RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Святая летопись страны
1 августа 2014 г.

Святая летопись страны

Продолжаем публиковать стихотворения, присланные на конкурс патриотической поэзии
Скорость стрелы времени
14 апреля 2015 г.

Скорость стрелы времени

Изменяется ли интенсивность протекания Истории по мере приближения к Концу света
Великий бас Советского Союза
4 января 2015 г.

Великий бас Советского Союза

6 января 2005 года ушел из жизни народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов: как человек, он был всякий, как певец - выдающийся
Тайны Нюрнберга
20 ноября 2017 г.

Тайны Нюрнберга

20 ноября 1945 года начался судебный процесс над главными фашистскими преступниками, материалы которого до сих пор полностью не опубликованы
Страшная правда о «бескровной смуте»
13 мая 2016 г.

Страшная правда о «бескровной смуте»

12 мая 2016 года в Союзе писателей России состоялась презентация уникального сборника, содержащего фотодокументы, многие из которых ранее не публиковались
Главная » Читальный зал » Жизнь в диалогах о любви

Жизнь в диалогах о любви

Психолог Ирина Рахимова о том, как возрождаются семьи

«Православная медицина», «православная психология» – эти словосочетания вошли в нашу жизнь. Часто встречаются подмены. Но и примеры настоящего врачевания – тела, души – перед глазами.
Жизнь в диалогах о любви

С определением «православная медицина» все-таки куда понятнее. Священники-врачи сформулировали его примерно так: «Православный врач всегда попробует разглядеть, в первую очередь, не пораженный орган, а душу больного. Отталкиваясь от души, легче не только распознать истинные причины болезни, но и установить тот самый дефицитный ныне контакт с пациентом. Правда, лечить своего больного православный врач все равно будет теми же таблетками, что и его коллега – врач-атеист. Или мусульманин. Или лютеранин»...
А православная психология? Она оказалась не только востребована, но все больше ориентирована на решение семейных проблем. Но зачем вообще верующему человеку психолог? Об этом – наша беседа с руководителем Психологического центра «Православная семья» (https://vk.com/club40686306) Ириной Рахимовой.

- Ирина Анатольевна, что такое православная психология? Почему поневоле напрашивается противопоставление?
- Этот вопрос задают многие. Необходимость в терминологии есть потому, что параллели между светской психологией и православной действительно существуют. Знаете, что часто бросается в глаза? Многие приходящие к православным психологам говорят о том, что они уже пострадали от советов психолога неправославного. «Разлюбили вторую половину? Зачем склеивать разрушаемое? С учетом жизненного опыта, вперед – к новым исканиям!». Или, например, советы, не разводясь, заводить связи на стороне. Вроде бы, и семья сохраняется, и появляется шанс для «самовыражения». Женщинам часто советуют быть стервозными. Якобы именно стервозность – как охранная грамота для защиты своих личных границ.
Многих людей, близких к православию, считающих себя православными, такие советы, как минимум, смущают и создают «кашу» в головах. В итоге некоторых наших подопечных приходится реабилитировать… от психологов. Точнее, восстанавливать нравственное и психическое здоровье.
В светской психологии встречается еще одна серьезная опасность: подчас психологи отыгрывают на пациентах свои собственные личностные проблемы. Специалист не только не помогает человеку – он добивает своего подопечного. Сваливает в духовную яму. Или, как принято сейчас говорить, в депрессию.
Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя говорить, что все светские психологи – плохие. Или, наоборот, все православные – хорошие.
- В чем принципиальное отличие?
- Самое главное – в том, что православный психолог уже находится в определенной системе координат. По-хорошему жесткой и изначально честной: что я исповедаю, то и проповедую. Православный психолог работает, руководствуясь не только профессиональными навыками, но и своим личным духовным опытом. Духовный опыт – как платформа.
Моя задача – растолковывать людям простые, элементарные вещи. Если речь идет о семейной психологии, то православие давно ответило на вопрос, что такое нормальная традиционная семья. Поэтому православный психолог пришедшую на консультацию супружескую пару сразу же спрашивает: «Для чего вам нужна семья? Куда вы идете?».
Простые вопросы? Даже примитивные! Но еще больше удивляют ответы. Редко супруги знают, почему они вместе и куда идут. Для православного психолога, в отличие от светского, это уже сигнал.
- Какой?
- Без цели, без миссии ни один проект не может успешно осуществиться. А семья – это тоже проект. Изучая современную литературу по семейной психологии, я с удивлением обнаружила, что там, помимо банального «семья – ячейка общества», часто утверждается: на протяжении совместной жизни семья решает ряд… функций. Например, завести ребенка, вырастить и дать ему образование, построить дом и т.д. Кто бы спорил! Функции, задачи надо выполнять и решать. Но как их решать, если двое не знают изначально, во имя чего они вместе?!
- Почему? Правильный ответ?
- Правильный? Он, наверное, всегда из двух половинок. «Мы вместе потому, что я люблю тебя», - говорит одна половинка. «Нет! – отвечает другая. – Потому что я люблю тебя!». Миссия… Любовь, что Господь дал обоим, надо преумножить и принести потом Богу. Как в притче про таланты. Любовь – это и есть талант, который мы должны в себе развить.
- Другими словами, в современном семейном доме любовь – это «пятый угол»?
- Зачастую именно так. А задача психолога – доказать, что это вообще не угол. Это фундамент дома. Здесь и возникают параллели между светской психологией и православной. Часто многие люди, которым сложно примириться и идти дальше вместе, возражают: «Я разлюбил одного человека и полюбил другого. Но это же любовь!». К чему сопротивляться, дескать?
Простите, давайте разбирать. Ты клялся в верности своему избраннику, когда женился? Клялся! В любом случае, это соглашение, формальное оно или нет. Чувства остыли? Значит, как минимум, человек расписывается в собственной неполноценности. Даже не потому, что нарушил слово. Потому, что не смог раскрыть в себе эту махину, мощь под названием «любовь».
- Но ценность слов давно поменялась.
- Ну да, синонимы - «секс» и «любовь»… Гастрономия – тоже «любовь». У каждого в голове сегодня – своя любовь. Но так и задача усложняется и упрощается одновременно: понять, что такое любовь. Любовь – одна. Как та же самая истина. Их не бывает два десятка, хоть каждый и претендует на свое определение.
Влюбленность, страсть не стоит путать с любовью. Любовь – это символ вечности, она неизменна. Она не уходит никогда. Поэтому ее важно понять, почувствовать – через того человека, которого выбрали. При постоянной смене партнеров не понять любви.
Помню, Патриарх Кирилл проводил встречу с молодежью. К нему подошла молоденькая пара. Радостные: «Мы скоро поженимся. Благословите!». Патриарх вдруг спрашивает парня: «А ты готов, например, к тому, что твоя жена может стать инвалидом?». Тот откровенно замялся. «Приходите за благословением через два месяца», - сказал Патриарх. Никто не пришел…
- Считается, что мужчины сегодня куда инфантильнее женщин. Вы с этим согласны?
- Я бы не стала делать мужчин крайними. Я вообще против клише. Мы все сегодня инфантильны. Женская эмансипированность – тоже разновидность инфантильности, несостоятельности.
Детскость свойственна всем, кто неспособен самостоятельно обсуждать и, тем более, решать серьезные проблемы. Если поможет в этом деле психолог, слава Богу.
Поэтому и важен вопрос – о миссии семьи. Он – «ключ» и тест одновременно. Тест потому, что на него есть правильный ответ. Если мужчина отвечает на него неправильно, уже понятно, что ситуация в семье крайне нестабильна. И дальше будет подвержена спонтанности, стихийности, неопределенности. Конечно, такая семья в дальнейшем неуспешна. Успех семьи в огромной степени зависит от мужчины, который хоть на полшага, но должен быть впереди. Это традиционная семейная схема: Бог-муж-жена, и потом уже все остальные. Может быть, в непонимании этой истины – истоки инфантильности?
- Почему все-таки так много «подкаблучников»?
- Женщины бессознательно пытаются завоевать лидерство. И это также проблема двоих: она стремится к реальному лидерству, а ему так удобно. В итоге – вторичная выгода для обоих. Говорить, кто больше виноват, бесполезно. Кстати, к психологам и приходят, начиная со слов: «Он во всем виноват». Или «она виновата». Но когда ты сам честно не определишь долю собственной вины за сложившуюся ситуацию, движения не будет.
- Если я вас правильно понимаю, в такой ситуации светский психолог может посоветовать человеку: «Меняй партнера»? Вы же уверены в обратном: в первую очередь, менять себя?
- Именно! Причем начинать надо с умения слушать вторую половину. Сегодня конфликты начинаются классически: «Ты все сказал? Ты договорил?». «Да, всё!». «Ах, так?!». И развивается противостояние. А слушать близкого, анализировать, делать правильные выводы – к этому глубокому пониманию пути мало кто готов.
- Что такое семейная жизнь, с точки зрения психологии?
- Череда нормативных и ненормативных конфликтов. Семья на протяжении всей жизни будет постоянно сталкиваться с кризисными ситуациями или «сложившимися обстоятельствами».
Нормативные конфликты – когда, например, кто-то из семьи теряет работу, денег отчаянно не хватает. Или кто-то из двоих заболел. Или изменил.
Ненормативные конфликты – «форс-мажорные» ситуации. Катастрофы, например, которые напрямую коснулись семьи.
Задача семьи – справиться со всеми этими ситуациями. А какие-то – просто не допустить. Измену, например. Или болезнь – свою или супруга. Ведь о здоровье мы не привыкли заботиться.
- Люди сегодня и нормативные ситуации воспринимают как катастрофу и «разруху».
- Это так. И это тоже следствие инфантилизма. На самом деле, в самой науке – в семейной психологии – все трудности заложены, предусмотрены. Семья на протяжении своей жизни проходит определенные жизненные циклы, фазы развития. Это развивающийся организм. Именно конфликт (хотя он противоестественен, с точки зрения духовной), трудность, испытание может стать отправной точкой возрождения семьи. Православный психолог обязан помнить об этом.
- Ирина Анатольевна, но ведь это прописные истины. Неужели их вообще надо доносить до людей?
- Конечно, надо! Прописные истины? Далеко не для всех. Семьи разрушены изнутри, больны. Люди подчас беспомощны, как дети. Причем как дети, легко ранимые и тонко чувствующие. Они приходят за поддержкой в церковь. Или приходят к психологам. У них потребность высказаться. Вот только не о себе, не о своем соучастии в грехе. Наоборот!
Задача православного психолога, прежде всего, слушать. Как часто поначалу я слышу от своих подопечных: «Наконец-то я выговорился! И мне легко!». Светским психологам часто нет времени слушать пациентов. Тем более, делать правильные выводы и давать действенные советы.
- А «православная специфика» в вашей работе присутствует?
- Да. Часто, например, слышу: «Я каюсь, исповедаюсь, а толку никакого». А знаете, какая проблема у человека? Мазохизм! В нем так укоренилась потребность чувствовать себя виноватым, - близкие постоянно «пилят», - что приобретает ненормальные формы. Спрашиваю человека: «Раз вы каялись, вы думаете, что Бог вас не простил?». «Да я сам себя не простил!» - слышу в ответ. Стоп, почему человек выше Господа себя ставит? На исповеди прощаются и разрешаются грехи: будь свободен и больше не греши – вот смысл исповеди.
- Мазохизм и эгоизм шагают вместе?
- Конечно. Человек ведь эгоистически зациклен на себе. На самом деле, так называемые «комплексы» у православных те же, что у обычных обывателей. Специфика? Да, добавляется. Самая распространенная проблема – ходить по старцам, по духовникам. С одной стороны, она легко может перерасти в разновидность «духовного блуда». С другой, это чистой воды психологическая «задачка» – проблема неуверенности человека в себе. Разве кто-то примет за тебя решение? Да никто.
- С «беготней по старцам» всё более или менее понятно. Бегают не за ответом на вопрос «Что делать?». Люди просто хотят получить всё и сразу, не прилагая к этому никаких усилий. Этакое «По щучьему велению» на современный лад.
- Да, люди не хотят сегодня, сейчас жить каждой минутой. Не понимают: чтобы было завтра и чтобы оно было благополучным для твоей семьи, именно ты должен созидать его сегодня. Зато сколько усилий прилагается, чтобы мотаться по духовным обителям в поисках «своего» батюшки! Собственно, за таким же «чудом» многие приходят и к нам: «Может, мне здесь все быстренько растолкуют, но при этом сам я трудиться не буду?».
«Хождение по старцам» часто трансформируется и в претензии – уже к самим батюшкам. Вообще я много слышу «обид» на священников: «Вот он нас повенчал, а мы не подходим друг другу! Куда он смотрел?». Простите, но куда смотрите сейчас вы? Разве вы не знаете, что семейная жизнь – это испытание для двоих?
- Это непонимание - тоже результат инфантильности и безответственности? «Предисловие» предательства?
- Видимо, да. У Антония Сурожского есть такое определение любви: «Любовь – это ответственность».
«Сегодня она есть, а завтра нет», - слышу я очень часто. Значит, это не любовь, а влюбленность. Точнее, страсть. «Любовь» без ответственности – всегда страсть.
Кстати, влюбленность способна перерасти в любовь, если ей «приоткрыть дверцу». Этот момент важно четко для себя определить! Принять и не спихивать с себя этот крестик. И дальше вперед идти с улыбкой. И с крестиком. Вот это как раз и есть миссия. Самая важная в жизни человека: раз и навсегда! «Несмотря ни на что, мы с тобою – вместе! - «трубим» по полной программе, от начала и до конца»!

 

Серафим Берестов («Солдатский храм») (https://vk.com/ruvoin)

Сергей Турченко
14 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 февраля
пятница
2020

В этот день:

Кадетский корпус

28 февраля 1732 в Петербурге открылся Кадетский корпус

Кадетский корпус

28 февраля 1732 в Петербурге открылся Кадетский корпус

Он совмещал в своей учебной программе общеобразовательный и военно-специальный курсы, и выпускал окончивших курс непосредственно в офицеры. Вследствие этого, кадеты должны были не только усвоить учебную программу, но и настолько ознакомиться со строевой службой, чтобы сразу же после поступления в полк быть способным командовать вверенными им подразделениями рядовых солдат.

 

Морская гвардия

28 февраля 1810 года образован Гвардейский экипаж.

Морская гвардия

28 февраля 1810 года образован Гвардейский экипаж.

Он был сформирован по штату гвардейского батальона (4 строевые роты, нестроевая команда, музыкантский хор и артиллерийская команда общей численностью 434 человека). Предназначался для комплектования команд и обслуживания придворных яхт и гребных судов, а также придворной и гарнизонной караульной службы. Однако принимал активное участие в военных кампаниях: в 1813—1814 гг в составе шести рот и артиллерийской команды состоял при Действующей армии и выполнял функции понтонного батальона (строил, исправлял и уничтожал мосты), тогда же в качестве пехотной части принимал участие в делах под Бауценом и Кульмом, в 1814 году вступил в Париж; в 1828 году был направлен в действующую армию, участвовал в штурме Варны, использовался в качестве морской пехоты; в 1831 году 6-я рота участвовала в подавлении польского мятежа 1831 года в качестве понтонной части (обеспечение переправ); в кампанию 1854-56 годов чины экипажа участвовали в боевых действиях как морская часть, составляя экипажи морских кораблей Балтийского флота; в 1905 году часть экипажа участвовала в Цусимском сражении.

 

Военные воздухоплаватели

28 февраля 1885 года в Петербурге создана Кадровая команда военных воздухоплавателей.

Военные воздухоплаватели

28 февраля 1885 года в Петербурге создана Кадровая команда военных воздухоплавателей.

 Это был центр по изучению, испытанию и созданию летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров, дирижаблей, аэростатов.

Главный артиллерист СССР

28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич ВОРОНОВ, главный маршал артиллерии.

Главный артиллерист СССР

28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич ВОРОНОВ, главный маршал артиллерии.

  В 1937 году он был назначен начальником артиллерии РККА, сменив расстрелянного по делу Тухачевского 10 сентября 1937 года комдива Н. М. Роговского.

После вступления на должность начальника артиллерии РККА Николай Воронов начал работу по модернизации артиллерии РККА и уже в ноябре 1937 года на столе у наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова лежала докладная записка, содержащая широкую программу оснащения артиллерии разведывательной техникой, создания новой звукометрической станции обнаружения, усовершенствования и разработки новых образцов артиллерии тяжёлой и большой мощности, развития зенитной и самоходной артиллерии и развития средств механической тяги. Решение этих задач способствовало тому, что артиллерия была хорошо подготовлена к Великой Отечественной войне.

Герой России Александр Зенин

28 февраля 1994 года полковнику авиации в отставке Зенину Александру Ивановичуюприсвоено звание Героя России.

Герой России Александр Зенин

28 февраля 1994 года полковнику авиации в отставке Зенину Александру Ивановичуюприсвоено звание Героя России.

 

Александр Иванович родился 17 августа 1921 года в селе Дединово (ныне Луховицкий район Московской области). Русский. Окончил среднюю школу в Москве и Московский аэроклуб.

В апреле 1940 года был призван в РККА Кировским райвоенкоматом Москвы. Направлен в Олсуфьевскую военную авиационную школу летчиков (Брянская область), впоследствии переведен в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, окончил её в 1941 году.

С началом Великой Отечественной войны на фронт не попал, в составе 34-го запасного авиационного полка в Ижевске занимался переучиванием на Ил-2.
Только в мае 1943 года Александр Зенин направлен в действующую армию. В составе 704-го штурмового авиационного полка воевал на Западном, Калининском и 2-м Украинском фронтах.

В сентябре 1943 года за массовый героизм личного состава полку было вручено гвардейское знамя, и он был переименован в 131-й гвардейский штурмовой полк. Сам командир звена 131-го гвардейского Будапештского ордена Суворова штурмового авиационного полка Александр Зенин в боях проявлял личное мужество и воинское мастерство. В воздушном бою 31 мая 1944 года закрыл своим штурмовиком поврежденный самолет командира полка от огня вражеского истребителя, спас командира от верной гибели.

За два года на войне совершил 156 боевых вылетов на штурмовку войск противника, уничтожил 12 танков, 37 автомашин, 7 орудий и 5 железнодорожных эшелонов врага. На речных и озерных коммуникациях потопил 4 баржи и 3 катера противника. В воздушных боях сбил 2 самолета врага лично. Уничтожено и рассеяно до 800 солдат и офицеров противника. Трижды был ранен в боях, но каждый раз возвращался в строй.

Командованием полка представлялся к присвоению звания «Герой Советского Союза», но представление по какой-то причине не было реализовано.

После окончания войны продолжил службу в ВВС СССР. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Много лет трудился на преподавательской работе в Военно-Воздушной академии и в Московском авиационном технологическом институте.

В 1972 году уволен в запас в звании полковника. Долгое время работал военруком в одной из московских школ.

Указом президента Российской Федерации № 400 от 28 февраля 1994 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов полковнику авиации в отставке Зенину Александру Ивановичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Умер 16 апреля 1999 года. Похоронен на Востряковском кладбище Москвы.

 

Подводник Лев Столяров

28 февраля 1992 года скончался контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров.

Подводник Лев Столяров

28 февраля 1992 года скончался контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров.

Он родился 2 января 1930 г. в Калужской области в семье рабочего. После школы работал слесарем-ремонтником на железнодорожной станции Калуга. В 1953 г. он окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище, служил на Северном и Тихоокеанском флотах. Столяров командовал атомной подводной лодкой К-133 Северного флота. Экипаж атомохода участвовал в знаменитом групповом кругосветном плавании, проложившем путь атомным подводным лодкам Военно-Морского Флота СССР из Атлантики в Тихий океан через пролив Дрейка. За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану 2 ранга Л.Н.Столярову в 1966 г. присвоено звание Герой Советского Союза. В 1970 г. Лев Николаевич окончил командный факультет Военно-морской академии. В 1979-1990 гг. Столяров был начальником Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Он был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями. Скончался в Санкт-Петербурге.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение