RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Клад Нестора Махно
16 декабря 2016 г.

Клад Нестора Махно

95 лет длятся поиски драгоценностей, спрятанных "народным атаманом" после разгрома его армии в 1921 году
Через миллениум - 8
22 мая 2014 г.

Через миллениум - 8

«Брэд сив кэблс» бывшего министра обороны Украины
Матушка Добрынюшке наказывала...
2 января 2016 г.

Матушка Добрынюшке наказывала...

Глубокая патриотическая песня, слова и музыка иеромонаха Романа (Александра Матюшина)
Жемчужина Третьего Рима
1 марта 2014 г.

Жемчужина Третьего Рима

Спокойная уверенность Путина и тявканье проамериканской псарни
Власти дан последний шанс
20 сентября 2016 г.

Власти дан последний шанс

Народ проголосовал за то, чтобы Президент РФ со своей командой начали, наконец, вычищать авгиевы конюшни либерализма
Главная » Читальный зал » Балтийский след Янтарной комнаты

Балтийский след Янтарной комнаты

Как мы уже сообщали, в Европе начался очередной бум активизации поиска "Берштайнциммер"

На этот раз её ищут в окрестностях немецкого города Вупперталь, куда прибыли даже российские специалисты в помощь немецким.
Балтийский след Янтарной комнаты

В предыдущем материале на эту тему «Версия 1: замок Трёх королей» речь шла о возможности того, что фашисты спрятали Янтарную комнату, похищенную в 1941 году в Царском селе, в подземельях Кёнигсбергского замка (см. http://rosgeroika.ru/library/2015/march/tri-sleda-yantarnoj-komnatyi). В исследовательских кругах эта версия является наиболее предпочтительной. Но есть и другие, которые тоже имеют немалые шансы иметь отношение к реальности. Предлагаем еще одну из них.

 

 

Версия 2: «Кастор», «Густлофф» или «Эмден»


Пять лет назад сопредседатель Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана Вадим Малыш выдвинул идею о том, что исчезнувшая в конце Второй мировой войны Янтарная комната вместе с другими сокровищами Кёнигсбергского замка находится на дне Балтийского моря, возможно, в трюме фашистского судна типа ледокол «Кастор», затонувшего (или затопленного) в феврале 1945 года недалеко от Пиллау (ныне Балтийск). Насколько это вероятно?

Мне доводилось участвовать в нескольких экспедициях по поиску Янтарной комнаты, в том числе и в Балтийске. Нужно сказать, что судно «Кастор» до сих пор точно не индентифицировано. По моим сведениям, это — бывший российский ледокол «Козьма Минин», который в годы гражданской войны был уведен во Францию, там переоборудован в минный заградитель и вошел в состав французского флота под названиями «Кастор». После капитуляции Франции в 1940 году «Кастор» перешел в собственность гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха и использовался в качестве яхты ледокольного типа.

После войны судно типа ледокол «Кастор» (так значится в документах) было обнаружено при работах по проверке прибрежных вод и очистке дна от затонувших плавсредств. Об этом есть воспоминания Олега Михайловича Слесарева, служившего тогда заместителем командира подразделения по аварийно-спасательным работам Балийского флота. Слесарев утверждал, что трюмы ледокола могли быть использованы как надёжные контейнеры для захоронения ценностей, в том числе Янтарной комнаты. Подводное обследование судна показало, что оно не имело ни малейших повреждений и, похоже, было затоплено сознательно. Причем на небольшом удалении от берега и на малой глубине (около 12 метров). Однако, три «замурованных трюма» так и не были открыты, т.к. на это не было получено соответствующее разрешение: существовала опасность того, что трюмы могли быть заминированы.

"Кастор» - не единственный объект, указывающий на подводный след Янтарной комнаты. Не менее интересен в этом плане затонувший в 1945 году в Гданьском заливе фашистский транспорт "Вильгельм Густлоф", который был торпедирован легендарной подводной лодкой "С-13" под командованием Александра Маринеско. Некоторые исследователи считают, что именно на "Густлофе" находятся знаменитая Янтарная комната и некоторые другие ценности, награбленные фашистами в СССР.
Такое утверждение имеет, думается, определенные основания. Исторический эксперт писатель Виктор Геманов собрал многочисленные свидетельства оставшихся в живых очевидцев о том, что перед выходом транспорта из Готтенсхафена на него с беспрецедентными мерами секретности было загружено несколько сотен окованных железом деревянных ящиков. В дальнейшем они находились на судне под охраной эсэсовцев.

В 1973 году к затонувшему транспорту спускались аквалангисты польского подводно-поискового клуба "Рекин". Они выяснили, что огромное, длиной более 200 метров судно почти на треть ушло в грунт. Его средняя часть разворочена взрывами советских торпед, двери кают заклинены. Тем не менее польский водолаз Бронислав Садовы сумел проникнуть в помещение, где находилась бронированная судовая касса. Но она оказалась вскрытой и опорожненной. "Здесь кто-то уже побывал до нас!" - воскликнул Садовы, поднявшись на поверхность.
Известно, что после торпедирования "Густлофа" удалось спастись 988 его пассажирам. Вероятно, среди них были те, кто знал, что находилось в кассе. Во всяком случае, по утверждениям некоторых гданьских рыбаков, в районе гибели "Густлофа" в середине 50-х годов они не раз встречали моторные яхты и даже сверхмалые подводные лодки ВМС Германии, хотя место находится в территориальных водах Польши. Но даже если кто-то и опустошил кассу, незаметно поднять ящики из трюмов с помощью таких миниатюрных средств практически невозможно.

...В Центральном государственном архиве РФ я обнаружил копию справки, составленной известным германским искусствоведом Георгом Штайном, под названием "Движение Янтарной комнаты". Основываясь на документах, он утверждал, что "в январе 1945 года была осуществлена попытка по приказу Коха вывезти Янтарную комнату вместе со старинными русскими иконами, прочими ценностями на Земландский полуостров, чтобы отправить на каком-либо из судов в Данциг, а затем еще дальше, в Гамбург или Киль..."

Известно, что советские войска в январе 1945 года практически завершили окружение Кенигсберга, но возможность переправить ценности на побережье еще оставалась вплоть до февраля. Об этом свидетельствует еще один архивный документ из фондов экспедиции по поиску Янтарной комнаты, проведенной в 80-х годах под руководством Е. Стороженко: "229-й отдельный танковый батальон в феврале 1945 года вел бои под Кенигсбергом. Танковый взвод под командованием Д.Е. Грубы вырвался на побережье залива Фриш-Гаф в районе населенного пункта Толкимит. На льду залива в 1,5-2 км от берега танкисты увидели тяжело груженный обоз из 5-6 саней, сопровождаемый немецкими солдатами, который направлялся к косе, находившейся в 10-12 км от берега. Танки открыли огонь по обозу и потопили его. Один из военнопленных сообщил Грубе, что танкисты потопили культурные ценности. В подтверждение своих слов немец привел танкистов к богатому имению, принадлежавшему внуку императора Вильгельма II - Людвигу Фердинанду. Рассказал, что раньше в имении жил наследник русского престола великий князь Кирилл Владимирович, здесь же находилась типография газеты "Вольная Россия" и эмигрантский банк. Немец указал и на тайник, в котором были обнаружены невывезенные сокровища: в огромных ящиках лежали тщательно упакованные хрустальные люстры, меченные двуглавыми орлами, роскошно отделанные зеркала. Это произошло 23 февраля 1945 года".
Проводились ли поиски ценностей по данным Грубы, в архиве прояснить не удалось. Но в данном случае важно, что приведенный документ свидетельствует: вплоть до 23 февраля фашисты имели возможность переправить Янтарную комнату из пригородов Кенигсберга на побережье. Я попытался выяснить, какие немецкие корабли и суда покидали порты Восточной Пруссии в это время. Оказалось, что, кроме "Вильгельма Густлофа" и «Кастора», здесь совершали рейсы транспорт "Вернемюнде", лайнер "Роберт Лей" и крейсер "Эмден".
Наибольший интерес представляет крейсер "Эмден".

Документально установлено, что "Эмден" в январе 1945 года выполнял по личному приказу фюрера секретную миссию по вывозу культурных ценностей с территории Восточной Пруссии в рейх. В Центральном государственном архиве России я ознакомился с дубликатами писем берлинского искусствоведа Пауля Колера в адрес российских исследователей. Колер проследил путь ценностей, эвакуированных из Восточной Пруссии в январе 1945 года. На крейсере "Эмден" они вместе с "национальными реликвиями третьего рейха" (саркофаг маршала Гинденбурга, гробница Фридриха Великого) благополучно добрались до Киля, затем передислоцированы в Потсдам. Отсюда "национальные реликвии" были переправлены в шахты "Пруссия" и "Саксония", спрятаны и замурованы в штольнях (в апреле 1945 года найдены и вывезены американцами). Ящики же с "ценностями Коха" отправились в Веймар и были спрятаны в подвале городского музея.
О том, что среди "ценностей Эриха Коха" могла быть и Янтарная комната, свидетельствует немало архивных документов. Как известно, Янтарную комнату в Екатерининском дворце под Ленинградом нашли сотрудники "Хаупг-арбайтс-группе-остланд", подчиняющиеся Альфреду Розенбергу. Однако люди Эриха Коха сумели обвести вокруг пальца своих коллег из другого ведомства и доставили "восьмое чудо света" в Кенигсберг. С этого момента гауляйтер Восточной Пруссии не выпускал Янтарную комнату из своих рук. Даже Гитлера он водил за нос, не желая отдать ему эту ценность. В фондах Центрального государственного архива РФ есть копии трех писем, датированных 1944 и 1945 годами, из канцелярии фюрера в адрес Коха с приказом Гитлера немедленно доставить Янтарную комнату в Берлин. Ведя опасную игру, гауляйтер поручает отвечать на письма своему подчиненному, главному хранителю кенигсбергских музеев Альфреду Роде. Все три ответа написаны в учтиво-уклончивых тонах.
В марте 1959 года Главное управление культурно-просветительских учреждений Минкультуры РСФСР обратилось к Генпрокурору России с просьбой допросить с помощью прокуратуры Польской Народной Республики военного преступника Коха, находящегося в польской тюрьме, по поводу Янтарной комнаты. 12 апреля 1959 года поступил ответ: "Кох показал, что о существовании комнаты не знал вовсе." Однако несколько лет спустя он заявил, что в обмен на свободу готов указать место, где спрятана "Берштайнциммер". По каким-то причинам эта "сделка" не состоялась. Впоследствии 90-летним стариком Кох скончался в тюрьме, унеся с собой тайну.

 

Сергей Турченко
12 марта 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение