RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Любимчик Фортуны
22 октября 2015 г.

Любимчик Фортуны

21 октября 2015 года исполнилось 70 лет Никите Михалкову
«Золотая» эпоха Товстоногова
28 сентября 2015 г.

«Золотая» эпоха Товстоногова

28 сентября 2015 года – 100 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова
Стихи для Путина
18 февраля 2016 г.

Стихи для Путина

Произведение юной поэтессы, которая в 2015 году стала лауреатом конкурса патриотической поэзии, проведенного Российским героическим календарём, 10-классницы Евгении Дубровиной, покорило сердце Президента России
Минск-2: фашистам дали передышку
12 февраля 2015 г.

Минск-2: фашистам дали передышку

12 февраля закончились переговоры Владимира Путина, Меркель, Олланда с фюрером киевской хунты Парашенко
Под прапором орудныка Попрошенко
11 сентября 2015 г.

Под прапором орудныка Попрошенко

Нынче любое сообщение из моей родной Украины уместно предварять словами: «Вопреки здравому смыслу»
Главная » Читальный зал » Православный ликбез: о грехе

Православный ликбез: о грехе

Продолжаем публиковать серию статей нашей читательницы Оксаны Макаровой с популярным изложением азов православного вероучения

Что такое грех? В повседневной жизни мы мало задумываемся об этом важном понятии.
Православный ликбез: о грехе

Точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). То есть нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим вредим себе и другим.
В трудах святых отцов нашло развитие понятия о грехе. Вот только несколько примеров.

Святитель Игнатий Брянчанинов («В помощь кающимся», Издательство «Сатисъ» - 2002 г.):

«Грех – это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин., 3, 4). Грех совершает тот, кто сознательно и свободно отказывается действовать согласно Закону Божию».
Святитель Григорий Нисский («Об устроении человека». СПб.: Axioma, 1995 г.): «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра».

Преп. Ефрем Сирин («Победа над собой», Издательство: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2009 г.): «Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природа предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию; вместо любви - распутству; вместо страннолюбия - неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего».
В творениях святых отцов разработано учение о грехе и его последствиях. В соответствии с источниками грехов их разделяют на три группы: первородный грех, родовой грех, личный грех.

Первородный грех

Первородный грех — это первый грех, совершенный Адамом и Евой, который состоял в нарушении Божественной заповеди, данной первым людям в раю. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла,- гласит библейское сказание...- И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 9, 16-17). К сожалению, проявив свободную волю, человек ослушался Бога и ел от древа познания добра и зла, чем предал своего Создателя. Последствия оказались страшными. Человек лишился Рая, стал смертным, оказался перед необходимость в поте лица добывать хлеб свой и пр. Грех, проникнув в человеческую природу, извратил и растлил ее первозданную чистоту. Это отразилось, прежде всего, на духовной сути человека, «образ Божий» в душе человека затемнен грехом и высшие духовные способности: ум, воля, сердце – претерпели искажение.

Вот что пишет об этом святитель Иоанн Златоуст (IVвек): «Именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения» (Творения. Т.9, Кн.2. Беседа 10. СПб, 1903 г.). Архимандрит Антоний добавляет: «Под именем “первородного греха”, разумеется прирождённая порча и растление целой природы человека» (Архим. Антоний. Православное догматическое богословие. М., 1852, с.129).
Из догматического Богословия священника Малиновского: «Но потомки Адама не участвовали своим сознанием и свободою в греховном действии Адама, а посему...

нельзя вменять потомкам Адама грех Адама, т.к. в потомках Адама греховность (amartia) есть наследуемое, прирождённое свойство природы». (Свящ. Н. Малиновский. Прав.-догм. Богословие. 4.2, Ставрополь. 1903, с.341;346).
Первородный грех не является фатальным для человечества. Иисус Христос своей Жертвой любви исправил первородные повреждения в человеке, то есть дал Пример, предоставил Путь возвращения человека в норму ( подробней речь пойдет об этом в главе «Борьба со грехом»).

Родовой грех

Каждый человек со дня своего рождения несет в душе не только первородный, но и так называемый, родовой грех. В нем он тоже лично не повинен, но воспринимает по наследству от предков как нравственную болезнь. Тяжкие грехи производят такое сильное действие на душу и тело человека, что накладывает печать на его наследственность.
В своей лекции «О грехе» профессор Алексей Осипов утверждает: «Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до третьего и четвертого рода, можно полагать, что действие этой раны (которую наносит человек своим преступлением и которая передается из поколения в поколение) особенно сильно ощущается в первых вот этих трех-четырех поколениях. Как рана не заживает у нас в течение какогото времени, так и здесь особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Вот это и есть родовой грех.

В том, что это не богословская абстракция, а реальность нашей жизни, мне кажется, каждый может убедиться. Мы на многих детях прямо замечаем ярко выраженные страсти, болезни. Этот ребенок еще ничего не знает, а страсть у него уже выпячивает вовсю. Над ним смеются его собратья, дети, он ничего не понимает, а у него уже страсть говорит. Ребенок за эту страсть не несет ответственности...
Таким образом, родовой грех, хотя и именуется грехом, на са­мом деле является болезнью наследуемой, а не личным актом человека.
Но эта болезнь не вечная. Она особенно действует на первые тричетыре рода и может быть излечена правильной жизнью, если в течение жизни этих поколений найдутся люди, которые будут противостоять этой болезни, бороться с собой и, в конце концов, побеждать ее. Тогда прекращается этот родовой грех. Из сказанного следует очень важный вывод, о котором нужно знать всем людям, о чем буквально проповедовать: РОДИТЕЛИ! БОЙТЕСЬ ГРЕХА, ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ВАША ЖИЗНЬ НЕ ИМЕЕТ НИКАКО­ГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ. ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ И НЕ МЕЧТАЙТЕ! ВСЕ ВАШИ ПРЕСТУПЛЕ­НИЯ И ВАШИ ГРЕХИ ОТПЕЧАТЫВАЮТСЯ НА ВАШИХ ДЕТЯХ!

Личный грех

Первородный и родовой грехи являются источниками (или базой) личных грехов, совершенных сознательно. Кроме понятия «грех», существует его синоним – «страсть» – укоренившаяся греховная привычка гордиться, гневаться, блудить, стяжать, объедаться и пр.

После того как Адам и Ева согрешили, грех начал быстро распространяться среди людей. Если первые люди согрешили только непослушанием, то уже их сын Каин пошел на братоубийство. Потомки же Каина вообще забыли о существовании Бога и вплотную занялись обустройством своего земного бытия. Сам Каин выстроил город, один из его потомков стал «отцом всех живущих в шатрах со стадами», другой – отцом «всех играющих на гуслях и свирели», третий – «ковачом всех орудий из меди и железа» (Бытие 4 : 17–22).

Многие из нас настолько «заземлились», что со все возрастающими усилиями продолжают дело Каина, умножая грехи.

Грехи перед Богом
Согласно христианским догмам, существует целый ряд поступков, которые являются грехами и недостойны христианина. Условно их можно классифицировать как грехи перед Богом, грехи перед ближними, грехи перед самим собой. Приведу, наверное, не полный список различных деяний, которые православие относит к грехам перед Богом: гордость; неисполнение воли Господа; нарушение десяти заповедей ветхозаветных и заповедей евангельских; маловерие и неверие; отчаяние: отсутствие надежды на Божью милость; – чрезмерное упование на Божью милость; лицемерное почитание Господа, без страха Божьего и любви; отсутствие благодарности Богу за Его благодеяния, даже за те, что ниспосланы в болезнях и скорби; обращение к астрологам, ворожеям, экстрасенсам и гадателям; самостоятельные занятия магией, гаданием, колдовством и спиритизмом; суеверие: вера в приметы, сны, ношение талисманов; хула и ропот на Бога на словах и в душе; неисполнение данных Господу обетов; упоминание Божьего имени всуе (без необходимости), клятва Господним именем; кощунство или отсутствие благоговения в отношении икон, свеч, мощей, Священного Писания, святых и пр.; чтение еретической литературы, просмотр еретических фильмов и телепередач, еретические измышления и разговоры; стыдливое исповедание православной веры, устыжение креститься и носить крест, небрежное осенение себя крестом, неисполнение или недолжное исполнение молитвенного правила (поклоны, вечерние и утренние молитвы); отсутствие интереса к духовной литературе и Священному Писанию; без уважительной причины отсутствие в церкви в воскресенье или праздничный день, хождение в храм без прилежания и усердия; леность в молитве, холодное или рассеянное моление, дремота, разговоры, смех, рассеянное, невнимательное слушание песнопения и чтения, хождение по храму; опоздание к началу службы, преждевременный уход со службы, приход в храм в нечистоте, прикладывание к святыням в нечистоте; сознательное утаивание или редкое исповедание грехов; причастие без страха Божьего и сокрушения, не примирившись с ближним, без должного приготовления, после блуда и пр.; непослушание духовному отцу; осуждение или обида на монашествующих и священнослужителей, ропот на них; работа в дни церковных праздников, непочтение к Господским праздникам; несоблюдение постов, в том числе и еженедельных (среда, пятница); слушание речей сектантов, раскольников, увлечение другими религиями (восточными); мысли о самоубийстве, попытки свести счеты с жизнью.
Грехами перед ближним являются: малая любовь к ближним; отсутствие любви к врагам, пожелание зла врагам, ненависть к ним; неумение или нежелание прощать, воздаяние за зло злом; непочтительность к начальникам, старшим, родителям, огорчение родителей; неисполнение обещаний, неуплата долга, тайное или явное присваивание чужого; покушение на жизнь, избиение ближнего; медицинские аборты, совет ближнему сделать аборт; вымогательство, ограбление; мздоимство; отказ помогать попавшему в беду, отказ заступиться за невинного и слабого; лень и небрежение в работе, безответственность, неуважение к чужому труду; воспитание детей вне православной веры; проклятие детей; скупость, отсутствие милосердия; отсутствие желания посещать больных; отсутствие желания молиться за родных, наставников, врагов; жестокосердие; споры, прекословие ближним; злословие, осуждение, клевета; сплетни, подслушивание, пересказ чужих грехов, оскорбление, скандалы, вражда с ближним, проклятия, истерика, дерзость, вольное и наглое поведение с ближними, лицемерие, насмешки; гнев; подозрение ближнего в неблаговидном поступке; обман; лжесвидетельство; желание прельщать, соблазнять; ревность; развратные действия против ближних, как взрослых, так и несовершеннолетних; измена, дружба из корысти; поминание за упокой живых.
К грехам перед самим собой относятся: тщеславие, самовлюбленность, почитание себя выше остальных, отсутствие послушания и смирения, самонадеянность, высокомудрие, подозрительность, душевный эгоизм; зависть, ложь; смехословие, празднословие; сквернословие; печаль, тоска, уныние, огорчение, обида, злопамятность, возмущение, раздражение; делание напоказ добрых дел; лень, долгий сон, праздность; объедение, опитие, лакомство, тайноядение, употребление крови в пищу (кровяная колбаса и пр.); любовь к земным материальным благам более, чем к духовным, небесным; пристрастие к роскоши, вещам, деньгам, наслаждениям; пристальное внимание к своему телу; стремление к земной славе и почестям; потворство мирским обычаям и духу времени; привязанность к людям и вещам; пьянство, употребление наркотиков, курение табака; игра в азартные игры, особенно в карты; украшение себя ради прелести; проституция, сводничество; исполнение непристойных танцев и песен; чтение порнографической литературы, просмотр порнографических журналов или фильмов; приятие блудных мыслей, наслаждение нечистыми помыслами; блуд; прелюбодеяние; допущение вольного поведения до брака и извращения в супружестве; нескромное воззрение на юношей или женщин, рукоблудие (онанизм); невоздержание в супружестве по церковным праздникам, в пост и в субботу и воскресенье; скотоложество; бесчувственность и холодность во время исповеди, умаление
собственных грехов, отсутствие осуждения себя и обвинение ближних.
Смертные грехи

Отдельно следует выделить смертные грехи, которыми в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное Писание не дает точного списка смертных грехов, однако оно предостерегает нас от них десятью заповедями. Разделение грехов на смертные и обычные очень условно, потому что любой грех, великий или малый, разлучает человека с Источником жизни – его Создателем. Поэтому согрешивший человек умирает неизбежно, хотя и не сразу же после грехопадения. Об этом нам известно из Библии, где повествуется о грехопадении наших прародителей Адама и Евы. По нынешним меркам их грех был не так уж велик: они решили просто вкусить плод от запретного древа, однако через этот грех в мир вошла смерть: с тех пор и по сей день люди умирают. Кроме того, современная трактовка «смертного греха» заключается в том, что особо тяжкий смертный грех способен «убить» человеческую душу так, что она больше не сможет общаться с Богом. И это состояние продлится до тех пор, пока грешный не покается и не оставит свой грех. К таким грехам относят убийство, жестокость, блуд, ересь, богохульство, магию и оккультизм и пр. Однако даже самый незначительный из грехов может умертвить душу человека, лишив ее общения с Господом, если грешник не раскаивается. Тогда мелкие грехи тяжким грузом ложатся на душу, подобно песчинкам: если их скопится слишком много, то они задушат человека.

Б
орьба с грехом

Как же спастись? Как избавиться от греха? Провославие трактует однозначно: посредством покаяния. Покаянием в Новом Завете назы­вается образ нашего спасения в Иисусе Христе. Само слово покая­ние (греч.«метаниа»), значит решительную переме­ну образа мыслей и жизни, обращение людей к Богу, раскаяние перед Ним, совершающееся в сердце человека .

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:8-9).
Но покаяние — не одностороннний процесс. Афанасий Великий говорит: « Бог спасает нас не без нас». (Афанасий Александрийский. Творения. Репринт 2-го изд. М., 1994 г.). Без нашего произволения, человеческой свободы не возможно спасение. Возвращение к добру требует понуждения. Этот принцип хорошо выражен в Евангелии «Царство Божие нудится, и нуждится». Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига, это закон, являющийся отражением Божественных свойств.
«Не тот, – учит свт. Василий Великий, – исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел его». Важнейшее условие покаяния - это устное исповедание грехов перед священником. О такой исповеди ясно говорится в книге Деяний апостольских: «Многие же из уверо­вавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).
Своей Жертвой любви Христос показал нам путь возвращения поврежденнной человеческой природы в норму. Этот путь трудный, терновый. Легко только падать, подниматься - всегда непростая работа.
Иоанн Кронштадский учил: «Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели; где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наша познаются в противностях – то есть в трудных и тяжких обстоятельствах – внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях».
«Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Почему многими скорбьми? – Потому что сердце наше нечисто и недугует многоразличными страстями. А чтобы исцелить сердце от страстей, которые проникли его, как елей кости (ср.: Пс. 108, 18), – надо употреблять много духовных прижиганий или отсечений; а все это соединено с сильными внутренними болями; все это отражается и на теле соответственным образом, по тесной связи души с телом. Так, надо иногда и горечи бесчестия вкусить, чтобы исцелить от гордости; так, надо нести прегорькое, преострое, претяжкое, претесное, огненное наказание за злобу – и за одно мгновение ее терпеть адскую скорбь в продолжение нескольких часов, чтобы исцелить от злобы; так и за другие страсти всякий раз как какая-либо из них хотя на малейшую долю минуты падет на сердце: ибо всякий грех носит в себе самом соответствующее тяжкое наказание, по закону правды Божией. Поэтому никакой благоразумный человек, знающий великое растление человеческой природы и необходимость – отсекать гнилость сердечную острыми духовными средствами, не будет малодушествовать, унывать и отчаиваться в скорбях, будучи уверен, что Бог есть Всеблагой и Премудрый Врач наших душ и не попустит нам искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (ср.: 1 Кор. 10, 13). Итак, вот почему Всеблагий Отец Небесный попускает нам обуреваться страстями и терпеть внутренние скорби или наказания, в них самих заключающиеся, то есть для нашего очищения, вразумления и исправления. – Потому хотя больно и тяжко, но терпи, молись и кайся; кайся и исправляйся, и знай, что скорби отнимают от сердца ржавчину (тлю) страстей».
Стоит только просмотреть список грехов, как невольно начинаешь впадать в уныние: возможно ли все это преодолеть, искоренить раз и навсегда? По силам ли такое грешному и слабому человеку? Но когда начинаешь размышлять о последствиях греховности - вечная погибель, вечное отлучение от Бога и вечная мука от этого, - то очень хочется все-таки искать и находить такие силы. Тем более, что в святоотеческом учении есть немало для этого стимулов. Приведу один, для меня лично очень важный.
Святитель Феофан Затворник в «Письмах о христианской жизни» писал: « Как итти тебе к Богу правосудному, — осмотрись, сколько грехов нечестия? Ты вместе с Иудою продавал Христа, вместе с Каиафою вел Его на суд, заушал, менял на разбойника, распинал. Как громом поражает душу сей голос лукаваго, адское дыхание его охватывает оную и готово пожрать в своем огне. — Ты видишь бездну погибели, но обратись и посмотри на бездну милосердия, щадившего тебя доселе. Если прежде, как ты и не помышлял о Боге, Он щадил тебя, то тем более теперь. Там ничего у тебя не было, а теперь есть хоть мало… Мужайся! Спеши из того извлечь врачество, чем хотят нанесть рану; крест Спасителя всепрощение знаменует. Емлись за него крепкою силою веры; он прикроет тебя от стрел правосудия Божия. Спеши в церковь, там есть утешительный бальзам: таинство покаяния. Исповедуй грехи, прими разрешение. Как охладительная вода освежает жаждущаго, так чрез главу твою сквозь руки священника разольется по тебе струя оправдывающей благодати Божией. Запечатлей навсегда на естестве твоем силу благодати. Как на воске, только растопленном, оттисняется печать, так и здесь. Охладеешь, и все потеряно. А охладеешь: ибо доброе движение, теперь существующее в душе твоей, еще тебе не усвоено. Ты не приобрел еще на него права. Ты еще связан и на земле и на небе. Пусть имеющий власть решить разрешит тебя, тогда выйдешь из книги осуждаемых и впишешься в число спасающихся сынов и друзей Божиих. И благодать обильным потоком низольется на тебя и запечатлеет на тебе сие право сыновства Богу и содружества святым».

Оксана Макарова
4 июля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
среда
2018

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение