RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Дюрбалы Аркадия Арканова
8 апреля 2016 г.

Дюрбалы Аркадия Арканова

Поминальная молитва в годовщину ухода из этой жизни известного сатирика и добрейшего человека
Трагедия Украины не вечна
23 июля 2015 г.

Трагедия Украины не вечна

Придет время, и она вернётся в свой родной дом с гордым именем Малороссия
К-19 — роковая субмарина
15 ноября 2017 г.

К-19 — роковая субмарина

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской USS Gato
«Не долюбив, не докурив последней папиросы»
20 мая 2013 г.

«Не долюбив, не докурив последней папиросы»

Памяти поэта-воина Николая Майорова, погибшего в 22 года в бою под Смоленском
Россия-США: военное противостояние в космосе
18 сентября 2016 г.

Россия-США: военное противостояние в космосе

На 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН среди приоритетных для нас вопросов обсуждалось предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве
Главная » Читальный зал » Кавказская пленница

Кавказская пленница

22 июня 1947 года родилась известная и любимая кинозрителями актриса Наталья Варлей

Во всем мире её знают как исполнительницу главной роли в кинокомедии « Кавказская пленница»
Кавказская пленница

Журналистская работа подарила мне прекрасную возможность познакомиться с Натальей Владимировной. Вот одна из бесед с ней.


- Как вы стали актрисой?
- Когда наша семья переехала из Мурманска в Москву (мой отец был морским офицером), я пошла поступать ни больше ни меньше как в цирковое училище. И меня приняли. Все четыре года, пока я училась, папа с мамой, конечно, надеялись, что меня отчислят за профнепригодность, но я получила диплом с отличием, и с номером "Воздушный эквилибр на штейн-трапеции с музыкальными инструментами" начала гастролировать по городам Советского Союза. Помню, родители пришли посмотреть цирковое представление, мама всплакнула, отец сказал: "Ну что ж, в семье не без урода..." Вот так своеобразно они благословили меня на работу в цирке.
Мне посчастливилось работать в одной программе с Леонидом Енгибаровым, великим клоуном. Это был великолепный артист, невероятной глубины, прекрасный жонглер, акробат. А какие у него были философские репризы! Помимо того, что я работала под куполом, выходила и вместе с Енгибаровым в его репризе...
Енгибаров сыграл в моей жизни своеобразную роль. Он рассказал обо мне режиссеру Юнгвальду-Хилькевичу, который в это время снимал свой первый фильм "Формула радуги". Потом он снимал, если вы помните, "Туфельки с золотыми пряжками", "Ах, водевиль, водевиль!", "Граф Монте-Кристо", "Д'Артаньян и три мушкетера". Впоследствии я снялась у него в фильме "Весна двадцать девятого" вместе с Валерием Золотухиным. А в "Формуле радуги" мне дали крошечную роль медсестры: на протяжении всего фильма я бегала со шприцем в руках за главным героем... Так вот, Леня Енгибаров сказал Хилькевичу: "У нас под куполом работает выпускница циркового училища. Приходи, посмотри". Потом Юра взял меня на съемки. В процессе съемок Юрию захотелось, чтобы я сыграла главную героиню - аспирантку, даже не студентку, которой 22-24 года. Назначили кинопробы. Меня стали одевать в более взрослые костюмы, по-взрослому причесывать, красить. Но чем больше меня красили, тем юнее я становилась. Юра был просто в отчаянии! И в результате, конечно, стало понятно, что эту роль я сыграть не смогу - слишком юна. Роль сыграла Раиса Недашковская, киевская актриса.
Но те кинопробы сыграли значительную роль в моей жизни. Именно тогда в павильоне Одесской киностудии появилась Татьяна Михайловна Семенова, ассистентка Гайдая, которая меня увидела и сообщила ему обо мне. Когда я ехала из Одессы в Москву, читала в поезде журнал "Советский экран" и узнала, что будет сниматься фильм "Кавказская пленница, или Другие приключения Шурика". И троица, и Александр Демьяненко, и режиссер сейчас заняты поисками героини. Я еще подумала: "Интересно, кто же будет счастливицей?". Дома меня ждала телеграмма: "Приглашаетесь на "Мосфильм" на встречу с режиссером. Пробы "Кавказской пленницы". Я изумилась, испугалась, но из любопытства поехала. Мы познакомились с Гайдаем, была назначена кинопроба. И каким-то удивительным образом из огромного количества претенденток на эту роль утвердили именно меня! Хотя были и Настя Вертинская, и Марьяна, и Вика Федорова, и Наталья Кустинская, и Наталья Фатеева - можно перечислять всех актрис, уже известных и популярных в то время... А утвердили никому не известную цирковую гимнастку! Гайдай мне потом сказал: "Меня поразила твоя смелость и раскованность". А смелость заключалась, знаете, в чем? Гайдай робко-робко меня спросил: "Наташа, а вы можете надеть купальник и выйти?" А что такое для меня купальник? Я же гимнастка, и купальник - моя рабочая форма. "Конечно", - сказала я. Пошла, переоделась и вышла. Это и сыграло решающую роль. Проба была яркой, я была совершенно раскрепощена. А ведь тогда никто не снимался раздетым...
И вот в городе Горьком, где я была на гастролях, мне сообщили, что я утверждена на роль Нины. Это известие я восприняла с таким невероятным испугом, с таким ужасом: я поняла, что пусть на короткое время, но мне придется расстаться с моим любимым цирком. Я совершенно не собиралась ввязываться в эту авантюру. Мне было интересно, но сниматься в кино я больше не хотела. После "Формулы радуги" я решила, что там - моя последняя роль. Я прибежала к своему цирковому режиссеру и говорю, что меня утвердили на роль "Кавказской пленницы", но я не хочу сниматься. И реву. Он вскричал: "Ты что, с ума сошла? Ты представляешь, как тебя будут объявлять? Под куполом цирка - исполнительница главной роли в фильме "Кавказская пленница" Наталья Варлей! Представляешь, какая реклама?!"

Что такое реклама, я тогда не очень понимала. Но начала сниматься. Я потащила за собой 290 килограммов цирковой аппаратуры, наивно полагая, что она будет висеть в Ялтинском цирке и в свободное от работы время я буду репетировать. Но мы работали с утра до вечера. Снимали в Крыму, в горах (и один-единственный эпизод - на Кавказе), я училась водить машину, выполняла различные трюки, и это мне давалось легко. Пригодилось мое цирковое образование. Все трюки в картине я выполнила сама, без дублера. Что касается актерской части, конечно, мне было очень трудно. Сниматься с профессионалами, блистательными актерами! Я комплексовала безумно. И только благодаря помощи всей съемочной группы (со мной репетировали по многу дней), мне удалось с честью выйти из этой сложной для меня ситуации.
Например, если в фильме мне надо было от души хохотать, меня смешили. Я очень старалась, но, видимо, мой смех не всегда соответствовал, и Гайдай стал подсылать ко мне самых талантливых рассказчиков анекдотов - благо, их было много. На анекдоты я хохотала, а по команде "мотор!" просто цепенела от ужаса. Вообще о съемках можно столько рассказывать!

- Расскажите, как снимался этот фильм?

- До сих пор я помню каждый съемочный день. Много было и смешных, и казусных, и драматических ситуаций. Например, я чуть не раздавила знаменитую троицу. Помните, когда они стояли на дороге с Вициным посередине? Я мчусь на красной машине, а у нее вдруг отказывают тормоза. Слава Богу, реакция у наших прекрасных комиков оказалась отменной.

Навсегда остался в памяти первый опыт артистического перевоплощения. До этого я фактически играла саму себя. Образ же Нины в "Кавказской пленнице" совершенно не похож на меня в жизни: я никогда не была уверенной в себе, озорной, оптимистичной, скорее - тихой, мечтательной, романтичной. Так что Гайдай из меня прямо на съемках лепил "комсомолку, спортсменку и просто красавицу".

И еще одно, далеко не комедийное воспоминание связано не со съемками, а уже с просмотром готового фильма. Мы представляли его комиссии и смотрели больше, конечно, не на экран, а на ее членов. У них были каменные лица! У нас возникло ощущение полного провала. Но потом был другой просмотр - в Доме кино. Там зрители хохотали с первого и до последнего кадра. Честно говоря, реакция комиссии мне так до сего дня и непонятна, но помнился тот ужас, который она вызывала в душе.
- Как к вам относились ваши звездные партнеры?
- Хорошо. Конечно, они относились ко мне, как к ребенку. Да и я считала их старыми мужчинами. Хотя сейчас понимаю, что Никулину и Этушу было по 40, Моргунову – и того меньше, Саше Демьяненко – 30, только Вицину – 50 с хвостиком. Но мне они казались пожилыми. Таково свойство молодости.
А потом были другие кинокартины. После фильма "Вий", в котором я сыграла роль паночки, где меня тоже использовали в основном как цирковую артистку (я выполняла различные трюки), приняла решение поступить в театральный институт. Окончила с отличием театральное училище имени Щукина на курсе Катина-Ярцева. Со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, очень много талантливых ребят. Это был первый выпуск Юрия Васильевича. И после окончания я стала работать в театре имени Станиславского. Параллельно с учебой снималась, параллельно с работой в театре – тоже снималась. И так всю жизнь...

Сергей Турченко
21 июня 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение