RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Его оружие - саксофон
11 января 2017 г.

Его оружие - саксофон

11 января 2010 года ушёл из жизни русский джазмен Георгий Гаранян
Падение Украины
21 сентября 2014 г.

Падение Украины

Для тех, кому она является малой родиной, эта трагедия вызывает особую боль
Люди, не убивайте детей!
11 августа 2013 г.

Люди, не убивайте детей!

Россию уничтожают нашими же руками по требованию меморандума США NSSM-200
Провокация в «Манеже»
23 августа 2015 г.

Провокация в «Манеже»

Некто Энтео, безосновательно называющий себя «православным активистом», устроил бузу на выставке
Посвящение Татьяне Мироновой
19 мая 2013 г.

Посвящение Татьяне Мироновой

19 мая православные люди отмечают (в 2013 году) День святых жен-мироносиц.
Главная » Читальный зал » Православный ликбез: о грехе

Православный ликбез: о грехе

Продолжаем публиковать серию статей нашей читательницы Оксаны Макаровой с популярным изложением азов православного вероучения

Что такое грех? В повседневной жизни мы мало задумываемся об этом важном понятии.
Православный ликбез: о грехе

Точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). То есть нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим вредим себе и другим.
В трудах святых отцов нашло развитие понятия о грехе. Вот только несколько примеров.

Святитель Игнатий Брянчанинов («В помощь кающимся», Издательство «Сатисъ» - 2002 г.):

«Грех – это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин., 3, 4). Грех совершает тот, кто сознательно и свободно отказывается действовать согласно Закону Божию».
Святитель Григорий Нисский («Об устроении человека». СПб.: Axioma, 1995 г.): «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра».

Преп. Ефрем Сирин («Победа над собой», Издательство: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2009 г.): «Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природа предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию; вместо любви - распутству; вместо страннолюбия - неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего».
В творениях святых отцов разработано учение о грехе и его последствиях. В соответствии с источниками грехов их разделяют на три группы: первородный грех, родовой грех, личный грех.

Первородный грех

Первородный грех — это первый грех, совершенный Адамом и Евой, который состоял в нарушении Божественной заповеди, данной первым людям в раю. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла,- гласит библейское сказание...- И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 9, 16-17). К сожалению, проявив свободную волю, человек ослушался Бога и ел от древа познания добра и зла, чем предал своего Создателя. Последствия оказались страшными. Человек лишился Рая, стал смертным, оказался перед необходимость в поте лица добывать хлеб свой и пр. Грех, проникнув в человеческую природу, извратил и растлил ее первозданную чистоту. Это отразилось, прежде всего, на духовной сути человека, «образ Божий» в душе человека затемнен грехом и высшие духовные способности: ум, воля, сердце – претерпели искажение.

Вот что пишет об этом святитель Иоанн Златоуст (IVвек): «Именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения» (Творения. Т.9, Кн.2. Беседа 10. СПб, 1903 г.). Архимандрит Антоний добавляет: «Под именем “первородного греха”, разумеется прирождённая порча и растление целой природы человека» (Архим. Антоний. Православное догматическое богословие. М., 1852, с.129).
Из догматического Богословия священника Малиновского: «Но потомки Адама не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама, а посему...

нельзя вменять потомкам Адама грех Адама, т.к. в потомках Адама греховность (amartia) есть наследуемое, прирождённое свойство природы». (Свящ. Н. Малиновский. Прав.-догм. Богословие. 4.2, Ставрополь. 1903, с.341;346).
Первородный грех не является фатальным для человечества. Иисус Христос своей Жертвой любви исправил первородные повреждения в человеке, то есть дал Пример, предоставил Путь возвращения человека в норму ( подробней речь пойдет об этом в главе «Борьба со грехом»).

Родовой грех

Каждый человек со дня своего рождения несет в душе не только первородный, но и так называемый, родовой грех. В нем он тоже лично не повинен, но воспринимает по наследству от предков как нравственную болезнь. Тяжкие грехи производят такое сильное действие на душу и тело человека, что накладывает печать на его наследственность.
В своей лекции «О грехе» профессор Алексей Осипов утверждает: «Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до третьего и четвертого рода, можно полагать, что действие этой раны (которую наносит человек своим преступлением и которая передается из поколения в поколение) особенно сильно ощущается в первых вот этих трех-четырех поколениях. Как рана не заживает у нас в течение какогото времени, так и здесь особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Вот это и есть родовой грех.

В том, что это не богословская абстракция, а реальность нашей жизни, мне кажется, каждый может убедиться. Мы на многих детях прямо замечаем ярко выраженные страсти, болезни. Этот ребенок еще ничего не знает, а страсть у него уже выпячивает вовсю. Над ним смеются его собратья, дети, он ничего не понимает, а у него уже страсть говорит. Ребенок за эту страсть не несет ответственности...
Таким образом, родовой грех, хотя и именуется грехом, на са­мом деле является болезнью наследуемой, а не личным актом человека.
Но эта болезнь не вечная. Она особенно действует на первые тричетыре рода и может быть излечена правильной жизнью, если в течение жизни этих поколений найдутся люди, которые будут противостоять этой болезни, бороться с собой и, в конце концов, побеждать ее. Тогда прекращается этот родовой грех. Из сказанного следует очень важный вывод, о котором нужно знать всем людям, о чем буквально проповедовать: РОДИТЕЛИ! БОЙТЕСЬ ГРЕХА, ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ВАША ЖИЗНЬ НЕ ИМЕЕТ НИКАКО­ГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ. ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ И НЕ МЕЧТАЙТЕ! ВСЕ ВАШИ ПРЕСТУПЛЕ­НИЯ И ВАШИ ГРЕХИ ОТПЕЧАТЫВАЮТСЯ НА ВАШИХ ДЕТЯХ!

Личный грех

Первородный и родовой грехи являются источниками (или базой) личных грехов, совершенных сознательно. Кроме понятия «грех», существует его синоним – «страсть» – укоренившаяся греховная привычка гордиться, гневаться, блудить, стяжать, объедаться и пр.

После того как Адам и Ева согрешили, грех начал быстро распространяться среди людей. Если первые люди согрешили только непослушанием, то уже их сын Каин пошел на братоубийство. Потомки же Каина вообще забыли о существовании Бога и вплотную занялись обустройством своего земного бытия. Сам Каин выстроил город, один из его потомков стал «отцом всех живущих в шатрах со стадами», другой – отцом «всех играющих на гуслях и свирели», третий – «ковачом всех орудий из меди и железа» (Бытие 4 : 17–22).

Многие из нас настолько «заземлились», что со все возрастающими усилиями продолжают дело Каина, умножая грехи.

Грехи перед Богом
Согласно христианским догмам, существует целый ряд поступков, которые являются грехами и недостойны христианина. Условно их можно классифицировать как грехи перед Богом, грехи перед ближними, грехи перед самим собой. Приведу, наверное, не полный список различных деяний, которые православие относит к грехам перед Богом: гордость; неисполнение воли Господа; нарушение десяти заповедей ветхозаветных и заповедей евангельских; маловерие и неверие; отчаяние: отсутствие надежды на Божью милость; – чрезмерное упование на Божью милость; лицемерное почитание Господа, без страха Божьего и любви; отсутствие благодарности Богу за Его благодеяния, даже за те, что ниспосланы в болезнях и скорби; обращение к астрологам, ворожеям, экстрасенсам и гадателям; самостоятельные занятия магией, гаданием, колдовством и спиритизмом; суеверие: вера в приметы, сны, ношение талисманов; хула и ропот на Бога на словах и в душе; неисполнение данных Господу обетов; упоминание Божьего имени всуе (без необходимости), клятва Господним именем; кощунство или отсутствие благоговения в отношении икон, свеч, мощей, Священного Писания, святых и пр.; чтение еретической литературы, просмотр еретических фильмов и телепередач, еретические измышления и разговоры; стыдливое исповедание православной веры, устыжение креститься и носить крест, небрежное осенение себя крестом, неисполнение или недолжное исполнение молитвенного правила (поклоны, вечерние и утренние молитвы); отсутствие интереса к духовной литературе и Священному Писанию; без уважительной причины отсутствие в церкви в воскресенье или праздничный день, хождение в храм без прилежания и усердия; леность в молитве, холодное или рассеянное моление, дремота, разговоры, смех, рассеянное, невнимательное слушание песнопения и чтения, хождение по храму; опоздание к началу службы, преждевременный уход со службы, приход в храм в нечистоте, прикладывание к святыням в нечистоте; сознательное утаивание или редкое исповедание грехов; причастие без страха Божьего и сокрушения, не примирившись с ближним, без должного приготовления, после блуда и пр.; непослушание духовному отцу; осуждение или обида на монашествующих и священнослужителей, ропот на них; работа в дни церковных праздников, непочтение к Господским праздникам; несоблюдение постов, в том числе и еженедельных (среда, пятница); слушание речей сектантов, раскольников, увлечение другими религиями (восточными); мысли о самоубийстве, попытки свести счеты с жизнью.
Грехами перед ближним являются: малая любовь к ближним; отсутствие любви к врагам, пожелание зла врагам, ненависть к ним; неумение или нежелание прощать, воздаяние за зло злом; непочтительность к начальникам, старшим, родителям, огорчение родителей; неисполнение обещаний, неуплата долга, тайное или явное присваивание чужого; покушение на жизнь, избиение ближнего; медицинские аборты, совет ближнему сделать аборт; вымогательство, ограбление; мздоимство; отказ помогать попавшему в беду, отказ заступиться за невинного и слабого; лень и небрежение в работе, безответственность, неуважение к чужому труду; воспитание детей вне православной веры; проклятие детей; скупость, отсутствие милосердия; отсутствие желания посещать больных; отсутствие желания молиться за родных, наставников, врагов; жестокосердие; споры, прекословие ближним; злословие, осуждение, клевета; сплетни, подслушивание, пересказ чужих грехов, оскорбление, скандалы, вражда с ближним, проклятия, истерика, дерзость, вольное и наглое поведение с ближними, лицемерие, насмешки; гнев; подозрение ближнего в неблаговидном поступке; обман; лжесвидетельство; желание прельщать, соблазнять; ревность; развратные действия против ближних, как взрослых, так и несовершеннолетних; измена, дружба из корысти; поминание за упокой живых.
К грехам перед самим собой относятся: тщеславие, самовлюбленность, почитание себя выше остальных, отсутствие послушания и смирения, самонадеянность, высокомудрие, подозрительность, душевный эгоизм; зависть, ложь; смехословие, празднословие; сквернословие; печаль, тоска, уныние, огорчение, обида, злопамятность, возмущение, раздражение; делание напоказ добрых дел; лень, долгий сон, праздность; объедение, опитие, лакомство, тайноядение, употребление крови в пищу (кровяная колбаса и пр.); любовь к земным материальным благам более, чем к духовным, небесным; пристрастие к роскоши, вещам, деньгам, наслаждениям; пристальное внимание к своему телу; стремление к земной славе и почестям; потворство мирским обычаям и духу времени; привязанность к людям и вещам; пьянство, употребление наркотиков, курение табака; игра в азартные игры, особенно в карты; украшение себя ради прелести; проституция, сводничество; исполнение непристойных танцев и песен; чтение порнографической литературы, просмотр порнографических журналов или фильмов; приятие блудных мыслей, наслаждение нечистыми помыслами; блуд; прелюбодеяние; допущение вольного поведения до брака и извращения в супружестве; нескромное воззрение на юношей или женщин, рукоблудие (онанизм); невоздержание в супружестве по церковным праздникам, в пост и в субботу и воскресенье; скотоложество; бесчувственность и холодность во время исповеди, умаление
собственных грехов, отсутствие осуждения себя и обвинение ближних.
Смертные грехи

Отдельно следует выделить смертные грехи, которыми в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное Писание не дает точного списка смертных грехов, однако оно предостерегает нас от них десятью заповедями. Разделение грехов на смертные и обычные очень условно, потому что любой грех, великий или малый, разлучает человека с Источником жизни – его Создателем. Поэтому согрешивший человек умирает неизбежно, хотя и не сразу же после грехопадения. Об этом нам известно из Библии, где повествуется о грехопадении наших прародителей Адама и Евы. По нынешним меркам их грех был не так уж велик: они решили просто вкусить плод от запретного древа, однако через этот грех в мир вошла смерть: с тех пор и по сей день люди умирают. Кроме того, современная трактовка «смертного греха» заключается в том, что особо тяжкий смертный грех способен «убить» человеческую душу так, что она больше не сможет общаться с Богом. И это состояние продлится до тех пор, пока грешный не покается и не оставит свой грех. К таким грехам относят убийство, жестокость, блуд, ересь, богохульство, магию и оккультизм и пр. Однако даже самый незначительный из грехов может умертвить душу человека, лишив ее общения с Господом, если грешник не раскаивается. Тогда мелкие грехи тяжким грузом ложатся на душу, подобно песчинкам: если их скопится слишком много, то они задушат человека.

Б
орьба с грехом

Как же спастись? Как избавиться от греха? Провославие трактует однозначно: посредством покаяния. Покаянием в Новом Завете назы­вается образ нашего спасения в Иисусе Христе. Само слово покая­ние (греч.«метаниа»), значит решительную переме­ну образа мыслей и жизни, обращение людей к Богу, раскаяние перед Ним, совершающееся в сердце человека .

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:8-9).
Но покаяние — не одностороннний процесс. Афанасий Великий говорит: « Бог спасает нас не без нас». (Афанасий Александрийский. Творения. Репринт 2-го изд. М., 1994 г.). Без нашего произволения, человеческой свободы не возможно спасение. Возвращение к добру требует понуждения. Этот принцип хорошо выражен в Евангелии «Царство Божие нудится, и нуждится». Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига, это закон, являющийся отражением Божественных свойств.
«Не тот, – учит свт. Василий Великий, – исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел его». Важнейшее условие покаяния - это устное исповедание грехов перед священником. О такой исповеди ясно говорится в книге Деяний апостольских: «Многие же из уверо­вавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).
Своей Жертвой любви Христос показал нам путь возвращения поврежденнной человеческой природы в норму. Этот путь трудный, терновый. Легко только падать, подниматься - всегда непростая работа.
Иоанн Кронштадский учил: «Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели; где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наша познаются в противностях – то есть в трудных и тяжких обстоятельствах – внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях».
«Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Почему многими скорбьми? – Потому что сердце наше нечисто и недугует многоразличными страстями. А чтобы исцелить сердце от страстей, которые проникли его, как елей кости (ср.: Пс. 108, 18), – надо употреблять много духовных прижиганий или отсечений; а все это соединено с сильными внутренними болями; все это отражается и на теле соответственным образом, по тесной связи души с телом. Так, надо иногда и горечи бесчестия вкусить, чтобы исцелить от гордости; так, надо нести прегорькое, преострое, претяжкое, претесное, огненное наказание за злобу – и за одно мгновение ее терпеть адскую скорбь в продолжение нескольких часов, чтобы исцелить от злобы; так и за другие страсти всякий раз как какая-либо из них хотя на малейшую долю минуты падет на сердце: ибо всякий грех носит в себе самом соответствующее тяжкое наказание, по закону правды Божией. Поэтому никакой благоразумный человек, знающий великое растление человеческой природы и необходимость – отсекать гнилость сердечную острыми духовными средствами, не будет малодушествовать, унывать и отчаиваться в скорбях, будучи уверен, что Бог есть Всеблагой и Премудрый Врач наших душ и не попустит нам искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (ср.: 1 Кор. 10, 13). Итак, вот почему Всеблагий Отец Небесный попускает нам обуреваться страстями и терпеть внутренние скорби или наказания, в них самих заключающиеся, то есть для нашего очищения, вразумления и исправления. – Потому хотя больно и тяжко, но терпи, молись и кайся; кайся и исправляйся, и знай, что скорби отнимают от сердца ржавчину (тлю) страстей».
Стоит только просмотреть список грехов, как невольно начинаешь впадать в уныние: возможно ли все это преодолеть, искоренить раз и навсегда? По силам ли такое грешному и слабому человеку? Но когда начинаешь размышлять о последствиях греховности - вечная погибель, вечное отлучение от Бога и вечная мука от этого, - то очень хочется все-таки искать и находить такие силы. Тем более, что в святоотеческом учении есть немало для этого стимулов. Приведу один, для меня лично очень важный.
Святитель Феофан Затворник в «Письмах о христианской жизни» писал: « Как итти тебе к Богу правосудному, — осмотрись, сколько грехов нечестия? Ты вместе с Иудою продавал Христа, вместе с Каиафою вел Его на суд, заушал, менял на разбойника, распинал. Как громом поражает душу сей голос лукаваго, адское дыхание его охватывает оную и готово пожрать в своем огне. — Ты видишь бездну погибели, но обратись и посмотри на бездну милосердия, щадившего тебя доселе. Если прежде, как ты и не помышлял о Боге, Он щадил тебя, то тем более теперь. Там ничего у тебя не было, а теперь есть хоть мало… Мужайся! Спеши из того извлечь врачество, чем хотят нанесть рану; крест Спасителя всепрощение знаменует. Емлись за него крепкою силою веры; он прикроет тебя от стрел правосудия Божия. Спеши в церковь, там есть утешительный бальзам: таинство покаяния. Исповедуй грехи, прими разрешение. Как охладительная вода освежает жаждущаго, так чрез главу твою сквозь руки священника разольется по тебе струя оправдывающей благодати Божией. Запечатлей навсегда на естестве твоем силу благодати. Как на воске, только растопленном, оттисняется печать, так и здесь. Охладеешь, и все потеряно. А охладеешь: ибо доброе движение, теперь существующее в душе твоей, еще тебе не усвоено. Ты не приобрел еще на него права. Ты еще связан и на земле и на небе. Пусть имеющий власть решить разрешит тебя, тогда выйдешь из книги осуждаемых и впишешься в число спасающихся сынов и друзей Божиих. И благодать обильным потоком низольется на тебя и запечатлеет на тебе сие право сыновства Богу и содружества святым».

Оксана Макарова
4 июля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
вторник
2017

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение