RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сошествие в ад
30 апреля 2016 г.

Сошествие в ад

Сегодня отмечается Великая суббота Страстной недели
Молчание Москвы
30 ноября 2015 г.

Молчание Москвы

Почему о преступлениях Эрдогана Кремль начал говорить только после турецкий атаки на российский Су-24?
Трагедия Беслана продолжается
8 декабря 2015 г.

Трагедия Беслана продолжается

Теперь над пострадавшими от террористов учителями и учениками издеваются чиновники
10 апреля 2013 г.

Проза

Актер фронтового закала
21 сентября 2016 г.

Актер фронтового закала

21 сентября 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного артиста Зиновия Ефимовича Гердта
Главная » Читальный зал » Батя Жеглова и Шарапова

Батя Жеглова и Шарапова

29 марта 2016 года исполнилось 80 лет автору легендарного сериала «Место встречи изменить нельзя» Станиславу Сергеевичу Говорухину

Предлагаем вниманию читателей штрихи к портрету режиссера, составленному его женой и знакомыми.
Батя Жеглова и Шарапова

Есенинское: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи», кажись, никто ещё не пытался подвергнуть сомнению. А коли это действительно истина императивная, то по-настоящему оценят вклад Говорухина в культуру и общественную жизнь России лишь те, кто придут после нас. Однако, и мы, его современники, имеем право на некоторые предварительные итоги. Тем более, что и повод весомый. Восемьдесят лет, конечно, ещё не мафусаиловский возраст, но всё равно дата почтенная. Так вот Станислав Сергеевич, полагающий, что «биография художника - это его произведения», снял 13 художественных фильмов. Среди них: «Вертикаль», "День ангела", "Белый взрыв", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину", "Не хлебом единым". Он так же написал 14 сценариев (в частности - к самому кассовому фильму советского проката "Пираты ХХ века"), 3 книги – ("Великая криминальная революция", "Страна воров", "Неизвестное об известных"). Как актёр представлен в 20 фильмах. В конце восьмидесятых Говорухин снял фильм "Александр Солженицын" – самое объёмное интервью с писателем о его жизни и творчестве. Особое место в творчестве режиссёра занимает публицистическая, художественно-документальная трилогия - "Так жить нельзя", "Россия, которую мы потеряли", "Великая криминальная революция". Достаточно сказать, что за первый фильм автор получил кинематографический приз «Нику» сразу в трёх главных номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа». По итогам 1990 года этот фильм тоже стал лучшим. Именно тогда Говорухин пришёл и в политику, став депутатом Государственной думы, организовав собственный блок. Был председателем первой парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике, председателем Комитета по культуре. За период его работы на этом посту финансирование культуры, искусства и кинематографа возросло с 60-70 до 100-115 процентов. Принятие в 1995 году Закона "О государственной поддержке кинематографии" вывело отечественный кинематограф из затяжного кризиса, зарплата работников культуры увеличилась вдвое. В 2000 году Станислав Сергеевич выдвигался кандидатом на пост Президента Российской Федерации. А через десять лет возглавил предвыборный штаб Владимира Путина. Серьёзно увлекается литературой и живописью. К 75-летию в Москве прошла выставка его 70-ти, в основном пейзажных, полотен. Любит симфоническую музыку. Во всех своих 20 фильмах всегда снимался без дублёров.
…Личность Говорухина заинтересовала автора сих строк ещё на техникумовской скамье, когда он посмотрел фильм «Вертикаль» и впервые увидел там «живьём» Высоцкого. До того времени даже не представлял себе, как выглядит кумир моей юности. Спустя многие годы жизнь щедро наградила меня продолжительным общением с выдающимся поэтом, артистом и бардом. После его смерти я взялся писать книгу «Босая душа или Каким я знал Высоцкого». Обратился за помощью к Станиславу Сергеевичу и получил отказ, мотивированный чрезмерной занятостью. Будучи закоренелым путинистом, я в 2011 году пришёл в предвыборный штаб и предложил его главе свою посильную помощь. Глава Говорухин её проигнорировал. Без объяснений. Наконец, совсем недавно получаю задание из редакции «Столетия» написать юбилейную заметку о Говорухине. Звоню ему аккурат в День защитника Отечества. Так, мол, и так, уважаемый Станислав Сергеевич, поздравляю вас с праздником и прошу вашей аудиенции длительностью в пару партий на бильярде. Кий я очень хорошо держу в руках. Сам Митасов меня обучал. И вы, давнишний почитатель столь замечательной игры, должны это оценить. Заодно и «попытаю» вас на предмет круглой даты. Ах, какая жалость, отвечает, но я, извините, недомогаю. Что ж, бывает…
Всё это я излагаю столь подробно, чтобы читатель понял: даже в силу вышеизложенных причин мне весьма затруднительно, рассуждая о герое, оставаться в рамках так называемой «толерантной беспристрастности». Шило обиды, как ты его не прячь в писательском мешке, всё равно же вылезет. Редакционного задания, однако, никто не отменял, и я решил выполнить его следующим способом. А пусть, подумалось, штрихи к портрету Говорухина напишут мои близкие друзья-товарищи и его жена.
Галина Борисовна без малого полвека живёт с Говорухиным. А мы с ней знакомы четыре года.
- Галина Борисовна, вы все фильмы супруга видели?
- Вопрос более, чем риторический. Некоторые картины я смотрела по многу раз и многое из них помню наизусть. Скажу сразу: у Станислава нет проходных фильмов.
- Приходилось мне читать «Записки чревоугодника», написанные Станиславом Сергеевичем. Слушайте: он же – гурманище, рядом с которым в нашей культуре можно поставить разве что лишь Михаила Яншина. И как вы удовлетворяете его немыслимые кулинарные запросы?
- К счастью, я очень прилично готовлю и ещё никогда не получала «рекламаций» от мужа на сей счёт.
- Как вы относитесь к тому, что супруг, помимо всех своих увлечений - кино, живопись, литература, история, бильярд, путешествия и прочее – занимается ещё и политикой?
- Я никогда не была в большом восторге от его «хождения во власть», но принимаю это как данность и не выказываю своих несогласий.
- Вам бы хотелось как-то «усовершенствовать», улучшить мужа?
- В народе говорится: за ним, как за каменной стеной. Это – и о Станиславе. А от добра добра не ищут.
- Внуками Станислав Сергеевич занимается?
- Да, дедушка он ничуть не хуже, чем муж. (Покойный сын Говорухина Сергей оставил двух сыновей: Станислава, Василия и внебрачную дочь Варвару – все от разных матерей. Этому талантливому и безрассудно храброму киномастеру хотелось, чтобы его дети дружили между собой. Его завещание выполняется, в том числе, и стараниями его отца).

Юрий Прокофьев свыше полувека работал оператором на отечественном телевидении. В 70-х - специальный корреспондент Гостелерадио в Польше. Снял более сотни спецрепортажей и десятки документальных фильмов. Был не только оператором-постановщиком картины Говорухина об Александре Солженицыне, но и доверенным лицом главного героя этого фильма. Выполнял обязанности директора-распорядителя, когда писатель два месяца ехал по Росси. Мне одному дал интервью для «Красной звезды» по итогам этого масштабного вояжа. А познакомились мы во время спитакского землетрясения. Три месяца колесили по Армении в свите главы Правительства СССР Николая Рыжкова. С тех пор дружили крепко до самой его смерти Юрки, которая случилась ровно год назад.
- И кого я только не снимал за свою жизнь: королей, президентов, членов Политбюро, космонавтов. Год «пас» Горбачёва. Но всё-таки звёздный час подарил мне Говорухин. Тем, что выбрал меня для поездки в Вермонт среди десятков других ничуть не хуже операторов. Это обстоятельство определило всю мою последующую жизнь. Не без гордости признаюсь: семья Солженицыных с тех пор стала для меня родной. И вот это письмо хранить буду, как дорогую реликвию: «Вермонт. 18.9.92 г. Дорогой Юрий Михайлович! Сейчас получили кассету и посмотрели фильм. Сердечно благодарю Вас за Вашу теплую камеру и превосходную работу. Передайте, пожалуйста, ото всех нас - приветы и благодарность – Станиславу, Боре, Алеше и всем, кто потом работал над фильмом. А.Солженицын».
- А вот я слышал, что Говорухин, как бы это помягче выразиться, в некоторой степени даже стервозный человек…
- Ну он точно не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. Хитрожо….сть за версту чувствует. Но если ты за дело душой болеешь, то лучшего партнера, чем Стас найти трудно. И потом учти: он же знает наше операторское ремесло на молекулярном уровне. Его ни на какой мякине не проведёшь. Но мне он доверял полностью и безоговорочно. Мы же вдвоём сняли ещё и «Великую криминальную революцию». Не знаю, кто там и что тебе говорил о Говорухине (о как я случайно скаламбурил!), но с этим человеком я бы точно в разведку ходил. Запиши, кстати, в свою копилку анекдоты о нашем брате операторе, которыми меня снабдил Станислав Сергеевич. Режиссёр интересуется у оператора: «Если вы выпьете стакан водки, сможете снимать?» - «Смогу» - «А два стакана?» - «Смогу» - «А три?» - «Смогу. Но уже только как режиссёр». Этот же вариант с другим окончанием: «А четыре?» - «Так ведь снимаю же».
Оператор побывал на спектакле. Спрашивают: тебе понравилось? «Да ну, всё – общим планом».
- Ты надеешься ещё поработать с Говорухиным?
- Это целиком зависит от Станислава Сергеевича. Но если он позовёт – всё на свете брошу и пойду за ним в огонь и воду.

Леонид Колпаков, ответственный секретарь «Литературной газеты». Лауреат премии Москвы и премии правительства России, награжден Пушкинской медалью. Родился в один день со своей «ЛГ». 22 года назад опубликовал мою первую заметку. На днях – последнюю. И все эти годы мы дружим к обоюдному удовольствию.
- За те 15 лет, что Юрий Поляков руководит "Литературной газетой", где я имею честь работать, не раз и не два сталкивался со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Познакомились мы в Гатчине на некогда знаменитом фестивале, придуманном Сергеем Есиным и Валентиной Ивановой "Литература и кино". Говорухинская лента "Благословите женщину" снятая по повести И.Грековой, естественно, получила Гран-при. А это - между прочим - репринт академического собрания сочинения Льва Толстого почти в ста томах. Попыхивая трубкой, режиссер Говорухин приз принял, аплодисменты выслушал, однако толстовские тома, выпущенные издательством "Терра" и подаренные фестивалю его директором Сергеем Кондратовым, оставил в подарок Гатчинской библиотеке. А ведь тома с золотым тиснением могли украсить его рабочий кабинет если не на даче, то хотя бы в Госдуме. Для меня это тогда, да и сейчас поступок.
Говорухин по просьбе "ЛГ" несколько раз давал в газету немаленькие тексты - в последний раз про Бориса Андреева. Работать с ним - одно удовольствие. И замечания выслушает, и заголовок новый сам придумает. Правда, поймать его в Москве практически невозможно - как пелось когда-то, он в дороге, он в пути. Но мобилен и доступен, как и положено современному человеку. Однажды провел в его компании пару дней в Ганновере. Правда, так и не научился разбираться в тонкостях коньяка и арманьяка. В гостиничном баре народный артист России предложил угадать - в каком из бокалов какой напиток. И захохотал, когда я слил содержимое в один бокал и выпил. Оценил! А уж в коньяках он тоже разбирается. В Ганновере они с Юрием Поляковым выступали перед нашими бывшими соотечественниками. Какие оба полемисты, как их слушал зал! Режиссер, фильмы которого - и старые, и недавние, - я могу смотреть с любого эпизода, политические взгляды которого вызывают уважение, а спектакль "Контрольный выстрел", поставленный им в перерыве между заседаниями Госдумы во МХАТе у Т.В.Дорониной, 15 лет идёт с неизменным успехом, заслуживает самых горячих поздравлений! Как говорит нынешнее молодое поколение, респект и уважуха Вам, дорогой Станислав Сергеевич!

Виктор Баранец, военный обозреватель «Комсомольской правды», матёрый военный писатель и вдобавок поэт. На его счету добрый десяток книг. Член великого множества всяких общественных советов, комиссий. Доверенное лицо нашего Президента. Мы вместе учились в военно-политическом училище на факультете журналистики, в Военно-политической академии на редакторском отделении. Дружим семьями.
- Один из литературных героев Сергея Довлатова мечтал о том, чтобы после себя оставить на земной коре «хотя бы ногтевую царапину». В истории советского и российского кино Станислав Говорухин еще при жизни оставил борозду, которая никогда не зарастет бурьяном забвения. Если бы он снял не полтора десятка, а всего лишь 3 картины – «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», - и этого было бы достаточно. Фильмы эти навеки останутся глубокими метками в биографии не только нашего кино, но и Отечества. Говорухин сумел так «впрессовать» в них физиономию времени, что его киношных героев невозможно отличить от реальных. А это и есть показатель искусства высшей пробы. Кино Говорухина разное – с золотым отблеском восхищения зрителей и увенчанное внушительными наградами, а иногда и блеклое (кто вспомнит сейчас его «Белый взрыв» или «Среди серых камней»?). Что же касается Говорухина-публициста, то он не раз брал на себя роль беспощадного кинохирурга, который без наркоза вырезал гнойные моральные опухоли в мозгах соотечественников (имею ввиду и «Россию, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя»). Говорухин - единственный в России кинохудожник, политические амбиции которого однажды «потеряли края», - во время президентских выборов он замахнулся на кремлевский трон, встав в очередь за российским скипетром. Правда, случился облом, а народ так и не понял, - это была серьезная репетиция новой роли, потеря чувства реальности или просто фирменный говорухинский прикол. Хотя если говорить без шуток, то идейные метания Говорухина могли бы быть уникальным материалом для сценария о его драматической жизни в кино и политике. Надо быть слишком мужественным и честным человеком, чтобы перед всей Россией сказать: «У меня много грехов. Гореть мне в аду». Не каждый депутат Госдумы отважится на такое. Но если Говорухин и попадет в ад, то обязательно с шампанским и своей знаменитой курительной трубкой. Кстати, от неназванных источников в Чистилище поступает информация, что черти там пришли в ужас от одной мысли, что им придётся нюхать говорухинский табак, но зато с большим почтением по три раза на дню крутят его фильм «Брызги шампанского». Черти ведь тоже не безгрешны...

Георгий Митасов, легенда русского бильярда. Учился у такого же гениального мастер Николая Ефимова, по прозвищу «Заика». Брал уроки у знаменитого Андрея Чемоданова - личного тренера Сталина. Многократный чемпион СССР, России, Москвы, мира (в командном зачёте), серебряный призер чемпионата Европы по пулу (американский вид бильярда). Первый в истории страны заслуженный тренер России, вице-президент и главный тренер Федерации бильярдного спорта России. Этот воистину академик кия и шара играл с Хрущёвым, Гагариным, маршалами Малиновским и Коневым, Ельциным. Член Союза писателей СССР, автор нескольких стихотворных сборников. Мы дружим более четверти века.
- Георгий Степанович, знаю, что в разные годы твоими партнёрами и учениками были: Леонид Утесов, Элина Быстрицкую, Ефим Копелян, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Всеволод Кузнецов, Кирилл Лавров, Сергей Герасимов, Николай Крючков, Сергей Михалков, Иосиф Кобзон, Роберт Рождественский, Эльдар Рязанов, Григорий Горин, Аркадий Арканов, Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин. Кого-то, наверняка, упустил, но меня в данном случае интересует последний в перечне. Что можешь сказать об этом человеке, кинорежиссёре, игроке?
- Ну, насчёт кино это ты не по адресу обратился. Я даже не все фильмы Говорухина видел. А как человек, Станислав очень даже колоритная личность. Мне с ним всегда бывает интересно. Временами даже чувствую некоторую малость собственных познаний на фоне его мощного интеллекта. Которым, к слову, он не бравирует и в компании никогда не тянет одеяло на себя. Стас захаживал в мою подсобку ещё, когда я работал маркёром в ЦДРИ. Иногда и Володю Высоцкого приводил. Проведывали они меня затем и в Парке культуры имени Горького, где я проработал более десятка лет. Сначала – директором бильярдной, затем тренером. Правда, туда они уже значительно реже захаживали. Ведь в то моё заведение каждый день выстраивалась очередь по 200-300 человек. Это на пятнадцать-то столов…
- То есть, ты имеешь хорошее представление о знаменитом сражении Жеглова и «Печёного» в бильярдной Парка культуры?
- Сцена эта как раз снималась в Одессе. Однажды я прочитал интервью с неким Владимиром Ивановым, утверждавшим, что он в фильме «Место встречи…» был дублёром Высоцкого по бильярдной игре. В которой (!) поэт и бард не имел ни малейшего понятия. Ну что тут сказать? Во-первых, картина, насколько я помню, снималась в конце 70-х. Тогда всех мало-мальски известных игроков в бильярд я знал наперечёт. Это чрезвычайно штучная профессия. Но ни о каком таком Иванове из Одессы я слыхом не слыхивал. Ну да не в этом дело. За Володю обидно. Он, конечно, не обладал безусловным бильярдным мастерством Говорухина, но шарики катал очень даже недурственно. Многажды я ему составлял компанию за столом с зелёным сукном. Вот Леонид Куравлёв, игравший «Печёного», тот действительно никогда в руках кия не держал. И в кадре это просто вопиюще бросается в глаза. Он упорную ладонь кладёт «лодочкой», а кий за спиной держит, как дама зонтик. Чего никогда бы не позволил себе настоящий бильярдист.
- Почему же тогда Говорухин не добился предельной правдивости сцены?
- Говорил мне, что этот эпизод снимался Высоцким без него. Ты же знаешь, что Володя был полноправным сорежиссёром картины.
- Что-нибудь ещё тебе рассказывал Говорухин о своей, бесспорно, самой лучшей картине?
- Было дело. Например, говорил, что специально снимал некоторые сцены, заведомо зная, что их не пропустит цензура. Ну как художники собачек в углу картин рисуют. Покупатель возмутится, собачку удалят и картину впарят. Изначально фильм замышлялся на семь серий – осталось только пять. Выброшена и продолжительная «постельная» сцена с Шараповым и Варей. Вообще Варя погибала, как в романе, но начальство посчитало, что девушка должна жить. Незачем, мол, расстраивать советских людей. А я должен тебе сказать, что такой фильм как «Место встречи…» никто бы другой кроме Говорухина никогда бы не дотащил до зрителя. Снять-то сняли бы многие, но преодолеть все идеологические, ведомственные и цензурные рогатки – такое было под силу лишь пробивному как танк Станиславу. Я его, кстати, познакомил с моим большим другом Игорем Щёлоковым – сыном тогдашнего министра внутренних дел. Так что и Николай Анисимович сыграл определённую роль в том, что фильм мы увидели. И его сумел обаять Говорухин.

Владимир Конкин, заслуженный артист России, лауреат премии имени Ленинского комсомола, автор нескольких книг. Четверть века назад я печатно обнародовал в журнале «Вестник ПВО», где был главным редактором, первую литературную пробу Владимира Алексеевича – эссе «Картина». А дружим мы многим более тридцати лет.
- Познакомились мы с Говорухиным в Одессе, когда я прилетел с телеграммой о том, что актёр Конкин приглашается на кинопробы фильма «Эра милосердия» (так назывался роман братьев Вайнеров – М.З.). Станислав Сергеевич произвёл на меня очень хорошее впечатление: смешливый, с юмором. Он сразу вызывал какую-то симпатию, и складывалось такое ощущение, что люди рядом с ним чувствуют себя комфортно. Хотя в процессе съемок у него часто случались и экстравагантные поступки. Допустим, мы снимаем какую-то сцену. И она не очень хорошо получается. В первый раз его реакция произвела на меня неизгладимое впечатление: он вдруг взял и встал на голову! А я по своей природе человек гибкий, и мы потом с Говорухиным как бы соревновались. Он на голову встанет, а я возьму и в стойке ногу за шею закину. Вот и разряжали моментально обстановку на съемочной площадке.
- Но говорят, что он может на съёмочной площадке посылать актёра и «по матушке», и «по батюшке»…
- В отношение меня он себя сдерживал. Я видел иногда, что он и «шипит», и хочет сказать недобрые слова. Но он уходил от этого. Через несколько месяцев работы я понял, что какие-то вещи должен делать сам. И Говорухин это тоже понял. Поэтому у нас не было разговоров: «А давай эту сцену попробуем так сделать?» Мы друг друга оставили в покое. Я не могу сказать, что у нас отношения были сверх дружеские. Скорее, они носили суховатый характер, но никогда не было вражды. Это я подчёркиваю потому, что, не смотря ни на что, картина «Место встречи изменить нельзя» удалась. Если бы этого не случилось, то тогда бы в моей жизни не было бы и «Тома Сойера». Фильм «Место встречи...» сгладил очень многие углы, мы «помягчели» друг к другу. Нам на каждом шагу говорили: «Ой, какую хорошую вы сняли картину». А какому сердцу это не приятно слышать? Поэтому и «Том Сойер» снимался с хорошим настроением.
Возвращаясь к «Месту встречи…» замечу: мальчики, которые в то время посмотрели картину, сегодня уже седовласы, многие из них – генералы, которых часто показывают на заседаниях в Кремле. Даже министр внутренних дел Владимир Колокольцев говорил мне однажды в кабинете на Петровке: «Шараповы нам нужны!» И признавался, что решил пойти в милицию именно после этого фильма. А снималась картина тяжело и стоил Говорухину седых волос. Со мной проблем не было - руководство телевидения заявило Говорухину, что играть Шарапова должен только Конкин. Это чуть-чуть помогло ему избежать нареканий в остальном. Например, снимать Владимира Высоцкого никогда в планы телевидения не входило. Говорухин пошёл на страшный риск, начал снимать Высоцкого без последней высокой подписи. Нас все время лихорадило - мы за несколько дней снимали большие объемы, пока у Высоцкого было время, а потом по неделе простаивали, ждали, пока построят новые декорации. Владимир Семенович категорически не хотел надевать милицейскую форму. Высоцкий в этом смысле был далеко не подарок для режиссёра. Был скандал с руководством - почему следователь в таком виде? Что за вольница! Говорухин все съемки находился между Сциллой и Харибдой, между руководством, Вайнерами и Высоцким, а ещё ему нужно было кино снимать! Но в целом у нас была потрясающая атмосфера. Евгений Шутов и Сергей Юрский меня иной раз буквально спасали. Юрский - гениальный актер, работать с ним было упоительно, мы подружились с ним, и с Сашечкой Белявским, с Витечкой Павловым, с Зиновием Гердтом, с Арменом Джигарханяном, Стасиком Садальским. Это все дорогие для меня люди. С Говорухиным мы картину никогда не обсуждали. Но есть великий канат, который нас навсегда связал с ним: это «Место встречи изменить нельзя». Это штучное производство, ручная работа, наполненная кровью сердца.

Если что-то и можно добавить к словам Володи, так лишь то, что он прав на 1000 процентов. Фильм получился гениальным. Станислав Говорухин сумел не только собрать сияющее созвездие замечательных актёров, но и максимально использовать их лучшие качества. И каждый из них: Сергей Юрский и Виктор Павлов, Наталья Фатеева и Леонид Куравлёв, Александр Белявский и Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян и Лариса Удовиченко, Станислав Садальский и Зиновий Гердт, Евгений Леонов-Гладышев и Александр Абдулов, Иван Бортник и Валерия Заклунная внесли свою частичку в общий успех. И всё же, в первую очередь, фильм обязан своим успехом дуэту Высоцкого и Конкина, создавших поистине легендарных персонажей. Дуэт Жеглова и Шарапова привнёс в фильм не только драматургически заложенное столкновение мировоззрений, но и неподдельную внутреннюю конфликтность, естественно возникшую при сочетании очень разных индивидуальностей двух «звёзд». И фильм в итоге получился воистину народным фильмом. Счастлив должно быть человек, создавший такое кино на все времена…

Источник: http://www.stoletie.ru

 

Михаил Захарчук
29 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение