RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ксения Петербургская
6 июня 2019 г.

Ксения Петербургская

6 июня — день памяти святой блаженной Ксении Петербургской
Тихая моя Родина
3 января 2016 г.

Тихая моя Родина

3 января 2016 года - 80 лет великому русскому поэту Николаю Михайловичу Рубцову
Жестокие рифмы Победы
4 мая 2018 г.

Жестокие рифмы Победы

Наш давний друг и постоянный автор московский поэт Игорь Дмитриевич Гревцев прислал подборку своих стихов
Когда закончится война на Украине
3 апреля 2015 г.

Когда закончится война на Украине

Для миллионов людей это вопрос жизни и смерти, они ищут и не находят на него ответа
Тайны Нюрнберга
20 ноября 2017 г.

Тайны Нюрнберга

20 ноября 1945 года начался судебный процесс над главными фашистскими преступниками, материалы которого до сих пор полностью не опубликованы
Главная » Читальный зал » «За отвагу» Смоктуновского

«За отвагу» Смоктуновского

28 марта 2015 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Дружбы народов, шести медалей, лауреат Ленинской и Государственных премий Иннокентий Михайлович Смоктуновский был единственным известным в стране актёром, дважды награждённым медалью «За отвагу» - высшей медалью в наградной системе СССР.
«За отвагу» Смоктуновского

Это была самая популярная и ценимая воюющими награда из серебра 925 пробы. Давалась исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. И никак иначе. Просто «за участие» её получить было невозможно.
*
Ещё в академические годы, когда меня избрали членом бюро Всероссийского театрального общества (ВТО) мы очень плотно общались с артистами МХАТа, который тогда ещё был неразделённым. Дружбе нашей благоволил сам Олег Николаевич Ефремов, который искренне был убежден: союз искусства и труда - есть столбовая дорога для всей отечественной драматургии. Остальное, так - дорожки. Которые вреда, конечно, не приносят, не говоря уже о пользе, но по ним особо не находишься. Поэтому МХАТ времен Ефремова, когда на сцене театра фырчали и гудели домны, дружил со многими трудовыми коллективами столицы, имел своих шефов и по всей стране, куда периодически ездил на гастроли. Короче, все ведущие актеры МХАТа регулярно проводили у нас в ВТО свои творческие вечера под патриотическим девизом «Союз искусства и труда».
А Смоктуновский постоянно отказывался с нами сотрудничать. И я однажды напрямик поинтересовался у Ефремова, почему Иннокентий Михайлович постоянно сачкует? «Понимаешь, Кеша физически не переносит любой шефской работы, всяких выдергиваний для встреч со зрителями. И бесплатной игры не терпит. Ну уж такой он, что ж ты с ним поделаешь». Ах, так, возмутился я, тогда молодой и горячий. И однажды попробовал самостоятельно договориться со Смоктуновским о его творческом вечере. Думалось, что рафинированный интеллигентный артист - милейший и добрейший человек. Оказалось, что я сильно ошибался. Иннокентий Михайлович, не очень подбирая выражения, круто послал меня по известному русскому адресу.
Во времена Генсека Черненко редакция «Комсомольской правды» решила провести выездное заседание своей коллегии на родине Константина Устиновича. Пригласили и меня, как своего военного внештатного корреспондента. Перед отлетом самолета мы по старинной комсомольской традиции изрядно набрались. Об этом я сильно пожалел, как только вошел в салон самолета и нашел свое место. Рядом оказался Смоктуновский...
Хмель, он хорош, когда и твой собеседник под градусом, и вы любите друг друга. Или хотя бы ваши отношения зиждутся на уровне: «Ты меня уважаешь?» Ничего подобного тогда не наблюдалось и в зародыше. Смоктуновскому хорошо подвыпивший майор был изначально противен ровно настолько, насколько бывает несносен пьяный трезвому. Все мои попытки как-то разговорить его, встречали не просто непонимание – враждебность. Возможно ещё и потому, что крепкие напитки ослабляют волю, но крепят наглость, и я напрямую олицетворял собой тогда эту истину. Дошло до того, что Иннокентий Михайлович пригрозил мне, если я от него не отвяжусь, то он обратится к командиру борта. Это было уже слишком. Заметив артисту: «Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха», я гордо удалился в хвост самолета, где мы вместе с друзьями-комсомольцами, возглавляемыми телеобозревателем Игорем Фесуненко, продолжили вкушать спиртное.
За две недели я исколесил Красноярский край - родину К.У. Черненко - вдоль и в поперёк. И, конечно же, отстал от бригады «Комсомольской правды». Улетал в Москву один. Военные друзья привезли меня к самолёту за несколько минут до его отлета. Уже пройдя досмотр, я увидел Смоктуновского, который прощался с мужчиной и женщиной. Как только они расстались, я быстренько смотался к провожающим Смоктуновского. Дело в том, что я забыл его отчество, а хотелось извиниться за своё нетрезвое хамство. (Оказалось, он прилетал в родной Красноярск на похороны очень близкого человека). Думалось, подойду после взлета к Иннокентию Михайловичу и скажу: простите меня, наглеца. Не получилось. Мое место (в это кому-то трудно будет поверить, скажут, врёт!) вновь оказалось рядом со Смоктуновским! И он, естественно, меня узнал. Но в этот раз уже артист был хорошо подвыпивший и, конечно, совершенно в другом настроении. Внимательно рассмотрев мой билет, он заметил: «Мистика какая-то!» Некоторое время мы оба молчали, а потом я достал подаренную военными красноярскую сорокаградусную…
Скажу без хвастовства: я уже тогда прекрасно понимал, кто такой Смоктуновский. Возможно, даже самый лучший, самый талантливый, да что там - гениальный актер, которых и за всю-то российскую театральную историю наберется от силы три - пять человек, не более. И надо же было такому счастью случиться, чтобы он тогда со мной столь замечательно пообщался, практически все долгие часы полета из Красноярска в Москву. Вот лишь некоторые фрагменты из его рассказа...
- Родился я в селе Татьяновка Томской области. Родители бежали от деревенского голода сначала в Томск, но там долго не задержались, потом - в Красноярск. Отец устроился работать грузчиком в порту, силой он обладал исключительной. Мать нашла место на колбасной фабрике. Когда в наших краях случился второй повальный голод 1932 года (Смоктуновский 1925 года рождения - М.З.), родители отдали нас с Володей на воспитание родной сестре отца, Надежде Петровне. Аркашка, - единственный в нашей семье блондин такой, настоящий, - остался с отцом и матерью, он был их любимчиком. Нас с черным Володькой так не любили. Тетка своих детей не имела, поэтому всю душу в нас вложила. Тем не менее, из-за бедности мне пришлось школу бросить и учиться сначала на фельдшера, потом на киномеханика...
Помню, как я провожал отца на фронт. Я тайно любил его за ухарство, залихватский характер, за бесшабашность. Почему-то глядел на него и думал: это какая же большая мишень для фашистов будет. Он и погиб на фронте. А вскоре и меня забрали в армию. Направили в Киевское пехотное училище, но быстро исключили из него за то, что в учебное время я собирал с голодухи оставшуюся в поле картошку. С меня сорвали курсантские нашивки и отправили в штрафбат на Курскую дугу. Казалось, что большего пекла в жизни мне уже не доведётся видеть. Увидел при форсировании Днепра. Там же за доставку ценного донесения был награждён медалью «За отвагу». Уже после войны я узнал, что на этой «чудной реке при тихой погоде» полегло почти полмиллиона человек, а ранено было около 1 миллиона 300 тысяч человек. А у меня хотя бы одна царапина случилась. И так долгих два года я провоевал словно заговорённый от вражеских пуль, хотя в основном воевал на передовой. А потом попал в окружение в боях за Житомир и там же меня пленили немцы. Кормили баландой, в которой вместе с кишками болтался кал животных. К нам приходили немецкие агитаторы, звали в армию Власова. Угощали шоколадом. После каждого визита с ними уходило не меньше взвода. Человек 20–30. Но вот меня что-то такое – Бог, наверное, спас от позорного поступка. Я бежал из лагеря, когда нас вели к печам, сжигать. Спрятался под мостом. И опять же, благодаря Богу, и какому-то чудесному наитию я добраться до поселка Дмитровки. Помню, как постучался в ближайшую хату, мне открыли, я сделал шаг и упал без сознания. Меня за месяц выходила, на ноги поставила баба-хохлушка Василиса Шевчук. Я до самой её смерти помогал чем мог. И детям её и внукам помогал. Я этим не хвастаюсь – упаси Господь. Из этого посёлка, оклемавшись, я отправился к партизанам. Войну закончил сержантом под Берлином, в городке, название которого всю жизнь помнить буду: Гревесмюлен. Был награжден второй медалью «За отвагу». А ту, первую, к которой меня представили еще в 1943 году, когда я выполнял обязанности связного 212-гвардейского стрелкового полка, получил почти полвека спустя. Тот факт, что я побывал 1 месяц и 4 дня в плену, потерял уже былую остроту.
А в Красноярск я почему вернулся? Во всяком случае, не только потому, что родом оттуда. Просто мне, бывшему военнопленному, любые большие города и большие дороги были закрыты. По тогдашнему своему паспорту я не имел права посещать лишь тридцать девять городов Советского Союза. И Красноярск, к слову, находился в их числе, если бы я не оттуда родом. Сначала хотел определиться в лесотехнический институт, но в итоге поступил в театральную студию, откуда меня выгнали за драку. Больше специального образования не получал нигде, чем меня всю жизнь отдельные доброхоты попрекали. Поехал я в Норильск, где директор местного театра набирал труппу. Кстати, это он заставлял меня изменить мою фамилию Смоктуновича на псевдоним Славянинова. Я не соглашался, он угрожал меня уволить, тогда с обоюдного согласия сделали мою фамилию Смоктуновский. Проработал я в Норильске четыре года. Здоровье изрядно подорвал, потому что мне категорически противопоказаны условия Крайнего Севера. Зато и школу прошёл в Норильске замечательную. Там же работали в основном заключенные актеры со всего Союза. Такое созвездие талантов можно было встретить разве что во МХАТе. Там же, к слову, я познакомился и на всю жизнь подружился с Георгием Жженовым. После Норильска началась моя бродяжья жизнь. Работал в театрах Махачкалы, Сталинграда. Причем оба эти театра носили имена буревестника революции Максима Горького. Затем был Театр имени Ленинского комсомола в Москве, куда меня вызвали, но потом не приняли. Точно так же, как не приняли впоследствии в театры сатиры, драмы и комедии, Станиславского, Советской Армии. Всего восемь театров от меня отказались. К тому времени кое-какое имя у меня уже было. За десять провинциальных лет я успел сыграть свыше пятидесяти ролей. И, тем не менее, в Москве пришлось попросту бомжевать. В фильме «Москва слезам не верит» обо мне точно сказано. Несколько месяцев я жил без денег, без, прописки, без работы. Тогда же мне встретилась девушка Соломка (Суламифь Михайловна - М.З.), ставшая впоследствии моей женой, помогшая мне устроиться на работу в Театр-студию киноактера. С той поры меня стали приглашать и на работу в кино. На экране меня, кстати, приметил Товстоногов. Он мне потом говорил: у Вас, Кеша, глаза Мышкина. Собственно, с Достоевского и начинается моя известность. Если бы судьба не столкнула меня с его наследием - неизвестно, как бы еще сложилась моя жизнь.
- Из БДТ вы ушли из-за конфликта с Товстоноговым?
- Нет, из-за того, что меня труппа не понимала, не жаловала. Судачили о моей театральной «неграмотности», «необразованности». Говорили, что в Мышкине я просто играю самого себя, то бишь, - неврастеника, а мастерства у меня - никакого. Товстоногов, тот наоборот, хотел меня пробовать на роль Чацкого. Козинцев, кстати, тогда же пригласил меня на Гамлета безо всяких проб. А в театре возмутились: нельзя играть в кино и на сцене одновременно. Другим можно, мне - нельзя. Я и ушел.
- Ефремов - ваш режиссер?
- Да. Я сделаю все, что он скажет. Сакулина я, к примеру, не хотел играть. И ни один человек на свете меня на это не уговорил бы. Кроме Ефремова. Я же отказался от предложения Григория Михайловича Козинцева сыграть короля Лира, а от партийного вожака и подавно бы отказался. Но – Ефремов!
- Что у вас получилось лучше: Гамлет или Мышкин?
- Обе роли получились. Во-первых, потому что у меня там и там были хорошие помощники: Шекспир и Достоевский. Во-вторых, я сыграл эти персонажи в том возрасте, в котором их должно играть. Лоренс Оливье еще в 66-м году спросил меня: «Сколько Вам лет?» - «Сорок два года» - «О, успел, повезло! Потом сердце не выдерживает подобной нагрузки».
- Если я напишу в своем материале, что вы - гений, как вы к этому отнесетесь?
- Вопрос на самом деле сложнее, чем вы думаете. Но на его серьезное обсуждение понадобилось бы много времени. Скажу Вам так: я очень способный человек, которому посчастливилось заниматься тем, к чему рожден был и провиденьем сподоблен. У меня же за плечами - Гамлет, Мышкин, царь Федор, Иванов, Иудушка Головлев, Деточкин, Чайковский, Моисей Моисеевич из «Степи», Циолковский, Плюшкин, Илья Куликов из «9 дней одного года». Со мной рядом встать сейчас трудно, если вообще возможно, еще и потому, что я очень работоспособный. Я вкалываю как ломовая лошадь, как мужик на своей собственной пашне. Я, если хотите, и есть мужик, у меня корни посконные. Но я - мужик-лидер - редкое сочетание по нынешним временам.
- Вам в жизни еще и очень везло на роли...
- Не только на роли. По жизни я вообще чрезвычайно везучий человек. Одна война чего стоит. Там сонм смертей мимо меня пролетели и не задели. В Польше, к примеру, мне пришлось командовать почти взводом автоматчиков 641-го стрелкового полка. Мы ночью однажды выполняли отвлекающий манёвр. В живых осталось только девять человек – восемь из них были тяжело раненые. Кроме меня. Норильск наградил меня целым букетом болезней, к которым уже в Москве прибавился туберкулез, выведший меня из строя на два года. Плюс был ещё инфаркт. А я вот - выжил. Да что там говорить, если я однажды перевернулся в собственной «Волге» с женой, сыном и дочерью. И ни у кого - ни единой царапины. Нет, ангел-хранитель у меня определенно есть...
Мы покинули самолёт, и вышли на площадь перед аэропортом в надежде поймать такси. Но когда подсчитали имеющуюся у нас наличность, с грустью обнаружили: в поездке сильно оба поиздержались и на машину не хватит. И, слава Богу. Сели на электричку, доехали до Павелецкого вокзала, где и распрощались. Смоктуновский направился в метро, а я зашёл в зал ожидания и по свежим следам упорядочил лихорадочно, кое-как сделанные записи. Знал: такой фарт вряд ли когда-либо повторится. И как в воду глядел: на подпись готового материала потратил потом едва ли не полгода...

Михаил Захарчук
27 марта 2015 г.

Комментарии:

Татьна П. 28.03.2015 в 08:35 # Ответить
Из случайностей складывается наша жизнь?
Или эти случайности предусмотрены кем-то в мозаике нашей жизни уже давно?
Этого мы не узнаем.
Но я благодарна случайности, соединившей меня с миром, вернувшей мне моих далёких и близких по духу людей и соединивших меня с незнакомыми, но близкими по духу.
Сейчас, когда прочтён, ещё один замечательный очерк Михаила Александровича Захарчука, когда я неуловимо перенеслась на борт самолёта, в котором они летели с Иннокентием Смоктуновским, и вслушивалась в его рассказ о прожитой жизни, он стал мне ближе и понятнее. Словно за несколько десятков минут прошла мученическим путём с ним, от далёкого детства через голод и грохот снарядов, через смерти и увидела его ангела в этом аду…
Как хорошо стало от теплоты и доброты единения.
Ещё подумалось: жаль тех людей, которые в хорошем и светлом ищут червоточину, потому что сами не в силах избавиться от неё.
Ищите светлое, идите на свет и тепло, грейте свою душу.
Спасибо Михаилу Александровичу за знания, которыми он делится с нами.
Спасибо РГК за прекрасные и честные публикации.
Марина Васильевна 05.04.2015 в 00:09 # Ответить
Прочла с интересом и даже с некоторым удивлением. Прежде понятия не имела ни о "посконных корнях" Иннокентия Смоткуновского, ни о трудной судьбе и выпавших на его долю испытаниях. Даже представить не могла, что Иннокентий Михайлович воевал, да еще как воевал - две медали "За отвагу" тому свидетельство.
А если человек по жизни чрезвычайно везучий, значит Провидение оберегает его - не за что-то, а для чего-то в будущем, для того, к чему он предназначен.
Думаю, что нам, рожденным в середине прошлого века, повезло в том, что в юности мы смотрели "Гамлета", а не какие-нибудь кровавые боевики. Такие гениальные фильмы и такие исключительные актеры формировали не только наше мировоззрение или характер, но и наши эстетические вкусы. Я настолько была заворожена Гамлетом Смоктуновского, что спустя несколько лет не могла принять его в "Берегись автомобиля" - фильм нравился, а актер, игравший Деточкина, нет - до самой последней сцены, когда он, бритый наголо, после тюрьмы общается со своей любимой через стекло троллейбуса - по-моему это лучшая сцена фильма. Позже, конечно, привыкла к тому, что Иннокентий Михайлович великолепно играет очень разные роли. И какие это были роли! Кажется, что помнится каждая, даже самая небольшая. Как, например, папаша Мерлуш - вроде пустячок, но "пустячок" драгоценный - или его Трубач в "Романсе о влюбленных". А еще множество литературных произведений, которые Смоктуновский читал на радио - слушаешь их и невозможно оторваться.
Не верится, что Иннокентия Смоктуновского уже нет в живых. Живы его роли, его герои, образы. Замечательно, что его именем названа одна из планет - такому таланту просто тесно на Земле. И даже говорить о нем хочется только в настоящем времени.
Спасибо за публикацию.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 сентебря
пятница
2020

В этот день:

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Всенародная слава пришла к Раевскому после подвига, совершенного 23 июля 1812 года у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва). Дело было так.

Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк со словами: "Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!" Рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. В этом бою Раевский был ранен картечью в грудь, но его самоотверженность вдохновила солдат, которые обратили противника в бегство.

Хрестоматийным стал и бой за батарею Раевского, который считается одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Генерал дошел до Парижа и принимал участие в битве за столицу Франции.

После войны Раевский жил в Киеве, где был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Почти ежегодно Раевский с семьёй путешествовал в Крым. Там через сына познакомился и подружился с молодым с А. С. Пушкиным.

Скончался Николай Николаевич Раевский от старых ран 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет.

 

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Напомним, в июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. В конце августа 1854 года десантный флот с наземными войсками союзников двинулся к крымским берегам. Численность десантных войск составляла 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями.

1 сентября 1854 года была произведена высадка десанта возле Евпатории. После высадки войска союзников двинулись в сторону Севастополя.

У входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, что не дало возможности врагам войти в неё. Экипажи остальных судов российского флота пошли на усиление гарнизона; корабельные орудия установили на берегу.

Оборона Севастополя была поручена адмиралам Павлу Степановичу Нахимову и Владимиру Алексеевичу Корнилову, в распоряжении которых оставалось 18 тысяч человек — преимущественно флотских экипажей. Все фортификационные работы велись под руководством инженер-подполковника Эдуарда Ивановича Тотлебена, ставшего душой обороны. Во время осадных работ союзники несли много потерь от огня гарнизона и от частых вылазок, производившихся с замечательной отвагой.

5 (17) октября последовала первая бомбардировка Севастополя. Общий урон российских войск составил 1250 человек; у союзников выбыло из строя 900—1000 человек. Нашей незаменимой потерей была смерть Владимира Алексеевича Корнилова, смертельно раненного на Малаховом кургане. Общие итоги бомбардировки вселили уверенность в русских, что Севастополь можно отстоять малыми силами. И наоборот, вражеским войскам

от надежды на лёгкое торжество пришлось отказаться.

 

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). Русский. Член КПСС с 1978 года. В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС. Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, В. Правиком и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения. Умер от рака 2 декабря 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Виктор Николаевич Кибенок родился в семье потомственного пожарного 17 февраля 1963 года в посёлке Ивановка Нижнесерогозского района Херсонской области. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Правиком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения более 1000 рентген (смертельная доза 400 рентген), был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

 

Владимир Павлович Правик родился 13 июня 1962 года в Чернобыле в семье служащего. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения, был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Со времен Чернобыльской аварии к государственным наградам были представлены 70 тысяч ликвидаторов. 

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/social/175367
 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение