RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Актёр былинной силы
8 февраля 2015 г.

Актёр былинной силы

9 февраля 2015 года - 100 лет со дня рождения Бориса Федоровича Андреева
Тайны Нюрнберга
20 ноября 2017 г.

Тайны Нюрнберга

20 ноября 1945 года начался судебный процесс над главными фашистскими преступниками, материалы которого до сих пор полностью не опубликованы
Памятник врагу России
22 августа 2015 г.

Памятник врагу России

В Зеленоградске Калининградской области открыли монумент польскому националисту Адаму Мицкевичу
Территория беспредела
17 сентября 2015 г.

Территория беспредела

Единственное, что сегодня производит Украина в массовом порядке, так это неприятное впечатление.
Кинодебют Сталина
14 мая 2014 г.

Кинодебют Сталина

14 мая 1935 года советского вождя впервые сняли в кинохронике, при этом не поставив его в известность
Главная » Читальный зал » «За отвагу» Смоктуновского

«За отвагу» Смоктуновского

28 марта 2015 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Дружбы народов, шести медалей, лауреат Ленинской и Государственных премий Иннокентий Михайлович Смоктуновский был единственным известным в стране актёром, дважды награждённым медалью «За отвагу» - высшей медалью в наградной системе СССР.
«За отвагу» Смоктуновского

Это была самая популярная и ценимая воюющими награда из серебра 925 пробы. Давалась исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. И никак иначе. Просто «за участие» её получить было невозможно.
*
Ещё в академические годы, когда меня избрали членом бюро Всероссийского театрального общества (ВТО) мы очень плотно общались с артистами МХАТа, который тогда ещё был неразделённым. Дружбе нашей благоволил сам Олег Николаевич Ефремов, который искренне был убежден: союз искусства и труда - есть столбовая дорога для всей отечественной драматургии. Остальное, так - дорожки. Которые вреда, конечно, не приносят, не говоря уже о пользе, но по ним особо не находишься. Поэтому МХАТ времен Ефремова, когда на сцене театра фырчали и гудели домны, дружил со многими трудовыми коллективами столицы, имел своих шефов и по всей стране, куда периодически ездил на гастроли. Короче, все ведущие актеры МХАТа регулярно проводили у нас в ВТО свои творческие вечера под патриотическим девизом «Союз искусства и труда».
А Смоктуновский постоянно отказывался с нами сотрудничать. И я однажды напрямик поинтересовался у Ефремова, почему Иннокентий Михайлович постоянно сачкует? «Понимаешь, Кеша физически не переносит любой шефской работы, всяких выдергиваний для встреч со зрителями. И бесплатной игры не терпит. Ну уж такой он, что ж ты с ним поделаешь». Ах, так, возмутился я, тогда молодой и горячий. И однажды попробовал самостоятельно договориться со Смоктуновским о его творческом вечере. Думалось, что рафинированный интеллигентный артист - милейший и добрейший человек. Оказалось, что я сильно ошибался. Иннокентий Михайлович, не очень подбирая выражения, круто послал меня по известному русскому адресу.
Во времена Генсека Черненко редакция «Комсомольской правды» решила провести выездное заседание своей коллегии на родине Константина Устиновича. Пригласили и меня, как своего военного внештатного корреспондента. Перед отлетом самолета мы по старинной комсомольской традиции изрядно набрались. Об этом я сильно пожалел, как только вошел в салон самолета и нашел свое место. Рядом оказался Смоктуновский...
Хмель, он хорош, когда и твой собеседник под градусом, и вы любите друг друга. Или хотя бы ваши отношения зиждутся на уровне: «Ты меня уважаешь?» Ничего подобного тогда не наблюдалось и в зародыше. Смоктуновскому хорошо подвыпивший майор был изначально противен ровно настолько, насколько бывает несносен пьяный трезвому. Все мои попытки как-то разговорить его, встречали не просто непонимание – враждебность. Возможно ещё и потому, что крепкие напитки ослабляют волю, но крепят наглость, и я напрямую олицетворял собой тогда эту истину. Дошло до того, что Иннокентий Михайлович пригрозил мне, если я от него не отвяжусь, то он обратится к командиру борта. Это было уже слишком. Заметив артисту: «Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха», я гордо удалился в хвост самолета, где мы вместе с друзьями-комсомольцами, возглавляемыми телеобозревателем Игорем Фесуненко, продолжили вкушать спиртное.
За две недели я исколесил Красноярский край - родину К.У. Черненко - вдоль и в поперёк. И, конечно же, отстал от бригады «Комсомольской правды». Улетал в Москву один. Военные друзья привезли меня к самолёту за несколько минут до его отлета. Уже пройдя досмотр, я увидел Смоктуновского, который прощался с мужчиной и женщиной. Как только они расстались, я быстренько смотался к провожающим Смоктуновского. Дело в том, что я забыл его отчество, а хотелось извиниться за своё нетрезвое хамство. (Оказалось, он прилетал в родной Красноярск на похороны очень близкого человека). Думалось, подойду после взлета к Иннокентию Михайловичу и скажу: простите меня, наглеца. Не получилось. Мое место (в это кому-то трудно будет поверить, скажут, врёт!) вновь оказалось рядом со Смоктуновским! И он, естественно, меня узнал. Но в этот раз уже артист был хорошо подвыпивший и, конечно, совершенно в другом настроении. Внимательно рассмотрев мой билет, он заметил: «Мистика какая-то!» Некоторое время мы оба молчали, а потом я достал подаренную военными красноярскую сорокаградусную…
Скажу без хвастовства: я уже тогда прекрасно понимал, кто такой Смоктуновский. Возможно, даже самый лучший, самый талантливый, да что там - гениальный актер, которых и за всю-то российскую театральную историю наберется от силы три - пять человек, не более. И надо же было такому счастью случиться, чтобы он тогда со мной столь замечательно пообщался, практически все долгие часы полета из Красноярска в Москву. Вот лишь некоторые фрагменты из его рассказа...
- Родился я в селе Татьяновка Томской области. Родители бежали от деревенского голода сначала в Томск, но там долго не задержались, потом - в Красноярск. Отец устроился работать грузчиком в порту, силой он обладал исключительной. Мать нашла место на колбасной фабрике. Когда в наших краях случился второй повальный голод 1932 года (Смоктуновский 1925 года рождения - М.З.), родители отдали нас с Володей на воспитание родной сестре отца, Надежде Петровне. Аркашка, - единственный в нашей семье блондин такой, настоящий, - остался с отцом и матерью, он был их любимчиком. Нас с черным Володькой так не любили. Тетка своих детей не имела, поэтому всю душу в нас вложила. Тем не менее, из-за бедности мне пришлось школу бросить и учиться сначала на фельдшера, потом на киномеханика...
Помню, как я провожал отца на фронт. Я тайно любил его за ухарство, залихватский характер, за бесшабашность. Почему-то глядел на него и думал: это какая же большая мишень для фашистов будет. Он и погиб на фронте. А вскоре и меня забрали в армию. Направили в Киевское пехотное училище, но быстро исключили из него за то, что в учебное время я собирал с голодухи оставшуюся в поле картошку. С меня сорвали курсантские нашивки и отправили в штрафбат на Курскую дугу. Казалось, что большего пекла в жизни мне уже не доведётся видеть. Увидел при форсировании Днепра. Там же за доставку ценного донесения был награждён медалью «За отвагу». Уже после войны я узнал, что на этой «чудной реке при тихой погоде» полегло почти полмиллиона человек, а ранено было около 1 миллиона 300 тысяч человек. А у меня хотя бы одна царапина случилась. И так долгих два года я провоевал словно заговорённый от вражеских пуль, хотя в основном воевал на передовой. А потом попал в окружение в боях за Житомир и там же меня пленили немцы. Кормили баландой, в которой вместе с кишками болтался кал животных. К нам приходили немецкие агитаторы, звали в армию Власова. Угощали шоколадом. После каждого визита с ними уходило не меньше взвода. Человек 20–30. Но вот меня что-то такое – Бог, наверное, спас от позорного поступка. Я бежал из лагеря, когда нас вели к печам, сжигать. Спрятался под мостом. И опять же, благодаря Богу, и какому-то чудесному наитию я добраться до поселка Дмитровки. Помню, как постучался в ближайшую хату, мне открыли, я сделал шаг и упал без сознания. Меня за месяц выходила, на ноги поставила баба-хохлушка Василиса Шевчук. Я до самой её смерти помогал чем мог. И детям её и внукам помогал. Я этим не хвастаюсь – упаси Господь. Из этого посёлка, оклемавшись, я отправился к партизанам. Войну закончил сержантом под Берлином, в городке, название которого всю жизнь помнить буду: Гревесмюлен. Был награжден второй медалью «За отвагу». А ту, первую, к которой меня представили еще в 1943 году, когда я выполнял обязанности связного 212-гвардейского стрелкового полка, получил почти полвека спустя. Тот факт, что я побывал 1 месяц и 4 дня в плену, потерял уже былую остроту.
А в Красноярск я почему вернулся? Во всяком случае, не только потому, что родом оттуда. Просто мне, бывшему военнопленному, любые большие города и большие дороги были закрыты. По тогдашнему своему паспорту я не имел права посещать лишь тридцать девять городов Советского Союза. И Красноярск, к слову, находился в их числе, если бы я не оттуда родом. Сначала хотел определиться в лесотехнический институт, но в итоге поступил в театральную студию, откуда меня выгнали за драку. Больше специального образования не получал нигде, чем меня всю жизнь отдельные доброхоты попрекали. Поехал я в Норильск, где директор местного театра набирал труппу. Кстати, это он заставлял меня изменить мою фамилию Смоктуновича на псевдоним Славянинова. Я не соглашался, он угрожал меня уволить, тогда с обоюдного согласия сделали мою фамилию Смоктуновский. Проработал я в Норильске четыре года. Здоровье изрядно подорвал, потому что мне категорически противопоказаны условия Крайнего Севера. Зато и школу прошёл в Норильске замечательную. Там же работали в основном заключенные актеры со всего Союза. Такое созвездие талантов можно было встретить разве что во МХАТе. Там же, к слову, я познакомился и на всю жизнь подружился с Георгием Жженовым. После Норильска началась моя бродяжья жизнь. Работал в театрах Махачкалы, Сталинграда. Причем оба эти театра носили имена буревестника революции Максима Горького. Затем был Театр имени Ленинского комсомола в Москве, куда меня вызвали, но потом не приняли. Точно так же, как не приняли впоследствии в театры сатиры, драмы и комедии, Станиславского, Советской Армии. Всего восемь театров от меня отказались. К тому времени кое-какое имя у меня уже было. За десять провинциальных лет я успел сыграть свыше пятидесяти ролей. И, тем не менее, в Москве пришлось попросту бомжевать. В фильме «Москва слезам не верит» обо мне точно сказано. Несколько месяцев я жил без денег, без, прописки, без работы. Тогда же мне встретилась девушка Соломка (Суламифь Михайловна - М.З.), ставшая впоследствии моей женой, помогшая мне устроиться на работу в Театр-студию киноактера. С той поры меня стали приглашать и на работу в кино. На экране меня, кстати, приметил Товстоногов. Он мне потом говорил: у Вас, Кеша, глаза Мышкина. Собственно, с Достоевского и начинается моя известность. Если бы судьба не столкнула меня с его наследием - неизвестно, как бы еще сложилась моя жизнь.
- Из БДТ вы ушли из-за конфликта с Товстоноговым?
- Нет, из-за того, что меня труппа не понимала, не жаловала. Судачили о моей театральной «неграмотности», «необразованности». Говорили, что в Мышкине я просто играю самого себя, то бишь, - неврастеника, а мастерства у меня - никакого. Товстоногов, тот наоборот, хотел меня пробовать на роль Чацкого. Козинцев, кстати, тогда же пригласил меня на Гамлета безо всяких проб. А в театре возмутились: нельзя играть в кино и на сцене одновременно. Другим можно, мне - нельзя. Я и ушел.
- Ефремов - ваш режиссер?
- Да. Я сделаю все, что он скажет. Сакулина я, к примеру, не хотел играть. И ни один человек на свете меня на это не уговорил бы. Кроме Ефремова. Я же отказался от предложения Григория Михайловича Козинцева сыграть короля Лира, а от партийного вожака и подавно бы отказался. Но – Ефремов!
- Что у вас получилось лучше: Гамлет или Мышкин?
- Обе роли получились. Во-первых, потому что у меня там и там были хорошие помощники: Шекспир и Достоевский. Во-вторых, я сыграл эти персонажи в том возрасте, в котором их должно играть. Лоренс Оливье еще в 66-м году спросил меня: «Сколько Вам лет?» - «Сорок два года» - «О, успел, повезло! Потом сердце не выдерживает подобной нагрузки».
- Если я напишу в своем материале, что вы - гений, как вы к этому отнесетесь?
- Вопрос на самом деле сложнее, чем вы думаете. Но на его серьезное обсуждение понадобилось бы много времени. Скажу Вам так: я очень способный человек, которому посчастливилось заниматься тем, к чему рожден был и провиденьем сподоблен. У меня же за плечами - Гамлет, Мышкин, царь Федор, Иванов, Иудушка Головлев, Деточкин, Чайковский, Моисей Моисеевич из «Степи», Циолковский, Плюшкин, Илья Куликов из «9 дней одного года». Со мной рядом встать сейчас трудно, если вообще возможно, еще и потому, что я очень работоспособный. Я вкалываю как ломовая лошадь, как мужик на своей собственной пашне. Я, если хотите, и есть мужик, у меня корни посконные. Но я - мужик-лидер - редкое сочетание по нынешним временам.
- Вам в жизни еще и очень везло на роли...
- Не только на роли. По жизни я вообще чрезвычайно везучий человек. Одна война чего стоит. Там сонм смертей мимо меня пролетели и не задели. В Польше, к примеру, мне пришлось командовать почти взводом автоматчиков 641-го стрелкового полка. Мы ночью однажды выполняли отвлекающий манёвр. В живых осталось только девять человек – восемь из них были тяжело раненые. Кроме меня. Норильск наградил меня целым букетом болезней, к которым уже в Москве прибавился туберкулез, выведший меня из строя на два года. Плюс был ещё инфаркт. А я вот - выжил. Да что там говорить, если я однажды перевернулся в собственной «Волге» с женой, сыном и дочерью. И ни у кого - ни единой царапины. Нет, ангел-хранитель у меня определенно есть...
Мы покинули самолёт, и вышли на площадь перед аэропортом в надежде поймать такси. Но когда подсчитали имеющуюся у нас наличность, с грустью обнаружили: в поездке сильно оба поиздержались и на машину не хватит. И, слава Богу. Сели на электричку, доехали до Павелецкого вокзала, где и распрощались. Смоктуновский направился в метро, а я зашёл в зал ожидания и по свежим следам упорядочил лихорадочно, кое-как сделанные записи. Знал: такой фарт вряд ли когда-либо повторится. И как в воду глядел: на подпись готового материала потратил потом едва ли не полгода...

Михаил Захарчук
27 марта 2015 г.

Комментарии:

Татьна П. 28.03.2015 в 08:35 # Ответить
Из случайностей складывается наша жизнь?
Или эти случайности предусмотрены кем-то в мозаике нашей жизни уже давно?
Этого мы не узнаем.
Но я благодарна случайности, соединившей меня с миром, вернувшей мне моих далёких и близких по духу людей и соединивших меня с незнакомыми, но близкими по духу.
Сейчас, когда прочтён, ещё один замечательный очерк Михаила Александровича Захарчука, когда я неуловимо перенеслась на борт самолёта, в котором они летели с Иннокентием Смоктуновским, и вслушивалась в его рассказ о прожитой жизни, он стал мне ближе и понятнее. Словно за несколько десятков минут прошла мученическим путём с ним, от далёкого детства через голод и грохот снарядов, через смерти и увидела его ангела в этом аду…
Как хорошо стало от теплоты и доброты единения.
Ещё подумалось: жаль тех людей, которые в хорошем и светлом ищут червоточину, потому что сами не в силах избавиться от неё.
Ищите светлое, идите на свет и тепло, грейте свою душу.
Спасибо Михаилу Александровичу за знания, которыми он делится с нами.
Спасибо РГК за прекрасные и честные публикации.
Марина Васильевна 05.04.2015 в 00:09 # Ответить
Прочла с интересом и даже с некоторым удивлением. Прежде понятия не имела ни о "посконных корнях" Иннокентия Смоткуновского, ни о трудной судьбе и выпавших на его долю испытаниях. Даже представить не могла, что Иннокентий Михайлович воевал, да еще как воевал - две медали "За отвагу" тому свидетельство.
А если человек по жизни чрезвычайно везучий, значит Провидение оберегает его - не за что-то, а для чего-то в будущем, для того, к чему он предназначен.
Думаю, что нам, рожденным в середине прошлого века, повезло в том, что в юности мы смотрели "Гамлета", а не какие-нибудь кровавые боевики. Такие гениальные фильмы и такие исключительные актеры формировали не только наше мировоззрение или характер, но и наши эстетические вкусы. Я настолько была заворожена Гамлетом Смоктуновского, что спустя несколько лет не могла принять его в "Берегись автомобиля" - фильм нравился, а актер, игравший Деточкина, нет - до самой последней сцены, когда он, бритый наголо, после тюрьмы общается со своей любимой через стекло троллейбуса - по-моему это лучшая сцена фильма. Позже, конечно, привыкла к тому, что Иннокентий Михайлович великолепно играет очень разные роли. И какие это были роли! Кажется, что помнится каждая, даже самая небольшая. Как, например, папаша Мерлуш - вроде пустячок, но "пустячок" драгоценный - или его Трубач в "Романсе о влюбленных". А еще множество литературных произведений, которые Смоктуновский читал на радио - слушаешь их и невозможно оторваться.
Не верится, что Иннокентия Смоктуновского уже нет в живых. Живы его роли, его герои, образы. Замечательно, что его именем названа одна из планет - такому таланту просто тесно на Земле. И даже говорить о нем хочется только в настоящем времени.
Спасибо за публикацию.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение