень хотелось и в принципе, подобная встреча могла состояться. Ведь Борис Фёдорович был, что называется неотразимым героем для «Красной звезды», в которой я трудился на ту пору. В его же послужном списке – прямо «забойные» герои военно-патриотической тематики. Перечислю лишь самые известные киноперсонажи: лейтенант Птенчик – «Истребители», механик – «Валерий Чкалов», Саша Свинцов – «Два бойца», ком. полка Жуковский «Малахов курган», сержант Егоркин – «Встреча на Эльбе», капитан Белоусов – «Первый рейс», генерал Глазунов – «Повесть пламенных лет». Честно говоря, не одну попытку я предпринял для того, чтобы взять интервью у любимого актёра. Не случилось. Борис Фёдорович в последние годы своей жизни жил, что называется, анахоретом. Его нельзя было увидеть ни на одной из столичных тусовок, он не посещал никаких многолюдных мероприятий. Единственное, с чем, скрепя сердце, соглашался, так это гастроли по стране в составе труппы Театра киноактёра, в котором безотлучно трудился с 1939 года. Станислав Говорухин рассказывал: «Он обладал уникальным литературным даром. Как-то я звоню ему. «Приезжай, - говорит, - хочу тебе кое-что почитать». Я уж собрался было ехать, но тут вспомнил, что Володя Высоцкий просил его познакомить с Андреевым. Думаю, дай перезвоню БэФэ, предупрежу, что буду не один. В ответ услышал неожиданное: «Да ну его к (такой-то!) бабушке. Он, наверное, пьет». Я стал стыдить его: «Давно ли сам стал трезвенником?» А потом понял, что он просто стеснялся нового человека, да еще известного поэта. Приехали мы на Большую Бронную, где БэФэ жил последние годы. Володе, чтобы понравиться человеку, много времени было не надо. Через пять минут они влюбились друг в друга, через десять меня перестали замечать. Короче, Андреев перестал стесняться Высоцкого, повел нас на кухню, заварил чай в большой эмалированной кружке и достал толстую, как Библия, кожаную тетрадь. «Я решил написать,- сказал, - афористичный роман». И начал читать: «Лев открыл пасть, укротитель засунул в нее голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее и великодушнее человека». Мы с Володей аж взвизгнули от смеха. Андреев благодарно покосился на нас, прочел следующую фразу: «Древние греки никогда не думали, что они будут древними греками». Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали да корчились от душивших нас спазм. На прощание Андреев нас предупредил: «Вы, ребята, особенно не распространяйтесь. Шутка, острота - она знаете как… Пошла гулять - и уже хрен докажешь, что это ты придумал».
Короче говоря, вот из таких воспоминаний людей, близко знавших Андреева, я и сочиняю свои нынешние заметки. О Борисе Фёдоровиче мне рассказывали: Евгений Весник, Георгий Жжёнов, Лидия Смирнова, Игорь Ильинский, Клара Лучко. Но больше всех,- разумеется, Николай Крючков, с которым мне выпала честь дружить в продолжение десятилетий. Ему и слово: «Борька любил вспоминать, как познакомился с Пырьевым. Мне, говорил, поначалу он совсем не понравился: одет небрежно, разговаривал с людьми чуть ли не через губу. И глаза: серые, колючие.
Ну-ка повернись,- скомандовал голосом, не предвещавшим ничего хорошего. Я повернулся.- Пройдись!- Я лениво зашагал по кругу.- А ну бегом!- Сказал сурово, и в голосе зазвучала сталь закрученной пружины. Я посмотрел на своего мучителя глазами затравленного волка.- Подходяще,- подытожил Пырьев.- Не возражаю пробовать его на Назара Думу.- Иван Александрович, но ведь я его на Клима Ярко приглашала,- как-то виновато вставила Надежда - ассистентка режиссера. Слегка побледнев и набрав полную грудь воздуха, Пырьев произнес монолог, исполненный трагического пафоса: «Это какому же кретину могло прийти в голову пригласить такую шалопутную человеческую особь на роль Клима Ярко, на роль героя-любовника?- И он злобно впился в меня глазами, отчего мне стало совсем неловко.- Клим Ярко - урожденный Крючков с Красной Пресни! А вот Назар Дума теперь будет Андреев с Волги! Он же рожден для того, чтобы прийти в искусство и уйти из него Назаром Думою!»

Ох, как же Борис поначалу смущался на съёмочной площадке! Натурально не знал, куда ручищи свои пудовые девать. Мрачно пыхтел, вечно сдвигая кепку на потный лоб. Этот жест наблюдательный режиссер приметил и живо «прописал» его за Назаром. Силушки у Бори было, что у твоего Ильи Муромца. Кстати, со временем он и сыграл былинного героя. И, доложу тебе, крепко сыграл. Никто его в обозримом будущем тут не переплюнет. Защищать его от насмешек не приходилось. Это он только с виду такой увалень, а за словом никогда в карман не лез и себя в обиду не давал. Поначалу находилось немало желающих позабавиться над неловким новичком, то уже в середине съемок они все куда-то растворились. По своей неопытности Боря и перед камерой в первое время здорово тушевался. Пытаясь подавить смущение, невольно пыжился, набычивался. Выглядело это, признаться, довольно смешно. Вместе с тем Андреев был незлобив, отходчив и, к чести своей, предельно объективен.

На съемках этого фильма мы все трое – Андреев, Петро Алейников и я крепко, на всю оставшуюся жизнь сдружились. Нас потом долго называли по именам наших героев: Андреева - Назаром, меня - Климом, Алейникова - Савкой. А я тебе скажу так: для артиста нет выше награды, чем когда его роль люди отождествляют с ним самим. Это всё равно, как если композитор написал песню и её все запели. А другой сто песен сочинит и ни одной народ не поёт. Ещё у нас была такая кликуха – «святая троица». Во многом, конечно, потому, что мы втроём сильно тогда бражничали, злоупотребляли дружбой с этим самым «зелёным змием». Я «завязал» первым. А Борька это сделал, лишь когда мы схоронили Петю.

Естественно, что со временем из «святой троицы» выделился тандем Алейников-Андреев и самостоятельно зашагал по советскому кинематографу. Об этих друзьях «не разлей вода» в артистических кругах ходили как вымышленные, так и подлинные умопомрачительные истории и даже анекдоты. Дуэт и в самом деле не имел себе ровни в отечественном искусстве, как по форме, так и по содержанию.
…1940 год. В Киеве режиссер Эдуард Пенцлин снимает фильм «Истребители». Андреев – лейтенант Птенчик, Алейников – просто лейтенант. Отработав на площадке, артисты решили поужинать в ресторане. Сидели до закрытия заведения, потом отправились в гостиницу. Но до неё топать и топать, а местная горилка своё дело сделала быстро. Видит Андреев: стоит кровать. Заправлена. На подушках украинская вышивка, на стуле рядом - рушник, тоже расшитый. Около кровати - диван. А погода теплая, майская. «Петя, ну зачем нам с тобой та гостиница, коли вот такое чудно место. Короче: была команда «Отбой!» Друзья смело шагают через стеклянную витрину мебельного магазина и там мгновенно засыпают. Оттуда их вскорости извлекли милиционеры. Доставили в КПЗ. Утром молоденький лейтенант говорит: «Вынужден, товарищи артисты, составить на вас протокол»- «Спорим, лейтенант, не составишь» - «Товарищ Андреев, я вас лично и друга вашего Алейникова очень уважаю, но поймите и меня...» - «А я говорю: не составишь. Петя, будь здоров!». С этими словами артисты берут с чернильницы два пузырька, чокаются ими и… опохмеляются (в те времена чернила делались на спирту – М.З.). Милиционер теряет дар речи. Немая сцена. И тут раздается треск мотоцикла: прибыл начальник отделения со своей семьей. Начались знакомства, объятия, фото на память: с семьей, с сослуживцами. О мебельном магазине никто и не вспомнил. Ну разбили случайно витрину, ну вздремнули - с кем не бывает?

Супружество Бориса Андреева состоялось исключительно благодаря парадоксальным и язвительным усилиям друга Алейникова. Как-то они ехали вдвоём в троллейбусе, и Пётр стал подначивать приятеля, вдруг заговорившего о женитьбе: «Да кто ж за тебя, Борька, пойдет, за глыбищу такую неотёсанную, за лаптя деревенского! В зеркало давно на себя смотрел? Ты же, небось, никогда девушку за руку не держал, не говоря уже о других её частях» - «Да ты, да я… Да если бы я захотел, – вдруг взорвался Андреев, – так за меня бы любая вышла замуж!». «Ага, слон тоже может съесть два центнера бананов, да кто ж ему даст». «Вот назло тебе, засранцу, возьму и женюсь на первой девушке, которая войдет сейчас в троллейбус». «Э, нет, брат, давай поспорим на ящик коньяку!». Поспорили. На остановке забежала стайка молодёжи. И была там весьма симпатичная особа. Андреев подошёл к ней, познакомился. Потом вызвался проводить. Дело вроде бы налаживалось, но тут возникли трудности непредвиденные. Девушка оказалась дочерью крупного столичного милицейского чина – даже комиссара, который был наслышан о приключениях «артистов-забулдыг». Однако Борис Фёдорович проявил неслыханную настойчивость. И до конца жизни счастливо прожил со своей Галиной Васильевной. Она ушла за ним туда, откуда уже нет возврата, через два месяца после супруга.
В другой раз артисты отдыхали в ресторане гостиницы «Москва». За столиком рядом выпивали два мужика. Завязался разговор. Сперва - в мирных тонах, но потом Борису Фёдоровичу не понравилось поведение одного, явно начальника. Случилась ссора, вылившаяся в драку. К тому времени Алейников уже мирно пускал пузыри, так что отдувался один Андреев. С двух ударов он и уложил обоих соседей на пол. Бузотёра тут же скрутили, надели наручники. Оказалось, что он измутузил ни много ни мало – генерала НКВД и его адъютанта! Скорый суд пришил артисту контрреволюционную агитацию и пропаганду, высказывание террористических намерений и подготовку покушения. Приговор - расстрелять! Дошло до Сталина. И он помиловал любимого актёра.

В знаменитом фильме «Два бойца» Андреев впервые снимался без своего неразлучного друга. Режиссёр Михаил Ромм вспоминал: «Борис Фёдорович тогда крепко пил. Срывал съемки. Когда приходил в себя, я делал ему серьезные внушения. Он каялся и божился, что больше в рот ни грамма не возьмет. Но всякий раз срывался и тогда пытался свести со мной счеты. Однажды, в понятном состоянии, он ввалился к директору студии - старому эвакуированному одесскому еврею - и потребовал Ромма. Директор направил его на худсовет, хотя знал, что я в павильоне. Андреев подошел к ближайшему члену худсовета, приподнял его над полом и спросил: «Ты Ромм?» - «Нет», - в испуге ответил тот. Андреев посадил его на место и взялся за следующего. Так перебрал, поднимая, пятнадцать человек. Затем сел в угол и заплакал: «Обманули, сволочи. А мне Ромм нужен! Я должен его убить!»

Об Андрееве ходила ещё и такая легенда. Якобы он всю жизнь мечтал сыграть Короля Лира, бесконечно готовился к этой роли, прочитав всего Шекспира, а когда Григорий Козинцев взял на роль эстонского актёра Юри Ярвета, БэФэ слегка тронулся рассудком и потому якобы последнее десятилетие не показывался на людях. С Николаем Афанасьевичем Крючковым я мог обсуждать и эту скользкую тему: «Правда здесь лишь в том, что Боря действительно очень старался вырваться из своего амплуа этакого русского рубахи-богатыря. Но ты мне ответь: какой острохарактерный артист о таком не мечтает? И считал, что лучше всего это сделать через Короля Лира. А насчёт «лёгкого умопомешательства» - чушь полная. Во-первых, когда он увидел фильм, позвонил мне и очень тепло отозвался о работе Ярвета. Добавил лишь, что он, возможно, лучше не сыграл бы, но по-иному трактовал бы легендарный образ точно. А, во-вторых, я тебе дам почитать некоторые Борькины «размышлизмы», написанные за год - полтора до его смерти. Он их ернически называл «Охренизмы Андреева». Разве мог бы человек, у которого, как утверждают злые скептики, «крыша поехала», так философски рассуждать?»
Когда умер Пётр Алейников, Андреев с грустью заметил: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, популярнее был разве что Чарли Чаплин». Ещё Борис Фёдорович знал потаённое желание друга быть упокоенным на престижном Новодевичьем погосте – ну, бзик такой имел. И пошёл Андреев к самому председателю Моссовета Промыслову. А тот говорит: «На Новодевичьем все места уже давно распределены. И потом, – там можно хоронить только народных артистов СССР, а ваш друг всего лишь заслуженный РСФСР». «Значит, меня вы точно на Новодевичьем закопаете?». «Ну зачем же вы так, так грубо, дорогой тёзка по отчеству? Но действительно за вами такое место сохраняется». «Вот и похороните на моём месте Петю. А меня уж положите, куда пожелаете».
Весной 1982 года, после поездки с Театром-студией киноактера на гастроли в Куйбышев, Андреев вернулся в Москву и внезапно слег. Сын актера - тоже Борис Андреев - вспоминал: «Утром мы с отцом сидели на кухне, гоняли чаи и болтали о всякой чепухе. (У нас с ним был железный уговор - не заводить речь о болезни матери). Вдруг отец приумолк и сказал совершенно неуместную, как мне показалось, фразу: «Ты знаешь, что-то я устал очень. Наверное, это конец». А на следующий день мать позвонила мне на работу: «Немедленно приезжай. Папу забирают в больницу!» С собою отец взял рабочую тетрадь для записи афоризмов, очки и ручку. Уж сколько мы ни упрашивали, он настоял нас проводить - хотя бы до коридора. Огромный и добрый, стоял, заслонив дверной проем, и глядел, как мы уходили. Нет, не мы. Тогда от нас уходил он. Вечером, в половине одиннадцатого батя скончался. На исходе пасхальной недели его хоронили. Отпевали в церкви Большого Вознесения, что на Ваганькове. Отчаянно светило солнце. Вокруг собралось много народу. Почти все плакали…».

 

Из «Охренизмов» Бориса Андреева

Плюнувшего в колодец за колодцем бьют. +Трижды битому легче, чем первый раз ударенному. +Художник не достигает высот, а лишь исчерпывает глубину своих возможностей. +Подавившийся колбасой потом долго проклинал колбасников. +Жена любила меня нехотя и сурово. +Я всегда искал легкий хлеб, поэтому жизнь моя была невыносимо тяжелая. +Победитель сморкался громко и вызывающе. +Теперь, прежде чем куда-то сунуть свой палец, я прикидываю возможность вытащить его обратно. +Свирепых надо прикармливать, а ласковым довольно и палку показать. (Из блокнота дрессировщика). +Боишься поражений - не ожидай побед. +Лишней рюмкой оказалась первая. (Из мрака последних проблесков). +Разинувшему рот на влетевшую муху обижаться не следует. +Дурной нрав - для себя всегда прав. +Любящего пожрать не приглашают покушать. +Для каждой собаки кошкины заботы - ерунда. +Многие, разбив мечту, всю жизнь бренчат ее осколками. +Извиниться никогда не поздно, а вот нагрубить можно только вовремя. +Все руководящее - руководимо. +Безумная любовь - это необязательно любовь двух глупых, это может быть простое несчастье двух умных людей. +И все сводилось к одному: отдайте мне, а не ему. + Коли Бог тебя заметил - молчи, чтобы черт не увидел. +Что бы ни имел человек, его всегда легко убедить, что он достоин большего. +Мир без шутки и фантазии- да разве это мир. +Если для тебя открыты все двери, то это вовсе не значит, что все готовы из-за тебя сидеть на сквозняке. +Хорошая клоунада всегда открывает форточку в душные углы нашей утомляющей серьёзности. +Сила ума проявляется в борьбе с его слабостями. +Дядя Вася нечаянно дыхнул на кобру. +"Великий" с бутылкой, но без штопора оказался простым ничтожеством. +Изредка, обыкновенно, когда все ложились спать, хозяин титулованного пса надевал ошейник с золотыми и серебряными медалями. +Одному кажется - чёрт попутал, другой уверен, что Бог послал. +Надо быть очень умным, чтобы в нужной мере представиться дураком. +Оглядывая гробницу Тутанхомона, актриса с завистью прошептала: "Живут же люди!" +Сомнений уже не оставалось, и я начал лихорадочно придумывать их. +Одним словом, жил я раньше, как теплая душа в шлепанцах. +Все с нетерпением ожидали когда "вознесенный" шлепнется. +В творческой природе актера, во всей природе его творческого процесса нет ничего такого, что было бы не свойственно в той или иной степени природе каждого человека вообще. +Впряженные в общественную телегу по обыкновению боролись за звание главной лошади. +Музыкальное невежество всегда любило хвататься за дирижерскую палочку. +Нет нам простительного зла во имя добродетели. +И вот с тех пор, как появилась письменность, мир людей разделился на пишущих и подписывающих. +О дерзких и беспокойных шеф с удовольствием читал в романах, но старательно избегал держать их в своем безупречно выстроенном аппарате. +Не умеющему что-либо делать чаще всего кажется, что он обязан руководить. +Посаженный на высокое для него дерево, он еще кое-как каркал, а вот взлететь не смог. +Кому нужен храм, в который загоняют палками. +Змея хоть символ мудрости, а за советом к ней ходить не рекомендуется. +Интуиция - сложнейшие вычисления нашего разума по еще не известным нам законам математики. +А теперь подуем в блюдце и постигнем формулу урагана, друзья мои. +Достойного отношения к себе не требуют, а творят и слагают его энергичными усилиями доброй воли. +Отлично знает теорию только тот, кто оценку плодов истины доверяет всегда только практике. +Кашляющий с пеленок уверял, что вся жизнь - простудное явление. +Грязного жильца и сквозь новый дом видно. +Все шаблонное служит для сокрытия истинного. +Вместе с любимым щенком дворник утопил в ведре и мою мальчишескую душу. +Мгновенно вспыхивающие недолго горят. +Все возвышенное в человеке имеет свой основательный фундамент, а все низменное тоже не на воде плавает. +Человек, влюбленный в самого себя, не оставляет места влюбленности для другого. +Стоя на верхней палубе, кормчий удивлялся человеческой низости. +Петух без устали разгребал навозные кучи, а вся дворовая птица нервничала: а вдруг действительно найдет жемчужное зерно? +Резко вырвавшись вперед, в пустынном одиночестве я потерял дорогу к финишу и вот теперь приковылял последним. +Дальновидность - способность издали увидеть для себя полезное. +Дневной свет не спорит с керосиновой лампочкой. +"Незаменимых нет", - прошипела тупая сокрытая зависть, и все, готовые заменить, слились в единстве шипения и зааплодировали. +Истинная независимость - в твоей человеческой необходимости для всех. +К сожалению, товарищ судья, я вошел в супружескую жизнь безо всяких тренировок. +С годами постепенно приходят к каждому свои причудливые особенности: одни умеют их как-то подстригать, уравнивать, а у других они торчат, как одичалый куст, во все стороны. +Жажде упасть с лошади непременно должна сопутствовать жажда сесть на нее верхом. +Платоническая любовь - любовь, не тронутая касанием.

 

Михаил Захарчук
8 февраля 2015 г.

Комментарии:

Татьяна Пороскова 09.02.2015 в 17:37 # Ответить
Опять повеяло теплом и добротой со страниц «Столетия». Вижу свежий материал и знакомую фамилию автора.
Заранее улыбаюсь. Будет интересно, необычно и что-то незнакомое, почти по секрету.
Борис Михайлович Андреев. Былинный герой. Воин. Богатырь. На экранах советского кино он был для нас героем любимых фильмов, добрым, человеком широкой души, бескорыстным и справедливым, иногда суровым и добродушным.
Михаил Захарчук снова открывает свой заветный ларчик и достаёт для нас только то, что сам берёг и хранил. А сегодня дозволил и нам приобщиться к его тайнам. Это незабываемые встречи и воспоминания, собственные наблюдения его и современников, друзей. Обычная кружка на кухне. Кружка, в которой заваривает Андреев чай для дорогих гостей. Эти маленькие детали можно сравнить с перлами во времени, они не потускнели, а стали ещё значимее и дороже.
А как по-новому мы видим Бориса Фёдоровича Андреева! Сколько в нём просто потрясающих человеческих качеств! Читаю с улыбкой, И она сохранится надолго.
Задумываюсь: почему? А тепло несёт он читателю, реальное тепло, которого нам так не хватает, как солнечного света, как теплоты и мудрости. Делится с нами теплом и добротой широкой своей души.
administrator 09.02.2015 в 20:16 # Ответить
С какого "Столетия". Вы - в РГК!
Андрей 10.02.2015 в 16:37 # Ответить
В очередной раз спасибо автору за те факты, что узнал только благодаря этой публикации! Андреев - это глыба!
Эмилия 10.02.2015 в 17:11 # Ответить
Спасибо, Миша, как всегда интересно. Читаю твои статьи на одном дыхании. Пиши, пиши больше!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 января
воскресенье
2021

В этот день:

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

 В документе, в частности, говорилось: «того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался». Этот устав с некоторыми изменениями и дополнениями просуществовал  до 1853 года.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав красной линией.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал почти полтораста лет и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Документ, подписанный Яковом (Янкелем, Иешуа-Соломоном) Свердловым требовал
«провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.

Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: “У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира”.

И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: “Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море”.

Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: “Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области”.

Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.

Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.

Я́ков Миха́йлович Све́рдло́в (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной “кадровик” ленинцев, “мозг партии”. Главный организатор “красного террора”, ритуального убийства царской семьи и “расказачивания”, автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от “испанки”, по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).

Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давыдович (Давидович), нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог “красного террора”, создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Наиболее знаковая фигура мирового еврейства. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина.

Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

 По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран.
По сообщению агентства «Росбалт», у спецслужб была информация о появлении в Москве террориста-смертника: «Спецслужбы знали, что в одном из московских аэропортов будет совершён террористический акт. Оперативники искали 3 подозреваемых, но им удалось проникнуть на территорию аэропорта, отследить момент взрыва, который произвёл их сообщник, и покинуть аэропорт».

28 марта в Назрани были задержаны братья Илес и Ислам Яндиевы, которые находились в розыске по подозрению в организации взрыва в «Домодедово». 30 марта Ленинский районный суд Владикавказа санкционировал их арест. По версии следствия, именно Яндиевы встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и привезли его в аэропорт 24 января. 28 марта в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Вначале базу атаковали с вертолета, несколько боевиков были убиты, другие попытались скрыться, тогда с другого вертолета был произведен ещё один пуск ракет. Спецназ в это время перекрывал горные тропы и блокировал район. Спецназовцы обнаружили на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков. Среди них, по всей видимости, несколько лидеров бандгрупп, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников. В ингушском селе Верхний Алкун была проведена ещё одна спецоперация после того, как задержанные Яндиевы рассказали, что житель села Аслан Цечоев снабжал горные базы боевиков продуктами и лекарствами. Оказавший сопротивление Цечоев был убит.

20 августа 2012 года Московский областной суд приступил к рассмотрению в закрытом режиме уголовного дела о терракте а аэропорту Домодедово. На скамье посудимых Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Илез и Ислам Яндиевы. 18 ноября 2012 года оглашен приговор: младший брат смертника Ахмед Евлоев получил всего 10 лет колонии общего режима, остальные пособники террориста проведут за решёткой всю оставшуюся жизнь.

16 сентября 2011 г. в Стамбуле из пистолета, снабженного глушителем, были убиты Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев рядом с домом, где они жили. Рустам Альтемиров числился в России в федеральном розыске по обвинению в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту «Домодедово». Предполагается, что Берг-Хаж Мусаев — это боевик по кличке «амир Хамзат», соратник Доку Умарова, который непосредственно подготовил Магомеда Евлоева к совершению взрыва. Турецкая полиция подозревала в совершении этого убийства 55-летнего российского гражданина, известного как Александр Жирков. Он скрылся, но в его номере в отеле полицейские нашли документы, пистолет с глушителем, маску и прибор ночного видения.

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

 

В своё время он не был награждён. И только после того, как были обнародованы документы поисковой группы, президент РФ 6 мая 1994 года присвоил ему (посмертно) звание Героя России.

 

Л.Я.Тупицын родился в 1895 году деревне Тупичане Орического района Кировской области. В семье был младшим из девяти братьев. В молодости семь лет служил в армии. До самой Великой Отечественной войны бессменно избирался депутатом сельсовета. В колхозе был и косцом, и пахарем, и председателем. Служил помощником пулемётчика в 947 полку 268 стрелковой дивизии.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 24 января 1944 года в бою за поселок Ульяновка, под Ленинградом, в Тосненском районе.

До начала операции по снятию блокады Ленинграда 268-я дивизия держала оборону в районе деревни Гонтовая Липка. После того, как под Ораниембаумом в районе Пулковских высот наши войска перешли в наступление, резко изменилась обстановка и на минском участке фронта. Чтобы не попасть в окружение, фашистское командование решило вывести свои дивизии из этого района и дать нам бой в ряде заранее заготовленных опорных пунктов. Одним из таких пунктов был поселок Ульяновка. Через него и расположенную здесь станцию Саблино проходили Октябрьская железная дорога, шоссе Москва- Ленинград и железнодорожная ветка Мга-Гатчина. Вокруг посёлка гитлеровцы вырыли траншеи, оборудовали открытые огневые точки, расставили минные поля.

Все 900 дней блокады Ленинграда стояла на его защите героическая 268 дивизия. Её войны принимали участие в самых решающих, самых тяжелых боях за город Ленина: Ивановский пятачок, Красноборская операция, прорыв блокады, освобождение важного железнодорожного узла Мги… И, наконец, бой за Ульяновку.

Один из опорных пунктов немцев был возле поселка Ульяновка. Ворваться в поселок было не просто: надо было броском по льду под огнём противника через реку перебежать, вскарабкаться на крутой берег и, помчавшись по ложбине, взобраться на гору. А там, в дзотах, вражеские пулеметчики. Кроме того, у немцев здесь были замаскированы два танка и три бронемашины. Бои за Ульяновку продолжались трое суток, наша дивизия потеряла в них 98 человек убитыми, 499 ранеными. Только в первые сутки противник 14 раз переходил в контратаки. Отбивали их исключительно силами пехоты, потому что из-за взорванных немцами мостов, из-за покореженных дорог отстали наши артиллеристы, минометчики. В первый день боев и совершил здесь свой героический подвиг Л.Я.Тупицын.

В те дни серые тучки весели над землей. То и дело шел мокрый снег, переходивший порою в дождь… Ворваться в поселок было непросто: через реку броском перескочить, вскарабкаться на крутой берег, дальше ложбину перебежать, ней на гору взобраться. А там враг с пулеметами, в дотах и дзотах. Кроме того у него тут оказались бронемашины, два танка…

Стрелковые роты в ту пору более чем на половину были укомплектованы восемнадцатилетними. В одном из политдонесений говорилось о прибывшем в дивизию пополнении: «Рядовой состав- 1925 года рождения. До этого в боях не бывали…». Для молодых рабочих, колхозников, вчерашних школьников Ульяновка стала первым экзаменом на мужество.

Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшее подразделение. Появилась угроза срыва атаки. Уничтожить особо опасную огневую точку врага выпала рядовому Тупицыну. Ему удалось незаметно подползти к дзоту, метнуть гранату. На какое-то время вражеский пулемет умолк. Бойцы поднялись и снова устремились вперед. Но неожиданно из амбразуры противника опять брызнула свинцовая струя. Находившийся уже у самого дзота Тупицын поднялся и с гранатой в руке кинулся к бойнице. Тут раздался взрыв и сраженный последней очередью пулемета упал наш герой. Потрясенные подвигом своего товарища, бойцы вновь устремились вперёд.
В Подольском архиве Министерства обороны в журнале боевых действий 268-й дивизии запись от 24 января гласит: «Боец 947 сп Тупицын при форсировании р.Тосны своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и героической смертью обеспечил продвижение своего подразделения вперед».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение