RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Экранная бесовщина
15 декабря 2015 г.

Экранная бесовщина

«Свободолюбивое» телевидение запретило показ передачи Никиты Михалкова в защиту Русского Мира
СССР против террористов
3 января 2016 г.

СССР против террористов

Советская тяжёлая огнемётная система залпового огня "Буратино", вероятно, в 2016 году будет поставлена в Сирию
Государственный переворот -1991: ритуальная кровь
20 августа 2017 г.

Государственный переворот -1991: ритуальная кровь

В ночь с 20 на 21 августа 1991 года в районе пересечения Калининского проспекта с Садовым кольцом в Москве погибли Д.Комаров, И.Кричевский и В.Усов.
Россия против США: боевой гиперзвук
28 сентября 2016 г.

Россия против США: боевой гиперзвук

Гендиректор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) Борис Обносов сообщил СМИ о разработке нового типа российского оружия
Странная версия убийства Сталина
5 марта 2015 г.

Странная версия убийства Сталина

5 марта 1953 года не стало выдающегося руководителя советского государства, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина
Главная » Читальный зал » Гибель «Черного принца»

Гибель «Черного принца»

В начале ноября 1854 года на рейде Балаклавской бухты в Черном море попал в шторм и затонул английский трёхмачтовый фрегат

В 1897 году Великобритания обнародовала сенсационные данные о том, что он вез для солдат английского экспедиционного корпуса многомесячное жалованье - десятки бочонков, заполненных золотыми монетами.
Гибель «Черного принца»

Сразу же вокруг «Принца» началась "золотая лихорадка". Десятки, сотни подводных поисковых экспедиций из года в год терпели крах. Со временем оценки подводного клада возросли до гигантской цифры - 60 миллионов золотых рублей, а погибший корабль стали называть не просто "Принцем", а "Черным принцем", наверное, потому что очень уж "черной" была его судьба.
Наиболее популярной является такая версия. В начале ноября 1854 года к Балаклавской бухте подошел английский трехмачтовый фрегат "Принц". Но войти в гавань не смог - начался жестокий шторм, который вскоре достиг апогея. У стоявших на балаклавском рейде судов (их собралось около тридцати) не выдержали якорные цепи и канаты. Эскадру бросило на прибрежные скалы. Капитан "Принца" попытался спасти фрегат, направив его в узкое горло Балаклавской бухты, чтобы укрыться в ней от разбушевавшейся стихии. Но помешала срубленная бизань-мачта, такелаж которой запутался в гребном винте и практически лишил корабль хода. "Принц" под напором ветра и волн врезался в скалу и вскоре затонул, унеся с собой в пучину 150 моряков экипажа и груз.
А вообще тот жесточайший шторм, как Божье провидение, лишил английских агрессоров, прибывших сюда «воевать Крым», целой эскадры. В море нашли свою погибель 30 кораблей и свыше 1000 интервентов. О золоте, утонувшем вместе с "Принцем", долгое время ничего не было известно. Документы рассекретили через сорок с лишним лет после окончания Крымской войны.
Первыми совершили попытку поднять золото "Черного принца" французы. Водолазы обнаружили суда, затонувшие в Балаклавской бухте, но "Принца" среди обломков отыскать не удалось.
Следующая попытка была за русскими. Экспедицию возглавил А.М. Пластунов, сконструировавший оригинальную "подводную машину". Она представляла собой огромную металлическую трубу, нижний конец которой оканчивался подводной камерой. Это изделие опустили в море в районе предполагаемого места гибели "Принца". Водолаз спускался по трубе вниз с помощью веревочной лестницы и через иллюминаторы камеры осматривал морское дно. Эта экспедиция тоже не сумела разобраться в обломках кораблекрушений и найти среди них вожделенное золото.
Осенью 1901 года пришла очередь итальянцев попытать счастья на поприще подводного кладоискательства у берегов Крыма. Оглашая окрестности звоном колоколов громкого боя, в Балаклавскую бухту вошел пароход "Генуя". Во главе итальянской экспедиции стоял конструктор новейшего по тем временам водолазного аппарата Джузеппе Рестуччи. Итог сего предприятия - поднятые со дна моря ящики со свинцовыми пулями и изъеденная морской водой подзорная труба.
Первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали ход поисков золота "Принца". Лишь в 1923 году о подводном кладе заговорили снова. В ГПУ (бывшая ЧК) пришел морской инженер В.С. Языков и заявил, что готов поднять золото, хранящееся под водой у берегов Балаклавы. Вскоре была создана экспедиция подводных работ особого назначения (сокращенно ЭПРОН). Конечно, не только для подъема "Черного принца". Задачи перед ней стояли глобальные. 18 июня 1918 года под Новороссийском нашими моряками была затоплена половина эскадры Черноморского флота, дабы корабли не достались противнику. Эпроновцы сконструировали глубоководный аппарат, через иллюминаторы которого можно было осматривать дно и по телефону сообщать об увиденном наверх. Аппарат был сопряжен с механической рукой, позволявшей захватывать небольшие предметы.
В архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, что эпроновцы разыскали на дне остатки "Принца" (он был единственным металлическим кораблем из числа здесь погибших). Но бумаги, касающиеся дальнейшего, исчезли. Неизвестно и то, когда произошла их пропажа.
Дальнейшие сведения относятся к японской экспедиции 1927 года. За поиски золота взялась крупная водолазная фирма Страны восходящего солнца. Десятки водолазов в течение нескольких месяцев буквально ощупывали каждый сантиметр дна, но снова потерпели фиаско.
В постсоветское время украинская экспедиция решила попытать свое счастье. Она имела возможность использовать землесосный снаряд. Прокачивая грунт, поднятый в районе гибели "Принца", через специальное огромное сито, исследователи ожидали, что оно задержит золотые монеты. И действительно, за три месяца работы они обнаружили... аж три монеты чеканки 1821 года.
Кстати, в японской печати еще в 30-е годы было высказано предположение о том, что, мол, чекисты в двадцатые годы нашли "Принца", тайно вырезали и подняли часть корабля, расположенную в районе мидель-шпангоута, где и находились бочонки с золотом. Вырученные средства пустили на нужды восстановления страны после иностранной военной интервенции. Так это или иначе, видимо, предстоит выяснить будущим исследователям. Если таковые, конечно, найдутся.

Сергей Турченко
8 ноября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
четверг
2017

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение