RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Боже, царя храни!»
5 июня 2013 г.

«Боже, царя храни!»

5 июня 1798 года родился будущий автор музыки имперского Гимна России «Боже, царя храни!» Алексей Федорович ЛЬВОВ.
Героям — поклон, подонкам — позор
3 декабря 2015 г.

Героям — поклон, подонкам — позор

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию было пронизано патриотизмом и ответственностью за судьбу России
Святое воинство в строю
22 июня 2018 г.

Святое воинство в строю

Накануне Дня памяти и скорби 22 июня постоянный автор и друг РГК московский поэт Игорь Гревцев прислал поэтическую подборку
Крепче крупповской стали...
5 декабря 2018 г.

Крепче крупповской стали...

5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой
Ялтинская конференция: попранные итоги
4 февраля 2018 г.

Ялтинская конференция: попранные итоги

4 февраля 1945 года началась встреча руководителей СССР, США, Англии, на которой была выработана концепция послевоенного устройства мира
Главная » Читальный зал » Кобзарь советского кино

Кобзарь советского кино

25 ноября 1956 года, 60 лет назад, ушёл из жизни Александр Довженко

Он - заслуженный деятель искусств Украинской ССР, народный артист РСФСР, дважды лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий.
Кобзарь советского кино

Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, отразивших коренные сдвиги революционной эпохи. Ставил фильмы по собственным сценариям: «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Битва за нашу Советскую Украину», «Мичурин» и другие. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Призёр Венецианского кинофестиваля.
С тех пор, как Украина взяла курс на «нэзалэжнисть», но особенно в последние годы, борьба киевских властителей за выдающегося советского кинорежиссёра и драматурга Довженко не прекращается ни на минуту. Хотя, казалось бы, вокруг чего тут копья ломать? Ну, ведь, как говорится, ежу ясно: Александр Петрович – настоящий советский режиссёр, может быть, один из самых лучших украинских, но именно советских деятелей культуры. Ан нет!

На Украине сейчас многие мыслят и поступают казалось бы вопреки элементарной, здравой человеческой логике: чёрное объявляют белым, солёное – сладким… Вот самый свежий пример. Побывав на фабрике во Львове, Порошенко заявил на голубом глазу: «Все думают, что немецкие иномарки производятся в Германии. Но они ошибаются: львиная доля их производства – на Украине!». И ему глубоко наплевать на то, что львовская фабрика шьёт только чехлы для авто!

Точно по такой же логике деятели украинского «министерства правды» делают из Довженко творца, всегда гонимого советской властью и лично Сталиным. Лгут в этом смысле цинично, нагло, напрочь пренебрегая подлинными историческими документами и свидетельствами очевидцев. Но даже и при этом Довженко на Украине всего лишь условно «канонизирован». Как примеры творчества приводятся лишь фильм «Земля» и киноповесть «Зачарованная Десна». Все остальные работы: «Щорс», «Аэроград» и десяток им подобных надёжно спрятаны в «сховища». Самой яркой картины, «Арсенала», для нынешнего украинского агитпропа вообще как бы не существует. Ещё бы! Ведь в ней с потрясающей точностью показаны современные «петлюры и грушевские», конечно же, это всё понимают. Как и в примере с Гоголем, тихой сапой «выпиливают» из творчества национального гения неудобные для них примеры, факты, беззастенчиво переписывая его мятущуюся биографию.

Утверждают, что художник творил под гнётом тоталитарной системы; что власти предержащие, и особенно тиран Сталин, унижали и постоянно его оскорбляли; что НКВД вёл за ним неусыпную слежку; даже жену Юлию Солнцеву ему якобы «подсунули» органы (чтобы шпионила), заставив бросить первую супругу Варвару Крылову.
А какой же на самом деле была биография кинематографического «Гомера ХХ века»? И как в действительности к нему относились та же советская власть и лично Иосиф Виссарионович Сталин?

Довженко родился на Черкащине. Отец и мать были неграмотными крестьянами. Из четырнадцати детей до трудоспособного возраста дожили лишь трое: сам Сашко, брат Трифон и сестра Полина. Частые смерти врезались в память режиссеру. «У нас в доме всегда царили похороны и плач. Мама моя родилась для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки». В начальной школе мальчик выказал завидную тягу к знаниям. Поэтому отец решил продолжить обучение сына, продав седьмую часть своей земли. В 1911 году Сашко поступил в педагогический институт Глухова вовсе не потому, что хотел стать учителем, а из-за стадвадцатирублёвой стипендии. По окончании вуза учительствовал на Житомирщине. Начало Первой мировой войны юноша воспринял «на ура», восторженно забрасывая шедших на бойню солдат цветами и лишь через несколько лет стал смотреть на вернувшихся с фронта «со стыдом и тоской». Точно с такой же эйфорией отнёсся к Февральской революции. Но позднее заметил: «В революцию я вошёл не в те двери».
Когда грянула Гражданская война, Довженко сначала примкнул к украинским националистам и даже штурмовал киевский «Арсенал» вместе с так называемыми «чёрными гайдамаками». Однако, вконец разочаровавшись в национально-буржуазных идеях, вступает в Красную армию и почти одновременно в ВКП (б).

То есть, как ни крути, но выходит, что в молодости будущий великий режиссёр, что называется, изрядно покачался на идеологических качелях. И что же, юная власть рабочих и крестьян как-то пеняла, корила его за неблагонадёжность? Ничуть не бывало.

После демобилизации молодого бойца в качестве поощрения посылают первым секретарем советского посольства в Варшаву, затем он – секретарь советского консульства в Берлине. Другой вопрос, что дипломатическая карьера не привлекала Довженко. Своё пребывание в Берлине он использовал для занятий живописью и графикой в жанре политической карикатуры. Брал уроки у экспрессиониста Вилли Геккеля. Сблизился с кружком литературных авангардистов. Вернувшись в Харьков, Довженко присоединяется к авангардному артистическому сообществу и работает художником-карикатуристом в партийных газетах и журналах. В конце 20-х устраивается на кинофабрику в Одессе. Кинематографические его пробы – документальный фильм «Красная Армия» и картина «За лесом». А первая лента, получившая признание в 1928 году, – «Звенигора». В этой картине мастер удивительно органично соединил лирику и сатиру с революционным эпосом. Фильм создавался к десятилетию советской власти, и Довженко называл его своим "партбилетом".

На волне оглушительного успеха «Звенигоры» Александр Петрович создает фильм «Арсенал». Сталин, к тому времени уже знавший Довженко не понаслышке (получал от него личное письмо), отозвался об этой эпохальной картине, которую посмотрел на Пленуме ЦК ВКП (б), более чем определённо: «Это – настоящая революционная романтика». А тогдашняя критика отнеслась к ленте более чем прохладно. Ещё большие волнения ему пришлось испытать после выхода на экран «Земли». Литераторы А. Фадеев, В. Киршон и В. Сутырин обвинили режиссёра в том, что он не овладел, как следует, «пролетарским мировоззрением». Дальше других в обличении кинорежиссёра пошёл Демьян Бедный. В стихотворном фельетоне «Философы» он назвал «Землю» «контрреволюционной и похабной».

Почувствовав, что над ним сгущаются тучи, Довженко натурально бежит из Харькова в Москву, чтобы «больше не жить в украинской обстановке, не быть одиозной фигурой и не мучиться от разных случайностей».

В столице, начав разработку сценария «Аэрограда», Александр Петрович принимает более чем нестандартное решение, по существу, определившее всю его дальнейшую судьбу. «Мне было трудно, – написал он два года спустя в статье “Учитель и друг художника”. – Я подумал: один раз в трудную минуту моей жизни я уже обращался письменно к товарищу Сталину, и он спас мне творческую жизнь и обеспечил дальнейшее творчество. Несомненно, он поможет и теперь. И я не ошибся.

Товарищ Сталин принял меня ровно через двадцать два часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик. Товарищ Сталин так тепло, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он уже давно и хорошо меня знает.

Товарищи Сталин, Ворошилов, Молотов и Киров внимательно прослушали сценарий «Аэрограда». Товарищ Сталин сделал ряд указаний и разъяснений. Из его замечаний я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссером, а строителем. Я показал такое место и объяснил, почему я так думаю. Эта конкретная мысль выросла у меня на основе изучения перспектив, как я их себе представлял. Мне до сих пор радостно вспомнить, что Иосиф Виссарионович меня об этом спросил. Я усмотрел в этом его уважение к новой роли советского художника. Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой и с его пожеланием успеха и обещанием помощи».

…В Советском Союзе при Иосифе Виссарионовиче работало несколько десятков маститых, всему миру известных кинорежиссёров. Но лично я не смогу вам назвать другого киномастера, к которому бы вождь относился так терпеливо и душевно, как к Довженко. Причём это ведь следует не из моих предположений, не из каких-то слухов или чьих-то конъюнктурных реминисценций, а из признаний самого художника, сделанных, как вы понимаете, отнюдь не из-под палки. Дальше – больше. Через несколько месяцев Сталин вновь пригласил Довженко к себе. «Товарищ Сталин, – это опять воспоминания режиссёра, – стал очень внимательно расспрашивать о работе над «Аэроградом», о творческом самочувствии, о том, достаточно ли мне помогает Управление воздушными силами для съемки аэропланов. Одним словом, я почувствовал, что любая помощь для окончания фильма мне обеспечена. Иосифу Виссарионовичу понравился фильм «Аэроград». “Только старик партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таежника ведь проще”, – сказал он».

Страницы:   1 2 3 4 5  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение