RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подлость Ельцина и др
8 декабря 2016 г.

Подлость Ельцина и др

Ровно 25 лет назад, 8 декабря 1991 года, неподалёку от белорусско-польской границы в глухом лесу, главы России, Украины и Белоруссии поставили точку в истории СССР.
День патриотической поэзии: Игорь Гревцев
9 июля 2013 г.

День патриотической поэзии: Игорь Гревцев

РГК объявил поэтический конкурс. Публикуем первую подборку стихотворений
Гибель «Черного принца»
14 ноября 2017 г.

Гибель «Черного принца»

В начале ноября 1854 года на рейде Балаклавской бухты в Черном море попал в шторм и затонул английский трёхмачтовый фрегат
Создатель «тридцатьчетвёрки»
26 сентября 2013 г.

Создатель «тридцатьчетвёрки»

Подвиг самопожертвования конструктора лучшего танка Второй мировой войны целых полвека находился в забвении
Судьба — высокая, как небо
6 февраля 2016 г.

Судьба — высокая, как небо

7 февраля 2016 года - 110 лет Герою социалистического труда Олегу Константиновичу Антонову
Главная » Читальный зал » Издалека — долго...

Издалека — долго...

30 декабря 2016 года - 20 лет с тех пор, как покинул этот мир советский поэт-песенник Лев Иванович Ошанин

Его «Дороги», «Течёт Волга», «Солнечный круг», «Пока я дышать умею» навсегда останутся в памяти народной.
Издалека — долго...

 

Русскую и советскую литературу я достаточно основательно постигал дважды: в Военно-политическом училище и в академии. Так что с творчеством Льва Ошанина был знаком. Но никогда не числил его в первых рядах отечественных поэтов. Полагал, что мастеров такого калибра у нас, слава Богу, с избытком. И так бы жил я с этой мыслью, и умер с ней, если бы щедрая жизнь не понудила меня однажды пристально изучить биографию и творчество этого в высшей степени нестандартного советского поэта. О чём есть смысл порассказать подробнее.

В начале «лихих ельцинских» лет военная бескормица прибила меня к газетному магнату Виктору Шварцу. Пилотировал я у него газету «Очная ставка». А другую - «Поле чудес» - редактировал Леонид Сладков, впоследствии едва ли не главный кроссвордист в стране. И мы втроём как-то незаметно сдружились. Многие вечера и застолья проводили у хозяина на переделкинской даче. Трепались там о разном, но видит Бог, о литературе и поэзии вели речи чаще всего. Витя сам кропал стишата, а мы с Лёней были, полагаю, не самыми худыми ценителями слова. Тогда же приятели в один голос обещали познакомить меня с Ошаниным. Шварц с ним просто изредка общался, а вот Сладкова поэт выделял как-то особенно. Благоволил к нему, что ли. Дача Льва Ивановича стояла через дом по соседству со шварцевской. Увы, но моего знакомства с Ошаниным не случилось. Последнее время земной юдоли Льва Ивановича было омрачено раковой болезнью, и он редко появлялся в Переделкино. Умер в полночь с 30 на 31 декабря 1996 года. Оба приятеля попросили меня (в дальнейшем читатель поймёт почему) написать поминальную молитву об ушедшем русском поэте.

…Он родился в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда Рыбинска. Мать, Мария Николаевна, - музыкальный педагог. У Льва было четыре брата и сестра. Семья поначалу обитала в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой. Когда Льву исполнилось 4 года умер отец. Мать с детьми переехала в город Ростов той же Ярославской губернии и возглавила там первый детский сад. Но нужда заставила её затем отправиться к родственникам в Москву. Там Лев Ошанин после восьмилетки устроился токарем на чугунолитейном заводе. Потом водил экскурсии на ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал». Издав первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах,- был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Начал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии». Как говорится, жизнь стала налаживаться. Однако развернулись «чистки литературных рядов», и Ошанину пришлось столицу покинуть от греха подальше. Строил в тундре город Хибиногорск, трудился на апатитовой фабрике, заведовал клубом горняков, активно писал в газету «Кировский рабочий». Его даже зачислили в штат. Только дворянское происхождение и тут его настигло. Юношу исключили из комсомола, уволили из газеты.

В 1936 году Лев Иванович вернулся в Москву. Поступил в Литературный институт имени А.Горького. Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского. У них родились дочь Таня и сын Серёжа. Когда началась война, Ошанин попросился на фронт в качестве военного корреспондента. Ему отказали из-за катастрофически плохого зрения. Вместе с семьёй отправился в Казань. Супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но самого Льва Ивановича никуда не брали. Пришлось переехать в Елабугу. Там Ошанин близко сошёлся с поэтом Пастернаком, существенно повлиявшем на всю его последующую литературную судьбу. Борис Леонидович, кстати, посоветовал молодому коллеге срочно вступить в Союз советских писателей. «С членским билетом вы элементарно попадёте на фронт даже с вашим отвратительным зрением». Так оно и случилось. Лев Иванович побывал на многих фронтах от Политуправления Красной Армии. Писал в разные издания. В 1944 году вступил в ВКП(б). А в победном 45-м написал свою знаменитую песню: «Дороги». Был награждён двумя боевыми орденами и несколькими медалями. За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии. Более тридцати лет избирался членом правления Союзов писателей РФСР и Советского Союза. В Литературном институте до последнего года своей жизни вёл семинар молодых поэтов.

… А ещё в той поминальной молитве двадцатилетней давности я писал: «Такие строки мог исторгнуть из души только поэт выдающийся: «Эх, дороги…/ Пыль да туман,/ Холода, тревоги/ Да степной бурьян./ Знать не можешь/ Доли своей,/ Может крылья сложишь/ Посреди степей». Лев Иванович был поэтом выдающимся. Он прожил долгую и по-своему непростую жизнь. Достаточно сказать хотя бы о том, что напутствовал его в большую поэзию Борис Пастернак, а когда «партия приказала», ученику пришлось предать своего учителя. Таких поступков «по велению партийного долга» в биографии Ошанина, к прискорбию, набралось немало. На закате своей жизни он их мучительно и больно переосмысливал печатно и изустно. При этом страдал нравственно и физически, поскольку был поражен раковым заболеванием, о котором, полагаю, догадывался.

Перед очередными выборами в Госдуму поэта настойчиво зазывали к себе представители разных политических сил и течений, справедливо рассчитывая на то, что колоссальный поэтический авторитет Ошанина сработает на их популярность среди так называемого электората. Тогда Лев Иванович написал стихотворение «Позволь, Россия» и отнес его в «Независимую газету», чем только усилил поэтическое и патриотическое звучание строк:

«Три партии сразу меня зовут,

Распахивая гостеприимно двери.

Отдавая России талант и труд,

Говорю: «Благодарю за доверье».

Но со всех губерний и волостей,

С поломудростью-полувздором,

Рвутся к власти лидеры всех мастей,

Истощая Россию враждой и террором.

Вновь голод показывает клыки,

Хотя вся элита в пирах и попойках,

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Валерий Галкин 30.12.2016 в 01:15 # Ответить
Да.......Мы выросли на этих песнях...
Александр Костенко 30.12.2016 в 09:17 # Ответить
Кровь от крови, плоть от плоти системы, в которой пришлось жить (а порой - и выживать в буквальном смысле, чего уж тут греха таить)... И в том, что имя Льва Ошанина оказалось в длинном ряду тех, кто подписался под печально знаменитым "вердиктом" об исключении Б.Пастернака из членов СП СССР, приговорном, по сути, для писателя-нобелеанта, - была не вина, а, скорее, беда Льва Ивановича. Малодушный конъюнктурный поступок, за который потом ему было явно не по себе - всю оставшуюся жизнь. Возможно (исключать этого нельзя) послуживший детонатором его смертельной болезни...

Однако всё вышесказанное не умаляет значимости Льва Ошанина как поэта. Творчество Л.И. - заметная веха в развитии отечественной поэзии. В особенности - поэзии т.н. "песенной". Практически все песни, что были написаны в разные времена на его тексты, стали шедеврами русской песенной культуры.

Ещё раз огромное спасибо М.Захарчуку за то, что не позволяет нашей памяти проявлять своё самое негожее качество - забывчивость!
В.Леонидов 30.12.2016 в 18:47 # Ответить
«Забота наша такая,
Забота у нас простая, -
Жила бы страна родная,
И нету других забот!».
Сколько копий сегодня ломается вокруг понятия «патриотизм»! Каким он должен быть, каким не должен, как его воспитывать у молодежи, как формировать у народа в целом? И так далее, и тому подобное. А вот ведь есть гениально простые ошанинские строки, которые, в сущности, все про патриотизм объясняют и, словно в яблочко, попадают в любое искреннее и неравнодушное сердце. И как же важно, чтобы эти великие строки не превращались в силу нашей глупости в нечто «полузабытое», «списанное в архив», «не соответствующее современному формату» и т.д. Ну, нельзя разбрасываться такими сокровищами! Спасибо М.Захарчуку за то, что он побуждает задуматься об этом!
Ирина 02.01.2017 в 03:45 # Ответить
Вечная память большому русскому поэту Л.И. Ошанину. Он останется жить в стихах! Спасибо, МАЗ!!!
Наталья 12.01.2017 в 08:02 # Ответить
Легенда советской поэзии, чтобы не говорили и не писали. Яркий, выразительный, вместе с тем понятный, простой, легко запоминающийся и общедоступный слог. Его поэзия - часть истории, становления и взросления целого поколения, часть Великой эпохи и от этого никуда не денешься. Много интересного и нового прочла и даже удивилась. Спасибо. Наталья

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение