RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Дважды тёзка графа Толстого
6 апреля 2017 г.

Дважды тёзка графа Толстого

6 апреля 2017 года исполнилось бы 80 лет моему большому другу Льву Быковских
Православное сердце Земли
19 октября 2014 г.

Православное сердце Земли

Наш конкурс патриотической поэзии-20014 продолжает поэтесса Екатерина Новикова
Словения, мы с тобой!
24 декабря 2015 г.

Словения, мы с тобой!

В марте парламент Словении легализовал в этой стране однополые «браки», но ее жители не смирились. На недавнем референдуме они подавляющим большинством голосов отвергли это нововведение.
Православие и государственность
27 января 2015 г.

Православие и государственность

22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ
Девушка с крестом
10 августа 2015 г.

Девушка с крестом

Тайна фотографии Екатерины Зинченко 100-летней давности
Главная » Читальный зал » Православный ликбез: о заповедях

Православный ликбез: о заповедях

Сейчас, когда идет Апостольский (Петропавловский) пост, самое подходящее время обратиться к Божественному учению, которое распространяли апостолы

Мы начинаем публикацию серии статей нашей читательницы, выпускницы Российского православного университета св. Иоанна Богослова, Оксаны Макаровой
Православный ликбез: о заповедях

Божественные Заповеди представляют собой выражение воли Создателя о человеке и занимают одно из центральных мест в Библии.

Судя по всему, до грехопадения у Адама была единственная заповедь, которая заключалась в том, что человек должен принять установленный Богом нравственный миропорядок. Отказ от вкушения плодов древа познания добра и зла означал, что человек не претендует на власть над тем, что в мире является добром и ведет к жизни, а что – является злом и ведет к смерти. Давая эту заповедь, Творец определил человеку реальную возможность принять и исполнить ее, или отвергнуть и нарушить. Реальность выбора, в свою очередь, делала реальной духовную свободу человека.

Когда эта первая и единственная заповедь была нарушена, Господь последовательно предлагал людям другие заповеди, связывая их исполнение с восстановлением утраченной ими полноты жизни. Так появились заповеди завета с Ноем, с Авраамом, заповеди Моисея, составившие Закон Божий. Заповеди Нового завета — высшая ступень общения Бога с человеком, когда Создатель раскрывает пути и возможности для возвращения Создания в Царство Небесное.

Иисус Христос и Ветхий Закон

Когда мы говорим о Библейских заповедях, то нередко вспоминаем десять нравственных законов, данных самим Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода евреев из Египта. Вот они с некоторыми сокращениями
по Синодальному переводу Библии: 1.Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2.Не делай себе кумира. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4.Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу. 5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его.
Прийдя на Землю, Иисус Христос дал человечеству новые заповеди, при этом прежние не только не отменил, но нравственно усилил их. Апостол Матфей (гл. 5, ст. 17-19) так передает слова Господа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

Наоборот, Иисус Христос расширил нравственные горизонты Ветхозаветного Закона.
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной». (От Матфея, 5:21-26).
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (От Матфея, 5:27-30).
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (От Матфея, 5:31-32).
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (От Матфея, 5:33-37)
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (От Матфея, 5:43-47).

Заповеди любви

Есть в Новом завете место, которое поначалу вызывает некоторое смущение.

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех Ветхозаветных заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две - о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (От Матфея, 22:37-40).
Н
е может не возникнуть вопрос: а есть ли в Законе Моисея такая заповедь: "Возлюби ближнего"? Отвечая на него, некоторые богословы условно делят десять заповедей на две категории: Заповеди по отношению к Богу и Заповеди по отношению к ближнему. Первые четыре заповеди - (1) Служи одному Богу, (2) Не сотвори себе кумира, (3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, (4) Помни день субботний - касаются наших взаимоотношений с Богом. Иисус сформулировал эти взаимоотношения как любовь к Богу. Если ты любишь Господа Бога всем сердцем и умом, то будешь стараться угодить Ему и исполнить Его волю.
Остальные шесть заповедей - (5) Почитай отца твоего и мать, (6) Не убивай, (7) Не прелюбодействуй, (8) Не кради, (9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, и (10) Не желай ничего, что у ближнего твоего, - касаются наших взаимоотношений с окружающими. Иисус сформулировал эти взаимоотношения как любовь к ближнему.
По слову апостола Павла, «Если ты любишь окружающих, то не будешь замышлять злое против них, не будешь им завидовать и обижать их словами, или делами». (К римлянам, 13:9). «Итак любовь есть исполнение закона». (К римлянам, 13:10).

Заповеди Блаженства

Важнейшей частью Новозаветных заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди Христа. Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Осипов о их значении сказал так: «Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»... Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему. Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия — это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле. Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба». Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, — некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства — открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно».
Рассмотрим эти Заповеди Блаженства.
1.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Многие святые отцы подчеркивали, что именно осознание своей духовной нищеты является основой духовной жизни христианина. Нищета эта состоит в видении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. Нищета духа по сути своей есть не что иное, как смирение. Святые отцы утверждают, что без этого основания невозможны никакие другие добродетели. Более того, сами добродетели без нищеты духовной могут привести человека в очень опасное состояние, в тщеславие, гордость и прочие грехи. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Когда святые отцы объясняют эту заповедь, то они говорят о слезах покаяния, сокрушения сердечного о своих грехах, о своем бессилии справиться с тем злом, которое видят в себе. Такой плач есть обращение и ума, и сердца к Богу о помощи в духовной жизни. А сердца сокрушенного и смиренного Бог не отвергнет и непременно поможет такому человеку победить в себе зло и приобрести благо. Потому блаженны такие плачущие.
3.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. О том, что такое новозаветная кротость, хорошо сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость». Кротость, оказывается, не какая-то пассивность, слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это свойство духовное, и оно является характеристикой того христианина, который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев, толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию обетованной земли Царства Небесного. По учению святых отцов, здесь речь идет не о нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека — новой земле и новом небе, о которых рассказал апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе.
4.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Насколько я понимаю, алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и питья для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа, и они получат желаемые ими оправдание и спасение. Под насыщением здесь подразумевается насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании.
5.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. В молитве, данной самим Иисусом Христом, есть объясняющие суть этого блаженства слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
6.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Под «чистым сердцем» святые отцы понимают возможность достижения бесстрастия, то есть освобождение от рабства страстям, ибо всякий, делающий грех, — по слову Христа, — есть раб греха. По мере того как человек освобождается от этого рабства, он всё более становится духовным зрителем Бога.
7.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Профессор Алексей Осипов так объясняет эту заповедь: «В этих словах по меньшей мере два сопряженных смысла. Первый, более очевидный, касается наших взаимных отношений друг с другом, как личных, так и коллективных, общественных, международных. Ублажаются те, которые бескорыстно стремятся установить и сохранить мир, хотя бы это и было сопряжено с каким-либо ущемлением их самолюбия, тщеславия и проч. Вот этот миротворец, в котором любовь побеждает его часто мелкую правду, ублажается Христом. Второй смысл, более глубокий, относится к тем, которые подвигом борьбы со страстями очистили свое сердце от всякого зла и стали способными принять в свою душу тот мир, о котором Спаситель сказал: мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Этот мир души прославляют все святые, утверждая, что приобретший его приобретает истинное сыновство у Бога».
8.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Истинная правда — это сам Господь. Естественно, что у изгнанных из этого мира за проповедь Господа нет иного места как Царство Небесное.
9.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Согласно этой заповеди, как мне кажется, Иисус Христос обещает готовым претерпеть всяческие поношения, бедствия, самую смерть за имя Христово - великую награду на Небесах - преимущественную и высокую степень блаженства.

Заповеди самосовершенствования

По всему Новому завету, как драгоценнейшие самородки, разбросаны и другие заповеди Иисуса Христа, которые я условно назвала «Заповеди самосовершенствования». Они несут в себе глубокий нравственный смысл.
*Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
*У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.
*Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
*Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
*Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
*А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, ччтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
*Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
*Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
*Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
*Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
*И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
*Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

*А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. *Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

*Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
А еще Господь дал нам верное руководство, как жить:
"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

 

Оксана Макарова
2 июля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 ноября
четверг
2017

В этот день:

Маршал Советского Союза Малиновский

23 ноября 1898 года родился Родион Яковлевич Малиновский (ум. 1967), советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, министр обороны СССР (1957—1967).

Маршал Советского Союза Малиновский

23 ноября 1898 года родился Родион Яковлевич Малиновский (ум. 1967), советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, министр обороны СССР (1957—1967).

Родион Малиновский родился вне брака 22 ноября 1898 года в Одессе. Мать — Варвара Николаевна Малиновская — украинка, предполагаемый отец — Яким (Яков) Иванович Бунин, одесский полицмейстер.

В 1914 году 16-летний Родион уговорил солдат, отправляющихся на фронт Первой мировой войны, взять его в воинский эшелон, после чего был зачислен подносчиком патронов в пулемётную команду. В сентябре 1915 года был тяжело ранен под Сморгонью (два осколка попали в спину, один — в ногу) и получил первую боевую награду — Георгиевский крест 4-й степени.

После 1917 года вступил в Красную Армию, принял участие в Гражданской войне. Когда она окончилась, служил и учился: сначала в школе младшего комсостава, потом в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 1937—1938 годах полковник Малиновский воевал в Испании в качестве военного советника во время испанской Гражданской войны (псевдоним «полковник Малино»). Там был награждён двумя орденами.

Великую Отечественную войну встретил в должности командира 48-го стрелкового корпуса в молдавском городе Бельцы. С августа 1941 года командовал 6-й армией, а в декабре 1941 года был назначен командующим Южным фронтом. После поражения под Харьковом Малиновский был снят с должности и назначен с понижением командующим 66-й армией, действовавшей севернее Сталинграда. С октября 1942 года — заместитель командующего войсками Воронежского фронта. С ноября 1942 года — командующий войсками 2-й гвардейской армии. На этом посту он вновь проявил себя с наилучшей стороны: войска армии выдвигались на ростовское направление, когда ударная группировка немецкого генерала Манштейна нанесла удар с юга в направлении на Сталинград, имея задачу прорвать советское кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса. Пока советский генерал Александр Василевский доказывал И. В. Сталину необходимость привлечь армию Малиновского к отражению немецкого удара, Малиновский по собственной инициативе остановил движение армии и развернул её в боевые порядки. Инициативные действия Малиновского и героизм личного состава возглавляемой им армии сыграли большую роль в победе в Котельниковской операции и, как следствие, в Сталинградской битве.

В феврале 1943 года Сталин вновь вернул Малиновского на должность командующего войсками Южного фронта. На этом посту ему удалось освободить Ростов-на-Дону. С марта 1943 года командовал войсками Юго-Западного фронта, с октября 1943 года переименованного в 3-й Украинский фронт. На этом посту самостоятельно и во взаимодействии с другими фронтами в период с августа 1943 по апрель 1944 года провёл Донбасскую, Нижне-Днепровскую, Запорожскую, Никопольско-Криворожскую, Березнеговато-Снигиревскую, Одесскую наступательные операции. В результате были освобождены Донбасс и вся Южная Украина. В апреле 1944 года ему довелось освободить свой родной город Одессу. В мае 1944 года Малиновский был назначен командующим 2-м Украинским фронтом, который вместе с 3-м Украинским фронтом (под командованием Фёдора Толбухина) разгромил войска германской группы армий «Южная Украина» в ходе Ясско-Кишинёвской стратегической операции. Это принудило Румынию выйти из союза с Германией. 10 сентября 1944 года Малиновскому было присвоено воинское звание «Маршал Советского Союза». В октябре 1944 года Малиновский нанес противнику жестокое поражение в восточной Венгрии и вышел на ближние подступы к Будапешту. В ходе битвы за Будапешт удалось сначала окружить, а потом уничтожить почти 200-тысячную группировку врага. Весной 1945 года во взаимодействии с войсками Фёдора Толбухина фронт Родиона Малиновского успешно провёл Венскую операцию, по существу ликвидировав немецкий фронт в Австрии и соединившись с войсками союзников. За это Малиновский был удостоен высшего советского полководческого ордена «Победа».

Закончил Великую Отечественную войну в Австрии и Чехословакии. Тут же был переведён на Дальний Восток, где в ходе советско-японской войны вступил в командование Забайкальским фронтом. Фронт неожиданно для японского командования прорвался через пустыню Гоби в центральную часть Маньчжурии, довершив окружение и полный разгром японских войск. Малиновскому за эту операцию было присвоено звание Героя Советского Союза.

Потом служил на Дальнем Востоке, был заместителем министра обороны Г.К. Жукова. Запятнал себя на октябрьском (1957) пленуме ЦК КПСС, где обсуждался вопрос о снятии Г. К. Жукова с поста министра обороны СССР. Под давлением Хрущева выступил с критикой своего непосредственного начальника. За что был назначен министром обороны СССР (вместо Жукова) и оставался на этой должности до своей смерти 31 марта 1967 года.

 

Космонавт Владислав Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт СССР Владислав Николаевич Волков (погиб 30 июня 1971), дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Владислав Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт СССР Владислав Николаевич Волков (погиб 30 июня 1971), дважды Герой Советского Союза.

 В 1953 году поступил в Московский авиационный институт. В 1959 году начал работу в ОКБ-1 (КБ Королева), участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход. В 1966 году зачислен в отряд космонавтов (группа гражданских специалистов № 2). В 1969 годусовершил свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7» (12—17 октября). Полёт продолжался 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды. В 1971 году совершил полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полёт продолжался 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата Союз-11, экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Гибель разведчицы Лизы Чайкиной

23 ноября 1941 года в городе Пено Калининской (ныне — Тверской) области была расстреляна партизанская разведчица и командир подпольной комсомольской организации Лиза Чайкина.

Гибель разведчицы Лизы Чайкиной

23 ноября 1941 года в городе Пено Калининской (ныне — Тверской) области была расстреляна партизанская разведчица и командир подпольной комсомольской организации Лиза Чайкина.

Она родилась 28 августа 1918 года в деревне Руно Пеновского района Калиниской области. Во время Великой Отечественной войны секретарь Пеновского райкома ВЛКСМ Лиза Чайкина возглавляла подпольную организацию молодёжи, принимала активное участие в операциях партизанского отряда, действовавшего на территории Великолукской и Калининской областей.

22 ноября 1941 года Лиза Чайкина отправилась из партизанского отряда в Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По пути она зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге, где её заметил староста и донёс немцам. Немцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Лизу Чайкину увезли в Пено. Даже под пытками она отказалась выдать информацию о местонахождении партизанского отряда и была расстреляна 23 ноября 1941 года.

Звание Героя Советского Союза Елизавете Ивановне Чайкиной присвоено посмертно 6 марта 1942 года.

 

Майор Петров сбит своими

23 ноября 1941 года погиб Пётр Михайлович Петров (р. 1910), командир 254-го истребительного авиационного полка, майор, Герой Советского Союза.

Майор Петров сбит своими

23 ноября 1941 года погиб Пётр Михайлович Петров (р. 1910), командир 254-го истребительного авиационного полка, майор, Герой Советского Союза.

 Пётр Михайлович Петров родился в городе Петрозаводске в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем в депо железнодорожной станции Петрозаводск.

В РККА с 1929 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, служил техником авиаотряда в Московском военном округе. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1936 году окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу, продолжил службу лётчиком-истребителем в частях Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Командир эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиационного полка 13-ой армии Северо-Западного фронта капитан П. М. Петров, выполняя боевое задание, 17 февраля 1940 года совершил посадку на замёрзшее озеро Муола-Ярви и под огнём противника принял на лыжу своего истребителя штурмана с подбитого советского бомбардировщика и вывез его в расположение советских войск. За этот подвиг 7 апреля 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

На фронтах Великой Отечественной войны с 28 июня 1941 года. Командир 254 истребительного авиационного полка майор Петров был сбит зенитно-пушечным огнём своих войск 23 ноября 1941 год на станции Алексеевка Курской области. Похоронен в братской могиле №18, рядом с центральным гражданским кладбищем в посёлке Уразово Валуйского района Белгородской области.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение