RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Далёкое и близкое
28 февраля 2019 г.

Далёкое и близкое

Постоянный автор и друг РГК уральский поэт Александр Михайлович Костенко прислал своё новое произведение
Через миллениум - 7
25 апреля 2014 г.

Через миллениум - 7

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)
Информационный гулаг
9 сентября 2015 г.

Информационный гулаг

15 лет назад 9 сентября 2000 года Президент РФ утвердил Доктрину информационной безопасности России
Союз России и Малороссии
6 апреля 2018 г.

Союз России и Малороссии

6 апреля 1654 года Русский царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому
Рекорды погоды
30 июня 2019 г.

Рекорды погоды

Новое стихотворение нашего друга и постоянного автора - уральского поэта Александра Костенко
Главная » Читальный зал » Гибель «Черного принца»

Гибель «Черного принца»

В начале ноября 1854 года на рейде Балаклавской бухты в Черном море попал в шторм и затонул английский трёхмачтовый фрегат

В 1897 году Великобритания обнародовала сенсационные данные о том, что он вез для солдат английского экспедиционного корпуса многомесячное жалованье - десятки бочонков, заполненных золотыми монетами.
Гибель «Черного принца»

Сразу же вокруг «Принца» началась "золотая лихорадка". Десятки, сотни подводных поисковых экспедиций из года в год терпели крах. Со временем оценки подводного клада возросли до гигантской цифры - 60 миллионов золотых рублей, а погибший корабль стали называть не просто "Принцем", а "Черным принцем", наверное, потому что очень уж "черной" была его судьба.
Наиболее популярной является такая версия. В начале ноября 1854 года к Балаклавской бухте подошел английский трехмачтовый фрегат "Принц". Но войти в гавань не смог - начался жестокий шторм, который вскоре достиг апогея. У стоявших на балаклавском рейде судов (их собралось около тридцати) не выдержали якорные цепи и канаты. Эскадру бросило на прибрежные скалы. Капитан "Принца" попытался спасти фрегат, направив его в узкое горло Балаклавской бухты, чтобы укрыться в ней от разбушевавшейся стихии. Но помешала срубленная бизань-мачта, такелаж которой запутался в гребном винте и практически лишил корабль хода. "Принц" под напором ветра и волн врезался в скалу и вскоре затонул, унеся с собой в пучину 150 моряков экипажа и груз.
А вообще тот жесточайший шторм, как Божье провидение, лишил английских агрессоров, прибывших сюда «воевать Крым», целой эскадры. В море нашли свою погибель 30 кораблей и свыше 1000 интервентов. О золоте, утонувшем вместе с "Принцем", долгое время ничего не было известно. Документы рассекретили через сорок с лишним лет после окончания Крымской войны.
Первыми совершили попытку поднять золото "Черного принца" французы. Водолазы обнаружили суда, затонувшие в Балаклавской бухте, но "Принца" среди обломков отыскать не удалось.
Следующая попытка была за русскими. Экспедицию возглавил А.М. Пластунов, сконструировавший оригинальную "подводную машину". Она представляла собой огромную металлическую трубу, нижний конец которой оканчивался подводной камерой. Это изделие опустили в море в районе предполагаемого места гибели "Принца". Водолаз спускался по трубе вниз с помощью веревочной лестницы и через иллюминаторы камеры осматривал морское дно. Эта экспедиция тоже не сумела разобраться в обломках кораблекрушений и найти среди них вожделенное золото.
Осенью 1901 года пришла очередь итальянцев попытать счастья на поприще подводного кладоискательства у берегов Крыма. Оглашая окрестности звоном колоколов громкого боя, в Балаклавскую бухту вошел пароход "Генуя". Во главе итальянской экспедиции стоял конструктор новейшего по тем временам водолазного аппарата Джузеппе Рестуччи. Итог сего предприятия - поднятые со дна моря ящики со свинцовыми пулями и изъеденная морской водой подзорная труба.
Первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали ход поисков золота "Принца". Лишь в 1923 году о подводном кладе заговорили снова. В ГПУ (бывшая ЧК) пришел морской инженер В.С. Языков и заявил, что готов поднять золото, хранящееся под водой у берегов Балаклавы. Вскоре была создана экспедиция подводных работ особого назначения (сокращенно ЭПРОН). Конечно, не только для подъема "Черного принца". Задачи перед ней стояли глобальные. 18 июня 1918 года под Новороссийском нашими моряками была затоплена половина эскадры Черноморского флота, дабы корабли не достались противнику. Эпроновцы сконструировали глубоководный аппарат, через иллюминаторы которого можно было осматривать дно и по телефону сообщать об увиденном наверх. Аппарат был сопряжен с механической рукой, позволявшей захватывать небольшие предметы.
В архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, что эпроновцы разыскали на дне остатки "Принца" (он был единственным металлическим кораблем из числа здесь погибших). Но бумаги, касающиеся дальнейшего, исчезли. Неизвестно и то, когда произошла их пропажа.
Дальнейшие сведения относятся к японской экспедиции 1927 года. За поиски золота взялась крупная водолазная фирма Страны восходящего солнца. Десятки водолазов в течение нескольких месяцев буквально ощупывали каждый сантиметр дна, но снова потерпели фиаско.
В постсоветское время украинская экспедиция решила попытать свое счастье. Она имела возможность использовать землесосный снаряд. Прокачивая грунт, поднятый в районе гибели "Принца", через специальное огромное сито, исследователи ожидали, что оно задержит золотые монеты. И действительно, за три месяца работы они обнаружили... аж три монеты чеканки 1821 года.
Кстати, в японской печати еще в 30-е годы было высказано предположение о том, что, мол, чекисты в двадцатые годы нашли "Принца", тайно вырезали и подняли часть корабля, расположенную в районе мидель-шпангоута, где и находились бочонки с золотом. Вырученные средства пустили на нужды восстановления страны после иностранной военной интервенции. Так это или иначе, видимо, предстоит выяснить будущим исследователям. Если таковые, конечно, найдутся.

Сергей Турченко
14 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
5 июня
пятница
2020

В этот день:

Автор музыки имперского Гимна России

5 июня 1798 года родился Алексей Фёдорович ЛЬВОВ (ум. 1870), генерал, композитор, автор Гимна Российской Империи «Боже, царя храни!»

Автор музыки имперского Гимна России

5 июня 1798 года родился Алексей Фёдорович ЛЬВОВ (ум. 1870), генерал, композитор, автор Гимна Российской Империи «Боже, царя храни!»

С детства музицировал. В 1818 году окончил институт путей сообщения, служил в аракчеевских военных поселениях инженером, не оставляя занятий музыкой. В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального Гимна, который написал, участвуя в конкурсе, объявленном  Николаем I.

Гимн был написан в соавторстве с знаменитым русским поэтом Василием Андреевичем ЖУКОВСКИМ.
История создания Гимна проста.
В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни
Музыка — Алексея Львова, текст — Василия Жуковского.

Боже, Царя храни

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю:

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!

Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Тысячелетие христианства на Руси

5 июня 1988 года Русская православная церковь начала отмечать тысячелетие христианства на Руси.

Тысячелетие христианства на Руси

5 июня 1988 года Русская православная церковь начала отмечать тысячелетие христианства на Руси.

Торжества начались в Москве 5 июня богослужением в Богоявленском соборе Свято-Данилова монастыря и продолжались до 12 июня — дня памяти всех русских святых. Всю неделю в московских храмах шли торжественные богослужения, а 11 июня состоялось всеобщее  всенощное бдение. Затем торжества прошли в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня — в епархиях.

Первый полет русского самолета

5 июня 1910 года в Киеве совершен первый в России полёт на самолёте отечественной конструкции.

Первый полет русского самолета

5 июня 1910 года в Киеве совершен первый в России полёт на самолёте отечественной конструкции.

 

Его создатель профессор политехнического института князь А. С. Кудашев. Через 11 дней там же поднял в воздух свой самолёт студент И. И. Сикорский, а 19 июня в Гатчине на самолёте конструкции инженера Я. М. Гаккеля взлетел В. Ф. Булгаков.

 

Госпиталь имени Н. Н. Бурденко

5 июня 1706 года в Москве открыт первый военный госпиталь. Ныне это Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко.

Госпиталь имени Н. Н. Бурденко

5 июня 1706 года в Москве открыт первый военный госпиталь. Ныне это Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение