RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

США — империя войны
9 ноября 2016 г.

США — империя войны

Глобальный кризис неуклонно перерастает в общепланетарную бойню за ресурсы
Улыбка - тоже оружие
8 декабря 2018 г.

Улыбка - тоже оружие

К выходу в свет очередного шедевра из проекта ЖЗЛ «Смехачи Мейерхольда»
Православное сердце Земли
19 октября 2014 г.

Православное сердце Земли

Наш конкурс патриотической поэзии-20014 продолжает поэтесса Екатерина Новикова
Несколько советских тостов в честь танкистов
8 сентября 2019 г.

Несколько советских тостов в честь танкистов

8 сентября в России отмечается День танкиста
Мы победим!
23 января 2014 г.

Мы победим!

РГК продолжает конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 700-летию преподобного Сергия Радонежского
Главная » Читальный зал » Царевич Дмитрий: тайна гибели

Царевич Дмитрий: тайна гибели

16 июня Православная Церковь отмечает годовщину перенесения мощей святого благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606)

Его гибель в 1591 году до сих пор является зловещей тайной, раскрытия которой ищут не только исследователи, но и простые граждане. О чем свидетельствует публикуемое ниже письмо.
Царевич Дмитрий: тайна гибели

Здравствуйте. Прошу вас разрешить мои сомнения, касающиеся гибели Святого благоверного царевича Димитрия. В книге "Борис Годунов" одного советского историка, со ссылкой на изданные в 1913-м году "Материалы угличского дела", с цитатами из записей следственной комиссии Шуйского, утверждается, что по меньшей мере трое взрослых свидетелей и дети, игравшие с царевичем, видели, как царевич в припадке "падучей болезни" поранил себя ножиком в горло. В опубликованном на сайте www.days.ru житии Святого благоверного царевича Димитрия утверждается, что "В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича". Пожалуйста, разрешите мои сомнения. Мы с женой, обсуждая эту тему, пришли к выводу, что единственным доказательством того, что царевич был убит, является его прославление как святого Православной Церковью, что было бы, вероятно, исключено в случае нечаянного! самоубийства царевича. Может быть после смерти Святой благоверный царевич Димитрий явился кому-нибудь и рассказал правду о своей гибели? Заранее признателен за ответ.

Сергий

 

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
При рассмотрении смерти царевича Димитрия историк не имеет права ограниваться только «Следственным делом», составленным людьми, посланными Борисом Годуновым. Необходимо изучить все доступные вниманию исследователя обстоятельства.
Кратко восстановим исторический фон. Царем был Феодор Иоаннович (1557 – 1598). Он отличался набожностью, благочестием, но имел слабую волю. Страной фактически правил Борис Годунов – конюший и глава Земского приказа. Его родная сестра Ирина Федоровна была царицей. Детей у царской четы не было. Необходимо поставить вопрос: хотел ли Годунов царской власти? Факты это подтверждают. Годунов пытался объявить Димитрия незаконнорожденным как сына седьмой супруги Иоанна Васильевича. Он повелел не молиться о нем и не поминать его имя с царской фамилией за богослужением. Цель была ясна - лишить его возможности наследовать престол в случае кончины царя, который был слаб здоровьем. В 1586 году произошло событие, которое еще больше показало намерения Бориса Годунова. Иван Шуйский и другие бояре стали бить челом царю о разводе его с царицей Ириной. Их поддержал митрополит Дионисий. Годунов воспротивился. Он сказал, что царица отличается здоровьем и добродетелью, потому у них могут быть дети. Если нет, то жив царевич Димитрий. Факт примечательный! С целью расстроить планы Шуйского и бояр, гибкий в политике Борис, идет на уступки и признает права за Димитрием. Попытка с разводом не удалась. Митрополит Дионисий просил Бориса не мстить. Но в следующем году Шуйского и близких к нему бояр обвинили в измене. Одних сослали, других казнили. «А гостей Московских Феодора Нагая да с ним шти [шести] человек казнил на Москве» (Полное собрание русских летописей, М., 2000, т. X, с. 37). Митрополит Дионисий и архиепископ Варлаам обратились к царю, чтобы заступиться за преследуемых и сказать о неправдах Бориса. Правитель победил. Архиереи были свергнуты и сосланы в новгородские монастыри. Место преосвященного Варлаама занял архиепископ Геласий. Позже он будет послан Годуновым вместе с Василием Шуйским в Углич для дознания. В «Новом летописце» говорится о попытке Бориса Годунова отравить царевича: «Борис посла на Углич, чтобы сего праведного окормити зелием. Ему же праведному царевичу Димитрию даваху смертоносное зелие овогда в естве, овогда в питие, Бог же храняй праведника, не хотя втайне ево праведную душу вести приятии, а хотя ево праведную душу и неповинную кровь объявити всему миру» (ПСРЛ, т.XIV, с. 40). В этой же летописи подробно повествуется об убиении невинного царевича людьми, посланными Борисом Годуновым: Михайлой Битяговским, сыном его Данилой, племянником Никитой Качаловым, Данилой Третьяковым. К ним присоединился сын мамки царевича Осип Волохов. Совершили они злодеяние в Угличе 15 мая 1591 года. Царевич утром был в Спасо-Преображенской церкви на литургии, которую он посещал ежедневно. Дома ему дали Богородничную просфору. «А обычай у него, государя, царевича был таков: по вся дни причащался [т.е. вкушал] хлебу Богородничну» (Повесть об убиении царевича князя Димитрия. – Чт. в Об-ве ист. и древн. росс., 1864, кн. IV, окт.-дек., отд. V). Ему дали пить, и после этого нянька Василиса Волохова увела его гулять.

Узнав о смерти брата, царь Федор, сильно скорбел. Он хотел ехать в Углич, но Годунов его удержал, а послал своих людей: митрополита Крутицкого Геласия, князя Василия Ивановича Шуйского, окольничьего Клешнина и дьяка Вылузгина. «Следственное дело об убиении Димитрия царевича в Угличе 15 мая 1591 г» показывает желание скрыть правду. Проводившие дознание объявили, что царевич играл в тычку ножом и "тут пришла на него падучая немочь, и зашибло его и учало его бити; да как его било, и он покололся ножом сам". Предвзятость следствия обнаруживается с самого начала. Первая фраза документа странным образом соединяет и вопрос, и ответ: "Которым обычаем царевича не стало? И что его болезнь?". Не все помогали следователям. Михаил Нагой сказал, что царевича зарезали. Свои показания он подтвердил позже и под пыткой. «Следствие, рассмотренное перед судом беспристрастия, - пишет архиеп. Филарет (Гумилевский), - оказывается жалким усилием закрыть правду в глазах царя Феодора. В нем не записали общего голоса угличан, уверявших следователей, что царевич убит. В нем старались не о том, чтобы открыть правду, а о том только, чтобы выставить царевича больным». Преосвященный Филарет пишет: «не спросили ни кого: где девался этот нож? Да и видел ли кто его?». Далее архиеп. Филарет продолжает: «К тому же в падучей болезни невозможны произвольные движения рукою, чтобы заколоть себя; если же царевич упал прямо гортанью на нож, гортань его была бы проколота, а не перерезана, как видят это теперь». В мае 1606 года в Углич прибыли митрополит Филарет, епископ Феодосий и четыре боярина. Они участвовали в обретении мощей и донесли царю: «Когда открыт был гроб царевича, мощи оказались целы и невредимы, за исключением некоторых частей: лице, волосы на голове, на костях плоть – невридимы». Тогда и открылась правда: горло было перерезано. Это и имел ввиду архиеп. Филарет: «как видят это теперь». За 15 лет не истлели также: шитый платок в левой руке, одежды, сапожки, горсть орехов, найденные у закланного отрока в правой руке и с ним положенные в гроб. Все были изумлены свидетельством святости отрока. За этим последовали многие чудеса. По свидетельству современников: недужные, с верою и любовью целовавшие мощи, исцелялись. Особенно было много чудес исцеления слепых. Помощь по молитвам святого царевича Димитрия люди получают и в наши дни.

pravoslavie.ru
16 июня 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 октября
воскресенье
2019

В этот день:

Стояние на Угре

20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.

Стояние на Угре

20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.

 

В 1476 году хан Большой Орды Ахмат послал в Москву посольство, которое возглавил Ахмет Садык, с грозным требованием полностью восстановить даннические отношения. Понимая, что отрицательный ответ означает войну, Великий Князь Иван III тянул время, переговоры шли долго. Есть сведения, что окончательное решение Иван III принял под воздействием своей жены византийской принцессы Софьи Фоминичны Палеолог, которая якобы с гневом заявила мужу: «Я вышла замуж за Великого Князя Русского, а не ордынского холопа».

На встрече с послами Иван III разорвал ханскую грамоту, сломал и растоптал ногами басму (коробочка, заполненная воском с оттиском пятки хана, выдававшаяся послам как верительная грамота). Князь велел умертвить послов, кроме одного, которого отпустил и сказал: «Ступай объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое».

В 1480 году на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Им навстречу выступили русские войска. Две армии встретились на реке Угре – левом притоке Оки. 23 июня 1480 года, горячо помолившись Владимирской иконе Божией Матери, к армии в Коломну прибыл и безвыездно находился в ней по 30 сентября Великий Князь Иван III. А вся Москва тем временем молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник Великого Князя архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Никто не хотел нападать первым, происходили стычки, было сражение в нижнем течении реки, но оба войска – и русское, и татарское – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах Угры. В мелких стычках, дипломатических переговорах прошло несколько месяцев, наступила осень.
В начале ноября Иван III отдал приказ отойти на зимние квартиры к Боровску. На берегу Угры он оставил сторожу для наблюдения за татарами. Однако татары вместо того, чтобы атаковать русских, чего опасались московские военачальники, сами бежали. Утром 11 (24) ноября стража увидела, что правый берег Угры пуст. Татары скрытно ночью снялись с позиций и ушли на юг. Стремительное отступление татар более походило на бегство. А вскоре хан Ахмат был убит в Орде.

Историки объясняют бегство татар тем, что Ахмат получил известия о набеге русских и их союзников на оставленную Ахматом Орду, наступлением холодов и т.п.

Русские православные люди видели в этом факте особое покровительство Небесной Владычицы земле Русской. Река Угра нашими предками была названа «поясом Пресвятой Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - писал летописец. - Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию». Так, без всякой битвы, закончилось на Руси монголо-татарское иго. В честь этого события было установлено празднование Владимирской иконе Божией Матери с Крестным ходом в Сретенский монастырь.
Эта история прорастает важным назиданием в сегодняшний день: с молитвой, чистой и непреклонной перед врагом душой русские побеждают любого врага! Тем более это актуально в нынешней битве с англо-саксонским сатанизмом.

 

 

Навариинское морское сражение 1827 года

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря состоялось крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.

Навариинское морское сражение 1827 года

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря состоялось крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.

 Оно продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота.

Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили от 600 до 800 человек. В сражении отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Флагман уничтожил 5 турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Разгром турецкого флота в Наваринском сражении значительно ослабил морские силы Турции, что послужило значимым вкладом в победу России в дальнейшей русско-турецкой войне 1828—1829 года. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции.

Гибель линкора «Императрица Мария»

20 октября (7 по ст. ст.) 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул линейный корабль Российского Императорского флота «Императрица Мария».

Гибель линкора «Императрица Мария»

20 октября (7 по ст. ст.) 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул линейный корабль Российского Императорского флота «Императрица Мария».

 Он имел водоизмещение 25 465 тонн, длина линкора составляла 168 метров, ширина 27,4 метра, осадка 8,7 метра. Мощность 4-вальной паротурбинной установки - 26 000 л.с., скорость 21 узел. Броня до 262 мм. Вооружение: двенадцать 305-мм и двадцать 130-мм орудий, восемь 75-мм зенитных пушек, 4 торпедных аппарата.

Поздравляем военных связистов

20 октября 1919 года были созданы Советские войска связи.

Поздравляем военных связистов

20 октября 1919 года были созданы Советские войска связи.

 С тех пор этот день отмечается как профессиональный праздник военных связистов.

Материалы и средства для обеспечения военной связи в разные времена были совершенно различными. Начиная от простейшей передачи зрительных и звуковых сигналов, до изобретения новейших технологий военной связи, передающих информацию всех категорий секретности.Сегодня системы связи полностью автоматизированы. Они позволяют передавать данные на огромные расстояния и поддерживать связь между несколькими объектами одновременно. Обслуживают такие системы специально обученные военные — связисты, которые сформированы в отдельный род войск — войска связи РФ.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение