RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Россия и Украина - едины
16 марта 2014 г.

Россия и Украина - едины

Речь на Переяславской раде гетмана Богдана Хмельницкого, которая запрещена в нынешней Украине
Кортики - вернуть! А либералов не трогать!
17 декабря 2015 г.

Кортики - вернуть! А либералов не трогать!

17 декабря 2015 года Президент России Владимир Путин провёл очередную большую пресс-конференцию с участием ведущих СМИ.
Банкетная смерть главы Индии
11 января 2016 г.

Банкетная смерть главы Индии

50 лет назад 11 января 1966 года на переговорах в Ташкенте после обильного застолья скоропостижно скончался индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри
Почему Земля стала снова плоской?
23 ноября 2017 г.

Почему Земля стала снова плоской?

Очередная сенсация. Ты не поверишь! Не может быть! Теперь, когда всё «можно», всё может быть.
Юбилей великого писателя
25 октября 2017 г.

Юбилей великого писателя

85-летие Василия Ивановича Белова (родился 23 октября 1932 года) «демократическая» общественность проигнорировала
Главная » Читальный зал » Издалека — долго...

Издалека — долго...

30 декабря 2016 года - 20 лет с тех пор, как покинул этот мир советский поэт-песенник Лев Иванович Ошанин

Его «Дороги», «Течёт Волга», «Солнечный круг», «Пока я дышать умею» навсегда останутся в памяти народной.
Издалека — долго...

 

Русскую и советскую литературу я достаточно основательно постигал дважды: в Военно-политическом училище и в академии. Так что с творчеством Льва Ошанина был знаком. Но никогда не числил его в первых рядах отечественных поэтов. Полагал, что мастеров такого калибра у нас, слава Богу, с избытком. И так бы жил я с этой мыслью, и умер с ней, если бы щедрая жизнь не понудила меня однажды пристально изучить биографию и творчество этого в высшей степени нестандартного советского поэта. О чём есть смысл порассказать подробнее.

В начале «лихих ельцинских» лет военная бескормица прибила меня к газетному магнату Виктору Шварцу. Пилотировал я у него газету «Очная ставка». А другую - «Поле чудес» - редактировал Леонид Сладков, впоследствии едва ли не главный кроссвордист в стране. И мы втроём как-то незаметно сдружились. Многие вечера и застолья проводили у хозяина на переделкинской даче. Трепались там о разном, но видит Бог, о литературе и поэзии вели речи чаще всего. Витя сам кропал стишата, а мы с Лёней были, полагаю, не самыми худыми ценителями слова. Тогда же приятели в один голос обещали познакомить меня с Ошаниным. Шварц с ним просто изредка общался, а вот Сладкова поэт выделял как-то особенно. Благоволил к нему, что ли. Дача Льва Ивановича стояла через дом по соседству со шварцевской. Увы, но моего знакомства с Ошаниным не случилось. Последнее время земной юдоли Льва Ивановича было омрачено раковой болезнью, и он редко появлялся в Переделкино. Умер в полночь с 30 на 31 декабря 1996 года. Оба приятеля попросили меня (в дальнейшем читатель поймёт почему) написать поминальную молитву об ушедшем русском поэте.

…Он родился в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда Рыбинска. Мать, Мария Николаевна, - музыкальный педагог. У Льва было четыре брата и сестра. Семья поначалу обитала в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой. Когда Льву исполнилось 4 года умер отец. Мать с детьми переехала в город Ростов той же Ярославской губернии и возглавила там первый детский сад. Но нужда заставила её затем отправиться к родственникам в Москву. Там Лев Ошанин после восьмилетки устроился токарем на чугунолитейном заводе. Потом водил экскурсии на ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал». Издав первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах,- был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Начал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии». Как говорится, жизнь стала налаживаться. Однако развернулись «чистки литературных рядов», и Ошанину пришлось столицу покинуть от греха подальше. Строил в тундре город Хибиногорск, трудился на апатитовой фабрике, заведовал клубом горняков, активно писал в газету «Кировский рабочий». Его даже зачислили в штат. Только дворянское происхождение и тут его настигло. Юношу исключили из комсомола, уволили из газеты.

В 1936 году Лев Иванович вернулся в Москву. Поступил в Литературный институт имени А.Горького. Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского. У них родились дочь Таня и сын Серёжа. Когда началась война, Ошанин попросился на фронт в качестве военного корреспондента. Ему отказали из-за катастрофически плохого зрения. Вместе с семьёй отправился в Казань. Супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но самого Льва Ивановича никуда не брали. Пришлось переехать в Елабугу. Там Ошанин близко сошёлся с поэтом Пастернаком, существенно повлиявшем на всю его последующую литературную судьбу. Борис Леонидович, кстати, посоветовал молодому коллеге срочно вступить в Союз советских писателей. «С членским билетом вы элементарно попадёте на фронт даже с вашим отвратительным зрением». Так оно и случилось. Лев Иванович побывал на многих фронтах от Политуправления Красной Армии. Писал в разные издания. В 1944 году вступил в ВКП(б). А в победном 45-м написал свою знаменитую песню: «Дороги». Был награждён двумя боевыми орденами и несколькими медалями. За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии. Более тридцати лет избирался членом правления Союзов писателей РФСР и Советского Союза. В Литературном институте до последнего года своей жизни вёл семинар молодых поэтов.

… А ещё в той поминальной молитве двадцатилетней давности я писал: «Такие строки мог исторгнуть из души только поэт выдающийся: «Эх, дороги…/ Пыль да туман,/ Холода, тревоги/ Да степной бурьян./ Знать не можешь/ Доли своей,/ Может крылья сложишь/ Посреди степей». Лев Иванович был поэтом выдающимся. Он прожил долгую и по-своему непростую жизнь. Достаточно сказать хотя бы о том, что напутствовал его в большую поэзию Борис Пастернак, а когда «партия приказала», ученику пришлось предать своего учителя. Таких поступков «по велению партийного долга» в биографии Ошанина, к прискорбию, набралось немало. На закате своей жизни он их мучительно и больно переосмысливал печатно и изустно. При этом страдал нравственно и физически, поскольку был поражен раковым заболеванием, о котором, полагаю, догадывался.

Перед очередными выборами в Госдуму поэта настойчиво зазывали к себе представители разных политических сил и течений, справедливо рассчитывая на то, что колоссальный поэтический авторитет Ошанина сработает на их популярность среди так называемого электората. Тогда Лев Иванович написал стихотворение «Позволь, Россия» и отнес его в «Независимую газету», чем только усилил поэтическое и патриотическое звучание строк:

«Три партии сразу меня зовут,

Распахивая гостеприимно двери.

Отдавая России талант и труд,

Говорю: «Благодарю за доверье».

Но со всех губерний и волостей,

С поломудростью-полувздором,

Рвутся к власти лидеры всех мастей,

Истощая Россию враждой и террором.

Вновь голод показывает клыки,

Хотя вся элита в пирах и попойках,

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Валерий Галкин 30.12.2016 в 01:15 # Ответить
Да.......Мы выросли на этих песнях...
Александр Костенко 30.12.2016 в 09:17 # Ответить
Кровь от крови, плоть от плоти системы, в которой пришлось жить (а порой - и выживать в буквальном смысле, чего уж тут греха таить)... И в том, что имя Льва Ошанина оказалось в длинном ряду тех, кто подписался под печально знаменитым "вердиктом" об исключении Б.Пастернака из членов СП СССР, приговорном, по сути, для писателя-нобелеанта, - была не вина, а, скорее, беда Льва Ивановича. Малодушный конъюнктурный поступок, за который потом ему было явно не по себе - всю оставшуюся жизнь. Возможно (исключать этого нельзя) послуживший детонатором его смертельной болезни...

Однако всё вышесказанное не умаляет значимости Льва Ошанина как поэта. Творчество Л.И. - заметная веха в развитии отечественной поэзии. В особенности - поэзии т.н. "песенной". Практически все песни, что были написаны в разные времена на его тексты, стали шедеврами русской песенной культуры.

Ещё раз огромное спасибо М.Захарчуку за то, что не позволяет нашей памяти проявлять своё самое негожее качество - забывчивость!
В.Леонидов 30.12.2016 в 18:47 # Ответить
«Забота наша такая,
Забота у нас простая, -
Жила бы страна родная,
И нету других забот!».
Сколько копий сегодня ломается вокруг понятия «патриотизм»! Каким он должен быть, каким не должен, как его воспитывать у молодежи, как формировать у народа в целом? И так далее, и тому подобное. А вот ведь есть гениально простые ошанинские строки, которые, в сущности, все про патриотизм объясняют и, словно в яблочко, попадают в любое искреннее и неравнодушное сердце. И как же важно, чтобы эти великие строки не превращались в силу нашей глупости в нечто «полузабытое», «списанное в архив», «не соответствующее современному формату» и т.д. Ну, нельзя разбрасываться такими сокровищами! Спасибо М.Захарчуку за то, что он побуждает задуматься об этом!
Ирина 02.01.2017 в 03:45 # Ответить
Вечная память большому русскому поэту Л.И. Ошанину. Он останется жить в стихах! Спасибо, МАЗ!!!
Наталья 12.01.2017 в 08:02 # Ответить
Легенда советской поэзии, чтобы не говорили и не писали. Яркий, выразительный, вместе с тем понятный, простой, легко запоминающийся и общедоступный слог. Его поэзия - часть истории, становления и взросления целого поколения, часть Великой эпохи и от этого никуда не денешься. Много интересного и нового прочла и даже удивилась. Спасибо. Наталья

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение