RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ
30 ноября 2016 г.

ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ

1 декабря 2016 года 30 лет как не стало Тарапуньки – Юрия Трофимовича Тимошенко
Пора глушить Америку
8 октября 2016 г.

Пора глушить Америку

Советник Президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев в беседе с греческими журналистами заявил, что России необходимо отказаться от использования доллара и арестовать все активы США
США против Победы
16 апреля 2015 г.

США против Победы

Чем ближе дата 70-летнего юбилея исторической Победы советского народа в Великой Отечественной войне, тем более накаляется политическая атмосфера в мире
ПРО ЛЮДЕЙ И… очень важных «персон»
11 февраля 2016 г.

ПРО ЛЮДЕЙ И… очень важных «персон»

Московские власти продолжают уничтожение городского детского морского Центра имени Петра Великого
Как избежать третьей мировой?
6 июля 2016 г.

Как избежать третьей мировой?

До её начала, видимо, остаются считанные месяцы. Уже не вооруженным глазом заметна завершающаяся гонка всесторонних приготовлений...
Главная » Читальный зал » Софронов: красная глыба

Софронов: красная глыба

19 января 2016 года – 105 лет советскому поэту, писателю, драматургу Анатолию Владимировичу Софронову

Сегодня на него навешали уйму собак, а каким он был на самом деле?
Софронов: красная глыба

«Любите нас, пока мы живы,/ Пока травой не проросли:/ Не для корысти и наживы/ Мы в этот трудный мир пришли»

Анатолий Софронов был Героем Социалистического Труда, кавалером трёх орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Имел медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Лауреат трёх государственных премий Анатолий Владимирович был типичным советским поэтом, писателем, драматургом. Может быть, самым типичным из тех десятков тысяч «инженеров человеческих душ», которые заботливо взращивала коммунистическая партия, власть рабочих и крестьян.
Говорят, что многолетний главный редактор «Огонька» часто использовал служебное положение в личных целях. Публиковал в журнале огромные статьи о своих поездках за границу, да еще и в нескольких номерах, с продолжением. Выписывал себе за это огромные гонорары и умудрялся не платить с них партийные взносы. Были у него и другие отклонения. Комитет партийного контроля объявил ему строгий выговор. Но Софронов написал письмо Брежневу. Его доложили в хороший момент, и генеральный секретарь дал указание выговор снять. Софронов тут же решил заработать на Брежневе. Он спешно написал откровенно халтурную пьесу «Малая Земля» и начал проталкивать её в театры, используя все свои возможности. Пришлось вызывать его в ЦК и провести разъяснительную работу. А когда его попросили освободить должность главного редактора, он пытался выторговать взамен престижную должность в Союзе писателей.
С другой стороны мы просто обязаны знать, что Сафронов написал десятки популярных песен. Весьма плодотворным было его сотрудничество с композиторами Семёном Заславским, Сигизмундом Кацем, Юрием Милютиным, Матвеем Блантером. К нескольким романсам музыку написал певец Вадим Козин. Песни на стихи Софронова в разные годы исполняли Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Вадим Козин, Николай Рубан, Владимир Трошин, Ольга Воронец, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Мария Кодряну и многие другие. Песня «Шумел сурово Брянский лес» несомненный шедевр.
Вот мнение известного отечественного литератора Анатолия Калинина: «Нельзя нам забывать про таких песенников Великой Отечественной, как Анатолий Владимирович Софронов. На него в наше время только вешают собак, поминая недобрым словом время его работы редактором «Огонька». Совершенно незаслуженно. Может быть, что-то там и было. Но больше было доброго, значимого, хорошего. А вообще-то, писателя, поэта надо по делу его судить литературному. У Софронова есть ведь очень хорошие песни и в особенности те, что написаны были им в военную пору. Они тогда всюду звучали. Некоторые из них до сей поры поются, стали поистине народными. Софронова нельзя забывать. Ни в коем случае нельзя забывать. Песни его - это, вообще, драгоценный пласт. И казачество, в том числе, и в первую очередь донское, должно быть благодарно ему за то, что он первым, как говорится, за плугом шел, распахивая эту тему, за чепиги этого плуга держался».
Вспомню и я о своих отношениях с непростым человеком, способным литератором и дельным организатором партийной советской печати. А другой в те времена просто не существовало…
Анатолий Софронов обладал удивительным умением всегда быть у времени на виду. Он никогда ни под каким предлогом не уходил от проблем, которыми были озабочены партия и правительство, хотя чаще представлял эту свою кипучую деятельность, как заботу о стране, народе и мире. Есть у него даже такая строка: «И все, что в мире, нас всегда тревожит».
Почему-то здесь вспомнился старый анекдот. Сидят два пенсионера на лавочке и один озабоченно говорит другому: «Ты знаешь, что-то в последнее время меня Гондурас беспокоит» - «А ты его не чеши». Софронов, как и всякий настоящий идеологический партийный боец «чесался», извиняюсь, писал по любому поводу. Он занимался поэзией и публицистикой, драматургией и редакторством, педагогикой и тем, что нынче называется продюсированием. У него всегда и постоянно наблюдался творческий зуд. Был Анатолий Владимирович большим, шумливым, немножечко нагловатым, но в то же время и добрым, отзывчивым и участливым человеком. Во многом и поэтому его называли «человеком широкой мотни».
Познакомился я с ним настолько оригинальным образом, что просто грех не рассказать об этом. Только сначала сообщу читателю, что в своё время я написал хвалебный материал о генеральном секретаре ЦК КПСС Константине Устиновиче Черненко – (Кучере). Публикации в «Красной звезде» показалось мало, и я понес свой опус в «Огонёк». Причем, понёс решительно, никого не спрашивая, никому не звоня и ни с кем не советуясь. Подобные поступки встречаются в моём характере. И вот захожу в просторную приемную главреда, сообщаю секретарше, что хочу переговорить с Анатолием Владимировичем по поводу публикации в журнале собственного материала о Генеральном секретаре ЦК КПСС. Женщина, как я полагаю, доложила хозяину, что в приемной - какой-то малохольный, свихнутый майор порет чушь несусветную, но принят я был незамедлительно. Выкладываю рукопись перед Софроновым, он внимательно прочитывает первые страницы, остальные пробегает по диагонали и после небольшой паузы интересуется, кто я такой и каким образом смог написать подобный материал. Елико возможно кратко сообщаю свою биографию и то, что уже продолжительное время контактирую с помощником генсека Петровым.

- А вот мы сейчас Федору Павловичу и позвоним, - обрадовался явно озадаченный, если не напуганный мною хозяин кабинета. До сих пор он понятия не имел, как со мной поступить. По всем мыслимым и немыслимым партийным законам такие акции обычно подолгу оговаривались, тщательно готовились и перепроверялись. Но чтобы так вот, с бухты-барахты, возник материал о генсеке Кучере – подобного прецедента Софронов не мог представить даже в страшном сне. Маневр с помощником давал возможность главному редактору «Огонька» с честью выйти из пикантной, если не патовой для него ситуации. Лучший вариант, если бы Петров вообще меня не признал. Можно было бы просто выпроводить нахала, предварительно пожурив его или, в крайнем случае, вызвать милицию, военный патруль. Но произошло для Софронова самое неожиданное: помощник генсека сказал, что отлично меня знает, мой материал читал Сам и очень одобрительно отозвался о публикации в «Красной звезде». Так что инициативу мою с публикацией в «Огоньке» он, в принципе, может приветствовать.
Да, чуть не забыл: весь разговор с Петровым Софронов провел стоя! В заключение сказал, что материал он уже прочитал, конечно же, будет его публиковать, и передал привет «Константину Устиновичу и дражайшей Анне Дмитриевне». То есть, если он и не был на дружеской ноге с женой генсека, то ведь её имя и отчество произнёс, не заглянув ни в какие святцы! Тут же вызвал к себе редактора по отделу внутренней жизни, члена редколлегии А.Панченко. Лишь много времени спустя я по достоинству оценил паркетную и чиновничью изворотливость Анатолия Владимировича. Он, по всей видимости, изначально не намеревался публиковать мой материл. Возможно, по многим контрпричинам, о которых я не мог даже догадываться. А, может быть, мой опус не отвечал формату журнала или виделся огоньковскому руководителю слишком слабым. Но отказать в публикации он не мог. Поэтому вручил дело «угробления» публикации надежному штыку. Страдавший физическим недостатком Алексей Григорьевич Панченко оказался с бульдожьей журналистской хваткой. Он трудился над моим материалом с тщательностью, до сих пор мной не виданной. По часу сидел над каждым моим предложением и по дню над каждым абзацем. Он меня зетерроризировал своими правками и придирками, охотясь за мной всюду и находя меня даже в далеких командировках за тысячи километров от столицы. Материал я занёс в редакцию «Огонька» где-то в конце осени 1984 года, а Черненко умер в марте 1985 года. Все это время в редакции «шлифовали исторический материал о генеральном секретаре». И зашлифовали окончательно.
При этом с Анатолием Владимировичем мы поддерживали добрые, почти дружеские отношения. Он меня приглашал на все свои творческие вечера. Особенно зауважал после того, как я опубликовал о нём интервью в нескольких военных газетах. Привести здесь что-нибудь в качестве примера мне, откровенно говоря, не хочется. Розовые, кондовые вопросы и такие же ответы. Читать мне собственное «творчество» не хочется. Только ведь это я умён уже мужицким, задним числом. А в те времена не видел ничего зазорного в публикации подобных поделок.
Из песни, известно, слов не выбросишь. Тем более, что некоторые песни Софронова «Ростов-город», «Шумел сурово брянский лес», «Расцвела сирень», «Ах, эта красная рябина...», сдается мне, будут долго жить в народе. И фильм «Стряпуха», поставленный Эдмоном Кеосяном (тем самым, что снимал эпопеи о «красных дьяволятах» - М.З.) люди долго будут смотреть. Хотя бы потому, что колхозного гармониста Андрея Пчелку там сыграл еще никому неизвестный актёр Владимир Высоцкий. И было то в 1964 году. Правда, пел за него другой актер…
Ну, а громадный массив прочего сверхобильного творчества Анатолия Софронова – более полусотни пьес, не поддающаяся даже приблизительному учету публицистика, безбрежная поэзия, венцом которой стал роман в стихах «В глубь времени», - наверняка сгинут в пучине того самого времени. Если уже не сгинули. Кто сейчас вспомнит, что Анатолий Владимирович на закате застоя сумел выпустить шеститомное собрание своих сочинений одновременно в двух советских издательствах, чего не удавалось даже всесильному С.Михалкову?
Кстати, у меня одно такое собрание сочинений было. Я выбросил его на свалку, оставив лишь первый том, подписанный автором. Но пока не умру – помнить о Софронове буду. Вместе с ним протекала значительная часть моей жизни. А из неё выбрасывать мне ничего – ни хорошего, ни плохого - не пристало…

Михаил Захарчук
19 января 2016 г.

Комментарии:

Галкин Валерий 19.01.2016 в 22:26 # Ответить
"Герой своего времени"....
павел 19.01.2016 в 22:49 # Ответить
Очень убедительно , познавательно. Интересно. Спасибо, Миша! Успеха тебе и новых публикаций! С Крещением тебя!
Татьяна П. 19.01.2016 в 23:28 # Ответить
Для меня материал этот познавателен. Как многим мы связаны с прошлым. Помню, как получила выговор, когда при проверке обнаружилось, что не изучала с учащимися "Малую землю" . О пьесе я и не знала.
А вот песни Анатолия Владимировича слились с нашей жизнью.
Спасибо, Михаил Александрович.
Владимир Пономарев 20.01.2016 в 18:02 # Ответить
Всю сознательную жизнь работать, ошибаться, анализировать, работать... но останется один только "народный брянский лес", а остальное - на свалке, грустновато(... Хуже только, когда ничего не остается, когда всё на свалке. Спасибо за память, Михаил, буду помнить, что "брянский лес" и "стряпуха" - это Софронов.
Сергей Порохов 20.01.2016 в 20:10 # Ответить
В жизни у каждого было разное. То, что осталось - самое важное. Песни Софронова, фильмы, стихи - живут. А это важнее всей той чепухи, в которой, быть может, и истина есть... Но всем ведь известно - и с правдою врут.
Сергей Порохов 20.01.2016 в 20:18 # Ответить
Пелагея поет "Шёл казак на побывку домой". Это же Софронов. Его песня-шлягер
Александр Ушар 21.01.2016 в 08:16 # Ответить
Разноречивая фигура и, безусловно, талантливый человек, сумевший органично вписаться в систему ценностных ориентаций советской эпохи и стать важным винтиком огромного пропагандистско-просветительского механизма государства. Интересная личность и автору, как умелому художнику, удалось буквально несколькими мазками набросать именно такой его портрет. Получил удовольствие от прочтения - спасибо!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
среда
2017

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение