RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ты у меня одна
25 марта 2017 г.

Ты у меня одна

Вышел в свет новый поэтический сборник нашего уважаемого автора Александра Костенко «Високосный год»
Женщины Сталина
8 ноября 2013 г.

Женщины Сталина

В архиве вождя обнаружены документы, раскрывающие некоторые страницы его личной жизни
Чтение выходного дня: советский патриотизм
10 августа 2013 г.

Чтение выходного дня: советский патриотизм

Наша любовь к Отечеству — красная тряпка для тех, кто грабит нашу страну
Россия-НАТО: порог противостояния
30 июля 2016 г.

Россия-НАТО: порог противостояния

Кровожадные претензии Запада смогут остановить только решимость нашего руководства и реальная способность наших Вооруженных Сил нанести сокрушительный ответный ядерный удар по агрессору
Скромное обаяние Ирины Купченко
28 февраля 2018 г.

Скромное обаяние Ирины Купченко

К юбилею замечательной актрисы
Главная » Читальный зал » Иван Козловский: простой и непостижимый

Иван Козловский: простой и непостижимый

24 марта 2015 года – 115 лет со дня рождения великого тенора Ивана Семеновича Козловского

Кроме певческого таланта, он обладал особой духовной силой: всю жизнь глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки!
Иван Козловский: простой и непостижимый

С выдающимся солистом Большого театра Иваном Семеновичем Козловским я познакомился в середине семидесятых годов прошлого века на гастролях Киевского театра имени И. Франко в столице. Главный режиссер театра Сергей Владимирович Данченко со своей труппой привез тогда одиннадцать спектаклей, среди которых была и совершенно забойная вещь Ивана Котляревского «Энеида», где роль автора бесподобно исполнял мой давнишний и хороший приятель Бодюл Ступка.

После «Энеиды» Сергей Владимирович представил меня легендарному тенору Большого. Вот, дескать, наш земляк-газетчик, написать про ваше творчество желает. За давностью лет уже не помню, о чем мы говорили в ту первую встречу, но совершенно точно могу утверждать, что отнесся ко мне Козловский более чем прохладно. И я в огромном волнении на следующий день переступал порог его квартиры по улице Неждановой. Однако здесь меня встретил уже веселый, приветливый, юморной старик, совершенно не похожий на вчерашнего театрального льва-бонвивана, который почти агрессивно верховодил среди своих земляков-артистов. Забегая наперед, скажу, что с тех пор между нами установились очень добрые отношения, и на правах земляка я часто бывал на двухэтажной квартире Козловского.

…Ивану Семеновичу, безусловно, повезло и в творчестве, и в быту, и в окружении, и в редком долголетии. Благодаря фантастическому стечению этих и еще многих других обстоятельств, он был признан с редким единодушием в нашей стране и за рубежом выдающимся, почти гениальным вокалистом и оперным исполнителем. Между тем в ряду таких певцов как Л. Собинов, Н. Обухова, В. Петров, С. Лемешев (уже не говорю о Ф. Шаляпине) Козловский всего лишь - равный среди равных. Но поди ж ты, жил Иван Семенович так долго и безупречно, что сумел стать эталоном, как тот метр, что лежит в питерском музее. Вроде бы и не лучше, не хуже других метров, но образцом для измерения является.

Хотя справедливости ради надо сказать: природа весьма щедро одарила этого везунца из украинского села Марьяновки, что на Киевщине. Дала ему неповторимый, почти что гипнотический голос: прозрачный, серебристый, ровный с красивым нежным тембром свободного верхнего регистра. Даже если читателю ничего не говорят сии характеристики, то все равно он вряд ли станет спорить на тему того, что пел Иван Семенович действительно здорово. Не зря же Шаляпин, услышав его голос, заметил: «Красиво поет, сволочь!». И Козловский этим отзывом гордился! Сверх всего певец обладал сочной гаммой других артистических качеств, которые в совокупности всегда отличают большого творца от ремесленника, пусть и очень хорошего. А то, что Козловский был творцом крупным, сомнению не подлежит.

Пройдя длинный и тернистый творческий путь, в продолжении которого семь десятков лет советской власти оказались лишь затянувшимся эпизодом, он умудрился не омрачить свое творчество ни так распространенным в то время восторженным раболепием перед власть предержащими, ни сделками с собственной совестью, ни суетными, мелочными поступками, за которые было бы стыдно перед собой и потомками. Более того, всю жизнь он глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки!

Это обстоятельство достойно нашего внимания еще и потому, что Кафка ведь был совершенно прав, когда утверждал: истинный путь человека идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он (канат) предназначен больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему. Козловский сумел (или исхитрился?) не спотыкаться о канат своей судьбы; передвигался по нему, достаточно высоко закрепленному над бренной землей. И не с цирковой виртуозностью двигался, а уверенно, с достоинством настоящего таланта, который, как, в итоге, выяснилось, и творил лучше и видел дальше многих. И, может, потому сподобился у Бога таким веком.

Ничто человеческое при этом Козловскому было не чуждо. Он не являлся белой вороной среди себе подобных. Почти виртуозно владел искусством приспособляемости к той, почившей, "тоталитарной" системе. Иначе просто бы не выжил. В период активной деятельности слыл весьма оборотистым мужиком: не все члены политбюро имели такое шикарное жилище как у него.

С другой стороны, даже вынужденная адаптация Козловского к существующему строю не носила характера потребительской агрессивности. То есть, всегда работая локтями, он никогда не отталкивал других. Наоборот, немало поспешествовал, например, тому, чтобы его соперник тоже «божественный тенор» Сергей Лемешев смог трудиться в Большом театре. Посредственности такой поступок не под силу. Словом, умел он по жизни во всем отделять зерна от плевел и потому первых накопил несравненно больше, нежели вторых. И память по себе сохранил добрую.

При этом общаться с ним было непросто. Мог запросто разорвать уже подготовленный материал, по пустяку обидеться мог. Колкостями, едкостями и насмешками обильно сдабривал всякую беседу. Озорничать любил даже в сильно преклонном возрасте. Однажды сообщил мне, что служил на Украине в стрелковой части вместе с Антоном Макаренко, тем самым, известным педагогом, автором «Педагогической поэмы». Я возрадовался: на такую сенсацию набрел! А помощница Козловского СЛЕЗИНА, о которой речь еще впереди, услышав это, возмущенно заметила:

- Иван Семенович, побойтесь Бога! Да между расположением ваших частей лапоть по карте можно было положить, сами же говорили!

- От глупая женщина! Нет, чтобы промолчать. Пусть бы Михаил написал, а потом бы все с ног сбивались, устанавливая истину...

А то вообще однажды прикололся так, что случай этот давно уже превратился в анекдот. Рядом с его дачей сосед поставил оригинальный забор и самое главное – очень причудливо выкованные ворота. Козловскому они так понравились, что сам подошел к рабочим и предложил: «Поставьте мне точно такие же и, поверьте, я вас не обижу». Ну, те, разумеется, расстарались. И вот, когда работа по установке чудо-ворот уже приближалась к финишу, Иван Семенович метнулся в свой дом и вышел оттуда в украинской вышитой рубахе. Встал на краю веранды и запел своим «божественным лирическим тенором». Обалделые мужики слушали его, раскрыв рты и только постепенно до их сознания доходило, что это и есть плата за работу. Когда певец закончил арию (уже не помню какую), работники дружно плюнули и гордо удалились, не довершив своего дела. Иван Семенович, как ни в чем не бывало, пошел в дом, чтобы переодеться в дачное лохмотье.

...В очередной приезд в столицу киевских франковцев, а случился он как раз в канун Рождества, Козловский принес своему любимцу Бодюлу Ступке, игравшему тогда главную роль в «Записках сумасшедшего», пару бутылок вина «Кодряны» и горсть пшеницы.

- Давай, Малый (так любовно называл артиста), будем поздравлять зрителей с Новым годом.

И вот они пошли вдвоем по рядам:

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 мая
воскресенье
2018

В этот день:

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Россия издавна вела войны со Швецией за выход в Балтийское море. Весной 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы. 27 мая 1703 года на Заячьем острове состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра.

Возглавлял строительство Александр Меншиков, ближайший помощник царя. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине 18 века крепость была «одета» в камень. Поскольку в центре крепости был построен собор Петра и Павла, ее назвали Петропавловской. С создания крепости начинается история города Санкт-Петербурга.

Ежедневно из Петропавловской крепости раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

 Первый космический полёт  совершил 17 сентября — 21 ноября 1985 года  совместно с В. В. Васютиным и Г. М. Гречко.Второй космический полёт - 26 ноября 1988 — 27 апреля 1989 года совместно с С. К. Крикалёвым и Жан-Лу Кретьеном. Третий -  2 октября 1991 — 25 марта 1992 года.  Суммарное время в космосе — 391 суток 11 часов 54 минуты. Имел два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 часов 9 минут.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Он родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Борисоглебского района Воронежской области в рабочей семье. Русский. В 1940 году успешно окончил Борисоглебский аэроклуб, затем учился в Балашовской военно-авиационной школе пилотов, по окончании которой в 1942 году был направлен в действующую армию. Воевал в 15-м гвардейском штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях по деблокированию Ленинграда и освобождению Ленинградской области, Выборга, Эстонии, Латвии и Белоруссии, участвовал в боях за взятие Кенигсберга. За время войны прошёл путь от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи. Всего к моменту окончания Великой Отечественной войны гвардии капитан А. Н. Прохоров совершил 236 боевых вылетов.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Родился в 1774 году в Полтавской губернии в семье казака Запорожской Сечи.
После окончания военного училища служил под началом Александра Васильевича Суворова. Участник Итальянского похода 1799 года. Герой Отечественной войны1812 года.
Первым в Русской армии начал разрабатывать ракеты. Его установки имели дальность полета до 6000 метров (английские ракеты Конгрива — всего до 2700 метров).
В турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль.
Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами.
Впервые в мире произвел расчеты порохового объема ракеты, потребного для полета на Луну.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение