RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Рождественское чудо
7 января 2019 г.

Рождественское чудо

Вы слышали, как ангелы поют?
Загадка Русского народа
26 сентября 2019 г.

Загадка Русского народа

Продолжаем публиковать цикл патриотических стихотворений нашего постоянного автора и друга русского поэта Игоря Дмитриевича Гревцева
Америка ударит первой
1 ноября 2018 г.

Америка ударит первой

Сможет ли Россия успешно отразить нападение США
Андрей Дементьев: «Да здравствует молодость!»
16 июля 2013 г.

Андрей Дементьев: «Да здравствует молодость!»

16 июля 1928 года родился поэт Андрей Деменьев
«Скифы»: пророчество Александра Блока
7 февраля 2013 г.

«Скифы»: пророчество Александра Блока

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...
Главная » Читальный зал » Кобзарь советского кино

Кобзарь советского кино

25 ноября 1956 года, 60 лет назад, ушёл из жизни Александр Довженко

Он - заслуженный деятель искусств Украинской ССР, народный артист РСФСР, дважды лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий.
Кобзарь советского кино

Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, отразивших коренные сдвиги революционной эпохи. Ставил фильмы по собственным сценариям: «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Битва за нашу Советскую Украину», «Мичурин» и другие. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Призёр Венецианского кинофестиваля.
С тех пор, как Украина взяла курс на «нэзалэжнисть», но особенно в последние годы, борьба киевских властителей за выдающегося советского кинорежиссёра и драматурга Довженко не прекращается ни на минуту. Хотя, казалось бы, вокруг чего тут копья ломать? Ну, ведь, как говорится, ежу ясно: Александр Петрович – настоящий советский режиссёр, может быть, один из самых лучших украинских, но именно советских деятелей культуры. Ан нет!

На Украине сейчас многие мыслят и поступают казалось бы вопреки элементарной, здравой человеческой логике: чёрное объявляют белым, солёное – сладким… Вот самый свежий пример. Побывав на фабрике во Львове, Порошенко заявил на голубом глазу: «Все думают, что немецкие иномарки производятся в Германии. Но они ошибаются: львиная доля их производства – на Украине!». И ему глубоко наплевать на то, что львовская фабрика шьёт только чехлы для авто!

Точно по такой же логике деятели украинского «министерства правды» делают из Довженко творца, всегда гонимого советской властью и лично Сталиным. Лгут в этом смысле цинично, нагло, напрочь пренебрегая подлинными историческими документами и свидетельствами очевидцев. Но даже и при этом Довженко на Украине всего лишь условно «канонизирован». Как примеры творчества приводятся лишь фильм «Земля» и киноповесть «Зачарованная Десна». Все остальные работы: «Щорс», «Аэроград» и десяток им подобных надёжно спрятаны в «сховища». Самой яркой картины, «Арсенала», для нынешнего украинского агитпропа вообще как бы не существует. Ещё бы! Ведь в ней с потрясающей точностью показаны современные «петлюры и грушевские», конечно же, это всё понимают. Как и в примере с Гоголем, тихой сапой «выпиливают» из творчества национального гения неудобные для них примеры, факты, беззастенчиво переписывая его мятущуюся биографию.

Утверждают, что художник творил под гнётом тоталитарной системы; что власти предержащие, и особенно тиран Сталин, унижали и постоянно его оскорбляли; что НКВД вёл за ним неусыпную слежку; даже жену Юлию Солнцеву ему якобы «подсунули» органы (чтобы шпионила), заставив бросить первую супругу Варвару Крылову.
А какой же на самом деле была биография кинематографического «Гомера ХХ века»? И как в действительности к нему относились та же советская власть и лично Иосиф Виссарионович Сталин?

Довженко родился на Черкащине. Отец и мать были неграмотными крестьянами. Из четырнадцати детей до трудоспособного возраста дожили лишь трое: сам Сашко, брат Трифон и сестра Полина. Частые смерти врезались в память режиссеру. «У нас в доме всегда царили похороны и плач. Мама моя родилась для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки». В начальной школе мальчик выказал завидную тягу к знаниям. Поэтому отец решил продолжить обучение сына, продав седьмую часть своей земли. В 1911 году Сашко поступил в педагогический институт Глухова вовсе не потому, что хотел стать учителем, а из-за стадвадцатирублёвой стипендии. По окончании вуза учительствовал на Житомирщине. Начало Первой мировой войны юноша воспринял «на ура», восторженно забрасывая шедших на бойню солдат цветами и лишь через несколько лет стал смотреть на вернувшихся с фронта «со стыдом и тоской». Точно с такой же эйфорией отнёсся к Февральской революции. Но позднее заметил: «В революцию я вошёл не в те двери».
Когда грянула Гражданская война, Довженко сначала примкнул к украинским националистам и даже штурмовал киевский «Арсенал» вместе с так называемыми «чёрными гайдамаками». Однако, вконец разочаровавшись в национально-буржуазных идеях, вступает в Красную армию и почти одновременно в ВКП (б).

То есть, как ни крути, но выходит, что в молодости будущий великий режиссёр, что называется, изрядно покачался на идеологических качелях. И что же, юная власть рабочих и крестьян как-то пеняла, корила его за неблагонадёжность? Ничуть не бывало.

После демобилизации молодого бойца в качестве поощрения посылают первым секретарем советского посольства в Варшаву, затем он – секретарь советского консульства в Берлине. Другой вопрос, что дипломатическая карьера не привлекала Довженко. Своё пребывание в Берлине он использовал для занятий живописью и графикой в жанре политической карикатуры. Брал уроки у экспрессиониста Вилли Геккеля. Сблизился с кружком литературных авангардистов. Вернувшись в Харьков, Довженко присоединяется к авангардному артистическому сообществу и работает художником-карикатуристом в партийных газетах и журналах. В конце 20-х устраивается на кинофабрику в Одессе. Кинематографические его пробы – документальный фильм «Красная Армия» и картина «За лесом». А первая лента, получившая признание в 1928 году, – «Звенигора». В этой картине мастер удивительно органично соединил лирику и сатиру с революционным эпосом. Фильм создавался к десятилетию советской власти, и Довженко называл его своим "партбилетом".

На волне оглушительного успеха «Звенигоры» Александр Петрович создает фильм «Арсенал». Сталин, к тому времени уже знавший Довженко не понаслышке (получал от него личное письмо), отозвался об этой эпохальной картине, которую посмотрел на Пленуме ЦК ВКП (б), более чем определённо: «Это – настоящая революционная романтика». А тогдашняя критика отнеслась к ленте более чем прохладно. Ещё большие волнения ему пришлось испытать после выхода на экран «Земли». Литераторы А. Фадеев, В. Киршон и В. Сутырин обвинили режиссёра в том, что он не овладел, как следует, «пролетарским мировоззрением». Дальше других в обличении кинорежиссёра пошёл Демьян Бедный. В стихотворном фельетоне «Философы» он назвал «Землю» «контрреволюционной и похабной».

Почувствовав, что над ним сгущаются тучи, Довженко натурально бежит из Харькова в Москву, чтобы «больше не жить в украинской обстановке, не быть одиозной фигурой и не мучиться от разных случайностей».

В столице, начав разработку сценария «Аэрограда», Александр Петрович принимает более чем нестандартное решение, по существу, определившее всю его дальнейшую судьбу. «Мне было трудно, – написал он два года спустя в статье “Учитель и друг художника”. – Я подумал: один раз в трудную минуту моей жизни я уже обращался письменно к товарищу Сталину, и он спас мне творческую жизнь и обеспечил дальнейшее творчество. Несомненно, он поможет и теперь. И я не ошибся.

Товарищ Сталин принял меня ровно через двадцать два часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик. Товарищ Сталин так тепло, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он уже давно и хорошо меня знает.

Товарищи Сталин, Ворошилов, Молотов и Киров внимательно прослушали сценарий «Аэрограда». Товарищ Сталин сделал ряд указаний и разъяснений. Из его замечаний я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссером, а строителем. Я показал такое место и объяснил, почему я так думаю. Эта конкретная мысль выросла у меня на основе изучения перспектив, как я их себе представлял. Мне до сих пор радостно вспомнить, что Иосиф Виссарионович меня об этом спросил. Я усмотрел в этом его уважение к новой роли советского художника. Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой и с его пожеланием успеха и обещанием помощи».

…В Советском Союзе при Иосифе Виссарионовиче работало несколько десятков маститых, всему миру известных кинорежиссёров. Но лично я не смогу вам назвать другого киномастера, к которому бы вождь относился так терпеливо и душевно, как к Довженко. Причём это ведь следует не из моих предположений, не из каких-то слухов или чьих-то конъюнктурных реминисценций, а из признаний самого художника, сделанных, как вы понимаете, отнюдь не из-под палки. Дальше – больше. Через несколько месяцев Сталин вновь пригласил Довженко к себе. «Товарищ Сталин, – это опять воспоминания режиссёра, – стал очень внимательно расспрашивать о работе над «Аэроградом», о творческом самочувствии, о том, достаточно ли мне помогает Управление воздушными силами для съемки аэропланов. Одним словом, я почувствовал, что любая помощь для окончания фильма мне обеспечена. Иосифу Виссарионовичу понравился фильм «Аэроград». “Только старик партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таежника ведь проще”, – сказал он».

Страницы:   1 2 3 4 5  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
суббота
2019

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение