RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Находка в Сталинском архиве
16 февраля 2020 г.

Находка в Сталинском архиве

Как «диктатор» извинялся перед Тухачевским
С Новым годом!
1 января 2018 г.

С Новым годом!

«Российский героический календарь» и наших читателей поздравили общественные деятели, писатели, поэты, журналисты и просто хорошие люди
Волшебный край
25 сентября 2019 г.

Волшебный край

Наш друг и постоянный автор, известный уральский поэт Александр Михайлович Костенко побывал в Крыму
Предвидение Сталина
20 декабря 2019 г.

Предвидение Сталина

19 декабря 2019 года во время так называемой «большой пресс-конференции» Путин в очередной раз плюнул в прошлое нашей страны
Соединенные штаты антихриста
7 февраля 2015 г.

Соединенные штаты антихриста

Православный взгляд на противостояние России и Запада: не долго музыка играла, не долго фраер танцевал
Главная » Читальный зал » Как США украли Миг-25

Как США украли Миг-25

Недавно в США опубликованы воспоминания бывшего советского военного летчика Виктора Беленко, бежавшего более сорока лет назад за рубеж.

В свое время этот побег наделал много шума.
Как США украли Миг-25

 И хотя в советской прессе ни о каких подробностях не сообщалось, о главном конфузе упомянули все центральные газеты: перебежчик "прихватил" с собой суперсекретный по тем временам истребитель Миг-25.

В середине 70-х годов эта машина была самой тяжелой головной болью для американцев. Разведслужбы не сумели получить никаких сведений о технических решениях, примененных при ее создании. Было известно лишь, что Миг-25 на тот период полностью ставил крест на американском превосходстве в воздухе. Высота полета машины была такова, что до нее "не дотягивались" ни ракетные комплексы ПВО, ни перехватчики. На долгие годы оставались непревзойденными скорость и дальность полета Миг-25. И вдруг цэрэушникам в самом прямом смысле упал с неба едва ли не на головы этот советский суперсекретный монстр. О такой удаче спецслужбы США не могли и мечтать. Кто и зачем сделал им такой подарок? Сейчас, когда в ГРУ и ФСБ рассекречены некоторые документы, связанные с этой историей, попытаемся ответить на этот вопрос.

 

6 сентября 1976 года на дальневосточной авиабазе в районе Чугуевки проводились плановые тренировочные полеты, в которых участвовала эскадрилья истребителей Миг-25. Среди летчиков был один из лучших пилотов полка старший лейтенант Виктор Беленко.

В начале ничего не предвещало беды. Погода стояла идеальная. Облачность - ноль. Видимость - десять баллов. Звено Миг-25, в котором летел и Беленко, шло курсом в направлении океанского побережья. Вдруг самолет Беленко начал резко набирать высоту. Руководитель полетов запросил его о причинах неожиданного маневра. Ответа не последовало. С Беленко пытались связаться и пилоты ближайших к нему Мигов. Никакого результата.
Через некоторое время технические средства контроля за полетом показали, что машина Беленко стала стремительно терять высоту. В 6 часов 45 минут по московскому времени он исчез с экранов локаторов наземных служб.
Сразу же были организованы поиски пропавшего самолета. И хотя на океанской поверхности радужного керосинового пятна по курсу полета Мига обнаружено не было, в полку не сомневались: самолет потерял управление и рухнул в воду. Вечером сослуживцы по старой летной традиции помянули погибшего товарища. В части начался сбор денег для жены и маленького сынишки, оставшихся без кормильца. А через сутки атмосфера скорби и печали, царившая на авиабазе, была нарушена взрывом возмущения и проклятий.
8 сентября 1976 года мировые информационные агентства передали сенсационную новость: двумя днями раньше на острове Хоккайдо приземлился советский истребитель, при этом летчик попросил политического убежища. Американцам случай показался настолько важным, что им занялся президент США Джимми Картер. Он лично удовлетворил просьбу Беленко и принял участие в его дальнейшей судьбе.
Но поначалу, как позже стало известно нашим спецслужбам, перебежчику пришлось испытать немало неприятных минут. Машину он вынужден был сажать на полосу гражданского аэропорта Хакодате, не рассчитанного на прием такого рода техники. Для Мига полоса оказалась короткой, он выкатился на грунт, повредив переднюю стойку.
Японская служба безопасности не оказала торжественной встречи перебежчику. Наградив его для порядка десятком тумаков, охранники затолкали бывшего советского "старлея" в автомобиль и отправили "до выяснения" в ближайший полицейский участок.
Чуть позже в советской прессе появилась версия о том, что Беленко случайно совершил посадку на японском аэродроме, возможно, заблудился, но в участке его нашпиговали наркотиками, после чего тот "будучи не в себе" запросил политического убежища. Кто знсет, может быть так и было.
КГБ и военная контрразведка долго пытались выяснить мотивы предательства Беленко, но, судя по рассекреченным материалам, так и не пришли к определенному мнению. На перебежчика было собрано детальное досье - от рождения до дня предательства. Но в нем не нашлось ни малейших зацепок для прояснения истины.
Беленко родился в Нальчике в 1947 году в рабочей семье, которая позже переехала на Алтай, где он с медалью закончил среднюю школу. Сначала поступил в медицинский институт, но после двух лет учебы бросил этот вуз и, сдав на "отлично" вступительные экзамены, стал курсантом Армавирского высшего военно-воздушного училища летчиков ПВО. Учился отлично. Все характеристики - по высшему классу. В Армавире во время учебы женился. Вскоре родился сын. По оценкам товарищей, Беленко был очень хорошим семьянином,
любил сына и жену.

В спецслужбах СССР рассматривали две версии происшествия. Первая - Беленко был завербован еще курсантом, когда на каникулах ездил в Москву и имел на ВДНХ вроде бы случайный контакт с иностранцами. Потом долгое время являлся законспирированным агентом, "ожидавшим" именно такого случая, когда можно будет "увести" на Запад секретную технику. Вторая версия - вербовка была осуществлена в Хосте, на пляже военного санатория, где Беленко летом 1976 года отдыхал с семьей. Однако ни эти версии, ни предположение о коренном изменении психики летчика с помощью наркотиков, которые могли использовать иностранные спецслужбы при "работе" с Беленко, подтверждений на нашли. Мотив побега был списан на счет "темных неизведанных сторон человеческой психики".
В опубликованных на Западе воспоминаниях сам Беленко объясняет предательство несоответствием своего мировоззрения и политической системы СССР. Вряд ли к этому нужно относиться с полным доверием, поскольку простые "старлеи" из рабочих семей в ту пору таких слов даже не знали. А сегодня многие хотели бы представить себя пионерами "борьбы с тоталитаризмом". Предательство же, как говорится, и в Африке предательство. Тем более что его последствия для страны оказались очень тяжелыми.
Дело не только в том, что Беленко позволил американским спецслужбам досконально изучить суперскоростной самолет. Сам Миг после того, как с ним поработали, японская сторона любезно возвратила Советскому Союзу. Правда, приборы системы опознавания "свой - чужой" были взорваны. О чем это говорило нашим спецслужбам?
Во-первых, по инструкции пилоты советских военных самолетов при посадке на чужой аэродром обязаны были включать взрыватель, автоматически ликвидирующий эту важнейшую систему опознавания. Теоретически Беленко мог поступить именно так.
Во-вторых, привести в действие взрыватель могли и американцы, после того как сняли все параметры шифра "свой - чужой". Это давало хотя бы один шанс из тысячи, что русские все-таки поверят в порядочность перебежчика и не станут менять шифр-коды.
Советские компетентные органы приняли за основу худший вариант действий Беленко и в течение короткого времени проделали гигантскую работу по переоборудованию всего самолетного парка страны на другую систему опознавания. Стоило это сотни миллионов долларов.
Что касается самого Беленко, то для него цена предательства оказалась еще большей - потеря Родины, семьи, уважения и друзей и недругов. Такого и врагу не пожелаешь. А в последствии он погиб при так и невыясненных обстоятельствах.

Сергей Турченко
6 сентября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 января
пятница
2021

В этот день:

Памяти Серафима Саровского

15 января (нов. ст.) 1833 года преставился преподобный Серафим Саровский, основатель Дивеевской обители.

Памяти Серафима Саровского

15 января (нов. ст.) 1833 года преставился преподобный Серафим Саровский, основатель Дивеевской обители.

Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе  Императора  Николая II. Один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви.
Подробно: http://rosgeroika.ru/russkie-svyatyie-voinyi/2014/january/podvigi-prepodobnogo-serafima

 

Атаман Матвей Платов

15 января 1818 года скончался Матвей Иванович Платов, войсковой атаман Донского казачьего войска.

Атаман Матвей Платов

15 января 1818 года скончался Матвей Иванович Платов, войсковой атаман Донского казачьего войска.

Матвей Платов родился в старой столице донского казачества Черкасске. Его отец-казак был войсковым старшиной. Юноша в 15 лет начал службу в войсковой канцелярии. В 18 лет получил чин есаула. В 1771 отличился при взятии Перекопской линии и Кинбурна. В 21 год был назначен командовать казачьим полком.

Во 2-ю турецкую войну отличился при штурме Очакова. Был награжден Орденом Св. Георгия 4-го класса «за отличную храбрость, оказанную при атаке крепости Очакова». При штурме Измаила заслужил Георгия 3-го класса «во уважение на усердную службу и отличную храбрость, оказанную при взятии приступом города и крепости Измаила с истреблением бывшей там турецкой армии, командуя колонною».

Во время персидской войны 1795—1796 годов был походным атаманом. При Павле I в 1797 году был заподозрен в заговоре, сослан в Кострому, затем заключён в Петропавловскую крепость. Но в январе 1801 года освобождён и стал участником самого авантюрного предприятия Павла — похода в Индию. Лишь со смертью Павла в марте 1801 года уже выдвинувшийся во главе 27 тысяч казаков к Оренбургу Платов возвращён Александром I, произведён в генерал-лейтенанты и назначен войсковым атаманом Войска Донского.

Участвовал в сражении при Прейсиш-Эйлау, потом в турецкой войне. Награждён орденами Святого Александра Невского и Св. Георгия 2-го класса.

В самом начале Отечественной войны 1812 года командовал всеми казачьими полками на границе. В сражении у села Семлево армия Платова разгромила французов и взяла в плен полковника из армии маршала Мюрата.

После Смоленского сражения Платова выслали из действующей армии. Причину высылки впоследствии описал в мемуарах Денис Давыдов: "Князь Багратион, имевший всегда большое влияние на Платова, любившего предаваться пьянству, приучил его в 1812 году к некоторому воздержанию от горчишной водки — надеждой на скорое получение графского достоинства. Долгое время удавалось обманывать Платова, но атаман, потеряв, наконец, всякую надежду быть графом, стал ужасно пить; он был поэтому выслан из армии в Москву.

Но вскоре возвращен. Во время отступления французской армии Платов, преследуя её, нанёс ей поражения у Городни, Колоцкого монастыря, Гжатска, Царево-Займища, под Духовщиной и при переправе через реку Вопь. За заслуги именным Высочайшим указом, от 29 октября (10 ноября) 1812 года, атаман войска Донского, генерал от кавалерии, Матвей Иванович Платов возведён в графское Российской империи достоинство. В ноябре Платов занял с боя Смоленск и разбил войска маршала Нея под Дубровной.

В начале января 1813 года вступил в пределы Пруссии и обложил Данциг; в сентябре получил начальство над особым корпусом, с которым участвовал в сражении при Лейпциге и, преследуя неприятеля, взял в плен около 15 тыс. человек. В 1814 году он сражался во главе своих полков при взятии Немюра, у Арси-сюр-Оба, Сезанна, Вильнева. Награждён орденом святого Андрея Первозванного. По заключении мира он сопровождал императора Александра в Лондон, где его встречали шумными овациями. Он стал первым русским, кому присвоили звание почётного доктора Оксфордского университета.

Умер 3 января (15 января по новому стилю) 1818 года. Первоначально был похоронен в Новочеркасске в фамильном склепе у Вознесенского собора в 1818 году. В 1875 году перезахоронен на Архиерейской даче (хутор Мишкин), а 4 (17) октября 1911 года его прах был перенесен в усыпальницу Войскового собора в Новочеркасске. После Октября 1917 года могила Платова была осквернена. 15 мая 1993 года его прах вновь захоронен на прежнем месте в Войсковом соборе.

 

Автор «атаки века»

15 января 1913 года родился Александр Иванович Маринеско, командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) С-13, капитан 3 ранга (ум. 1963).

Автор «атаки века»

15 января 1913 года родился Александр Иванович Маринеско, командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) С-13, капитан 3 ранга (ум. 1963).

 Он является автором «атаки века», в результате которой одним торпедным ударом было уничтожено 70 экипажей фашистских субмарин.

9 января 1945 г. подлодка С-13 вышла в очередной поход, который стал самым доблестным и героическим рейдом Маринеско. 30 января 1945 года примерно в 19 часов Маринеско увидел в перископ ярко освещенное немецкое судно, следовавшее из польской Гдыни. Это шел «Вильгельм Густлофф» – колоссальных размеров лайнер, прежде пассажирский, а во время войны выполнявший функции плавающего госпиталя. Однако госпитальное судно не было обозначено соответствующим знаком – красным крестом. Напротив того – корпус лайнера носил камуфляжную окраску, на палубах виднелась артиллерия и орудия ПВО. Оснащенное вооружением санитарное судно сопровождал боевой корабль флота Германии.

«Вильгельм Густлофф» передвигался очень медленно. На его борту находились пассажиры, численность которых в разы превышала допустимые нормы: десятки офицеров-подводников и сотни курсантов, несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона, почти тысяча раненых солдат, и тысячи гражданских беженцев. Плюс перегрузка взятого на борт военного оборудования.

Около 21 часа подлодка С-13, совершив виртуозный маневр, зашла со стороны берега, где ее менее всего могли ожидать, и выпустила первую торпеду с надписью «За Родину», а затем еще две – «За советский народ» и «За Ленинград».

При первом ударе, пробившем носовую часть судна, немцы решили, что они наскочили на мину. Но после второго и третьего взрыва, разворотивших машинное отделение, капитан «Вильгельма Густлоффа» Петерсен понял, что это была субмарина, и коротко объявил: «Das war’s» (Вот и всё). На лайнере началась паника. Сотни людей, не разбирая чинов, пола и возраста, бросились к шлюпкам. Из-за сильного крена тысячи оказались в ледяном бушующем море. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. Поверженное судно, величиною едва ли не с айсберг, ушло под воду, погрузилось в черную бездну.

По данным немецких исследователей послевоенных лет, ВМС гитлеровской Германии 30 января 1945 г. был нанесен серьезный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975. № 2–5, 7–11. ФРГ), с кораблем погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок. Вот почему впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» совершенно обоснованно назвала «атакой века», а Маринеско – «подводником № 1».

Что касается слезливых всхлипов современной либеральной общественности о погибших на «Вильгельме Густлоффе» раненых солдатах, женщинах и мирных беженцах, так сожаления эти давно опроверг исторический суд – не бессердечный, но добросовестный. По всем характеристикам эти жертвы признаны «военной целью» и, как это ни жестоко звучит, уничтожение их не является военным преступлением. Сотни погибших немецких офицеров-подводников погрузились на «Вильгельм Густлофф», понятно, не для круизной прогулки. Да и вылечившиеся раненые гитлеровцы наверняка встали бы снова в строй. За утонувших в ту ночь мирных беженцев по всем нормам военного времени ответственность несло принявшие их на борт командование «Вильгельма Густлоффа» – по факту военного тогда судна.
Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/november/sudba-podvodnika-1

 

 

Жизнь и подвиг десантника Арефьева

15 января 1993 года гвардии старшему сержанту Сергею Анатольевичу Арефьеву было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Жизнь и подвиг десантника Арефьева

15 января 1993 года гвардии старшему сержанту Сергею Анатольевичу Арефьеву было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Это произошло 28 августа 1992 года. В составе группы из 27 воинов-десантников старший сержант Арефьев принимал участие в операции по эвакуации из Кабула персонала российского посольства и иностранных миссий. Три самолета военно-транспортной авиации приземлились в неработавшем и частично разрушенном Кабульском аэропорту. Десантники заняли оборону в зданиях вокруг места загрузки самолетов.

После загрузки один самолет успел взлететь, второй уже начал разбег, когда в самолет, где находился Арефьев, попал снаряд, который пробил бензобак. Сразу было ранено пятеро людей: командир роты, двое солдат и двое лётчиков. В салоне самолета начался пожар, в это время у него было в баках 30 тонн топлива. Второй самолет чудом успел остановиться и подрулить к горящему самолёту. Старший сержант Арефьев выносил людей из огня. Последним, кого он вынес из горящего лайнера, был его ротный командир, находящийся в бессознательном состоянии. Через минуту после того, как Арефьев отбежал с ним от самолета, прогремел взрыв.

Так как второй самолёт был перегружен, ему была дана команда взлетать, а десантники продолжали вести бой ещё сутки. Впоследствии им удалось кружным путем добраться до Узбекистана.

Сергей Анатольевич Арефьев родился 25 ноября 1972 года в посёлке городского типа Быково Быковского района Волгоградской области в семье Анатолия Ивановича и Раисы Георгиевны Арефьевых. В 1990 году окончил среднюю школу с серебряной медалью, затем ПТУ. После окончания школы пытался поступить в Саратовский юридический институт. Работал грузчиком в Быковской районной потребительской кооперации.

Мечтал стать пограничником. Поэтому упорно в течение шести лет, совмещая учёбу, посещал районный военно-патриотический клуб. Дважды Сергей принимал участие во Всесоюзных сборах членов военно-патриотических клубов, которые проходили в Литве и на территории Волгоградской области. На его счету 33 прыжка с парашютом.

В декабре 1990 года призван на срочную службу в Вооружённые Силы СССР . Учился в 242-м учебном центре подготовки младших специалистов ВДВ в Гайжюнае (Литовская ССР). После окончания учебного центра служил старшиной разведывательной роты 51-го гвардейского парашютно-десантного полка, дислоцированном в Туле.

После увольнения в запас Сергей Арефьев вернулся на родину и в январе 1993 года поступил на службу в органы внутренних дел. Проходил службу в УВД Волгоградской области милиционером патрульно-постовой службы, помощником оперуполномоченного уголовного розыска Быковского РОВД.

В 1993 - 1997 годах учился в Волгоградском юридическом институте МВД (сейчас Волгоградская Академия МВД). После окончания преподавал в институте физподготовку. Затем был назначен заместителем начальника курса факультета подготовки служб криминальной милиции. Последнее время проживал в Волгограде. Майор милиции Сергей Арефьев погиб при выполнении служебных обязанностей 27 июля 2005 года. Похоронен на родине в Быково.

 

Битва у Пловдива

15 января 1878 года во время русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. у Пловдива началось жестокое сражение.

Битва у Пловдива

15 января 1878 года во время русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. у Пловдива началось жестокое сражение.

В ходе которого русские войска под командованием генерала И. В. Гурко наголову разгромили 50-тысячную турецкую армию Сулейман-паши. Турецкие потери — 20 000 человек убитыми и ранеными, вся артиллерия (114 орудий).

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение