RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Огонь негасимый
23 июля 2017 г.

Огонь негасимый

В нынешнее «непоэтическое» время особенно дорого появление новых стихов
Русский орел не ловит мух!
7 августа 2014 г.

Русский орел не ловит мух!

300 лет назад 7 августа 1714 года произошло великое Гангутское морское сражение
«Служу Советскому Союзу!»
22 февраля 2017 г.

«Служу Советскому Союзу!»

23 февраля 2017 года – 50 лет лучшей в мире военно-патриотической телепрограмме
Прямой наводкой в ваши души
24 марта 2015 г.

Прямой наводкой в ваши души

Российские власти разрешили структурам CNN совершенно легально вести на территории нашей страны американскую контрпропаганду против российского духа
Захоронение Немцова
3 марта 2015 г.

Захоронение Немцова

3 марта 2015 года в Москве почитатели предали земле своего духовного лидера
Главная » Читальный зал » Гибель «Черного принца»

Гибель «Черного принца»

В начале ноября 1854 года на рейде Балаклавской бухты в Черном море попал в шторм и затонул английский трёхмачтовый фрегат

В 1897 году Великобритания обнародовала сенсационные данные о том, что он вез для солдат английского экспедиционного корпуса многомесячное жалованье - десятки бочонков, заполненных золотыми монетами.
Гибель «Черного принца»

Сразу же вокруг «Принца» началась "золотая лихорадка". Десятки, сотни подводных поисковых экспедиций из года в год терпели крах. Со временем оценки подводного клада возросли до гигантской цифры - 60 миллионов золотых рублей, а погибший корабль стали называть не просто "Принцем", а "Черным принцем", наверное, потому что очень уж "черной" была его судьба.
Наиболее популярной является такая версия. В начале ноября 1854 года к Балаклавской бухте подошел английский трехмачтовый фрегат "Принц". Но войти в гавань не смог - начался жестокий шторм, который вскоре достиг апогея. У стоявших на балаклавском рейде судов (их собралось около тридцати) не выдержали якорные цепи и канаты. Эскадру бросило на прибрежные скалы. Капитан "Принца" попытался спасти фрегат, направив его в узкое горло Балаклавской бухты, чтобы укрыться в ней от разбушевавшейся стихии. Но помешала срубленная бизань-мачта, такелаж которой запутался в гребном винте и практически лишил корабль хода. "Принц" под напором ветра и волн врезался в скалу и вскоре затонул, унеся с собой в пучину 150 моряков экипажа и груз.
А вообще тот жесточайший шторм, как Божье провидение, лишил английских агрессоров, прибывших сюда «воевать Крым», целой эскадры. В море нашли свою погибель 30 кораблей и свыше 1000 интервентов. О золоте, утонувшем вместе с "Принцем", долгое время ничего не было известно. Документы рассекретили через сорок с лишним лет после окончания Крымской войны.
Первыми совершили попытку поднять золото "Черного принца" французы. Водолазы обнаружили суда, затонувшие в Балаклавской бухте, но "Принца" среди обломков отыскать не удалось.
Следующая попытка была за русскими. Экспедицию возглавил А.М. Пластунов, сконструировавший оригинальную "подводную машину". Она представляла собой огромную металлическую трубу, нижний конец которой оканчивался подводной камерой. Это изделие опустили в море в районе предполагаемого места гибели "Принца". Водолаз спускался по трубе вниз с помощью веревочной лестницы и через иллюминаторы камеры осматривал морское дно. Эта экспедиция тоже не сумела разобраться в обломках кораблекрушений и найти среди них вожделенное золото.
Осенью 1901 года пришла очередь итальянцев попытать счастья на поприще подводного кладоискательства у берегов Крыма. Оглашая окрестности звоном колоколов громкого боя, в Балаклавскую бухту вошел пароход "Генуя". Во главе итальянской экспедиции стоял конструктор новейшего по тем временам водолазного аппарата Джузеппе Рестуччи. Итог сего предприятия - поднятые со дна моря ящики со свинцовыми пулями и изъеденная морской водой подзорная труба.
Первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали ход поисков золота "Принца". Лишь в 1923 году о подводном кладе заговорили снова. В ГПУ (бывшая ЧК) пришел морской инженер В.С. Языков и заявил, что готов поднять золото, хранящееся под водой у берегов Балаклавы. Вскоре была создана экспедиция подводных работ особого назначения (сокращенно ЭПРОН). Конечно, не только для подъема "Черного принца". Задачи перед ней стояли глобальные. 18 июня 1918 года под Новороссийском нашими моряками была затоплена половина эскадры Черноморского флота, дабы корабли не достались противнику. Эпроновцы сконструировали глубоководный аппарат, через иллюминаторы которого можно было осматривать дно и по телефону сообщать об увиденном наверх. Аппарат был сопряжен с механической рукой, позволявшей захватывать небольшие предметы.
В архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, что эпроновцы разыскали на дне остатки "Принца" (он был единственным металлическим кораблем из числа здесь погибших). Но бумаги, касающиеся дальнейшего, исчезли. Неизвестно и то, когда произошла их пропажа.
Дальнейшие сведения относятся к японской экспедиции 1927 года. За поиски золота взялась крупная водолазная фирма Страны восходящего солнца. Десятки водолазов в течение нескольких месяцев буквально ощупывали каждый сантиметр дна, но снова потерпели фиаско.
В постсоветское время украинская экспедиция решила попытать свое счастье. Она имела возможность использовать землесосный снаряд. Прокачивая грунт, поднятый в районе гибели "Принца", через специальное огромное сито, исследователи ожидали, что оно задержит золотые монеты. И действительно, за три месяца работы они обнаружили... аж три монеты чеканки 1821 года.
Кстати, в японской печати еще в 30-е годы было высказано предположение о том, что, мол, чекисты в двадцатые годы нашли "Принца", тайно вырезали и подняли часть корабля, расположенную в районе мидель-шпангоута, где и находились бочонки с золотом. Вырученные средства пустили на нужды восстановления страны после иностранной военной интервенции. Так это или иначе, видимо, предстоит выяснить будущим исследователям. Если таковые, конечно, найдутся.

Сергей Турченко
14 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 сентебря
суббота
2018

В этот день:

Аляска — русская земля

22 сентября 1784 года русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс).

Аляска — русская земля

22 сентября 1784 года русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Аляске. Это послужило началом образования Русской Америки (совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс).

Первыми русскими, которые со стороны Сибири открыли Аляску (Америку), были члены экспедиции Семена Дежнева в 1648 году. В 1732 году Михаил Гвоздев на боте «Святой Гавриил» совершил плавание к берегам «Большой земли» (северо-западной Америки), первым из европейцев достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского. Гвоздев определил координаты и нанес на карту около 300 км побережья полуострова Сьюард, описал берега пролива и острова, лежащие в нём. В 1741 году экспедиция Беринга на двух пакетботах «Святой Петр» (Беринг) и «Святой Павел» (Чириков) исследовала Алеутские острова и берега Аляски. В 1784 году на остров Кадьяк (Бухта Трех Святителей) прибыла экспедиция Шелихова в составе трех галиотов («Три святителя», «Св. Симеон» и «Св. Михаил»). «Шелиховцы» основали здесь первое постоянное поселение (Северо-восточная компания), начали усиленно осваивать остров, подчиняя местных эскимосов (конягов), способствуя распространению православия среди туземцев и внедряя ряд сельскохозяйственных культур (картофель, репа).

Параллельно с компанией Шелихова Аляску осваивала конкурирующая с ним компания купца Лебедева-Ласточкина. Снаряженный им галиот «Св. Георгий» (Коновалов) прибыл в 1791 году в залив Кука, а его экипаж основал Николаевский редут. В 1792 году «лебедевцы» основали поселение на берегах озера Илиамна и снарядили экспедицию Василия Иванова к берегам реки Юкон.

С 1808 года столицей русской Америки становится Ново-Архангельск. Фактически управление американскими территориями ведется Российско-американской компанией, главный штаб которой находился в Иркутске, официально Русская Америка включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, а после его разделения в 1822 году на Западное и Восточное, в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.

11 сентября 1812 года русский купец Иван Кусков основал Форт-Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии), ставший самым южным форпостом русской колонизации Америки. Формально эта земля принадлежала Испании, однако Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привел 95 русских и 80 алеутов.

C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании.

Начало Крымской войны (1853—1856) ставило русские колонии в Северной Америке в чрезвычайно трудное положение, поскольку русская Аляска граничила с британской Канадой. Боевые действия на Дальнем Востоке в этот период показали абсолютную незащищённость восточных земель Российской империи и в особенности Аляски. Дабы не потерять даром территорию, которую невозможно было защитить и освоить в обозримом будущем, было принято решение о её продаже. В январе 1841 года Форт-Росс был продан гражданину Мексики Джону Саттеру. А в 1867 году США выкупили Аляску за 7 200 000 долларов.

 

Александр Суворов - «Генерал Вперед»

22 сентября 1789 года осуществелен разгром турецкой армии русско-австрийскими войсками под командованием генерала А. В. Суворова в битве при Рымнике в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

Александр Суворов - «Генерал Вперед»

22 сентября 1789 года осуществелен разгром турецкой армии русско-австрийскими войсками под командованием генерала А. В. Суворова в битве при Рымнике в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

 Османская империя планировала в этой войне вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в том числе и Крым. Война закончилась победой России и заключением Ясского мира. Битва при Рымнике - одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787—1791 годов.

В состав отряда Суворова входили 9 не полностью укомплектованных батальонов пехоты, 9 эскадронов карабинеров, 2 казачьих полка и тысяча арнаутов (итого около 6,5 тыс. человек). Корпус принца Кобургского включал в себя 10 батальонов пехоты и 30 эскадронов кавалерии (всего около 18 тыс. человек). Таким образом, численность объединённых русско-австрийских войск составляла приблизительно 25 тыс. солдат и офицеров.

В составе объединенных отрядов Юсуф-паши было более 100 тысяч штыков и сабель. Но Суворов, переправившись через Рымну в ночь на 22 сентября, сразу же повел войска в наступление. Турки не ожидали такой отваги и дрогнули. Значительная часть войск рассеялась, преследуемая русскими отрядами. За смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали Суворова «Генерал Вперёд».

Потери войска Юсуф-паши только убитыми в день сражения составили не менее 15 тысяч человек. Потери русско-австрийских войск не превышали 500 человек.

Победа при Рымнике стала одной из наиболее блистательных побед Александра Суворова. За победу в ней он был возведён Екатериной II в графское достоинство с названием Рымникский, получил бриллиантовые знаки Андреевского ордена, шпагу, осыпанную бриллиантами с надписью «Победителю визиря», бриллиантовый эполет, драгоценный перстень и Орден Святого Георгия 1-й степени.

 

Форсирование Днепра

22 сентября 1943 года на рассвете войска Центрального и Воронежского фронта начали переправу и захват плацдармов на правом берегу Днепра. К этому моменту Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров.

Форсирование Днепра

22 сентября 1943 года на рассвете войска Центрального и Воронежского фронта начали переправу и захват плацдармов на правом берегу Днепра. К этому моменту Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров.

Все немногие штатные плавсредства были использованы войсками, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок.

Большой проблемой была переправа тяжёлой техники: на многих плацдармах войска не смогли быстро переправлять её в достаточном количестве на плацдармы, что вело к затяжным боям по их обороне и расширению и увеличивало потери советских войск.

Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоёван 22 сентября 1943 в районе слияния Днепра и реки Припяти, в северной части фронта. Почти одновременно 3-я гвардейская танковая армия и 40-я армия Воронежского фронта добились такого же успеха южнее Киева. 24 сентября ещё одна позиция на западном берегу была отвоевана недалеко от Днепродзержинска, 28 сентября — ещё одна рядом с Кременчугом. К концу месяца было создано 23 плацдарма на противоположном берегу Днепра, некоторые из них — 10 километров в ширину и 1-2 километра в глубину. Всего Днепр к 30 сентября форсировали 12 советских армий. Так же было организовано множество ложных плацдармов цель которых была имитация массовой переправы и рассредоточение огневой мощи немецкой артиллерии.

После этого советские войска практически создали новый укрепрайон на завоеванных плацдармах, фактически закопавшись в землю от огня противника, и прикрывая своим огнем подход новых сил.

Значительную помощь советским войскам в ходе форсирования Днепра оказали партизаны: в общей сложности, в Битве за Днепр приняли участие 17 332 украинских советских партизан, которые совершали нападения на подразделения немецких войск, вели разведку, служили проводниками для переправившихся подразделений советских войск.

За форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, что больше, чем суммарное количество награждённых за всю предыдущую историю награды. Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны. Беспрецедентное количество награждённых также отчасти объясняется директивой Ставки ВГК от 9 сентября 1943, гласившей: "В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придётся преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск. За форсирование такой реки, как река Десна в районе Богданове (Смоленской области) и ниже, и равных Десне рек по трудности форсирования представлять к наградам:

1. Командующих армиями — к ордену Суворова 1-й степени.

2. Командиров корпусов, дивизий, бригад — к ордену Суворова 2-й степени.

3. Командиров полков, командиров инженерных, сапёрных и понтонных батальонов — к ордену Суворова 3-й степени.

За форсирование такой реки, как река Днепр в районе Смоленск и ниже, и равных Днепру рек по трудности форсирования названных выше командиров соединений и частей представлять к присвоению звания Героя Советского Союза".

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение