RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой из сна
17 апреля 2016 г.

Герой из сна

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летию прославленного советского аса Героя Советского Союза А.П. Маресьва
Америка ударит первой
1 ноября 2018 г.

Америка ударит первой

Сможет ли Россия успешно отразить нападение США
Юбилей «Красного Моцарта»
29 января 2015 г.

Юбилей «Красного Моцарта»

30 января исполняется 115 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского
Героям — поклон, подонкам — позор
3 декабря 2015 г.

Героям — поклон, подонкам — позор

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию было пронизано патриотизмом и ответственностью за судьбу России
Украина сносит Ленина, Россия — Сталина
9 октября 2016 г.

Украина сносит Ленина, Россия — Сталина

Можно продолжить: в Незалежной возводят памятники фашистским прихвостням типа Бандеры, у нас вывешивают мемориальные доски профашистским деятелям типа Меннергейма
Главная » Читальный зал » Гибель «Черного принца»

Гибель «Черного принца»

В начале ноября 1854 года на рейде Балаклавской бухты в Черном море попал в шторм и затонул английский трёхмачтовый фрегат

В 1897 году Великобритания обнародовала сенсационные данные о том, что он вез для солдат английского экспедиционного корпуса многомесячное жалованье - десятки бочонков, заполненных золотыми монетами.
Гибель «Черного принца»

Сразу же вокруг «Принца» началась "золотая лихорадка". Десятки, сотни подводных поисковых экспедиций из года в год терпели крах. Со временем оценки подводного клада возросли до гигантской цифры - 60 миллионов золотых рублей, а погибший корабль стали называть не просто "Принцем", а "Черным принцем", наверное, потому что очень уж "черной" была его судьба.
Наиболее популярной является такая версия. В начале ноября 1854 года к Балаклавской бухте подошел английский трехмачтовый фрегат "Принц". Но войти в гавань не смог - начался жестокий шторм, который вскоре достиг апогея. У стоявших на балаклавском рейде судов (их собралось около тридцати) не выдержали якорные цепи и канаты. Эскадру бросило на прибрежные скалы. Капитан "Принца" попытался спасти фрегат, направив его в узкое горло Балаклавской бухты, чтобы укрыться в ней от разбушевавшейся стихии. Но помешала срубленная бизань-мачта, такелаж которой запутался в гребном винте и практически лишил корабль хода. "Принц" под напором ветра и волн врезался в скалу и вскоре затонул, унеся с собой в пучину 150 моряков экипажа и груз.
А вообще тот жесточайший шторм, как Божье провидение, лишил английских агрессоров, прибывших сюда «воевать Крым», целой эскадры. В море нашли свою погибель 30 кораблей и свыше 1000 интервентов. О золоте, утонувшем вместе с "Принцем", долгое время ничего не было известно. Документы рассекретили через сорок с лишним лет после окончания Крымской войны.
Первыми совершили попытку поднять золото "Черного принца" французы. Водолазы обнаружили суда, затонувшие в Балаклавской бухте, но "Принца" среди обломков отыскать не удалось.
Следующая попытка была за русскими. Экспедицию возглавил А.М. Пластунов, сконструировавший оригинальную "подводную машину". Она представляла собой огромную металлическую трубу, нижний конец которой оканчивался подводной камерой. Это изделие опустили в море в районе предполагаемого места гибели "Принца". Водолаз спускался по трубе вниз с помощью веревочной лестницы и через иллюминаторы камеры осматривал морское дно. Эта экспедиция тоже не сумела разобраться в обломках кораблекрушений и найти среди них вожделенное золото.
Осенью 1901 года пришла очередь итальянцев попытать счастья на поприще подводного кладоискательства у берегов Крыма. Оглашая окрестности звоном колоколов громкого боя, в Балаклавскую бухту вошел пароход "Генуя". Во главе итальянской экспедиции стоял конструктор новейшего по тем временам водолазного аппарата Джузеппе Рестуччи. Итог сего предприятия - поднятые со дна моря ящики со свинцовыми пулями и изъеденная морской водой подзорная труба.
Первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали ход поисков золота "Принца". Лишь в 1923 году о подводном кладе заговорили снова. В ГПУ (бывшая ЧК) пришел морской инженер В.С. Языков и заявил, что готов поднять золото, хранящееся под водой у берегов Балаклавы. Вскоре была создана экспедиция подводных работ особого назначения (сокращенно ЭПРОН). Конечно, не только для подъема "Черного принца". Задачи перед ней стояли глобальные. 18 июня 1918 года под Новороссийском нашими моряками была затоплена половина эскадры Черноморского флота, дабы корабли не достались противнику. Эпроновцы сконструировали глубоководный аппарат, через иллюминаторы которого можно было осматривать дно и по телефону сообщать об увиденном наверх. Аппарат был сопряжен с механической рукой, позволявшей захватывать небольшие предметы.
В архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, что эпроновцы разыскали на дне остатки "Принца" (он был единственным металлическим кораблем из числа здесь погибших). Но бумаги, касающиеся дальнейшего, исчезли. Неизвестно и то, когда произошла их пропажа.
Дальнейшие сведения относятся к японской экспедиции 1927 года. За поиски золота взялась крупная водолазная фирма Страны восходящего солнца. Десятки водолазов в течение нескольких месяцев буквально ощупывали каждый сантиметр дна, но снова потерпели фиаско.
В постсоветское время украинская экспедиция решила попытать свое счастье. Она имела возможность использовать землесосный снаряд. Прокачивая грунт, поднятый в районе гибели "Принца", через специальное огромное сито, исследователи ожидали, что оно задержит золотые монеты. И действительно, за три месяца работы они обнаружили... аж три монеты чеканки 1821 года.
Кстати, в японской печати еще в 30-е годы было высказано предположение о том, что, мол, чекисты в двадцатые годы нашли "Принца", тайно вырезали и подняли часть корабля, расположенную в районе мидель-шпангоута, где и находились бочонки с золотом. Вырученные средства пустили на нужды восстановления страны после иностранной военной интервенции. Так это или иначе, видимо, предстоит выяснить будущим исследователям. Если таковые, конечно, найдутся.

Сергей Турченко
14 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 июня
вторник
2019

В этот день:

День единения славян

Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях

День единения славян

Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях

Идея праздника явилась следствием распада СССР, когда возникла необходимость к налаживанию дружественных отношений между славянскими государствами в новых условиях.

Первыми сделали серьёзные шаги в этом направлении Россия и Беларусь: они подписали ряд соглашений о взаимном сотрудничестве на равных условиях.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек. Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

 

Похороны Кутузова

25 июня 1813 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Похороны Кутузова

25 июня 1813 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

После изгнания Наполеона за пределы России, 67-летний Кутузов во главе Русской армии продвигался к Парижу. В апреле в Пруссии, в небольшом городке Бунцлау, ныне это территория Польши, он сильно простудился и, проболев 11 дней, умер.

Тело его забальзамировали и перевезли в Петербург. Повозку с его останками везли, вместо лошадей, благодарные солдаты и местные жители, передавая её из поселения в поселение как эстафету.

 

Столкновение в космосе

25 июня 1997 года произошло столкновение грузового корабля «Прогресс М-34» орбитальной станции «Мир».

Столкновение в космосе

25 июня 1997 года произошло столкновение грузового корабля «Прогресс М-34» орбитальной станции «Мир».

«Прогресс М-34» пробил обшивку модуля «Спектр», пристыкованного к станции. Жизнь находившихся на её борту космонавтов Василия ЦИБИЛЕВА, Александра ЛАЗУТКИНА и американского астронавта Майкла ФОЭЛА оказалась под угрозой.

Модуль "Спектр" предназначался для проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований по совместным российско-американским программам "Мир-Шаттл" и "Мир-НАСА", для оснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. В результате столкновения модуль "Спектр" был разгерметизирован и, практически, "выключен" из работы комплекса. Станция тоже потеряла герметичность, были частично разрушены солнечные батареи "Спектра". Команде удалось герметизировать "Спектр", закрыв ведущий в него люк до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. Таким образом внутренний объем модуля был изолирован от жилого отсека.

Каспийское высшее военно-морское

25 июня 1940 года 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское высшее военно-морское училище

Каспийское высшее военно-морское

25 июня 1940 года 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское высшее военно-морское училище

Строго говоря, история Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С.М. Кирова началась 5 марта 1939 года, когда народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов утвердил генеральный план строительства флота, которым, в частности, предусматривалось создание учебного заведения военных моряков в Баку. 14 апреля 1939 года началось формирование 4 ВМУ во главе с комдивом Георгием Андреевичем Буриченковым, ставшим первым начальником училища. В июне сюда прибыли курсанты из Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, которые строили первые здания. А 1 октября начался первый учебный год.

Мне довелось учиться в этой славной кузнице военно-морских кадров с 1968 по 1973 год. Предлагаю повесть о тех годах: http://rosgeroika.ru/library/2013/june/malchiki-stanovyatsya-muzhchinami

Конструктор ракетных двигателей

25 июня - день памяти Алексея Михайловича Исаева

Конструктор ракетных двигателей

25 июня - день памяти Алексея Михайловича Исаева

А.М.Исаев - участник создания БИ-1 — первого советского самолёта с жидкостным ракетным двигателем (1942 г.). Под руководством Исаева разработана серия жидкостных ракетных двигателей для космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетных космических аппаратов. Исаеву были присуждены Государственная премия СССР (в 1948, 1968 гг.), Ленинская премия (в 1958 г.).

Партизан Герасим Курин

25 июня 1850 года умер от старых ран партизан Отечественной войны 1812 года Герасим Матвеевич Курин

Партизан Герасим Курин

25 июня 1850 года умер от старых ран партизан Отечественной войны 1812 года Герасим Матвеевич Курин

Он известен тем, что будучи простым крестьянином стал предводителем крестьянского партизанского отряда, который сам и создал. В отряд входили 5300 пеших и 500 конных воинов. Действовал он в районе Богородска, участвовал в семи сражених с наполеоновскими войсками, захватил в плен сотни французских солдат, 3 пушки. За храбрость Курин был награждён Георгиевским крестом.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение