RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Последнее Причастие
23 апреля 2015 г.

Последнее Причастие

Публикуем рассказ нашей читательницы о том, как обрела вечную жизнь её знакомая
ТАСС уполномочен заявить...
3 февраля 2017 г.

ТАСС уполномочен заявить...

В этом году старейшее информагентство страны отмечает двойной юбилей: 40 лет в "новом" здании и 80 лет на Тверском бульваре
Литературный Макдональдс
28 сентября 2014 г.

Литературный Макдональдс

Всеобщее отупение ждет поколение, читающее Гарри Поттера и аналогичный суррогат мысли и чувства
Через миллениум - 3
8 апреля 2014 г.

Через миллениум - 3

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)
«Разговор двух сестёр» (Россия – Украине)
13 ноября 2016 г.

«Разговор двух сестёр» (Россия – Украине)

Публикуем новую песню поэта Бориса Лапченко и композитора Владимира Беляева (идея - композитора Михаила Шувалова)
Главная » Читальный зал » Любимчик Фортуны

Любимчик Фортуны

21 октября 2015 года исполнилось 70 лет Никите Михалкову

Накануне он основал киноакадемию (официально- «образовательное учреждение дополнительного профессионального образования») собственного имени. Каково?
Любимчик Фортуны

За несколько недель до собственного юбилея известный советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Никита Сергеевич Михалков сделал себе весьма необычный, но чрезвычайно достойный, можно даже сказать, что и царский подарок. В сквере на столичной улице Поварской, при огромном стечении народа, у памятника своему отцу Сергею Михалкову, Никита поднялся на специально выстроенный подиум и сказал: «Столько лет мы шли к этому дню, откладывали, сомневались. Провели три Летние академии. Я не предполагал, что может быть такой результат: за месяц - четыре короткометражные картины, два спектакля. Расставаясь, студенты рыдали так, будто проучились вместе пять лет. Почему? Главное для меня в творчестве и жизни - атмосфера, «бульон», в котором либо возникает мир, ради которого мы занимаемся нашей профессией, либо нет. Опыт показал: это - благодатная атмосфера. Здесь собрались не мальчики и девочки, а профессиональные актеры, продюсеры, режиссеры и операторы, которым мало быть просто популярными. Они хотят отречься от того, что приносит популярность, - как японские художники, достигшие совершенства, меняли имя, уезжали в другой район и начинали писать по-новому, совершенно в другой школе. Дело любого художника - искать в себе то, что раньше не видел. Это желание и привело к нам людей. Просмотры, разговоры, репетиции, школы Станиславского, Вахтангова, Михаила Чехова, Шарля Дюллена, Питера Брука. Сколько раз нас обманывали предыдущие министры культуры, обещали и ставили условия, не имевшие отношения к творчеству, на которые я не мог пойти...». Потом Михалков передал микрофон министру культуры Владимиру Мединскому и тот огласил официальное название киношколы: «Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова», реализующее программы профессиональной подготовки».
Согласитесь, читатель, основать киноакадемию – это вам не ешака купить, как говаривал заведующий Старкомхозом Гаврилин из бессмертных «12 стульев». И ведь, казалось бы, на поверхности лежащая идея для такой огромной страны, как Россия, а никто её не осуществил, кроме Никиты Михалкова. Потому как на сегодняшний будничный день он является главным кинематографистом страны. Отнюдь даже не по формальному признаку многолетнего (с 1998 года!) председателя Союза кинематографистов, а по самой сути, по содержательной значимости и по масштабу уникальной своей культуртрегерской личности.

Ну, всё ясно!- ухмыльнётся иной читатель,- ещё один аллилуйщик барина Михалкова сыскался. И я чистосердечно так вынужден буду возразить им: ребята, вы не правы! Насколько великолепными, не побоюсь сказать, дружескими были у меня отношения с Сергеем Владимировичем Михалковым, чем откровенно горжусь, настолько безразличны ко мне оба отпрыска великого баснописца. Причём, если о творчестве Никиты я однажды всё-таки писал, о чём хотя бы вкратце ещё поведаю, то его брата Андрона (или Андрея?) в глаза живьём никогда не видел. И, признаться откровенно, никакой нужды в том не вижу. Не герой он моего романа, если не сказать – не наш этот человек вообще. А вот к Никите Сергеевичу, обладателю «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, номинанту на премию «Оскар» за фильм «Урга - территория любви», лауреату премии «Оскар» и Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Утомлённые солнцем», обладателю «Специального льва» Венецианского кинофестиваля за особый вклад в киноискусство, номинанту на премию «Оскар» за фильм «12», определённые человеческие и профессиональные симпатии испытываю. Даже безотносительно всех его бесчисленных заслуг и регалий. Ибо есть в Никите, есть какая-то чертовская харизма, редкое железное умение поставить перед собой точную цель и достичь её, во что бы то ни стало. Буквально. В этом уникальном умении Михалков-младший далеко-далеко позади оставил и своего хитроумного отца. Ведь как всегда действовал Сергей Владимирович, когда ему необходимо было в советские времена решить какую-то проблему? (Не решаемых он не признавал в принципе). Звонил высокому начальству, советовался с ним, встречался, просил, иногда даже требовал. Но - только до определенного предела. Никогда не пережимал. Врагов себе, во всяком случае, не наживал ни при каких обстоятельствах. Когда Валентин Гафт написал на него едкую и злую эпиграмму, баснописец скромно, почти застенчиво ответил: «Валя, когда пишешь эпиграмму, то не рой другому яму». То было кредо старого Михалкова: не конфронтировать. Однажды при мне он наставлял кинорежиссера Митту: «Саша, с недостатками Советской власти нам бороться не надо. Их следует правильно использовать в наших целях». Гениальный, неподражаемый конформизм!
А для Михалкова-младшего такой конформизм – по барабану. Сильный физически и, надо полагать, сильный нравственно в координатах самим для себя очерченных и признанных, Никита не стесняется плодить своих врагов пачками, кланами, боюсь, что и целыми слоями населения. Вот лишь некоторые примеры его диктаторской решимости. На знаменитом пятом, хмельном съезде кинематографистов, где советское кино было сброшено с палубы современности, где патетически назвались личности, способствующие застою в «главном из искусств» (С.Бондарчук, Е.Матвееев, другие), лишь один Никита Михалков выступил поперёк дебильно-истеричной перестроечной разнузданности. Причём, выступил, как всегда, умно, доказательно, трезво и взвешено, заявив всем тем Климовым-Смирновым-Соловьёвым: «Вам ещё будет стыдно за своё нынешнее поведение». И когда перечисленная компашка с подельниками развалили всё, что можно было развалить в Союзе кинематографистов России, опять же весь в белом на арене появился Михалков-младший и с цезаревской решимостью продиктовал коллегам примерно следующее: избираете меня своим вожаком – будете жить. На «нет» и суда на вас не будет, а я умою руки. Избрали, как миленькие.
Ещё через какое-то время решил Никита Сергеевич навести порядок в Доме кинематографиста и снял с директоров небезызвестного и тоже очень могущественного со своим кланом Юлия Соломоновича Гусмана. Шум и гам по стране в который раз прокатился невероятный. Обиженные «гусмановцы» быстро организовали собственную профессиональную гильдию, президентом которой стал Эльдар Рязанов – тот самый, о котором автор сих строк написал однажды: «На всем кино тяжелым грузом лежит эльдаровское пузо». Даже «великий» Алексей Герман осудил волюнтаристские действия Михалкова. А он спокойно так, не дрогнув роскошным усом, ответил своим недругам «по ящику»: «Не понимаю, почему столько криков и визга по поводу смены обыкновенного директора заводского Дома культуры». И скажите кто-нибудь после этого, что он не прав.

С тех пор, как Никита встал на крыло, он очень многим деятелям культуры в нашей стране стоит и поперек горла. А это – очень давно и очень стабильно. (Первая роль Михалкова в кино случилась в 1959 году, режиссёрский дебют – в 1974 году). И я лично их, бедолаг, понимаю. Трудно, очень трудно смириться с тем, что этот удивительный везунчик, любимец Фортуны и прочих богинь счастья, случая и удачи в одном флаконе заявляет: «Сейчас сделаю фильм «Утомленные солнцем» и получу за него «Оскара» в американской киноакадемии искусств». Засучив рукава, берётся за дело. Менее, чем за год снимает фильм и получает намеченный приз, которого до него отечественные кинематографисты удостаивались всего лишь трижды. (В 42-году «Оскаром» отмечалась документальная картина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», в 68-м золоченую статуэтку получил С. Бондарчук за «Войну и мир», в 80-м зарубежным призером в США стала картина «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова). Ну, точь-в-точь, как его герой Паратов, Михалков прицелился и вышиб стекло в часах, которые держала бесприданница.
А кому, положа руку на сердце, понравится то, что Михалков поставил «Сибирского цирюльника», потратив на съемки «несколько десятков миллионов долларов из госбюджета», как многие тогда утверждали. Да ещё сыграв в своём же фильме… царя! Представляете, уважаемый читатель, скольких завистников чохом породил кинорежиссер своей обыкновенной с виду творческой акцией? Лично я это с трудом могу себе вообразить.

Вот с подобным гибридным чувством досады, зависти и раздражения, вызванном преуспеванием молодого Михалкова, я впервые столкнулся, работая ещё в «Красной звезде». Где-то в начале восьмидесятых Никита Сергеевич выпустил на экраны фильм «Родня», в котором почти походя задел советский генералитет. «Звёздочка» мгновенно откликнулась разгромной статьей. Лейтмотив её сводился к одной фразе: «Нам такая родня не нужна!» Рецензия, как водится, была подписана именем рядового зрителя Пупкина, однако я доподлинно знал, что готовил её от первой буквы до последней точки мой коллега, который, мягко говоря, не был поклонником творчества Никиты Сергеевича. Собственно, не это меня удивило, а тот факт, что товарищ смастерил «разнос»… не посмотрев фильма, с чужих слов о нём! Чуть дар речи я не потерял, когда услышал объяснение: «А мне незачем смотреть его поделки. Я и так знаю, на что способен этот барчук, папенькин сынок, - парировал мое недоумение коллега. - Их вся семейка зациклена на ностальгии о былом». Дальше следовали пространные рассуждения о том, что Михалковы – бывшие дворяне, что они и своё имение на Николиной горе выкупили у советской власти, что Михалков старший урвал себе все мыслимые блага, какие только можно было урвать у народа, а его старший сынок сбежал за границу, и т.д. и т.п. Поколебать товарища в его позиции было невозможно хотя бы потому, что он ничего ведь не придумывал. Он лишь со злостью, желчью и какой-то непонятной тогда для меня враждебностью интерпретировал, в общем-то, давно известные факты об этой уникальной семье. Но почему?
Признаться, мне трудно ответить на такой вроде бы незамысловатый вопрос и сейчас. Но, скорее всего, подобная нетерпимость проистекает от нашего всеобщего невысокого интеллектуального развития; от привычного неприятия всего того, что выходит за рамки среднего, невыразительного, серого; от нашей элементарной зависти к чьим-то успеху, таланту, везению, умению; от нашей вопиющей бедности, наконец. Недоброй памяти времена застоя и десятилетия им предшествующие, приучили многих из нас к подозрительности ко всему, что неординарно, что не укладывается в прокрустово ложе элементарной линейной житейской логики. Избавиться от этого худшего вида мещанства не так-то просто. Понадобятся годы, десятилетия, прежде, чем мы научимся не осуждать, не отвергать с порога всё нам неудобное, нами не понятое, а вдумчиво и терпеливо постигать его, анализировать, делать для себя выводы. И работать, работать, работать, чем всегда занимались все Михалковы, что бы о них сейчас ни судачили, ни говорили и ни писали.

Теперь обещанный рассказ о моих не самых удачных контактах с юбиляром. Ещё накануне его полстолетия, как говорят моряки, обратился ко мне ответственный секретарь самого старого в стране журнала «Морской сборник» капитан 1 ранга Вячеслав Кочеров. Дескать, знаю, что ты в хороших отношениях с Михалковыми. Младший служил на Тихоокеанском флоте, на крейсере «Михаил Кутузов». Сделай с Никиткой тёпленькую беседу. Эка невидаль. Связываюсь с объектом, объясняю суть дела и получаю в ответ: «Э, милый мой, до того юбилея ещё, как до Киева рачки. Извини, брат, но я очень занят. Как-нибудь в другой раз пообщаемся». «Ах ты, паршивец! Даже не выслушал, почему военный журнал готовится за 7 – 8 месяцев загодя»,- возмутился я про себя и тут же «настучал» Сергею Владимировичу, какой у него сын пофигист. Думалось, что он позвонит заносчивому отпрыску и вставит тому фитиля. Не тут-то было. «Детей надо воспитывать, пока они лежат поперёк кровати. А когда уже – вдоль, да не одни, с ними следует ладить, а не понукать ими. Ты вот что, поговори-ка лучше с Беляевым (писатель, автор доброй полусотни книг, по его сценарию поставлен фильм «Шёл четвертый год войны», большой друг семьи Михалковых, мой сослуживец по «Красной звезде» - М.З.). Для дяди Саши мой Никита в лепёшку расшибётся». Так оно в итоге и случилось. Беседу я сдал вовремя.

Позволю себе привести из неё отрывочек, который, по-моему, ничуть не устарел: «Никита Сергеевич, как вы относитесь к не самым приятным, возможно, и обидным разговорам вокруг своей фамилии, своей личности? Когда, например, иронизируют: хорошо, мол, Михалкову, он родился и уже - сын автора гимна, внук Петра Кончаловского и правнук Василия Сурикова» - «Спокойно отношусь. Да, действительно мое родословное дерево впечатляет. Корни его по отцу где-то в пятнадцатом веке. Во всяком случае, в летописях есть сведения о том, как Иван Грозный ставил разные задачи Михалковым. Были в нашем роду служивые люди, дядьки, стольники, воины – словом, защитники Отечества. Ну и дворянство было, разумеется. Так что из того? У моего рода такая биография, у другого человека она другая. Гораздо важнее, какие мы сами. Вот я, например, давно и прочно усвоил, что «быть лучше» - абсолютно противопоказано понятию «быть лучше других». За последним убеждением стоит только гордыня, за первым - ты сам, со своими способностями, умением, возможностями как личности, стремлением к совершенствованию. В свете этой истины я могу с уверенностью утверждать, что иду своей дорогой, как и раньше шёл. Знаю, сколь велико число людей, считающих меня снобом. Но я не пытаюсь панибратствовать, не хочу и никогда не буду кому-нибудь в чём-нибудь подыгрывать: если мне не интересна игра, я просто не буду в ней участвовать, если не интересен человек – не буду с ним общаться. Вот и всё. Меня можно упрекать во многих чертах моего характера, эгоцентризме, например. Никогда не принимаю смеси расчетливости с безалаберностью. Есть и такой грех: подчас трудно совладаю с остротой своих поступков. А острота эта, если попадает в цель, ранит объект больнее, чем того хотелось бы. Словом, проблема укрощения темперамента в разных вариантах и направлениях, конечно же, существует. Есть и другие негативные качества. Возможно, их и больше, чем я себе представляю. Но при всём том, едва ли кто-нибудь может про меня сказать, что я когда-либо ставил в зависимость от быстро меняющейся политической ситуации свои творческие помыслы, планы, желания и устремления. Наверное, этим в какой-то мере объясняется тот факт, что моя работа при советской власти в официальных инстанциях не удостаивалась заметного признания – нет у меня никаких престижных премий, ни союзных, ни республиканских. Зато моя профессиональная свобода ни раньше, ни теперь ничем не скованная» - «В какой мере на формирование вашей личности сказался авторитет, опыт ваших родителей?» - «Что значит, в какой? Да в самой, что ни на есть решающей! Я просто благодарен судьбе за своих родителей. Впрочем, может ли порядочный человек рассуждать как-то иначе?» - «Вот почему вы в своё время пошли служить на флот? Так сложились обстоятельства или по иным соображения? Ведь, как я понимаю, вы могли бы элементарно обзавестись «белым билетом», тем более в 27 лет. На этот поступок родители как-то повлияли?» - «Отчасти – да, отчасти – нет. Видите ли, к тому времени, как я получил приписное свидетельство, у меня уже было сформировано твёрдое и довольно прочное убеждение: настоящий мужчина должен обязательно получить военную закалку, послужить Отечеству. Вот это убеждение точно помогли мне сформировать отец с матерью. Кроме того, отец не стал «корректировать» мое желание служить именно на флоте, где, как известно, на год больше выполняется конституционный долг, нежели в Сухопутных войсках. В вопросе я усматриваю и некий подтекст относительно того, мог ли, предположим, мой отец «уберечь» меня от службы? Так вот, безусловно, мог бы. Несмотря на то, что он всего лишь полковник в отставке, но с армией поддерживает самые тесные связи. Многие генералы и маршалы почитали за честь дружбу с ним (я ничуть не преувеличиваю). И если бы отец пожелал облегчить судьбу чаду своему, он сделал бы это без малейшего труда. Во всяком случае, на Камчатку я бы уж точно не попал. Скажу больше: у меня далеко не такие связи с людьми военными, а и то я мог бы в своё время легко освободить сына Степана от армии. Но всё дело в том, что ни я, ни, тем более, отец, даже не помышляли о такой, с позволения сказать, «помощи». Понимаю, что и эти мои слова кем-то могут быть восприняты, как похвальба, как некая патриотическая поза. Только я ведь говорю об этом отнюдь не для того, чтобы заработать у кого-то очки благосклонности, кому-то понравиться. Кто знает нашу семью, тот подтвердит, что патриотизм для нас никогда не был пустым звуком, никогда нами не рассматривался сквозь конъюнктурную призму. Мы (все мои многочисленные предки до десятого колена) всегда служили Отечеству, а не политиканствовали по поводу того хорошо это или плохо».
Всё это – возвышенные речи и пышные слова,- опят-таки может заметить читатель-скептик. Вот для таких я тут подготовил небольшую справочку. В ней - исключительно цифры и факты, характеризующие неустанную деятельность нашего, понимаете ли, юбиляра. За свои семьдесят Никита Сергеевич снялся 45 раз как актёр. Написал 27 сценариев, правда, некоторые – в соавторстве. 14 раз он выступал продюсером. Наконец, сам снял 30 картин. 15 его фильмов получили в общей сложности 39 отечественных и международных высших кинематографических призов. Например, только за «Ургу – территорию любви» Михалков удостоен премии «Ника» за лучшую режиссуру, приза «Золотой лев» МКФ в Венеции, гран-при ОРК «Кинотавр», приза Европейской киноакадемии «Феликс» за лучшую режиссуру, гран при МКФ в Кёльне. Выдвигался на премию «Оскар». Награждён за «Ургу» Государственной премией Российской Федерации. О том, что Никита Сергеевич – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» уже говорено. Добавлю, что в истории новой России всего 29 таких награждений. Есть у него ордена и медали других стран: Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Он - командор ордена Почётного легиона, офицер ордена Почётного легиона, имеет медаль «За заслуги» Республики Сербия и орден преподобного Сергия Радонежского I степени.

Вот общественные достижения юбиляра-лауреата премии Ленинского комсомола. Михалков - член Президиума Всемирного Русского собора, член Комиссии России по делам ЮНЕСКО, сопредседатель Совета Российского Земского Движения. Он - почётный доктор наук Международной академии наук и искусств. Награждён премией Витторио де Сика. Удостоен национальной премии «Россиянин года». Назван «Человеком года в кинобизнесе». Перечислить общественные должности Никиты Сергеевича технически невозможно – места, отведённого мне РГК не хватит. Но цифру назвать, наверное, стоит. Так вот он является членом 33 (!) всевозможных советов, комиссий и президиумов, председателем или сопредседателем различных попечительских организаций. Наконец, он – президент Российского фонда культуры и плюс ко всему - доверенное лицо президента РФ. Никто из отечественных деятелей культуры прошлого, настоящего, боюсь, что и обозримого будущего не сравнится с этим уникальным общественным многостаночником.

Так он вдобавок ещё и крупный российский бизнесмен. Имеет винодельческий бизнес в Италии и там же - виноградники площадью около 100 га. Является членом совета директоров банка «Возрождение». Владеет контрольным пакетом акций ООО «Студия „ТРИТЭ“ Никиты Михалкова» и 8 % бумаг ООО «Брэдбери Лаб» (программное обеспечение), а так же является совладельцем ИД «Сибирский цирюльник». Михалкову принадлежит лесное хозяйство ООО «Тёмино-Лесное» в Нижегородской (30 тысяч га лесного массива, переработка лесоматериалов, производством мебели и комплектующих для её производства). У него же доля в крупнейшем алмазообрабатывающем заводе России.
И возникает совершенно справедливый, если не сакраментальный вопрос: как же на шее одного человека может умещаться такая невообразимая численность разнообразных хомутов? А вот может, если это шея двужильного Михалкова-младшего. Потому как я ещё не рассказал читателю о его государственно-публицистической деятельности. Так в 2010 году Никита Сергеевич выступил с воистину исторической акцией: «Право и Правда. Манифест Просвещённого Консерватизма», в которой изложил взгляды на будущее России и предложения по реформированию политической системы в стране, включая изменение Конституции: «Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения. Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора - делать дело! А «разруху в стране и головах», принёсшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций». Рука так и тянется подписаться под каждым из приведённых слов классического государственника…
А на досуге юбиляр ведёт аккаунт ЖЖ-авторnikitabesogon. Ник выбран по имени его небесного покровителя Никиты Бесогона (Никита, изгоняющий бесов). Формат общения - видеоблог. Одновременно на Youtube зарегистрирован канал «Besogon TV». Только за один месяц его добавили в друзья более 6 тысяч пользователей, а по числу просмотров журнал Михалкова долго находился в первой десятке рейтинга. Присутствует он и в социальной сети «Вконтакте». Для тех, увы, уже немногих читателей, которые по-прежнему предпочитают печатную продукцию, Михалков выпускает ежемесячное приложение к газете «Культура» - «Свой» (тираж – 35 тысяч экз.). В каждом номере журнала «для просвещённого консерватора» – слово издателя, которое, несомненно, авторское – так как он никто не напишет. С портретом: еле уловимая насмешка во взгляде и рука, на которой два страшно дорогущих перстня, подпирающая сократовский лоб породистого человека. Три песни в его исполнении – мои любимые. «Я шагаю по Москве» на слова Г.Шпаликова, музыка А.Петрова. Почти простецкое исполнение, а вот никто её лучше ещё не спел. «Мохнатый шмель» на слова Р.Киплинга, музыка А.Петрова. Исполняется дуэтом, но редко кто замечает, что верха берёт не Михалков. «Не для меня» на стихи Н.Туроверова, музыка народная. Михалков её исполняет с Кубанским казачьим хором. И тоже никто ещё, на мой взгляд, лучше не спел.

С юбилеем тебя, дрогой Никита Сергеевич!

 

 

Михаил Захарчук
22 октября 2015 г.

Комментарии:

Татьяна П. 22.10.2015 в 12:23 # Ответить
Для меня Никита Михалков навсегда останется моим ровесником.
В свои шестнадцать лет он сыграл в фильме «А я шагаю по Москве».
Нам, сидевшим ещё за партами, было неполных пятнадцать лет.
И фильм этот я посмотрела в единственном кинотеатре моего района, который назывался «Победа».
Нам было все понятно в этих ребятах.
Они шли под дождём так же, как ходили мы.
Это была наша общая жизнь, жизнь нашей страны.
Пройдет много-много лет, но я всегда буду связывать образ этого юноши с исполнителем роли, Никитой Михалковым.

В очерке Михаила Захарчука чётко обозначена и раскрыта обширная деятельность талантливого нашего современника, замечательного режиссёра и актёра, общественного деятеля, Никиты Сергеевича Михалкова.
Многое из написанного стало для меня открытием.
Что самое главное в человеке?
Что принёс он с собой в этот мир?
Как изменил его?
Дал ли он радость другим?

Для себя я точно знаю, чтобы работать так, как Михалковы, надо иметь талант и трудолюбие не одного поколения, желание взлететь и подняться высоко, точно зная цель своего полёта.
Можно от души пожелать Никите Сергеевичу новых творческих побед.

Эти старые фильмы, где молоды были
Михалков,.. И Москва была юной тогда.
И машины так редки. Пешком мы ходили.
И куранты звучали так мерно всегда.
И простые пожатья, без светских объятий.
И безусая юность, и дождь, и Арбат…
И добры были люди. И мир без понятий.
Человек человеку – товарищ и брат.
Загляну, как в картинку. Там, в прошлом, дождливо.
И мелодия скрипки с дождём к нам, сюда.
И шагают красиво! И лица счастливы!
И струится ручьями, как счастье, вода…

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение