RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Неожиданный человек
2 марта 2016 г.

Неожиданный человек

2 марта 1936 года родилась народная артистка СССР, дважды лауреат Государственной премии, кавалер двух высших орденов России Ия Сергеевна Саввина
Конец Варшавского договора
31 марта 2016 г.

Конец Варшавского договора

25 лет назад 31 марта 1991 года в Будапеште был подписан протокол, поставивший крест на так называемом Восточном блоке, созданном в своё время в противовес НАТО
Полет с одним крылом
31 января 2014 г.

Полет с одним крылом

Документальная повесть об одноруком асе Иване Леонове
Мальта-1989: историческая клякса
2 декабря 2014 г.

Мальта-1989: историческая клякса

25 лет назад пьяный матрос крейсера «Слава» заблевал каюту, предназначенную для президента США, выразив таким образом отношение советского народа к встрече Буша с Горбачевым
Колокола Геннадия Воронина
10 января 2016 г.

Колокола Геннадия Воронина

10 января 2016 года исполнилось 70 лет актеру, режиссеру и пронзительному поэту Геннадию Анатольевичу Воронину
Главная » Читальный зал » Трудовая лошадка советского кинематографа

Трудовая лошадка советского кинематографа

9 апреля – 90 лет со дня рождения народного артиста России Всеволода Дмитриевича Сафонова

На его счету 95 киноработ! И все с маркой высокого качества!
Трудовая лошадка советского кинематографа

В 1980 году Сафонов снялся в 5 фильмах, в 1981 – в 6, в 1982 – в 1, в 1983 - в 8 картинах. Два-три фильма в год – и это вам подтвердит любой киноактёр – ну очень большая физическая напряжёнка. А уж восемь – так не вкалывал даже сказочно-нарицательный папа Карло. И вот эта рабочая творческая безотказная самоотверженность, если хотите, была главным качеством и величайшим достоинством артиста Сафонова, что очень высоко ценилось всеми режиссёрами. Он любил трудиться на съёмочной площадке, испытывая истинное, неподдельное удовольствие, даже наслаждение от самого процесса духовного общения с коллегами, от той неповторимой атмосферы, которая возможна только при звуках полосатой хлопушки. А придут ли лавры и награды за его непомерный труд, о том Всеволод Дмитриевич никогда не задумывался. В этом смысле он мне чем-то напоминает слесаря Георгия Ивановича из фильма «Москва слезам не верит», который принципиально не стремился в начальники. А вот Сафонов никогда не «метил в звёзды», как бы по этому поводу не всхлипывали задним числом всякие «доброхоты».
Встретиться с этим замечательным актёром хотя бы накоротке, мне, к величайшему сожалению, не пришлось. Но люди, его близко знавшие и с которыми мне доводилось общаться - писатель Галина Шергова, лётчик-испытатель Марк Галлай, дочь Елена, жена Эльза Леждей, однокурсница Ирина Полянцева, режиссёр Андрей Смирнов, актёры Анатолий Папанов, Леонид Филатов и Михаил Казаков,- в один голос твердили, что Сева был удивительно безразличен к славе, особенно к её внешним атрибутам. Одевался всегда со вкусом, но чрезвычайно скромно. Все четыре года учёбы в Театральном училище имени Б.В.Щукина проходил, по наблюдению Полянцевой, в одном сером костюме. Зато его рубашки и галстуки всегда отличались особой изысканностью. Очень любил классическую музыку, много читал. Никогда не участвовал ни в каких тусовках. Сторонился прессы и публичных выступлений, не связанных с профессией. А вот в ней, родимой, выкладывался всегда, что называется, по полной. На сьёмки фильма «За облаками – небо» консультантом был приглашён лётчик-испытатель Марк Галлай. Рассказывал: «Сафонов однажды попросил: возьми в полёт на спарке. Я по ходу сьёмок не раз поднимал этот самолёт в воздух. Но у меня даже в мыслях не возникало, что кто-то из артистов пожелает слетать. Да и не такое это простое дело допустить в боевой самолёт сугубо гражданского человека. Объясняю ему, а он в ответ: «Да ты пойми, Марк, мне же это для роли надо, а не ради пустого тщеславия». И я его свозил-таки на спарке!»
При этом анахоретом или затворником Сафонов вовсе не был. Дочь Елена показывала снимок, сделанный в редакции моей газеты «Красная звезда» в 1957 году. Через год после выхода на экраны фильма «Солдаты». А вот на партийных собраниях брал слово чрезвычайно редко и то лишь по сугубо творческим вопросам. Всякая «бытовуха», персональные дела, то самое «полоскание бельишка» вызывали у Всеволода Дмитриевича стойкое неприятие. Несколько раз уступал коллегам по Театру киноактёра свою очередь на поездки в страны так называемой соцдемократии. Зато трижды бывал в своём драматическом театре Потсдама и даже играл в нём. Никогда и ни с кем не вздорил, никому из сослуживцев не завидовал. Вообще в общении с актёрской братией он был всегда тактичен, терпелив, но не мягкотел. Папанов рассказывал, как они с Сафоновым поселились однажды в номерах гостиницы «Ленинградская», что в городе на Неве. «Вечером мы заехали, а утром нас попросили «освободить апартаменты» для немцев из ФРГ. Ну, мне вдвойне стало обидно. Во-первых, худо-бедно я – фронтовик, победитель и вынужден уступать место побеждённым. А, во-вторых, ты не поверишь, но это был уже третий случай в моей жизни принудительного выселения… ради немцев! Я не скандалист, но тогда сильно «закипел». А Сева спокойно так меня урезонил: «Толя, успокойся. Обслуга в этом безобразии неповинна, а немцы – тем более. Они, наверняка, сами испытывают чувство неловкости. Потому что подобная ситуация даже в ГДР, не говоря уже о ФРГ, уверяю тебя, невозможная. Я там три года работал, знаю, что говорю. Тут надо по всей строгости спрашивать с наших больших и тупых чинуш. Только у нас с тобой это вряд ли теперь получится. Так что побереги нервы». И я подумал: а ведь кругом прав Сафонов.
Фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, писатель и поэт Шергова, тёща моего старого приятеля Бори Шестакова, в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия регулярно выступала на Центральном телевидении со своими публицистическими телеочерками в основном на военно-патриотическую тематику. С супружеской четой Сафонов-Леждей её связывали многолетние дружеские отношения. И однажды Галина Михайловна решила сделать телепередачу о жизни и творчестве Всеволода Дмитриевича. Ведь актёром он стал случайно. Во время войны учился в авиационном техникуме. И в горячих юношеских мечтах видел себя сражающимся на фронте, но его туда не пустили по здоровью. То была большая трагедия, потому как многие сверстники Севы уже летали, воюя с фашистами. Так что в «Щуку» юноша попал больше от досады, чем по желанию. Может быть, поэтому впоследствии он так много играл людей с тяжёлыми военными судьбами. Вообще добрая половина всего того, что изобразил Сафонов на экране – это служивые Отечеству люди в различных воинских званиях. Скажу даже больше: лучше Сафонова и Самойлова никто советских офицеров в кино не воплощал. Не знаю, такие или иные резоны приводила Шергова своему приятелю. Зато точно знаю, что Сафонов отказался решительно. При стольких живых актёрах-фронтовиках, заметил, делать обо мне телепередачу, на такое, извини, Галя, я пойти не могу. И больше к той теме они никогда не возвращались.
От Галины Шерговой я узнал и некоторые биографические подробности своего героя. После окончания училища он работал несколько лет в Камерном театре, в театре Сатиры. За год до смерти Сталина его, как «ударника театральной нивы» отправили на передовой форпост соцлагеря – в драматический коллектив Группы советских войск в Германии. Там Всеволод женился на актрисе Рублёвой. Когда супруги вернулись в Союз, у них родилась дочь Елена – действительно прекрасная нынче актриса, при мысли о которой сразу вспоминается чудный фильм «Зимняя вишня». Но, как это часто случается в артистических семьях, совместная жизнь Сафонова и Валерии Ивановны почему-то не заладилась. Для совестливого Всеволода Дмитриевича семейные неурядицы оказались чрезвычайно тяжёлым испытанием. В какой-то момент он пристрастился к вину. А уже «зелёный змий» автоматически подверстал в его жизнь нелады творческие. Кризис грозил затянуться. И тут судьба проявила к Сафонову внезапную, очень неожиданную щедрость, подарив ему вторую встречу с Леждей. Вторую, поскольку лет десять назад они уже общались на сьёмках фильма «Шторм». Познакомились тогда и разошлись, как в море корабли. Эльза Ивановна была вторично замужем за актёром Вячеславом Шалевичем (первый её муж режиссёр Владимир Наумов и от него сын Алексей), а Всеволод Дмитриевич очень надеялся на то, что его семейная жизнь ещё склеится. И вот снова совместные сьёмки в фильме «Слушайте на той стороне». Леждей играла переводчика капитана Осипенко, Сафонов – командира отряда особого назначения Бурова. В картине есть весьма примечательный эпизод, а в нём диалог, который оба актёра считали символическим началом их совместной жизни. Осипенко: «Сколько вам лет?» Буров: «Сто. Я вернулся из Испании. Пустая квартира, пыльные шляпки жены. И я понял, что мне – сто лет» - «Зачем же так мрачно, товарищ командир?» С тех пор они больше не расставались. Зато с рюмкой артист расстался навсегда.
Шергова утверждала, что редко встречала столь гармоничную супружескую пару. Называла их взаимные чувства идеальными, но, к сожалению, старомодными и уходящими из нашей нервной действительности. А они и в самом деле никогда не ссорились. Всегда очень стремились сниматься вместе. Если не получалось – приезжали друг к другу в экспедицию. Спустя несколько лет после смерти мужа, Леждей признавалась: «Мы прожили с Севой двадцать один год. Это были мои годы исключительно счастливые. Не каждому выпадает в жизни такое везение». Единственное, в чём Эльза Ивановна, случалось, упрекала мужа, так это в его трудовой безотказности. Вроде того, что не надо, мол, сниматься в посредственных картинах. Следует ждать хороших. На что Всеволод Дмитриевич со своей обворожительной улыбкой отвечал: «Пойми, Эль, я - тот же сапожник, которому каждый день приходится иметь дело с поношенной, рваной обувью. И он обязан, если считает себя мастером, приводить в порядок её всякую. О том, принесёт ли Золушка в починку свои туфельки, отороченные беличьим мехом, он знать не может. Да по большому счёту знать и не должен. Его дело – чинить. Моё дело – сниматься. А дело зрителя – нас оценивать».
Мне удалось с немалыми трудами (повторяю: Сафонов чурался СМИ) разыскать его более обстоятельные высказывания по своей профессии. Полагаю, они проливают дополнительный свет на эту неординарную творческую личность в отечественном кинематографе. «При сьёмке любого фильма нужна особенная творческая атмосфера, когда все - от режиссёра до осветителя - одержимы совместной работой… Я давно отстаиваю «актёрский кинематограф» не потому, что сам актёр. Дело в том, что длительное время в кино актёры были чуть ли не статистами. В настоящее время у многих режиссёров актёр стал активным участником создания картины. Для меня это чрезвычайно важно. Как важно и умение спрятать себя в ткани образа и в то же самое время максимально наполнить роль собой, своей энергетикой, своим багажом. Короче: максимально уйти от себя, чтобы ещё лучше обнаружить себя. Это не игра слов. К такой трансформации стремится каждый из нас. Хоть Жан Габен вроде не изменяется внешне - он всегда всё тот же Габен, - но воспринимаешь его каждый раз по-новому. Следовательно, спросите вы, нужно играть себя? Отвечу: да, когда есть что играть… Полного удовлетворения от своей работы я никогда не испытываю. Да его и быть не может. Даже Смоктуновский как-то говорил мне, что не считает своего Гамлета вершиной совершенства. Каждый образ несет в себе загадку. Как для туриста нехоженый маршрут, а для ученика - следующий класс. Будет работа удачной или нет? Об этом никогда нельзя сказать со всей определённость… Если мне что-то и удалось в профессии, так это избежать «положительной заштампованности». Скажем, мой Свиридов в картине «Тишина» - человек, мягко говоря, очень дурной. К свиридовым я отношусь резко отрицательно, поэтому чувствовал настоящее удовлетворение (я не преувеличиваю), живя его жизнью, оправдывая для себя его поступки, чтобы ярче показать зло. Наверное, тут я вплотную приблизился к тому, что называется творчеством. Ещё резче очерчена моя отрицательная роль в картине с условным названием «Совесть». Это будет многосерийный художественный телевизионный фильм. Сценарий написал Василий Ардаматский, а ставит его Юрий Кавтарадзе. Мой Уваров на вид кажется обыкновенным служащим. А в годы войны он носил фамилию Дросов. Этот Дросов-Уваров надеялся, что все узники концлагеря, в котором он выслуживался перед фашистами, уничтожены, что война вообще забыта. Да нет. Преступления не исчезают, не могут пройти безнаказанно. Сдаётся, что и здесь мне удалось выпукло показать зло - жестокое, подлое… Наша кинематографическая жизнь - сплошной экзамен, начиная с утверждение на роль. Тридцать пять исполнителей «пробовалось» на роль Андрея Волконского (и я в том числе), пока не утвердили Вячеслава Тихонова. Каждый день съемок - тоже экзамен, как полоса с препятствиями. В павильоне, в центре светового пятна 60 градусов жары, а тебе нужно играть человека, который замерзает или в лютую стужу наоборот надо изображать летнюю негу. А дома, с семьёй из десяти лет я был четыре - это подсчитано с карандашом в руке. Но так «везёт» далеко не всем. В театральное училище, куда я поступал в победном сорок пятом году, на 45 мест было подано 1700 заявлений. Прошло двадцать пять лет, и на экране осталось пять человек».
Из тех пяти Сафонов, безусловно, стал первым по всём базовым актёрским позициям, но прежде всего - по мастерству. Леонид Филатов рассказывал: «Я когда готовил передачу о Всеволоде Дмитриевиче из своего цикла «Чтобы помнили», пересмотрел кучу фильмов с его участием. И вдруг неожиданно поймал себя на мысли: да ведь Сафонов – уникальный мастер экранного перевоплощения. Другие актёры как строят творческую карьеру? Набираются опыта сьёмок от картины к картине. У всех нас бывают удачи, случаются спады и даже провалы. А он как взял высоту «два двадцать» в тандеме со Смокутновским в самом начале своего кинематографического восхождения, так потом ни разу планку и не опустил. Вот поднимал многажды. Хоть в той же «Оптимистической трагедии», в «Деле пёстрых», в «Гиперболоиде инженера Гарина», в «Вашингтонском корреспонденте», во многих других картинах, не говоря уже о «Белорусском вокзале». Но ниже «двух двадцати» никогда не прыгал. Некоторые фильмы с его участием безвозвратно канули в лету. Ну, скажи на милость, кто сейчас вспомнит, кроме маститых кинокритиков, разумеется, такие ленты, как «Далеко от Москвы», «Сплав», «Совесть», «К свету!», «Пуск», «К своим». Даже от названий скукой веет. А я смотрел их и удивлялся: Сафонов в каждой играл, как в самой для себя важной. Удивительный мастер».
Несколько соображений, как говорится, по касательной. Во-первых, Лёня Филатов имел в виду фильм «Солдаты», снятый в 1956 году режиссёром Александром Ивановым по сценарию Виктора Некрасова. Во-вторых, Сафонов там сыграл как бы самого Виктора Платонович. В-третьих, примечательно то, что режиссёр как раз предлагал на эту главную роль Иннокентия Смоктуновского. Однако писатель, близко познакомившись с Всеволодом Дмитриевичем настоял, чтобы именно этот актёр играл его alter ego - Юрия Николаевича Керженцева. И уже, будучи за границей, он со всеми оказиями передавал весточки для Сафонова, полагая его выдающимся актёром. Кстати, во многих справочных изданиях указывается, что артист дебютировал в «Солдатах». Это не так. Керженцев стал первой главной ролью Сафонова. А до этого он снимался в двух фильма без указания в титрах. Ну и, наконец, самое главное, о чём только обмолвился Лёня Филатов – фильм «Белорусский вокзал». Роль журналиста здесь – безусловная творческая вершина Всеволода Дмитриевича. Чего никто не станет отрицать.
И тут мы что, прежде всего, должны иметь в виду. В этом выдающемся советском фильме - пять главных действующих лиц: Иван Приходько, слесарь, бывший командир разведки; Николай Дубинский, бухгалтер большого завода, бывший радист; Виктор Харламов директор крупного предприятия, бывший командир сапёрной роты; Алексей Кирюшин журналист, бывший минёр-подрывник и Рая сестра милосердия, бывшая фронтовая сестра. Незримо с фронтовиками присутствует их боевой товарищ, их моральный ориентир Валентин Матвеев, на похороны которого все и собрались 25 лет спустя после того, как расстались на Белорусском вокзале. К слову, не смотря на название, и сам вокзал в фильме тоже не присутствует. Ну да не в этом дело. Действующие лица и исполнители расположены у меня по убывающей их экранной занятости. Глубже и масштабнее других, как и подобает по советским измерениям, в фильме раскрыта судьба рабочего человека, слесаря Приходько. Ради этого «кинозвезде» Евгению Леонову в помощь придана даже «мать советского кино» Любовь Соколова. И они великолепно сыграли супружескую чету. Между прочим, второй раз в кинематографической жизни. С теми же именами Иван и Люба они снялись в фильме «Тридцать три».
Не менее обстоятельно раскрыта и экранная судьба героя Анатолия Папанова. Собственно, главная тема ленты - конфликт поколений - наиболее ярко «прописана» именно на столкновении Дубинского с его директором, которого играет Николай Волков-младший. Тоже, знаете ли, не хилый актёрский тандем. Биография Харламова, которого воплощает Алексей Глазырин, не столь экранно богата. Но мы видим его кипучую директорскую деятельность и многое понимаем априори. Во всяком случае, нам ясно, как много в жизни добился этот целеустремлённый человек. Немаловажно и то, что главным инженером у него «работает» Юрий Визбор, а водителем - известный актёр театра и кино, кинорежиссёр, кинодраматург и продюсер Владимир Грамматиков. В кино ведь ничего случайно не бывает. В этом смысле героиня Нины Ургант предельно эпизодична. Мы только знаем, что у неё есть дочь Валя. У бывшей фронтовой медсестры нет даже фамилии. Зато есть исполнение великой песни «Нам нужна одна Победа», которое разом поднимает значимость роли до катарсиса.
Герой Сафонова - Кирюшин вообще не имеет никакой экранной биографии. Нам остаётся лишь догадываться, по репликам друзей, что он – журналист, который ещё на фронте мечтал написать книгу о войне и любви. Всё. Другие «персональные данные» отсутствуют напрочь. В каком городе, в какой газет он работает, может, вообще в заводской многотиражке – то нам неизвестно. Женат он или холост тоже не знаем. Ничего не знаем. Если другими словами, то играть Сафонову по существу было нечего. И никакой «сюжетной экранной поддержки» у него не существовало. А смотришь фильм, и создаётся такое впечатление, что Кирюшин в компании фронтовиков – авторитет главный, что именно вокруг него вращаются все события фильма. А какие у него потрясающие общие планы, какие смысловые паузы - просто дух захватывает! Вот это и есть артистическое мастерство, о котором здесь уже столько говорено.
А под занавес мне хотелось бы напомнить читателю ещё об одной работе Сафонова, тоже, к сожалению, незаслуженно забытой. Имею в виду телеспектакль «А это случилось в Виши», поставленный Михаилом Козаковым по одноимённой пьесе Артура Миллера. Действие происходит во Франции в 1942 году. В камеру предварительного заключения гитлеровцы согнали людей разных социальных слоёв и национальностей, которые оказались перед лицом неминуемой смерти. Один из них, князь фон Берг, получает право на свободу, но отказывается от этого права во имя спасения другого человека. Сейчас, когда на Украине и в некоторых других странах голову поднимает фашизм, этот телеспектакль был бы и дорогой ложкой к обеду и яичком к Христову дню. К сожалению, наше «либерастическое» телевидение покажет очередную «королеву» или очередной «бандитский Петербург, а не «случай в Виши». Михаил Козаков рассказывал, как долго он искал кандидатуру на главную роль. Необходимо был сыграть аристократизм, мудрость, презрение к злу и веру в добро. И как говорят военные люди, Сафонов с поставленной задачей справился блестяще. Но редко кому известно, что Всеволод Дмитриевич работал тогда перед телекамерой, зная, что он – неизлечимо болен. Умер артист от рака летом 1992 года и похоронен на Хованском кладбище. Эльза Леждей пережила мужа на несколько лет, но в кино перестала сниматься в год его смерти. Похоронить себя завещала рядом с любимым. Что и было сделано…

 

Михаил Захарчук (stoletie.ru) .

.
9 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 июня
среда
2017

В этот день:

Подвиг Семена Дежнева

28 июня 1648 года началась экспедиция под руководством казачьего атамана Семена Дежнева

Подвиг Семена Дежнева

28 июня 1648 года началась экспедиция под руководством казачьего атамана Семена Дежнева

Им был открыт и пройден пролив, названый впоследствии Беринговым (по сути дела — открыт Северный морской путь).

Однако пролив позже был назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга, который прошёл этим проливом только через 80 лет в 1728 году. Кстати, Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, он ограничился плаванием лишь в его южной части, тогда как Дежнёв одолел пролив с севера на юг, по всей его длине. Экспедиция Дежнева (всего около 100 человек) вышла из Нижнего Колымского зимовья на 6 кочах под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова. Позже к ним присоединился седьмой коч казака Герасима Анкудинова. (Коч — деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI—XIX веков. Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Длина коча от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн).

Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. В августе пошёл ко дну еще один коч. Около 20 сентября Дежнёв и его спутники увидели оконечность азиатского материка. Вскоре судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья Анадырь. Экипаж Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь (из 25 в живых осталось 12 человек), где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом. Только на третий год Дежнёв дождался помощи. Казак Семён Мотора со товарищи искали сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход. Они взяли с собой остатки дежневской экспедиции.

Взятие Ташкента генералом Черняевым

28 июня 1865 года двухтысячный отряд генерал-майора Михаила Григорьевича ЧЕРНЯЕВА штурмом овладел городом Ташкент.

Взятие Ташкента генералом Черняевым

28 июня 1865 года двухтысячный отряд генерал-майора Михаила Григорьевича ЧЕРНЯЕВА штурмом овладел городом Ташкент.

 В результате этой победы завоевание Россией среднеазиатских ханств пошло ускоренными темпами и в конечном итоге завершилось превращением всей тогдашней Средней Азии во владение российской короны.

Русский бросок в Среднюю Азию имел вполне определенные экономические мотивы (кроме, конечно, имперских). В XIX веке главным поставщиком хлопка-сырца для российской промышленности были США. Но там началась гражданская война (1861-1865) и поступление оттуда сырья прекратилось. Это вызвало острую необходимость поиска новых источников. Они были ближе, чем США. Ведь некоторые Туркестана, особенно Ферганская долина, обладали отличными возможностями для выращивания хлопка. К тому же Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства являлись привлекательными рынками сбыта для растущей российской промышленности, в борьбе за которые Россия конкурировала с Великобританией. Соперничество с ней являлось огромной частью российской внешней политики. И сделать здесь «козу» англосаксам — тоже было немалым мотивом русской экспансии в Среднюю Азию.

Ключом к Средней Азии традиционно был Ташкент. В течение многих столетий он являлся лакомым куском для соседних ханств. Город постоянно переходил из рук в руки. В 1808 году его завоевало Кокандское ханство, Бухарский эмир тоже предъявил на него свои права, и потом в течение полувека Коканд к Бухара непрерывно дрались за него. Московское государство еще в XVI веке установило с Ташкентом устойчивые торговые связи. А в 1739 году туда был отправлен первый крупный русский торговый караван. В конце XVIII века наметились дипломатические контакты. В городе сложилась своего рода «русская партия», состоявшая из крупных купцов, ориентированных на тесные связи с Россией. На эту партию и был расчет при планировании мероприятий по овладению Ташкентом, а затем и Средней Азией.

Общее руководство среднеазиатской миссией поручили полковнику Михаилу Григорьевичу Черняеву. Он был назначен начальником особого западносибирского отряда. И сразу же приступил к энергичным действиям. Летом 1864 года , когда отряд только формировался в городе Верный, Черняев решил проверить его в деле: неожиданно захватил крепость Аулие-Ата и взял штурмом Чимкент, считавшийся неприступным (русские воины проникли в крепость по водопроводу, и гарнизон был так деморализован их внезапным появлением внутри городской стены, что не оказал почти никакого сопротивления). Таким образом путь на Ташкент был открыт, и Черняев начал приготовления к походу.

Первая атака на Ташкент оказалась неудачной (1,5 - тысячный отряд получил мощный отпор). И вот весной 1865 года Черняев, к тому времени уже генерал-майор, отправился в свой второй ташкентский поход. Правда, в его распоряжении опять имелись слишком малые силы: отряд общей численностью около 2 тысяч человек и 12 пушек. Взяв штурмом крепость Ниязбек, отряд Черняева встал лагерем близ Ташкента. В ответ на русское вторжение по всем кокандским владениям был объявлен газават. Из Коканда двинулось 40-тысячное войско при 40 орудиях, состоявшее из кокандских сарбазов (солдат) и газиев (борцов за веру) во главе с правителем ханства муллою Алимкулом. 8 мая кокандцы, открыв огонь из всех орудий, атаковали русский лагерь, но после ожесточенного двухчасового боя были разбиты наголову, причем самого Алимкула смертельно ранили.

Почти полтора месяца Черняев готовился к штурму Ташкента. 26 июня темной ночью штурмовая партия скрытно подобралась к городской стене. Карауля проглядели приближение русских. Когда наши бросились в штыковую атаку, караульные бросились спасаться в крепость через замаскированные лазы в стене, чем и воспользовались черняевцы. Штурмовики проникли внутрь крепости, разобрали завалы у ворот и открыли их. Штурмовая партия ворвалась в город, сметая растерявшихся защитников. Однако вскоре русские отряды столкнулись с баррикадами, мгновенно выросшими на ташкентских улицах. «Сопротивление сделалось еще отчаяннее, - доносил позднее Черняев, - каждую саклю приходилось брать штыками, и только тогда она очищалась, когда засевшие в ней были переколоты».

И тем не менее к 28 июня дело было кончено. К Черняеву явились аксакалы, попросившие прекратить огонь и заявившие о своей готовности подчиниться российскому императору.

Со «взятием Ташкента», ставшего спустя некоторое время главным городом основного российского владения в этом регионе – Туркестанского генерал-губенаторства, - завоевание Россией среднеазиатских ханств пошло ускоренными темпами и в конечном итоге завершилось превращением всей тогдашней Средней Азии во владение российской короны. «С покорением Ташкента, - доносил императору Александру II генерал Черняев, - мы приобретаем положение в Средней Азии, сообразное с достоинством империи и мощью русского народа».

 

 

Главный военный железнодорожник Иван Ковалев

28 июня 1901 года родился Иван Владимирович КОВАЛЁВ, легендарный нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48)

Главный военный железнодорожник Иван Ковалев

28 июня 1901 года родился Иван Владимирович КОВАЛЁВ, легендарный нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48)

Воинское звание генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею, что планировалось некоторыми «западниками». После войны Ковалев преподавал в Военной академии Генерального штаба, стал профессором, защитив кандидатскую и докторскую диссертации.

Патриотическое общество

28 июня 1765 года состоялось первое заседание Патриотического (впоследствии - Вольного экономического) общества

Патриотическое общество

28 июня 1765 года состоялось первое заседание Патриотического (впоследствии - Вольного экономического) общества

Задачи, методы, устав ВЭО были разработаны М. В. Ломоносовым в «Мнении об учреждении государственной коллегии (сельского) земского домостроительства» (1763 г.). В программу деятельности Общества входили пропаганда и распространение «общеполезных сведений и наставлений по части земледелия и домостроительства и вообще по всем ветвям экономии по Российской империи». Организатором ВЭО был общественный деятель и ученый А. А. Нартов. В работе Общества принимали участие помещики, промышленники, купцы, крестьяне, русская и иностранная интеллигенция, общественные и государственные деятели. По статусу Общество формально не зависело ни от какого государственного учреждения, отсюда его название «вольное». ВЭО на всем протяжении деятельности издавало «Труды Императорского Вольного Экономического Общества», 1766–1915гг. (280 тт.).
Неофициальным инициатором создания Общества была Екатерина II. Почти все первые члены ВЭО в количестве 15 чел. были ближайшими к императрице придворными лицами (графы Г. Г. Орлов и Р. И. Воронцов, А. В. Олсуфьев, гр. П. Г. Чернышов и др.).

Первое название ВЭО имело еще прибавление: «к прирощению (или для поощрения) в России земледелия и домостроительства». Общество принято было под непосредственное покровительство Императрицы и даже получило печать с личным ее девизом: в двуглавом орле пчела, в улей мед приносящая, с надписью: «полезное». (Прислал Игорь Чернозатонский)

Осада Бендер

28 июня 1770 года русские войска под командованием графа Панина окружили Бендеры.

Осада Бендер

28 июня 1770 года русские войска под командованием графа Панина окружили Бендеры.

Город защищался сильным турецким гарнизоном и непреступными твердынями, но после двухмесячной трудной осады, крепость с одиннадцатитысячным гарнизоном и 240 пушками сдалась. Панин получил Георгия 1-й степени. (Прислал Игорь Чернозатонский)

Таран летчика Гаранина

28 июня 1943 года летчик гвардии капитан Алексей Дмитриевич Гаранин совершил огненный таран склада боеприпасов противника

Таран летчика Гаранина

28 июня 1943 года летчик гвардии капитан Алексей Дмитриевич Гаранин совершил огненный таран склада боеприпасов противника

Всего за два года войны он прошел путь от рядового летчика до командира полка бомбардировочной авиации, совершил 400 боевых вылетов, участвовал в первых бомбардировках Берлина, Кёнигсберга, Дацига, Тильзита
Алексей Гаранин родился в 1921 году в селе Верх-Ирмень (ныне Ордынский район Новосибирской области) в семье крестьянина. После окончания семи классов окончил ФЗУ и работал токарем на станции Монино, параллельно учась в филиале Ногинского аэроклуба в посёлке Чёрное. В сентябре 1938 года семнадцати лет Ногинским военкоматом Гаранин был призван на военную службу и направлен в Новосибирскую авиашколу. С июня 1941 года Гаранин поступил в действующую армию и участвовал в первых налётах советской авиации на города Германии в сентябре 1941 года, став одним из пионеров советской авиации дальнего действия. В 22 года он был назначен командиром авиационного полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитану Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 773).

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение