RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Освобождение Руси
11 ноября 2018 г.

Освобождение Руси

11 ноября - годовщина Великого Стояния на Угре (1480 год), в результате которого Русь окончательно разорвала зависимость от Золотой Орды
Кортики - вернуть! А либералов не трогать!
17 декабря 2015 г.

Кортики - вернуть! А либералов не трогать!

17 декабря 2015 года Президент России Владимир Путин провёл очередную большую пресс-конференцию с участием ведущих СМИ.
Поздравление от Александра Костенко
8 апреля 2018 г.

Поздравление от Александра Костенко

Наш друг и постоянный автор с Урала прислал праздничное письмо с поэтическим вложением
 Главный пародист СССР
9 декабря 2016 г.

Главный пародист СССР

9 декабря 2016 года – 80 лет А.А.Иванову
Можно ли расстрелять заочно?
14 ноября 2014 г.

Можно ли расстрелять заочно?

14 ноября 1985 года в СССР был приговорен к смертной казни с конфискацией имущества полковник внешней разведки КГБ Олег Гордиевский за сотрудничество с британской разведкой
Главная » Читальный зал » Юбилей «Красного Моцарта»

Юбилей «Красного Моцарта»

30 января исполняется 115 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского

Он прожил всего-то 55 лет. Но успел сделать поразительно много: 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям и 42 кинофильмам, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений.
Юбилей «Красного Моцарта»

При этом во всех музыкальных сочинениях Исаака Осиповича (без исключения!) наличествует мелодия! Красивая, неизменно запоминающаяся. Столь уникальных композиторов, со времён Моцарта, в мире наберётся меньше, чем пальцев на двух руках. Среди музыкальных творцов ушедшего ХХ века он вообще - король, чемпион мелодии.

Принято считать, что громадный талант Дунаевского раскрылся исключительно в области так называемых «легких» жанров. Композитор и в самом деле явился создателем новой советской массовой песни, самобытной джазовой музыки, музыкальной кинокомедии, оперетты. Но и только? Нет, Дунаевский также был и выдающимся симфонистом. Симфонический особый дар его высоко ценил Шостакович. Так об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич, не самый, к слову, великий расточитель похвал коллегам, писал: «Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента». Добавлю: не многие «серьёзные» советские композиторы могли бы похвастаться увертюрами подобной лёгкости и одновременно смысловой наполненности. Да, сочинить в симфонической вещи тему и долго потом «тянуть» её могли многие в прошлом, не перевелись такие мастера и в настоящем. Но ведь и то правда, что 99 процентов подобных сочинителей именно пишут, конструируют свои симфонии, нанизывая ноту за нотой, как бусины на нитку. И получается, как правило, какофония. Дунаевский, обладая, как уже говорилось, уникальным мелодическим даром, воистину творил музыку, вдохновлённый Кем-то или Чем-то свыше. Ну согласитесь, читатель, именно поэтому его мелодии моментально узнаваемы. Даже если вас Бог не сподобил обострённым музыкальным слухом, вы всё равно в глубине души своей обязательно подпоёте великолепным мотивам из фильмов «Цирк», «Вратарь», «Весёлые ребята», «Моя любовь», «Весна», из оперетт «Белая акация», «Дети капитана Гранта». И при этом непременно отметите: сколь же свободно и непринуждённо музыка фильмов и оперетт сочетается с симфоническим жанром. Так я вам скажу больше: даже фрагменты дунаевских оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными опусами и часто исполняются в концертах отдельно. Всё потому, что произведения Дунаевского отличаются исключительно стройно развитым мелодическим ходом, гармоническим языком, подлинной красотой, тонким изяществом, высоким художественным вкусом. При кажущейся лёгкости они требуют от певца незаурядного вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.

Особая страница творчества Дунаевского – песни, неизменно популярные и любимые многими поколениями советских людей. Среди них лирические: «Моя любовь», «Цветёт калина», «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Не забывай», «Молчание». Песни для пионеров: «До чего же хорошо кругом», «Скворцы прилетели», «Летите, голуби!», «Марш юннатов». Такие патриотические песни как «Дорожная», «Дальняя сторожка», «Звёзды милой Родины», «Каховка» разучивались детьми во всех советских школах. «Песня о Родине» была позывной на Всесоюзном радио. Отдельно можно рассматривать марши Дунаевского бравурные, яркие, неизменно создающие праздничное, приподнятое настроение. «Марш энтузиастов», «Марш весёлых ребят», марши из кинофильмов «Вратарь», «Дети капитана Гранта» до сих пор популярны. Героический марш «Моя Москва» стал гимном Москвы.

…Дунаевский (полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев) родился в семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны, проживавших на Полтавщине. Двойное имя отца послужило основой для отчества будущего композитора - Осипович. Если справедливо народное утверждение, что каждый еврейский мальчик – обязательно скрипач, то в данном случае оно как нельзя более точное. Эта еврейская семья отличалась исключительной музыкальностью. Дед по отцу служил кантором – человеком, ведущим богослужение в синагоге. Читал там нараспев молитвы, которые затем повторялись всеми прихожанами синагоги. Избирлся членами общины, поскольку согласно требованиям древних законов, досконально знал литургию, обладал красивым, сильным голосом и подобающей внешностью, характеризовался безупречным поведением в быту. Его еврейские гимны до сих пор исполняются в синагогах США. Естественно поэтому, что и отец Исаака пел. А мама, кроме прекрасного колоратурного сопрано, ещё и виртуозно играла на фортепиано. Все четверо братьев будущего комипозитора и сестра тоже стали музыкантами. Сам он с детства проявлял незаурядные музыкальные способности. Восьмилетним брал уроки скрипки у Григория Полянского. В доме Дунаевских часто устраивались импровизированные музыкальные вечера, где, затаив дыхание, присутствовал и маленький Исаак. По воскресеньям он обычно слушал в городском саду оркестр, а вернувшись домой, подбирал по слуху на фортепиано запомнившиеся ему мелодии маршей и вальсов. Настоящим праздником для мальчика были посещения театра, где выступали гастролировавшие украинские и русские драматические и оперные труппы.

В 1910 году Исаак поступает в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки профессора К. Горского. Затем учится у И. Ахрона - блестящего скрипача, педагога и композитора. Много сочиняет под руководством С. Богатырев. После училища устраивается в Харьковский драматический театр Синельникова. Работает скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижером и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. Пишет музыку ко всем новым спектаклям. В 1924 году Исаак Осипович переезжает в Москву и становится музыкальным руководителем эстрадного театра «Эрмитаж». Тогда и появляются его первые оперетты: «И нашим, и вашим», «Женихи», «Ножи», «Карьера премьера».

Не просто этапным, но я бы даже сказал звёздным, в жизни Дунаевского стал 1929 год – он возглавил Ленинградский мюзик-холл. С этого момента начинается новый, зрелый период в творческой деятельности композитора. Наконец, здесь, в мюзик-холле происходит встреча двух великих Осиповичей – Дунаевского и Утёсова, переросшая в многолетнюю дружбу самобытных музыкальных сподвижников. С Леонидом Осиповичем автор сих строк тоже был в дружеских отношениях многие годы. Утёсов рассказывал: «В Дуню-Шаню (первое прозвище юношеское, вторым юношеским прозвищем Штрауса он сам подписывался – М.З.) я влюбился сразу. Почувствовал в нём такого, как сам, чокнутого на музыке. Ну и он относился ко мне, как к брату. Сразу сочинил для меня спектакль «Музыкальный магазин» по сценарию Коли Эрдмана и Володи Масса. Вот откуда появился знаменитый впоследствии фильм «Весёлые ребята». Однажды наше действо увидел Борис Шумяцкий - руководитель союзного кинематографа. И загорелся желанием перевести спектакль на экран. На Западе, говорит, уже вовсю крутят музыкальные комедии, а мы только болтаем об этом. Вот и берись, Утёсов, за дело. Кого будешь привлекать? Я назвал: сценаристы - Эрдман, Масс, стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. Шумяцкий говорит: против сценаристов ничего не имею, Кумача нам не надо, кто он такой, а про Дунаевского и речи быть не может.

Дело в том, что Борис Захарович был под большим влиянием РАПМа. Эту ассоциацию пролетарских музыкантов ЦК ликвидировало, но по инерции рапмовцы давили «не своих» композиторов. Однако тут я встал на рога: не будет Дунаевского - ищите другого организатора. Шумяцкий опешил от моего напора и согласился. Дальше мы привлекли Григория Александрова, Любовь Орлову и начали работать. Мой Костя Потехин из продавца преобразился в пастуха. Сценарную и музыкальную драматургию строили на живую нитку, по ходу дела. Даже стихи к песням писали популярным тогда бригадным методом. И стихи поэтому были, не приведи Господи! Вот как вначале выглядел «Марш веселых ребят»: «Ах, горы, горы, высокие горы, вчера туман был и в сердце тоска. Сегодня снежные ваши узоры опять горят и видны издалека. А ну, давай, поднимай выше ноги, а ну, давай, не задерживай, Бугай!»

Сниматься мне нравилось, и ребята работали на совесть, но этот чертов бугай! Самому хотелось взреветь. Когда приехали в Москву на озвучивание, я в тайне ото всех пошёл к Лебедеву-Кумачу, упал ему в ноги и взмолился: выручай, Василий Иванович! Он тут же написал и «Марш», и песню Кости. Показали Шумяцкому и он, не дурак мужик, сразу согласился. Но если ты внимательно присмотришься к артикуляции моего Кости, поймешь: сначала он дул про бугая проклятого. Да, чуть не забыл главного. С этих двух песен и началась многолетняя, плодотворная дружба Дунаевского с Кумачом. Раньше они даже не знали о существовании друг друга».

Искушенный читатель, наверняка, знает, что в изложении Григория Александрова версия создания «Веселых ребят» выглядит совсем иначе: там в центре он и его жена. И тут нельзя умолчать о том, что Утёсов принципиально не поддерживал никаких отношений ни с кинорежиссером, ни с его блистательной супругой, которые все лавры по созданию картины присвоили исключительно себе. Он, помнится, говорил, о том, что разногласия у него были только с Любовью Орловой, которая физически не терпела рядом с собой кого-нибудь, кто был способен стать с ней вровень, тем более превзойти.

- А в «Веселых ребятах», чего уж там скромничать, мой Костя по всем позициям превосходит Любину Анюту, несмотря на огромные старания Гриши Александрова сделать наоборот. Да оно и понятно: я же, повторяю, переносил на экран свой собственный спектакль, который для меня лично написал Дунаевский. Мы в Ленинграде играли его почти три года и потому, естественно, моя роль являлась главной, определяющей в фильме. Любе это было ножом по сердцу, вот она и устроила так, что я оказался сбоку припека. Всю творческую группу по итогам наградили орденами, а мне дали… фотоаппарат. Увы, но Гриша во всём потакал Любе. Если бы она ему сказала вообще убрать меня из титров, он бы и это сделал, не задумываясь. Вот с Дунаевским Гриша и Люба прекрасно ладили. Даже заискивали перед ним. Ведь все их фильмы без его музыки – сплошное недоразумение. Попробуй, отключи звук в тех же «Весёлых ребятах» и поймешь сразу: нету фильма. Потом Исаак всё же разобрался во всех хитростях супружеской четы и перешёл работать к Ване Пырьеву. И оба они сразу выдали на гора шедевр – «Кубанские казаки».

На великолепной музыке к этому замечательному фильму, передавшему «грандиозно правдивую энергетику империи», есть смысл остановиться подробнее не только из-за блестящих песен на стихи Исаковского и Вольпина: «Ой, цветёт калина», «Не за теми дальними морями», «Урожайная», «Артисты из народа». Во-первых, кроме всего прочего, главной музыкальной темой картины, его лирической и даже сюжетной нитью стала пронзительная песня «Какими ты был, таким остался». Дунаевский ею лишний раз всем доказал, что может решать сюжетную линию фильма глубинно народной мелодикой, где голос героя не остаётся один, а всегда органично подхватывается дружным хором. Вообще, когда смотришь «Весёлую ярмарку» - таково первоначальное название ленты,- тебя не покидает ощущение, что в ней поют не только трудовые люди, но и поля, и реки, и даже щедрые плоды щедрой кубанской земли. Одно слово: эпическая картина. Которой, во-вторых, Исаак Осипович предметно и веско ответил всем своим недоброжелателя, которые вослед Никите Богословскому утверждали, что Дунаевский не Исаак, а Иссяк - сработался, исписался и находится в критическом застое. Композитор и в самом деле за всю войну и несколько послевоенных лент не написал ни строчки, вернее, ни нотки. В это время он руководил ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Коллектив был постоянно на колёсах, выступал в Поволжье, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Урале и в Сибири, вселяя в тружеников тыла бодрость, уверенность в победе Советской Армии над врагом. Но уже летом 1947 года в Московском театре оперетты с большим успехом прошла его оперетта «Вольный ветер». А через два года выходит фильм «Кубанские казаки». (Сталинская премия за 1950 год). Тема борьбы за мир классно воплощена и в документальном фильме с музыкой Дунаевского «Мы за мир» (1951 год). Чудесная лирическая песня из этого фильма «Летите, голуби» приобрела планетарную известность. Она стала эмблемой VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Последним произведением Дунаевского была «Белая акация» - неповторимый и прекрасный образец воистину советской лирической оперетты. С каким вдохновением писал композитор свою «лебединую песню», которую ему так и не пришлось «допеть»! Смерть подкосила его в самый разгар работы. Завершил оперетту по оставленным Дунаевским эскизам композитор К. Молчанов.

…За последние два десятилетия нравственно-духовный климат в нашем обществе претерпел существенные изменения, попутно производя на свет некоторые парадоксальные идеологические мифы. Так, с некоторых пор, стало расхожим утверждение о том, что советское искусство якобы было исключительно «прославительным». Отсюда почти категорический вывод: во всех советских песнях на первом месте стоят верноподданнические стихи, а их мелодия как бы вторична. Между тем во многих массовых советских песнях по большей части, как раз главенствует музыка, а слова к ней носят временами условный, временами декларативный характер. И творчество первого классика русской советской песни, оперетты и музыкальной кинокомедии Дунаевского - красноречивое тому подтверждение. Некоторые читатели, пожалуй, только из этих строк узнают, что отдельные его лучшие мелодии рождались задолго до того, как к ним придумывались слова, а, следовательно, не диктовались никакими конъюнктурными, тем более, верноподданническими соображениями. К примеру, мелодия ко всемирно известной песне "Широка страна моя родная", над которой наша «либерастия» вволю поиздевалась, была написана за полтора года до того, как В.И. Лебедев-Кумач сочинил к ней стихи! Сказано не в упрёк поэту, которому тоже досталось в период т.н. перестройки и гласности, а лишь для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю независимость композитора. Он творил, повинуясь только собственному вдохновению. Отсюда проистекает дерзновенная, фантастически раскованная полетность его мелодий, полных человеческой целомудренности и неподвластной времени свежести. Исаак Осипович исторгал свою музыку по велению и зову сердца, из самого сердца, а то, что она помогала советскому народу «строить и жить» искренне его радовало и неподдельно вдохновляло. Во всяком случае, он никогда себя нравственно не насиловал, не творил из-под «руководящей палки», как о том талдычат его недоброжелатели. Короче, глубоко верил в то, что воспевал. Именно из этой парадигмы, а не из идеологической амбивалентности проистекает его творческая искренность и созидательная вдохновенность. При этом, что характерно: до самых последних дней своих Исаак Осипович сохранял критический взгляд на всё, что происходило в его стране и с его народом. В решающей степени из-за таких более, чем «свободных» высказываний, композитор был «невыездным». И при этом опять же совершенно искренне восхищался мудростью «вождя всех народов». Когда его всё ж таки заставили написать «Песню о Сталине» (слова М.Инюшкина, второй вариант – «Кантата о Сталине»), она получилась такой отвратительной, что Иосиф Виссарионович изрёк: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто и никогда не пел». И её действительно никто и никогда не исполнял.

А вот кто по-настоящему вдохновлял Дунаевского, так это женщины. О том, что представительницы слабого пола сильно воздействуют на творчество пола противоположного даже как-то неудобно распространяться. Однако редко кто из композиторов прошлого был столь тотально зависим от собственной любвеобильности, как Исаак Осипович. И это обстоятельство тоже нельзя обойти вниманием. Ещё в Харьковском театре Синельникова на молодого сочинителя музыки «положила глаз» прима труппы Вера Леонидовна Юренева. И предложила ему лёгкий флирт. Так ей казалось. А Исаак втрескался в красавицу не на шутку. С ума по ней сходил. Изредка дива допускала юношу к своему белому, атласному телу, а он за это вдохновенно писал ей музыку к концертным выступлениям. Даже посвятил «Песню песней», как сам считал – самое дорогое произведение. Спустя годы, вспоминал о своих отношениях с Юрьевой: «То была любовь, по силе неповторимая. Мне и теперь кажется, что она забрала мою жизнь в мои двадцать лет и дала мне другую».

Другой ярчайшей музой-вдохновительницей Дунаевского явилась Людмила Головина. Телесного в тех отношения было крайне мало – они встречались накоротке только трижды, зато возьму на себя смелость утверждать: львиная доля искромётной музыки Исааку Осиповичу навеяна именно 18-летней (!) перепиской с Головиной. Хотя строгие музыковеды вряд ли согласятся с подобным утверждением. И приведут автору в качестве контраргумента длительную переписку композитора с Л.Вытчиковой, Р.Рыськиной, Л. Райнль, со многими другими женщинами. (По некоторым данным Дунаевский писал доброй полусотне только представительниц прекрасного пола. А всего у него насчитывалось свыше двух сотен корреспондентов!) Без эпистолярной переписки, которая нынче исчезла у нас, как класс, Дунаевский вообще не мыслил своей жизни, и подчас случайное письмо, полученное от кого-то, могло стать своеобразной отправной точкой для нового творческого импульса. В некотором смысле письма композитора (очень многие из них до сих пор не опубликованы) представляют собой персональную энциклопедию его духовной жизни конца 40-х - начала 50-х годов. В них мы находим и попытки осмыслить прошедшую войну, и размышления о природе "художественных ощущений", и рассуждения о соотношении музыки и философии, и обзор литературных новинок, и мысли о разнице между житейским и душевным одиночеством. Он говорит о личной принципиальности в творческой и общественной жизни, объективно характеризует некоторых членов Союза композиторов как мелких собственников и шкурников. Его преследуют муки совести от сознания того, что постоянно откладывает работу над большой оперой. Любопытны мысли о "душевном бюрократизме", о быстрой устареваемости "нового" и вечной молодости "старого", о природе завистничества. Из писем Дунаевского мы узнаём, что он великолепно знал поэзию, особенно - восточную, в частности Омара Хайяма. Композитор сообщает множество подробностей из личной жизни: историю клеветнического фельетона, сократившего ему жизнь, правду о нашумевшем трагическом происшествии на даче, в результате чего пострадал его старший сын. Встречаются и горькие замечания о проявлениях антисемитизма в нашем "самом передовом" обществе. Дунаевский постоянно отчитывается перед корреспондентами о своей творческой работе, страдает из-за хамского отношения к нему со стороны прессы, официальных лиц и, порой теряя художественные ориентиры, возвышает "Кубанских казаков" за счет унижения "Волги-Волги" (здесь, несомненно, повлияло его разочарование в человеческих качествах кинорежиссера Г.В. Александрова и укреплению дружбы с трудным, но честным И.А. Пырьевым).

Можно с уверенностью утверждать: переписка со своими поклонниками заменяла композитору не только дневник, которого он не вёл, но и возможность выступать в СМИ. В тогдашних газетах и журналах он действительно никогда бы не смог высказать того, чем жил, о чём думал, чем терзался. А письма такую возможность ему давали. В каждом письме он искал, прежде всего, содержательность: «Я не понимаю, к чему тратить время на письма, - писал он своей корреспондентке из Николаева А. Перской, - если люди, в самом деле, не заинтересованы друг в друге? Вот почему в письмах я ищу пытливого отзвука на многое, что меня интересует в самых разнообразных людях. Вот почему я стремлюсь углубить даже письменные отношения, сделать их содержательными и интересными. Ведь правда, как приятно в ящике находить письмо, написанное знакомым желанным почерком. В письмах есть большая романтика. Знайте, что я жду Вашего почерка». Эпистолы являлись великолепной творческой отдушиной композитора, к чему мы ещё вернёмся. Пока что продолжим о женщинах.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Ирина 30.01.2015 в 16:15 # Ответить
Материалы коллеги читаю постоянно. И удивляюсь, насколько можно разнообразно подать информацию, рассказать об одном и том же человеке. Это говорит и о таланте, и о великолепном знании предмета. Не то, что в наш поверхностный век "кликовой" информации из Инета.
Татьяна П. 30.01.2015 в 17:09 # Ответить
Как много дорогих и тёплых воспоминаний всколыхнула эта статья о Исааке Дунаевском. Как тревожно и радостно встрепенулось сердце. Ведь с каждой его песней мы шли и идём вместе по жизни.
Читала строчки и, словно слышала знакомые песни, которые пели и поём , такие душевные, настоящие, навеянные жизнью.
Автор последовательно, умело, как всегда до тончайших деталей и чёрточек, разносторонне раскрывает образ своего героя, которого, безусловно, хорошо знает. И нам, читателям, образ легендарного композитора становится ближе и понятнее.
Только настоящая искренность, обрамлённая в талант и трудолюбие, могла родить такую музыку, ставшую любимой, узнаваемой, ей не нужна никакая реклама. Она нетленна в народе. Она объединяет людей, делает их чище, возвышеннее, красивее, вдохновляет, зовёт на подвиг, трепетно и чисто говорит о любви к Родине, к матери, любимому человеку.
И как не вспомнить мне «Школьный вальс»? Я слышала его с первого года моего учительства. Это с 1970 и по сей день. Провожая очередной класс в жизнь, глядя на подросших девочек и мальчиков, и каждый раз при звуках «Школьного вальса» сжималось сердце, и накатывали слёзы, как в первый раз…
Вот, она, жизнь Великого Творца после земной… Будет долго звучать его музыка.
Спасибо М. Захарчуку, что ещё раз привёл нас в мир замечательных и светлых людей, спасибо за его умение делать нас более приобщёнными к этому миру.
Игорь 30.01.2015 в 22:46 # Ответить
Миша продолжай писать и присылать. Я с удовольствием буду читать.
Андрей 31.01.2015 в 14:07 # Ответить
Как же хорошо, по крайней мере для меня, узнавать что-то новое. Как же хорошо, что есть автор, благодаря которому это новое приходит к тебе. Спасибо, Михаил, за твоё творчество!
Татьяна 05.02.2015 в 11:06 # Ответить
Огромное спасибо автору за его титанический труд. Мы с удовольствием читали, читаем и будем читать ваши "шедевральные" творения. Как всегда, все тонкости подмечены, какие-то тайны приоткрыты и написано все с чувством, с толком, с расстановкой. Низкий поклон и глубочайшее уважение, дорогой наш дядя Миша)

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 июля
воскресенье
2019

В этот день:

Подвиг русского резерва на острове Люцаусгольм

21 июля 1891 года на латышском острове Люцаусгольм в нижнем течении Западной Двины у Риги на добровольные пожертвования был воздвигнут памятник с короной и вензелем ПЕТРА I и надписью: «Памяти 400 русских воинов, геройски павших при защите острова в 1701 году».

Подвиг русского резерва на острове Люцаусгольм

21 июля 1891 года на латышском острове Люцаусгольм в нижнем течении Западной Двины у Риги на добровольные пожертвования был воздвигнут памятник с короной и вензелем ПЕТРА I и надписью: «Памяти 400 русских воинов, геройски павших при защите острова в 1701 году».

 Почти два столетия этот героический эпизод Северной войны находился в забвении, пока упоминание о нем не было обнаружено в шведских документах.

В 1701 году шведская армия разбила у Риги почти вдвое превосходившую ее по численности саксонскую армию, которой командовал фельдмаршал Штейнау. В помощь саксонцам был направлен князь Аникита Иванович РЕПНИН с 18 солдатскими и 1 стрелецким полками численностью около 20 000 человек. Большая часть русских осталась у Кокенгаузена (совр. Кокнесе), к саксонцам отправился отряд в 400 человек, но самоуверенность фельдмаршала в своем превосходстве над шведами была так велика, что он приказал русским оставаться в резерве, а части отряда занять лежащие у левого берега реки острова.

Но Штейнау потерпел поражение. Во время панического бегства о русском отряде на Люцаусгольме никто не вспомнил. Оставить свою позицию русские отказались. Шведы атаковали, но встретили ожесточенное сопротивление. Карл XII подоспел к месту боя уже тогда, «когда все было кончено, только двадцать человек продолжали держаться в небольшом редуте: их спасло появление короля, который велел пощадить их жизнь».

 

Разгром Турции на Черном море

21 июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор

Разгром Турции на Черном море

21 июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор

В результате - Турция выплатила России контрибуцию в 4,5 млн рублей, а также уступила северное побережье Чёрного моря вместе с двумя важными портами.

Турция первая начала войну в 1768 году. Предлогом стал отказ России выполнить требование турецкой стороны вывести свои войска из Польши. Турция, обеспокоенная ростом русского влияния в Польше, в конце 1768 года объявила России войну. Поначалу боевые действия не отличались особой активностью. Первые серьезные победы русского оружия начались в 1770 году. Русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме. В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли Новороссия и северный Кавказ, а Крымское ханство перешло под её протекторат. Молдавия и Валахия фактически перешли под российское покровительство.

Адмирал флота Владимир Касатонов

21 июля 1910 года родился Владимир Афанасьевич КАСАТОНОВ (ум. 10.06.1989), адмирал флота, командующий Черноморским и Северным флотами, Герой Советского Союза.

Адмирал флота Владимир Касатонов

21 июля 1910 года родился Владимир Афанасьевич КАСАТОНОВ (ум. 10.06.1989), адмирал флота, командующий Черноморским и Северным флотами, Герой Советского Союза.

Он родился в городе Петергофе (ныне город Петродворец). На службе в ВМФ с 1927 года. После окончания Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе был назначен штурманом подводной лодки Балтийского флота. В 1933—1939 годах — помощник командира, командир подводной лодки, командир дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота. После окончания Военно-морской академии назначен начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В этой должности встретил Великую Отечественную войну, во время которой дослужился до начальника отдела оперативного управления Главного штаба ВМФ.

С декабря 1955 года — командующий Черноморским флотом, а с февраля 1962 года — командующий Северным флотом. С июня 1964 года — первый заместитель Главнокомандующего и член Военного совета Военно-Морского Флота СССР. Касатонов внёс большой вклад в испытания новых кораблей и в изучение условий действий сил флота в арктических районах. В 1966 году в качестве старшего командира участвовал в первом в истории советского ВМФ подводном кругосветном походе атомных подводных лодок, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Народная артистка России Людмила Зайцева

21 июля 1946 года официальная дата рождения Людмилы Васильевны ЗАЙЦЕВОЙ (на самом деле она родилась в ноябре), народной артистки России

Народная артистка России Людмила Зайцева

21 июля 1946 года официальная дата рождения Людмилы Васильевны ЗАЙЦЕВОЙ (на самом деле она родилась в ноябре), народной артистки России

Она снялась в более 60 фильмах, особенно запомнилась зрителям в роли сержанта Кирьяновой в военно-патриотической ленте «А зори здесь тихие...»

Людмила Зайцева родилась на Кубани. В 1970 году окончила Щукинское училище. С 1976 года — в театре-студии киноактёра. Первой ролью Людмилы Зайцевой было эпизодическое появление в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Первую главную роль Зайцева сыграла в фильме «Здравствуй и прощай» (1972) Виталия Мельникова. За роль в фильме «Праздники детства» (1982), снятый по рассказам Василия Шукшина, актриса была удостоена Государственной приемии СССР. Среди других известных ролей — роль сержанта Кирьяновой в «А зори здесь тихие...», Пелагеи в картине «Кадкина всякий знает», главные роли в фильмах «Дождь в чужом городе», «Затерянные в песках», роль матери главной героини в «Маленькой Вере». В послеперестроечные годы Людмила Зайцева почти не снималась в кино, и только в последние несколько лет она вернулась на киноэкраны. В 1997 году она с успехом сыграла роль Ефросиньи в драме Виталия Мельникова «Царевич Алексей», а затем Екатерину Иоанновну в сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов». На выборах Президента РФ в 1996 году была доверенным лицом Геннадия Зюганова, ездила в рамках его избирательной кампании с концертными бригадами по стране. В 1998 подписала письмо комитета «За нравственное возрождение Отечества».

С мужем — сценаристом и кинорежиссером Геннадием Ворониным прожила почти 50 лет. Овдовела в 2011 году. Дочь — актриса Василиса Воронина.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение