RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Шар — в лузу!
27 апреля 2018 г.

Шар — в лузу!

К 85-летию со дня рождения Георгия Митасова
Через миллениум - 6
22 апреля 2014 г.

Через миллениум - 6

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)
«Папа» Винни-Пуха и других любимцев нашей детворы
4 мая 2017 г.

«Папа» Винни-Пуха и других любимцев нашей детворы

Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого мультипликатора фронтовика Федора Хитрука
Великий четверг. Тайная вечеря
28 апреля 2016 г.

Великий четверг. Тайная вечеря

Сегодня отмечается Великий четверг Страстной недели
Русский орел не ловит мух!
7 августа 2014 г.

Русский орел не ловит мух!

300 лет назад 7 августа 1714 года произошло великое Гангутское морское сражение
Главная » Читальный зал » Как США украли Миг-25

Как США украли Миг-25

Недавно в США опубликованы воспоминания бывшего советского военного летчика Виктора Беленко, бежавшего почти сорок лет назад за рубеж.

В свое время этот побег наделал много шума.
Как США украли Миг-25

 И хотя в советской прессе ни о каких подробностях не сообщалось, о главном конфузе упомянули все центральные газеты: перебежчик "прихватил" с собой суперсекретный по тем временам истребитель Миг-25.

В середине 70-х годов эта машина была самой тяжелой головной болью для американцев. Разведслужбы не сумели получить никаких сведений о технических решениях, примененных при ее создании. Было известно лишь, что Миг-25 на тот период полностью ставил крест на американском превосходстве в воздухе. Высота полета машины была такова, что до нее "не дотягивались" ни ракетные комплексы ПВО, ни перехватчики. На долгие годы оставались непревзойденными скорость и дальность полета Миг-25. И вдруг цэрэушникам в самом прямом смысле упал с неба едва ли не на головы этот советский суперсекретный монстр. О такой удаче спецслужбы США не могли и мечтать. Кто и зачем сделал им такой подарок? Сейчас, когда в ГРУ и ФСБ рассекречены некоторые документы, связанные с этой историей, попытаемся ответить на этот вопрос.

 

6 сентября 1976 года на дальневосточной авиабазе в районе Чугуевки проводились плановые тренировочные полеты, в которых участвовала эскадрилья истребителей Миг-25. Среди летчиков был один из лучших пилотов полка старший лейтенант Виктор Беленко.

В начале ничего не предвещало беды. Погода стояла идеальная. Облачность - ноль. Видимость - десять баллов. Звено Миг-25, в котором летел и Беленко, шло курсом в направлении океанского побережья. Вдруг самолет Беленко начал резко набирать высоту. Руководитель полетов запросил его о причинах неожиданного маневра. Ответа не последовало. С Беленко пытались связаться и пилоты ближайших к нему Мигов. Никакого результата.
Через некоторое время технические средства контроля за полетом показали, что машина Беленко стала стремительно терять высоту. В 6 часов 45 минут по московскому времени он исчез с экранов локаторов наземных служб.
Сразу же были организованы поиски пропавшего самолета. И хотя на океанской поверхности радужного керосинового пятна по курсу полета Мига обнаружено не было, в полку не сомневались: самолет потерял управление и рухнул в воду. Вечером сослуживцы по старой летной традиции помянули погибшего товарища. В части начался сбор денег для жены и маленького сынишки, оставшихся без кормильца. А через сутки атмосфера скорби и печали, царившая на авиабазе, была нарушена взрывом возмущения и проклятий.
8 сентября 1976 года мировые информационные агентства передали сенсационную новость: двумя днями раньше на острове Хоккайдо приземлился советский истребитель, при этом летчик попросил политического убежища. Американцам случай показался настолько важным, что им занялся президент США Джимми Картер. Он лично удовлетворил просьбу Беленко и принял участие в его дальнейшей судьбе.
Но поначалу, как позже стало известно нашим спецслужбам, перебежчику пришлось испытать немало неприятных минут. Машину он вынужден был сажать на полосу гражданского аэропорта Хакодате, не рассчитанного на прием такого рода техники. Для Мига полоса оказалась короткой, он выкатился на грунт, повредив переднюю стойку.
Японская служба безопасности не оказала торжественной встречи перебежчику. Наградив его для порядка десятком тумаков, охранники затолкали бывшего советского "старлея" в автомобиль и отправили "до выяснения" в ближайший полицейский участок.
Чуть позже в советской прессе появилась версия о том, что Беленко случайно совершил посадку на японском аэродроме, возможно, заблудился, но в участке его нашпиговали наркотиками, после чего тот "будучи не в себе" запросил политического убежища. Кто знсет, может быть так и было.
КГБ и военная контрразведка долго пытались выяснить мотивы предательства Беленко, но, судя по рассекреченным материалам, так и не пришли к определенному мнению. На перебежчика было собрано детальное досье - от рождения до дня предательства. Но в нем не нашлось ни малейших зацепок для прояснения истины.
Беленко родился в Нальчике в 1947 году в рабочей семье, которая позже переехала на Алтай, где он с медалью закончил среднюю школу. Сначала поступил в медицинский институт, но после двух лет учебы бросил этот вуз и, сдав на "отлично" вступительные экзамены, стал курсантом Армавирского высшего военно-воздушного училища летчиков ПВО. Учился отлично. Все характеристики - по высшему классу. В Армавире во время учебы женился. Вскоре родился сын. По оценкам товарищей, Беленко был очень хорошим семьянином,
любил сына и жену.

В спецслужбах СССР рассматривали две версии происшествия. Первая - Беленко был завербован еще курсантом, когда на каникулах ездил в Москву и имел на ВДНХ вроде бы случайный контакт с иностранцами. Потом долгое время являлся законспирированным агентом, "ожидавшим" именно такого случая, когда можно будет "увести" на Запад секретную технику. Вторая версия - вербовка была осуществлена в Хосте, на пляже военного санатория, где Беленко летом 1976 года отдыхал с семьей. Однако ни эти версии, ни предположение о коренном изменении психики летчика с помощью наркотиков, которые могли использовать иностранные спецслужбы при "работе" с Беленко, подтверждений на нашли. Мотив побега был списан на счет "темных неизведанных сторон человеческой психики".
В опубликованных на Западе воспоминаниях сам Беленко объясняет предательство несоответствием своего мировоззрения и политической системы СССР. Вряд ли к этому нужно относиться с полным доверием, поскольку простые "старлеи" из рабочих семей в ту пору таких слов даже не знали. А сегодня многие хотели бы представить себя пионерами "борьбы с тоталитаризмом". Предательство же, как говорится, и в Африке предательство. Тем более что его последствия для страны оказались очень тяжелыми.
Дело не только в том, что Беленко позволил американским спецслужбам досконально изучить суперскоростной самолет. Сам Миг после того, как с ним поработали, японская сторона любезно возвратила Советскому Союзу. Правда, приборы системы опознавания "свой - чужой" были взорваны. О чем это говорило нашим спецслужбам?
Во-первых, по инструкции пилоты советских военных самолетов при посадке на чужой аэродром обязаны были включать взрыватель, автоматически ликвидирующий эту важнейшую систему опознавания. Теоретически Беленко мог поступить именно так.
Во-вторых, привести в действие взрыватель могли и американцы, после того как сняли все параметры шифра "свой - чужой". Это давало хотя бы один шанс из тысячи, что русские все-таки поверят в порядочность перебежчика и не станут менять шифр-коды.
Советские компетентные органы приняли за основу худший вариант действий Беленко и в течение короткого времени проделали гигантскую работу по переоборудованию всего самолетного парка страны на другую систему опознавания. Стоило это сотни миллионов долларов.
Что касается самого Беленко, то для него цена предательства оказалась еще большей - потеря Родины, семьи, уважения и друзей и недругов. Такого и врагу не пожелаешь. А в последствии он погиб при так и невыясненных обстоятельствах.

Сергей Турченко
6 сентября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 июля
понедельник
2018

В этот день:

Межпланетная станция «Венера-9»

23 июля 1975 года советская космическая станция «Венера-9» совершила посадку на поверхность Венеры. Она передала первые в истории человечества черно-белые кадры с поверхности иной планеты.

Ракеты «Тополь» заступили на дежурство

23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены первые ракеты «Тополь» (подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ на самоходном автомобильном шасси).

Ракеты «Тополь» заступили на дежурство

23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены первые ракеты «Тополь» (подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ на самоходном автомобильном шасси).

Разработка его была начата в Московском институте теплотехники в 1975 году под руководством главного конструктора А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутина).

 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668—212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года. Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года. Первое подразделение поставлено на боевое дежурство в 1985 году в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола). На вооружение ракетный комплекс был принят в 1988 году и до настоящего времени находится на боевом дежурстве.

РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями, каждая из которых оснащена РДТТ с одним неподвижным соплом. Полная масса ракеты составляет 45 тонн. Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси МАЗ-7912 (поздние модификации на базе МАЗ-7917, отличавшемся увеличенной примерно на 1 м длиной и доработанными кабинами экипажа). Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъёма контейнера в вертикальное положение, с помощью порохового аккумулятора давления, размещаемого в транспортно-пусковом контейнере — «миномётный старт».

Максимальное количество ракет «Тополь», находившихся на вооружении РВСН — 369 единиц. В 2007 году было ликвидировано 36 пусковых установок «Тополь». По состоянию на декабрь 2010 года в составе РВСН оставалось 171 единица ПГРК «Тополь».

 

Лампа Лодыгина

23 июля 1874 года Александр Николаевич Лодыгин получил привилегию № 1619 на лампу накаливания.

Лампа Лодыгина

23 июля 1874 года Александр Николаевич Лодыгин получил привилегию № 1619 на лампу накаливания.

Его изобретение было запатентовано и в нескольких европейских странах, Петербургская АН присудила ему Ломоносовскую премию, а в конце года было создано «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и Ко».

 

Рождение Склифа

23 июля 1923 года в СССР был открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского, впоследствии реорганизован в НИИ скорой помощи

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение