Издалека — долго...
30 декабря 2016 года - 20 лет с тех пор, как покинул этот мир советский поэт-песенник Лев Иванович Ошанин

Русскую и советскую литературу я достаточно основательно постигал дважды: в Военно-политическом училище и в академии. Так что с творчеством Льва Ошанина был знаком. Но никогда не числил его в первых рядах отечественных поэтов. Полагал, что мастеров такого калибра у нас, слава Богу, с избытком. И так бы жил я с этой мыслью, и умер с ней, если бы щедрая жизнь не понудила меня однажды пристально изучить биографию и творчество этого в высшей степени нестандартного советского поэта. О чём есть смысл порассказать подробнее.
В начале «лихих ельцинских» лет военная бескормица прибила меня к газетному магнату Виктору Шварцу. Пилотировал я у него газету «Очная ставка». А другую - «Поле чудес» - редактировал Леонид Сладков, впоследствии едва ли не главный кроссвордист в стране. И мы втроём как-то незаметно сдружились. Многие вечера и застолья проводили у хозяина на переделкинской даче. Трепались там о разном, но видит Бог, о литературе и поэзии вели речи чаще всего. Витя сам кропал стишата, а мы с Лёней были, полагаю, не самыми худыми ценителями слова. Тогда же приятели в один голос обещали познакомить меня с Ошаниным. Шварц с ним просто изредка общался, а вот Сладкова поэт выделял как-то особенно. Благоволил к нему, что ли. Дача Льва Ивановича стояла через дом по соседству со шварцевской. Увы, но моего знакомства с Ошаниным не случилось. Последнее время земной юдоли Льва Ивановича было омрачено раковой болезнью, и он редко появлялся в Переделкино. Умер в полночь с 30 на 31 декабря 1996 года. Оба приятеля попросили меня (в дальнейшем читатель поймёт почему) написать поминальную молитву об ушедшем русском поэте.
…Он родился в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда Рыбинска. Мать, Мария Николаевна, - музыкальный педагог. У Льва было четыре брата и сестра. Семья поначалу обитала в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой. Когда Льву исполнилось 4 года умер отец. Мать с детьми переехала в город Ростов той же Ярославской губернии и возглавила там первый детский сад. Но нужда заставила её затем отправиться к родственникам в Москву. Там Лев Ошанин после восьмилетки устроился токарем на чугунолитейном заводе. Потом водил экскурсии на ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал». Издав первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах,- был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Начал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии». Как говорится, жизнь стала налаживаться. Однако развернулись «чистки литературных рядов», и Ошанину пришлось столицу покинуть от греха подальше. Строил в тундре город Хибиногорск, трудился на апатитовой фабрике, заведовал клубом горняков, активно писал в газету «Кировский рабочий». Его даже зачислили в штат. Только дворянское происхождение и тут его настигло. Юношу исключили из комсомола, уволили из газеты.
В 1936 году Лев Иванович вернулся в Москву. Поступил в Литературный институт имени А.Горького. Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского. У них родились дочь Таня и сын Серёжа. Когда началась война, Ошанин попросился на фронт в качестве военного корреспондента. Ему отказали из-за катастрофически плохого зрения. Вместе с семьёй отправился в Казань. Супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но самого Льва Ивановича никуда не брали. Пришлось переехать в Елабугу. Там Ошанин близко сошёлся с поэтом Пастернаком, существенно повлиявшем на всю его последующую литературную судьбу. Борис Леонидович, кстати, посоветовал молодому коллеге срочно вступить в Союз советских писателей. «С членским билетом вы элементарно попадёте на фронт даже с вашим отвратительным зрением». Так оно и случилось. Лев Иванович побывал на многих фронтах от Политуправления Красной Армии. Писал в разные издания. В 1944 году вступил в ВКП(б). А в победном 45-м написал свою знаменитую песню: «Дороги». Был награждён двумя боевыми орденами и несколькими медалями. За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии. Более тридцати лет избирался членом правления Союзов писателей РФСР и Советского Союза. В Литературном институте до последнего года своей жизни вёл семинар молодых поэтов.
… А ещё в той поминальной молитве двадцатилетней давности я писал: «Такие строки мог исторгнуть из души только поэт выдающийся: «Эх, дороги…/ Пыль да туман,/ Холода, тревоги/ Да степной бурьян./ Знать не можешь/ Доли своей,/ Может крылья сложишь/ Посреди степей». Лев Иванович был поэтом выдающимся. Он прожил долгую и по-своему непростую жизнь. Достаточно сказать хотя бы о том, что напутствовал его в большую поэзию Борис Пастернак, а когда «партия приказала», ученику пришлось предать своего учителя. Таких поступков «по велению партийного долга» в биографии Ошанина, к прискорбию, набралось немало. На закате своей жизни он их мучительно и больно переосмысливал печатно и изустно. При этом страдал нравственно и физически, поскольку был поражен раковым заболеванием, о котором, полагаю, догадывался.
Перед очередными выборами в Госдуму поэта настойчиво зазывали к себе представители разных политических сил и течений, справедливо рассчитывая на то, что колоссальный поэтический авторитет Ошанина сработает на их популярность среди так называемого электората. Тогда Лев Иванович написал стихотворение «Позволь, Россия» и отнес его в «Независимую газету», чем только усилил поэтическое и патриотическое звучание строк:
«Три партии сразу меня зовут,
Распахивая гостеприимно двери.
Отдавая России талант и труд,
Говорю: «Благодарю за доверье».
Но со всех губерний и волостей,
С поломудростью-полувздором,
Рвутся к власти лидеры всех мастей,
Истощая Россию враждой и террором.
Вновь голод показывает клыки,
Хотя вся элита в пирах и попойках,
… Я с теми, кто хочет, чтоб старики
Не рылись от голода на помойках.
Я с теми, кто хочет, чтоб мальчик рос
С душою, полной добра и света,
Чтоб между машинами в дождь и мороз
Не предлагал господам газету.
Почти полвека я в партии был,
Но не сумел за эти полвека
Комментарии:
Сегодня
28 января
четверг
2021
В этот день:
Последний гетман Украины
Последний гетман Украины
Участвовал в Петровских походах, отличился в Полтавской битве.
В последние годы правления первого российского императора попал в опалу и даже был узником Петропавловской крепости, но получил прощение от ЕКАТЕРИНЫ I, которой тоже успел послужить. Смерть единственного правнука гетмана прервала род Апостолов по мужской линии. Но у внучки, вышедшей замуж за генерал-майора М. А. Муравьева, родился сын Иван, который впоследствии взял себе двойную фамилию Муравьев-Апостол.
Открытие Антарктиды
Открытие Антарктиды
До этого исследователи лишь предполагали, что она существует. Дальше других проник в антарктические воды Джеймс Кук. Но и он вынужден был ограничиться лишь предположением: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть...».
Однако честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778—1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851).
Беллинсгаузен родился на острове Сааремаа (ныне территория Эстонии) в Балтийском море, образование получил в Морском кадетском корпусе. «Я родился среди моря, — писал он, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1803—1806 гг. Беллинсгаузен принял участие в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под руководством Ивана Крузенштерна.
На десять лет моложе был Лазарев, совершивший за всю жизнь три кругосветных путешествия. В 1827 г. он участвовал в Наваринском морском сражении против турок; позднее почти 20 лет командовал Черноморским флотом. Среди учеников Лазарева были выдающиеся русские флотоводцы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.
Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 г. Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим, носившим имя «Мирный», — Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.
Штурмовик Анатолий Недбайло
Штурмовик Анатолий Недбайло
Недбайло родился в городе Изюм ныне Харьковской области в семье рабочего. В ряды РККА был призван в 1941 году. Проходил учёбу в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов, которую закончил в 1943 году. В боях на фронтах Великой Отечественной войны принимал участие с марта 1943 года. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Анатолий Недбайло отличился в боях во время Крымской операции и операции «Багратион», а также при нанесении штурмовых ударов по противнику в Восточной Пруссии.
Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике. Указом № 6247 Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К апрелю 1945 года Анатолий Недбайло совершил ещё 89 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено второю звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны Анатолий Недбайло продолжил службу в ВВС СССР. Закончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, преподавал, а затем занимал руководящие должности в военно-учебных заведениях ВВС. С октября 1968 года по сентябрь 1983 года работал заместителем начальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища.
В 1983 году генерал-майор авиации Анатолий Недбайло ушёл в отставку. После отставки жил в городе Киеве, где и умер 13 мая 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище.
Вызвал огонь на себя
Вызвал огонь на себя
Во время боя с многочисленной бандой боевиков он вызвал артиллерийский огонь на себя, что заставило их бежать из оборудованной базы. Задорожный чудом остался жив, хотя и изранен. Тем не менее с двумя подчиненными он начал преследование банды. Подорвавшись на управляемом фугасе, капитан потерял ногу (впоследствии в госпитале ему ампутировали и вторую, а также руку). Бойцы вынесли командира с поля боя. Благодаря мужеству и героизму капитана Задорожного, его профессионализму, боевая задача была успешно выполнена, база боевиков ликвидирована, уничтожено двадцать бандитов, в том числе четыре головореза из личной охраны Масхадова.
Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 2003 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, капитану Задорожному Игорю Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Генерал армии Тюленев
Генерал армии Щеглов
Генерал армии Щеглов
Участвовал в советско-финляндской войне, в Великую Отечественную войну оборонял Ленинград, прорывал блокаду. 63-й гвардейской дивизии тогда было присвоено звание Красносельской, а ее командиру полковнику Щеглову звание Героя Советского Союза.