RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Преддверие Пасхальной весны
23 февраля 2015 г.

Преддверие Пасхальной весны

Слово протоиерея Александра Шаргунова в первый день Великого поста
Младший сын вождя
19 марта 2016 г.

Младший сын вождя

19 марта 1962 года в казанской ссылке умер генерал-полковник авиации Василий Сталин.
Саксонский след Янтарной комнаты
13 марта 2015 г.

Саксонский след Янтарной комнаты

Завершаем публикацию серии статей о некоторых версиях захоронения фашистами "Берштайнциммер"
Полет с одним крылом
31 января 2014 г.

Полет с одним крылом

Документальная повесть об одноруком асе Иване Леонове
Смерть на форсаже
19 января 2014 г.

Смерть на форсаже

19 января 1942 года в бою с фашистскими "мессерами" погиб летчик-истребитель Тимур Фрунзе, сын известного военачальника
Главная » Читальный зал » Балтийский след Янтарной комнаты

Балтийский след Янтарной комнаты

Как мы уже сообщали, в Европе начался очередной бум активизации поиска "Берштайнциммер"

На этот раз её ищут в окрестностях немецкого города Вупперталь, куда прибыли даже российские специалисты в помощь немецким.
Балтийский след Янтарной комнаты

В предыдущем материале на эту тему «Версия 1: замок Трёх королей» речь шла о возможности того, что фашисты спрятали Янтарную комнату, похищенную в 1941 году в Царском селе, в подземельях Кёнигсбергского замка (см. http://rosgeroika.ru/library/2015/march/tri-sleda-yantarnoj-komnatyi). В исследовательских кругах эта версия является наиболее предпочтительной. Но есть и другие, которые тоже имеют немалые шансы иметь отношение к реальности. Предлагаем еще одну из них.

 

 

Версия 2: «Кастор», «Густлофф» или «Эмден»


Пять лет назад сопредседатель Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана Вадим Малыш выдвинул идею о том, что исчезнувшая в конце Второй мировой войны Янтарная комната вместе с другими сокровищами Кёнигсбергского замка находится на дне Балтийского моря, возможно, в трюме фашистского судна типа ледокол «Кастор», затонувшего (или затопленного) в феврале 1945 года недалеко от Пиллау (ныне Балтийск). Насколько это вероятно?

Мне доводилось участвовать в нескольких экспедициях по поиску Янтарной комнаты, в том числе и в Балтийске. Нужно сказать, что судно «Кастор» до сих пор точно не индентифицировано. По моим сведениям, это — бывший российский ледокол «Козьма Минин», который в годы гражданской войны был уведен во Францию, там переоборудован в минный заградитель и вошел в состав французского флота под названиями «Кастор». После капитуляции Франции в 1940 году «Кастор» перешел в собственность гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха и использовался в качестве яхты ледокольного типа.

После войны судно типа ледокол «Кастор» (так значится в документах) было обнаружено при работах по проверке прибрежных вод и очистке дна от затонувших плавсредств. Об этом есть воспоминания Олега Михайловича Слесарева, служившего тогда заместителем командира подразделения по аварийно-спасательным работам Балийского флота. Слесарев утверждал, что трюмы ледокола могли быть использованы как надёжные контейнеры для захоронения ценностей, в том числе Янтарной комнаты. Подводное обследование судна показало, что оно не имело ни малейших повреждений и, похоже, было затоплено сознательно. Причем на небольшом удалении от берега и на малой глубине (около 12 метров). Однако, три «замурованных трюма» так и не были открыты, т.к. на это не было получено соответствующее разрешение: существовала опасность того, что трюмы могли быть заминированы.

"Кастор» - не единственный объект, указывающий на подводный след Янтарной комнаты. Не менее интересен в этом плане затонувший в 1945 году в Гданьском заливе фашистский транспорт "Вильгельм Густлоф", который был торпедирован легендарной подводной лодкой "С-13" под командованием Александра Маринеско. Некоторые исследователи считают, что именно на "Густлофе" находятся знаменитая Янтарная комната и некоторые другие ценности, награбленные фашистами в СССР.
Такое утверждение имеет, думается, определенные основания. Исторический эксперт писатель Виктор Геманов собрал многочисленные свидетельства оставшихся в живых очевидцев о том, что перед выходом транспорта из Готтенсхафена на него с беспрецедентными мерами секретности было загружено несколько сотен окованных железом деревянных ящиков. В дальнейшем они находились на судне под охраной эсэсовцев.

В 1973 году к затонувшему транспорту спускались аквалангисты польского подводно-поискового клуба "Рекин". Они выяснили, что огромное, длиной более 200 метров судно почти на треть ушло в грунт. Его средняя часть разворочена взрывами советских торпед, двери кают заклинены. Тем не менее польский водолаз Бронислав Садовы сумел проникнуть в помещение, где находилась бронированная судовая касса. Но она оказалась вскрытой и опорожненной. "Здесь кто-то уже побывал до нас!" - воскликнул Садовы, поднявшись на поверхность.
Известно, что после торпедирования "Густлофа" удалось спастись 988 его пассажирам. Вероятно, среди них были те, кто знал, что находилось в кассе. Во всяком случае, по утверждениям некоторых гданьских рыбаков, в районе гибели "Густлофа" в середине 50-х годов они не раз встречали моторные яхты и даже сверхмалые подводные лодки ВМС Германии, хотя место находится в территориальных водах Польши. Но даже если кто-то и опустошил кассу, незаметно поднять ящики из трюмов с помощью таких миниатюрных средств практически невозможно.

...В Центральном государственном архиве РФ я обнаружил копию справки, составленной известным германским искусствоведом Георгом Штайном, под названием "Движение Янтарной комнаты". Основываясь на документах, он утверждал, что "в январе 1945 года была осуществлена попытка по приказу Коха вывезти Янтарную комнату вместе со старинными русскими иконами, прочими ценностями на Земландский полуостров, чтобы отправить на каком-либо из судов в Данциг, а затем еще дальше, в Гамбург или Киль..."

Известно, что советские войска в январе 1945 года практически завершили окружение Кенигсберга, но возможность переправить ценности на побережье еще оставалась вплоть до февраля. Об этом свидетельствует еще один архивный документ из фондов экспедиции по поиску Янтарной комнаты, проведенной в 80-х годах под руководством Е. Стороженко: "229-й отдельный танковый батальон в феврале 1945 года вел бои под Кенигсбергом. Танковый взвод под командованием Д.Е. Грубы вырвался на побережье залива Фриш-Гаф в районе населенного пункта Толкимит. На льду залива в 1,5-2 км от берега танкисты увидели тяжело груженный обоз из 5-6 саней, сопровождаемый немецкими солдатами, который направлялся к косе, находившейся в 10-12 км от берега. Танки открыли огонь по обозу и потопили его. Один из военнопленных сообщил Грубе, что танкисты потопили культурные ценности. В подтверждение своих слов немец привел танкистов к богатому имению, принадлежавшему внуку императора Вильгельма II - Людвигу Фердинанду. Рассказал, что раньше в имении жил наследник русского престола великий князь Кирилл Владимирович, здесь же находилась типография газеты "Вольная Россия" и эмигрантский банк. Немец указал и на тайник, в котором были обнаружены невывезенные сокровища: в огромных ящиках лежали тщательно упакованные хрустальные люстры, меченные двуглавыми орлами, роскошно отделанные зеркала. Это произошло 23 февраля 1945 года".
Проводились ли поиски ценностей по данным Грубы, в архиве прояснить не удалось. Но в данном случае важно, что приведенный документ свидетельствует: вплоть до 23 февраля фашисты имели возможность переправить Янтарную комнату из пригородов Кенигсберга на побережье. Я попытался выяснить, какие немецкие корабли и суда покидали порты Восточной Пруссии в это время. Оказалось, что, кроме "Вильгельма Густлофа" и «Кастора», здесь совершали рейсы транспорт "Вернемюнде", лайнер "Роберт Лей" и крейсер "Эмден".
Наибольший интерес представляет крейсер "Эмден".

Документально установлено, что "Эмден" в январе 1945 года выполнял по личному приказу фюрера секретную миссию по вывозу культурных ценностей с территории Восточной Пруссии в рейх. В Центральном государственном архиве России я ознакомился с дубликатами писем берлинского искусствоведа Пауля Колера в адрес российских исследователей. Колер проследил путь ценностей, эвакуированных из Восточной Пруссии в январе 1945 года. На крейсере "Эмден" они вместе с "национальными реликвиями третьего рейха" (саркофаг маршала Гинденбурга, гробница Фридриха Великого) благополучно добрались до Киля, затем передислоцированы в Потсдам. Отсюда "национальные реликвии" были переправлены в шахты "Пруссия" и "Саксония", спрятаны и замурованы в штольнях (в апреле 1945 года найдены и вывезены американцами). Ящики же с "ценностями Коха" отправились в Веймар и были спрятаны в подвале городского музея.
О том, что среди "ценностей Эриха Коха" могла быть и Янтарная комната, свидетельствует немало архивных документов. Как известно, Янтарную комнату в Екатерининском дворце под Ленинградом нашли сотрудники "Хаупг-арбайтс-группе-остланд", подчиняющиеся Альфреду Розенбергу. Однако люди Эриха Коха сумели обвести вокруг пальца своих коллег из другого ведомства и доставили "восьмое чудо света" в Кенигсберг. С этого момента гауляйтер Восточной Пруссии не выпускал Янтарную комнату из своих рук. Даже Гитлера он водил за нос, не желая отдать ему эту ценность. В фондах Центрального государственного архива РФ есть копии трех писем, датированных 1944 и 1945 годами, из канцелярии фюрера в адрес Коха с приказом Гитлера немедленно доставить Янтарную комнату в Берлин. Ведя опасную игру, гауляйтер поручает отвечать на письма своему подчиненному, главному хранителю кенигсбергских музеев Альфреду Роде. Все три ответа написаны в учтиво-уклончивых тонах.
В марте 1959 года Главное управление культурно-просветительских учреждений Минкультуры РСФСР обратилось к Генпрокурору России с просьбой допросить с помощью прокуратуры Польской Народной Республики военного преступника Коха, находящегося в польской тюрьме, по поводу Янтарной комнаты. 12 апреля 1959 года поступил ответ: "Кох показал, что о существовании комнаты не знал вовсе." Однако несколько лет спустя он заявил, что в обмен на свободу готов указать место, где спрятана "Берштайнциммер". По каким-то причинам эта "сделка" не состоялась. Впоследствии 90-летним стариком Кох скончался в тюрьме, унеся с собой тайну.

 

Сергей Турченко
12 марта 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение