RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Зачем Америке Украина
13 июля 2014 г.

Зачем Америке Украина

Президент Международного Центра геополитического анализа, генерал – полковник Леонид Ивашов о шкурных целях США
Последнее прости
18 февраля 2018 г.

Последнее прости

К несчастью, это происходит или произойдёт с каждым: уйдёт из этой жизни мама
Встретимся на том свете
12 марта 2018 г.

Встретимся на том свете

Так называется новая книга нашего друга, постоянного автора, известного писателя Петра Ткаченко, которая вышла в издательстве «У Никитских ворот»
Украина вернулась в Россию
21 января 2015 г.

Украина вернулась в Россию

21 (8 - по старому стилю) января 1654 года – на Переяславской Раде провозглашено воссоединение Малороссии с Московским Царством
Стихи о войне
2 января 2018 г.

Стихи о войне

Представляем поэтессу Наталью Анатольевну Бондареву
Главная » Читальный зал » Православный ликбез: о заповедях

Православный ликбез: о заповедях

Сейчас, когда идет Апостольский (Петропавловский) пост, самое подходящее время обратиться к Божественному учению, которое распространяли апостолы

Мы начинаем публикацию серии статей нашей читательницы, выпускницы Российского православного университета св. Иоанна Богослова, Оксаны Макаровой
Православный ликбез: о заповедях

Божественные Заповеди представляют собой выражение воли Создателя о человеке и занимают одно из центральных мест в Библии.

Судя по всему, до грехопадения у Адама была единственная заповедь, которая заключалась в том, что человек должен принять установленный Богом нравственный миропорядок. Отказ от вкушения плодов древа познания добра и зла означал, что человек не претендует на власть над тем, что в мире является добром и ведет к жизни, а что – является злом и ведет к смерти. Давая эту заповедь, Творец определил человеку реальную возможность принять и исполнить ее, или отвергнуть и нарушить. Реальность выбора, в свою очередь, делала реальной духовную свободу человека.

Когда эта первая и единственная заповедь была нарушена, Господь последовательно предлагал людям другие заповеди, связывая их исполнение с восстановлением утраченной ими полноты жизни. Так появились заповеди завета с Ноем, с Авраамом, заповеди Моисея, составившие Закон Божий. Заповеди Нового завета — высшая ступень общения Бога с человеком, когда Создатель раскрывает пути и возможности для возвращения Создания в Царство Небесное.

Иисус Христос и Ветхий Закон

Когда мы говорим о Библейских заповедях, то нередко вспоминаем десять нравственных законов, данных самим Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода евреев из Египта. Вот они с некоторыми сокращениями
по Синодальному переводу Библии: 1.Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2.Не делай себе кумира. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4.Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу. 5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его.
Прийдя на Землю, Иисус Христос дал человечеству новые заповеди, при этом прежние не только не отменил, но нравственно усилил их. Апостол Матфей (гл. 5, ст. 17-19) так передает слова Господа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

Наоборот, Иисус Христос расширил нравственные горизонты Ветхозаветного Закона.
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной». (От Матфея, 5:21-26).
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (От Матфея, 5:27-30).
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (От Матфея, 5:31-32).
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (От Матфея, 5:33-37)
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (От Матфея, 5:43-47).

Заповеди любви

Есть в Новом завете место, которое поначалу вызывает некоторое смущение.

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех Ветхозаветных заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две - о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (От Матфея, 22:37-40).
Н
е может не возникнуть вопрос: а есть ли в Законе Моисея такая заповедь: "Возлюби ближнего"? Отвечая на него, некоторые богословы условно делят десять заповедей на две категории: Заповеди по отношению к Богу и Заповеди по отношению к ближнему. Первые четыре заповеди - (1) Служи одному Богу, (2) Не сотвори себе кумира, (3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, (4) Помни день субботний - касаются наших взаимоотношений с Богом. Иисус сформулировал эти взаимоотношения как любовь к Богу. Если ты любишь Господа Бога всем сердцем и умом, то будешь стараться угодить Ему и исполнить Его волю.
Остальные шесть заповедей - (5) Почитай отца твоего и мать, (6) Не убивай, (7) Не прелюбодействуй, (8) Не кради, (9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, и (10) Не желай ничего, что у ближнего твоего, - касаются наших взаимоотношений с окружающими. Иисус сформулировал эти взаимоотношения как любовь к ближнему.
По слову апостола Павла, «Если ты любишь окружающих, то не будешь замышлять злое против них, не будешь им завидовать и обижать их словами, или делами». (К римлянам, 13:9). «Итак любовь есть исполнение закона». (К римлянам, 13:10).

Заповеди Блаженства

Важнейшей частью Новозаветных заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди Христа. Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Осипов о их значении сказал так: «Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»... Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему. Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия — это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле. Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба». Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, — некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства — открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно».
Рассмотрим эти Заповеди Блаженства.
1.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Многие святые отцы подчеркивали, что именно осознание своей духовной нищеты является основой духовной жизни христианина. Нищета эта состоит в видении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. Нищета духа по сути своей есть не что иное, как смирение. Святые отцы утверждают, что без этого основания невозможны никакие другие добродетели. Более того, сами добродетели без нищеты духовной могут привести человека в очень опасное состояние, в тщеславие, гордость и прочие грехи. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Когда святые отцы объясняют эту заповедь, то они говорят о слезах покаяния, сокрушения сердечного о своих грехах, о своем бессилии справиться с тем злом, которое видят в себе. Такой плач есть обращение и ума, и сердца к Богу о помощи в духовной жизни. А сердца сокрушенного и смиренного Бог не отвергнет и непременно поможет такому человеку победить в себе зло и приобрести благо. Потому блаженны такие плачущие.
3.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. О том, что такое новозаветная кротость, хорошо сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость». Кротость, оказывается, не какая-то пассивность, слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это свойство духовное, и оно является характеристикой того христианина, который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев, толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию обетованной земли Царства Небесного. По учению святых отцов, здесь речь идет не о нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека — новой земле и новом небе, о которых рассказал апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе.
4.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Насколько я понимаю, алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и питья для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа, и они получат желаемые ими оправдание и спасение. Под насыщением здесь подразумевается насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании.
5.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. В молитве, данной самим Иисусом Христом, есть объясняющие суть этого блаженства слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
6.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Под «чистым сердцем» святые отцы понимают возможность достижения бесстрастия, то есть освобождение от рабства страстям, ибо всякий, делающий грех, — по слову Христа, — есть раб греха. По мере того как человек освобождается от этого рабства, он всё более становится духовным зрителем Бога.
7.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Профессор Алексей Осипов так объясняет эту заповедь: «В этих словах по меньшей мере два сопряженных смысла. Первый, более очевидный, касается наших взаимных отношений друг с другом, как личных, так и коллективных, общественных, международных. Ублажаются те, которые бескорыстно стремятся установить и сохранить мир, хотя бы это и было сопряжено с каким-либо ущемлением их самолюбия, тщеславия и проч. Вот этот миротворец, в котором любовь побеждает его часто мелкую правду, ублажается Христом. Второй смысл, более глубокий, относится к тем, которые подвигом борьбы со страстями очистили свое сердце от всякого зла и стали способными принять в свою душу тот мир, о котором Спаситель сказал: мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Этот мир души прославляют все святые, утверждая, что приобретший его приобретает истинное сыновство у Бога».
8.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Истинная правда — это сам Господь. Естественно, что у изгнанных из этого мира за проповедь Господа нет иного места как Царство Небесное.
9.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Согласно этой заповеди, как мне кажется, Иисус Христос обещает готовым претерпеть всяческие поношения, бедствия, самую смерть за имя Христово - великую награду на Небесах - преимущественную и высокую степень блаженства.

Заповеди самосовершенствования

По всему Новому завету, как драгоценнейшие самородки, разбросаны и другие заповеди Иисуса Христа, которые я условно назвала «Заповеди самосовершенствования». Они несут в себе глубокий нравственный смысл.
*Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
*У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.
*Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
*Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
*Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
*А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, ччтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
*Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
*Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
*Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
*Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
*И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
*Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

*А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. *Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

*Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
А еще Господь дал нам верное руководство, как жить:
"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

 

Оксана Макарова
2 июля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июля
четверг
2018

В этот день:

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

 Вскоре турки начали наступление. Героическая оборона перевала русскими отрядами и болгарскими дружинами продолжалась до января следующего года, когда русские войска перешли в общее наступление.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

 На время войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена ГКО СССР, который не имел своего аппарата и полагался на административные ресурсы наркоматов.
 По указу Государственного комитета обороны 15 октября 1941 года Совнарком СССР, вместе с другими органами государственной власти и управления, был эвакуирован в г. Куйбышев, однако И.В. Сталин, будучи председателем ГКО СССР и Ставки Верховного Главнокомандования, остался в Москве. Являясь председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Сталин руководил работами по организации военного производства, партизанского движения, восстановления хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, а также занимался другими вопросами, входящими в сферу полномочий правительства СССР.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Войну он начал в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта, в Крыму. По инициативе Хрюкина под Сталинградом был создан полк асов — 9-й гвардейский истребительный авиаполк. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Он разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом). В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии. В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного фашистами Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер от полученных увечий. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение