RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Крепче крупповской стали...
5 декабря 2018 г.

Крепче крупповской стали...

5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой
Колокола Геннадия Воронина
10 января 2016 г.

Колокола Геннадия Воронина

10 января 2016 года исполнилось 70 лет актеру, режиссеру и пронзительному поэту Геннадию Анатольевичу Воронину
США — империя войны
9 ноября 2016 г.

США — империя войны

Глобальный кризис неуклонно перерастает в общепланетарную бойню за ресурсы
Несколько советских тостов в честь танкистов
8 сентября 2013 г.

Несколько советских тостов в честь танкистов

8 сентября в России отмечается День танкиста
Трудовая лошадка советского кинематографа
9 апреля 2016 г.

Трудовая лошадка советского кинематографа

9 апреля – 90 лет со дня рождения народного артиста России Всеволода Дмитриевича Сафонова
Главная » Читальный зал » Памяти Клары Лучко

Памяти Клары Лучко

10 лет назад ушла из жизни одна из самых обаятельных актрис советского кинематографа

Более полутора десятка лет автор этих заметок имел счастливую возможность достаточно часто общаться с ней. Вот некоторые, самые яркие впечатления...
Памяти Клары Лучко

Аккурат на стыке веков и тысячелетий, в знаменитый «миллениум» народная артистка СССР Клара Степановна Лучко написала книгу «Виновата ли я...?» С тех пор, как мы вместо развитого социализма с человеческим лицом строим продвинутый капитализм с бандитским обличьем, подобные автобиографические сочинения стали признанными лидерами в отечественной книгоиндустрии. Оно и понятно. Кто сейчас станет читать романы, написанные в жанре социалистического реализма, литературные поделки на тему производства, партийного строительства, борьбы двух идеологий, где всегда разыгрывались жуткие баталии хорошего с отличным и утверждался безграничный, временами идиотский оптимизм. А личностная исповедь совершенно конкретного исторического лица была, есть и всегда пребудет в цене, девальвации не подлежащей. В этом смысле книга бесспорной звезды советского киноэкрана Клары Лучко – лучшее подтверждение сказанному. С одной только оговоркой, которую есть смысл в данном случае развернуть обстоятельно.
Как только издание автобиографических книг было поставлено в России на поток, так возле них образовалась индивидуальная, очень мощная литературная тусовка. Сонм пишущих ловкачей стал активно кормиться возле известных персоналий, пожелавших вдруг выступать «инженерами человеческих душ», сиречь - писателями. Самый яркий пример. Когда-то, еще опальному Ельцину доброхоты подсунули ушлого борзописца Валентина Юмашева, работавшего в разрушительном коротичевском «Огоньке», а до этого в комсомольской газете. Прошло несколько лет и этот, с виду провинциальный парнишка-валенок, как тот сказочный удалец Емеля, и царскую дочь поимел в прямом и переносном смысле, и величайшей империей мира всласть порулил. А всё начиналось с книжки…
На сегодняшний день в мемуарном жанре - при советской власти вотчине крупнозвёздных военачальников, ученых и вообще людей государственных - отметились уже все, кому не лень, или у кого есть деньги. При этом вовсе не важно, есть автору, чье имя вынесено в титул книги, что сказать людям или он просто тешит свое неуемное тщеславие. Важно, что есть книга, как ни крути, но монумент на века, даже если её сегодня и прочитают только родственники мемуариста, за которого в 99,99 процентах случаев трудился литраб, типа Юмашева.
Написать свою книгу Клара Лучко долгое время не решалась, не смотря на упорные понуждения мужа Дмитрия Мамлеева, о котором я чуть ниже расскажу. Все твердила: не мое это дело заниматься писательством. Еще дольше потом над книгой работала, по многу раз переписывая уже готовые к печати страницы. Столь подробно пишу о повышенной требовательности известной актрисы потому, что мне посчастливилось хорошо, даже близко знать эту замечательную супружескую чету. И Дмитрий Федорович не раз досадовал: никак не могу разубедить Клару в её постоянных сомнениях. Жутко придирчива сама к себе. То есть, уже по одному этому факту читателю должно быть ясно, насколько Клара Лучко была порядочна и высоконравственна. Уж ей-то, сыгравшей в более, чем полусотне картин, прожившей такую долгую и замечательную жизнь в искусстве (первая её кинороль случилась еще в 1948 году, последнюю сыграла весной 2005 года!) не нашлось бы чем поделиться с нами, её благодарными зрителями? Однако, поди ж ты, долго не соглашалась даже на уговоры собственного мужа.
…Когда я думаю о Лучко, о её разнообразном творчестве, мне всегда приходит аналогия литературная. Лучко в кинематографе для меня то же самое, что Анна Ахматова в поэзии. Написав лучшие свои стихотворения, заслуженно ставшие классическими, в молодости, она поздним своим явно не обильным сочинительством, но больше всего высоконравственными поступками, ничем не принизила ею же раннее сделанного. Это удел только больших, крепких, основательных личностей. Потому что обычные люди, как азартные игроки, спортсмены, артисты и политики никогда не умеют остановиться вовремя. Им всё кажется, что опытная старость способна превозмочь дерзновенную молодость. Не способна. И пример Гёте, закончившего «Фауста» на восьмом десятке, да еще и влюбившегося в молодую девушку, тоже неповторим, потому что является исключением из правил.
Клара Лучко никогда не была подвержена самообольщению. В последние годы она мало или почти не снималась. Редко встречались для нее серьезные масштабные роли, за которые не стыдно было бы взяться такому мастеру. Отечественный выродившийся кинематограф вообще не жалует тех, кто творил его славу в так называемые застойные годы. Счастливых исключений здесь почти что нет, за вычетом, пожалуй, вечного как жид, Джигарханяна. Так что вынуждены, когда-то гремевшие на всю страну советские артисты театра и кино, влачить жалкое существование. Клару Лучко нищенская участь, слава Богу, миновала. Но везения тут меньше всего. Просто актриса с молодости заботливо и тщательно выстраивала свою жизнь творческую и бытовую, не поддаваясь никаким заманчивым соблазнам, не идя на поводу своих мелких прихотей. От отца с матерью к ней перешло то незыблемое убеждение, что благополучие, в том числе и материальное, прочным может быть только лишь тогда, когда оно трудом неустанным добыто. А что легко приходит, то столь же легко и улетучивается - сама Клара Степановна не раз о том мне говорила.
Заметил ли читатель в связи со сказанным, одно незамысловатое обстоятельство: Лучко ни разу (буквально ни разу!) не появилась ни в одной из надоедливых современных реклам на телевидении, в СМИ, в прочих видах тотального надувательства, идущего от нынешних, зачастую, недобросовестных производителей, торговцев, политиков? А ведь, поверьте мне на слово, ей делались столь заманчивые предложения, что просто дух захватывало: десятки тысяч долларов сулили! Только снимись!
В самом деле, представьте себе, читатель, Лучко, рекламирующую какой-нибудь «мгновенно омолаживающий кожу крем». Какая из женщин не поддалась бы соблазну испытать такое чудо на себе? Ведь это же неоспоримый факт, что Клара Степановна и в свой солидный возраст, выглядела на удивление молодо. А ноги её всегда были так красивы и обольстительны (да простится мне эта смелость), что соперничать с ними могла бы разве что знаменитая немка Марлен Дитрих. Ну и почему бы Лучко было не прорекламировать верхнюю или нижнюю женскую одежду, те же колготки, хотя бы для людей своего возраста?
Когда я задал однажды Лучко подобный провокационный вопрос, она совершенно серьезно ответила:
- Поверьте, Миша, даже, если бы мне пришлось голодать, не согласилась бы ничего рекламировать, а уж тем более - сомнительную продукцию, услугу, политическую партию. Слишком я дорожу тем высоким доверием у моих зрителей, которое, смею надеяться, завоевала своим многолетним трудом в кино. Хочу остаться в их памяти такой, какой они запомнили меня в моих ролях. Но это вовсе не значит, что я осуждаю тех коллег, которые от бедности и безысходности вынуждены зарабатывать, торгуя собственным творческим имиджем. Никому судьей быть не могу и не хочу. За себя только отвечаю.
В строку, как говорится, вспомнился мне случай, когда еще президент Ельцин установил вдруг персональные пенсии для избранных известных российских художников. Клара Степановна тоже была отмечена "монаршей милостью". Тогда же у неё появилась возможность встретиться с женой президента Наиной Ельциной. Спасибо, сказала актриса тогдашней первой леди страны за то, что ваш муж решил отметить мои скромные заслуги. Но я согласна отказаться от своей пенсии ради того только, чтобы государство хоть чем-то помогло выдающейся актрисе Марине Ладыниной.
Ладынина жила в одном доме с Лучко на Котельнической набережной. Разговор Клары Степановны с супругой президента, к чести последней, имел весьма конструктивное продолжение. Ладыниной тоже выделили президентское вспомоществование, после чего её резко заметили и наши насквозь демократические средства массовой информации. О бывшей советской звезде киноэкрана первой величины, соперничавшей в свое время с непревзойденной Любовью Орловой, стали писать газеты и журналы. Сванидзе успел сделать о Ладыниной телепередачу - лучшее из того, что лихорадочно написали и сказали о действительно великой актрисе виртуозы пера и микрофона. Однако Марина Алексеевна и в гроб сходя так и не узнала, что последние дни ее земной юдоли привела к праведному знаменателю именно Клара Степановна. Они ведь даже не дружили. И вы, дорогой читатель, стопроцентно уверен, впервые узнаете о благородном поступке Лучко лишь из этих строк. Как и о том, впрочем, что она разбилась в лепешку, но собрала для своего друга и партнера Михая Волонтитра несколько сот тысяч долларов для операции последнему. Хвастаться своими добрыми делами тоже было не в её цельной и взыскательной натуре.
Да, если хотите, Клара Степановна считалась женщиной весьма строгих нравов и по большому счету даже консервативной в каких-то своих фундаментальных воззрениях. Однако сейчас, наглотавшись по горло вседозволенности и циничного бесстыдства, исходящих от некоторых идолов современного «пипла», мы вдруг с удивлением обнаружили, что подобная нравственна личностная строгость, увы, и есть исчезающее из нашего обихода благородство.
В той же книге о себе Лучко не допустила ни одной скабрезности в чей-либо адрес, ни одного даже намека на сведение счетов с кем бы то ни было, хотя, как читатель понимает, недругов на её долгом весьма преуспевающим, творческом пути встречалось предостаточно. И вообще её книга напрочь лишена той разухабистости и нигилистического пофигизма, давно уже ставшего нагло кричащей приметой большинства нынешних воспоминаний. Лучко осталась простой и целомудренной в своей исповедальности с исконно народной скромностью, которая опять же есть удел только по-настоящему мудрых людей, считающих подлостью само ретуширование истории, тем более, лукавое заигрывание с ней. Актриса в книге поэтому такова, какой была в жизни.
А в жизни это была добрая, приветливая женщина, которой всегда хотелось хоть немного, хоть чуть-чуть, но поплакаться в жилетку. Глядя в ее красивые и лучистые глаза, я понимал, почему именно эту актрису избрал на главную роль Клавдии Пухляковой режиссер многосерийных фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая» режиссер А. Бланк. Вряд ли бы кто-то другой из отечественных актрис справился с этим персонажем так блестяще, как то сделала Клара Лучко.
Разумеется образ Пухляковой в высшей степени собирателен. Но в то же время и достоверен. Есть в нем и долготрудное терпение, и чисто природная стыдливость, и народное умение самоотверженно трудиться. Однако главное в созданном Кларой Лучко образе - высота любви, облагораживающая душу, делающая ее тонкой, ранимой и одновременно мужественной.
Сыграть такую масштабную роль удается далеко не каждой актрисе. В данном конкретном случае тоже есть некоторый элемент везения - не будем на нем останавливаться. Но то, что Лучко всей своей прожитой жизнью оказалась готовой именно к такому творческому подвигу исключительно её и только её заслуга. Скажу по этому поводу ещё более определенно. Ни одна из современных актрис так называемой новой генерации и не способна была на отдачу подобного накала. Невозможно себе представить, чтобы кто-то из тех, кто нынче на виду и на слуху, какую-нибудь участницу новомодных тусовок, - так вот, чтобы она сумела бы подняться на высоту женщины из самой гущи народа - Клавдии Пухляковой. Чтобы в ней многие женщины узнавали и свою судьбу. Пусть не совсем схожую, но во многом очень близкую. Вот такую народность современным актрисам сыграть не дано по определению. А как раз это умение и определило в конечном итоге успех Клары Лучко. Оно же и объясняет столь живой отклик на экранное повествование, когда обыкновенное зрительское любопытство уступило место массовому сопереживанию, участию в рассказе о чужой жизни. Совершенно фантастический успех упомянутых картин и объясняется в первую очередь удачным подбором артистов на главные роли: Михая Волонтира и Клары Лучко.
…Более полутора десятка лет я имел счастливую возможность, как говорится, приватного общения с Кларой Степановной. Вот лишь некоторые фрагменты из наши бесед:
- К великому сожалению, Миша, но я чувствую, как в сегодняшней жизни явственно проступает духовный кризис. Ломаются стереотипы прошлого, меняется отношение людей к жизни. Отчасти это и хорошо: так жить, как мы жили прежде, нельзя, тут я согласна со Станиславом Говорухиным. Но происходит, на мой взгляд, и весьма негативный процесс, которого многие стараются не замечать: разрушается достоинство человека. Сейчас стало модным сталкивать людей лбами и выискивать виновных на стороне. Все говорят о плюрализме, а по сути идет массированное давление (именно давление, а не влияние) на умы со стороны некоторых средств массовой информации. Старательно смакуются изнанки жизни, тотально утверждается негативное, а добрые человеческие дела и поступки не в чести. Почитаешь некоторые издания и такое впечатление, что все мы летим в тартары, ничего светлого, святого у нас с вами нет, не было и не предвидится. По-моему это очень дурной тон - ниспровергать все подряд. А ведь мой друг Расул Гамзатов не зря взял эпиграфом в одной из лучших своих книг «Мой Дагестан» слова Абуталиба: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки». Нельзя нам забывать эту мудрость.
- С Пикассо я встречалась на Каннском фестивале. К тому времени я снялась в трех или четырех фильмах. Пабло пригласил в гости и подарил мне блюдо, которое до сих пор висит дома на стене. Меня спрашивают, сколько оно стоит? Да ни за какие деньги не отдам такой подарок гения!
- Мы с Аллой Ларионовой на встречах со зрителями обычно представляли отрывок из фильма «Двенадцатая ночь». А Николай Рыбников, муж Аллы, помогал нам тем, что пел песню из фильма «Высота». Играли мы эту сцену раз сто, наверное, а, может, и больше, но однажды всё же умудрились забыть слова. Коля набросился на нас: как так, мол, слова забыть. Растяпы! После этого отправился петь свою песню, как всегда без фонограммы. Мы слышим: «Не кочегары мы, не плотники». А потом вдруг: «Ля-ля-ля». Так пролялякал всю песню. Нам объяснил сконфуженно: «Представляете, стою на сцене и думаю: «Вот, мол, идиотки, дуры, текст забыли». И понимаю, что забыл сам».
- На самом деле роль Ули Громовой в фильме «Молодая гвардия» должна была играть я. Это была моя дипломная работа. Но, как говорится, интриги помешали. Тогда, в молодости я очень переживала, а теперь на все смотрю совершенно иначе. Кстати, со студенческой скамьи у меня число «13» счастливое.
- С «Кубанских казаков» началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, через череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны. Я говорю об этом совершенно искренне, не боясь быть обвиненной в выспренности. Для таких «народных картин», как «Кубанские казаки» в нашем кино пальцев двух рук много.
- В советские времена я много лет получала письма с адресом: «Москва, Кларе Лучко». Десятками, сотнями получала. От этого могла ведь и крыша поехать, но Бог меня уберег. Может быть, еще и потому, что в моей трудовой книжке одна-единственная запись: Студия «Мосфильм». Театр киноактера. Актриса». Всё.
- Я скажу вам о том, о чем почему-то всегда забывают писать ваши коллеги журналисты. Так вот, своим успехом фильм «Цыган» во многом обязан не только режиссеру, нам, актерам, но и очень талантливому композитору Зубкову. Финальная мелодия фильма удивительная, бесподобная. Такая музыка, что о ней словами не скажешь. Как несправедливо, что Валерий столь рано ушел из жизни!
- Когда я общаюсь с животными, будь то на съемочной площадке или в собственном доме, мне всегда хочется знать, насколько наши представления о братьях наших меньших соответствуют истине. И мне кажется, что они гораздо умнее, гораздо тоньше организованы, чем мы о них думаем. Во всяком случае, наш коккер-спаниель Бони (к сожалению, его у нас украли) был чрезвычайно умной собакой. Мы с мужем очень переживали, когда его не стало.
- Сохранить внутри себя добро, надежду, покой, гармонию очень трудно. Но мы должны двигаться в этом направлении, иначе уходит доброжелательность, духовность, человечность, а это уже страшно.

Теперь, как и обещал, расскажу о муже Клары Степановны - Дмитрии Федоровиче Мамлееве. Он - старейший в стране публицист. В «Известиях» проработал с 1955 по 1977 годы: собственным корреспондентом по Ленинграду, первым заместителем ответственного секретаря и секретарем газеты Верховного Совета СССР. Дмитрий Фёдорович – единственный в нашей стране, а может и в мире, журналист, освещавший 6 (шесть!) Олимпиад. Самое высшее его достижение в карьерном росте - первый заместитель председателя Госкомпечати СССР. (Примечательно, что из этого кресла он вновь вернулся в родные «Известия» за месяц до известного августовского путча 1991 года!) И на каждом из своих постов Дмитрий Федорович проявлял лучшие человеческие качества. Мне не встречались коллеги, которым бы пришлось сталкиваться с Мамлеевым накоротке или длительно и которые бы отзывались о нем отрицательно. Завидная профессиональная и нравственная судьба. Просто поразительно, как этот журналист до мозга костей, всю сознательную жизнь просидевший в больших руководящих креслах, так ни разу и «не опьянел от власти», не скурвился, не забронзовел, а остался нормальным человеком. Мамлеев обладает удивительной способностью равно заинтересованно, душевно и сердечно общаться как со своим старинным другом Расулом Гамзатовым, так и с бывшей редакционной секретаршей, которая нынче работает вахтером в частной фирме. При этом ни великому советскому поэту, ушедшему из жизни, ни бывшей скромной труженице газетной нивы никогда ведь и в голову не приходило, что в примере с Мамлеевым может быть как-то иначе. Никогда и ни перед кем Дмитрий Федорович не кривил душой, не лицемерил, не кичился и не гоношился. Мамлеев и Лучко поэтому были удивительно редкой и гармоничной супружеской парой. Клара Степановна и умерла на руках мужа. Её дочь Оксана Сергеевна как-то сказала мне: «Для того, чтобы так умереть, надо было так праведно жить, как моя мамочка». А Дмитрий Федорович через несколько дней после похорон жены, вышел на службу. Я, помнится, попенял его за излишнее рабочее рвение. Дескать, никто же вас в шею не гонит. «Да я, Миша, от безделья, - ответил, - быстрее околею, чем от болезней». И был, как всегда искренен и правдив. Такой крепкой закваски этот человек.
…С некоторых пор, когда умер мой отец, а Дмитрий Федорович перенес инсульт и похоронил свою горячо любимую супругу, Клару Степановну, он мне стал почему-то ещё дороже и роднее. Видно, боли наши перемешались, и на их месте пробилось что-то родственное, взаимно притягивающее. Так мне, во всяком случае, кажется. Потому что, зная Мамлеева более четверти века, лет пятнадцать с ним близко общаясь, я им всегда только восхищался. А в последнее время испытываю к ДФ какое-то щемящее, почти сыновние чувства. Под углом этого признания меня можно обвинить в чем угодно, кроме как в корысти. Видит Бог, её нет и быть не может с обеих сторон: если я в своем возрасте кругом самодостаточен, то, что тогда говорить о Мамлееве. И это обстоятельство особенно греет мне душу.
…К своем восьмидесятилетию Дмитрий Фёдорович написал книгу «Далёкое-близкое эха». Выдержкой оттуда я и закончу: «В марте 2005 года Клары не стало. Она умерла внезапно, вернувшись только что из очередной поездки в Питер: снималась там в многосерийной ленте «Разведённые мосты» с Кириллом Лавровым. Клара похоронена на Новодевичьем кладбище. Там упокоились наши друзья: Евгений Матвеев и Никита Богословский, Георгий Жжёнов и Николай Крючков, Ян Френкель и Михаил Ульянов, Наталья Бессмертова. Когда я навещаю Клару, прохожу мимо памятников Юрию Никулину, Борису Брунову, Галине Улановой, Никите Хрущёву; адмиралам и генералам, космонавтам и учёным… Как бы перелистываю историю свое жизни, своей страны».

 

Михаил Захарчук
29 марта 2015 г.

Комментарии:

Эмилия 30.03.2015 в 06:20 # Ответить
Удивляюсь, Миша, сколько удивительных встреч с необыкновенными людьми, подарила тебе твоя творческая судьба и спасибо тебе за твою память, за желание напомнить и вспомнить.
Татьяна П. 30.03.2015 в 08:27 # Ответить
Я бы назвала сегодняшнее моё чтение светлым и лучистым. И не только потому, что это рассказ автора о Кларе Степановне Лучко, с которой автор был знаком лично.
Всё слеплено так ладно и искусно в единое повествование, что и маленькой щёлочки нет.
Она такая, какой мы, её почитатели, видели на экранах кинотеатров:
символ красоты, стойкости и мудрости женской. На таких, как Клара Степановна, Отчизна держалась .Михаил Александрович поведал, что и в жизни своей она была порядочной, скромной, достойной.
А как мы радовались и плакали на просмотрах картин с её участием… Там были настоящая искренность и настоящая любовь. Эти картины ни в какое сравнение не идут с сегодняшними, в которых пытаешься найти крупицы духовности, и мало им веришь.
Мне понятны и близки её рассуждения о духовных ценностях века нынешнего и о рекламах. Разве можно было представить, например, Сергея Бондарчука в рекламе? Не потому, что рекламы не было в то время. На всю жизнь в памяти остался образ простого русского солдата с горькой судьбой из кинофильма «Судьба человека» … Я не могу представить этих актёров в рекламе. Они миру несли, не только людям нашей страны, а миру, Достоинство и Цельность личности.
Реклама пришла к нам с опозданием лет на тридцать и исковеркала, зазомбировала, засорила не только экран, но человеческий разум. Я помню свою дочку, едва научившуюся говорить и лепетавшую непонятное, рокотавшее с экрана телевизора: «проктэр эргембэл». Ведь цель её одна: сбыть товар и нажиться. Может, я и отступаю от темы. Но не надо было рекламировать вологодское масло. Не было дорог. Так на вертолёте из Москвы за ним прилетали. Ещё в памяти сторожил живо.
Много Михаил Александрович тем затронул, за многое зацепил. Получается, что рассказывая читателю о замечательной актрисе Кларе Лучко, он беседовал с нами о жизни, задавал вопросы…
А ведь он когда-то впитывал в себя лучшее от своих героев, соприкасаясь с ними. А теперь пришло время отдавать этот свет.
И как же больно и грустно идти по кладбищу, где могилы друзей и знакомых, близких, ставших почти родными.
Вера Корсакова 31.03.2015 в 20:22 # Ответить
Клара Лучко стоит особняком среди многочисленной гвардии актеров. Особое обаяние, интеллигентность, какая-то необыкновенная сдержанность и голос. Этот голос мягкий, с удивителными интонациями, который не спутаешь ни с каким другим, и узнаешь даже , если он звучит за кадром.Актриса-звезда первой величины. Ну, и конечно, высоконравственная личность. В статье это отражено очень глубоко. Открываются ее тихие, сильные поступки , на которые способен далеко не каждый уверенный в себе мужчина. В ней сочеталась высокая духовная сила и женская теплота. В статье об этом очень хорошо написано.Особенно, когда речь идет о ее удивительной дружбе с Волонтиром. А ведь он, вроде, только партнер по фильму. И всего то. Но до чего сильна натура этой женщины, не только ее героини в фильме(а сыграла она в "Цыгане" редкую женщину, поищи такую, и не найдешь), а главное в жизни.Не потеряла она за столь долгое пребывание на кинемотографической сцене ни скромности, ни чувство собственного достоинства, ни заболела звездной болезнью. Не изменила себе. Осталась сама собой. Спасибо Захарчук , что несешь эту память.
Марина Васильевна 01.04.2015 в 19:34 # Ответить
Да, уважаемый Михаил Захарчук действительно имел в жизни много счастливых возможностей общаться с интересными, порой выдающимися или даже уникальными людьми (это везение? или результат его творческих усилий? или признак высокого профессионализма? или свидетельство совпадения внутренних духовных качеств автора публикаций и его героев?). Спасибо Вам, Михаил, за то, что делитесь с читателями своими знаниями, наблюдениями, впечатлениями, своим пониманием тех Личностей, которых мы знаем только по их Творчеству.
Но в своих очерках М.Захарчук не только рассказывает о достойных Художниках или о их Человеческих качествах. Другим, очень интересным, аспектом публикаций являются его рассуждения на темы, которые важны и интересны для него, им многожды обдуманы. Эти темы важны и для нас - его читателей. И мне отрадно оттого, что по многим вопросам я являюсь его единомышленницей и даже единодушницей (знаю, что нет такого слова, но по-моему оно понятно, хотя и неуклюже). Рада я и тому, что благодаря материалам Захарчука и сайтам, на которых они публикуются, нашла и других единодушников, с которыми не знакома лично, но под комментариями которых готова подписаться. Это, например, неведомая мне Татьяна П., отклики которой на материалы М.Захарчука всегда с интересом читаю, во многом с нею согласна, а иногда даже затрудняюсь написать что-то свое в дополнение к написанному ею:).
Вслед за нею могу назвать чтение этого материала Михаила Захарчука светлым и лучистым. Радостно, светло и тепло вспоминать женские образы, созданные на экране Кларой Лучко. И приятно узнавать, что и в жизни она была порядочным, доброжелательным, высоконравственным и чистым человеком. Очень мне нравится авторский прием, используемый Захарчуком во многих его работах: включать в свое повествование "прямую речь", высказывания своих героев по тому или иному вопросу - это очень убедительно, это достоверно раскрывает их характеры (Прошу прощения у профессиональных журналистов за корявость и, возможно, неправильные формулировки, т.к. я ничуть не литератор, а "простой советский инженер", да и то в прошлом).
Впечатлили меня и слова дочери Клары Степановны: «Для того, чтобы так умереть, надо было так праведно жить, как моя мамочка». А какими словами вспомянут нас после ухода наши близкие, дорогие сердцу люди?..

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
вторник
2019

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение