RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Немцов погиб против Путина
28 февраля 2015 г.

Немцов погиб против Путина

В ночь на 28 февраля 2015 года в Москве застрелили Бориса Немцова
ТАСС уполномочил заявить...
6 июля 2014 г.

ТАСС уполномочил заявить...

Через миллениум-10: продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя).
Октябрьская трагедия 1993 года
3 октября 2017 г.

Октябрьская трагедия 1993 года

3 октября 1993 года два бывших советских офицера оказались по разные стороны баррикад. И вот они встретились...
Чтение выходного дня: советский патриотизм
10 августа 2013 г.

Чтение выходного дня: советский патриотизм

Наша любовь к Отечеству — красная тряпка для тех, кто грабит нашу страну
Украинизация Кубани — бред или план ЦРУ?
11 января 2018 г.

Украинизация Кубани — бред или план ЦРУ?

На днях нардеп Рады Ярош заявил, что Украина вернет «оккупированную Кубань»
Главная » Читальный зал » Казахский сын советского народа

Казахский сын советского народа

18 мая 2016 года Олжасу СУЛЕЙМЕНОВУ исполнилось 80 лет

Сейчас стихи этого выдающегося поэта вряд ли хорошо знают даже в его родном Казахстане. А зря...
Казахский сын советского народа

Во времена моей молодости это имя набатно гремело. Впервые Сулейменов заявил о себе всесоюзному читателю весной 1961 года, спустя буквально несколько дней после полета в космос Юрия Гагарина.

Подчеркиваю это обстоятельство вот почему. На то эпохальное событие редко кто из пишущих в рифму не откликнулся. Но поэма Олжаса "Земля, поклонись человеку!", сочиненная за несколько дней и ночей, резко выделялась в громадном потоке восторженных откликов. В ней удивительно точно отразились те мысли и чувства, которые тогда переживали все мы от мала до велика. Она и сейчас (спустя столько времени!) современна.

"Живите, люди. Вы совершили свой первый подвиг, преодолев земную тягость. Чтобы потомки это запомнили - преодолейте земные тяжбы! Пусть, как сердце, летит Земля, перевитая жилами рек! Мы найдем, мы должны найти все ответы на этот вопрос. Путь земной - продолжение пути до сегодняшних взятых звезд".

Это казах написал по-русски!
Вообще должен заметить, что мне в жизни повезло на встречу с этим творцом и человеком. От случайного разговора в самолете, наши взаимоотношения затем переросли в долгие и дружеские. Когда я бывал в Алма-Ате, Сулейменов бросал все дела и вез меня на своей служебной машине высоко в горы, в крохотный ресторанчик, примостившийся на краю крутого обрыва, у подошвы которого шумела речушка. Мне было неловко за то, что отрываю от дел такого занятого человека, который в те времена выполнял одновременно около двух десятков профессиональных, общественных и государственных должностей.

Но всегда Олжас успокаивал:
- Да не переживай ты так. Мы любого гостя из столицы привечаем как родного. Школа Кунаева Аскара Минлиахмедовича (член Политбюро, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана – М.З.). Он учил нас всегда и во всем уважать русских как старших братьев. Не холопски заискивать перед ними, а именно уважать. А вообще-то оригинальный мужик был. Светлейшая голова, воспитание - графское. Он никогда не позволял себе грубого слова к подчиненным, а матерных слов вообще не знал. Я случайно это обнаружил, когда он чуток приоткрывал ящик стола, где у него, оказывается, лежал списочек русских матерных слов. Чтобы не выглядеть белой вороной среди тогдашнего простецкого Политбюро во главе с матерщинником Брежневым, он решил пополнить свой словарный запас непечатными выражениями. Но произносил их по шпаргалке всегда с виноватой улыбкой.

Все, что к концу восьмидесятых было написано Сулейменовым, я изучил достаточно основательно для того, чтобы иметь право пропагандировать творчество этого необычного поэта, публициста, историка, политолога и политика. Несколько десятков интервью с ним и статей о нем я написал на излете социализма. Сейчас многое уже устарело, но все же главные узловые моменты во взаимоотношениях наших народов, культур остались, как теперь вижу, ценностью нетленной, девальвации не подлежащей. Героическая тема - один из таких моментов.

Не знаю, есть ли в обширнейшей военной поэзии аналоги пронзительной сулейменовской "Безымянной высоты": "Когда на кордоне лесном погиб пулеметчик Корнилов, и не осталось больше в полку коммунистов, писарь Соломин, раненным горлом сипя, клялся со всеми и, нарушая устав, принял в партию весь наличный состав полка. В том числе и себя...". Такое

не сочинишь холодным сердцем и умом.

- Видишь ли, я отношусь к поколению, краешек биографии которого все же был опален войной. Казахстан, где я родился и жил, не бомбили, однако война оставила память о себе в каждой семье. Когда еду по республике, вижу многие обелиски с именами погибших в боях за Родину казахов и русских. Поэтому тема мужества и героизма не могла обойти меня. Тут не столько дань самой теме, сколько объективная потребность думающего человека всмотреться сквозь призму минувшей невиданной в истории человечества войны на все, что было до и после нее.

- Мне иной раз кажется, что историей ты занимался больше, чем поэзией. Например, в "Глиняной книге" рассматриваются столь сложные проблемы, что для их восприятия не обойтись без соответствующей подготовки. Да и "Аз и Я", так взбудоражившая некогда наших правоверных идеологов необычностью исторических акцентов, тоже далеко не из простых сочинений...

- Я не верю, что настоящий деятель культуры может творить как-то иначе, нежели через глубокое постижение истории мировой и своего народа в частности. Осмысленное прикосновение к прошлому всегда обжигает не ленивую душу. И приходит ясное осознание ответственности каждого шага. Помнится, лирический герой одного из моих ранних стихотворений от имени искателей воды бросает упрек старому казаху, не посадившему в степи за свою жизнь ни единого дерева. Тогда я был ярым сторонником преобразования природы и не понимал, что старик был по-своему мудр: что получил от предков, то передай потомкам, не вмешивайся в извечную гармонию природы. Ты такой же в ней гость, как олень или беркут. Я и теперь, в принципе, не против преобразований природы. Но в моем сознании философия того старика соединяется с мировоззрением преобразователя. Когда узнаешь больше, становишься терпимее, мудрее.

Что касается "Глиняной книги", то это - своего рода научное исследование, осмысленное поэтически. Я написал книгу, не сильно заботясь о ее форме. Когда раздались упреки, что она недоступна широкому читателю, я над этим долго размышлял и пришел к выводу, что поэт, и вообще писатель не должен рассчитывать на разные уровни, а писать, не адаптируя себя, исчерпывая себя до донышка в рамках избранной формы. Сказанное вовсе не значит, что я ратую за какую-то "заумь", но сам ориентируюсь на читателя, который все-таки подготовлен.


- История всегда была ареной битв. Сегодня четко обозначились две тенденции. Сторонники одной яростно все переосмысливают, приверженцы другой с такой же самоотверженностью стараются оградить минувшее от каких-то бы ни было переоценок. Что ты думаешь по поводу раскола нашей духовной культуры в границах бывшего СССР на два лагеря?


- На своем историческом пути мы все-таки немалого достигли. В этом смысле сильно ошибаются те, кто, пользуясь повышенной температурой момента, пытаются отмести наше прошлое. Несмотря ни на что, никто не сможет отрицать наши достижения в народном образовании, культуре, социальной жизни. Однако и ошибок допущено такое огромное количество, что они достигли критической массы. Вот поэтому и произошло то, что произошло со всеми нами.

Что нам сейчас не хватает, так это социальной и нравственной трезвости, мудрой спокойности, не крикливой настойчивости в том, чтобы достичь поставленных целей по общественному переустройству своих стран. У нас и в советские времена практически в каждой отрасли промышленности, науки имелись приоритеты в различных изобретениях. А вот с внедрением мы всегда отставали. Система бюрократических проволочек губила многие идеи. И в обществе стало нарастать ощущение нашей неполноценности. Многие устремили свои взоры на Запад. Отсюда и повальное увлечение западной музыкой, вообще западными идеалами.

Что же теперь делать? А надо засучив рукава утверждать трудом себя, свою национальную самобытность. И брать на себя ответственность там, где она требуется. Словом, всюду надо действовать, а не рассуждать по поводу методов действий.

Относительно разности мнений даже по серьезным, глобальным вопросам экономики, культуры, то плюрализм нас пугать не должен. Жизнь такова, что люди устают и от сладкого, если его много, и от горького. Было у нас время перекоса в сплошное восхваление. И вдруг появилась возможность высказывать свое мнение, критиковать. Ничего в этом страшного нет. Подлинная картина жизни должна быть многоцветной, из светлых и темных тонов, взаимодействующих синхронно.


- Твоя поэзия появилась на стыке русской и казахских культур. Как повлияла на тебя русская поэтическая традиция?

- Это был мой уникальный университет. Для меня русская поэзия - источник постоянного вдохновения, часто вовсе даже не поэтического, никогда не закрывающаяся школа. Но когда меня бывало, спрашивали, кто конкретно был моим поэтическим учителем, я всегда отвечал: каждый, чьи стихи я читаю и нахожу в них отзвук своего мира. В молодости прямое влияние на меня оказали Павел Васильев, Леонид Мартынов. Из более поздних - Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Всегда внимательно читал Владимира Соколова, Анатолия Жигулина. Перечисление известных имен мог бы продолжать. Но если завтра появится новый поэт и затронет мое сознание, взбудоражит душу - и его назову учителем. В поэзии ведь возраст - величина относительная.

- Что думаешь о тех непростых процессах, которые произошли и до сих пор происходят в межнациональных отношения?

- Есть такая наука - этнопсихология, исследующая особенности развития различных народов мира. Давно существуют научные способы избегать всевозможных трений даже в быту. Но о их существовании до недавних пор мы даже не подозревали. Во многом и поэтому так много национальных столкновений произошло только за последнее десятилетие. Но еще потому, что на тему межнациональных отношений долгое время у нас был наложен толстый глянец, и всерьез этой проблемой никто никогда не занимался. А нам давно следовало бы понять, что даже "священная корова" - интернационализм - не догматическая вера, а серьезная наука, требующая развития и изучения. Забвение этих истин и привело нас к тому, что сейчас имеем.

Есть у меня излюбленный образ. Если мы смотрим на лес на уровне глаз, то видим только стволы деревьев - они параллельны друг другу. Чуть опустим взгляд - увидим, что корни сплетаются. Не так ли большинство наших народов из бывшего СССР? Неужели мы должн
ы исследовать наши отношения только на уровне параллельных стволов? Говорю обо всем этом с озабоченностью, как сын своего народа, достойного жить равным в мире равных.

Эти свои размышления Олжас Сулейменов имеет возможность сейчас воплощать в жизнь на самом высоком уровне. Он полномочный представитель Казахстана в нескольких европейских организациях. Мы не виделись лет двадцать. Но сегодня ему исполняется 80 лет. И я его, и все мы его от души поздравляем. Добра тебе, Олжас, сын офицера-кавалериста. И - крепкого здоровья.

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
18 мая 2016 г.

Комментарии:

Андрей 19.05.2016 в 16:16 # Ответить
С большим интересом прочитал этот материал. Рассказ об этом поэте для меня абсолютно новое знание. Спасибо автору!
Татьяна Пороскова 19.05.2016 в 17:14 # Ответить
Сегодня очерк об Олжасе Сулейменове всколыхнул мои воспоминания о работе в одной из школ Казахстана. Всплыли перед глазами лица учеников, казахский эпос и современная литература этого народа, которую я познавала сама и преподавала. И скромный словарь казахского языка всё ещё стоит на моей полке.

Каждый отрезок жизненного пути, и каждая встреча с человеком - не случайны.
Вот и сегодняшнее знание автора об Олжасе Сулейменове открыли для меня незнакомую страницу, в которую захотелось заглянуть глубже.

М.З. знакомит нас с образцом его поэзии.
И она с первых строчек покоряет меня своей образностью. Его философские размышления понятны мне.
И близость духовная, действительно, не имеет ни границ, ни возраста.
Я присоединяюсь к поздравлениям и склоняю голову перед Учителем.
Всех Вам жизненных благ, творческих полётов и вдохновения.
Вера Корсакова 19.05.2016 в 18:21 # Ответить
Добрый день! Какая радость снова слышать имя Олжаса Сулейменова! Настоящего представителя творческой интеллигенции Казахстана.Каким бы не было время, долгие годы его творчества , не увяли, не покрылись пылью, не преданы забвению .Настоящий творец, певец , хорошо чувствовавший эпоху."Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними" Это про Олжаса, о его творчестве, его исследованиях, его активной жизненной позиции. Неутомимость его характера, огромное трудолюбие, умение высоко держать планку национальной гордости за свой народ,все это дает право сказать: можно только позавидовать таким качествам этого человека.Его мудрости - высокая цена, его глубоким знаниям этнопсихологии - наивысшая оценка.Дружелюбие Олжаса уникально, его уважение к русской творческой элите потрясают. Были у него суровые оппоненты, в первую очередь Д, С Лихачев, не принимавший его работу серьезно, резко критиковал Сулемейнова , особенно "Слово о полку Игореве". За тюркские элементы, которые внес в него Сулейменов. Но при всем этом, они были дружны, Лихачев принимал Олжаса у себя, они делали совместные передачи на телевидении, вели переписку. Огромное спасибо, Михаилу Александровичу за его теплые слова об Олжасе, за отличную публикацию. С юбилеем, Олжас Омарович!Крепкого здоровья, неувядаемого творчества!
Александр Костенко 19.05.2016 в 18:55 # Ответить
Речь здесь, по большому счету, об особых отношениях между русскими и казахами. Что там было - в недосягаемых глубинах истории - Богу одному ясно. Но всплыло к нам сюда - то, что нет симпатий более искренних, чем симпатии меж русскими и казахами. Всё творчество Олжаса Сулейменова - не об этом ли?
Александр Ушар 20.05.2016 в 08:53 # Ответить
Хотите верьте - хотите нет, но по прочтении интервью мне стало стыдно за то, что я лишь поверхностно (да и то - когда это было?!) знаком с творчеством Олжаса Сулейменова. Спасибо Михаилу и "Российскому героическому календарю", буду наверстывать упущенное!
Владимир Марский 20.05.2016 в 13:08 # Ответить
"Есть такая наука - этнопсихология, исследующая особенности развития различных народов мира. Давно существуют научные способы избегать всевозможных трений даже в быту. Но о их существовании до недавних пор мы даже не подозревали..."

Мы когда-нибудь научимся слушать и слышать? Сказанное не потеряло актуальности. Увы, вновь и вновь предпочитаем привычно наступать на грабли.

Захарчук, рассказывая о своих встречах, не просто возвращает нас в прошлое. Он соединяет былое с настоящим. Мы, если можно так сказать, примеряем жизнь, размышления, шкалу ценностей его героев на себя. Увы, как правило, сравнения не в нашу пользу. Но подумать всегда полезно...
геннадий алехин 20.05.2016 в 19:06 # Ответить
Мне понравились выступления Сулейменова на первом съезде народных депутатов СССР.Вспомнил поэтические сравнения с раскачивающейся лодкой.А вспомнил,читая теплые заметки Захарчука о славном сыне казахского народа.
Нина 20.05.2016 в 19:15 # Ответить
Михаил, спасибо большое за знакомство с таким замечательным, умным человеком и поэтом! С большим интересом читала о его отношении к истории, к поэзии, к учителям поэзии и , конечно же, к национальным вопросам. " Неужели мы должны исследовать наши отношения только на уровне параллельных стволов? "- мудрость Востока! Народ должен задуматься! Еще раз, огромное спасибо за ваши чудесные очерки!
Нина 20.05.2016 в 19:17 # Ответить
Михаил, спасибо большое за знакомство с таким замечательным, умным человеком и поэтом! С большим интересом читала о его отношении к истории, к поэзии, к учителям поэзии и , конечно же, к национальным вопросам. " Неужели мы должны исследовать наши отношения только на уровне параллельных стволов? "- мудрость Востока! Народ должен задуматься! Еще раз, огромное спасибо за Ваши чудесные очерки!
Игорь 23.05.2016 в 12:39 # Ответить
Спасибо Михаилу. Надо познакомиться с творчеством Сулейменова. Ведь какого полета человек. И поэт, и политик. Надо вспоминать великих людей наших дружественных народов.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июня
вторник
2018

В этот день:

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

У русской эскадры Д.Н. Сенявина имелось10 линейных кораблей, у турецкой эскадры под командованием капудан-паши Сейит-Али - 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 других судов. В Афонском сражении турецкий флот потерял 3 линейных корабля и 4 фрегата. Хотя полного уничтожения турецкого флота достичь не удалось, он надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Русская эскадра потерь в судах не имела. Победа русского флота в Афонском сражении заставила Турцию ускорить подписание перемирия с Россией.

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Всего было сформировано два женских пехотных «батальона смерти» и несколько команд. В них вошли более трех тысяч женщин. Один из этих батальонов оказался в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 года женские батальоны формально распустили, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

В 1971 году совершил полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение