RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ветераны в наших сердцах
23 апреля 2016 г.

Ветераны в наших сердцах

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летию прославленного советского аса Героя Советского Союза А.П. Маресьва
Путин и «конец света»
23 ноября 2015 г.

Путин и «конец света»

Сегодня мы недоумеваем, почему наш Президент, решительно поворачивающий руль государственного корабля вправо, держит около себя либералов?
Женское поздравление настоящим мужчинам
23 февраля 2016 г.

Женское поздравление настоящим мужчинам

С наступающим праздником, дорогие защитники Отечества!
Поэма о войне
10 февраля 2018 г.

Поэма о войне

Представляем новое произведение поэтессы Натальи Анатольевны Бондаревой
Плач по Пушкину
10 февраля 2019 г.

Плач по Пушкину

10 февраля 1837 года Россия понесла величайшую потерю
Главная » Читальный зал » Ксения Петербургская

Ксения Петербургская

6 июня — день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

Она, явившая величайший подвиг верности своему мужу, считается на Руси покровительницей семейного очага.
Ксения Петербургская

В последние годы во многих православных храмах заняли достойное место иконы с изображением святого лика блаженной Ксении Петербургской, которая канонизирована в 1988 году благочестивыми стараниями тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского, а ныне Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Православные молятся этой святыне, как правило, прося о помощи в семейных нуждах и в даровании благочестивого брака, поскольку блаженная Ксения всей своей жизнью не только показала высочайший образец любви и супружеской верности, но после отхода ко Господу стала признанной духовной покровительницей семейного очага.
Официальных биографических сведений о блаженной Ксении сохранилось не так уж много. Известно, что в миру она именовалась Ксенией Григорьевной Петровой. Родилась в Санкт-Петербурге между 1719 и 1732 годами, скончалась между 1794 и 1806 годами. Воспитывалась в православной и достаточно состоятельной семье. Вышла замуж за полковника Андрея Федоровича Петрова. В 26 лет неожиданно овдовела и с этого момента резко изменила свою жизнь.
Дело в том, что Ксения Григорьевна очень любила своего мужа и была ему по-православному верна не только до его последнего дня, но и до собственной кончины. Она очень переживала, что Андрей Федорович умер неожиданно, без предсмертного покаяния и причастия, и посчитала своим долгом посвятить свою жизнь молитвенной аскезе ради искупления грехов любимого мужа и спасения его души. Однажды, когда молодая вдова горячо, до изнеможения молилась о вразумлении свыше, как и чем помочь почившему Андрею Федоровичу, она без чувств упала перед иконами. В сонном видении благочестивую женщину посетила преподобная Мария Египетская (совершила подвиг искупления грехов в VI веке), которая благословила Ксению на юродство Христа ради. Раздав все свое имущество бедным и подарив дом своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, блаженная Ксения переоделась в костюм мужа и пошла скитаться по улицам Петербурга. При этом она называла себя Андреем Федоровичем и требовала того же от других, утверждая, что умерла Ксения, а не он.
Вскоре одежда «Андрея Федоровича» превратилась в лохмотья, башмаки продырявились, кожа на лице покраснела от холода и ветра, а на ногах — полопалась и покрылась язвами. Но юродивая этого, казалось, не замечала. В летний зной и в зимнюю стужу она в одном и том же одеянии скиталась по городу, ни у кого не прося милостыню, а когда кто-то «подносил копеечку» по собственному душевному порыву, тут же раздавала деньги нищим.
Поначалу юродивую многие горожане, особенно мальчишки, подвергали нападкам и насмешкам, но постепенно не только привыкли к ней, но и зауважали. Люди стали замечать необычное влияние Ксении на окружающих. Торговец на рынке, у которого блаженная, скажем, взяла пирожок или пряник, или извозчик, которому посчастливилось подвезти ее хотя бы на несколько шагов, имели к вечеру богатую выручку. В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье, больной ребенок, которого она приласкала, быстро выздоравливал. Если Ксения сердилась на человека, его вскоре ожидала беда или утрата, если ласковое слово говорила, то — неожиданная радость. Где она проводила ночи, долгое время никто не знал. Однажды, проследив за блаженной, выяснили, что на всю ночь в любую погоду она уходит в поле и молится до восхода солнца, делая земные поклоны на четыре стороны света. И непонятно было, спала ли она вообще, потому что после ночных молитв опять неустанно ходила по улицам, напоминала о Боге, хулила грешников и прославляла праведных.
Народная память сохранила и такой эпизод. Рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище (кстати, именно там будет впоследствии похоронена блаженная Ксения), стали замечать, что ночью во время их отсутствия кто-то натаскивает на верхние пролеты строящегося храма целые горы кирпича. Решили подстеречь добровольного помощника. Оказалось, это трудилась по ночам раба Божия Ксения.
В кратком «Житии святой блаженной Ксении Петербургской» отмечается: «Свидетельством истинности ее христианского подвига служили абсолютное бескорыстие, доброта, кротость и дар предвидения будущего.
В течение 45 лет после смерти мужа блаженная Ксения вела неустанную борьбу со злом, живя в постоянной готовности прийти на помощь каждому нуждающемуся. По ее молитвам люди (особенно же приходившие впоследствии на ее могилу на Смоленском кладбище в Петербурге) получали помощь и утешение свыше, некоторые тяжко больные исцелялись, неразрешимые до того семейные и жизненные проблемы разрешались, те, кто долгое время не мог получить желаемую работу, устраивались на хорошее место, пьяницы по молитвам жен совершенно исцелялись от пагубной страсти».
Из поколения в поколение петербуржцы передают рассказы о чудесах, творимых Ксенией, и ее даре прозорливости. Накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны, например, Ксения ходила по улицам и кричала: «Пеките блины, пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины» (раньше на Руси блинами поминали усопших). Или другой случай. Из истории известно, что в 1740 году императором России был провозглашен внучатый племянник почившей императрицы Анны Иоанновны — Иоанн VI Антонович. Спустя год после этого, 25 ноября 1741 года, произошел государственный переворот, в результате которого императрицей стала дочь Петра Великого Елизавета. Юного Иоанна VI заключили в Шлиссельбургскую крепость, где тот провел около 23 лет и погиб во время попытки одного из офицеров освободить несчастного. За некоторое время до гибели венценосного заключенного Ксения все плакала и твердила: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!» Люди поняли, о чем предупреждала блаженная, лишь когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна VI. Однажды, придя к знакомой Голубевой, Ксения сказала ее семнадцатилетней дочери: «Вот ты тут кофий распиваешь, а твой муж на Охте жену хоронит». Удивленные мать с дочерью отправились на Охтенское кладбище. Там действительно хоронили умершую при родах женщину. Когда траурная церемония закончилась, молодой вдовец остался лежать на могильном холме. Голубевы попытались привести его в чувство, помогли добраться домой. Так и познакомились. Впоследствии вдовец, как и было предсказано, женился на этой девушке. В другой раз, выходя от купчихи Крапивиной, блаженная сказала: «Вот зелена крапива, а скоро завянет». В скором времени молодая и цветущая здоровьем женщина неожиданно заболела и умерла. Бессчетны такие предсказания и случаи избавления по молитвам Ксении от невзгод и болезней ее почитателей, от крестьянина до наследника императорского престола. Блаженная приходила на помощь нуждающимся с полным бескорыстием, добротой и кротостью. Чаще всего святая помогала девушкам встретиться с сужеными, находила родителей для сирот, спасала от нищеты, исцеляла от болезней. Предание гласит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, которая возвестила ей о близости смертного часа и о том, что до скончания века верующие будут почитать ее. Скончалась святая между 1794 и 1806 годами, вероятнее всего — около 1803 года, и была погребена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Во множестве приходили люди на ее могилу помолиться об упокоении ее души и попросить помощи в семейных и житейских делах. Со всей России поступали на Смоленское кладбище письма с просьбой отслужить панихиду по матушке Ксении. Многим известен был такой случай: накануне венчания невеста и ее мать отслужили панихиду на могиле блаженной. Свадьба тотчас расстроилась, так как публично выяснилось, что жених — осужденный за убийство беглый каторжник, живущий по чужим документам.
В храме Смоленского кладбища хранятся письма многих людей, получивших духовную помощь от блаженной Ксении после ее физической смерти. Приведу лишь одно. Его прислала М. И. Сергеева из Елабуги: «В нашей местности память рабы Божией Ксении чтится особенно, потому что весьма многие люди, страдавшие различными болезнями, после молитвенного обращения к блаженной получали чудесное исцеление. На моих глазах одна женщина из селения Старые Сарали, разбитая параличом, заказала панихиду по рабе Божией Ксении и помолилась на ее могиле о своем исцелении. Она тут же почувствовала исцеление, а вскоре встала на ноги и сейчас чувствует себя здоровой». Подобных примеров сотни, а может быть, и тысячи. Ведь далеко не все они сохранились в записях на бумаге.
В 1902 году над могилой блаженной Ксении была сооружена часовня, закрытая в 1940 году. Здесь устроили склад, потом сапожную мастерскую. В августе 1987 года отреставрированная часовня была вновь открыта и освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, ныне Патриархом. На могиле Ксении снова стали служить панихиды, а после ее прославления в лике святых в 1988 году — молебны. Как и прежде, особо к ее молитвенной помощи прибегают в семейных нуждах и для дарования благочестивого супружества, а также в целях исцеления от физических и душевных недугов.

Молитва ко святой блаженной Ксении Петербургской звучит так:

«О святая угодница Божия блаженная Ксения! Призри милостивым твоим оком на нас, раб Божиих (имена), честной твоей иконе умильно молящихся и просящих у тебя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые твои молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным и духом смиренным тебя, ходатаицу милостивую ко Владыке и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молитися за ны и от бед избавляти. Тебя убо просим, не презри нас, недостойных, и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость, прославим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

 

.
6 июня 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
вторник
2019

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение