RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Избавь Россию, Боже, от напастей!
1 сентября 2016 г.

Избавь Россию, Боже, от напастей!

В качестве отклика на статью «Быть русским» наш постоянный автор Михаил Захарчук прислал стихи своего боевого товарища капитана первого ранга Владимира Чупахина
Праздник Пятидесятницы
31 мая 2015 г.

Праздник Пятидесятницы

31 мая 2015 года в православном календаре — День Святой Троицы.
В тылу у Шойгу — «десант» США
8 марта 2018 г.

В тылу у Шойгу — «десант» США

Как в Солнечногорском санатории Министерства обороны отпраздновали Восьмое марта
Язык Обамы и мускулы Путина
12 января 2016 г.

Язык Обамы и мускулы Путина

Американский журнал The National Interest, противореча своему президенту, назвал Россию сильнейшей военной силой в Европе
Високосный год
24 декабря 2016 г.

Високосный год

Стихи о любви к Родине и верности долгу защитника Отечества
Главная » Читальный зал » Жизнь в диалогах о любви

Жизнь в диалогах о любви

Психолог Ирина Рахимова о том, как возрождаются семьи

«Православная медицина», «православная психология» – эти словосочетания вошли в нашу жизнь. Часто встречаются подмены. Но и примеры настоящего врачевания – тела, души – перед глазами.
Жизнь в диалогах о любви

С определением «православная медицина» все-таки куда понятнее. Священники-врачи сформулировали его примерно так: «Православный врач всегда попробует разглядеть, в первую очередь, не пораженный орган, а душу больного. Отталкиваясь от души, легче не только распознать истинные причины болезни, но и установить тот самый дефицитный ныне контакт с пациентом. Правда, лечить своего больного православный врач все равно будет теми же таблетками, что и его коллега – врач-атеист. Или мусульманин. Или лютеранин»...
А православная психология? Она оказалась не только востребована, но все больше ориентирована на решение семейных проблем. Но зачем вообще верующему человеку психолог? Об этом – наша беседа с руководителем Психологического центра «Православная семья» (https://vk.com/club40686306) Ириной Рахимовой.

- Ирина Анатольевна, что такое православная психология? Почему поневоле напрашивается противопоставление?
- Этот вопрос задают многие. Необходимость в терминологии есть потому, что параллели между светской психологией и православной действительно существуют. Знаете, что часто бросается в глаза? Многие приходящие к православным психологам говорят о том, что они уже пострадали от советов психолога неправославного. «Разлюбили вторую половину? Зачем склеивать разрушаемое? С учетом жизненного опыта, вперед – к новым исканиям!». Или, например, советы, не разводясь, заводить связи на стороне. Вроде бы, и семья сохраняется, и появляется шанс для «самовыражения». Женщинам часто советуют быть стервозными. Якобы именно стервозность – как охранная грамота для защиты своих личных границ.
Многих людей, близких к православию, считающих себя православными, такие советы, как минимум, смущают и создают «кашу» в головах. В итоге некоторых наших подопечных приходится реабилитировать… от психологов. Точнее, восстанавливать нравственное и психическое здоровье.
В светской психологии встречается еще одна серьезная опасность: подчас психологи отыгрывают на пациентах свои собственные личностные проблемы. Специалист не только не помогает человеку – он добивает своего подопечного. Сваливает в духовную яму. Или, как принято сейчас говорить, в депрессию.
Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя говорить, что все светские психологи – плохие. Или, наоборот, все православные – хорошие.
- В чем принципиальное отличие?
- Самое главное – в том, что православный психолог уже находится в определенной системе координат. По-хорошему жесткой и изначально честной: что я исповедаю, то и проповедую. Православный психолог работает, руководствуясь не только профессиональными навыками, но и своим личным духовным опытом. Духовный опыт – как платформа.
Моя задача – растолковывать людям простые, элементарные вещи. Если речь идет о семейной психологии, то православие давно ответило на вопрос, что такое нормальная традиционная семья. Поэтому православный психолог пришедшую на консультацию супружескую пару сразу же спрашивает: «Для чего вам нужна семья? Куда вы идете?».
Простые вопросы? Даже примитивные! Но еще больше удивляют ответы. Редко супруги знают, почему они вместе и куда идут. Для православного психолога, в отличие от светского, это уже сигнал.
- Какой?
- Без цели, без миссии ни один проект не может успешно осуществиться. А семья – это тоже проект. Изучая современную литературу по семейной психологии, я с удивлением обнаружила, что там, помимо банального «семья – ячейка общества», часто утверждается: на протяжении совместной жизни семья решает ряд… функций. Например, завести ребенка, вырастить и дать ему образование, построить дом и т.д. Кто бы спорил! Функции, задачи надо выполнять и решать. Но как их решать, если двое не знают изначально, во имя чего они вместе?!
- Почему? Правильный ответ?
- Правильный? Он, наверное, всегда из двух половинок. «Мы вместе потому, что я люблю тебя», - говорит одна половинка. «Нет! – отвечает другая. – Потому что я люблю тебя!». Миссия… Любовь, что Господь дал обоим, надо преумножить и принести потом Богу. Как в притче про таланты. Любовь – это и есть талант, который мы должны в себе развить.
- Другими словами, в современном семейном доме любовь – это «пятый угол»?
- Зачастую именно так. А задача психолога – доказать, что это вообще не угол. Это фундамент дома. Здесь и возникают параллели между светской психологией и православной. Часто многие люди, которым сложно примириться и идти дальше вместе, возражают: «Я разлюбил одного человека и полюбил другого. Но это же любовь!». К чему сопротивляться, дескать?
Простите, давайте разбирать. Ты клялся в верности своему избраннику, когда женился? Клялся! В любом случае, это соглашение, формальное оно или нет. Чувства остыли? Значит, как минимум, человек расписывается в собственной неполноценности. Даже не потому, что нарушил слово. Потому, что не смог раскрыть в себе эту махину, мощь под названием «любовь».
- Но ценность слов давно поменялась.
- Ну да, синонимы - «секс» и «любовь»… Гастрономия – тоже «любовь». У каждого в голове сегодня – своя любовь. Но так и задача усложняется и упрощается одновременно: понять, что такое любовь. Любовь – одна. Как та же самая истина. Их не бывает два десятка, хоть каждый и претендует на свое определение.
Влюбленность, страсть не стоит путать с любовью. Любовь – это символ вечности, она неизменна. Она не уходит никогда. Поэтому ее важно понять, почувствовать – через того человека, которого выбрали. При постоянной смене партнеров не понять любви.
Помню, Патриарх Кирилл проводил встречу с молодежью. К нему подошла молоденькая пара. Радостные: «Мы скоро поженимся. Благословите!». Патриарх вдруг спрашивает парня: «А ты готов, например, к тому, что твоя жена может стать инвалидом?». Тот откровенно замялся. «Приходите за благословением через два месяца», - сказал Патриарх. Никто не пришел…
- Считается, что мужчины сегодня куда инфантильнее женщин. Вы с этим согласны?
- Я бы не стала делать мужчин крайними. Я вообще против клише. Мы все сегодня инфантильны. Женская эмансипированность – тоже разновидность инфантильности, несостоятельности.
Детскость свойственна всем, кто неспособен самостоятельно обсуждать и, тем более, решать серьезные проблемы. Если поможет в этом деле психолог, слава Богу.
Поэтому и важен вопрос – о миссии семьи. Он – «ключ» и тест одновременно. Тест потому, что на него есть правильный ответ. Если мужчина отвечает на него неправильно, уже понятно, что ситуация в семье крайне нестабильна. И дальше будет подвержена спонтанности, стихийности, неопределенности. Конечно, такая семья в дальнейшем неуспешна. Успех семьи в огромной степени зависит от мужчины, который хоть на полшага, но должен быть впереди. Это традиционная семейная схема: Бог-муж-жена, и потом уже все остальные. Может быть, в непонимании этой истины – истоки инфантильности?
- Почему все-таки так много «подкаблучников»?
- Женщины бессознательно пытаются завоевать лидерство. И это также проблема двоих: она стремится к реальному лидерству, а ему так удобно. В итоге – вторичная выгода для обоих. Говорить, кто больше виноват, бесполезно. Кстати, к психологам и приходят, начиная со слов: «Он во всем виноват». Или «она виновата». Но когда ты сам честно не определишь долю собственной вины за сложившуюся ситуацию, движения не будет.
- Если я вас правильно понимаю, в такой ситуации светский психолог может посоветовать человеку: «Меняй партнера»? Вы же уверены в обратном: в первую очередь, менять себя?
- Именно! Причем начинать надо с умения слушать вторую половину. Сегодня конфликты начинаются классически: «Ты все сказал? Ты договорил?». «Да, всё!». «Ах, так?!». И развивается противостояние. А слушать близкого, анализировать, делать правильные выводы – к этому глубокому пониманию пути мало кто готов.
- Что такое семейная жизнь, с точки зрения психологии?
- Череда нормативных и ненормативных конфликтов. Семья на протяжении всей жизни будет постоянно сталкиваться с кризисными ситуациями или «сложившимися обстоятельствами».
Нормативные конфликты – когда, например, кто-то из семьи теряет работу, денег отчаянно не хватает. Или кто-то из двоих заболел. Или изменил.
Ненормативные конфликты – «форс-мажорные» ситуации. Катастрофы, например, которые напрямую коснулись семьи.
Задача семьи – справиться со всеми этими ситуациями. А какие-то – просто не допустить. Измену, например. Или болезнь – свою или супруга. Ведь о здоровье мы не привыкли заботиться.
- Люди сегодня и нормативные ситуации воспринимают как катастрофу и «разруху».
- Это так. И это тоже следствие инфантилизма. На самом деле, в самой науке – в семейной психологии – все трудности заложены, предусмотрены. Семья на протяжении своей жизни проходит определенные жизненные циклы, фазы развития. Это развивающийся организм. Именно конфликт (хотя он противоестественен, с точки зрения духовной), трудность, испытание может стать отправной точкой возрождения семьи. Православный психолог обязан помнить об этом.
- Ирина Анатольевна, но ведь это прописные истины. Неужели их вообще надо доносить до людей?
- Конечно, надо! Прописные истины? Далеко не для всех. Семьи разрушены изнутри, больны. Люди подчас беспомощны, как дети. Причем как дети, легко ранимые и тонко чувствующие. Они приходят за поддержкой в церковь. Или приходят к психологам. У них потребность высказаться. Вот только не о себе, не о своем соучастии в грехе. Наоборот!
Задача православного психолога, прежде всего, слушать. Как часто поначалу я слышу от своих подопечных: «Наконец-то я выговорился! И мне легко!». Светским психологам часто нет времени слушать пациентов. Тем более, делать правильные выводы и давать действенные советы.
- А «православная специфика» в вашей работе присутствует?
- Да. Часто, например, слышу: «Я каюсь, исповедаюсь, а толку никакого». А знаете, какая проблема у человека? Мазохизм! В нем так укоренилась потребность чувствовать себя виноватым, - близкие постоянно «пилят», - что приобретает ненормальные формы. Спрашиваю человека: «Раз вы каялись, вы думаете, что Бог вас не простил?». «Да я сам себя не простил!» - слышу в ответ. Стоп, почему человек выше Господа себя ставит? На исповеди прощаются и разрешаются грехи: будь свободен и больше не греши – вот смысл исповеди.
- Мазохизм и эгоизм шагают вместе?
- Конечно. Человек ведь эгоистически зациклен на себе. На самом деле, так называемые «комплексы» у православных те же, что у обычных обывателей. Специфика? Да, добавляется. Самая распространенная проблема – ходить по старцам, по духовникам. С одной стороны, она легко может перерасти в разновидность «духовного блуда». С другой, это чистой воды психологическая «задачка» – проблема неуверенности человека в себе. Разве кто-то примет за тебя решение? Да никто.
- С «беготней по старцам» всё более или менее понятно. Бегают не за ответом на вопрос «Что делать?». Люди просто хотят получить всё и сразу, не прилагая к этому никаких усилий. Этакое «По щучьему велению» на современный лад.
- Да, люди не хотят сегодня, сейчас жить каждой минутой. Не понимают: чтобы было завтра и чтобы оно было благополучным для твоей семьи, именно ты должен созидать его сегодня. Зато сколько усилий прилагается, чтобы мотаться по духовным обителям в поисках «своего» батюшки! Собственно, за таким же «чудом» многие приходят и к нам: «Может, мне здесь все быстренько растолкуют, но при этом сам я трудиться не буду?».
«Хождение по старцам» часто трансформируется и в претензии – уже к самим батюшкам. Вообще я много слышу «обид» на священников: «Вот он нас повенчал, а мы не подходим друг другу! Куда он смотрел?». Простите, но куда смотрите сейчас вы? Разве вы не знаете, что семейная жизнь – это испытание для двоих?
- Это непонимание - тоже результат инфантильности и безответственности? «Предисловие» предательства?
- Видимо, да. У Антония Сурожского есть такое определение любви: «Любовь – это ответственность».
«Сегодня она есть, а завтра нет», - слышу я очень часто. Значит, это не любовь, а влюбленность. Точнее, страсть. «Любовь» без ответственности – всегда страсть.
Кстати, влюбленность способна перерасти в любовь, если ей «приоткрыть дверцу». Этот момент важно четко для себя определить! Принять и не спихивать с себя этот крестик. И дальше вперед идти с улыбкой. И с крестиком. Вот это как раз и есть миссия. Самая важная в жизни человека: раз и навсегда! «Несмотря ни на что, мы с тобою – вместе! - «трубим» по полной программе, от начала и до конца»!

 

Серафим Берестов («Солдатский храм») (https://vk.com/ruvoin)

Сергей Турченко
14 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 августа
вторник
2019

В этот день:

Взятие Нарвы Петром Первым

20 августа 1704 года во время Северной войны штурмом взята шведская крепость Нарва.

Взятие Нарвы Петром Первым

20 августа 1704 года во время Северной войны штурмом взята шведская крепость Нарва.

Во время штурма русские потеряли 350 человек убитыми и 1340 ранеными. Шведы только убитыми потеряли 1,3 тыс. человек. Военная добыча русских составила 80 медных и 400 чугунных орудий, 11 000 ружей, 1300 пар пистолетов, во множестве снаряды и продовольствие. Принявший активное участие в штурме А. Д. Меншиков получил звание генерал-поручика и назначен губернатором Нарвы. 11 сентября жители Нарвы присягнули на верность Петру.

Битва под Гумбинненом

20 августа 1914 года в ходе Первой мировой войны русские войска разбили германцев под Гумбинненом.

Битва под Гумбинненом

20 августа 1914 года в ходе Первой мировой войны русские войска разбили германцев под Гумбинненом.

Битва разыгралась на фронте 50 км от г. Гумбиннен до г. Гольдап. Соотношение сил перед сражением было не в пользу русской армии, которая имела: 6,5 пехотных и 1,5 кавалерийских дивизии (63,8 тыс. бойцов, 380 орудий, 252 пулемета). Германцы располагали 8,5 пехотными и 1 кавалерийской дивизией немцев (74,5 тыс. чел., 408 легких и 44 тяжелых орудия — по другим данным 508 орудий, 224 пулемета). Но мужество и смелость русских войск обеспечила победу. Английский премьер-министр Уинстон Черчилль о победе русских войск под Гумбинненом писал: «Очень немногие слышали о Гумбиннене, и почти никто не оценил ту замечательную роль, которую сыграла эта победа. Русские контратаки 3-го корпуса, тяжелые потери Макензена вызвали в 8-й армии панику, она покинула поле сражения, оставив своих убитых и раненых, она признала факт, что была подавлена мощью России».

 

Сражение на реке Ханхин-Гол

20 августа 1939 года началась контрнаступательная операция советско-монгольских войск по разгрому японских войск в районе реки Халкин-Гол.

Сражение на реке Ханхин-Гол

20 августа 1939 года началась контрнаступательная операция советско-монгольских войск по разгрому японских войск в районе реки Халкин-Гол.

Предыстория такова. В 1932 году завершилась оккупация Маньчжурии японскими войсками. На оккупированной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-го, которое планировалось использовать как плацдарм для дальнейшей агрессии против Китая, Монголии и СССР.

Начало военному конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией, хотя граница проходила на 20-25 км восточнее. Мелкие приграничные стычки день за днем учащались и расширялись, грозя перерасти в масштабную войну. В соответствии с договором о взаимопомощи между Монголией и СССР части Красной Армии пришли на выручку монгольским военным. Сталин потребовал, не доводя дело до масштабной войны, стремительно разгромить японского агрессора, назначив Г.К. Жукова руководить операцией. К началу советского контрнаступления 1-я армейская группировка Жукова имела в своём составе около 57 тысяч человек, 542 орудия и миномёта, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолётов, противостоящая ей японская группировка — в общей сложности насчитывала более 75 тысяч человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 700 самолётов

Тем не менее к 26 августа Жуков завершил полное окружение японской армии. После этого началось её дробление отсекающими ударами и уничтожение по частям. Красная Армия в качестве трофеев захватила 100 автомашин, 30 тяжёлых и 145 полевых орудий, 42 тыс. снарядов, 115 станковых и 225 ручных пулемётов, 12 тысяч винтовок и около 2 млн патронов, много другого военного имущества. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о прекращении военных действий на монгольско-маньчжурской границе. 15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий.

Создание «атомного» комитета в СССР

20 августа 1945 года постановлением Государственного комитета обороны был создан специальный сверхсекретный комитет при ГКО для руководства работами по использованию атомной энергии урана, включая производство атомной бомбы.

Создание «атомного» комитета в СССР

20 августа 1945 года постановлением Государственного комитета обороны был создан специальный сверхсекретный комитет при ГКО для руководства работами по использованию атомной энергии урана, включая производство атомной бомбы.

Председателем комитета был назначен Лаврентий Берия, а его членами – Г. Маленков, Н. Вознесенский, Б. Ванников, А. Завенягин, ученые-физики Петр Капица и Игорь Курчатов.

В состав Технического совета вошли крупные ученые И.Вознесенский, А. Иоффе, П.Капица, И.Курчатов, Ю.Харитон. Советское руководство, после преступного применения США ядерного оружия против мирных японских городов Хиросима и Нагасаки, стремилось любой ценой ускорить испытание первой атомной бомбы.

К 1946 году Ю.Харитоном было подготовлено тактико-техническое задание на первую советскую атомную бомбу. Для его выполнения в 1946 году был создан первый в стране научно-исследовательский центр по разработке и созданию атомного оружия. Летом 1948 года под Челябинском завершилось сооружение первого промышленного атомного реактора. Через несколько месяцев заработал радиохимический завод по выделению плутония из урана. 29 августа 1949 года на ядерном полигоне под Семипалатинском был произведен взрыв первой в СССР атомной бомбы.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение