RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Новогодние рифмы-2020
9 января 2020 г.

Новогодние рифмы-2020

Наш постоянный автор и друг уральский поэт Александр Михайлович Костенко прислал свое первое в этом году стихотворение
Арестованное письмо
12 ноября 2013 г.

Арестованное письмо

12 ноября 1945 года командующий оккупационными силами США в Германии Д. Эйзенхауэр направил Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову послание, которое тот не получил
Мать и сын («Не молись чужим богам!»)
4 января 2016 г.

Мать и сын («Не молись чужим богам!»)

Музыка Александры Пахмутовой, текст Николая Добронравова. Исполняет Кубанский казачий хор
Зимние зарисовки
1 декабря 2019 г.

Зимние зарисовки

Известный российский поэт, добрый друг РГК Александр Михайлович Костенко поделился своими новыми стихами.
ГИМН ШЕСТИДЕСЯТЫМ
26 февраля 2017 г.

ГИМН ШЕСТИДЕСЯТЫМ

Стихотворение поэта Александра Костенко с совершенно иной, чем принято, стороны трактует пресловутую «проблему шестидесятых»
Главная » Читальный зал » ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ

ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ

1 декабря 2016 года 30 лет как не стало Тарапуньки – Юрия Трофимовича Тимошенко

Народного артиста Украинской ССР, фронтовика, награждённого орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Красной звезды, Знак почёта.
ТАРАПУНЬКА и ШТЕПСЕЛЬ

А ещё - медалями: «За боевые заслуги», «За доблестный труд», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией…». И ещё кавалера шести юбилейных медалей, лауреата Сталинской премии. Ни один советский артист не имел стольких боевых наград.

…Прожаренный немилосердным азиатским солнцем, отдраенный песками пустынь, оглушенный ракетным и реактивным громом полигонов, я с особым трепетом относился к элитному, как мне казалось, отделу культурной жизни нашей газеты Бакинского округа ПВО «На страже», которым командовал покойный черноусый подполковник и мой земляк Виктор ОНИСТРАТ. И часто просил его поручить мне хоть какое-нибудь задание по его епархии. Однажды он смилостивился и послал меня на концерт Тарпуньки и Штепселя, чтобы я дал, во-первых, короткую информацию о их гастролях, а, во-вторых, чтобы пригласил артистов для встречи с редакционными сотрудниками.

В моем тогдашнем представлении Тарапунька и Штепсель выглядели не просто удалыми, веселыми и крепкими шутниками, а чуть ли не былинными героями. Встретил, однако, двух сильно подтоптанных, слегка выпивших и густо небритых мужиков, которые просто обрадовались третьему. Тем более, что у меня, на всякий случай, как писал Жванецкий «было». Втроем мы быстро осушили мою бутылку. Я проворно сбегал ещё и был вознагражден откровениями "не для печати", в иных обстоятельствах, наверное, вряд ли возможными.

Оказалось, что Тарапунька и Штепсель в последние годы работали под плотным колпаком идеологического отдела компартии Украины. Каждую, даже самую безобидную их новую программу, каждую шутку в концерте бдительные партийные чиновники выхолащивали до такой степени, что обоих артистов тошнило. В результате, от их гастролей отказались все областные филармонии Украины. Приходится ездить по окраинам Союза.

- И поделом отказались! - смахивая непрошенную слезу, говорил Юрий Трофимович.- Кому же понравится из года в год слушать: «Родился я на хуторе Козюльки, два года старше от сестры Акульки». Но ты же пойми, Мишаня: даже намека на серьезный текст нам со сцены говорить не дают. В каждой блошке слона усматривают. Чуть что - грозят прикрыть наш дуэт раз и навсегда. Разве ж так можно жить и работать?! Мы поэтому и шатаемся по Союзу как цыгане, чтобы на глаза своему начальству не показываться. Чувствую я, что от такой жизни долго не протяну...

Ефим Иосифович рассказал, как его вызывал на ковер крупный партийный босс и распекал за «еврейские штучки» на сцене и за связь с родственниками в Израиле. Однажды известный государственный вельможа при всем народе назвал его «жидовской мордой» и посоветовал «очистить украинскую эстраду».

- Господи, да её ничем уже очистить нельзя, так обгажена! Вы только представьте себе: с нами на все гастроли постоянно ездит специальный надсмотрщик. Без его благословения мы с Юрой не можем слова пикнуть со сцены. Кстати, интервью для вашей военной газеты мы тоже обязаны ему показать! Иначе скандала не оберешься!

Понимаю скептические сомнения некоторых читателей: дурку гонит автор. Так уж и стали бы изливать свои болячки известные артисты новичку-журналисту. Откровенно говоря, мне и самому иной раз не верится, что в молодости стал случайным свидетелем по существу трагедии известного сатирического дуэта. И не объясню внятно, почему они тогда со мной откровенничали. Может быть, потому, что встретились мы, три украинца, на земле Азербайджана и вспоминали под рюмку. Может, по иной какой причине. Но остались дневниковые записи той памятной встречи. Осталась и маленькая интермедия, которую Тимошенко и Березин экспромтом придумали для моей газеты: «Штепсель: Это ты будешь меня учить, как родине служить? Тарапунька: Нет, видали? Сам на каждом шагу и в жизни, и на сцене мне нотации читает, а как ему добрый совет дашь - нос воротит. Нет у тебя, брат, уважения к старшим. Штепсель: Снова ты за свое. Ведь всем известно, что мы с тобой - годки. Тарапунька: Годки-то годки. Но все же ты супротив меня – салага».
(К слову, артисты показывали-таки своему идеологическому цензору мое интервью с этой вставной интермедией, и тот аккуратно вместо слова «салага» вписал: «говоря солдатским языком - не то». Бдительный, он исправил то, что «по недомыслию» брякнули его подопечные. В те застойные годы официально считалось, что никакой такой «стариковщины», «дедовщины» и «салажнины» в советской армии нет и быть не может).

..Юрий Трофимович Тимошенко (Тарапунька) родился в 1919 году в Полтаве. Спустя 163 дня и пять часов того же года в Одессе родился Ефим Иосифович Березин (Штепсель). Двадцать лет полтавчанин и одессит ничего друг о друге не знали, и потому это время интереса для исследователей представлять не может. Пересеклись орбиты юношей в Киевском театральном институте. Оба были неистощимы на выдумки и хохмы, которые приводили в неизменный восторг преподавателей и студентов. Дипломы получили в 1941 году и сразу же отправились на фронт. От первого и до последнего дня войны выступали перед бойцами разных фронтов в образах-масках. Березин был поваром Галкиным, Тимошенко - банщиком Мочалкиным. Командование высоко ценило юмористов и старалось обеспечить ими как можно больше частей и соединений.

Согласен, что сказано казенно и невнятно, зато верно. Потому что фронт в те времена обеспечивался различными видами довольствия, в том числе и юмористическим. Ибо, если прав был поэт, сказавший, что «перед боем сердце просит музыки вдвойне», то не меньше, поверьте, оно (сердце) было заинтересовано и в веселом слове. Во всяком случае, никто ещ точно не установил, что важнее было для солдата на войне - пачка махорки или хорошая шутка, выбивающая слезу. Так что вовсе не случайно Тимошенко и Березин были награждены многими боевыми орденами и медалями.

Пришла Победа. Демобилизованные артисты не расстались. Только повар Галкин стал монтером Штепселем, а банщик Мочалкин – милиционером Тарапунькой. Под этими псевдонимами артисты и заслужили всенародное признание. За почти что полувековую совместную деятельность они порядочно поколесили по бескрайним просторам Советского Союза. Но всё-таки на Украине их ценили, любили и даже гордились ими как-то по-особому. Знаю, о чём говорю, потому что вырос на их юморе. В пятидесятые и шестидесятые годы этот сугубо эстрадный дуэт имел на моей родине такие потрясающие известность и популярность, которыми сегодня, мне кажется, могла бы позавидовать даже великая Алла Пугачева, не завидующая уже ничему и никому. Не единожды я бывал свидетелем того, как на сельских свадьбах ещё на довоенных патефонах ставились пластинки с записями Тарапуньки и Штепселя. И многолюдное хмельное застолье слушало своих кумиров, чередуя мертвую тишину с вулканическими взрывами хохота. Те, кто не успевал чего-то разобрать, досадовали на тех, кто уже понял смешное место. В конце концов, все соглашались ставить пластинку вторично, а то и по третьему, четвертому разу.

По всей стране о Тарапуньке и Штепселе бродили самые невероятные легенды и слухи. О дуэте даже слагались анекдоты (и их было великое множество) - высшая степень народного признания. Шутки сатириков, с микронной точностью процеженные цензурным легионом, которому в те времена было несть числа, в конечном итоге, все же доходили до адресатов, и обиженные в ярости кидались к отмщению. На Украине существовали целые регионы, куда популярные артисты не могли даже ступить ногой. Обоих многократно привлекали к судебной ответственности за дерзкие выступления с эстрады!

Тарапуньке и Штепселю писали со всех концов страны. Такой критической почты не имели иные областные газеты. В основном шли жалобы. Отвечал на них специально для этой цели нанятый в эстрадный коллектив журналист-юрист. Случай в практике советской эстрады единственный. Даже Райкин не мог похвастаться подобным всенародным вниманием, поскольку никогда не выступал с адресной критикой. Эти артисты практически в каждой интермедии называли какого-то конкретного виновника конкретного зла, что выгодно отличало их едва ли не от всех эстрадных коллег, благоразумно предпочитавших не лезть на рожон, а если и критиковать, то, в основном, коварный американский империализм.

…При въезде в мой районный центр Ямполь, что на Виннитчине, есть мост через реку Мурафу. Каждый раз, приближаясь к нему, я всегда с благодарностью вспоминаю моих земляков-сатириков. Много лет назад на месте этого моста существовало временное сооружение, которому трудно было подобрать название и которое регулярно смывалось водой. Жители семи сел лишались тогда возможности бывать в райцентре, прерывалось сообщение между городами Ямполем и Могилев-Подольским. А строительство моста прочно вошло в долгострой. И куда только не обращались ямпольчане - тщетно. Но стоило Тарапуньке и Штепселю «протянуть» строителей в своем очередном эстрадном выступлении, как мост сразу пустили в строй.
...Мост давно уже пришел в негодность, как приходят в негодность наспех возведенные хрущевские пятиэтажки, и некому больше побеспокоиться о моих земляках.

Кстати, о человеке, чьим именем названы столь эпохальные жилые сооружения. "Великого реформатора" постоянно заносило в идиотские начинания, как, например, с двумя райкомами, с обобществлением крупного рогатого скота, с урезанием приусадебных участков, с кукурузой и т.д. и т.п. Эта бестолковость первого руководителя партии и правительства особенно больно сказывалась на сельских жителях. Власть имущие все это видели, не дураки же были, но помалкивали. А Тарапунька и Штепсель не молчали, проявляя по тем временам завидные смелость и гражданскую отвагу, за что бывали неоднократно и изрядно биты. Помню одно их чрезвычайно едкую интермедию. Приходит посетитель к секретарю сельского райкома партии и жалуется на свою жену, которая в сердцах запустила в его голову молотком. На что Тарапунька - партийный деятель - отвечал Штепселю - пострадавшему: «Извините, дорогой товарищ, но это не по нашей части. Вам следует обращаться в промышленный райком партии. Вот если она у вас серпом (вставал и под гомерический хохот зала показывал, что именно) промеж ног отрежет, тогда и приходите к нам. Разберемся».

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Валерий Галкин 30.11.2016 в 16:44 # Ответить
Это наша история.....
В.Леонидов 30.11.2016 в 21:24 # Ответить
В.Леонидов
При всем цензорском произволе они все-таки ухитрялись говорить в своих интермедиях об очень острых вещах. Сам с детства запомнил такую их хохму. Штепсель: Тарапунька! Как ни приду к тебе, ты пьешь молоко. Откуда берешь, ведь в магазине его нет? Тарапунька: А я радиоприемник включаю, к нему бидон подставляю, и через несколько минут он полон!
Еще бы Хрущев не злился. Ведь это именно его высокопарные доклады сатирики так едко и высмеивали. Доклады, в которых народу обещались молочные реки и кисельные берега. Ну разве нынешние хохмачи из какого-нибудь "Кривого зеркала" или "Камеди-клаба" способны на что-то подобное? Сомневаюсь.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 февраля
вторник
2020

В этот день:

Георгиевский крест

25 февраля 1807 года учрежден знак отличия военного ордена Св. Георгия для награждения унтер-офицеров, солдат и матросов. Им награждались за подвиг, совершенный «на поле сражения, при обороне крепостей и на водах». В 1913 году эта высшая солдатская награда официально стала именоваться Георгиевским крестом.

Командарм Федор Камков

25 февраля 1898 года родился Федор Васильевич КАМКОВ, военачальник, генерал-лейтенант. В Великую Отечественную войну командовал армиями: 18-й Южного фронта и 47-й Закавказского, успешно действовавших в операциях 1941—42 годов.

Доклад «о культе»

25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Н. Хрущев зачитал лицемерный доклад "о культе личности" Сталина. После этого началось демократическое разложение страны. Нынешние властители с особым лицемерием пинают "мертвого льва", поскольку олицетворяют то, с чем Сталин боролся: коррупцию, воровство, стяжательство.

Доклад «о культе»

25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Н. Хрущев зачитал лицемерный доклад "о культе личности" Сталина. После этого началось демократическое разложение страны. Нынешние властители с особым лицемерием пинают "мертвого льва", поскольку олицетворяют то, с чем Сталин боролся: коррупцию, воровство, стяжательство.

XX съезд КПСС проходил с 14 по 25 февраля 1956 года. На нем Хрущев зачитал секретный доклад «О преодолении культа личности и его последствий». После этого началось демократическое разложение страны.
Подробно: http://rosgeroika.ru/library/2013/june/krovavaya-xrushhevskaya-ottepel

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение