RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Белое солнце пустыни
30 марта 2015 г.

Белое солнце пустыни

30 марта 1970 года на экраны вышел кинофильм, который до сих пор является любимым произведением и наших военнослужащих, и наших космонавтов, и всех, кому дорого понятие «защита Отечества»
Гибель Льва Рохлина: версии и комментарии
3 июля 2013 г.

Гибель Льва Рохлина: версии и комментарии

В ночь со 2 на 3 июля 1998 года был застрелен на своей даче боевой генерал, возглавивший оппозицию Ельцину
Освобождение Руси
11 ноября 2018 г.

Освобождение Руси

11 ноября - годовщина Великого Стояния на Угре (1480 год), в результате которого Русь окончательно разорвала зависимость от Золотой Орды
Польша: война с историей продолжится
31 марта 2016 г.

Польша: война с историей продолжится

В ближайшее время здесь могут быть снесены более 500 памятников, установленных в благодарность солдатам Красной армии за освобождение страны от фашизма.
Оболганный Царь
2 ноября 2017 г.

Оболганный Царь

2 ноября 1894 года вступил на престол Российский Император Николай II
Главная » Читальный зал » Иван Козловский: простой и непостижимый

Иван Козловский: простой и непостижимый

24 марта 2015 года – 115 лет со дня рождения великого тенора Ивана Семеновича Козловского

Кроме певческого таланта, он обладал особой духовной силой: всю жизнь глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки!
Иван Козловский: простой и непостижимый

С выдающимся солистом Большого театра Иваном Семеновичем Козловским я познакомился в середине семидесятых годов прошлого века на гастролях Киевского театра имени И. Франко в столице. Главный режиссер театра Сергей Владимирович Данченко со своей труппой привез тогда одиннадцать спектаклей, среди которых была и совершенно забойная вещь Ивана Котляревского «Энеида», где роль автора бесподобно исполнял мой давнишний и хороший приятель Бодюл Ступка.

После «Энеиды» Сергей Владимирович представил меня легендарному тенору Большого. Вот, дескать, наш земляк-газетчик, написать про ваше творчество желает. За давностью лет уже не помню, о чем мы говорили в ту первую встречу, но совершенно точно могу утверждать, что отнесся ко мне Козловский более чем прохладно. И я в огромном волнении на следующий день переступал порог его квартиры по улице Неждановой. Однако здесь меня встретил уже веселый, приветливый, юморной старик, совершенно не похожий на вчерашнего театрального льва-бонвивана, который почти агрессивно верховодил среди своих земляков-артистов. Забегая наперед, скажу, что с тех пор между нами установились очень добрые отношения, и на правах земляка я часто бывал на двухэтажной квартире Козловского.

…Ивану Семеновичу, безусловно, повезло и в творчестве, и в быту, и в окружении, и в редком долголетии. Благодаря фантастическому стечению этих и еще многих других обстоятельств, он был признан с редким единодушием в нашей стране и за рубежом выдающимся, почти гениальным вокалистом и оперным исполнителем. Между тем в ряду таких певцов как Л. Собинов, Н. Обухова, В. Петров, С. Лемешев (уже не говорю о Ф. Шаляпине) Козловский всего лишь - равный среди равных. Но поди ж ты, жил Иван Семенович так долго и безупречно, что сумел стать эталоном, как тот метр, что лежит в питерском музее. Вроде бы и не лучше, не хуже других метров, но образцом для измерения является.

Хотя справедливости ради надо сказать: природа весьма щедро одарила этого везунца из украинского села Марьяновки, что на Киевщине. Дала ему неповторимый, почти что гипнотический голос: прозрачный, серебристый, ровный с красивым нежным тембром свободного верхнего регистра. Даже если читателю ничего не говорят сии характеристики, то все равно он вряд ли станет спорить на тему того, что пел Иван Семенович действительно здорово. Не зря же Шаляпин, услышав его голос, заметил: «Красиво поет, сволочь!». И Козловский этим отзывом гордился! Сверх всего певец обладал сочной гаммой других артистических качеств, которые в совокупности всегда отличают большого творца от ремесленника, пусть и очень хорошего. А то, что Козловский был творцом крупным, сомнению не подлежит.

Пройдя длинный и тернистый творческий путь, в продолжении которого семь десятков лет советской власти оказались лишь затянувшимся эпизодом, он умудрился не омрачить свое творчество ни так распространенным в то время восторженным раболепием перед власть предержащими, ни сделками с собственной совестью, ни суетными, мелочными поступками, за которые было бы стыдно перед собой и потомками. Более того, всю жизнь он глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки!

Это обстоятельство достойно нашего внимания еще и потому, что Кафка ведь был совершенно прав, когда утверждал: истинный путь человека идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он (канат) предназначен больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему. Козловский сумел (или исхитрился?) не спотыкаться о канат своей судьбы; передвигался по нему, достаточно высоко закрепленному над бренной землей. И не с цирковой виртуозностью двигался, а уверенно, с достоинством настоящего таланта, который, как, в итоге, выяснилось, и творил лучше и видел дальше многих. И, может, потому сподобился у Бога таким веком.

Ничто человеческое при этом Козловскому было не чуждо. Он не являлся белой вороной среди себе подобных. Почти виртуозно владел искусством приспособляемости к той, почившей, "тоталитарной" системе. Иначе просто бы не выжил. В период активной деятельности слыл весьма оборотистым мужиком: не все члены политбюро имели такое шикарное жилище как у него.

С другой стороны, даже вынужденная адаптация Козловского к существующему строю не носила характера потребительской агрессивности. То есть, всегда работая локтями, он никогда не отталкивал других. Наоборот, немало поспешествовал, например, тому, чтобы его соперник тоже «божественный тенор» Сергей Лемешев смог трудиться в Большом театре. Посредственности такой поступок не под силу. Словом, умел он по жизни во всем отделять зерна от плевел и потому первых накопил несравненно больше, нежели вторых. И память по себе сохранил добрую.

При этом общаться с ним было непросто. Мог запросто разорвать уже подготовленный материал, по пустяку обидеться мог. Колкостями, едкостями и насмешками обильно сдабривал всякую беседу. Озорничать любил даже в сильно преклонном возрасте. Однажды сообщил мне, что служил на Украине в стрелковой части вместе с Антоном Макаренко, тем самым, известным педагогом, автором «Педагогической поэмы». Я возрадовался: на такую сенсацию набрел! А помощница Козловского СЛЕЗИНА, о которой речь еще впереди, услышав это, возмущенно заметила:

- Иван Семенович, побойтесь Бога! Да между расположением ваших частей лапоть по карте можно было положить, сами же говорили!

- От глупая женщина! Нет, чтобы промолчать. Пусть бы Михаил написал, а потом бы все с ног сбивались, устанавливая истину...

А то вообще однажды прикололся так, что случай этот давно уже превратился в анекдот. Рядом с его дачей сосед поставил оригинальный забор и самое главное – очень причудливо выкованные ворота. Козловскому они так понравились, что сам подошел к рабочим и предложил: «Поставьте мне точно такие же и, поверьте, я вас не обижу». Ну, те, разумеется, расстарались. И вот, когда работа по установке чудо-ворот уже приближалась к финишу, Иван Семенович метнулся в свой дом и вышел оттуда в украинской вышитой рубахе. Встал на краю веранды и запел своим «божественным лирическим тенором». Обалделые мужики слушали его, раскрыв рты и только постепенно до их сознания доходило, что это и есть плата за работу. Когда певец закончил арию (уже не помню какую), работники дружно плюнули и гордо удалились, не довершив своего дела. Иван Семенович, как ни в чем не бывало, пошел в дом, чтобы переодеться в дачное лохмотье.

...В очередной приезд в столицу киевских франковцев, а случился он как раз в канун Рождества, Козловский принес своему любимцу Бодюлу Ступке, игравшему тогда главную роль в «Записках сумасшедшего», пару бутылок вина «Кодряны» и горсть пшеницы.

- Давай, Малый (так любовно называл артиста), будем поздравлять зрителей с Новым годом.

И вот они пошли вдвоем по рядам:

- Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

А в первом ряду сидела знакомая Козловского в сильно декольтированном платье. Иван Семенович прямо в промежность пышных грудей дамы засыпал горсть пшеницы. Та смутилась:

- Ну что вы, Иван Семенович, право же, неудобно...

- Молчи, кацапка!

Зал дрогнул смехом. (Иван Семенович был мало-мало националистом). ... В другой раз ни с того ни с сего вспомнил: «Меня как певца весь мир признал. Кроме матери. Как же она, бедная, мечтала, чтобы я стал священником! Меня даже отдали в церковную школу. Оттуда было рукой подать до архиерейского сана. И жили мы при Михайловском монастыре. Там и кормились. Пели с братом в Софийском соборе. Регентом нашего хора был Я. Калишевский. Брат тоже имел неплохой голос. Так вот я сейчас думаю: а может мать-то была права?»

После революции Федор Козловский уехал вместе с церковным хором за границу, где и умер в конце 70-х. Никогда больше братья друг с другом не встречались. Почему произошло именно так, Иван Семенович наотрез отказывался комментировать даже тогда, когда уже задули "свежие ветры перемен". Эту болячку и тайну Козловский так и унес с собой в могилу, ни с кем и никогда ее не обсуждал, что для некоторых его недругов было весомым поводом для осуждения. Как и у каждого таланта, у Козловского завистников и недругов хватало с лихвой. И если справедливо высказывание Вересаева о том, что биография каждого известного человека должна быть окутана дымкой слухов, то Козловскому временами приходилось преодолевать дымовые завесы.

Полагаю, что именно память о времени, проведенном в Михайловском монастыре, подвигнула Ивана Семеновича на хлопоты по созданию знаменитого хора мальчиков под управлением А.В. Свешникова. Случилось это в тяжелые годы войны, и не будь у дирижера поддержки в лице Козловского, он бы ни за что не организовал такой коллектив, что, к чести своей, никогда не отрицал.

До последних дней своей жизни певец трогательно опекал своих юных преемников. Но как ни странно, даже это благородное сподвижничество злыми языками истолковывалось, как пагубное увлечение певца. Якобы его всегда мучило противоестественное половое влечение к мальчикам, но он свой грех умело прятал от глаз людских.

Со Свешниковым Козловский уж точно познакомился и подружился в Полтаве, где пять лет проходил армейскую службу. Об этом достаточно продолжительном (почти четыре года), но весьма мало освещенном периоде своей биографии Иван Семенович тоже часто вспоминал в моем присутствии. (У него я ни разу не был в партикуляре, только в форме). Как-то даже признался:

- А ведь благодаря армии, я и стал оперным исполнителем. Служить мне выпало в 22-й стрелковой бригаде инженерных войск. Командовал ею бывший царский полковник Чернышов. Он понимал толк в музыке и убедил своего комиссара Найденова: боец Козловский - уникальное достояние республики, ему надо петь в опере. Не сильно образованный Найденов взялся за дело с пролетарской ответственностью и достаточно жестко заставлял это «достояние» служить в Полтавском музыкально-драматическом театре. А что вы хотите! Перекормленного монастырской строгостью, меня в то время гораздо больше занимала прекрасная половина Полтавы и то, какого коня мне дадут, чтобы проехать на нем через весь город так, чтобы девки млели и падали штабелями.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение