RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ
30 ноября 2016 г.

ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ

1 декабря 2016 года 30 лет как не стало Тарапуньки – Юрия Трофимовича Тимошенко
Кремлевский майдан
30 января 2015 г.

Кремлевский майдан

Беспорядки в стране придут не от клоунов с улиц, а от деструктивной нынешней модели экономики, считает председатель Движения развития Юрий Крупнов
Его оружие - саксофон
11 января 2017 г.

Его оружие - саксофон

11 января 2010 года ушёл из жизни русский джазмен Георгий Гаранян
Чтение выходного дня: советский патриотизм
10 августа 2013 г.

Чтение выходного дня: советский патриотизм

Наша любовь к Отечеству — красная тряпка для тех, кто грабит нашу страну
США - исчадие ада
4 декабря 2015 г.

США - исчадие ада

70 лет назад 4 декабря 1945 года вступил в силу план атомных бомбардировок Советского Союза «Траян», принятый Соединенными Штатами Америки
Главная » Читальный зал » «И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»

«И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»

Церковь и литература: проблему анализирует известный прозаик и литературный критик

Часть третья: о литературной «ереси» и либеральном терроре.
«И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»

В Армавире по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора книжкой для детей вышла «Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина. Правда вышла она в редакции В.А. Жуковского под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». История с правкой В.А. Жуковским этой сказки А.С. Пушкина хорошо известна как специалистам-литературоведам, так и внимательным и благонамеренным читателям. После гибели поэта царь Николай I поручил разбор бумаг его поэту В.А. Жуковскому, царедворцу, воспитателю цесаревича. Среди неопубликованных произведений А.С. Пушкина были и «Медный всадник», и «Сказка о попе и его работнике Балде». Видимо, из самых лучших побуждений Василий Андреевич внёс вправку в Пушкинские тексты, в том числе и в эту сказку, но что особенно важно, и в «Медный всадник», и в «Памятник», и в другие произведения, содержащие наиважнейшие духовно-мировоззренческие основы бытия России. Особенно в «Медный всадник», поэму, как нам представляется, и до сих пор не прочитанную согласно авторскому тексту (см. «Стихийных сил не превозмочь…» (Снова о «Медном всаднике» А.С. Пушкина), «Солёная Подкова». Выпуск седьмой, М., Издательство «АЛЕКС», 2010)., в книге «До разгрома и после него», М., «У Никитских ворот», 2016). Именно согласно Пушкинскому тексту, а не в согласии с тем, что наговорили о ней В. Белинский и его последователи.

Со временем тексты А.С. Пушкина «отредактированные» В.А. Жуковским в издательской практике были отклонены. «Памятник», «Медный всадник» стали публиковаться в авторском оригинале. То же самое произошло и со «Сказкой о попе и его работнике Балде». Впервые опубликованная в редакции В.А.Жуковского в 1840 году, она в 1882 году вошла в собрание сочинений поэта в его редакции. Таким образом, с точки зрения литературной, литературоведческой, вопрос, что называется, исчерпан. Произведения А.С. Пушкина публикуются в его собственной редакции. И если, кто бы то ни было, не считаясь с этим положением, вторгается в текстологию, тем самым он проявляет некомпетентность и никому не нужную самонадеянность.

Но в таком случае, какую цель преследовали нынешние публикаторы сказки, вернувшись к её «исправлениям» в редакции В.А. Жуковского? Аргумент о том, что долгое время она публиковалась именно в этой редакции убедительным признан быть не может. Мы ведь и «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя долгое время читали с тенденциозными купюрами. Но это ведь не значит, что теперь надо вернуться к искажённому тексту писателя. Совершенно ясно, что критерием в данном случае, может быть только текст самого А.С. Пушкина, а не какие бы то иные соображения.

Из предисловий, предпосланных к книжке, цель её издания и намерения публикаторов просматривается ясно. Доктор филологических наук А.А. Безруков в своём предисловии пишет, что «Пушкинская сказка (как оригинальная, так и в редакции Жуковского) следует той «народной правде», тем «народным началам», о которых говорил Достоевский». То есть, оба текста равнозначны. Но, если так, то почему предпочитается текст «исправленный»? Можно предположить, что священники усмотрели в Пушкинском оригинале богохульство. Но как справедливо писал Роман Сенчин, «в сказке Пушкин Бога не хулит» («Литературная Россия», №10, 2011). Никакие «учительские» соображения, по которым внесены «исправления» в текст и по которым он теперь в «исправленном» виде публикуется, не могут скрыть эту нелогичность о равнозначности текстов.

Кандидат философских наук, иерей Павел Калинин в своём предисловии к книжке более определёнен: «Сегодня мы предлагаем православным родителям, педагогам, а также всем русским людям возможность по достоинству оценить художественные достоинства сказки Александра Сергеевича Пушкина, так как это было предложено его лучшим поэтическим наставником (по выражению И.М. Андреевича, «ангелом-хранителем поэта»), не сея и не взращивая в себе соблазняющие семена безверия, отравляющие душу». Неубедительно, ибо никакой «наставник» и «учитель» не может быть ответственным за тексты поэта, тем более первого поэта России. Но из этого утверждения ясно, что иерей Павел Калинин убеждён в том, что А.С. Пушкин «семена безверия» всё-таки «сеял»… Но богохульства-то в сказке нет. В таком случае, что защищают издатели – веру или честь мундира, точнее рясы?.. Как ни крути, получается последнее.

Действительно, в этой сказке А.С. Пушкина есть некая неловкость – «поп», собирающий оброк с чертей… Да и не лучшая это сказка А.С. Пушкина, чтобы с неё начинать просветительство юношества, да ещё в ситуации «почти скандала» (Роман Сенчин).

В наше стяжательское время надо бы начинать просвещение детей со «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказке о золотом петушке», а не ввергать детей в им непонятные споры, которые способны разве что травмировать их психику.

Но дело не только в этом. У человека с истинно христианским миропониманием невольно возникает вопрос: а по-христиански ли «купца» считать менее ценным, чем «попа»? Ведь пред Богом все равны.

В периоды революционного анархизма А.С. Пушкин непременно и первым сбрасывался с «корабля современности», ибо, как выразитель народного самосознания мешал устройству «нового мира». Не стала исключением и «демократическая» революция нашего времени. Правда, сбрасывание Пушкина происходило теперь уже в иных формах, более изощрённых и внешне, вроде бы, благопристойных.

Армавирское издание «Сказки о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина, в редакции В.А. Жуковского, к сожалению, находится в пределах этого нового сбрасывания поэта с «корабля современности», так как издатели её в лице иерархов Русской православной церкви, оказались почему-то заодно не с первым поэтом России, а с его ниспровергателями. Во имя, конечно же, укрепления веры и торжества православия.

Нам скажут, что теперь в Русской православной церкви считают, что менять текст сказки А.С. Пушкина про попа не нужно. Об этом сообщили РИП новости 15 ноября 2016 года. В произведении Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» не следует делать цензурные правки, заявил во вторник председатель Издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Всё так. Но только так «считать» стали шесть лет спустя после выхода армавирской книжки, когда дети, её читавшие, вошли в пору совершеннолетия. Причём вошли с уверенностью в том, что А.С. Пушкина «можно» править, что гений «ошибался» и вообще правды нет на свете. «Прав» тот, кому довелось жить позже, не обременяя себя ни познаниями, ни работой души…

И потом, при существующей в Церкви дисциплине или лучше сказать – послушании, почему иерархи позволяли людям духовного звания публично заниматься «литературой»? Но уровень их занятий литературой оказался таковым, что даёт нам повод для сомнения: а не является ли их и основное поприще духовного окормления людей такого же уровня? Но об этом судить не нам, светским людям.

Совершенно ясно то, почему Церковь объявляет войну всякому художеству. Потому что усматривает в нём уклонение от истинной веры. В народном творчестве находя «бесовство», а в творчестве гениальных писателей – «ересь». Так она ставит преграды уклонениям от истинной веры. Но этим же занята и истинная поэзия. Припомним хотя бы стихи Николая Заболоцкого:

Страницы:   1 2 3 4 5 6 7 8 9  »

Комментарии:

МАЗ 15.12.2016 в 19:22 # Ответить
Бравор автору
Ничего подобного до сих пор не читал. С такой глубиной и так доказательно обличить дурное заигрывание церкви с литературой - уникальное исследование. Один вопрос меня волнует: дойдёт ли эта авторская озабоченность до адресата? Не праздный вопрос.
A propos. Удивляет однако, что такой грамотный, энциклопедически образованный автор издаёт, оказывается, "авторский альманах". Напомним ему: almanach (нем) - разнородная подборка новейших литературных произведений РАЗНЫХ авторов, иногда объединённых одним направлением.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 декабря
воскресенье
2017

В этот день:

Взятие Очакова

17 декабря 1788 года во время русско-турецкой войны (1787-1791) русские войска штурмом взяли крепость Очаков.

Взятие Очакова

17 декабря 1788 года во время русско-турецкой войны (1787-1791) русские войска штурмом взяли крепость Очаков.

Бой отличался жестоким кровопролитием, турки защищались отчаянно. Тела погибших при Очаковском штурме русских офицеров по распоряжению князя Потемкина-Таврического были перевезены в Херсон и погребены в ограде церкви Св. великомученицы Екатерины . В 1791 году в этой же церкви был похоронен сам Потёмкин. Военный некрополь героев Очакова существует по настоящее время. По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.

 

Праздник фельдъегерей

17 декабря 1796 года император Павел I подписал Указ о создании фельдъегерского корпуса.

Праздник фельдъегерей

17 декабря 1796 года император Павел I подписал Указ о создании фельдъегерского корпуса.

В России фельдъегерь это — военный или правительственный курьер. Постановлением Правительства России от 29 октября 1996 года 17 декабря отмечается День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. В России Фельдъегерская служба подчиняется напрямую Президенту России.

 

Рождение ЭПРОНа

17 декабря 1923 года создана экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Рождение ЭПРОНа

17 декабря 1923 года создана экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. До 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Наркомату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ. За годы войны аварийно-спасательная служба ВМФ СССР оказала помощь 745 судам, сняла с мели 840, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн.

НАТО против мира

17 декабря 1956 года СССР предложил НАТО заключить пакт о ненападении.

НАТО против мира

17 декабря 1956 года СССР предложил НАТО заключить пакт о ненападении.

Североатлантический альянс был образован в 1949 году представителями 12 стран : Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германия в 1955; Испания в 1982.

Он был направлен исключительно против СССР. Нашей стране пришлось начать создание в 1955 году в ответ оборонительной организации Варшавского договора. Но ещё не закончив процесс формирования её структур, СССР попытался снизить угрозу глобального конфликта подписанием мирного договора с НАТО. Но не для того создавался этот альянс. Он отверг мир.

Люди против НАТО

17 декабря 2001 года в Латвии сняты обвинения с 16-летней Алины Лебедевой, которая ударила наследника британского престола принца Чарльза букетом гвоздик по лицу.

Люди против НАТО

17 декабря 2001 года в Латвии сняты обвинения с 16-летней Алины Лебедевой, которая ударила наследника британского престола принца Чарльза букетом гвоздик по лицу.

Это произошло во время его визита в Ригу. Этот отважный поступок русская девушка совершила в знак протеста против войны в Афганистане и планов вступления Латвии в НАТО.

Горбачева — в отставку!

17 декабря 1990 году депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова потребовала отставки Горбачева.

Горбачева — в отставку!

17 декабря 1990 году депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова потребовала отставки Горбачева.

Это произошло на четвертом съезде народных депутатов СССР. Недозревшее большинство, к сожалению, её не поддержало.

Не пожалели свой дом

17 декабря 1941 года в ходе контрнаступления танкисты 1-й гвардейской танковой бригады строили мост через подмосковную реку Маглушу. Нехватало подручных средств.

Не пожалели свой дом

17 декабря 1941 года в ходе контрнаступления танкисты 1-й гвардейской танковой бригады строили мост через подмосковную реку Маглушу. Нехватало подручных средств.

 Мать и сын Кузнецовы отдали танкистам свой бревенчатый дом для строительства моста, а сами остались жить в маленьком сарайчике. Кроме того, одиннадцатилетний Петя Кузнецов, который до этого видел, где фашисты ставили мины, провёл наши танки через минное поле, при этом получил сильную контузию.

После освобождения Подмосковья мать и сын Кузнецовы были награждены орденами Отечественной войны. Сельсовет им построил новый дом. Сегодня на нём — мемориальная доска.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение