RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Убийство германского посла Мирбаха
5 июля 2013 г.

Убийство германского посла Мирбаха

Роль в этом деле Феликса Дзержинского до сих пор остается загадкой
Личный архив вождя
21 декабря 2014 г.

Личный архив вождя

21 декабря 1879 года официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина (хотя на самом деле он родился на год раньше)
Актер фронтового закала
21 сентября 2016 г.

Актер фронтового закала

21 сентября 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного артиста Зиновия Ефимовича Гердта
Убийство  СССР
10 декабря 2014 г.

Убийство СССР

8 декабря 1991 года были подписаны предательские Беловежские соглашения
Аборт Украины
19 сентября 2015 г.

Аборт Украины

За 10 последних лет Россия просубсидировала Незалежную примерно на 250 миллиардов долларов. Практически безвозмездно
Главная » Читальный зал » Жизнь в диалогах о любви

Жизнь в диалогах о любви

Психолог Ирина Рахимова о том, как возрождаются семьи

«Православная медицина», «православная психология» – эти словосочетания вошли в нашу жизнь. Часто встречаются подмены. Но и примеры настоящего врачевания – тела, души – перед глазами.
Жизнь в диалогах о любви

С определением «православная медицина» все-таки куда понятнее. Священники-врачи сформулировали его примерно так: «Православный врач всегда попробует разглядеть, в первую очередь, не пораженный орган, а душу больного. Отталкиваясь от души, легче не только распознать истинные причины болезни, но и установить тот самый дефицитный ныне контакт с пациентом. Правда, лечить своего больного православный врач все равно будет теми же таблетками, что и его коллега – врач-атеист. Или мусульманин. Или лютеранин»...
А православная психология? Она оказалась не только востребована, но все больше ориентирована на решение семейных проблем. Но зачем вообще верующему человеку психолог? Об этом – наша беседа с руководителем Психологического центра «Православная семья» (https://vk.com/club40686306) Ириной Рахимовой.

- Ирина Анатольевна, что такое православная психология? Почему поневоле напрашивается противопоставление?
- Этот вопрос задают многие. Необходимость в терминологии есть потому, что параллели между светской психологией и православной действительно существуют. Знаете, что часто бросается в глаза? Многие приходящие к православным психологам говорят о том, что они уже пострадали от советов психолога неправославного. «Разлюбили вторую половину? Зачем склеивать разрушаемое? С учетом жизненного опыта, вперед – к новым исканиям!». Или, например, советы, не разводясь, заводить связи на стороне. Вроде бы, и семья сохраняется, и появляется шанс для «самовыражения». Женщинам часто советуют быть стервозными. Якобы именно стервозность – как охранная грамота для защиты своих личных границ.
Многих людей, близких к православию, считающих себя православными, такие советы, как минимум, смущают и создают «кашу» в головах. В итоге некоторых наших подопечных приходится реабилитировать… от психологов. Точнее, восстанавливать нравственное и психическое здоровье.
В светской психологии встречается еще одна серьезная опасность: подчас психологи отыгрывают на пациентах свои собственные личностные проблемы. Специалист не только не помогает человеку – он добивает своего подопечного. Сваливает в духовную яму. Или, как принято сейчас говорить, в депрессию.
Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя говорить, что все светские психологи – плохие. Или, наоборот, все православные – хорошие.
- В чем принципиальное отличие?
- Самое главное – в том, что православный психолог уже находится в определенной системе координат. По-хорошему жесткой и изначально честной: что я исповедаю, то и проповедую. Православный психолог работает, руководствуясь не только профессиональными навыками, но и своим личным духовным опытом. Духовный опыт – как платформа.
Моя задача – растолковывать людям простые, элементарные вещи. Если речь идет о семейной психологии, то православие давно ответило на вопрос, что такое нормальная традиционная семья. Поэтому православный психолог пришедшую на консультацию супружескую пару сразу же спрашивает: «Для чего вам нужна семья? Куда вы идете?».
Простые вопросы? Даже примитивные! Но еще больше удивляют ответы. Редко супруги знают, почему они вместе и куда идут. Для православного психолога, в отличие от светского, это уже сигнал.
- Какой?
- Без цели, без миссии ни один проект не может успешно осуществиться. А семья – это тоже проект. Изучая современную литературу по семейной психологии, я с удивлением обнаружила, что там, помимо банального «семья – ячейка общества», часто утверждается: на протяжении совместной жизни семья решает ряд… функций. Например, завести ребенка, вырастить и дать ему образование, построить дом и т.д. Кто бы спорил! Функции, задачи надо выполнять и решать. Но как их решать, если двое не знают изначально, во имя чего они вместе?!
- Почему? Правильный ответ?
- Правильный? Он, наверное, всегда из двух половинок. «Мы вместе потому, что я люблю тебя», - говорит одна половинка. «Нет! – отвечает другая. – Потому что я люблю тебя!». Миссия… Любовь, что Господь дал обоим, надо преумножить и принести потом Богу. Как в притче про таланты. Любовь – это и есть талант, который мы должны в себе развить.
- Другими словами, в современном семейном доме любовь – это «пятый угол»?
- Зачастую именно так. А задача психолога – доказать, что это вообще не угол. Это фундамент дома. Здесь и возникают параллели между светской психологией и православной. Часто многие люди, которым сложно примириться и идти дальше вместе, возражают: «Я разлюбил одного человека и полюбил другого. Но это же любовь!». К чему сопротивляться, дескать?
Простите, давайте разбирать. Ты клялся в верности своему избраннику, когда женился? Клялся! В любом случае, это соглашение, формальное оно или нет. Чувства остыли? Значит, как минимум, человек расписывается в собственной неполноценности. Даже не потому, что нарушил слово. Потому, что не смог раскрыть в себе эту махину, мощь под названием «любовь».
- Но ценность слов давно поменялась.
- Ну да, синонимы - «секс» и «любовь»… Гастрономия – тоже «любовь». У каждого в голове сегодня – своя любовь. Но так и задача усложняется и упрощается одновременно: понять, что такое любовь. Любовь – одна. Как та же самая истина. Их не бывает два десятка, хоть каждый и претендует на свое определение.
Влюбленность, страсть не стоит путать с любовью. Любовь – это символ вечности, она неизменна. Она не уходит никогда. Поэтому ее важно понять, почувствовать – через того человека, которого выбрали. При постоянной смене партнеров не понять любви.
Помню, Патриарх Кирилл проводил встречу с молодежью. К нему подошла молоденькая пара. Радостные: «Мы скоро поженимся. Благословите!». Патриарх вдруг спрашивает парня: «А ты готов, например, к тому, что твоя жена может стать инвалидом?». Тот откровенно замялся. «Приходите за благословением через два месяца», - сказал Патриарх. Никто не пришел…
- Считается, что мужчины сегодня куда инфантильнее женщин. Вы с этим согласны?
- Я бы не стала делать мужчин крайними. Я вообще против клише. Мы все сегодня инфантильны. Женская эмансипированность – тоже разновидность инфантильности, несостоятельности.
Детскость свойственна всем, кто неспособен самостоятельно обсуждать и, тем более, решать серьезные проблемы. Если поможет в этом деле психолог, слава Богу.
Поэтому и важен вопрос – о миссии семьи. Он – «ключ» и тест одновременно. Тест потому, что на него есть правильный ответ. Если мужчина отвечает на него неправильно, уже понятно, что ситуация в семье крайне нестабильна. И дальше будет подвержена спонтанности, стихийности, неопределенности. Конечно, такая семья в дальнейшем неуспешна. Успех семьи в огромной степени зависит от мужчины, который хоть на полшага, но должен быть впереди. Это традиционная семейная схема: Бог-муж-жена, и потом уже все остальные. Может быть, в непонимании этой истины – истоки инфантильности?
- Почему все-таки так много «подкаблучников»?
- Женщины бессознательно пытаются завоевать лидерство. И это также проблема двоих: она стремится к реальному лидерству, а ему так удобно. В итоге – вторичная выгода для обоих. Говорить, кто больше виноват, бесполезно. Кстати, к психологам и приходят, начиная со слов: «Он во всем виноват». Или «она виновата». Но когда ты сам честно не определишь долю собственной вины за сложившуюся ситуацию, движения не будет.
- Если я вас правильно понимаю, в такой ситуации светский психолог может посоветовать человеку: «Меняй партнера»? Вы же уверены в обратном: в первую очередь, менять себя?
- Именно! Причем начинать надо с умения слушать вторую половину. Сегодня конфликты начинаются классически: «Ты все сказал? Ты договорил?». «Да, всё!». «Ах, так?!». И развивается противостояние. А слушать близкого, анализировать, делать правильные выводы – к этому глубокому пониманию пути мало кто готов.
- Что такое семейная жизнь, с точки зрения психологии?
- Череда нормативных и ненормативных конфликтов. Семья на протяжении всей жизни будет постоянно сталкиваться с кризисными ситуациями или «сложившимися обстоятельствами».
Нормативные конфликты – когда, например, кто-то из семьи теряет работу, денег отчаянно не хватает. Или кто-то из двоих заболел. Или изменил.
Ненормативные конфликты – «форс-мажорные» ситуации. Катастрофы, например, которые напрямую коснулись семьи.
Задача семьи – справиться со всеми этими ситуациями. А какие-то – просто не допустить. Измену, например. Или болезнь – свою или супруга. Ведь о здоровье мы не привыкли заботиться.
- Люди сегодня и нормативные ситуации воспринимают как катастрофу и «разруху».
- Это так. И это тоже следствие инфантилизма. На самом деле, в самой науке – в семейной психологии – все трудности заложены, предусмотрены. Семья на протяжении своей жизни проходит определенные жизненные циклы, фазы развития. Это развивающийся организм. Именно конфликт (хотя он противоестественен, с точки зрения духовной), трудность, испытание может стать отправной точкой возрождения семьи. Православный психолог обязан помнить об этом.
- Ирина Анатольевна, но ведь это прописные истины. Неужели их вообще надо доносить до людей?
- Конечно, надо! Прописные истины? Далеко не для всех. Семьи разрушены изнутри, больны. Люди подчас беспомощны, как дети. Причем как дети, легко ранимые и тонко чувствующие. Они приходят за поддержкой в церковь. Или приходят к психологам. У них потребность высказаться. Вот только не о себе, не о своем соучастии в грехе. Наоборот!
Задача православного психолога, прежде всего, слушать. Как часто поначалу я слышу от своих подопечных: «Наконец-то я выговорился! И мне легко!». Светским психологам часто нет времени слушать пациентов. Тем более, делать правильные выводы и давать действенные советы.
- А «православная специфика» в вашей работе присутствует?
- Да. Часто, например, слышу: «Я каюсь, исповедаюсь, а толку никакого». А знаете, какая проблема у человека? Мазохизм! В нем так укоренилась потребность чувствовать себя виноватым, - близкие постоянно «пилят», - что приобретает ненормальные формы. Спрашиваю человека: «Раз вы каялись, вы думаете, что Бог вас не простил?». «Да я сам себя не простил!» - слышу в ответ. Стоп, почему человек выше Господа себя ставит? На исповеди прощаются и разрешаются грехи: будь свободен и больше не греши – вот смысл исповеди.
- Мазохизм и эгоизм шагают вместе?
- Конечно. Человек ведь эгоистически зациклен на себе. На самом деле, так называемые «комплексы» у православных те же, что у обычных обывателей. Специфика? Да, добавляется. Самая распространенная проблема – ходить по старцам, по духовникам. С одной стороны, она легко может перерасти в разновидность «духовного блуда». С другой, это чистой воды психологическая «задачка» – проблема неуверенности человека в себе. Разве кто-то примет за тебя решение? Да никто.
- С «беготней по старцам» всё более или менее понятно. Бегают не за ответом на вопрос «Что делать?». Люди просто хотят получить всё и сразу, не прилагая к этому никаких усилий. Этакое «По щучьему велению» на современный лад.
- Да, люди не хотят сегодня, сейчас жить каждой минутой. Не понимают: чтобы было завтра и чтобы оно было благополучным для твоей семьи, именно ты должен созидать его сегодня. Зато сколько усилий прилагается, чтобы мотаться по духовным обителям в поисках «своего» батюшки! Собственно, за таким же «чудом» многие приходят и к нам: «Может, мне здесь все быстренько растолкуют, но при этом сам я трудиться не буду?».
«Хождение по старцам» часто трансформируется и в претензии – уже к самим батюшкам. Вообще я много слышу «обид» на священников: «Вот он нас повенчал, а мы не подходим друг другу! Куда он смотрел?». Простите, но куда смотрите сейчас вы? Разве вы не знаете, что семейная жизнь – это испытание для двоих?
- Это непонимание - тоже результат инфантильности и безответственности? «Предисловие» предательства?
- Видимо, да. У Антония Сурожского есть такое определение любви: «Любовь – это ответственность».
«Сегодня она есть, а завтра нет», - слышу я очень часто. Значит, это не любовь, а влюбленность. Точнее, страсть. «Любовь» без ответственности – всегда страсть.
Кстати, влюбленность способна перерасти в любовь, если ей «приоткрыть дверцу». Этот момент важно четко для себя определить! Принять и не спихивать с себя этот крестик. И дальше вперед идти с улыбкой. И с крестиком. Вот это как раз и есть миссия. Самая важная в жизни человека: раз и навсегда! «Несмотря ни на что, мы с тобою – вместе! - «трубим» по полной программе, от начала и до конца»!

 

Серафим Берестов («Солдатский храм») (https://vk.com/ruvoin)

Сергей Турченко
14 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
среда
2017

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение