RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сердечные люди
13 июня 2017 г.

Сердечные люди

Как часто нам не хватает теплоты и человечности во взаимоотношениях. Но если присмотреться, вокруг немало добрых примеров.
Памяти Александра Горелова
17 октября 2016 г.

Памяти Александра Горелова

17 октября 2016 года состоится прощание с отошедшим 14 октября ко Господу выдающимся ученым и поэтом, доктором филологических наук, членом-корреспондентом Международной Славянской академии, членом Союза писателей России.
Правда о Хатыни
22 марта 2016 г.

Правда о Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) была сожжена белорусская деревня: заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей
Смерти нет. А я ее боюсь!
27 мая 2018 г.

Смерти нет. А я ее боюсь!

Навеянное посещением старого кладбища
Встреча с Константином Симоновым
28 ноября 2015 г.

Встреча с Константином Симоновым

К 100-летию выдающегося писателя военный журналист Виктор Андрусов прислал в РГК свои воспоминания
Главная » Читальный зал » Младший сын вождя

Младший сын вождя

19 марта 1962 года в казанской ссылке умер генерал-полковник авиации Василий Сталин.

Он стал одной из первых жертв культа личности… Хрущева.
Младший сын вождя

Сын Сталина не был ангелом. Многое, что о нем рассказывали впоследствии и друзья, и враги, было правдой. Далеко не всегда «приятной», «красивой». Наоборот, часто – страшной, но правдой. Но Василий и жил нараспашку. Во многом именно за это и поплатился. Но за это же – за душу нараспашку - заслужил искреннее уважение своих боевых товарищей, летчиков. Сегодня нет никакой натяжки в том, что генерал-полковника авиации Василия Сталина называют одной из первых жертв культа личности… Хрущева. Это тоже страшная правда тех лет.
И все-таки лжи вокруг имени Василия Сталина (сегодня она перекочевала в разряд «устоявшихся стереотипов») до сих пор слишком много. Например, он действительно не был Джугашвили. Он был Сталиным. Это его официальная фамилия. Именно так при рождении Василия его записал отец. Это не хорошо и не плохо – это просто факт. Впрочем, и незнание многими таких подробностей сегодня – тоже факт.
Кстати, точно так же, не слишком-то стараясь отделить правду от наслоений вымыслов и лжи, буквально вчера в России вспоминали о старшем сыне Сталина, Якове, днем рождения которого считается 18 марта 1907 года.
Что касается Василия Сталина, то беспристрастные, много объясняющие воспоминания о нем оставил генерал-майор артиллерии Артем Федорович Сергеев. Для Василия Сергеев был больше, чем друг детства. Сергеев был приемным сыном Иосифа Сталина. Фрагменты из этих воспоминаний – ниже.
***
«Василий был властолюбивым мальчиком, а материально абсолютно бескорыстным. Он мог все отдать, что у него было, даже если за это ему могло попасть. Всегда старался товарищам что-то подарить, если даже ему и самому эта вещь была нужна. «За други своя» он готов был «живот положить». Василий, будучи школьником, много дрался, но никогда не дрался с теми, кто был слабее его или меньше. Дрался со старшими после какого-нибудь спора или обиды, нанесенной слабому. Он был «слабозащитником». Ему часто доставалось, его колотили крепко. Он никогда не жаловался и, уверен, считал позором пожаловаться, что ему крепко досталось. Он был добрым мальчиком, в отношении товарищей у него была ласковость, с возрастом она прошла».
***
«Василий, если и ревновал кого-то, то к власти. Он был человеком властолюбивым. Но и эта ревность была сиюминутной, до определенного момента. Отношения его со Светланой были нормальными. Но любви особой не было. Он переживал, что отец Светлану очень любил, ставил в пример. Любовь эта выражалась не словами, а отношением: жестами, интонацией. Сталин с дочкой был более ласков».
***
«[На даче] Василий всегда пытался что-то делать. И если ему что-то доверялось, разрешалось делать, то он работал буквально до изнеможения. Ему говорили: «Вася, хватит». Если бы его не останавливали, то он работал бы до тех пор, пока не упал. И не зря говорят «работа до упаду». Василий действительно работал до изнеможения. Нужно ли копать, нужно ли что-то перенести, подмести, снег сбросить — Василий всегда тут как тут, если он был на даче. Ему говорили: «Вася, довольно, надо отдохнуть». Он отвечал неизменно: «Я не устал».
***
«Он был талантлив во многом. Был хорошим спортсменом, хотя физически казался не крепким, даже на вид хиленьким. Например, играли старшие в футбол, его брали в команду: не за фамилию, а за ноги. Прекрасно играл в бильярд ещё мальчишкой. Мы с ним в свое время занимались в кавалерийской школе. Нам было по 13–14 лет. Нашими тренерами были мастера. Мы все прыгали конкур пионер-класса. А Василий, только начав заниматься, прыгал с мастерами, чемпионами, с такими, как капитан Эйдинов, Александра Левина, чемпионка СССР, Валентин Мишин. Как известно, лошадь в фамилиях не разбирается, ею управлять нужно. Мастера сами удивлялись. Конь у него был Борт. И, как говорится, мастер на мастере сидел. Они были привязаны друг к другу. Василий заходит в конюшню, Борт его ещё не видит, у себя в деннике стоит, но уже копытами перебирает, ржет — чувствует Василия, волнуется и радуется. Ну и Василий подойдет, сразу трепать его, гладить, в морду целовать, кусочек сахара даёт. Я удивлялся, что его так животные любят. А потом понял — они чувствовали, что он их очень любил, и отвечали ему тем же. Это была часть его жизни, а я тогда этого не понимал».
***
«О Василии и друзья, и коллеги-лётчики (наставники, сослуживцы, подчинённые) были высокого мнения. Его инструктор, Герой России, полковник в отставке Фёдор Прокопенко или генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Долгушин отзывались о Василии прекрасно. Вдруг читаем о том, как он плохо учился в военном училище, о том, что его даже не выпустили лейтенантом, диплом не дали, а дали справку и одного-единственного выпустили в звании младшего лейтенанта. Но его инструктор Фёдор Фёдорович Прокопенко, полковник в отставке, до сих пор жив. Он — Герой России: его представляли к званию Героя Советского Союза трижды, но представление куда-то пропадало. 53 года ходило, в конце концов Прокопенко получил звание уже Героя России. И на этот счет Фёдор Прокопенко публично заявил: «Что это за болтовня? Кто это говорит? Кто лучше меня, его инструктора, может это знать? Я подписывал его диплом как инструктор. В архиве диплом наверняка есть, и подпись там моя стоит. Он был недостаточно усидчивый человек, но там, где дело касалось самолёта и полёта — лётного дела, устройства машины, аэродинамики — у него были только отличные оценки, по всем лётным дисциплинам. И мало того. Мы начали осваивать тогда истребитель И-16. Это очень строгая машина. Василий нас упросил допустить его и освоил эту машину. Я утверждаю — он летал лучше всех остальных курсантов, был самым сильным из них. Летал смело, инициативно, интуитивно. Выпустился лейтенантом и сразу был назначен в строевую боевую часть. Он рвался в бой, не думал, что с ним может что-то случиться, это ему даже и мешало, так как Василий забывал о безопасности, чувство самосохранения у него не срабатывало, были возможности его атаковать сзади, сбоку. Он в бой бросался, завидев противника, буквально накидывался на него. У него было тяжелейшее ранение в ногу, вырвавшее его надолго из боевого строя. В его послужном списке записано, какие типы самолетов он освоил. Кажется, он все освоил. Летал на всем, что летало. Попадал в трудные ситуации: то в самолет молния ударила и машина стала неуправляемой, но он посадил её все-таки. Сумел он посадить машину с лётчиками в Куйбышеве на аэродром, когда за самолётами летали, а другие не смогли. То есть он не только сам выходил из сложнейших ситуаций, но и других спасал. И никогда потом не сетовал, не бахвалился. Всегда говорил: «Война есть война, самолёт есть самолёт, лётчик есть лётчик. Здесь уж кто кого».
***
«[В годы войны] … его буквально спас от смерти Фёдор Прокопенко. Та же ситуация: Василий кинулся за немецким самолётом, ни о чём не думая, а только о том, чтобы убить врага, и не смотрит, что у него на хвосте уже другой немец сидит. Это гробовое положение — верная смерть! А Фёдор Фёдорович того буквально грудью с хвоста у Василия выдавил, показывая, что идёт на таран. Когда сели, на Василия накинулись свои же лётчики, материли его! Но не били! — Прокопенко говорил. Василию сказали: «Ты — командир полка, но не только командир. У тебя фамилия, которую ты тоже должен защищать. Ты не должен так безоглядно бросаться». А тот только улыбался виновато и подарил потом фотографию своему спасителю с надписью «Фёдору Фёдоровичу Прокопенко. Спасибо за жизнь. Жизнь — это Родина».
***
«О нем писали массу всякой гадости, не соответствующей действительности. В свое время в «Огоньке» некая Уварова написала статью о Василии. Это была отвратительная ложь. Эта Уварова представляется учительницей немецкого языка Василия. (Хотя учительницей его не была и вообще не работала в этой школе). Пишет эта Уварова, как он над ней и над другими учениками издевался, сводит его в один класс с Тимуром Фрунзе, противопоставляя плохому Василию хорошего Тимура (а они учились в разных классах: в 9-м и 8-м). Пишет, как Василий весь в иностранном ходил. Да если бы у него пуговица была иностранная, его бы отец в окно выкинул. В доме ничего иностранного не терпелось.
Ещё она пишет, как его возили в школу на двух машинах: на одной он с главным охранником, а на другой, мол, охрана. Да его никто на машине не возил! Он даже хвастал перед ребятами, что если окончит школу без троек, отец в качестве поощрения возьмет его один раз на машине на дачу. А так ездили на дачу на паровике, а в школу на трамвае или автобусе. Школа находилась на Площади Восстания, Садово-Кудринская, д. З. Сейчас там факультет и кафедра 1-го Московского мединститута.
Я насчитал в той статье 27 абзацев гадостей о Василии.
Ребята, учившиеся с Василием в классе, были страшно возмущены этой статьей, со мной советовались: мы, мол, напишем Коротичу, что там всё неправда. Но я им сказал, что Коротич, будучи редактором, сознательно допустил эту ложь, а, возможно, и заказал такого рода статью. Поскольку статью одноклассников, опровергавшую ложь, нигде не брали, они решили подать в суд. Заводилой был Вася Алёшин, одноклассник Василия, который не мог стерпеть такой лжи. Но в суде сказали: «А есть у вас заверенная доверенность от пострадавшего? Ах, он умер 30 лет назад! Тем более заявление мы у вас не возьмём».
***
«Василий был человеком храбрым, преданным, материально бескорыстным. Он всегда делился тем, что у него есть, с другими, был щедр. Больно читать статьи о его богатстве, о манто каких-то. Да у него ничего не было! Получка в армии 15 числа, после этого все к нему шли — стол был накрыт для друзей. Дней через 10–15 к нему приходили со своим — у него уже было шаром покати. Очень был хлебосолен: кормил не только гостей, но и тех, кто пришёл к нему что-то починить, к примеру. Вот киномеханик у него работает. Василий всегда после сеанса ему: «Пошли ужинать». Человек стеснялся, отказывался, но Василий ему: «Ты когда работал, то работал, а сейчас работа закончена. Почему не пойти поесть?» Любил всегда всех угостить и не ставил себя выше кого-то чисто по-человечески. Ну, а перекусили — можно и по рюмочке».
***
«Его уважали как лётчика. Бойцы знали, что у него опыт небольшой, но способности высокие и совершенно отчаянные бойцовские качества. Уважали подчинённые и опытные воздушные бойцы, такие, как командир эскадрильи Долгушин или Фёдор Прокопенко: они больше его налетали в бою, хотя Долгушин с ним вместе учился, но ему больше пришлось летать — Василий был ранен и лечился в госпитале. Он попадал в безвыходные положения, причём не только в одиночку на истребителе, но на транспортном самолёте, например. Положение кажется безнадежным, а Василий выходил из него, спасая и машину, и людей».
***
«Был он большой новатор: его предприимчивость и личная инициатива по созданию и внедрению чего-то нового, его инициатива в боевой работе была очень широка. У него был цепкий ум: он всё схватывал налету и быстро ориентировался в происходящем. Например, широко использовал кино, телевидение. Он не боялся внедрять новое и брать на себя ответственность за это, не боялся делать не по трафарету, не боялся новаторства, наоборот.
Создал очень хороший узел связи, когда был командующим ВВС Московского военного округа. Штаб авиации тогда находился там же, где штаб округа, на улице Осипенко. Василий перевел его на аэродром: на центральном аэродроме было здание, аэродром перестал действовать как центральный, он туда перевел штаб. «А то там половина штаба не слышали мотора самолётного», — говорил. Ещё так сказал: эти штабные, которые всю войну просидели на улице Осипенко, может, только что эвакуировались в Куйбышев и географию не знают. Им надо поучить географию по дальним гарнизонам. И отправил их служить по стране. А к себе брал лётчиков-инвалидов, списанных с лётной работы. Ему говорили, мол, да ну, что это за штаб?! Он отвечал: ничего, мол, пока они не всё знают, но как воевать — знают и работают с полной отдачей и желанием. И штаб у него работал безукоризненно и самоотверженно.
Возьмем организацию воздушных парадов — сложнейшая работа, где нужна абсолютная слаженность штаба, управление всеми задействованными структурами.
Он устраивал парады над Красной площадью, там участвовали сотни самолётов разного типа. Реактивные и поршневые самолёты летят с разными скоростями, с разных аэродромов, находящихся на разном расстоянии от Москвы. Бомбардировщики вообще издалека взлетали. А ведь где-то они должны сойтись для группового пролёта, имея разницу в скоростях в сотни километров, и строгим порядком пройти над Красной площадью. Здесь точность должна быть абсолютная. Пять секунд расхождения — это промашка полная. А откуда-то они идут, а тут и ветер дует, ещё много факторов надо учитывать. И надо всё рассчитать, маршруты проложить, в том числе учесть скорость и направление ветра. Ветры-то дуют по-разному. У него была карта московских домов: высота, расположение. Ну и улицы, дороги. Как вести группы? Какие ориентиры? Прекрасные ориентиры — дороги и дома. Их высота различна, и где-то ещё находится заводская труба. А высота пролёта самолётов над Красной площадью малая.
Василий был хороший организатор, и он все это устраивал. Не зря ведь, когда его не стало в той структуре, штаб сильно изменили, парадов не стало. После него кто бы это делал? Тут помимо организаторских способностей смелость необходима, нужно не бояться брать на себя ответственность, идти на риск. Для всего этого нужно день и ночь готовиться, проводить бесконечные тренировки, делать сложные штурманские расчёты. Нужно налаживать связку «земля — борт самолета». Он создал отличный узел связи, куда брал не именитых людей, по блату, так сказать. Он, поверив в человека, увидев его способности, мог поручить ему важный участок. Но при этом говорил: «Я тебе доверяю, ты мне обещал, а обмана я не терплю». И люди оправдывали его доверие. Потом, когда его уже не было, старые лётчики, командиры делились, что когда вопрос какой-то возникал, то между собой говорили: «Давай, как при Василии Иосифовиче, как он делал».
***
«Пунктик властолюбия у Василия был, любил он быть выше других. И в компаниях тоже. Например, он хотел быть командиром дивизии. А на то место шёл человек, который был по стажу выше. Василий поступил по отношению к нему некрасиво: сам сел на это место. Тот не прошёл. Но тут же обеспечил, чтобы тот человек пошёл выше и даже стал над ним начальником. И далее они были друзьями. Василий был незлобив, отходчив».
***
«Василия посадили в апреле 1953. [...] Его как-то отпускали и снова посадили. Полное беззаконие: он приговорён был с направлением в лагерь, а держали-то его в тюрьме. Лагерь хоть какая-то воля. А тюрьма — клетка, там под контролем полностью, жёстче всё. Он — очень деятельный человек, с кипучей энергией, любящий любой труд, и ему особенно было мучительно сидеть в клетке.
Выпустив, сразу сослали в Казань. В Казани поселили на 5 этаже в доме без лифта. А у него ноги были больные: ранение и сосуды очень плохие. Его после тюрьмы смотрел Александр Николаевич Бакулев и даже заплакал: «Васька, до чего тебя довели».
[...] Оттуда он писал Хрущёву, Молотову только относительно своего положения. Не писал мне. Думаю, заботясь о возможных адресатах, понимая, что письмо его может быть какой-то компрометацией. Он был человеком весьма благородным, предусмотрительным и осмотрительным, но не по отношению к себе».
Цитируется по книге: А. Сергеев, Е. Глушик. «Беседы о Сталине». (М., «Крымский мост». 2006).

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 марта
четверг
2019

В этот день:

Шведам дали пинка

21 марта 1557 года Московское государство принудило Швецию к заключению мирного договора сроком на 40 лет.

Шведам дали пинка

21 марта 1557 года Московское государство принудило Швецию к заключению мирного договора сроком на 40 лет.

 Это явилось итогом войны, которую начал шведский король Густав I Ваза в надежде захватить часть русских территорий. Агрессия была отбита. По мирному договору, русско-шведская граница восстанавливалась по ореховскому рубежу, определенному еще в 1323 году. Шведы вернули русских пленных, а шведские пленные, по договору, подлежали освобождению за выкуп.

Изобретатель самолета Александр Можайский

21 марта 1825 года родился Алекса́ндр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ, контр-адмирал, изобретатель первого русского самолета.

Изобретатель самолета Александр Можайский

21 марта 1825 года родился Алекса́ндр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ, контр-адмирал, изобретатель первого русского самолета.

Самолет был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. После разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. Можайский пытался отремонтировать свое детище и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт простоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

 

Первый в России полет самолета

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый публичный полет самолета над территорией России

Первый в России полет самолета

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый публичный полет самолета над территорией России

 Его осуществил авиатор Михаил Ефимов в присутствии 100 тысяч наблюдателей и зевак. В тот день Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирамии — банкирами бароном И. Ксидиасом и председателем Одесского «Аэроклуба» Артуром Анатрой. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV».

 

Столкновение «К-314» с «Китти Хок»

21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка «К-314» и американский авианосец «Китти Хок»

Столкновение «К-314» с «Китти Хок»

21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка «К-314» и американский авианосец «Китти Хок»

В ходе слежения за маневрами ударной группы ВМС США во время американо-корейских учений "Tim Spirit" советская субмарина пропорола кормой днище авианосца на участке длиной около 40 метров. Американцам пришлось свернуть маневры, а «Китти Хок» (с 85 самолетами и несколькими десятками ядерных боеприпасов на борту) едва дотянул до дока на Филиппинах, где стал в ремонт. Наша лодка получила повреждения легкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора и правого гребного вала и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность, после чего была взята на буксир советским кораблем и доставлена на Дальневосточный завод "Звезда" для восстановительного ремонта. Это происшествие вызвало переполох в американских военно-морских кругах. Янки никак не ожидали, что подводные лодки потенциального противника могут оставаться незамеченными непосредственно под килем американского корабля.

 

 

Памяти генерала Василия Петренко

21 марта 2003 года умер Василий Яковлевич ПЕТРЕНКО, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

Памяти генерала Василия Петренко

21 марта 2003 года умер Василий Яковлевич ПЕТРЕНКО, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

В битве за Днепр личный состав соединения, которым командовал  Петренко, проявил большое мужество и отвагу. Благодаря этому 26 сентября 1943 г. первые подразделения дивизии, используя плоты из бочек и досок, под огнём противника переправились на правый берег у села Толокунская Рудня Вышгородского района Киевской области. Гитлеровцы намеревались восстановить оборону и бросили в контратаку значительные силы. Но наши воины решительно отразили натиск врага. Они расширили плацдарм и удерживали его до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 г. за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на его правом берегу полковнику Василию Яковлевичу Петренко присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем Петренко - командир 107-й стрелковой дивизии, которая участвовала в Висло-Одерской операции. 27 января 1945 года его солдаты освобождили узников Освенцима.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение