RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Из личного архива К. Е. Ворошилова
4 февраля 2016 г.

Из личного архива К. Е. Ворошилова

4 февраля 2016 года - 135 лет со дня рождения "красного маршала-кавалериста"
Предательство языка
9 июня 2014 г.

Предательство языка

«Продвинутая» молодежь и даже представители старшего поколения начали говорить на проамериканском сленге, а значит, скоро разучатся думать и жить по-русски
Сергей Филиппов: драматическая судьба советского комика
17 апреля 2015 г.

Сергей Филиппов: драматическая судьба советского комика

19 апреля 2015 года – 25 лет со дня смерти замечательного киноактёра
Странная версия убийства Сталина
5 марта 2015 г.

Странная версия убийства Сталина

5 марта 1953 года не стало выдающегося руководителя советского государства, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина
Адмирал чести
7 февраля 2014 г.

Адмирал чести

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года Россия потеряла воина-патриота Александра Колчака
Главная » Читальный зал » «Девичья фамилия – джаз»

«Девичья фамилия – джаз»

22 марта 2015 года – 120 лет со дня рождения Леонида Осиповича Утёсова

Его юбилеи советская страна всякий раз отмечала так, как в застойные годы отмечались юбилеи пламенных революционеров. Положим, певец этот тоже был своеобразным революционером в музыке, в эстраде. Во всяком случае, новаций по данной части числится за ним много.
«Девичья фамилия – джаз»

Уже не говорю о том, что он первым, еще в 1928 году создал в нашей стране джаз-оркестр. (Любил представлять его: «Государственный эстрадный оркестр РСФСР под управлением Утёсова», и добавлял при этом: «Девичья фамилия – джаз»). Хотя будь Леонид Осипович только музыкальным, сценическим экспериментатором, вряд ли бы так прочно поселился в нашей памяти и в наших сердцах. Нет, в этом явлении умещалось нечто большее: какая-то исключительность, оригинальность, творческая уникальность и... загадка, которую невозможно окончательно разгадать. В самом деле, как удавалось Утесову, представителю самого космополитичного народа в мире создавать столь патриотические песни? Ну, хотя бы «Раскинулось море широко». Откуда бралось в этом интеллигентном франте, который отродясь ничего тяжелее рюмки и дирижерской палочки в руках не держал, умение выражать самые заветные чаяния мастерового и мужика, солдата и матроса о воле, горе, счастье и радости? С другой стороны, почему в таком случае мои дочери не испытывают душевного трепета при звуках этого неповторимого голоса, вызывающего у представителей моего поколения и у людей постарше такую удивительную, элегически щемящую ностальгия по прошлому? Неужели ответ на такой вопрос - простая банальность: стареем, брат, стареем? Нет, полагаю, феномен Утесова куда как сложнее простых умозаключений и выводов.
Понять, осмыслить его для нас важно еще и потому, что, строго говоря, голосом, в классическом его понимании, Леонид Осипович не обладал. Как не обладали им ни Марк Бернес, ни Клавдия Шульженко, ни даже, простите, Александр Вертинский. Но, поди ж ты, слушаем их с удовольствием, равного которому не дает, нам, пожалуй, никто из современных эстрадных исполнителей. Почему? Наверное, прежде всего потому, что певцы утесовского времени (почти все!) даже в малейших нюансах своего творчества никогда не преследовали столь модного нынче агрессивного воздействия на аудиторию. Они исполняли, в основном, лирические произведения. Реже - гражданского содержания. Чаще, как Утесов, пели веселые песни, которые действительно помогали людям и жить, и творить, и строить, и любить. Идеология тогдашняя - мешала народу, угнетала, оболванивала его почем зря, но песни, как бы снимали ее жесткий, а то и жестокий прессинг. В этом смысле только одно трио: Дунаевский - Лебедев-Кумач - Утесов чего стоит. А ведь так называемые советские песни писали и исполняли десятки, сотни, тысячи других хороших авторов и певцов.
Леонид Осипович спел за свою жизнь без малого тысячу песен. И все они просты той сермяжной жизненной прозрачностью и доступностью, что и пословицы, поговорки. Только отнюдь не дебильно простецки, как нынешние примитивные музыкальные заклинания, когда один-единственный рефрен гвоздем вколачивается тебе в голову полсотни раз за исполнение.

Утесов, далее, был нашим кумиром и большинство из нас по-доброму, с врожденной или воспитанной - не важно - трепетностью его обожали. И здесь большая, мягко говоря, разница между тем, как относятся нынешние фаны к объектам своего восхищения. Ее ровно столько, сколько между понятиями кумир и идол.
Это притом, что, конечно же, я знаю о некоторых сибаритских слабостях Леонида Осиповича. В бытовом плане, к примеру, он жил несравненно богаче, нежели весь прочий советский народ. Вообще любил роскошь, изобилие, умел то и другое для себя обустраивать, пользуясь при этом многочисленными хитростями, уловками, дружескими связями. Еще слыл чревоугодником. До Гаргантюа, конечно, ему было далеко, но с завидной постоянностью из пищи культ делал. Жена, Елена Осиповна была великолепной кулинаркой. Однажды приготовила пирожки, уничтожив несметное количество которых, Леонид Осипович загремел в больницу. А мнительностью, грешник, страдал сильно и распустил среди друзей слух: у меня, дескать, рак. Ну и пошло, поехало. Со всей столицы медицинские светила сползлись. Операцию вообще кремлевская знаменитость делала. А, оказалось, - самый заурядный аппендицит, обострившийся жутким перееданием.
Повседневный комфорт и даже бытовые излишества себе и семье Леонид Осипович налаживал без особых напряжений, в основном, благодаря своему постоянному и могущественному покровителю Лазарю Моисеевичу Кагановичу. Например, сумел получить такую шикарную квартиру, которой не мог бы похвастаться иной член Политбюро. Ценила ли Утесова по достоинству система? Лишь отчасти. Например, после выхода «Веселых ребят» режиссер Г. Александров получил орден, Л. Орлова стала заслуженной артисткой РСФСР, а Леонида Осиповича наградили... фотоаппаратом. В восторженных рецензиях (фильм понравился Сталину) «Правда» и «Известия» даже не упомянули его имени. В конкретном случае Утесов был «наказан» за попытку бегства за границу - фантастическая по своей глупости история, которая могла случиться только в Советском Союзе. Артист, будучи навеселе, искупался в речке на советско-польской границе. Естественно, общался с пограничниками. Но в Кремль эта история дошла, как «пресеченная попытка к бегству за границу артиста Утесова». Воистину, как в той пословице: то ли он украл шубу, то ли у него украли, но был замешан. Самое интересное, что Утесов долгое время даже не подозревал о своем «проступке». Но однажды в кисловодском санатории, беседуя с помощником Сталина Поскребышевым, заметил полушутя, полусерьезно:
- Мне уже сорок шестой год пошел, а звания все не дают.

- Если бы ты не пытался удрать за границу - давно уже его получил бы.

- Да вы что, в самом деле! Это же глупость несусветная!

- Нам лучше знать! - резко оборвал артиста Поскребышев.

Вообще партийно-советский истеблишмент относился к Утесову, как и к самой эстраде, - по-барски и высокомерно. Артист по этому поводу как-то заметил с грустной иронией: «Эстрада - как проститутка: с ней хорошо и удобно провести ночь, а на людях показываться неприлично».
Правда, его лично приглашали выступать в Кремль перед самим вождем всех народов. И пел там Утесов «Гоп со смыком», «Лимончики», «Одесский кичман», «Кирпичики» - песни, которые в концертных залах ему запрещали исполнять под страхом тюремного заключения. Он никогда не пытался нарушать запрет. Повторюсь, был предельно осторожным человеком, несмотря на свою поразительную общительность и живость характера. Умел виртуозно обходить самые немыслимые идеологические рифы в тогдашней общественной и культурной жизни, благодаря чему и дожил до глубокой старости. Даже анекдоты и одесские байки рассказывал только в узком кругу и под сурдинку. Кстати, сам был героем многих анекдотов. Поклонница спрашивает Леонида Осиповича: «Кто по национальности ваша жена?». «Еврейка». «А дочь?». «Еврейка». «А вы тогда какой же национальности будете?». «Тоже еврей». «Ну, зачем вы на себя-то наговариваете?»

Что касается национальности, то из-за нее Лазарь Вейсбейн (Леонид Утесов - сценический псевдоним, взятый в пятнадцатилетнем возрасте, когда юноша только вступил на эстрадные подмостки – М.З.) испытывал, прямо скажем, немалую дискомфортность. Во многом по этой причине и признание со стороны партгосверхушки к нему приходило со скрипом. Только в 47 лет получил звание заслуженного артиста, а первый орден ему дали лишь к пятидесятилетию. Был представлен к Сталинской премии еще при жизни вождя. Но и только. Героем Социалистического Труда так и не стал. Звание народного артиста СССР ему присвоили только к восьмидесятилетию, хотя более народного эстрадного артиста в Советском Союзе вряд ли можно было сыскать. Тогда же наградили певца орденом Октябрьской революции, что он прокомментировал со свойственным юмором: «Вот и мне подкинули залп Авроры».
- Вот ты говоришь, Михаил, что если бы не я - первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята» не состоялась бы? Заблуждаешься, брат. Такую комедию, как теперь говорят, время поставило в повестку дня. Может быть, верно то, что без меня это был бы уже совсем другой фильм. А для «Веселых ребят» первоосновой послужил наш спектакль «Музыкальный магазин» по сценарию Николая Эрдмана и Владимира Масса, музыка Исаака Дунаевского. Однажды наше действо увидел Борис Шумяцкий - руководитель кинематографа. И загорелся желанием перевести спектакль на экран. На Западе, говорит, уже вовсю крутят музыкальные комедии, а мы только болтаем об этом. Вот и берись, Утесов, за дело. Кого будешь привлекать? Я назвал: сценаристы - Эрдман, Масс, стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. Шумяцкий говорит: против сценаристов ничего не имею, Кумача нам не надо, кто он такой, а про Дунаевского и речи быть не может.

Дело в том, что Борис Захарович был под большим влиянием РАПМа. Эту ассоциацию пролетарских музыкантов ЦК ликвидировало, но по инерции рапмовцы давили «не своих» композиторов. Однако тут я встал на рога: не будет Дунаевского - ищите другого организатора. Шумяцкий опешил от моего напора и согласился. Дальше мы привлекли Григория Александрова, Любовь Орлову и начали работать. Мой Костя Потехин из продавца преобразился в пастуха. Сценарную и музыкальную драматургию строили на живую нитку, по ходу дела. Даже стихи к песням писали популярным тогда бригадным методом. И стихи поэтому были, не приведи Господи! Вот как вначале выглядел «Марш веселых ребят»: «Ах, горы, горы, высокие горы, вчера туман был и в сердце тоска. Сегодня снежные ваши узоры опять горят и видны издалека. А ну, давай, поднимай выше ноги, а ну, давай, не задерживай, Бугай!» Сниматься мне нравилось, и ребята работали на совесть, но этот чертов бугай! Самому хотелось взреветь. Когда приехали в Москву на озвучивание, я в тайне ото всех пошёл к Лебедеву-Кумачу, упал ему в ноги и взмолился: выручай, Василий Иванович! Он тут же написал и «Марш», и песню Кости. Показали Шумяцкому и он, не дурак мужик, сразу согласился. Но если ты внимательно присмотришься к артикуляции моего Кости, поймешь: сначала он дул про бугая проклятого. Да, чуть не забыл главного. С этих двух песен и началась многолетняя, плодотворная дружба Дунаевского с Кумачом. Раньше они даже не знали о существовании друг друга.
Искушенный читатель, наверняка, знает, что в изложении Григория Александрова версия создания «Веселых ребят» выглядит совсем иначе. И тут нельзя умолчать о том, что Утесов принципиально не поддерживал никаких отношений ни с кинорежиссером, ни с его блистательной супругой, которые все лавры по созданию картины присвоили исключительно себе. Он, помнится, говорил, о том, что разногласия у него были только с Любовью Орловой, которая физически не терпела рядом с собой кого-нибудь, кто был способен стать с ней вровень, тем более превзойти.
- А в «Веселых ребятах», чего уж там скромничать, мой Костя по всем позициям превосходит Любину Анюту, несмотря на огромные старания Гриши Александрова сделать наоборот. Да это и понятно: я же, повторяю, переносил на экран свой собственный спектакль, который мы в Ленинграде играли почти три года и потому, естественно, моя роль являлась главной, определяющей в фильме. Любе это было ножом по сердцу, вот она и устроила так, что я оказался сбоку припека. А Гриша во всем потакал Любе. Если бы она ему сказала вообще убрать меня из титров, он бы и это сделал, не задумываясь.

Мы не будем изумленно круглить глаза по поводу подобного заявления Леонида Осиповича. Тем более что мудрая история сама расставила приоритетные акценты, а разногласия творцов ничуть не повлияли на зрительское восприятие кино шедевра. Для нашего же разговора важнее другое: Утесов едва ли не первый среди деятелей отечественной культуры сумел оценить всю значимость и важность искусства кино, которое по выражению пролетарского вождя важнее любых иных искусств. Он же первый создал и так называемый киноклип - явление, в нынешнем телевизионном варианте приобретшее столь фантастическое развитие. Однако даже в столетний юбилей певца никто не воздал ему должное за такое изобретение. А ведь факт остается фактом: автор «Белого парохода» – родоначальник целого направления в мировом изобразительном искусстве – клипа.
- Леонид Осипович, расскажите о своих симпатиях в искусстве.
- Очень люблю «Нежность» Пахмутовой, «Журавлей» Френкеля. По-моему, они не уступают «Темной ночи», «Соловьям», «Землянке», другим, столь же глубоким песням. Люблю Зыкину. У нее хороший голос и вкус отменный. Люблю слушать Елену Образцову, Муслима Магомаева, Льва Лещенко. Отличный певец Иосиф Кобзон. Этому дано жить песней. Высоко ценю творчество поэтов Лебедева-Кумача, Светлова, Кирсанова, Симонова, композиторов Шостаковича, Покрасса, Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, Богословского. Список этот могу продолжать очень долго - большую жизнь прожил, кое-что понял, увидел, осмыслил. Но не это, в конце концов, важно, а то, что во всех произведениях искусства, культуры большие они или маленькие, всегда должна царить, как справедливо когда-то сказал Бабель,- тирания вкуса.
Уже после смерти певца я нашел эти слова Исаака Эммануиловича: «Утесов столь же актер, сколько пропагандист. Пропагандирует он неутомимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека легкой души, охваченного жаждой веселости и познания. При этом - музыкальность, певучесть, нежащие наши сердца; при этом - ритм дьявольский, непогрешимый, негритянский, магнетический; нападение на зрителя яростное, радостное, подчиненное лихорадочному, но точному ритму. ...Революция открыла Утесову важность богатств, которыми он обладает, великую серьезность легкомысленного его искусства, народность, заразительность его певучей души. Тайна утесовского успеха – успеха непосредственного, любовного, легендарного - лежит в том, что советский наш зритель находит черты народности в образе, созданном Утесовым, черты родственного ему мироощущения, выраженного зажигательно, щедро, певуче. Ток, летящий от Утесова, возвращается к нему, удесятеренный жаждой и требовательностью советского зрителя. То, что он возбудил в нас эту жажду, налагает на Утесова ответственность, размеров которой он, может быть, и сам не осознает. Мы предчувствуем высоты, которых он может достигнуть; тирания вкуса должна царить в них. Сценическое создание Утесова - великолепный этот, зараженный электричеством парень и опьяненный жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом, - может стать образцом, народным спутником, радующим людей. Для этого содержание утесовского творчества должно подняться до высоты удивительного его дарования».

…Леонид Осипович Утесов родился 9 марта (ст. ст.) 1895 года в Одессе. Умер в Москве, через некоторое время после смерти дочери Эдит 9 марта 1982 года.

 

Михаил Захарчук
20 марта 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 марта
пятница
2019

В этот день:

Спасение Василия Шуйского

22 марта 1610 года в Москву, сняв осаду, которую вела армия Лжедмитрия II, вошли войска князя Михаила Васильевича СКОПИНА-ШУЙСКОГО. Он собрал свои рати в Новгороде, Вологде, Устюге и провел ряд победоносных сражений с отрядами самозванца, прозванного в народе Тушинским вором. Царь ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ был спасен.

Генерал-фельдмаршал Николай Репнин

22 марта 1734 года родился Николай Васильевич РЕПНИН, князь, генерал-фельдмаршал, дипломат, гроза турок. Участник русско-турецких войн конца XVIII века.

Генерал-фельдмаршал Николай Репнин

22 марта 1734 года родился Николай Васильевич РЕПНИН, князь, генерал-фельдмаршал, дипломат, гроза турок. Участник русско-турецких войн конца XVIII века.

Командуя отдельным корпусом, он воспрепятствовал переправе через Прут 36-тысячного турецкого войска. Затем отличился в сражении при Рябой Могиле: действовавшие под его командованием Киевский, Архангелогородский, Ширванский мушкетерские полки и гренадерские батальоны при поддержке конницы разгромили левый фланг турок.  27 июля 1770 года награждён орденом святого Георгия 2-й степени под номером № 2.

Генеральный конструктор концерна «Антей».

22 марта 1926 года родился Вениамин Павлович ЕФРЕМОВ, генеральный конструктор концерна «Антей».

Генеральный конструктор концерна «Антей».

22 марта 1926 года родился Вениамин Павлович ЕФРЕМОВ, генеральный конструктор концерна «Антей».

Он является создателем противовоздушных ракет 9М33 для ЗРК «Оса» и 9М330 для комплекса «Тор", а также мобильной универсальной противоракетной и противосамолетной системы «Антей-2500».

Эта система существенно превосходит по всем параметрам американские «Пэтриоты», она способна эффективно бороться как с баллистическими ракетами с дальностями пуска до 2500 км, так и со всеми видами аэродинамических и аэробаллистических целей.

 

Зверства украинских националистов в Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) уничтожена белорусская деревня Хатынь — за помощь партизанам. Заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей.

Зверства украинских националистов в Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) уничтожена белорусская деревня Хатынь — за помощь партизанам. Заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей.

 Как это напоминает то, что произошло в Одесском Доме профсоюзов, где потомками бандеровцев заживо сожжено 42 человека!

 

Злодеяния бандеровцев были засекречены на долгие десятилетия, дабы не «бросать тень» на весь украинский народ. А зря. Если бы это было известно всем, то вряд ли сегодня сумели бы захватить власть на Украине духовные сыновья тех, кто расстреливал и сжигал заживо русских, белорусов, поляков, украинцев, евреев...

22 марта 1943 года украинские националисты 118 карательного батальона ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.
Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались их спасти. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты и украинские националисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами, и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».

После войны не сразу стало известно об активном участии в этой зверской акции 118 батальона украинских националистов. А когда всплыли документы и начались судебные процессы первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий специально обратился в Центральный комитет КПСС с просьбой не разглашать информацию об участии украинских полицаев в зверском убийстве мирных жителей белорусской деревни. К просьбе тогда отнеслись с "пониманием". Но правда о том, что Хатынь уничтожили украинские националисты, составляющие 118-й специальный полицейский батальон не может быть вечно под спудом.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение