RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Рождественское чудо
7 января 2019 г.

Рождественское чудо

Вы слышали, как ангелы поют?
В огороде-бузина, в Вашингтоне-мания величия
19 сентября 2013 г.

В огороде-бузина, в Вашингтоне-мания величия

Сенатор Маккейн в «Правда.Ру» лишний раз показал экспансивность и сиволапость политики США
Сергей Филиппов: драматическая судьба советского комика
17 апреля 2015 г.

Сергей Филиппов: драматическая судьба советского комика

19 апреля 2015 года – 25 лет со дня смерти замечательного киноактёра
«Скифы»: пророчество Александра Блока
7 февраля 2013 г.

«Скифы»: пророчество Александра Блока

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...
Кощунство XXI века
16 ноября 2013 г.

Кощунство XXI века

Фашистский документ «о передовом опыте» уничтожения мирного населения села Борки (публикуется впервые)
Главная » Читальный зал » Русский Новый год

Русский Новый год

Кто первыми его встречает в нашей стране?

Какова история этого праздника? Что стоит за этой красивой традицией?
Русский Новый год

Интересно, что в древности начало Нового года стали отмечать исключительно с практическими целями. Например, император Август I определил дату Нового года как старт взноса податей. Она была назначена на 1 сентября, поскольку это время сбора урожая.
На Руси церковный Новый год тоже начинался 1 сентября.
В книге И.Н.Бухарева «О праздниках Православной Церкви…» предлагается такое объяснение: в этот день в 312 году Царь Константин победил Царя Максентия, чем ознаменовал победу христианской веры над языческой. С религиозной точки зрения, день Нового года празднуется в благодарение Богу за благодеяния, полученные от него в прошлый год.
Однако гражданский Новый год некоторое время отмечался на языческий манер - 1 марта, поскольку в природе всё берет свое начало с весны.
В 1342 году при митрополите Феогносте на Московском соборе состоялись прения о начале Нового года. Тогда было решено начинать как гражданский, так и церковный год с 1 сентября. В 1505 году был утверждён так называемый индикт, также указывающий отмечать Новый год в сентябре. Этот день отличался глубокой религиозностью. И.Н.Божерянов в своём труде 1984 года «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» отмечал, что Новый год, начатый с сентября, стали называть церковным. Отмечался он большой, произведённой по полному обряду службой. В книге также упоминается, что в этот день особо приветствовалось стремление совершать благородные поступки. Богатые раздавали милостыню, служба в церкви совершалась с особенным торжеством, в «делах правосудия и милосердия» проводили этот день Цари.
Изменения, касающиеся празднования Нового года, приходятся на время правления Петра I. В 1699 году он в последний раз отпраздновал с Патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю, а потом постановил начать год с 1 января 1700 года (по западному обычаю). Отношения Царя к празднику и торжества по этому случаю описаны в произведении А.О.Корниловича «Новый год в 1724 году»: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправились в крытых санях из Зимнего дворца в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни… Во время молебствия гром пушек с Петропавловской крепости и выставленный на одном из её бастионов жёлтый флаг с двуглавым орлом, державшим в лапах четыре моря, возвестили жителям о начале праздника». 1 января духовенство, послы и бояре приглашались на праздничный обед к Царю. Народ же пировал на площадях перед дворцом и угощался выставленными ему яствами. За царским столом гремела музыка, пели придворные и патриаршие певчие. Вечером Царь объезжал главные улицы и поздравлял народ с Новым годом.
В первые годы после революции Новый год вообще не отмечали. Однако в тридцатые годы прошлого века 1 января вновь стал праздничным. Курировал этот процесс Народный комиссариат просвещения. В обращении наркома просвещения тех лет говорилось: «Организации ёлок следует уделить большое внимание и поставить это дело шире и красочней по сравнению с прошлым годом. Новогодняя ёлка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами о детях партии, правительства и лично товарища Сталина».
Принято считать, что Новый год первыми встречают наши пограничники на острове Ратманова. Но если придерживаться канонов географической науки, то астрономические сутки 1 января 2016 года начали свое шествие по планете с российского заполярного острова, носящего имя легендарного исследователя Арктики Ф. Врангеля. Именно через этот небольшой участок суши, омываемый волнами Северного Ледовитого океана, проходит географическая линия перемены дат, то есть меридиан 180 градусов. С ней связано немало любопытных парадоксов.

Линия перемены даты — условная линия на поверхности земного шара, проходящая от полюса до полюса, по разные стороны которой местное время отличается на сутки. То есть, по разные стороны часы показывают примерно одно время суток, однако на западной стороне линии дата сдвинута на один день вперёд относительно восточной.

К западу от линии перемены даты число месяца всегда на единицу больше, чем к востоку от нее. Поэтому после пересечения этой линии с запада на восток необходимо уменьшить календарное число, а после пересечения ее с востока на запад, наоборот, увеличить на единицу. Например, если корабль пересекает линию перемены дат 1 января, идя с запада на восток, то на корабле дата в полночь, следующую после пересечения этой линии, не меняется, т. е. два дня подряд датируются как 1 января. И наоборот, если корабль пересекает эту линию 1 января, идя с востока на запад, то в полночь, следующую после перехода через нее, дата меняется сразу на 3 января, а дня с названием 2 января на корабле не будет.

Парадокс линии перемены дат обуславливает и явление, которое в шутку называют "машиной времени острова Врангеля". Дело в том, что здесь в определенный момент суток можно стоять одной ногой в сегодняшнем дне, а другой - во вчерашнем. А во время встречи Нового года есть возможность на лихой оленьей упряжке прокатиться из 2016 в 2015 и обратно. Вернее, такая возможность была. Во времена реформ ее нестало по причине… отсутствия на острове жителей. А в советское время на острове кипела жизнь. Здесь проживало несколько тысяч эвенков, чукчей, русских. Егерская служба охраняла заповедную дичь, совхоз "Пионер" выращивал овцебыков и редких северных оленей. Здесь работали больница, магазины, школа, почта, детсад. Было централизованное снабжение всем необходимым, систематически курсировали большегрузные суда, вертолеты. Но в 1994 году по решению правительства России прошла последняя навигация. Население частью разбежалось, частью вымерло. Последняя жительница острова Врангеля Василина Альпаун была растерзана белым медведем недалеко от своего дома, отапливаемого соляром, оставшимся от расформированной воинской части пограничников.

Долгое время на осиротевшем острове хозяйничали лишь овцебыки, моржи и белые медведи. Грустно, конечно, но такова реальность: наш веселый Новый год несколько лет начинался на покинутом людьми острове. Но вот 20 августа 2014 года моряки Тихоокеанского флота под командованием капитана 3 ранга Евгения Онуфриева, прибывшие на остров Врангеля для проведения гидрографических работ на судне "Маршал Геловани", подняли над островом Военно-Морской Флаг, таким образом основав на нем пункт базирования Тихоокеанского флота России.
Кстати, первый флаг молодого государства, закрепивший остров за СССР, был поднят 20 августа 1924 года и тоже офицером-гидрографом Борисом Давыдовым. Остров Врангеля назван в честь российского мореплавателя и исследователя Севера XIX века Фердинанда Петровича Врангеля. Первый Государственный флаг на нем был поднят в сентябре 1911 года командой ледокольного парохода "Вайгач" из состава российской гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Позже остров пытались объявить территорией Великобритании (в 1921 году) и территорией США (в 1923 году). Американцы, продолжая считать остров своей территорией, в 1923 году отправили партию поселенцев с целью организовать колонию и наладить местный промысел. 20 июля 1924 года СССР направил к острову Врангеля канонерскую лодку "Красный Октябрь" (бывший владивостокский портовый ледокол "Надёжный", на который установили пушки) под командованием гидрографа, начальника Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке Бориса Давыдова. 20 августа 1924 года прибывшая экспедиция подняла на острове советский флаг и вывезла поселенцев. Именно с этой даты принято считать остров Врангеля российской территорией.

 

Сергей Турченко
31 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
пятница
2020

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение