RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Столкновение в пучине Тихого океана (документальная повесть)
8 марта 2013 г.

Столкновение в пучине Тихого океана (документальная повесть)

Операция «Дженифер»: как американцы пытались украсть советскую подводную лодку
Вставай, страна огромная!
23 июня 2013 г.

Вставай, страна огромная!

24 июня 1941 года начала свой героический путь самая общенародная, самая вдохновляющая на отпор врагу песня Великой Отечественной войны
Час исповедальный...
2 июня 2017 г.

Час исповедальный...

В этом году исполняется 15 лет как ушёл в мир иной интересный поэт и замечательный человек Юрий Николаевич БЕЛИЧЕНКО.
Патриарх Кирилл: Россия у черты
31 октября 2013 г.

Патриарх Кирилл: Россия у черты

"Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России"
Посмертная пенсия
23 сентября 2015 г.

Посмертная пенсия

Глава минфина РФ предлагает решать накопленные его ведомством проблемы за счет «доживающего» поколения
Главная » Читальный зал » Жизнь в диалогах о любви

Жизнь в диалогах о любви

Психолог Ирина Рахимова о том, как возрождаются семьи

«Православная медицина», «православная психология» – эти словосочетания вошли в нашу жизнь. Часто встречаются подмены. Но и примеры настоящего врачевания – тела, души – перед глазами.
Жизнь в диалогах о любви

С определением «православная медицина» все-таки куда понятнее. Священники-врачи сформулировали его примерно так: «Православный врач всегда попробует разглядеть, в первую очередь, не пораженный орган, а душу больного. Отталкиваясь от души, легче не только распознать истинные причины болезни, но и установить тот самый дефицитный ныне контакт с пациентом. Правда, лечить своего больного православный врач все равно будет теми же таблетками, что и его коллега – врач-атеист. Или мусульманин. Или лютеранин»...
А православная психология? Она оказалась не только востребована, но все больше ориентирована на решение семейных проблем. Но зачем вообще верующему человеку психолог? Об этом – наша беседа с руководителем Психологического центра «Православная семья» (https://vk.com/club40686306) Ириной Рахимовой.

- Ирина Анатольевна, что такое православная психология? Почему поневоле напрашивается противопоставление?
- Этот вопрос задают многие. Необходимость в терминологии есть потому, что параллели между светской психологией и православной действительно существуют. Знаете, что часто бросается в глаза? Многие приходящие к православным психологам говорят о том, что они уже пострадали от советов психолога неправославного. «Разлюбили вторую половину? Зачем склеивать разрушаемое? С учетом жизненного опыта, вперед – к новым исканиям!». Или, например, советы, не разводясь, заводить связи на стороне. Вроде бы, и семья сохраняется, и появляется шанс для «самовыражения». Женщинам часто советуют быть стервозными. Якобы именно стервозность – как охранная грамота для защиты своих личных границ.
Многих людей, близких к православию, считающих себя православными, такие советы, как минимум, смущают и создают «кашу» в головах. В итоге некоторых наших подопечных приходится реабилитировать… от психологов. Точнее, восстанавливать нравственное и психическое здоровье.
В светской психологии встречается еще одна серьезная опасность: подчас психологи отыгрывают на пациентах свои собственные личностные проблемы. Специалист не только не помогает человеку – он добивает своего подопечного. Сваливает в духовную яму. Или, как принято сейчас говорить, в депрессию.
Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя говорить, что все светские психологи – плохие. Или, наоборот, все православные – хорошие.
- В чем принципиальное отличие?
- Самое главное – в том, что православный психолог уже находится в определенной системе координат. По-хорошему жесткой и изначально честной: что я исповедаю, то и проповедую. Православный психолог работает, руководствуясь не только профессиональными навыками, но и своим личным духовным опытом. Духовный опыт – как платформа.
Моя задача – растолковывать людям простые, элементарные вещи. Если речь идет о семейной психологии, то православие давно ответило на вопрос, что такое нормальная традиционная семья. Поэтому православный психолог пришедшую на консультацию супружескую пару сразу же спрашивает: «Для чего вам нужна семья? Куда вы идете?».
Простые вопросы? Даже примитивные! Но еще больше удивляют ответы. Редко супруги знают, почему они вместе и куда идут. Для православного психолога, в отличие от светского, это уже сигнал.
- Какой?
- Без цели, без миссии ни один проект не может успешно осуществиться. А семья – это тоже проект. Изучая современную литературу по семейной психологии, я с удивлением обнаружила, что там, помимо банального «семья – ячейка общества», часто утверждается: на протяжении совместной жизни семья решает ряд… функций. Например, завести ребенка, вырастить и дать ему образование, построить дом и т.д. Кто бы спорил! Функции, задачи надо выполнять и решать. Но как их решать, если двое не знают изначально, во имя чего они вместе?!
- Почему? Правильный ответ?
- Правильный? Он, наверное, всегда из двух половинок. «Мы вместе потому, что я люблю тебя», - говорит одна половинка. «Нет! – отвечает другая. – Потому что я люблю тебя!». Миссия… Любовь, что Господь дал обоим, надо преумножить и принести потом Богу. Как в притче про таланты. Любовь – это и есть талант, который мы должны в себе развить.
- Другими словами, в современном семейном доме любовь – это «пятый угол»?
- Зачастую именно так. А задача психолога – доказать, что это вообще не угол. Это фундамент дома. Здесь и возникают параллели между светской психологией и православной. Часто многие люди, которым сложно примириться и идти дальше вместе, возражают: «Я разлюбил одного человека и полюбил другого. Но это же любовь!». К чему сопротивляться, дескать?
Простите, давайте разбирать. Ты клялся в верности своему избраннику, когда женился? Клялся! В любом случае, это соглашение, формальное оно или нет. Чувства остыли? Значит, как минимум, человек расписывается в собственной неполноценности. Даже не потому, что нарушил слово. Потому, что не смог раскрыть в себе эту махину, мощь под названием «любовь».
- Но ценность слов давно поменялась.
- Ну да, синонимы - «секс» и «любовь»… Гастрономия – тоже «любовь». У каждого в голове сегодня – своя любовь. Но так и задача усложняется и упрощается одновременно: понять, что такое любовь. Любовь – одна. Как та же самая истина. Их не бывает два десятка, хоть каждый и претендует на свое определение.
Влюбленность, страсть не стоит путать с любовью. Любовь – это символ вечности, она неизменна. Она не уходит никогда. Поэтому ее важно понять, почувствовать – через того человека, которого выбрали. При постоянной смене партнеров не понять любви.
Помню, Патриарх Кирилл проводил встречу с молодежью. К нему подошла молоденькая пара. Радостные: «Мы скоро поженимся. Благословите!». Патриарх вдруг спрашивает парня: «А ты готов, например, к тому, что твоя жена может стать инвалидом?». Тот откровенно замялся. «Приходите за благословением через два месяца», - сказал Патриарх. Никто не пришел…
- Считается, что мужчины сегодня куда инфантильнее женщин. Вы с этим согласны?
- Я бы не стала делать мужчин крайними. Я вообще против клише. Мы все сегодня инфантильны. Женская эмансипированность – тоже разновидность инфантильности, несостоятельности.
Детскость свойственна всем, кто неспособен самостоятельно обсуждать и, тем более, решать серьезные проблемы. Если поможет в этом деле психолог, слава Богу.
Поэтому и важен вопрос – о миссии семьи. Он – «ключ» и тест одновременно. Тест потому, что на него есть правильный ответ. Если мужчина отвечает на него неправильно, уже понятно, что ситуация в семье крайне нестабильна. И дальше будет подвержена спонтанности, стихийности, неопределенности. Конечно, такая семья в дальнейшем неуспешна. Успех семьи в огромной степени зависит от мужчины, который хоть на полшага, но должен быть впереди. Это традиционная семейная схема: Бог-муж-жена, и потом уже все остальные. Может быть, в непонимании этой истины – истоки инфантильности?
- Почему все-таки так много «подкаблучников»?
- Женщины бессознательно пытаются завоевать лидерство. И это также проблема двоих: она стремится к реальному лидерству, а ему так удобно. В итоге – вторичная выгода для обоих. Говорить, кто больше виноват, бесполезно. Кстати, к психологам и приходят, начиная со слов: «Он во всем виноват». Или «она виновата». Но когда ты сам честно не определишь долю собственной вины за сложившуюся ситуацию, движения не будет.
- Если я вас правильно понимаю, в такой ситуации светский психолог может посоветовать человеку: «Меняй партнера»? Вы же уверены в обратном: в первую очередь, менять себя?
- Именно! Причем начинать надо с умения слушать вторую половину. Сегодня конфликты начинаются классически: «Ты все сказал? Ты договорил?». «Да, всё!». «Ах, так?!». И развивается противостояние. А слушать близкого, анализировать, делать правильные выводы – к этому глубокому пониманию пути мало кто готов.
- Что такое семейная жизнь, с точки зрения психологии?
- Череда нормативных и ненормативных конфликтов. Семья на протяжении всей жизни будет постоянно сталкиваться с кризисными ситуациями или «сложившимися обстоятельствами».
Нормативные конфликты – когда, например, кто-то из семьи теряет работу, денег отчаянно не хватает. Или кто-то из двоих заболел. Или изменил.
Ненормативные конфликты – «форс-мажорные» ситуации. Катастрофы, например, которые напрямую коснулись семьи.
Задача семьи – справиться со всеми этими ситуациями. А какие-то – просто не допустить. Измену, например. Или болезнь – свою или супруга. Ведь о здоровье мы не привыкли заботиться.
- Люди сегодня и нормативные ситуации воспринимают как катастрофу и «разруху».
- Это так. И это тоже следствие инфантилизма. На самом деле, в самой науке – в семейной психологии – все трудности заложены, предусмотрены. Семья на протяжении своей жизни проходит определенные жизненные циклы, фазы развития. Это развивающийся организм. Именно конфликт (хотя он противоестественен, с точки зрения духовной), трудность, испытание может стать отправной точкой возрождения семьи. Православный психолог обязан помнить об этом.
- Ирина Анатольевна, но ведь это прописные истины. Неужели их вообще надо доносить до людей?
- Конечно, надо! Прописные истины? Далеко не для всех. Семьи разрушены изнутри, больны. Люди подчас беспомощны, как дети. Причем как дети, легко ранимые и тонко чувствующие. Они приходят за поддержкой в церковь. Или приходят к психологам. У них потребность высказаться. Вот только не о себе, не о своем соучастии в грехе. Наоборот!
Задача православного психолога, прежде всего, слушать. Как часто поначалу я слышу от своих подопечных: «Наконец-то я выговорился! И мне легко!». Светским психологам часто нет времени слушать пациентов. Тем более, делать правильные выводы и давать действенные советы.
- А «православная специфика» в вашей работе присутствует?
- Да. Часто, например, слышу: «Я каюсь, исповедаюсь, а толку никакого». А знаете, какая проблема у человека? Мазохизм! В нем так укоренилась потребность чувствовать себя виноватым, - близкие постоянно «пилят», - что приобретает ненормальные формы. Спрашиваю человека: «Раз вы каялись, вы думаете, что Бог вас не простил?». «Да я сам себя не простил!» - слышу в ответ. Стоп, почему человек выше Господа себя ставит? На исповеди прощаются и разрешаются грехи: будь свободен и больше не греши – вот смысл исповеди.
- Мазохизм и эгоизм шагают вместе?
- Конечно. Человек ведь эгоистически зациклен на себе. На самом деле, так называемые «комплексы» у православных те же, что у обычных обывателей. Специфика? Да, добавляется. Самая распространенная проблема – ходить по старцам, по духовникам. С одной стороны, она легко может перерасти в разновидность «духовного блуда». С другой, это чистой воды психологическая «задачка» – проблема неуверенности человека в себе. Разве кто-то примет за тебя решение? Да никто.
- С «беготней по старцам» всё более или менее понятно. Бегают не за ответом на вопрос «Что делать?». Люди просто хотят получить всё и сразу, не прилагая к этому никаких усилий. Этакое «По щучьему велению» на современный лад.
- Да, люди не хотят сегодня, сейчас жить каждой минутой. Не понимают: чтобы было завтра и чтобы оно было благополучным для твоей семьи, именно ты должен созидать его сегодня. Зато сколько усилий прилагается, чтобы мотаться по духовным обителям в поисках «своего» батюшки! Собственно, за таким же «чудом» многие приходят и к нам: «Может, мне здесь все быстренько растолкуют, но при этом сам я трудиться не буду?».
«Хождение по старцам» часто трансформируется и в претензии – уже к самим батюшкам. Вообще я много слышу «обид» на священников: «Вот он нас повенчал, а мы не подходим друг другу! Куда он смотрел?». Простите, но куда смотрите сейчас вы? Разве вы не знаете, что семейная жизнь – это испытание для двоих?
- Это непонимание - тоже результат инфантильности и безответственности? «Предисловие» предательства?
- Видимо, да. У Антония Сурожского есть такое определение любви: «Любовь – это ответственность».
«Сегодня она есть, а завтра нет», - слышу я очень часто. Значит, это не любовь, а влюбленность. Точнее, страсть. «Любовь» без ответственности – всегда страсть.
Кстати, влюбленность способна перерасти в любовь, если ей «приоткрыть дверцу». Этот момент важно четко для себя определить! Принять и не спихивать с себя этот крестик. И дальше вперед идти с улыбкой. И с крестиком. Вот это как раз и есть миссия. Самая важная в жизни человека: раз и навсегда! «Несмотря ни на что, мы с тобою – вместе! - «трубим» по полной программе, от начала и до конца»!

 

Серафим Берестов («Солдатский храм») (https://vk.com/ruvoin)

Сергей Турченко
14 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
четверг
2017

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение