RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подлость Ельцина и др
8 декабря 2016 г.

Подлость Ельцина и др

Ровно 25 лет назад, 8 декабря 1991 года, неподалёку от белорусско-польской границы в глухом лесу, главы России, Украины и Белоруссии поставили точку в истории СССР.
Эдуард Лимонов: с либералами размежевался
2 декабря 2014 г.

Эдуард Лимонов: с либералами размежевался

К этому эпатажному писателю отношение разное, но его безрассудная смелость в заявлениях и политических акциях очевидна
Как в угоду НАТО разрушили систему коллективной безопасности
7 июня 2015 г.

Как в угоду НАТО разрушили систему коллективной безопасности

25 лет назад 7 июня 1990 года начался распуск Варшавского договора в целях подачи миролюбивого примера странам НАТО.
«Победа-70»: поэт Александр Пилигрим
26 мая 2015 г.

«Победа-70»: поэт Александр Пилигрим

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Детей отделяют от родителей
11 октября 2015 г.

Детей отделяют от родителей

«Пятая колонна» пытается протащить разработанный на западе закон, расширяющий возможности чиновников и «общественников» вмешиваться в семейную жизнь
Главная » Читальный зал » Иван Козловский: простой и непостижимый

Иван Козловский: простой и непостижимый

24 марта 2015 года – 115 лет со дня рождения великого тенора Ивана Семеновича Козловского

Кроме певческого таланта, он обладал особой духовной силой: всю жизнь глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки!
Иван Козловский: простой и непостижимый

С выдающимся солистом Большого театра Иваном Семеновичем Козловским я познакомился в середине семидесятых годов прошлого века на гастролях Киевского театра имени И. Франко в столице. Главный режиссер театра Сергей Владимирович Данченко со своей труппой привез тогда одиннадцать спектаклей, среди которых была и совершенно забойная вещь Ивана Котляревского «Энеида», где роль автора бесподобно исполнял мой давнишний и хороший приятель Бодюл Ступка.

После «Энеиды» Сергей Владимирович представил меня легендарному тенору Большого. Вот, дескать, наш земляк-газетчик, написать про ваше творчество желает. За давностью лет уже не помню, о чем мы говорили в ту первую встречу, но совершенно точно могу утверждать, что отнесся ко мне Козловский более чем прохладно. И я в огромном волнении на следующий день переступал порог его квартиры по улице Неждановой. Однако здесь меня встретил уже веселый, приветливый, юморной старик, совершенно не похожий на вчерашнего театрального льва-бонвивана, который почти агрессивно верховодил среди своих земляков-артистов. Забегая наперед, скажу, что с тех пор между нами установились очень добрые отношения, и на правах земляка я часто бывал на двухэтажной квартире Козловского.

…Ивану Семеновичу, безусловно, повезло и в творчестве, и в быту, и в окружении, и в редком долголетии. Благодаря фантастическому стечению этих и еще многих других обстоятельств, он был признан с редким единодушием в нашей стране и за рубежом выдающимся, почти гениальным вокалистом и оперным исполнителем. Между тем в ряду таких певцов как Л. Собинов, Н. Обухова, В. Петров, С. Лемешев (уже не говорю о Ф. Шаляпине) Козловский всего лишь - равный среди равных. Но поди ж ты, жил Иван Семенович так долго и безупречно, что сумел стать эталоном, как тот метр, что лежит в питерском музее. Вроде бы и не лучше, не хуже других метров, но образцом для измерения является.

Хотя справедливости ради надо сказать: природа весьма щедро одарила этого везунца из украинского села Марьяновки, что на Киевщине. Дала ему неповторимый, почти что гипнотический голос: прозрачный, серебристый, ровный с красивым нежным тембром свободного верхнего регистра. Даже если читателю ничего не говорят сии характеристики, то все равно он вряд ли станет спорить на тему того, что пел Иван Семенович действительно здорово. Не зря же Шаляпин, услышав его голос, заметил: «Красиво поет, сволочь!». И Козловский этим отзывом гордился! Сверх всего певец обладал сочной гаммой других артистических качеств, которые в совокупности всегда отличают большого творца от ремесленника, пусть и очень хорошего. А то, что Козловский был творцом крупным, сомнению не подлежит.

Пройдя длинный и тернистый творческий путь, в продолжении которого семь десятков лет советской власти оказались лишь затянувшимся эпизодом, он умудрился не омрачить свое творчество ни так распространенным в то время восторженным раболепием перед власть предержащими, ни сделками с собственной совестью, ни суетными, мелочными поступками, за которые было бы стыдно перед собой и потомками. Более того, всю жизнь он глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки!

Это обстоятельство достойно нашего внимания еще и потому, что Кафка ведь был совершенно прав, когда утверждал: истинный путь человека идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он (канат) предназначен больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему. Козловский сумел (или исхитрился?) не спотыкаться о канат своей судьбы; передвигался по нему, достаточно высоко закрепленному над бренной землей. И не с цирковой виртуозностью двигался, а уверенно, с достоинством настоящего таланта, который, как, в итоге, выяснилось, и творил лучше и видел дальше многих. И, может, потому сподобился у Бога таким веком.

Ничто человеческое при этом Козловскому было не чуждо. Он не являлся белой вороной среди себе подобных. Почти виртуозно владел искусством приспособляемости к той, почившей, "тоталитарной" системе. Иначе просто бы не выжил. В период активной деятельности слыл весьма оборотистым мужиком: не все члены политбюро имели такое шикарное жилище как у него.

С другой стороны, даже вынужденная адаптация Козловского к существующему строю не носила характера потребительской агрессивности. То есть, всегда работая локтями, он никогда не отталкивал других. Наоборот, немало поспешествовал, например, тому, чтобы его соперник тоже «божественный тенор» Сергей Лемешев смог трудиться в Большом театре. Посредственности такой поступок не под силу. Словом, умел он по жизни во всем отделять зерна от плевел и потому первых накопил несравненно больше, нежели вторых. И память по себе сохранил добрую.

При этом общаться с ним было непросто. Мог запросто разорвать уже подготовленный материал, по пустяку обидеться мог. Колкостями, едкостями и насмешками обильно сдабривал всякую беседу. Озорничать любил даже в сильно преклонном возрасте. Однажды сообщил мне, что служил на Украине в стрелковой части вместе с Антоном Макаренко, тем самым, известным педагогом, автором «Педагогической поэмы». Я возрадовался: на такую сенсацию набрел! А помощница Козловского СЛЕЗИНА, о которой речь еще впереди, услышав это, возмущенно заметила:

- Иван Семенович, побойтесь Бога! Да между расположением ваших частей лапоть по карте можно было положить, сами же говорили!

- От глупая женщина! Нет, чтобы промолчать. Пусть бы Михаил написал, а потом бы все с ног сбивались, устанавливая истину...

А то вообще однажды прикололся так, что случай этот давно уже превратился в анекдот. Рядом с его дачей сосед поставил оригинальный забор и самое главное – очень причудливо выкованные ворота. Козловскому они так понравились, что сам подошел к рабочим и предложил: «Поставьте мне точно такие же и, поверьте, я вас не обижу». Ну, те, разумеется, расстарались. И вот, когда работа по установке чудо-ворот уже приближалась к финишу, Иван Семенович метнулся в свой дом и вышел оттуда в украинской вышитой рубахе. Встал на краю веранды и запел своим «божественным лирическим тенором». Обалделые мужики слушали его, раскрыв рты и только постепенно до их сознания доходило, что это и есть плата за работу. Когда певец закончил арию (уже не помню какую), работники дружно плюнули и гордо удалились, не довершив своего дела. Иван Семенович, как ни в чем не бывало, пошел в дом, чтобы переодеться в дачное лохмотье.

...В очередной приезд в столицу киевских франковцев, а случился он как раз в канун Рождества, Козловский принес своему любимцу Бодюлу Ступке, игравшему тогда главную роль в «Записках сумасшедшего», пару бутылок вина «Кодряны» и горсть пшеницы.

- Давай, Малый (так любовно называл артиста), будем поздравлять зрителей с Новым годом.

И вот они пошли вдвоем по рядам:

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 сентебря
понедельник
2019

В этот день:

Полярная экспедиция Бориса Вилькицкого

16 сентября 1915 года закончилась русская полярная экспедиция под руководством капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого, открывшая ряд островов в Северном Ледовитом океане. Экспедиция в составе ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» вышла в Северный Ледовитый океан в июле 1913 года.

Полярная экспедиция Бориса Вилькицкого

16 сентября 1915 года закончилась русская полярная экспедиция под руководством капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого, открывшая ряд островов в Северном Ледовитом океане. Экспедиция в составе ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» вышла в Северный Ледовитый океан в июле 1913 года.

Ей предстояло выполнить съемку побережья и островов, выявить возможности мореплавания по Северному морскому пути. В 1913 году экспедиция открыла Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского. В 1914—1915 годах совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новый остров Новопашенного (ныне — Остров Жохова). Экспедиция вернулась в Архангельск 16 сентября 1915 года.

11 января 1926 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета своим постановлением переименовал Землю Императора Николая II в Северную Землю. Остров Цесаревича Алексея был переименован в остров Малый Таймыр. Впоследствии, в 1931—1933, были открыты другие образующие архипелаг острова, которые получили от советских первооткрывателей (Николая Урванцева и Георгия Ушакова) названия Пионер, Комсомолец, Большевик, Октябрьской Революции, Шмидта.

Орден Красного Знамени

16 сентября 1918 года был учреждён Орден Красного Знамени для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации.

Орден Красного Знамени

16 сентября 1918 года был учреждён Орден Красного Знамени для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации.

 Вплоть до учреждения ордена Ленина в 1930 году орден Красного Знамени оставался высшим орденом Советского Союза.

История создания такова. Декретом «Об уравнении всех служащих в правах» от 15 декабря 1917 года были отменены все ордена и знаки отличия Российской империи. Вместо орденов стали вручаться именные часы, портсигары, револьверы и т. п. Первой официальной советской государственной наградой стало «Почётное революционное Красное Знамя». Оно вручалось особо отличившимся частям РККА. 13 августа 1918 года Н. И. Подвойский предложил создать также и индивидуальные знаки отличия для Красной Армии. 2 сентября 1918 года на заседании ВЦИК была сформирована комиссия, возглавляемая А. С. Енукидзе, для составления проекта индивидуальных наградных знаков. Комиссия предложила два варианта — орден «Красное Знамя» и орден «Красная Гвоздика». 14 сентября 1918 года предложения комиссии были рассмотрены на заседании ВЦИК, где был выбран вариант «Красное Знамя». 16 сентября 1918 года подписан декрет «О знаках отличия», где орден «Красное Знамя» был принят окончательно.

Памяти летчика Сергея Грицевца

16 сентября 1939 года погиб Сергей Иванович Грицевец (р. 1909), лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза.

Памяти летчика Сергея Грицевца

16 сентября 1939 года погиб Сергей Иванович Грицевец (р. 1909), лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза.

В воздушных боях над Испанией и Халхин-Голом сбил 40 самолетов противника. Грицевец погиб 16 сентября 1939 года во время военных учений РККА на аэродроме Болбасово, рядом с Оршей, когда его самолет был протаранен самолётом другого лётчика во время руления перед взлётом.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение