RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Воскресный сеанс
17 июня 2018 г.

Воскресный сеанс

Публикуем стихотворение нашего постоянного автора и друга — уральского поэта Александра Михайловича Костенко
Царевич Дмитрий: тайна гибели
16 июня 2015 г.

Царевич Дмитрий: тайна гибели

16 июня Православная Церковь отмечает годовщину перенесения мощей святого благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606)
Права, которых нас лишили
25 января 2015 г.

Права, которых нас лишили

25 января 1918 года в Советской России была принята "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа"
Когда закончится война на Украине
3 апреля 2015 г.

Когда закончится война на Украине

Для миллионов людей это вопрос жизни и смерти, они ищут и не находят на него ответа
США:
11 марта 2016 г.

США: "посылки ада"

11 марта 2016 года директор департамента по вопросам контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов сообщил СМИ о беспрецедентной модернизации США своего ядерного оружия в Европе
Главная » Читальный зал » «Девичья фамилия – джаз»

«Девичья фамилия – джаз»

22 марта 2015 года – 120 лет со дня рождения Леонида Осиповича Утёсова

Его юбилеи советская страна всякий раз отмечала так, как в застойные годы отмечались юбилеи пламенных революционеров. Положим, певец этот тоже был своеобразным революционером в музыке, в эстраде. Во всяком случае, новаций по данной части числится за ним много.
«Девичья фамилия – джаз»

Уже не говорю о том, что он первым, еще в 1928 году создал в нашей стране джаз-оркестр. (Любил представлять его: «Государственный эстрадный оркестр РСФСР под управлением Утёсова», и добавлял при этом: «Девичья фамилия – джаз»). Хотя будь Леонид Осипович только музыкальным, сценическим экспериментатором, вряд ли бы так прочно поселился в нашей памяти и в наших сердцах. Нет, в этом явлении умещалось нечто большее: какая-то исключительность, оригинальность, творческая уникальность и... загадка, которую невозможно окончательно разгадать. В самом деле, как удавалось Утесову, представителю самого космополитичного народа в мире создавать столь патриотические песни? Ну, хотя бы «Раскинулось море широко». Откуда бралось в этом интеллигентном франте, который отродясь ничего тяжелее рюмки и дирижерской палочки в руках не держал, умение выражать самые заветные чаяния мастерового и мужика, солдата и матроса о воле, горе, счастье и радости? С другой стороны, почему в таком случае мои дочери не испытывают душевного трепета при звуках этого неповторимого голоса, вызывающего у представителей моего поколения и у людей постарше такую удивительную, элегически щемящую ностальгия по прошлому? Неужели ответ на такой вопрос - простая банальность: стареем, брат, стареем? Нет, полагаю, феномен Утесова куда как сложнее простых умозаключений и выводов.
Понять, осмыслить его для нас важно еще и потому, что, строго говоря, голосом, в классическом его понимании, Леонид Осипович не обладал. Как не обладали им ни Марк Бернес, ни Клавдия Шульженко, ни даже, простите, Александр Вертинский. Но, поди ж ты, слушаем их с удовольствием, равного которому не дает, нам, пожалуй, никто из современных эстрадных исполнителей. Почему? Наверное, прежде всего потому, что певцы утесовского времени (почти все!) даже в малейших нюансах своего творчества никогда не преследовали столь модного нынче агрессивного воздействия на аудиторию. Они исполняли, в основном, лирические произведения. Реже - гражданского содержания. Чаще, как Утесов, пели веселые песни, которые действительно помогали людям и жить, и творить, и строить, и любить. Идеология тогдашняя - мешала народу, угнетала, оболванивала его почем зря, но песни, как бы снимали ее жесткий, а то и жестокий прессинг. В этом смысле только одно трио: Дунаевский - Лебедев-Кумач - Утесов чего стоит. А ведь так называемые советские песни писали и исполняли десятки, сотни, тысячи других хороших авторов и певцов.
Леонид Осипович спел за свою жизнь без малого тысячу песен. И все они просты той сермяжной жизненной прозрачностью и доступностью, что и пословицы, поговорки. Только отнюдь не дебильно простецки, как нынешние примитивные музыкальные заклинания, когда один-единственный рефрен гвоздем вколачивается тебе в голову полсотни раз за исполнение.

Утесов, далее, был нашим кумиром и большинство из нас по-доброму, с врожденной или воспитанной - не важно - трепетностью его обожали. И здесь большая, мягко говоря, разница между тем, как относятся нынешние фаны к объектам своего восхищения. Ее ровно столько, сколько между понятиями кумир и идол.
Это притом, что, конечно же, я знаю о некоторых сибаритских слабостях Леонида Осиповича. В бытовом плане, к примеру, он жил несравненно богаче, нежели весь прочий советский народ. Вообще любил роскошь, изобилие, умел то и другое для себя обустраивать, пользуясь при этом многочисленными хитростями, уловками, дружескими связями. Еще слыл чревоугодником. До Гаргантюа, конечно, ему было далеко, но с завидной постоянностью из пищи культ делал. Жена, Елена Осиповна была великолепной кулинаркой. Однажды приготовила пирожки, уничтожив несметное количество которых, Леонид Осипович загремел в больницу. А мнительностью, грешник, страдал сильно и распустил среди друзей слух: у меня, дескать, рак. Ну и пошло, поехало. Со всей столицы медицинские светила сползлись. Операцию вообще кремлевская знаменитость делала. А, оказалось, - самый заурядный аппендицит, обострившийся жутким перееданием.
Повседневный комфорт и даже бытовые излишества себе и семье Леонид Осипович налаживал без особых напряжений, в основном, благодаря своему постоянному и могущественному покровителю Лазарю Моисеевичу Кагановичу. Например, сумел получить такую шикарную квартиру, которой не мог бы похвастаться иной член Политбюро. Ценила ли Утесова по достоинству система? Лишь отчасти. Например, после выхода «Веселых ребят» режиссер Г. Александров получил орден, Л. Орлова стала заслуженной артисткой РСФСР, а Леонида Осиповича наградили... фотоаппаратом. В восторженных рецензиях (фильм понравился Сталину) «Правда» и «Известия» даже не упомянули его имени. В конкретном случае Утесов был «наказан» за попытку бегства за границу - фантастическая по своей глупости история, которая могла случиться только в Советском Союзе. Артист, будучи навеселе, искупался в речке на советско-польской границе. Естественно, общался с пограничниками. Но в Кремль эта история дошла, как «пресеченная попытка к бегству за границу артиста Утесова». Воистину, как в той пословице: то ли он украл шубу, то ли у него украли, но был замешан. Самое интересное, что Утесов долгое время даже не подозревал о своем «проступке». Но однажды в кисловодском санатории, беседуя с помощником Сталина Поскребышевым, заметил полушутя, полусерьезно:
- Мне уже сорок шестой год пошел, а звания все не дают.

- Если бы ты не пытался удрать за границу - давно уже его получил бы.

- Да вы что, в самом деле! Это же глупость несусветная!

- Нам лучше знать! - резко оборвал артиста Поскребышев.

Вообще партийно-советский истеблишмент относился к Утесову, как и к самой эстраде, - по-барски и высокомерно. Артист по этому поводу как-то заметил с грустной иронией: «Эстрада - как проститутка: с ней хорошо и удобно провести ночь, а на людях показываться неприлично».
Правда, его лично приглашали выступать в Кремль перед самим вождем всех народов. И пел там Утесов «Гоп со смыком», «Лимончики», «Одесский кичман», «Кирпичики» - песни, которые в концертных залах ему запрещали исполнять под страхом тюремного заключения. Он никогда не пытался нарушать запрет. Повторюсь, был предельно осторожным человеком, несмотря на свою поразительную общительность и живость характера. Умел виртуозно обходить самые немыслимые идеологические рифы в тогдашней общественной и культурной жизни, благодаря чему и дожил до глубокой старости. Даже анекдоты и одесские байки рассказывал только в узком кругу и под сурдинку. Кстати, сам был героем многих анекдотов. Поклонница спрашивает Леонида Осиповича: «Кто по национальности ваша жена?». «Еврейка». «А дочь?». «Еврейка». «А вы тогда какой же национальности будете?». «Тоже еврей». «Ну, зачем вы на себя-то наговариваете?»

Что касается национальности, то из-за нее Лазарь Вейсбейн (Леонид Утесов - сценический псевдоним, взятый в пятнадцатилетнем возрасте, когда юноша только вступил на эстрадные подмостки – М.З.) испытывал, прямо скажем, немалую дискомфортность. Во многом по этой причине и признание со стороны партгосверхушки к нему приходило со скрипом. Только в 47 лет получил звание заслуженного артиста, а первый орден ему дали лишь к пятидесятилетию. Был представлен к Сталинской премии еще при жизни вождя. Но и только. Героем Социалистического Труда так и не стал. Звание народного артиста СССР ему присвоили только к восьмидесятилетию, хотя более народного эстрадного артиста в Советском Союзе вряд ли можно было сыскать. Тогда же наградили певца орденом Октябрьской революции, что он прокомментировал со свойственным юмором: «Вот и мне подкинули залп Авроры».
- Вот ты говоришь, Михаил, что если бы не я - первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята» не состоялась бы? Заблуждаешься, брат. Такую комедию, как теперь говорят, время поставило в повестку дня. Может быть, верно то, что без меня это был бы уже совсем другой фильм. А для «Веселых ребят» первоосновой послужил наш спектакль «Музыкальный магазин» по сценарию Николая Эрдмана и Владимира Масса, музыка Исаака Дунаевского. Однажды наше действо увидел Борис Шумяцкий - руководитель кинематографа. И загорелся желанием перевести спектакль на экран. На Западе, говорит, уже вовсю крутят музыкальные комедии, а мы только болтаем об этом. Вот и берись, Утесов, за дело. Кого будешь привлекать? Я назвал: сценаристы - Эрдман, Масс, стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. Шумяцкий говорит: против сценаристов ничего не имею, Кумача нам не надо, кто он такой, а про Дунаевского и речи быть не может.

Дело в том, что Борис Захарович был под большим влиянием РАПМа. Эту ассоциацию пролетарских музыкантов ЦК ликвидировало, но по инерции рапмовцы давили «не своих» композиторов. Однако тут я встал на рога: не будет Дунаевского - ищите другого организатора. Шумяцкий опешил от моего напора и согласился. Дальше мы привлекли Григория Александрова, Любовь Орлову и начали работать. Мой Костя Потехин из продавца преобразился в пастуха. Сценарную и музыкальную драматургию строили на живую нитку, по ходу дела. Даже стихи к песням писали популярным тогда бригадным методом. И стихи поэтому были, не приведи Господи! Вот как вначале выглядел «Марш веселых ребят»: «Ах, горы, горы, высокие горы, вчера туман был и в сердце тоска. Сегодня снежные ваши узоры опять горят и видны издалека. А ну, давай, поднимай выше ноги, а ну, давай, не задерживай, Бугай!» Сниматься мне нравилось, и ребята работали на совесть, но этот чертов бугай! Самому хотелось взреветь. Когда приехали в Москву на озвучивание, я в тайне ото всех пошёл к Лебедеву-Кумачу, упал ему в ноги и взмолился: выручай, Василий Иванович! Он тут же написал и «Марш», и песню Кости. Показали Шумяцкому и он, не дурак мужик, сразу согласился. Но если ты внимательно присмотришься к артикуляции моего Кости, поймешь: сначала он дул про бугая проклятого. Да, чуть не забыл главного. С этих двух песен и началась многолетняя, плодотворная дружба Дунаевского с Кумачом. Раньше они даже не знали о существовании друг друга.
Искушенный читатель, наверняка, знает, что в изложении Григория Александрова версия создания «Веселых ребят» выглядит совсем иначе. И тут нельзя умолчать о том, что Утесов принципиально не поддерживал никаких отношений ни с кинорежиссером, ни с его блистательной супругой, которые все лавры по созданию картины присвоили исключительно себе. Он, помнится, говорил, о том, что разногласия у него были только с Любовью Орловой, которая физически не терпела рядом с собой кого-нибудь, кто был способен стать с ней вровень, тем более превзойти.
- А в «Веселых ребятах», чего уж там скромничать, мой Костя по всем позициям превосходит Любину Анюту, несмотря на огромные старания Гриши Александрова сделать наоборот. Да это и понятно: я же, повторяю, переносил на экран свой собственный спектакль, который мы в Ленинграде играли почти три года и потому, естественно, моя роль являлась главной, определяющей в фильме. Любе это было ножом по сердцу, вот она и устроила так, что я оказался сбоку припека. А Гриша во всем потакал Любе. Если бы она ему сказала вообще убрать меня из титров, он бы и это сделал, не задумываясь.

Мы не будем изумленно круглить глаза по поводу подобного заявления Леонида Осиповича. Тем более что мудрая история сама расставила приоритетные акценты, а разногласия творцов ничуть не повлияли на зрительское восприятие кино шедевра. Для нашего же разговора важнее другое: Утесов едва ли не первый среди деятелей отечественной культуры сумел оценить всю значимость и важность искусства кино, которое по выражению пролетарского вождя важнее любых иных искусств. Он же первый создал и так называемый киноклип - явление, в нынешнем телевизионном варианте приобретшее столь фантастическое развитие. Однако даже в столетний юбилей певца никто не воздал ему должное за такое изобретение. А ведь факт остается фактом: автор «Белого парохода» – родоначальник целого направления в мировом изобразительном искусстве – клипа.
- Леонид Осипович, расскажите о своих симпатиях в искусстве.
- Очень люблю «Нежность» Пахмутовой, «Журавлей» Френкеля. По-моему, они не уступают «Темной ночи», «Соловьям», «Землянке», другим, столь же глубоким песням. Люблю Зыкину. У нее хороший голос и вкус отменный. Люблю слушать Елену Образцову, Муслима Магомаева, Льва Лещенко. Отличный певец Иосиф Кобзон. Этому дано жить песней. Высоко ценю творчество поэтов Лебедева-Кумача, Светлова, Кирсанова, Симонова, композиторов Шостаковича, Покрасса, Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, Богословского. Список этот могу продолжать очень долго - большую жизнь прожил, кое-что понял, увидел, осмыслил. Но не это, в конце концов, важно, а то, что во всех произведениях искусства, культуры большие они или маленькие, всегда должна царить, как справедливо когда-то сказал Бабель,- тирания вкуса.
Уже после смерти певца я нашел эти слова Исаака Эммануиловича: «Утесов столь же актер, сколько пропагандист. Пропагандирует он неутомимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека легкой души, охваченного жаждой веселости и познания. При этом - музыкальность, певучесть, нежащие наши сердца; при этом - ритм дьявольский, непогрешимый, негритянский, магнетический; нападение на зрителя яростное, радостное, подчиненное лихорадочному, но точному ритму. ...Революция открыла Утесову важность богатств, которыми он обладает, великую серьезность легкомысленного его искусства, народность, заразительность его певучей души. Тайна утесовского успеха – успеха непосредственного, любовного, легендарного - лежит в том, что советский наш зритель находит черты народности в образе, созданном Утесовым, черты родственного ему мироощущения, выраженного зажигательно, щедро, певуче. Ток, летящий от Утесова, возвращается к нему, удесятеренный жаждой и требовательностью советского зрителя. То, что он возбудил в нас эту жажду, налагает на Утесова ответственность, размеров которой он, может быть, и сам не осознает. Мы предчувствуем высоты, которых он может достигнуть; тирания вкуса должна царить в них. Сценическое создание Утесова - великолепный этот, зараженный электричеством парень и опьяненный жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом, - может стать образцом, народным спутником, радующим людей. Для этого содержание утесовского творчества должно подняться до высоты удивительного его дарования».

…Леонид Осипович Утесов родился 9 марта (ст. ст.) 1895 года в Одессе. Умер в Москве, через некоторое время после смерти дочери Эдит 9 марта 1982 года.

 

Михаил Захарчук
20 марта 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
понедельник
2018

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение