RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Падение Украины
21 сентября 2014 г.

Падение Украины

Для тех, кому она является малой родиной, эта трагедия вызывает особую боль
Путин и «конец света»
23 ноября 2015 г.

Путин и «конец света»

Сегодня мы недоумеваем, почему наш Президент, решительно поворачивающий руль государственного корабля вправо, держит около себя либералов?
Казахский сын советского народа
18 мая 2016 г.

Казахский сын советского народа

18 мая 2016 года Олжасу СУЛЕЙМЕНОВУ исполнилось 80 лет
Летописец русской песни
10 декабря 2014 г.

Летописец русской песни

Исполнилось 80 лет уникальному музыковеду и композитору Юрию Евгеньевичу Бирюкову
За кого голосовать?
11 сентября 2016 г.

За кого голосовать?

С таким вопросом в Российский героический календарь в эти дни обращается множество наших читателей
Главная » Читальный зал » Кавказская пленница

Кавказская пленница

22 июня 1947 года родилась известная и любимая кинозрителями актриса Наталья Варлей

Во всем мире её знают как исполнительницу главной роли в кинокомедии « Кавказская пленница»
Кавказская пленница

Журналистская работа подарила мне прекрасную возможность познакомиться с Натальей Владимировной. Вот одна из бесед с ней.


- Как вы стали актрисой?
- Когда наша семья переехала из Мурманска в Москву (мой отец был морским офицером), я пошла поступать ни больше ни меньше как в цирковое училище. И меня приняли. Все четыре года, пока я училась, папа с мамой, конечно, надеялись, что меня отчислят за профнепригодность, но я получила диплом с отличием, и с номером "Воздушный эквилибр на штейн-трапеции с музыкальными инструментами" начала гастролировать по городам Советского Союза. Помню, родители пришли посмотреть цирковое представление, мама всплакнула, отец сказал: "Ну что ж, в семье не без урода..." Вот так своеобразно они благословили меня на работу в цирке.
Мне посчастливилось работать в одной программе с Леонидом Енгибаровым, великим клоуном. Это был великолепный артист, невероятной глубины, прекрасный жонглер, акробат. А какие у него были философские репризы! Помимо того, что я работала под куполом, выходила и вместе с Енгибаровым в его репризе...
Енгибаров сыграл в моей жизни своеобразную роль. Он рассказал обо мне режиссеру Юнгвальду-Хилькевичу, который в это время снимал свой первый фильм "Формула радуги". Потом он снимал, если вы помните, "Туфельки с золотыми пряжками", "Ах, водевиль, водевиль!", "Граф Монте-Кристо", "Д'Артаньян и три мушкетера". Впоследствии я снялась у него в фильме "Весна двадцать девятого" вместе с Валерием Золотухиным. А в "Формуле радуги" мне дали крошечную роль медсестры: на протяжении всего фильма я бегала со шприцем в руках за главным героем... Так вот, Леня Енгибаров сказал Хилькевичу: "У нас под куполом работает выпускница циркового училища. Приходи, посмотри". Потом Юра взял меня на съемки. В процессе съемок Юрию захотелось, чтобы я сыграла главную героиню - аспирантку, даже не студентку, которой 22-24 года. Назначили кинопробы. Меня стали одевать в более взрослые костюмы, по-взрослому причесывать, красить. Но чем больше меня красили, тем юнее я становилась. Юра был просто в отчаянии! И в результате, конечно, стало понятно, что эту роль я сыграть не смогу - слишком юна. Роль сыграла Раиса Недашковская, киевская актриса.
Но те кинопробы сыграли значительную роль в моей жизни. Именно тогда в павильоне Одесской киностудии появилась Татьяна Михайловна Семенова, ассистентка Гайдая, которая меня увидела и сообщила ему обо мне. Когда я ехала из Одессы в Москву, читала в поезде журнал "Советский экран" и узнала, что будет сниматься фильм "Кавказская пленница, или Другие приключения Шурика". И троица, и Александр Демьяненко, и режиссер сейчас заняты поисками героини. Я еще подумала: "Интересно, кто же будет счастливицей?". Дома меня ждала телеграмма: "Приглашаетесь на "Мосфильм" на встречу с режиссером. Пробы "Кавказской пленницы". Я изумилась, испугалась, но из любопытства поехала. Мы познакомились с Гайдаем, была назначена кинопроба. И каким-то удивительным образом из огромного количества претенденток на эту роль утвердили именно меня! Хотя были и Настя Вертинская, и Марьяна, и Вика Федорова, и Наталья Кустинская, и Наталья Фатеева - можно перечислять всех актрис, уже известных и популярных в то время... А утвердили никому не известную цирковую гимнастку! Гайдай мне потом сказал: "Меня поразила твоя смелость и раскованность". А смелость заключалась, знаете, в чем? Гайдай робко-робко меня спросил: "Наташа, а вы можете надеть купальник и выйти?" А что такое для меня купальник? Я же гимнастка, и купальник - моя рабочая форма. "Конечно", - сказала я. Пошла, переоделась и вышла. Это и сыграло решающую роль. Проба была яркой, я была совершенно раскрепощена. А ведь тогда никто не снимался раздетым...
И вот в городе Горьком, где я была на гастролях, мне сообщили, что я утверждена на роль Нины. Это известие я восприняла с таким невероятным испугом, с таким ужасом: я поняла, что пусть на короткое время, но мне придется расстаться с моим любимым цирком. Я совершенно не собиралась ввязываться в эту авантюру. Мне было интересно, но сниматься в кино я больше не хотела. После "Формулы радуги" я решила, что там - моя последняя роль. Я прибежала к своему цирковому режиссеру и говорю, что меня утвердили на роль "Кавказской пленницы", но я не хочу сниматься. И реву. Он вскричал: "Ты что, с ума сошла? Ты представляешь, как тебя будут объявлять? Под куполом цирка - исполнительница главной роли в фильме "Кавказская пленница" Наталья Варлей! Представляешь, какая реклама?!"

Что такое реклама, я тогда не очень понимала. Но начала сниматься. Я потащила за собой 290 килограммов цирковой аппаратуры, наивно полагая, что она будет висеть в Ялтинском цирке и в свободное от работы время я буду репетировать. Но мы работали с утра до вечера. Снимали в Крыму, в горах (и один-единственный эпизод - на Кавказе), я училась водить машину, выполняла различные трюки, и это мне давалось легко. Пригодилось мое цирковое образование. Все трюки в картине я выполнила сама, без дублера. Что касается актерской части, конечно, мне было очень трудно. Сниматься с профессионалами, блистательными актерами! Я комплексовала безумно. И только благодаря помощи всей съемочной группы (со мной репетировали по многу дней), мне удалось с честью выйти из этой сложной для меня ситуации.
Например, если в фильме мне надо было от души хохотать, меня смешили. Я очень старалась, но, видимо, мой смех не всегда соответствовал, и Гайдай стал подсылать ко мне самых талантливых рассказчиков анекдотов - благо, их было много. На анекдоты я хохотала, а по команде "мотор!" просто цепенела от ужаса. Вообще о съемках можно столько рассказывать!

- Расскажите, как снимался этот фильм?

- До сих пор я помню каждый съемочный день. Много было и смешных, и казусных, и драматических ситуаций. Например, я чуть не раздавила знаменитую троицу. Помните, когда они стояли на дороге с Вициным посередине? Я мчусь на красной машине, а у нее вдруг отказывают тормоза. Слава Богу, реакция у наших прекрасных комиков оказалась отменной.

Навсегда остался в памяти первый опыт артистического перевоплощения. До этого я фактически играла саму себя. Образ же Нины в "Кавказской пленнице" совершенно не похож на меня в жизни: я никогда не была уверенной в себе, озорной, оптимистичной, скорее - тихой, мечтательной, романтичной. Так что Гайдай из меня прямо на съемках лепил "комсомолку, спортсменку и просто красавицу".

И еще одно, далеко не комедийное воспоминание связано не со съемками, а уже с просмотром готового фильма. Мы представляли его комиссии и смотрели больше, конечно, не на экран, а на ее членов. У них были каменные лица! У нас возникло ощущение полного провала. Но потом был другой просмотр - в Доме кино. Там зрители хохотали с первого и до последнего кадра. Честно говоря, реакция комиссии мне так до сего дня и непонятна, но помнился тот ужас, который она вызывала в душе.
- Как к вам относились ваши звездные партнеры?
- Хорошо. Конечно, они относились ко мне, как к ребенку. Да и я считала их старыми мужчинами. Хотя сейчас понимаю, что Никулину и Этушу было по 40, Моргунову – и того меньше, Саше Демьяненко – 30, только Вицину – 50 с хвостиком. Но мне они казались пожилыми. Таково свойство молодости.
А потом были другие кинокартины. После фильма "Вий", в котором я сыграла роль паночки, где меня тоже использовали в основном как цирковую артистку (я выполняла различные трюки), приняла решение поступить в театральный институт. Окончила с отличием театральное училище имени Щукина на курсе Катина-Ярцева. Со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, очень много талантливых ребят. Это был первый выпуск Юрия Васильевича. И после окончания я стала работать в театре имени Станиславского. Параллельно с учебой снималась, параллельно с работой в театре – тоже снималась. И так всю жизнь...

Сергей Турченко
21 июня 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 ноября
суббота
2018

В этот день:

День участкового

17 ноября в России отмечается День участкового-уполномоченного милиции. Это праздник многотысячной армии милицейских трудяг, которые находятся на переднем крае борьбы за общественный порядок.

День участкового

17 ноября в России отмечается День участкового-уполномоченного милиции. Это праздник многотысячной армии милицейских трудяг, которые находятся на переднем крае борьбы за общественный порядок.

6 сентября 2002 года Министерство внутренних дел Российской Федерации издало приказ № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции». В нем говорилось следующее: «В настоящее время в горрайорганах внутренних дел служат более 54 тыс. участковых уполномоченных милиции. Ими раскрывается каждое второе преступление по линии милиции общественной безопасности и около четверти преступлений по линии криминальной милиции. Под их контролем находится более 4 млн лиц, состоящих на профилактических учетах органов внутренних дел. В целях сохранения преемственности в работе участковых уполномоченных милиции, пропаганды и распространения положительного опыта и сложившихся традиций их деятельности, а также учитывая их существенную роль в реализации задач, выполняемых органами внутренних дел, приказываю: 1. Считать 17 ноября 1923 года датой начала формирования в органах внутренних дел участковых уполномоченных милиции. 2. Объявить 17 ноября «Днем участковых уполномоченных милиции». 3. ГУООП СОБ МВД России разработать план соответствующих организационных и практических мероприятий по празднованию Дня участковых уполномоченных милиции. 4. В установленном порядке ежегодно отмечать в «День участковых уполномоченных милиции» особо отличившихся сотрудников и работников, а также ветеранов, внесших большой личный вклад в укрепление правопорядка».

Руководство МВД Российской Федерации выбрало 17 ноября для празднования «Дня участковых уполномоченных милиции» не случайно. именно в этот день, в 1923 году, в Советском Союзе была утверждена «Инструкция участковому надзирателю». Появление этого нормативного правового акта и положило де-юре начало формированию института участковых в СССР.

Первый бой пароходо-фрегатов

17 ноября 1853 года произошло первое в истории сражение военных пароходов. Русский пароходо-фрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Григория БУТАКОВА атаковал и захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

Первый бой пароходо-фрегатов

17 ноября 1853 года произошло первое в истории сражение военных пароходов. Русский пароходо-фрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Григория БУТАКОВА атаковал и захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

Пароходо-фрегат — фрегат, имевший кроме парусного вооружения паровой двигатель и гребные колёса в качестве движителя.

Первый пароходофрегат («Медея») появился в Англии в 1832 году. Первым построенным в России пароходофрегатом стал «Богатырь» (спущен на воду со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1836 году, вооружение — 28 пушек, мощность паровой машины — 260 л. с.).

К началу Крымской войны в составе Российского флота имелось 16 пароходо фрегатов. Среди них - «Владимир». Его трёхчасовой бой с турком закончился победой: «Перваз-Бахри» был вынужден спустить флаг. Правда, русские моряки едва не «перестарались» — они с большим трудом смогли довести свой трофей до Севастополя. Турецкий пароход потом отремонтировали и он вошел в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».

Г. И. Бутаков после этого боя был произведён в капитаны 2-го ранга и награждён орденом св. Георгия IV степени.

Крейсер «Аврора» продолжает бой

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Крейсер «Аврора» продолжает бой

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Он вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток, крейсер "Аврора" принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись в Балтийское море, "Аврора" длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер "Аврора" принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 года был поставлен на ремонт в Петрограде. В 1917 году экипаж "Авроры" активно участвовал в революционных событиях, потом крейсер стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 года, проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. С началом Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" и его экипаж встали на защиту Ленинграда. Весь период ленинградской блокады "Аврора" стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), обстреливала из своих орудий противника и сама подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 года крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.

В 1948 году крейсер "Аврора" был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 году на "Авроре" был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. В июле 1992 года на нем был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.

В ночь с 5-го на 6-е июня 2009 года издаваемый на деньги олигарха Михаила Прохорова журнал «Русский пионер» широко отпраздновал свою годовщину на борту легендарного корабля. Среди гостей вечера оказался тогдашний полпред президента РФ Илья Клебанов, глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, пивной магнат Олег Тиньков, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский, владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико, тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Их развлекали телеведущая Тина Канделаки и Сергей Шнуров, известный тем, что балует подобную публику песнями с нецензурной лексикой.

Возможно, это мерзкое мероприятие так и осталось бы незамеченным, но каким-то образом эта (наверняка далеко не первая и уж точно не последняя) «невинная шалость» зажравшихся и одуревших от собственного всесилия и безнаказанности чинуш, повязанных родственными, деловыми и дружескими связями с олигархией, оказалась известна прессе. И целый ряд как печатных, так и электронных СМИ выступили с публикациями и репортажами о данном событии. Как писала тогда газета «Фонтанка», «Аврора» преобразилась по случаю пьянки невообразимо: крейсер оброс прожекторами, звуковыми колонками, куда-то подевались вахтенные матросы и офицеры, а их места заняли игривые официанты, наряженные в гламурненькие тельняшечки, разносящие «сливкам нового российского общества» шампанское.

Скандал неожиданно ударил по самой «Авроре». Было принято решение вывести «Аврору» из состава Военно-морского флота России и заменить экипаж гражданским персоналом. Оно было встречено в штыки не только ветеранами, но и обычными жителями Петербурга. В защиту крейсера поднялись многие, и бывший министр обороны пошел на попятную. Военное ведомство сообщило в прессе: «Приказом Минобороны внесены изменения в директиву: экипаж крейсера «Аврора» не расформировывается, а переформировывается. Статус и подчиненность корабля останутся прежними».

Нейтронная бомба

17 ноября 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

Нейтронная бомба

17 ноября 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

Работы над нейтронным оружием велись в нескольких странах с 1960-х годов. Впервые технология его производства была разработана в США во второй половине 1970-х. Сейчас возможностью выпуска такого оружия обладают также Россия, Франция и Китай.

Опасность нейтронного оружия, как и вообще ядерного оружия малой и сверхмалой мощности, заключается не столько в возможности массового уничтожения людей (это можно сделать и многими другими, в том числе давно существующими и более эффективными для этой цели видами ОМП), сколько в стирании грани между ядерной и обычной войной при его использовании. Поэтому в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН отмечаются опасные последствия появления новой разновидности оружия массового поражения — нейтронного, и содержится призыв к его запрещению. В 1978 году СССР предложил договориться об отказе от его применения и внёс на рассмотрение Комитета по разоружению проект международной конвенции о его запрещении. Проект не нашёл поддержки у США и других западных стран. Тогда СССР и произвёл испытание нейтронной бомбы. Но э

то не сдержало мирового агрессора. В 1981 году в США начато производство нейтронных зарядов, хотя в настоящее время они и не стоят на вооружении.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение