RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Огонь негасимый
23 июля 2017 г.

Огонь негасимый

В нынешнее «непоэтическое» время особенно дорого появление новых стихов
Не убивайте детей!
10 декабря 2015 г.

Не убивайте детей!

Государство оплачивает аборты из бюджетных средств, то есть каждый из нас становится невольным соучастником в страшных преступлениях
США против Победы
16 апреля 2015 г.

США против Победы

Чем ближе дата 70-летнего юбилея исторической Победы советского народа в Великой Отечественной войне, тем более накаляется политическая атмосфера в мире
Словения, мы с тобой!
24 декабря 2015 г.

Словения, мы с тобой!

В марте парламент Словении легализовал в этой стране однополые «браки», но ее жители не смирились. На недавнем референдуме они подавляющим большинством голосов отвергли это нововведение.
Ксения Петербургская
6 июня 2016 г.

Ксения Петербургская

6 июня — день памяти святой блаженной Ксении Петербургской
Главная » Читальный зал » Гибель «Черного принца»

Гибель «Черного принца»

В начале ноября 1854 года на рейде Балаклавской бухты в Черном море попал в шторм и затонул английский трёхмачтовый фрегат

В 1897 году Великобритания обнародовала сенсационные данные о том, что он вез для солдат английского экспедиционного корпуса многомесячное жалованье - десятки бочонков, заполненных золотыми монетами.
Гибель «Черного принца»

Сразу же вокруг «Принца» началась "золотая лихорадка". Десятки, сотни подводных поисковых экспедиций из года в год терпели крах. Со временем оценки подводного клада возросли до гигантской цифры - 60 миллионов золотых рублей, а погибший корабль стали называть не просто "Принцем", а "Черным принцем", наверное, потому что очень уж "черной" была его судьба.
Наиболее популярной является такая версия. В начале ноября 1854 года к Балаклавской бухте подошел английский трехмачтовый фрегат "Принц". Но войти в гавань не смог - начался жестокий шторм, который вскоре достиг апогея. У стоявших на балаклавском рейде судов (их собралось около тридцати) не выдержали якорные цепи и канаты. Эскадру бросило на прибрежные скалы. Капитан "Принца" попытался спасти фрегат, направив его в узкое горло Балаклавской бухты, чтобы укрыться в ней от разбушевавшейся стихии. Но помешала срубленная бизань-мачта, такелаж которой запутался в гребном винте и практически лишил корабль хода. "Принц" под напором ветра и волн врезался в скалу и вскоре затонул, унеся с собой в пучину 150 моряков экипажа и груз.
А вообще тот жесточайший шторм, как Божье провидение, лишил английских агрессоров, прибывших сюда «воевать Крым», целой эскадры. В море нашли свою погибель 30 кораблей и свыше 1000 интервентов. О золоте, утонувшем вместе с "Принцем", долгое время ничего не было известно. Документы рассекретили через сорок с лишним лет после окончания Крымской войны.
Первыми совершили попытку поднять золото "Черного принца" французы. Водолазы обнаружили суда, затонувшие в Балаклавской бухте, но "Принца" среди обломков отыскать не удалось.
Следующая попытка была за русскими. Экспедицию возглавил А.М. Пластунов, сконструировавший оригинальную "подводную машину". Она представляла собой огромную металлическую трубу, нижний конец которой оканчивался подводной камерой. Это изделие опустили в море в районе предполагаемого места гибели "Принца". Водолаз спускался по трубе вниз с помощью веревочной лестницы и через иллюминаторы камеры осматривал морское дно. Эта экспедиция тоже не сумела разобраться в обломках кораблекрушений и найти среди них вожделенное золото.
Осенью 1901 года пришла очередь итальянцев попытать счастья на поприще подводного кладоискательства у берегов Крыма. Оглашая окрестности звоном колоколов громкого боя, в Балаклавскую бухту вошел пароход "Генуя". Во главе итальянской экспедиции стоял конструктор новейшего по тем временам водолазного аппарата Джузеппе Рестуччи. Итог сего предприятия - поднятые со дна моря ящики со свинцовыми пулями и изъеденная морской водой подзорная труба.
Первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали ход поисков золота "Принца". Лишь в 1923 году о подводном кладе заговорили снова. В ГПУ (бывшая ЧК) пришел морской инженер В.С. Языков и заявил, что готов поднять золото, хранящееся под водой у берегов Балаклавы. Вскоре была создана экспедиция подводных работ особого назначения (сокращенно ЭПРОН). Конечно, не только для подъема "Черного принца". Задачи перед ней стояли глобальные. 18 июня 1918 года под Новороссийском нашими моряками была затоплена половина эскадры Черноморского флота, дабы корабли не достались противнику. Эпроновцы сконструировали глубоководный аппарат, через иллюминаторы которого можно было осматривать дно и по телефону сообщать об увиденном наверх. Аппарат был сопряжен с механической рукой, позволявшей захватывать небольшие предметы.
В архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, что эпроновцы разыскали на дне остатки "Принца" (он был единственным металлическим кораблем из числа здесь погибших). Но бумаги, касающиеся дальнейшего, исчезли. Неизвестно и то, когда произошла их пропажа.
Дальнейшие сведения относятся к японской экспедиции 1927 года. За поиски золота взялась крупная водолазная фирма Страны восходящего солнца. Десятки водолазов в течение нескольких месяцев буквально ощупывали каждый сантиметр дна, но снова потерпели фиаско.
В постсоветское время украинская экспедиция решила попытать свое счастье. Она имела возможность использовать землесосный снаряд. Прокачивая грунт, поднятый в районе гибели "Принца", через специальное огромное сито, исследователи ожидали, что оно задержит золотые монеты. И действительно, за три месяца работы они обнаружили... аж три монеты чеканки 1821 года.
Кстати, в японской печати еще в 30-е годы было высказано предположение о том, что, мол, чекисты в двадцатые годы нашли "Принца", тайно вырезали и подняли часть корабля, расположенную в районе мидель-шпангоута, где и находились бочонки с золотом. Вырученные средства пустили на нужды восстановления страны после иностранной военной интервенции. Так это или иначе, видимо, предстоит выяснить будущим исследователям. Если таковые, конечно, найдутся.

Сергей Турченко
14 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 апреля
пятница
2019

В этот день:

Адмирал Головнин

19 апреля 1776 года родился Василий Михайлович ГОЛОВНИН (умер 11.7.1831), мореплаватель, вице-адмирал. Совершил два кругосветных мореплавания на кораблях «Диана» и «Камчатка». В 1811 году во время исследования Курильских островов был захвачен японцами в плен, в котором провел два года.

«Смерть шпионам»

19 апреля 1943 года образовано главное управление контрразведки, более известное под названием СМЕРШ («Смерть шпионам»).

«Смерть шпионам»

19 апреля 1943 года образовано главное управление контрразведки, более известное под названием СМЕРШ («Смерть шпионам»).

За первые 10 месяцев существования «Смерша» (с апреля 1943 по февраль 1944 г.) по заданию военных контрразведчиков в германские разведорганы и школы внедрились 75 агентов, причем 38 из них, успешно выполнив поставленные задачи, возвратились к своим. Зафронтовые агенты представили сведения на 359 официальных сотрудников германской военной разведки и на 978 выявленных шпионов и диверсантов, которых готовили для переброски в расположение частей Красной Армии.
Строго говоря, в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе было три контрразведывательные организации, которые назывались «Смерш».

Умер генерал Батов

19 апреля 1985 года скончался Павел Иванович БАТОВ, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

Умер генерал Батов

19 апреля 1985 года скончался Павел Иванович БАТОВ, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

В 1936-1937 гг. – военный советник в Испании. Награжден орденом Ленина. Комбриг. С лета 1937 г. – командир стрелкового корпуса. За умелое руководство войсками и личное мужество в советско-финляндской войне награжден орденом Красного Знамени. С февраля 1940 г. заместитель командующего войсками Закавказского военного округа, генерал-майор.

С началом Великой Отечественной войны – командир 9-го стрелкового корпуса в Крыму, затем заместитель командующего 51-й армией Южного фронта, командующий 3-й армией, помощник командующего войсками Брянского фронта, генерал-лейтенант. С октября 1942 г. и до конца войны – командующий 65-й армией. Участник сражений начального периода войны, обороны Одессы и Севастополя, битвы под Москвой, Сталинградом и Курском, Белорусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операций, генерал-полковник. Войска под командованием П.И. Батова отличились в Сталинградской и Курской битвах, в сражении за Днепр, в боях при освобождении Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В послевоенные годы окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командующий общевойсковой и механизированными армиями, затем войсками Прикарпатского (1955-1958) и Прибалтийского (1958-1959) военных округов. С 1965 по 1968 годы – генерал армии, начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил стран Варшавского договора.

 

 

Священники на кораблях

19 апреля 1719 года Указом Петра I предписывалось: «в корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брать из Александро-Невского монастыря».

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение