RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Зашифрованные данные» кубанского казачества
19 ноября 2018 г.

«Зашифрованные данные» кубанского казачества

В Краснодаре открыт первый арт-объект «современного искусства» «Draped Data». Что сие олицетворяет — запоздалый бред разлагающейся либерастии?
США ищут слабые места России
13 декабря 2015 г.

США ищут слабые места России

Турецко-американские военные провокации имеют целью анализ возможностей для разворота фронта войны против нашей страны
Культура без культуры
23 декабря 2015 г.

Культура без культуры

Год культуры, а затем и Год литературы обнажили пропасть непонимания, которая существует между государственной властью и российской культурой
Дни сатаны
7 августа 2019 г.

Дни сатаны

6 - 9 августа 1945 года человекообразная бесовщина, называющая себя американцами, впервые в истории человечества применила против людей ядерное оружие, сбросив на японские города атомные бомбы
Издалека — долго...
29 декабря 2016 г.

Издалека — долго...

30 декабря 2016 года - 20 лет с тех пор, как покинул этот мир советский поэт-песенник Лев Иванович Ошанин
Главная » Читальный зал » Кобзарь советского кино

Кобзарь советского кино

25 ноября 1956 года, 60 лет назад, ушёл из жизни Александр Довженко

Он - заслуженный деятель искусств Украинской ССР, народный артист РСФСР, дважды лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий.
Кобзарь советского кино

Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, отразивших коренные сдвиги революционной эпохи. Ставил фильмы по собственным сценариям: «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Битва за нашу Советскую Украину», «Мичурин» и другие. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Призёр Венецианского кинофестиваля.
С тех пор, как Украина взяла курс на «нэзалэжнисть», но особенно в последние годы, борьба киевских властителей за выдающегося советского кинорежиссёра и драматурга Довженко не прекращается ни на минуту. Хотя, казалось бы, вокруг чего тут копья ломать? Ну, ведь, как говорится, ежу ясно: Александр Петрович – настоящий советский режиссёр, может быть, один из самых лучших украинских, но именно советских деятелей культуры. Ан нет!

На Украине сейчас многие мыслят и поступают казалось бы вопреки элементарной, здравой человеческой логике: чёрное объявляют белым, солёное – сладким… Вот самый свежий пример. Побывав на фабрике во Львове, Порошенко заявил на голубом глазу: «Все думают, что немецкие иномарки производятся в Германии. Но они ошибаются: львиная доля их производства – на Украине!». И ему глубоко наплевать на то, что львовская фабрика шьёт только чехлы для авто!

Точно по такой же логике деятели украинского «министерства правды» делают из Довженко творца, всегда гонимого советской властью и лично Сталиным. Лгут в этом смысле цинично, нагло, напрочь пренебрегая подлинными историческими документами и свидетельствами очевидцев. Но даже и при этом Довженко на Украине всего лишь условно «канонизирован». Как примеры творчества приводятся лишь фильм «Земля» и киноповесть «Зачарованная Десна». Все остальные работы: «Щорс», «Аэроград» и десяток им подобных надёжно спрятаны в «сховища». Самой яркой картины, «Арсенала», для нынешнего украинского агитпропа вообще как бы не существует. Ещё бы! Ведь в ней с потрясающей точностью показаны современные «петлюры и грушевские», конечно же, это всё понимают. Как и в примере с Гоголем, тихой сапой «выпиливают» из творчества национального гения неудобные для них примеры, факты, беззастенчиво переписывая его мятущуюся биографию.

Утверждают, что художник творил под гнётом тоталитарной системы; что власти предержащие, и особенно тиран Сталин, унижали и постоянно его оскорбляли; что НКВД вёл за ним неусыпную слежку; даже жену Юлию Солнцеву ему якобы «подсунули» органы (чтобы шпионила), заставив бросить первую супругу Варвару Крылову.
А какой же на самом деле была биография кинематографического «Гомера ХХ века»? И как в действительности к нему относились та же советская власть и лично Иосиф Виссарионович Сталин?

Довженко родился на Черкащине. Отец и мать были неграмотными крестьянами. Из четырнадцати детей до трудоспособного возраста дожили лишь трое: сам Сашко, брат Трифон и сестра Полина. Частые смерти врезались в память режиссеру. «У нас в доме всегда царили похороны и плач. Мама моя родилась для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки». В начальной школе мальчик выказал завидную тягу к знаниям. Поэтому отец решил продолжить обучение сына, продав седьмую часть своей земли. В 1911 году Сашко поступил в педагогический институт Глухова вовсе не потому, что хотел стать учителем, а из-за стадвадцатирублёвой стипендии. По окончании вуза учительствовал на Житомирщине. Начало Первой мировой войны юноша воспринял «на ура», восторженно забрасывая шедших на бойню солдат цветами и лишь через несколько лет стал смотреть на вернувшихся с фронта «со стыдом и тоской». Точно с такой же эйфорией отнёсся к Февральской революции. Но позднее заметил: «В революцию я вошёл не в те двери».
Когда грянула Гражданская война, Довженко сначала примкнул к украинским националистам и даже штурмовал киевский «Арсенал» вместе с так называемыми «чёрными гайдамаками». Однако, вконец разочаровавшись в национально-буржуазных идеях, вступает в Красную армию и почти одновременно в ВКП (б).

То есть, как ни крути, но выходит, что в молодости будущий великий режиссёр, что называется, изрядно покачался на идеологических качелях. И что же, юная власть рабочих и крестьян как-то пеняла, корила его за неблагонадёжность? Ничуть не бывало.

После демобилизации молодого бойца в качестве поощрения посылают первым секретарем советского посольства в Варшаву, затем он – секретарь советского консульства в Берлине. Другой вопрос, что дипломатическая карьера не привлекала Довженко. Своё пребывание в Берлине он использовал для занятий живописью и графикой в жанре политической карикатуры. Брал уроки у экспрессиониста Вилли Геккеля. Сблизился с кружком литературных авангардистов. Вернувшись в Харьков, Довженко присоединяется к авангардному артистическому сообществу и работает художником-карикатуристом в партийных газетах и журналах. В конце 20-х устраивается на кинофабрику в Одессе. Кинематографические его пробы – документальный фильм «Красная Армия» и картина «За лесом». А первая лента, получившая признание в 1928 году, – «Звенигора». В этой картине мастер удивительно органично соединил лирику и сатиру с революционным эпосом. Фильм создавался к десятилетию советской власти, и Довженко называл его своим "партбилетом".

На волне оглушительного успеха «Звенигоры» Александр Петрович создает фильм «Арсенал». Сталин, к тому времени уже знавший Довженко не понаслышке (получал от него личное письмо), отозвался об этой эпохальной картине, которую посмотрел на Пленуме ЦК ВКП (б), более чем определённо: «Это – настоящая революционная романтика». А тогдашняя критика отнеслась к ленте более чем прохладно. Ещё большие волнения ему пришлось испытать после выхода на экран «Земли». Литераторы А. Фадеев, В. Киршон и В. Сутырин обвинили режиссёра в том, что он не овладел, как следует, «пролетарским мировоззрением». Дальше других в обличении кинорежиссёра пошёл Демьян Бедный. В стихотворном фельетоне «Философы» он назвал «Землю» «контрреволюционной и похабной».

Почувствовав, что над ним сгущаются тучи, Довженко натурально бежит из Харькова в Москву, чтобы «больше не жить в украинской обстановке, не быть одиозной фигурой и не мучиться от разных случайностей».

В столице, начав разработку сценария «Аэрограда», Александр Петрович принимает более чем нестандартное решение, по существу, определившее всю его дальнейшую судьбу. «Мне было трудно, – написал он два года спустя в статье “Учитель и друг художника”. – Я подумал: один раз в трудную минуту моей жизни я уже обращался письменно к товарищу Сталину, и он спас мне творческую жизнь и обеспечил дальнейшее творчество. Несомненно, он поможет и теперь. И я не ошибся.

Товарищ Сталин принял меня ровно через двадцать два часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик. Товарищ Сталин так тепло, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он уже давно и хорошо меня знает.

Товарищи Сталин, Ворошилов, Молотов и Киров внимательно прослушали сценарий «Аэрограда». Товарищ Сталин сделал ряд указаний и разъяснений. Из его замечаний я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссером, а строителем. Я показал такое место и объяснил, почему я так думаю. Эта конкретная мысль выросла у меня на основе изучения перспектив, как я их себе представлял. Мне до сих пор радостно вспомнить, что Иосиф Виссарионович меня об этом спросил. Я усмотрел в этом его уважение к новой роли советского художника. Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой и с его пожеланием успеха и обещанием помощи».

…В Советском Союзе при Иосифе Виссарионовиче работало несколько десятков маститых, всему миру известных кинорежиссёров. Но лично я не смогу вам назвать другого киномастера, к которому бы вождь относился так терпеливо и душевно, как к Довженко. Причём это ведь следует не из моих предположений, не из каких-то слухов или чьих-то конъюнктурных реминисценций, а из признаний самого художника, сделанных, как вы понимаете, отнюдь не из-под палки. Дальше – больше. Через несколько месяцев Сталин вновь пригласил Довженко к себе. «Товарищ Сталин, – это опять воспоминания режиссёра, – стал очень внимательно расспрашивать о работе над «Аэроградом», о творческом самочувствии, о том, достаточно ли мне помогает Управление воздушными силами для съемки аэропланов. Одним словом, я почувствовал, что любая помощь для окончания фильма мне обеспечена. Иосифу Виссарионовичу понравился фильм «Аэроград». “Только старик партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таежника ведь проще”, – сказал он».

Тут надо вообще заметить, что тридцатые годы явились для Александра Петровича поистине растянувшимся во времени «звёздным часом». Так, зимой 1935 года в Москве проходило Всесоюзное творческое совещание работников советской кинематографии, посвященное её 15-летию. Ответственными за организацию и проведение важного государственного мероприятия назначают Довженко и Эйзенштейна.

Украинского режиссёра также включают в группу деятелей кино – С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Ф. Эрмлер, братья Васильевы, Г. Козинцев, Л. Трауберг – которых, по поручению И.В. Сталина, Главное управление кинофотопромышленности премировало персональными автомобилями.

При вручении Довженко ордена Ленина, вождь заметил: «За вами теперь долг – украинский Чапаев». В большой речи на упомянутом совещании Довженко подчеркивал, что художники СССР создают искусство, которое основывается на «да», на утверждении: «поднимаю, вдохновляю, учу». Поэтому Совещанием (а стало быть, и докладчиком) «приветствуется идеологическая диктатура партии и государства». Тогда же газета «Вечерняя Москва» публикует статью Довженко «Делать больше». Он сам обязуется и других призывает не жалеть творческих сил для воплощения в жизнь мудрых указаний партии и её вождя. Некоторое время спустя газета «Правда» под рубрикой «Человек советского кино» печатает творческую биографию А.П. Довженко и его же статью «Заря великого будущего». Не отстают и «Известия» – публикуют статью Александра Петровича «Мы бесконечно богаты», которая призывает: «Брать великие темы. Побольше великих тем». Газета «Советское искусство» печатает «Мысли художника». Вот лишь некоторые из тех мыслей: «Товарищ Сталин предложил мне просмотреть новый экземпляр «Чапаева». Несомненно, он просматривал свой любимый фильм не в первый раз, но полноценность и теплота его эмоций, восприятие фильма казались неослабленными. Некоторые реплики он произносил вслух, и мне казалось, что он делал это для меня. Он как бы учил меня понимать фильм по-своему, как бы раскрывал передо мною процесс своего восприятия. Из этого просмотра я вынес очень много ценного и дорогого для себя в творческом плане. Вождь также заметил: “Когда я говорил вам в прошлый раз о «Щорсе», я это сказал в плане совета. Я просто думал о том, что вы примерно будете делать на Украине. Но ни мои слова, ни газетные статьи ни к чему вас не обязывают. Вы – человек свободный. Хотите делать «Щорса» – делайте, но если у вас имеются иные планы – делайте другое. Не стесняйтесь. Я вызвал вас для того, чтобы вы это знали”».

«Среди трудов огромной государственной важности, – писал далее Довженко, – товарищ Сталин нашел время вспомнить о художнике, проверить его душевное состояние, снять с него чувство хотя бы воображаемой несвободы и предоставить ему полную свободу выбора. С совершенной ясностью он раскрыл мне различие между Щорсом и Чапаевым, разницу в обстановке, в которой сражались оба героя, и следовательно, особенности творческих задач, стоящих при осуществлении фильма о Щорсе. “Фильм представляется мне о восставшем украинском народе, о его победоносной борьбе с украинской контрреволюцией и немецко-польскими оккупантами за свое социальное и национальное вызволение, – говорил товарищ Сталин. – Показывая Щорса и его героев-соратников, нужно показать украинский народ, особенности его национального характера, его юмор, его прекрасные песни и танцы”».

«На той встрече, – продолжает кинорежиссёр, – присутствовали Калинин, а также секретари ЦК КП(б) Украины Косиор и Постышев. Товарищ Сталин просто, тепло и задушевно говорил со мной про работу над фильмом о Щорсе. Он дал серию ценных и важных указаний. Особо Сталин указал на необходимость использовать в фильме богатый материал народных песен.
Он сказал о народных песнях, записанных уже на граммофонные пластинки.
– Вы слушали эти пластинки?– спросил меня Сталин.
– Нет, не слушал, у меня нет патефона.
Через час после того, как я вернулся от Сталина, мне домой принесли патефон».

Отметим, что вождь не торопил Довженко с его «Щорсом». В итоге режиссёр снимал картину более четырёх лет, и она получилась, что надо. Конечно, до «Чапаева» ей далеко – такие ленты случаются раз в столетие. Так ведь и герой другого калибра. Мне посчастливилось общаться с артистом Е. Самойловым, сыгравшим «украинского Чапаева». Евгений Валерьянович вспоминал: «Александр Петрович стал для меня мудрым наставником, научившим в работе над ролью Щорса «идти от себя в предлагаемых обстоятельствах». Его философские высказывания, его поэтические размышления открыли мне, актёру тогда молодому, но уже познавшему театральные искания Мейерхольда, совершенно иной мир. И я устремился в тот мир, полный высоких нравственных чувств и романтических образов. Именно встреча с Довженко во многом определила мою актёрскую судьбу на несколько десятилетий вперёд, если не на всю жизнь. В работе над Щорсом мне встречались и другие, более прозаические трудности, которые я преодолевал под жёстким наставничеством Довженко. К примеру, я никогда раньше не садился на коня. А по сценарию мне требовалось немало времени находиться в седле, да ещё проделывать это с командирской удалью и лоском. И режиссёр пригласил для меня специального циркового тренера, который обучал премудростям верховой езды. Далее, я совершенно не знал украинского языка.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 октября
пятница
2020

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение