RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Измена  Родине
8 ноября 2016 г.

Измена Родине

В ночь с 8 на 9 ноября 1975 года в Советском ВМФ произошло беспрецедентное ЧП: взбунтовался корабль!
Государственный переворот-1991: трагические, но оптимистические  итоги
21 августа 2017 г.

Государственный переворот-1991: трагические, но оптимистические итоги

21 августа 1991 года наша страна проснулась совершенно обездоленной: прошлое зачеркнуто, настоящее — позорно, будущее — ужасно...
Балтийский след Янтарной комнаты
12 марта 2015 г.

Балтийский след Янтарной комнаты

Как мы уже сообщали, в Европе начался очередной бум активизации поиска "Берштайнциммер"
Артефакт ясновидения
31 января 2016 г.

Артефакт ясновидения

31 января -105 лет со дня рождения Вангелии Пандевы Гущеровой (более известной как Ванга)
Михаил Ножкин: «Я люблю тебя, Россия»
19 января 2015 г.

Михаил Ножкин: «Я люблю тебя, Россия»

19 января 1937 года родился выдающийся поэт-патриот, писатель, киноактер Михаил Иванович Ножкин
Главная » Читальный зал » Как США украли Миг-25

Как США украли Миг-25

Недавно в США опубликованы воспоминания бывшего советского военного летчика Виктора Беленко, бежавшего почти сорок лет назад за рубеж.

В свое время этот побег наделал много шума.
Как США украли Миг-25

 И хотя в советской прессе ни о каких подробностях не сообщалось, о главном конфузе упомянули все центральные газеты: перебежчик "прихватил" с собой суперсекретный по тем временам истребитель Миг-25.

В середине 70-х годов эта машина была самой тяжелой головной болью для американцев. Разведслужбы не сумели получить никаких сведений о технических решениях, примененных при ее создании. Было известно лишь, что Миг-25 на тот период полностью ставил крест на американском превосходстве в воздухе. Высота полета машины была такова, что до нее "не дотягивались" ни ракетные комплексы ПВО, ни перехватчики. На долгие годы оставались непревзойденными скорость и дальность полета Миг-25. И вдруг цэрэушникам в самом прямом смысле упал с неба едва ли не на головы этот советский суперсекретный монстр. О такой удаче спецслужбы США не могли и мечтать. Кто и зачем сделал им такой подарок? Сейчас, когда в ГРУ и ФСБ рассекречены некоторые документы, связанные с этой историей, попытаемся ответить на этот вопрос.

 

6 сентября 1976 года на дальневосточной авиабазе в районе Чугуевки проводились плановые тренировочные полеты, в которых участвовала эскадрилья истребителей Миг-25. Среди летчиков был один из лучших пилотов полка старший лейтенант Виктор Беленко.

В начале ничего не предвещало беды. Погода стояла идеальная. Облачность - ноль. Видимость - десять баллов. Звено Миг-25, в котором летел и Беленко, шло курсом в направлении океанского побережья. Вдруг самолет Беленко начал резко набирать высоту. Руководитель полетов запросил его о причинах неожиданного маневра. Ответа не последовало. С Беленко пытались связаться и пилоты ближайших к нему Мигов. Никакого результата.
Через некоторое время технические средства контроля за полетом показали, что машина Беленко стала стремительно терять высоту. В 6 часов 45 минут по московскому времени он исчез с экранов локаторов наземных служб.
Сразу же были организованы поиски пропавшего самолета. И хотя на океанской поверхности радужного керосинового пятна по курсу полета Мига обнаружено не было, в полку не сомневались: самолет потерял управление и рухнул в воду. Вечером сослуживцы по старой летной традиции помянули погибшего товарища. В части начался сбор денег для жены и маленького сынишки, оставшихся без кормильца. А через сутки атмосфера скорби и печали, царившая на авиабазе, была нарушена взрывом возмущения и проклятий.
8 сентября 1976 года мировые информационные агентства передали сенсационную новость: двумя днями раньше на острове Хоккайдо приземлился советский истребитель, при этом летчик попросил политического убежища. Американцам случай показался настолько важным, что им занялся президент США Джимми Картер. Он лично удовлетворил просьбу Беленко и принял участие в его дальнейшей судьбе.
Но поначалу, как позже стало известно нашим спецслужбам, перебежчику пришлось испытать немало неприятных минут. Машину он вынужден был сажать на полосу гражданского аэропорта Хакодате, не рассчитанного на прием такого рода техники. Для Мига полоса оказалась короткой, он выкатился на грунт, повредив переднюю стойку.
Японская служба безопасности не оказала торжественной встречи перебежчику. Наградив его для порядка десятком тумаков, охранники затолкали бывшего советского "старлея" в автомобиль и отправили "до выяснения" в ближайший полицейский участок.
Чуть позже в советской прессе появилась версия о том, что Беленко случайно совершил посадку на японском аэродроме, возможно, заблудился, но в участке его нашпиговали наркотиками, после чего тот "будучи не в себе" запросил политического убежища. Кто знсет, может быть так и было.
КГБ и военная контрразведка долго пытались выяснить мотивы предательства Беленко, но, судя по рассекреченным материалам, так и не пришли к определенному мнению. На перебежчика было собрано детальное досье - от рождения до дня предательства. Но в нем не нашлось ни малейших зацепок для прояснения истины.
Беленко родился в Нальчике в 1947 году в рабочей семье, которая позже переехала на Алтай, где он с медалью закончил среднюю школу. Сначала поступил в медицинский институт, но после двух лет учебы бросил этот вуз и, сдав на "отлично" вступительные экзамены, стал курсантом Армавирского высшего военно-воздушного училища летчиков ПВО. Учился отлично. Все характеристики - по высшему классу. В Армавире во время учебы женился. Вскоре родился сын. По оценкам товарищей, Беленко был очень хорошим семьянином,
любил сына и жену.

В спецслужбах СССР рассматривали две версии происшествия. Первая - Беленко был завербован еще курсантом, когда на каникулах ездил в Москву и имел на ВДНХ вроде бы случайный контакт с иностранцами. Потом долгое время являлся законспирированным агентом, "ожидавшим" именно такого случая, когда можно будет "увести" на Запад секретную технику. Вторая версия - вербовка была осуществлена в Хосте, на пляже военного санатория, где Беленко летом 1976 года отдыхал с семьей. Однако ни эти версии, ни предположение о коренном изменении психики летчика с помощью наркотиков, которые могли использовать иностранные спецслужбы при "работе" с Беленко, подтверждений на нашли. Мотив побега был списан на счет "темных неизведанных сторон человеческой психики".
В опубликованных на Западе воспоминаниях сам Беленко объясняет предательство несоответствием своего мировоззрения и политической системы СССР. Вряд ли к этому нужно относиться с полным доверием, поскольку простые "старлеи" из рабочих семей в ту пору таких слов даже не знали. А сегодня многие хотели бы представить себя пионерами "борьбы с тоталитаризмом". Предательство же, как говорится, и в Африке предательство. Тем более что его последствия для страны оказались очень тяжелыми.
Дело не только в том, что Беленко позволил американским спецслужбам досконально изучить суперскоростной самолет. Сам Миг после того, как с ним поработали, японская сторона любезно возвратила Советскому Союзу. Правда, приборы системы опознавания "свой - чужой" были взорваны. О чем это говорило нашим спецслужбам?
Во-первых, по инструкции пилоты советских военных самолетов при посадке на чужой аэродром обязаны были включать взрыватель, автоматически ликвидирующий эту важнейшую систему опознавания. Теоретически Беленко мог поступить именно так.
Во-вторых, привести в действие взрыватель могли и американцы, после того как сняли все параметры шифра "свой - чужой". Это давало хотя бы один шанс из тысячи, что русские все-таки поверят в порядочность перебежчика и не станут менять шифр-коды.
Советские компетентные органы приняли за основу худший вариант действий Беленко и в течение короткого времени проделали гигантскую работу по переоборудованию всего самолетного парка страны на другую систему опознавания. Стоило это сотни миллионов долларов.
Что касается самого Беленко, то для него цена предательства оказалась еще большей - потеря Родины, семьи, уважения и друзей и недругов. Такого и врагу не пожелаешь. А в последствии он погиб при так и невыясненных обстоятельствах.

Сергей Турченко
6 сентября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 февраля
четверг
2018

В этот день:

Договор с Персией

22 февраля 1828 года был заключен Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией (совр. Иран). Она уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства, предоставила свободу плавания торговым судам по Каспийскому морю и выплатила военную контрибуцию.

Маршал Леонид Говоров

22 февраля 1897 года родился Леонид Александрович ГОВОРОВ, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. В войну командовал войсками Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов. После войны был главнокомандующим войсками ПВО и заместителем министра обороны. Среди его наград 5 орденов Ленина, орден Победы.

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

В непосредственной близости с ней расположена чилийская антарктическая станция «Фрей» (Presidente Eduardo Frei Montalva). С 2004 года вблизи Беллинсгаузена действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Из-за послевоенных трудностей массовые работы по сооружению метрополитена были начаты в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — «Киевметрострой». Начальником управления был назначен Филипп Иванович Кузьмин. Киевское метро строила вся страна.Это был великий трудовой подвиг советского народа, который в разрушенном войной СССР сумел создать одно из уникальнейших сооружений в мире.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение