RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русский Бог
10 марта 2014 г.

Русский Бог

Сегодня многие отечественные писатели и ученые пытаются с позиции XXI столетия переосмыслить и понять крутые изломы многовековой российской истории
«Серебряная псалтирь» Анны Сергеевой
19 сентября 2013 г.

«Серебряная псалтирь» Анны Сергеевой

Её поэзия и вся жизнь зовут к самопожертвованию в борьбе за свободу и независимость России
Как закопали Сталина
31 октября 2013 г.

Как закопали Сталина

31 октября 1961 года, по указанию Хрущева, тело «вождя народов» было тайно убрано из Мавзолея
Балтийский след Янтарной комнаты
12 марта 2015 г.

Балтийский след Янтарной комнаты

Как мы уже сообщали, в Европе начался очередной бум активизации поиска "Берштайнциммер"
«Дело Тухачевского»: рассекреченные документы
11 июня 2013 г.

«Дело Тухачевского»: рассекреченные документы

Сталин, готовясь к тяжелейшей схватке с европейским фашизмом, в 1937 году начал чистку Красной Армии от «пятой колонны»
Главная » Читальный зал » Казахский сын советского народа

Казахский сын советского народа

18 мая 2016 года Олжасу СУЛЕЙМЕНОВУ исполнилось 80 лет

Сейчас стихи этого выдающегося поэта вряд ли хорошо знают даже в его родном Казахстане. А зря...
Казахский сын советского народа

Во времена моей молодости это имя набатно гремело. Впервые Сулейменов заявил о себе всесоюзному читателю весной 1961 года, спустя буквально несколько дней после полета в космос Юрия Гагарина.

Подчеркиваю это обстоятельство вот почему. На то эпохальное событие редко кто из пишущих в рифму не откликнулся. Но поэма Олжаса "Земля, поклонись человеку!", сочиненная за несколько дней и ночей, резко выделялась в громадном потоке восторженных откликов. В ней удивительно точно отразились те мысли и чувства, которые тогда переживали все мы от мала до велика. Она и сейчас (спустя столько времени!) современна.

"Живите, люди. Вы совершили свой первый подвиг, преодолев земную тягость. Чтобы потомки это запомнили - преодолейте земные тяжбы! Пусть, как сердце, летит Земля, перевитая жилами рек! Мы найдем, мы должны найти все ответы на этот вопрос. Путь земной - продолжение пути до сегодняшних взятых звезд".

Это казах написал по-русски!
Вообще должен заметить, что мне в жизни повезло на встречу с этим творцом и человеком. От случайного разговора в самолете, наши взаимоотношения затем переросли в долгие и дружеские. Когда я бывал в Алма-Ате, Сулейменов бросал все дела и вез меня на своей служебной машине высоко в горы, в крохотный ресторанчик, примостившийся на краю крутого обрыва, у подошвы которого шумела речушка. Мне было неловко за то, что отрываю от дел такого занятого человека, который в те времена выполнял одновременно около двух десятков профессиональных, общественных и государственных должностей.

Но всегда Олжас успокаивал:
- Да не переживай ты так. Мы любого гостя из столицы привечаем как родного. Школа Кунаева Аскара Минлиахмедовича (член Политбюро, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана – М.З.). Он учил нас всегда и во всем уважать русских как старших братьев. Не холопски заискивать перед ними, а именно уважать. А вообще-то оригинальный мужик был. Светлейшая голова, воспитание - графское. Он никогда не позволял себе грубого слова к подчиненным, а матерных слов вообще не знал. Я случайно это обнаружил, когда он чуток приоткрывал ящик стола, где у него, оказывается, лежал списочек русских матерных слов. Чтобы не выглядеть белой вороной среди тогдашнего простецкого Политбюро во главе с матерщинником Брежневым, он решил пополнить свой словарный запас непечатными выражениями. Но произносил их по шпаргалке всегда с виноватой улыбкой.

Все, что к концу восьмидесятых было написано Сулейменовым, я изучил достаточно основательно для того, чтобы иметь право пропагандировать творчество этого необычного поэта, публициста, историка, политолога и политика. Несколько десятков интервью с ним и статей о нем я написал на излете социализма. Сейчас многое уже устарело, но все же главные узловые моменты во взаимоотношениях наших народов, культур остались, как теперь вижу, ценностью нетленной, девальвации не подлежащей. Героическая тема - один из таких моментов.

Не знаю, есть ли в обширнейшей военной поэзии аналоги пронзительной сулейменовской "Безымянной высоты": "Когда на кордоне лесном погиб пулеметчик Корнилов, и не осталось больше в полку коммунистов, писарь Соломин, раненным горлом сипя, клялся со всеми и, нарушая устав, принял в партию весь наличный состав полка. В том числе и себя...". Такое

не сочинишь холодным сердцем и умом.

- Видишь ли, я отношусь к поколению, краешек биографии которого все же был опален войной. Казахстан, где я родился и жил, не бомбили, однако война оставила память о себе в каждой семье. Когда еду по республике, вижу многие обелиски с именами погибших в боях за Родину казахов и русских. Поэтому тема мужества и героизма не могла обойти меня. Тут не столько дань самой теме, сколько объективная потребность думающего человека всмотреться сквозь призму минувшей невиданной в истории человечества войны на все, что было до и после нее.

- Мне иной раз кажется, что историей ты занимался больше, чем поэзией. Например, в "Глиняной книге" рассматриваются столь сложные проблемы, что для их восприятия не обойтись без соответствующей подготовки. Да и "Аз и Я", так взбудоражившая некогда наших правоверных идеологов необычностью исторических акцентов, тоже далеко не из простых сочинений...

- Я не верю, что настоящий деятель культуры может творить как-то иначе, нежели через глубокое постижение истории мировой и своего народа в частности. Осмысленное прикосновение к прошлому всегда обжигает не ленивую душу. И приходит ясное осознание ответственности каждого шага. Помнится, лирический герой одного из моих ранних стихотворений от имени искателей воды бросает упрек старому казаху, не посадившему в степи за свою жизнь ни единого дерева. Тогда я был ярым сторонником преобразования природы и не понимал, что старик был по-своему мудр: что получил от предков, то передай потомкам, не вмешивайся в извечную гармонию природы. Ты такой же в ней гость, как олень или беркут. Я и теперь, в принципе, не против преобразований природы. Но в моем сознании философия того старика соединяется с мировоззрением преобразователя. Когда узнаешь больше, становишься терпимее, мудрее.

Что касается "Глиняной книги", то это - своего рода научное исследование, осмысленное поэтически. Я написал книгу, не сильно заботясь о ее форме. Когда раздались упреки, что она недоступна широкому читателю, я над этим долго размышлял и пришел к выводу, что поэт, и вообще писатель не должен рассчитывать на разные уровни, а писать, не адаптируя себя, исчерпывая себя до донышка в рамках избранной формы. Сказанное вовсе не значит, что я ратую за какую-то "заумь", но сам ориентируюсь на читателя, который все-таки подготовлен.


- История всегда была ареной битв. Сегодня четко обозначились две тенденции. Сторонники одной яростно все переосмысливают, приверженцы другой с такой же самоотверженностью стараются оградить минувшее от каких-то бы ни было переоценок. Что ты думаешь по поводу раскола нашей духовной культуры в границах бывшего СССР на два лагеря?


- На своем историческом пути мы все-таки немалого достигли. В этом смысле сильно ошибаются те, кто, пользуясь повышенной температурой момента, пытаются отмести наше прошлое. Несмотря ни на что, никто не сможет отрицать наши достижения в народном образовании, культуре, социальной жизни. Однако и ошибок допущено такое огромное количество, что они достигли критической массы. Вот поэтому и произошло то, что произошло со всеми нами.

Что нам сейчас не хватает, так это социальной и нравственной трезвости, мудрой спокойности, не крикливой настойчивости в том, чтобы достичь поставленных целей по общественному переустройству своих стран. У нас и в советские времена практически в каждой отрасли промышленности, науки имелись приоритеты в различных изобретениях. А вот с внедрением мы всегда отставали. Система бюрократических проволочек губила многие идеи. И в обществе стало нарастать ощущение нашей неполноценности. Многие устремили свои взоры на Запад. Отсюда и повальное увлечение западной музыкой, вообще западными идеалами.

Что же теперь делать? А надо засучив рукава утверждать трудом себя, свою национальную самобытность. И брать на себя ответственность там, где она требуется. Словом, всюду надо действовать, а не рассуждать по поводу методов действий.

Относительно разности мнений даже по серьезным, глобальным вопросам экономики, культуры, то плюрализм нас пугать не должен. Жизнь такова, что люди устают и от сладкого, если его много, и от горького. Было у нас время перекоса в сплошное восхваление. И вдруг появилась возможность высказывать свое мнение, критиковать. Ничего в этом страшного нет. Подлинная картина жизни должна быть многоцветной, из светлых и темных тонов, взаимодействующих синхронно.


- Твоя поэзия появилась на стыке русской и казахских культур. Как повлияла на тебя русская поэтическая традиция?

- Это был мой уникальный университет. Для меня русская поэзия - источник постоянного вдохновения, часто вовсе даже не поэтического, никогда не закрывающаяся школа. Но когда меня бывало, спрашивали, кто конкретно был моим поэтическим учителем, я всегда отвечал: каждый, чьи стихи я читаю и нахожу в них отзвук своего мира. В молодости прямое влияние на меня оказали Павел Васильев, Леонид Мартынов. Из более поздних - Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Всегда внимательно читал Владимира Соколова, Анатолия Жигулина. Перечисление известных имен мог бы продолжать. Но если завтра появится новый поэт и затронет мое сознание, взбудоражит душу - и его назову учителем. В поэзии ведь возраст - величина относительная.

- Что думаешь о тех непростых процессах, которые произошли и до сих пор происходят в межнациональных отношения?

- Есть такая наука - этнопсихология, исследующая особенности развития различных народов мира. Давно существуют научные способы избегать всевозможных трений даже в быту. Но о их существовании до недавних пор мы даже не подозревали. Во многом и поэтому так много национальных столкновений произошло только за последнее десятилетие. Но еще потому, что на тему межнациональных отношений долгое время у нас был наложен толстый глянец, и всерьез этой проблемой никто никогда не занимался. А нам давно следовало бы понять, что даже "священная корова" - интернационализм - не догматическая вера, а серьезная наука, требующая развития и изучения. Забвение этих истин и привело нас к тому, что сейчас имеем.

Есть у меня излюбленный образ. Если мы смотрим на лес на уровне глаз, то видим только стволы деревьев - они параллельны друг другу. Чуть опустим взгляд - увидим, что корни сплетаются. Не так ли большинство наших народов из бывшего СССР? Неужели мы должн
ы исследовать наши отношения только на уровне параллельных стволов? Говорю обо всем этом с озабоченностью, как сын своего народа, достойного жить равным в мире равных.

Эти свои размышления Олжас Сулейменов имеет возможность сейчас воплощать в жизнь на самом высоком уровне. Он полномочный представитель Казахстана в нескольких европейских организациях. Мы не виделись лет двадцать. Но сегодня ему исполняется 80 лет. И я его, и все мы его от души поздравляем. Добра тебе, Олжас, сын офицера-кавалериста. И - крепкого здоровья.

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
18 мая 2016 г.

Комментарии:

Марина Васильевна 28.05.2016 в 21:18 # Ответить
Неожиданный для меня материал. После распада СССР национальные аспекты отодвинулись на периферию сознания (говорю о себе, у кого-то может быть по-другому), остались в памяти только некогда знакомые имена творческой интеллигенции, наше наивное и шаблонное восприятие понятия «дружбы народов», да обида на несправедливые обвинения в отношении нас со стороны «братских республик» и горечь воспоминаний о периоде конца 80-х – начала 90-х. Вспоминала однокашников по московскому ВУЗу, приехавших со всего СССР, с которыми делили все тяготы и радости студенческой жизни и которые впоследствии, знаю, стали непоследними людьми в своих республиках – неужели и они кричали на митингах о притеснении со стороны России, а позже травили и изгоняли русских со своих территорий? Горько такое представить (как страшно сейчас видеть «свидомых», исходящих злобой против «москалей»). Вероятно, как защитная реакция психики, мозг постарался забыть, отринуть всё, что было связано с бывшими республиками СССР…
А вот прочла светлый и уважительный рассказ М.Захарчука об Олжасе Сулейменове… и словно на мутном запотевшем стекле протерли маленькое окошечко. Какой интересный человек! Читаешь и получаешь удовольствие, как будто напрямую общаешься с мудрым человеком. И о многом задумываешься. Как он прав: «Когда узнаешь больше, становишься терпимее, мудрее»…
Здоровья и долгой плодотворной жизни Олжасу Сулейменову – поэту, публицисту, историку, политику и мудрому человеку!
Спасибо за публикацию автору и "Российскому героическому календарю»

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
вторник
2017

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение