RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Преддверие Пасхальной весны
23 февраля 2015 г.

Преддверие Пасхальной весны

Слово протоиерея Александра Шаргунова в первый день Великого поста
Тихая моя Родина
3 января 2016 г.

Тихая моя Родина

3 января 2016 года - 80 лет великому русскому поэту Николаю Михайловичу Рубцову
Путин и «конец света»
23 ноября 2015 г.

Путин и «конец света»

Сегодня мы недоумеваем, почему наш Президент, решительно поворачивающий руль государственного корабля вправо, держит около себя либералов?
Вставай, страна огромная!
23 июня 2013 г.

Вставай, страна огромная!

24 июня 1941 года начала свой героический путь самая общенародная, самая вдохновляющая на отпор врагу песня Великой Отечественной войны
«Победа-70»: поэтэсса Лариса Гассельбах
2 мая 2015 г.

«Победа-70»: поэтэсса Лариса Гассельбах

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Главная » Читальный зал » Хроники окаянных лет

Хроники окаянных лет

«Литературная газета» опубликовала следующее представление одного из наших самых уважаемых авторов.

Вышли в свет два тома без всякого преувеличения уникальной книги писателя и военного журналиста Михаила Захарчука «Через Великий Миллениум, или 20 лет на изломе тысячелетий. Дневник очевидца».
Хроники окаянных лет

С особой радостью откликаемся на это незаурядное событие в литературной жизни современной России ещё и потому, что Михаил Александрович Захарчук является постоянным автором «Российского героического календаря» и частично это произведение публиковалось у нас с продолжением.

Книга представляет собой собрание дневниковых записей писателя за 20 лет. Эка невидаль, скажет читатель, писательских дневников публикуется немало, в каком-то смысле они даже наскучили современной публике. Но, во-первых, это дневниковые хроники на стыке двух тысячелетий, что необычно само по себе уже чисто хронологически (лично я не припомню ни в нашей, ни даже в мировой литературе ничего подобного). В предисловии сам автор так определил свой замысел: «Жить на изломе тысячелетий… Очень немногим поколениям в обозримой истории человечества выпадает такое фантастическое везение в силу гигантской, даже трудно постижимой величины, какой является тысяча лет для нашего сознания.

Скажем, каким было начало тысячелетия новой эры, мы приблизительно знаем: его ознаменовало появление Иисуса Христа. Но что случилось на Земле тысячей, двумя, тремя, пятью раньше до Христа – исчезло в дымке истории. О том известно лишь немногим специалистам и весьма приблизительно. Что было в 1000-м году нашей эры, тоже никто толком не знает. То время вообще как-то замылилось в истории. А мы с вами, дорогой читатель, стали свидетелями XXI века третьего тысячелетия! Что, прямо скажем, воображение потрясает! Какими виделись последние десять лет второго тысячелетия и какими предстали первые десять лет третьего тысячелетия, я и напомню читателю на основании собственных дневников. Ибо ничто так надёжно не сохраняет для нас историю, как типографский шрифт».

Во-вторых, уникальна сама личность автора, по натуре человека чрезвычайно общительного, жадно изучающего повстречавшихся на жизненном пути людей, умеющего заметить далеко не каждому очевидные детали, штрихи, тонкости в их характерах и в приметах быстротекущего времени. Важно и то, какие люди оказались в перекрестии писательского прицела (из 2000 описанных в книге персонажей большая часть – известные не только в нашей стране, но и в мире личности).

Несомненный читательский интерес вызовет и то, что практически каждому из героев посвящена личная фотография на обложке. Фото, конечно, сверхминиатюрные. Но… книга не резиновая. Если ты не знаешь героя, то размер его портрета тебе ничего не скажет. А если знаешь, то разглядишь его и в микроскопическом изображении.

В книге, пожалуй, в первую очередь поражает откровенность, прямота, бескомпромиссность автора. Он не щадит ни себя, ни героев, раскрывая самые потаённые стороны собственной и их жизни. Это придаёт дневнику, на мой взгляд, иногда излишнюю скандальность. Думается, у некоторых персонажей будут обиды и претензии к автору, но для читателя такая откровенность – как острая приправа к хорошему блюду.

Лично для меня особый интерес работа Михаила Захарчука вызывает тем, что она позволяет в развитии анализировать вместе с автором тяжелые, разрушительные события, произошедшие в нашей стране и в мире на изломе тысячелетий. Именно в это окаянное время был разрушен Советский Союз, а в 1993 году жестоко подавлено народное восстание против закабаления России Западом и местным воровским олигархатом.

Конечно, жанр дневника не позволил широко и разносторонне раскрыть эти трагические события. Они даны сквозь призму личного восприятия Михаила Захарчука и тех людей, с которыми он общался в те дни. Но были и другие, не менее важные исторические персонажи, которые не попали в зону пристального внимания автора. Это в первую очередь можно отнести к лидерам оппозиции, героям октябрьского восстания 1993 года. Тем не менее причины новой российской смуты, её движущие силы оценены автором, на мой взгляд, вполне адекватно.

Благодаря тому, что в описываемый период Михаил Захарчук был специальным корреспондентом военно-политической редакции ТАСС при Министерстве обороны СССР, а затем занимал руководящие должности в различных СМИ, многие политические события и процессы развивались у него, как говорится, на глазах. «С 1986 по настоящее время, – пишет он, – мимо меня не прошло ни одно (буквально!) более-менее значимое событие государственного масштаба с участием армии и флота. Летал я на истребителях, вертолетах, сбрасывал настоящие бомбы с бомбардировщиков, ходил на кораблях, атомных и дизельных подлодках, водил танки и боевые машины пехоты, стрелял из всего, что могло и способно было в армии стрелять, вплоть до установки «Град», погружался на глубину в глубоководном скафандре». В этом смысле книга предоставляет читателю немало любопытного. Особенно мне лично были интересны политические наблюдения автора. Скажем, подробности ухода Прибалтики, Азербайджана из СССР. Есть детали, которые до сих пор неизвестны широкой публике. Например: «На вчерашнем Верховном Совете. Рассматривался вопрос о введении в Баку чрезвычайного положения. Муталибов, первый секретарь ЦК компартии Азербайджана, направил Горбачёву записку в президиум. А тот начал её зачитывать. Аяз Ниязович закричал с места: «Не надо читать!» Но у Горбачёва уже «процесс пошёл». Тогда Муталибов на весь зал крикнул: «Проститутка! Ты хочешь и нашим, и вашим!» Все азербайджанцы дружно поднялись и покинули зал. И кто мне возразит, что не проститутка Горбатый?!»

В дневниках детально раскрыта анатомия предательств Александра Яковлева, Горбачева, генерала КГБ Калугина…

Есть великолепные политические предсказания. Например, в 1989 году автор писал: «Высшая фаза перестройки будет перестрелка». Или: «Аббревиатура синдрома перестройки и демократии – СПИД».

Михаил Александрович Захарчук родом с Украины. Там покоятся его родители, а сегодня живут родственники. Поэтому тема Украины занимает особое место в дневниках. В них подробно описывается её пике в сегодняшнюю пропасть. При этом не отстранённо, а с сыновней любовью и искренним желанием помочь ей разобраться в своих жестоких заморочках.

Выше уже отмечалось, что книга изобилует великолепными, выполненными в оригинальной манере портретами наших известных современников, с которыми автор был лично знаком, а с многими даже находился в дружеских отношениях. Вот лишь несколько славных имён: отец и сын Высоцкие, Константин Симонов, Валентин Пикуль, Исаак Дунаевский, Иван Козловский, Людмила Зыкина, Клара Лучко, Георгий Товстоногов, Муслим Магомаев, маршал Тимошенко, маршал Язов, генерал армии Белобородов и многие другие. Читать о них интересно, есть много неизвестных подробностей.

Читатель найдёт в книге и любопытные перлы «бытовой философии», например: «Наши жёны даны нам за наши прошлые прегрешения. Так Бог уравновешивает всё на свете, включая семейную жизнь. Плюс ко всему – каждый муж достоин той жены, с которой он живёт. А иначе бы искал другую, как наш общий знакомец Юра Беличенко. Уже три супруги сменил. Не понимая того, что все женщины одинаковы. Только имена у них различные… Во всяком случае, я не допущу, чтобы девочки мои остались безотцовщиной только лишь потому, что их мать не даёт себе труда оценить, какой ей замечательный супруг достался».

Книга густо пересыпана политическими и иными анекдотами описываемых времен. Но… и с черноватым юмором, как мне кажется. На мой взгляд, не красят книгу излишне откровенные подробности взаимоотношений её героев с женщинами. Много по тексту, ка мне представляется, разбросано матерных словечек, которые употребляют герои. Бытует мнение, что это придаёт произведению колорит документальности, так, мол, бывает в жизни. Думаю, что это далеко не так. Впрочем, автору виднее…

Но в целом мы можем поздравить Михаила Александровича Захарчука: книга состоялась, она интересна, познавательна, поучительна, заставляет читателя задуматься и о нашей ближайшей истории, и о своем личном в ней месте. И несмотря на «увесистость», читается на одном дыхании.

Сергей ТУРЧЕНКО, редактор «Российского героического календаря»
27 мая 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение