RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Великая Пятница. Крест и Голгофа
29 апреля 2016 г.

Великая Пятница. Крест и Голгофа

Страстная пятница — день воспоминаний о неправедном суде над Иисусом Христом, о его смерти на Голгофе, о снятии его тела с Креста и погребении.
Зачистка детской флотилии
1 февраля 2016 г.

Зачистка детской флотилии

Департамент имущества Москвы вознамерился в угоду бизнесменам отнять у столичных юнг учебные корабли и суда
Плач по Пушкину
10 февраля 2020 г.

Плач по Пушкину

10 февраля 1837 года Россия понесла величайшую потерю
Небо — шестое чувство
30 апреля 2016 г.

Небо — шестое чувство

Продолжаем поэтический конкурс, посвященный 100-летию со дня рождения советского воздушного аса Героя Советского Союза Алексея Маресьева
В огороде-бузина, в Вашингтоне-мания величия
19 сентября 2013 г.

В огороде-бузина, в Вашингтоне-мания величия

Сенатор Маккейн в «Правда.Ру» лишний раз показал экспансивность и сиволапость политики США
Главная » Читальный зал » Памяти Клары Лучко

Памяти Клары Лучко

10 лет назад ушла из жизни одна из самых обаятельных актрис советского кинематографа

Более полутора десятка лет автор этих заметок имел счастливую возможность достаточно часто общаться с ней. Вот некоторые, самые яркие впечатления...
Памяти Клары Лучко

Аккурат на стыке веков и тысячелетий, в знаменитый «миллениум» народная артистка СССР Клара Степановна Лучко написала книгу «Виновата ли я...?» С тех пор, как мы вместо развитого социализма с человеческим лицом строим продвинутый капитализм с бандитским обличьем, подобные автобиографические сочинения стали признанными лидерами в отечественной книгоиндустрии. Оно и понятно. Кто сейчас станет читать романы, написанные в жанре социалистического реализма, литературные поделки на тему производства, партийного строительства, борьбы двух идеологий, где всегда разыгрывались жуткие баталии хорошего с отличным и утверждался безграничный, временами идиотский оптимизм. А личностная исповедь совершенно конкретного исторического лица была, есть и всегда пребудет в цене, девальвации не подлежащей. В этом смысле книга бесспорной звезды советского киноэкрана Клары Лучко – лучшее подтверждение сказанному. С одной только оговоркой, которую есть смысл в данном случае развернуть обстоятельно.
Как только издание автобиографических книг было поставлено в России на поток, так возле них образовалась индивидуальная, очень мощная литературная тусовка. Сонм пишущих ловкачей стал активно кормиться возле известных персоналий, пожелавших вдруг выступать «инженерами человеческих душ», сиречь - писателями. Самый яркий пример. Когда-то, еще опальному Ельцину доброхоты подсунули ушлого борзописца Валентина Юмашева, работавшего в разрушительном коротичевском «Огоньке», а до этого в комсомольской газете. Прошло несколько лет и этот, с виду провинциальный парнишка-валенок, как тот сказочный удалец Емеля, и царскую дочь поимел в прямом и переносном смысле, и величайшей империей мира всласть порулил. А всё начиналось с книжки…
На сегодняшний день в мемуарном жанре - при советской власти вотчине крупнозвёздных военачальников, ученых и вообще людей государственных - отметились уже все, кому не лень, или у кого есть деньги. При этом вовсе не важно, есть автору, чье имя вынесено в титул книги, что сказать людям или он просто тешит свое неуемное тщеславие. Важно, что есть книга, как ни крути, но монумент на века, даже если её сегодня и прочитают только родственники мемуариста, за которого в 99,99 процентах случаев трудился литраб, типа Юмашева.
Написать свою книгу Клара Лучко долгое время не решалась, не смотря на упорные понуждения мужа Дмитрия Мамлеева, о котором я чуть ниже расскажу. Все твердила: не мое это дело заниматься писательством. Еще дольше потом над книгой работала, по многу раз переписывая уже готовые к печати страницы. Столь подробно пишу о повышенной требовательности известной актрисы потому, что мне посчастливилось хорошо, даже близко знать эту замечательную супружескую чету. И Дмитрий Федорович не раз досадовал: никак не могу разубедить Клару в её постоянных сомнениях. Жутко придирчива сама к себе. То есть, уже по одному этому факту читателю должно быть ясно, насколько Клара Лучко была порядочна и высоконравственна. Уж ей-то, сыгравшей в более, чем полусотне картин, прожившей такую долгую и замечательную жизнь в искусстве (первая её кинороль случилась еще в 1948 году, последнюю сыграла весной 2005 года!) не нашлось бы чем поделиться с нами, её благодарными зрителями? Однако, поди ж ты, долго не соглашалась даже на уговоры собственного мужа.
…Когда я думаю о Лучко, о её разнообразном творчестве, мне всегда приходит аналогия литературная. Лучко в кинематографе для меня то же самое, что Анна Ахматова в поэзии. Написав лучшие свои стихотворения, заслуженно ставшие классическими, в молодости, она поздним своим явно не обильным сочинительством, но больше всего высоконравственными поступками, ничем не принизила ею же раннее сделанного. Это удел только больших, крепких, основательных личностей. Потому что обычные люди, как азартные игроки, спортсмены, артисты и политики никогда не умеют остановиться вовремя. Им всё кажется, что опытная старость способна превозмочь дерзновенную молодость. Не способна. И пример Гёте, закончившего «Фауста» на восьмом десятке, да еще и влюбившегося в молодую девушку, тоже неповторим, потому что является исключением из правил.
Клара Лучко никогда не была подвержена самообольщению. В последние годы она мало или почти не снималась. Редко встречались для нее серьезные масштабные роли, за которые не стыдно было бы взяться такому мастеру. Отечественный выродившийся кинематограф вообще не жалует тех, кто творил его славу в так называемые застойные годы. Счастливых исключений здесь почти что нет, за вычетом, пожалуй, вечного как жид, Джигарханяна. Так что вынуждены, когда-то гремевшие на всю страну советские артисты театра и кино, влачить жалкое существование. Клару Лучко нищенская участь, слава Богу, миновала. Но везения тут меньше всего. Просто актриса с молодости заботливо и тщательно выстраивала свою жизнь творческую и бытовую, не поддаваясь никаким заманчивым соблазнам, не идя на поводу своих мелких прихотей. От отца с матерью к ней перешло то незыблемое убеждение, что благополучие, в том числе и материальное, прочным может быть только лишь тогда, когда оно трудом неустанным добыто. А что легко приходит, то столь же легко и улетучивается - сама Клара Степановна не раз о том мне говорила.
Заметил ли читатель в связи со сказанным, одно незамысловатое обстоятельство: Лучко ни разу (буквально ни разу!) не появилась ни в одной из надоедливых современных реклам на телевидении, в СМИ, в прочих видах тотального надувательства, идущего от нынешних, зачастую, недобросовестных производителей, торговцев, политиков? А ведь, поверьте мне на слово, ей делались столь заманчивые предложения, что просто дух захватывало: десятки тысяч долларов сулили! Только снимись!
В самом деле, представьте себе, читатель, Лучко, рекламирующую какой-нибудь «мгновенно омолаживающий кожу крем». Какая из женщин не поддалась бы соблазну испытать такое чудо на себе? Ведь это же неоспоримый факт, что Клара Степановна и в свой солидный возраст, выглядела на удивление молодо. А ноги её всегда были так красивы и обольстительны (да простится мне эта смелость), что соперничать с ними могла бы разве что знаменитая немка Марлен Дитрих. Ну и почему бы Лучко было не прорекламировать верхнюю или нижнюю женскую одежду, те же колготки, хотя бы для людей своего возраста?
Когда я задал однажды Лучко подобный провокационный вопрос, она совершенно серьезно ответила:
- Поверьте, Миша, даже, если бы мне пришлось голодать, не согласилась бы ничего рекламировать, а уж тем более - сомнительную продукцию, услугу, политическую партию. Слишком я дорожу тем высоким доверием у моих зрителей, которое, смею надеяться, завоевала своим многолетним трудом в кино. Хочу остаться в их памяти такой, какой они запомнили меня в моих ролях. Но это вовсе не значит, что я осуждаю тех коллег, которые от бедности и безысходности вынуждены зарабатывать, торгуя собственным творческим имиджем. Никому судьей быть не могу и не хочу. За себя только отвечаю.
В строку, как говорится, вспомнился мне случай, когда еще президент Ельцин установил вдруг персональные пенсии для избранных известных российских художников. Клара Степановна тоже была отмечена "монаршей милостью". Тогда же у неё появилась возможность встретиться с женой президента Наиной Ельциной. Спасибо, сказала актриса тогдашней первой леди страны за то, что ваш муж решил отметить мои скромные заслуги. Но я согласна отказаться от своей пенсии ради того только, чтобы государство хоть чем-то помогло выдающейся актрисе Марине Ладыниной.
Ладынина жила в одном доме с Лучко на Котельнической набережной. Разговор Клары Степановны с супругой президента, к чести последней, имел весьма конструктивное продолжение. Ладыниной тоже выделили президентское вспомоществование, после чего её резко заметили и наши насквозь демократические средства массовой информации. О бывшей советской звезде киноэкрана первой величины, соперничавшей в свое время с непревзойденной Любовью Орловой, стали писать газеты и журналы. Сванидзе успел сделать о Ладыниной телепередачу - лучшее из того, что лихорадочно написали и сказали о действительно великой актрисе виртуозы пера и микрофона. Однако Марина Алексеевна и в гроб сходя так и не узнала, что последние дни ее земной юдоли привела к праведному знаменателю именно Клара Степановна. Они ведь даже не дружили. И вы, дорогой читатель, стопроцентно уверен, впервые узнаете о благородном поступке Лучко лишь из этих строк. Как и о том, впрочем, что она разбилась в лепешку, но собрала для своего друга и партнера Михая Волонтитра несколько сот тысяч долларов для операции последнему. Хвастаться своими добрыми делами тоже было не в её цельной и взыскательной натуре.
Да, если хотите, Клара Степановна считалась женщиной весьма строгих нравов и по большому счету даже консервативной в каких-то своих фундаментальных воззрениях. Однако сейчас, наглотавшись по горло вседозволенности и циничного бесстыдства, исходящих от некоторых идолов современного «пипла», мы вдруг с удивлением обнаружили, что подобная нравственна личностная строгость, увы, и есть исчезающее из нашего обихода благородство.
В той же книге о себе Лучко не допустила ни одной скабрезности в чей-либо адрес, ни одного даже намека на сведение счетов с кем бы то ни было, хотя, как читатель понимает, недругов на её долгом весьма преуспевающим, творческом пути встречалось предостаточно. И вообще её книга напрочь лишена той разухабистости и нигилистического пофигизма, давно уже ставшего нагло кричащей приметой большинства нынешних воспоминаний. Лучко осталась простой и целомудренной в своей исповедальности с исконно народной скромностью, которая опять же есть удел только по-настоящему мудрых людей, считающих подлостью само ретуширование истории, тем более, лукавое заигрывание с ней. Актриса в книге поэтому такова, какой была в жизни.
А в жизни это была добрая, приветливая женщина, которой всегда хотелось хоть немного, хоть чуть-чуть, но поплакаться в жилетку. Глядя в ее красивые и лучистые глаза, я понимал, почему именно эту актрису избрал на главную роль Клавдии Пухляковой режиссер многосерийных фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая» режиссер А. Бланк. Вряд ли бы кто-то другой из отечественных актрис справился с этим персонажем так блестяще, как то сделала Клара Лучко.
Разумеется образ Пухляковой в высшей степени собирателен. Но в то же время и достоверен. Есть в нем и долготрудное терпение, и чисто природная стыдливость, и народное умение самоотверженно трудиться. Однако главное в созданном Кларой Лучко образе - высота любви, облагораживающая душу, делающая ее тонкой, ранимой и одновременно мужественной.
Сыграть такую масштабную роль удается далеко не каждой актрисе. В данном конкретном случае тоже есть некоторый элемент везения - не будем на нем останавливаться. Но то, что Лучко всей своей прожитой жизнью оказалась готовой именно к такому творческому подвигу исключительно её и только её заслуга. Скажу по этому поводу ещё более определенно. Ни одна из современных актрис так называемой новой генерации и не способна была на отдачу подобного накала. Невозможно себе представить, чтобы кто-то из тех, кто нынче на виду и на слуху, какую-нибудь участницу новомодных тусовок, - так вот, чтобы она сумела бы подняться на высоту женщины из самой гущи народа - Клавдии Пухляковой. Чтобы в ней многие женщины узнавали и свою судьбу. Пусть не совсем схожую, но во многом очень близкую. Вот такую народность современным актрисам сыграть не дано по определению. А как раз это умение и определило в конечном итоге успех Клары Лучко. Оно же и объясняет столь живой отклик на экранное повествование, когда обыкновенное зрительское любопытство уступило место массовому сопереживанию, участию в рассказе о чужой жизни. Совершенно фантастический успех упомянутых картин и объясняется в первую очередь удачным подбором артистов на главные роли: Михая Волонтира и Клары Лучко.
…Более полутора десятка лет я имел счастливую возможность, как говорится, приватного общения с Кларой Степановной. Вот лишь некоторые фрагменты из наши бесед:
- К великому сожалению, Миша, но я чувствую, как в сегодняшней жизни явственно проступает духовный кризис. Ломаются стереотипы прошлого, меняется отношение людей к жизни. Отчасти это и хорошо: так жить, как мы жили прежде, нельзя, тут я согласна со Станиславом Говорухиным. Но происходит, на мой взгляд, и весьма негативный процесс, которого многие стараются не замечать: разрушается достоинство человека. Сейчас стало модным сталкивать людей лбами и выискивать виновных на стороне. Все говорят о плюрализме, а по сути идет массированное давление (именно давление, а не влияние) на умы со стороны некоторых средств массовой информации. Старательно смакуются изнанки жизни, тотально утверждается негативное, а добрые человеческие дела и поступки не в чести. Почитаешь некоторые издания и такое впечатление, что все мы летим в тартары, ничего светлого, святого у нас с вами нет, не было и не предвидится. По-моему это очень дурной тон - ниспровергать все подряд. А ведь мой друг Расул Гамзатов не зря взял эпиграфом в одной из лучших своих книг «Мой Дагестан» слова Абуталиба: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки». Нельзя нам забывать эту мудрость.
- С Пикассо я встречалась на Каннском фестивале. К тому времени я снялась в трех или четырех фильмах. Пабло пригласил в гости и подарил мне блюдо, которое до сих пор висит дома на стене. Меня спрашивают, сколько оно стоит? Да ни за какие деньги не отдам такой подарок гения!
- Мы с Аллой Ларионовой на встречах со зрителями обычно представляли отрывок из фильма «Двенадцатая ночь». А Николай Рыбников, муж Аллы, помогал нам тем, что пел песню из фильма «Высота». Играли мы эту сцену раз сто, наверное, а, может, и больше, но однажды всё же умудрились забыть слова. Коля набросился на нас: как так, мол, слова забыть. Растяпы! После этого отправился петь свою песню, как всегда без фонограммы. Мы слышим: «Не кочегары мы, не плотники». А потом вдруг: «Ля-ля-ля». Так пролялякал всю песню. Нам объяснил сконфуженно: «Представляете, стою на сцене и думаю: «Вот, мол, идиотки, дуры, текст забыли». И понимаю, что забыл сам».
- На самом деле роль Ули Громовой в фильме «Молодая гвардия» должна была играть я. Это была моя дипломная работа. Но, как говорится, интриги помешали. Тогда, в молодости я очень переживала, а теперь на все смотрю совершенно иначе. Кстати, со студенческой скамьи у меня число «13» счастливое.
- С «Кубанских казаков» началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, через череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны. Я говорю об этом совершенно искренне, не боясь быть обвиненной в выспренности. Для таких «народных картин», как «Кубанские казаки» в нашем кино пальцев двух рук много.
- В советские времена я много лет получала письма с адресом: «Москва, Кларе Лучко». Десятками, сотнями получала. От этого могла ведь и крыша поехать, но Бог меня уберег. Может быть, еще и потому, что в моей трудовой книжке одна-единственная запись: Студия «Мосфильм». Театр киноактера. Актриса». Всё.
- Я скажу вам о том, о чем почему-то всегда забывают писать ваши коллеги журналисты. Так вот, своим успехом фильм «Цыган» во многом обязан не только режиссеру, нам, актерам, но и очень талантливому композитору Зубкову. Финальная мелодия фильма удивительная, бесподобная. Такая музыка, что о ней словами не скажешь. Как несправедливо, что Валерий столь рано ушел из жизни!
- Когда я общаюсь с животными, будь то на съемочной площадке или в собственном доме, мне всегда хочется знать, насколько наши представления о братьях наших меньших соответствуют истине. И мне кажется, что они гораздо умнее, гораздо тоньше организованы, чем мы о них думаем. Во всяком случае, наш коккер-спаниель Бони (к сожалению, его у нас украли) был чрезвычайно умной собакой. Мы с мужем очень переживали, когда его не стало.
- Сохранить внутри себя добро, надежду, покой, гармонию очень трудно. Но мы должны двигаться в этом направлении, иначе уходит доброжелательность, духовность, человечность, а это уже страшно.

Теперь, как и обещал, расскажу о муже Клары Степановны - Дмитрии Федоровиче Мамлееве. Он - старейший в стране публицист. В «Известиях» проработал с 1955 по 1977 годы: собственным корреспондентом по Ленинграду, первым заместителем ответственного секретаря и секретарем газеты Верховного Совета СССР. Дмитрий Фёдорович – единственный в нашей стране, а может и в мире, журналист, освещавший 6 (шесть!) Олимпиад. Самое высшее его достижение в карьерном росте - первый заместитель председателя Госкомпечати СССР. (Примечательно, что из этого кресла он вновь вернулся в родные «Известия» за месяц до известного августовского путча 1991 года!) И на каждом из своих постов Дмитрий Федорович проявлял лучшие человеческие качества. Мне не встречались коллеги, которым бы пришлось сталкиваться с Мамлеевым накоротке или длительно и которые бы отзывались о нем отрицательно. Завидная профессиональная и нравственная судьба. Просто поразительно, как этот журналист до мозга костей, всю сознательную жизнь просидевший в больших руководящих креслах, так ни разу и «не опьянел от власти», не скурвился, не забронзовел, а остался нормальным человеком. Мамлеев обладает удивительной способностью равно заинтересованно, душевно и сердечно общаться как со своим старинным другом Расулом Гамзатовым, так и с бывшей редакционной секретаршей, которая нынче работает вахтером в частной фирме. При этом ни великому советскому поэту, ушедшему из жизни, ни бывшей скромной труженице газетной нивы никогда ведь и в голову не приходило, что в примере с Мамлеевым может быть как-то иначе. Никогда и ни перед кем Дмитрий Федорович не кривил душой, не лицемерил, не кичился и не гоношился. Мамлеев и Лучко поэтому были удивительно редкой и гармоничной супружеской парой. Клара Степановна и умерла на руках мужа. Её дочь Оксана Сергеевна как-то сказала мне: «Для того, чтобы так умереть, надо было так праведно жить, как моя мамочка». А Дмитрий Федорович через несколько дней после похорон жены, вышел на службу. Я, помнится, попенял его за излишнее рабочее рвение. Дескать, никто же вас в шею не гонит. «Да я, Миша, от безделья, - ответил, - быстрее околею, чем от болезней». И был, как всегда искренен и правдив. Такой крепкой закваски этот человек.
…С некоторых пор, когда умер мой отец, а Дмитрий Федорович перенес инсульт и похоронил свою горячо любимую супругу, Клару Степановну, он мне стал почему-то ещё дороже и роднее. Видно, боли наши перемешались, и на их месте пробилось что-то родственное, взаимно притягивающее. Так мне, во всяком случае, кажется. Потому что, зная Мамлеева более четверти века, лет пятнадцать с ним близко общаясь, я им всегда только восхищался. А в последнее время испытываю к ДФ какое-то щемящее, почти сыновние чувства. Под углом этого признания меня можно обвинить в чем угодно, кроме как в корысти. Видит Бог, её нет и быть не может с обеих сторон: если я в своем возрасте кругом самодостаточен, то, что тогда говорить о Мамлееве. И это обстоятельство особенно греет мне душу.
…К своем восьмидесятилетию Дмитрий Фёдорович написал книгу «Далёкое-близкое эха». Выдержкой оттуда я и закончу: «В марте 2005 года Клары не стало. Она умерла внезапно, вернувшись только что из очередной поездки в Питер: снималась там в многосерийной ленте «Разведённые мосты» с Кириллом Лавровым. Клара похоронена на Новодевичьем кладбище. Там упокоились наши друзья: Евгений Матвеев и Никита Богословский, Георгий Жжёнов и Николай Крючков, Ян Френкель и Михаил Ульянов, Наталья Бессмертова. Когда я навещаю Клару, прохожу мимо памятников Юрию Никулину, Борису Брунову, Галине Улановой, Никите Хрущёву; адмиралам и генералам, космонавтам и учёным… Как бы перелистываю историю свое жизни, своей страны».

 

Михаил Захарчук
29 марта 2015 г.

Комментарии:

Эмилия 30.03.2015 в 06:20 # Ответить
Удивляюсь, Миша, сколько удивительных встреч с необыкновенными людьми, подарила тебе твоя творческая судьба и спасибо тебе за твою память, за желание напомнить и вспомнить.
Татьяна П. 30.03.2015 в 08:27 # Ответить
Я бы назвала сегодняшнее моё чтение светлым и лучистым. И не только потому, что это рассказ автора о Кларе Степановне Лучко, с которой автор был знаком лично.
Всё слеплено так ладно и искусно в единое повествование, что и маленькой щёлочки нет.
Она такая, какой мы, её почитатели, видели на экранах кинотеатров:
символ красоты, стойкости и мудрости женской. На таких, как Клара Степановна, Отчизна держалась .Михаил Александрович поведал, что и в жизни своей она была порядочной, скромной, достойной.
А как мы радовались и плакали на просмотрах картин с её участием… Там были настоящая искренность и настоящая любовь. Эти картины ни в какое сравнение не идут с сегодняшними, в которых пытаешься найти крупицы духовности, и мало им веришь.
Мне понятны и близки её рассуждения о духовных ценностях века нынешнего и о рекламах. Разве можно было представить, например, Сергея Бондарчука в рекламе? Не потому, что рекламы не было в то время. На всю жизнь в памяти остался образ простого русского солдата с горькой судьбой из кинофильма «Судьба человека» … Я не могу представить этих актёров в рекламе. Они миру несли, не только людям нашей страны, а миру, Достоинство и Цельность личности.
Реклама пришла к нам с опозданием лет на тридцать и исковеркала, зазомбировала, засорила не только экран, но человеческий разум. Я помню свою дочку, едва научившуюся говорить и лепетавшую непонятное, рокотавшее с экрана телевизора: «проктэр эргембэл». Ведь цель её одна: сбыть товар и нажиться. Может, я и отступаю от темы. Но не надо было рекламировать вологодское масло. Не было дорог. Так на вертолёте из Москвы за ним прилетали. Ещё в памяти сторожил живо.
Много Михаил Александрович тем затронул, за многое зацепил. Получается, что рассказывая читателю о замечательной актрисе Кларе Лучко, он беседовал с нами о жизни, задавал вопросы…
А ведь он когда-то впитывал в себя лучшее от своих героев, соприкасаясь с ними. А теперь пришло время отдавать этот свет.
И как же больно и грустно идти по кладбищу, где могилы друзей и знакомых, близких, ставших почти родными.
Вера Корсакова 31.03.2015 в 20:22 # Ответить
Клара Лучко стоит особняком среди многочисленной гвардии актеров. Особое обаяние, интеллигентность, какая-то необыкновенная сдержанность и голос. Этот голос мягкий, с удивителными интонациями, который не спутаешь ни с каким другим, и узнаешь даже , если он звучит за кадром.Актриса-звезда первой величины. Ну, и конечно, высоконравственная личность. В статье это отражено очень глубоко. Открываются ее тихие, сильные поступки , на которые способен далеко не каждый уверенный в себе мужчина. В ней сочеталась высокая духовная сила и женская теплота. В статье об этом очень хорошо написано.Особенно, когда речь идет о ее удивительной дружбе с Волонтиром. А ведь он, вроде, только партнер по фильму. И всего то. Но до чего сильна натура этой женщины, не только ее героини в фильме(а сыграла она в "Цыгане" редкую женщину, поищи такую, и не найдешь), а главное в жизни.Не потеряла она за столь долгое пребывание на кинемотографической сцене ни скромности, ни чувство собственного достоинства, ни заболела звездной болезнью. Не изменила себе. Осталась сама собой. Спасибо Захарчук , что несешь эту память.
Марина Васильевна 01.04.2015 в 19:34 # Ответить
Да, уважаемый Михаил Захарчук действительно имел в жизни много счастливых возможностей общаться с интересными, порой выдающимися или даже уникальными людьми (это везение? или результат его творческих усилий? или признак высокого профессионализма? или свидетельство совпадения внутренних духовных качеств автора публикаций и его героев?). Спасибо Вам, Михаил, за то, что делитесь с читателями своими знаниями, наблюдениями, впечатлениями, своим пониманием тех Личностей, которых мы знаем только по их Творчеству.
Но в своих очерках М.Захарчук не только рассказывает о достойных Художниках или о их Человеческих качествах. Другим, очень интересным, аспектом публикаций являются его рассуждения на темы, которые важны и интересны для него, им многожды обдуманы. Эти темы важны и для нас - его читателей. И мне отрадно оттого, что по многим вопросам я являюсь его единомышленницей и даже единодушницей (знаю, что нет такого слова, но по-моему оно понятно, хотя и неуклюже). Рада я и тому, что благодаря материалам Захарчука и сайтам, на которых они публикуются, нашла и других единодушников, с которыми не знакома лично, но под комментариями которых готова подписаться. Это, например, неведомая мне Татьяна П., отклики которой на материалы М.Захарчука всегда с интересом читаю, во многом с нею согласна, а иногда даже затрудняюсь написать что-то свое в дополнение к написанному ею:).
Вслед за нею могу назвать чтение этого материала Михаила Захарчука светлым и лучистым. Радостно, светло и тепло вспоминать женские образы, созданные на экране Кларой Лучко. И приятно узнавать, что и в жизни она была порядочным, доброжелательным, высоконравственным и чистым человеком. Очень мне нравится авторский прием, используемый Захарчуком во многих его работах: включать в свое повествование "прямую речь", высказывания своих героев по тому или иному вопросу - это очень убедительно, это достоверно раскрывает их характеры (Прошу прощения у профессиональных журналистов за корявость и, возможно, неправильные формулировки, т.к. я ничуть не литератор, а "простой советский инженер", да и то в прошлом).
Впечатлили меня и слова дочери Клары Степановны: «Для того, чтобы так умереть, надо было так праведно жить, как моя мамочка». А какими словами вспомянут нас после ухода наши близкие, дорогие сердцу люди?..

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение