RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Белые ночи, добрые встречи
1 июля 2017 г.

Белые ночи, добрые встречи

Наш постоянный автор Михаил Захарчук побывал в гостях в Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России
Через миллениум - 5
15 апреля 2014 г.

Через миллениум - 5

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)
Рука Москвы и задница США
12 сентября 2015 г.

Рука Москвы и задница США

Страны, которым берутся «помогать» американцы, неизменно оказываются в крови, дерьме и нищете. Но каждый раз находятся «хохлы», которые искренне верят, что у них-то будет иначе.
Америка ударит первой
28 ноября 2014 г.

Америка ударит первой

Сможет ли Россия успешно отразить нападение США
Сердечные люди
13 июня 2017 г.

Сердечные люди

Как часто нам не хватает теплоты и человечности во взаимоотношениях. Но если присмотреться, вокруг немало добрых примеров.
Главная » Читальный зал » Казахский сын советского народа

Казахский сын советского народа

18 мая 2016 года Олжасу СУЛЕЙМЕНОВУ исполнилось 80 лет

Сейчас стихи этого выдающегося поэта вряд ли хорошо знают даже в его родном Казахстане. А зря...
Казахский сын советского народа

Во времена моей молодости это имя набатно гремело. Впервые Сулейменов заявил о себе всесоюзному читателю весной 1961 года, спустя буквально несколько дней после полета в космос Юрия Гагарина.

Подчеркиваю это обстоятельство вот почему. На то эпохальное событие редко кто из пишущих в рифму не откликнулся. Но поэма Олжаса "Земля, поклонись человеку!", сочиненная за несколько дней и ночей, резко выделялась в громадном потоке восторженных откликов. В ней удивительно точно отразились те мысли и чувства, которые тогда переживали все мы от мала до велика. Она и сейчас (спустя столько времени!) современна.

"Живите, люди. Вы совершили свой первый подвиг, преодолев земную тягость. Чтобы потомки это запомнили - преодолейте земные тяжбы! Пусть, как сердце, летит Земля, перевитая жилами рек! Мы найдем, мы должны найти все ответы на этот вопрос. Путь земной - продолжение пути до сегодняшних взятых звезд".

Это казах написал по-русски!
Вообще должен заметить, что мне в жизни повезло на встречу с этим творцом и человеком. От случайного разговора в самолете, наши взаимоотношения затем переросли в долгие и дружеские. Когда я бывал в Алма-Ате, Сулейменов бросал все дела и вез меня на своей служебной машине высоко в горы, в крохотный ресторанчик, примостившийся на краю крутого обрыва, у подошвы которого шумела речушка. Мне было неловко за то, что отрываю от дел такого занятого человека, который в те времена выполнял одновременно около двух десятков профессиональных, общественных и государственных должностей.

Но всегда Олжас успокаивал:
- Да не переживай ты так. Мы любого гостя из столицы привечаем как родного. Школа Кунаева Аскара Минлиахмедовича (член Политбюро, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана – М.З.). Он учил нас всегда и во всем уважать русских как старших братьев. Не холопски заискивать перед ними, а именно уважать. А вообще-то оригинальный мужик был. Светлейшая голова, воспитание - графское. Он никогда не позволял себе грубого слова к подчиненным, а матерных слов вообще не знал. Я случайно это обнаружил, когда он чуток приоткрывал ящик стола, где у него, оказывается, лежал списочек русских матерных слов. Чтобы не выглядеть белой вороной среди тогдашнего простецкого Политбюро во главе с матерщинником Брежневым, он решил пополнить свой словарный запас непечатными выражениями. Но произносил их по шпаргалке всегда с виноватой улыбкой.

Все, что к концу восьмидесятых было написано Сулейменовым, я изучил достаточно основательно для того, чтобы иметь право пропагандировать творчество этого необычного поэта, публициста, историка, политолога и политика. Несколько десятков интервью с ним и статей о нем я написал на излете социализма. Сейчас многое уже устарело, но все же главные узловые моменты во взаимоотношениях наших народов, культур остались, как теперь вижу, ценностью нетленной, девальвации не подлежащей. Героическая тема - один из таких моментов.

Не знаю, есть ли в обширнейшей военной поэзии аналоги пронзительной сулейменовской "Безымянной высоты": "Когда на кордоне лесном погиб пулеметчик Корнилов, и не осталось больше в полку коммунистов, писарь Соломин, раненным горлом сипя, клялся со всеми и, нарушая устав, принял в партию весь наличный состав полка. В том числе и себя...". Такое

не сочинишь холодным сердцем и умом.

- Видишь ли, я отношусь к поколению, краешек биографии которого все же был опален войной. Казахстан, где я родился и жил, не бомбили, однако война оставила память о себе в каждой семье. Когда еду по республике, вижу многие обелиски с именами погибших в боях за Родину казахов и русских. Поэтому тема мужества и героизма не могла обойти меня. Тут не столько дань самой теме, сколько объективная потребность думающего человека всмотреться сквозь призму минувшей невиданной в истории человечества войны на все, что было до и после нее.

- Мне иной раз кажется, что историей ты занимался больше, чем поэзией. Например, в "Глиняной книге" рассматриваются столь сложные проблемы, что для их восприятия не обойтись без соответствующей подготовки. Да и "Аз и Я", так взбудоражившая некогда наших правоверных идеологов необычностью исторических акцентов, тоже далеко не из простых сочинений...

- Я не верю, что настоящий деятель культуры может творить как-то иначе, нежели через глубокое постижение истории мировой и своего народа в частности. Осмысленное прикосновение к прошлому всегда обжигает не ленивую душу. И приходит ясное осознание ответственности каждого шага. Помнится, лирический герой одного из моих ранних стихотворений от имени искателей воды бросает упрек старому казаху, не посадившему в степи за свою жизнь ни единого дерева. Тогда я был ярым сторонником преобразования природы и не понимал, что старик был по-своему мудр: что получил от предков, то передай потомкам, не вмешивайся в извечную гармонию природы. Ты такой же в ней гость, как олень или беркут. Я и теперь, в принципе, не против преобразований природы. Но в моем сознании философия того старика соединяется с мировоззрением преобразователя. Когда узнаешь больше, становишься терпимее, мудрее.

Что касается "Глиняной книги", то это - своего рода научное исследование, осмысленное поэтически. Я написал книгу, не сильно заботясь о ее форме. Когда раздались упреки, что она недоступна широкому читателю, я над этим долго размышлял и пришел к выводу, что поэт, и вообще писатель не должен рассчитывать на разные уровни, а писать, не адаптируя себя, исчерпывая себя до донышка в рамках избранной формы. Сказанное вовсе не значит, что я ратую за какую-то "заумь", но сам ориентируюсь на читателя, который все-таки подготовлен.


- История всегда была ареной битв. Сегодня четко обозначились две тенденции. Сторонники одной яростно все переосмысливают, приверженцы другой с такой же самоотверженностью стараются оградить минувшее от каких-то бы ни было переоценок. Что ты думаешь по поводу раскола нашей духовной культуры в границах бывшего СССР на два лагеря?


- На своем историческом пути мы все-таки немалого достигли. В этом смысле сильно ошибаются те, кто, пользуясь повышенной температурой момента, пытаются отмести наше прошлое. Несмотря ни на что, никто не сможет отрицать наши достижения в народном образовании, культуре, социальной жизни. Однако и ошибок допущено такое огромное количество, что они достигли критической массы. Вот поэтому и произошло то, что произошло со всеми нами.

Что нам сейчас не хватает, так это социальной и нравственной трезвости, мудрой спокойности, не крикливой настойчивости в том, чтобы достичь поставленных целей по общественному переустройству своих стран. У нас и в советские времена практически в каждой отрасли промышленности, науки имелись приоритеты в различных изобретениях. А вот с внедрением мы всегда отставали. Система бюрократических проволочек губила многие идеи. И в обществе стало нарастать ощущение нашей неполноценности. Многие устремили свои взоры на Запад. Отсюда и повальное увлечение западной музыкой, вообще западными идеалами.

Что же теперь делать? А надо засучив рукава утверждать трудом себя, свою национальную самобытность. И брать на себя ответственность там, где она требуется. Словом, всюду надо действовать, а не рассуждать по поводу методов действий.

Относительно разности мнений даже по серьезным, глобальным вопросам экономики, культуры, то плюрализм нас пугать не должен. Жизнь такова, что люди устают и от сладкого, если его много, и от горького. Было у нас время перекоса в сплошное восхваление. И вдруг появилась возможность высказывать свое мнение, критиковать. Ничего в этом страшного нет. Подлинная картина жизни должна быть многоцветной, из светлых и темных тонов, взаимодействующих синхронно.


- Твоя поэзия появилась на стыке русской и казахских культур. Как повлияла на тебя русская поэтическая традиция?

- Это был мой уникальный университет. Для меня русская поэзия - источник постоянного вдохновения, часто вовсе даже не поэтического, никогда не закрывающаяся школа. Но когда меня бывало, спрашивали, кто конкретно был моим поэтическим учителем, я всегда отвечал: каждый, чьи стихи я читаю и нахожу в них отзвук своего мира. В молодости прямое влияние на меня оказали Павел Васильев, Леонид Мартынов. Из более поздних - Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Всегда внимательно читал Владимира Соколова, Анатолия Жигулина. Перечисление известных имен мог бы продолжать. Но если завтра появится новый поэт и затронет мое сознание, взбудоражит душу - и его назову учителем. В поэзии ведь возраст - величина относительная.

- Что думаешь о тех непростых процессах, которые произошли и до сих пор происходят в межнациональных отношения?

- Есть такая наука - этнопсихология, исследующая особенности развития различных народов мира. Давно существуют научные способы избегать всевозможных трений даже в быту. Но о их существовании до недавних пор мы даже не подозревали. Во многом и поэтому так много национальных столкновений произошло только за последнее десятилетие. Но еще потому, что на тему межнациональных отношений долгое время у нас был наложен толстый глянец, и всерьез этой проблемой никто никогда не занимался. А нам давно следовало бы понять, что даже "священная корова" - интернационализм - не догматическая вера, а серьезная наука, требующая развития и изучения. Забвение этих истин и привело нас к тому, что сейчас имеем.

Есть у меня излюбленный образ. Если мы смотрим на лес на уровне глаз, то видим только стволы деревьев - они параллельны друг другу. Чуть опустим взгляд - увидим, что корни сплетаются. Не так ли большинство наших народов из бывшего СССР? Неужели мы должн
ы исследовать наши отношения только на уровне параллельных стволов? Говорю обо всем этом с озабоченностью, как сын своего народа, достойного жить равным в мире равных.

Эти свои размышления Олжас Сулейменов имеет возможность сейчас воплощать в жизнь на самом высоком уровне. Он полномочный представитель Казахстана в нескольких европейских организациях. Мы не виделись лет двадцать. Но сегодня ему исполняется 80 лет. И я его, и все мы его от души поздравляем. Добра тебе, Олжас, сын офицера-кавалериста. И - крепкого здоровья.

Полковник в отставке Михаил Захарчук.
18 мая 2016 г.

Комментарии:

Марина Васильевна 28.05.2016 в 21:18 # Ответить
Неожиданный для меня материал. После распада СССР национальные аспекты отодвинулись на периферию сознания (говорю о себе, у кого-то может быть по-другому), остались в памяти только некогда знакомые имена творческой интеллигенции, наше наивное и шаблонное восприятие понятия «дружбы народов», да обида на несправедливые обвинения в отношении нас со стороны «братских республик» и горечь воспоминаний о периоде конца 80-х – начала 90-х. Вспоминала однокашников по московскому ВУЗу, приехавших со всего СССР, с которыми делили все тяготы и радости студенческой жизни и которые впоследствии, знаю, стали непоследними людьми в своих республиках – неужели и они кричали на митингах о притеснении со стороны России, а позже травили и изгоняли русских со своих территорий? Горько такое представить (как страшно сейчас видеть «свидомых», исходящих злобой против «москалей»). Вероятно, как защитная реакция психики, мозг постарался забыть, отринуть всё, что было связано с бывшими республиками СССР…
А вот прочла светлый и уважительный рассказ М.Захарчука об Олжасе Сулейменове… и словно на мутном запотевшем стекле протерли маленькое окошечко. Какой интересный человек! Читаешь и получаешь удовольствие, как будто напрямую общаешься с мудрым человеком. И о многом задумываешься. Как он прав: «Когда узнаешь больше, становишься терпимее, мудрее»…
Здоровья и долгой плодотворной жизни Олжасу Сулейменову – поэту, публицисту, историку, политику и мудрому человеку!
Спасибо за публикацию автору и "Российскому героическому календарю»

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 августа
среда
2018

В этот день:

Памяти Василия Блаженного

15 августа 1557 года скончался Василий Блаженный — московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти храма, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».

Памяти Василия Блаженного

15 августа 1557 года скончался Василий Блаженный — московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти храма, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».

 Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, — повествует житие, — Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения. Юродивыми на Руси считались люди, которых ведет божественное призвание. Василий мог обличать каждого, будь то боярин или сам царь, грозить им небесной карой за бесчестные поступки. Его боялись и уважали. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Умер Василий Блаженный 2 (15) августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершил погребение. Патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 (15) августа.

 

Нападение Антанты на Россию

15 августа 1918 года американские войска высадились во Владивостоке, что означало начало интервенции Антанты в Россию. Всего в интервенции приняли участие 14 государств.В августе же американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Интервенты объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, за время оккупации они вывезли 2686 тысяч пудов разных грузов на общую сумму свыше 950 миллионов рублей золотом.

Нападение Антанты на Россию

15 августа 1918 года американские войска высадились во Владивостоке, что означало начало интервенции Антанты в Россию. Всего в интервенции приняли участие 14 государств.В августе же американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Интервенты объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, за время оккупации они вывезли 2686 тысяч пудов разных грузов на общую сумму свыше 950 миллионов рублей золотом.

 Добычей интервентов стал весь военный, торговый и промысловый флот Севера.

Американские войска выполняли функции карателей. Свыше 50 тысяч советских граждан (более 10 % всего подконтрольного населения) были брошены в тюрьмы Архангельска, Мурманска, Печенги, Йоканьги. Только в Архангельской губернской тюрьме было расстреляно 8 тысяч человек, 1020 умерли от голода, холода и эпидемий.

Летом 1919 года 12 тысяч британских, американских и французских войск, находившихся в Архангельске и Мурманске, были эвакуированы. К 1920 году большая часть интервентов покинула территорию РСФСР. На Дальнем Востоке они продержались до 1922 года.

Конструктор «Тайфуна» и «Борея»

15 августа 1919 года родился Сергей Никитич КОВАЛЁВ, главный и генеральный конструктор ЦКБ морской техники «Рубин», академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Почетный гражданин Северодвинска.

Конструктор «Тайфуна» и «Борея»

15 августа 1919 года родился Сергей Никитич КОВАЛЁВ, главный и генеральный конструктор ЦКБ морской техники «Рубин», академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Почетный гражданин Северодвинска.

 Под его руководством разработаны ударные атомные подводные лодки с баллистическими ракетами классов «Тайфун» и «Борей».

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение