RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Успех автора и друга РГК
9 октября 2020 г.

Успех автора и друга РГК

8 октября 2020 года в Московском Доме литераторов состоялся вечер чествования победителей промежуточного этапа международного конкурса «Классики и современники»
На Луну в подгузниках
5 июля 2020 г.

На Луну в подгузниках

Две новости из США: НАСА объявила конкурс на разработку космического туалета и рапортовала о том, что, возможно, в 2021 году у америкосов, наконец-то, появится свой ракетный двигатель
«Дело Тухачевского»: рассекреченные документы
11 июня 2013 г.

«Дело Тухачевского»: рассекреченные документы

Сталин, готовясь к тяжелейшей схватке с европейским фашизмом, в 1937 году начал чистку Красной Армии от «пятой колонны»
Легенда о Можайском десанте
28 сентября 2013 г.

Легенда о Можайском десанте

Продолжаем конкурс «День патриотической поэзии» имени поэта-подводника Алексея Лебедева
Утро Борькиной казни
20 февраля 2019 г.

Утро Борькиной казни

Постоянный автор и друг РГК уральский поэт Александр Михайлович Костенко прислал своё новое произведение
Главная » Читальный зал » «Девичья фамилия – джаз»

«Девичья фамилия – джаз»

22 марта 2015 года – 120 лет со дня рождения Леонида Осиповича Утёсова

Его юбилеи советская страна всякий раз отмечала так, как в застойные годы отмечались юбилеи пламенных революционеров. Положим, певец этот тоже был своеобразным революционером в музыке, в эстраде. Во всяком случае, новаций по данной части числится за ним много.
«Девичья фамилия – джаз»

Уже не говорю о том, что он первым, еще в 1928 году создал в нашей стране джаз-оркестр. (Любил представлять его: «Государственный эстрадный оркестр РСФСР под управлением Утёсова», и добавлял при этом: «Девичья фамилия – джаз»). Хотя будь Леонид Осипович только музыкальным, сценическим экспериментатором, вряд ли бы так прочно поселился в нашей памяти и в наших сердцах. Нет, в этом явлении умещалось нечто большее: какая-то исключительность, оригинальность, творческая уникальность и... загадка, которую невозможно окончательно разгадать. В самом деле, как удавалось Утесову, представителю самого космополитичного народа в мире создавать столь патриотические песни? Ну, хотя бы «Раскинулось море широко». Откуда бралось в этом интеллигентном франте, который отродясь ничего тяжелее рюмки и дирижерской палочки в руках не держал, умение выражать самые заветные чаяния мастерового и мужика, солдата и матроса о воле, горе, счастье и радости? С другой стороны, почему в таком случае мои дочери не испытывают душевного трепета при звуках этого неповторимого голоса, вызывающего у представителей моего поколения и у людей постарше такую удивительную, элегически щемящую ностальгия по прошлому? Неужели ответ на такой вопрос - простая банальность: стареем, брат, стареем? Нет, полагаю, феномен Утесова куда как сложнее простых умозаключений и выводов.
Понять, осмыслить его для нас важно еще и потому, что, строго говоря, голосом, в классическом его понимании, Леонид Осипович не обладал. Как не обладали им ни Марк Бернес, ни Клавдия Шульженко, ни даже, простите, Александр Вертинский. Но, поди ж ты, слушаем их с удовольствием, равного которому не дает, нам, пожалуй, никто из современных эстрадных исполнителей. Почему? Наверное, прежде всего потому, что певцы утесовского времени (почти все!) даже в малейших нюансах своего творчества никогда не преследовали столь модного нынче агрессивного воздействия на аудиторию. Они исполняли, в основном, лирические произведения. Реже - гражданского содержания. Чаще, как Утесов, пели веселые песни, которые действительно помогали людям и жить, и творить, и строить, и любить. Идеология тогдашняя - мешала народу, угнетала, оболванивала его почем зря, но песни, как бы снимали ее жесткий, а то и жестокий прессинг. В этом смысле только одно трио: Дунаевский - Лебедев-Кумач - Утесов чего стоит. А ведь так называемые советские песни писали и исполняли десятки, сотни, тысячи других хороших авторов и певцов.
Леонид Осипович спел за свою жизнь без малого тысячу песен. И все они просты той сермяжной жизненной прозрачностью и доступностью, что и пословицы, поговорки. Только отнюдь не дебильно простецки, как нынешние примитивные музыкальные заклинания, когда один-единственный рефрен гвоздем вколачивается тебе в голову полсотни раз за исполнение.

Утесов, далее, был нашим кумиром и большинство из нас по-доброму, с врожденной или воспитанной - не важно - трепетностью его обожали. И здесь большая, мягко говоря, разница между тем, как относятся нынешние фаны к объектам своего восхищения. Ее ровно столько, сколько между понятиями кумир и идол.
Это притом, что, конечно же, я знаю о некоторых сибаритских слабостях Леонида Осиповича. В бытовом плане, к примеру, он жил несравненно богаче, нежели весь прочий советский народ. Вообще любил роскошь, изобилие, умел то и другое для себя обустраивать, пользуясь при этом многочисленными хитростями, уловками, дружескими связями. Еще слыл чревоугодником. До Гаргантюа, конечно, ему было далеко, но с завидной постоянностью из пищи культ делал. Жена, Елена Осиповна была великолепной кулинаркой. Однажды приготовила пирожки, уничтожив несметное количество которых, Леонид Осипович загремел в больницу. А мнительностью, грешник, страдал сильно и распустил среди друзей слух: у меня, дескать, рак. Ну и пошло, поехало. Со всей столицы медицинские светила сползлись. Операцию вообще кремлевская знаменитость делала. А, оказалось, - самый заурядный аппендицит, обострившийся жутким перееданием.
Повседневный комфорт и даже бытовые излишества себе и семье Леонид Осипович налаживал без особых напряжений, в основном, благодаря своему постоянному и могущественному покровителю Лазарю Моисеевичу Кагановичу. Например, сумел получить такую шикарную квартиру, которой не мог бы похвастаться иной член Политбюро. Ценила ли Утесова по достоинству система? Лишь отчасти. Например, после выхода «Веселых ребят» режиссер Г. Александров получил орден, Л. Орлова стала заслуженной артисткой РСФСР, а Леонида Осиповича наградили... фотоаппаратом. В восторженных рецензиях (фильм понравился Сталину) «Правда» и «Известия» даже не упомянули его имени. В конкретном случае Утесов был «наказан» за попытку бегства за границу - фантастическая по своей глупости история, которая могла случиться только в Советском Союзе. Артист, будучи навеселе, искупался в речке на советско-польской границе. Естественно, общался с пограничниками. Но в Кремль эта история дошла, как «пресеченная попытка к бегству за границу артиста Утесова». Воистину, как в той пословице: то ли он украл шубу, то ли у него украли, но был замешан. Самое интересное, что Утесов долгое время даже не подозревал о своем «проступке». Но однажды в кисловодском санатории, беседуя с помощником Сталина Поскребышевым, заметил полушутя, полусерьезно:
- Мне уже сорок шестой год пошел, а звания все не дают.

- Если бы ты не пытался удрать за границу - давно уже его получил бы.

- Да вы что, в самом деле! Это же глупость несусветная!

- Нам лучше знать! - резко оборвал артиста Поскребышев.

Вообще партийно-советский истеблишмент относился к Утесову, как и к самой эстраде, - по-барски и высокомерно. Артист по этому поводу как-то заметил с грустной иронией: «Эстрада - как проститутка: с ней хорошо и удобно провести ночь, а на людях показываться неприлично».
Правда, его лично приглашали выступать в Кремль перед самим вождем всех народов. И пел там Утесов «Гоп со смыком», «Лимончики», «Одесский кичман», «Кирпичики» - песни, которые в концертных залах ему запрещали исполнять под страхом тюремного заключения. Он никогда не пытался нарушать запрет. Повторюсь, был предельно осторожным человеком, несмотря на свою поразительную общительность и живость характера. Умел виртуозно обходить самые немыслимые идеологические рифы в тогдашней общественной и культурной жизни, благодаря чему и дожил до глубокой старости. Даже анекдоты и одесские байки рассказывал только в узком кругу и под сурдинку. Кстати, сам был героем многих анекдотов. Поклонница спрашивает Леонида Осиповича: «Кто по национальности ваша жена?». «Еврейка». «А дочь?». «Еврейка». «А вы тогда какой же национальности будете?». «Тоже еврей». «Ну, зачем вы на себя-то наговариваете?»

Что касается национальности, то из-за нее Лазарь Вейсбейн (Леонид Утесов - сценический псевдоним, взятый в пятнадцатилетнем возрасте, когда юноша только вступил на эстрадные подмостки – М.З.) испытывал, прямо скажем, немалую дискомфортность. Во многом по этой причине и признание со стороны партгосверхушки к нему приходило со скрипом. Только в 47 лет получил звание заслуженного артиста, а первый орден ему дали лишь к пятидесятилетию. Был представлен к Сталинской премии еще при жизни вождя. Но и только. Героем Социалистического Труда так и не стал. Звание народного артиста СССР ему присвоили только к восьмидесятилетию, хотя более народного эстрадного артиста в Советском Союзе вряд ли можно было сыскать. Тогда же наградили певца орденом Октябрьской революции, что он прокомментировал со свойственным юмором: «Вот и мне подкинули залп Авроры».
- Вот ты говоришь, Михаил, что если бы не я - первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята» не состоялась бы? Заблуждаешься, брат. Такую комедию, как теперь говорят, время поставило в повестку дня. Может быть, верно то, что без меня это был бы уже совсем другой фильм. А для «Веселых ребят» первоосновой послужил наш спектакль «Музыкальный магазин» по сценарию Николая Эрдмана и Владимира Масса, музыка Исаака Дунаевского. Однажды наше действо увидел Борис Шумяцкий - руководитель кинематографа. И загорелся желанием перевести спектакль на экран. На Западе, говорит, уже вовсю крутят музыкальные комедии, а мы только болтаем об этом. Вот и берись, Утесов, за дело. Кого будешь привлекать? Я назвал: сценаристы - Эрдман, Масс, стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. Шумяцкий говорит: против сценаристов ничего не имею, Кумача нам не надо, кто он такой, а про Дунаевского и речи быть не может.

Дело в том, что Борис Захарович был под большим влиянием РАПМа. Эту ассоциацию пролетарских музыкантов ЦК ликвидировало, но по инерции рапмовцы давили «не своих» композиторов. Однако тут я встал на рога: не будет Дунаевского - ищите другого организатора. Шумяцкий опешил от моего напора и согласился. Дальше мы привлекли Григория Александрова, Любовь Орлову и начали работать. Мой Костя Потехин из продавца преобразился в пастуха. Сценарную и музыкальную драматургию строили на живую нитку, по ходу дела. Даже стихи к песням писали популярным тогда бригадным методом. И стихи поэтому были, не приведи Господи! Вот как вначале выглядел «Марш веселых ребят»: «Ах, горы, горы, высокие горы, вчера туман был и в сердце тоска. Сегодня снежные ваши узоры опять горят и видны издалека. А ну, давай, поднимай выше ноги, а ну, давай, не задерживай, Бугай!» Сниматься мне нравилось, и ребята работали на совесть, но этот чертов бугай! Самому хотелось взреветь. Когда приехали в Москву на озвучивание, я в тайне ото всех пошёл к Лебедеву-Кумачу, упал ему в ноги и взмолился: выручай, Василий Иванович! Он тут же написал и «Марш», и песню Кости. Показали Шумяцкому и он, не дурак мужик, сразу согласился. Но если ты внимательно присмотришься к артикуляции моего Кости, поймешь: сначала он дул про бугая проклятого. Да, чуть не забыл главного. С этих двух песен и началась многолетняя, плодотворная дружба Дунаевского с Кумачом. Раньше они даже не знали о существовании друг друга.
Искушенный читатель, наверняка, знает, что в изложении Григория Александрова версия создания «Веселых ребят» выглядит совсем иначе. И тут нельзя умолчать о том, что Утесов принципиально не поддерживал никаких отношений ни с кинорежиссером, ни с его блистательной супругой, которые все лавры по созданию картины присвоили исключительно себе. Он, помнится, говорил, о том, что разногласия у него были только с Любовью Орловой, которая физически не терпела рядом с собой кого-нибудь, кто был способен стать с ней вровень, тем более превзойти.
- А в «Веселых ребятах», чего уж там скромничать, мой Костя по всем позициям превосходит Любину Анюту, несмотря на огромные старания Гриши Александрова сделать наоборот. Да это и понятно: я же, повторяю, переносил на экран свой собственный спектакль, который мы в Ленинграде играли почти три года и потому, естественно, моя роль являлась главной, определяющей в фильме. Любе это было ножом по сердцу, вот она и устроила так, что я оказался сбоку припека. А Гриша во всем потакал Любе. Если бы она ему сказала вообще убрать меня из титров, он бы и это сделал, не задумываясь.

Мы не будем изумленно круглить глаза по поводу подобного заявления Леонида Осиповича. Тем более что мудрая история сама расставила приоритетные акценты, а разногласия творцов ничуть не повлияли на зрительское восприятие кино шедевра. Для нашего же разговора важнее другое: Утесов едва ли не первый среди деятелей отечественной культуры сумел оценить всю значимость и важность искусства кино, которое по выражению пролетарского вождя важнее любых иных искусств. Он же первый создал и так называемый киноклип - явление, в нынешнем телевизионном варианте приобретшее столь фантастическое развитие. Однако даже в столетний юбилей певца никто не воздал ему должное за такое изобретение. А ведь факт остается фактом: автор «Белого парохода» – родоначальник целого направления в мировом изобразительном искусстве – клипа.
- Леонид Осипович, расскажите о своих симпатиях в искусстве.
- Очень люблю «Нежность» Пахмутовой, «Журавлей» Френкеля. По-моему, они не уступают «Темной ночи», «Соловьям», «Землянке», другим, столь же глубоким песням. Люблю Зыкину. У нее хороший голос и вкус отменный. Люблю слушать Елену Образцову, Муслима Магомаева, Льва Лещенко. Отличный певец Иосиф Кобзон. Этому дано жить песней. Высоко ценю творчество поэтов Лебедева-Кумача, Светлова, Кирсанова, Симонова, композиторов Шостаковича, Покрасса, Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, Богословского. Список этот могу продолжать очень долго - большую жизнь прожил, кое-что понял, увидел, осмыслил. Но не это, в конце концов, важно, а то, что во всех произведениях искусства, культуры большие они или маленькие, всегда должна царить, как справедливо когда-то сказал Бабель,- тирания вкуса.
Уже после смерти певца я нашел эти слова Исаака Эммануиловича: «Утесов столь же актер, сколько пропагандист. Пропагандирует он неутомимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека легкой души, охваченного жаждой веселости и познания. При этом - музыкальность, певучесть, нежащие наши сердца; при этом - ритм дьявольский, непогрешимый, негритянский, магнетический; нападение на зрителя яростное, радостное, подчиненное лихорадочному, но точному ритму. ...Революция открыла Утесову важность богатств, которыми он обладает, великую серьезность легкомысленного его искусства, народность, заразительность его певучей души. Тайна утесовского успеха – успеха непосредственного, любовного, легендарного - лежит в том, что советский наш зритель находит черты народности в образе, созданном Утесовым, черты родственного ему мироощущения, выраженного зажигательно, щедро, певуче. Ток, летящий от Утесова, возвращается к нему, удесятеренный жаждой и требовательностью советского зрителя. То, что он возбудил в нас эту жажду, налагает на Утесова ответственность, размеров которой он, может быть, и сам не осознает. Мы предчувствуем высоты, которых он может достигнуть; тирания вкуса должна царить в них. Сценическое создание Утесова - великолепный этот, зараженный электричеством парень и опьяненный жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом, - может стать образцом, народным спутником, радующим людей. Для этого содержание утесовского творчества должно подняться до высоты удивительного его дарования».

…Леонид Осипович Утесов родился 9 марта (ст. ст.) 1895 года в Одессе. Умер в Москве, через некоторое время после смерти дочери Эдит 9 марта 1982 года.

 

Михаил Захарчук
20 марта 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 января
вторник
2021

В этот день:

Белоруссия плюс Россия

26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран, вступил в силу Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. В московском Кремле на заседании Высшего Государственного Совета России и Белоруссии Председателем Высшего Государственного Совета России и Белоруссии избран Александр Лукашенко.

Белоруссия плюс Россия

26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран, вступил в силу Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. В московском Кремле на заседании Высшего Государственного Совета России и Белоруссии Председателем Высшего Государственного Совета России и Белоруссии избран Александр Лукашенко.

 Во время заседания исполняющий обязанности ( в то время) президента России Владимир Путин и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко обменялись ратификационными грамотами о создании Союзного государства России и Белоруссии.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Беларуси и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.

 

Подвиг Жантаса Жолдинова

26 января 1998 года Жантасу Бахитжановичу Жолдинову (стрелку сводного полка Сибирского округа внутренних войск МВД России, рядовому) за мужество и героязм проявленные в бою на первой чеченской войне присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Подвиг Жантаса Жолдинова

26 января 1998 года Жантасу Бахитжановичу Жолдинову (стрелку сводного полка Сибирского округа внутренних войск МВД России, рядовому) за мужество и героязм проявленные в бою на первой чеченской войне присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Жантас родился 29 июня 1976 года в посёлке Красночабанский Домбаровского района Оренбургской области в семье военного. Казах. После окончания школы работал разнорабочим в совхозе «Красный чабан», потом трудился на комбайне.

В декабре 1994 года был призван на воинскую службу, которую проходил во внутренних войсках в Сибирском округе внутренних войск МВД России. В составе сводного полка участвовал в Первой чеченской войне.

11 августа 1996 года группа прикрытия, в которую входил рядовой Жолдинов, прикрывала коридор для эвакуации из города мирных жителей. Внезапно группа оказалась атакована превосходящими силами боевиков. В ходе перестрелки Жолдинов лично уничтожил пять бандитов, корректировал огонь товарищей. Двое военнослужащих отряда получили ранения, а затем и Жолдинову перебило обе ноги. Однако он продолжал вести огонь. Над отрядом нависла угроза окружения, и Жантас Жолдинов добровольно вызвался прикрывать отход товарищей. Истекая кровью, он вёл огонь по противнику пока не кончились боеприпасы, затем отбивался штык-ножом. Боевики расстреляли Жантаса в упор.

 

Подвиг Владимира Трубанова

26 января 1998 года Владимиру Евгеньевичу Трубанову (наводчику боевой разведывательной дозорной машины) за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Подвиг Владимира Трубанова

26 января 1998 года Владимиру Евгеньевичу Трубанову (наводчику боевой разведывательной дозорной машины) за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

В конце июля 1996 года сводный полк Сибирского округа внутренних войск, где служил Володя, выехал на Северный Кавказ, а уже утром 6 августа подразделения полка были подняты по тревоге. Боевики напали на город Грозный, сковали действия военнослужащих. Сибиряки в казарме оказались практически в полной осаде. Любой вид транспорта, подъезжавший или отъезжавший от казармы, попадал под шквальный огонь. Через 2 недели положение стало критическим: кончились продукты, отключили воду, свет, нельзя было вывезти раненых. Отправили солдат за водой под прикрытием БРДМ, в которой находился Трубанов. У бронемашины прострелили колеса, но она некоторое время продолжала движение. Несмотря на ранение в ногу, рядовой Трубанов вел огонь из пулемета БРДМ.

Полчаса шел неравный бой на глазах своей роты. Ребята плакали от бессилия, что ничем помочь Володе не могли. Боевикам удалось подбить БРДМ, и она загорелась. В машине погиб Владимир Трубанов.

Володя родом из Башкирии. Он окончил 8 классов средней школы N15 (1991) и СПТУ-19 (1994) в Салавате. Занимался картингом под руководством тренера Александра Лапшина и наставника Сергея Затылкина. Став чемпионом Башкирии по данному виду спорта, пошел служить в ВС РФ. С марта 1995 года - на военной службе, которую проходил в Сибирском округе ВВ МВД РФ. Дважды выезжал в служебные командировки в Чечню, где и погиб смертью Героя.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение