RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Победа-70»: поэтесса Агата Шумакова
18 апреля 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Агата Шумакова

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Эстафета Подвига
3 мая 2016 г.

Эстафета Подвига

Продолжаем публиковать стихи, присланные на конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летнему юбилею выдающегося воздушного аса Героя Советского Союза Алексея Маресьева
Оптимистичная печаль
23 декабря 2018 г.

Оптимистичная печаль

Постоянный автор и друг РГК уральский поэт Александр Костенко прислал свои новые стихотворения
Поэтический поклон Алексею Маресьеву
3 ноября 2016 г.

Поэтический поклон Алексею Маресьеву

Итоги конкурса патриотической поэзии, посвященного 100-летию легендарного воздушного аса Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева
Время Плохишей,
14 августа 2017 г.

Время Плохишей,

или Хроника 90-х годов Михаила Захарчука
Главная » Читальный зал » Против либерального взгляда на русскую литературу

Против либерального взгляда на русскую литературу

Вышла в свет книга литературного критика, публициста и прозаика, доброго друга «Российского героического календаря» полковника Петра Ткаченко «До разгрома и после него»

.
Против либерального взгляда на русскую литературу

Появление такой книги кажется несколько неожиданным в наше литературное безвременье. Но вместе с тем, видимо, и закономерное. Ведь уже совершенно ясно, что русская литература переживает ныне беспрецедентный, ранее не встречаемый период своего состояния и положения в обществе. Причём, литература вся – как классическая, так и современная, текущая. Сводится это к тому, что она целенаправленно и настойчиво вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования. Не впадая в конспирологию, должны всё-таки отметить, что такое попущение носит все признаки преднамеренности. Чего стоит только деятельность в России пресловутого Сороса, разорившего толстые литературные журналы – уникальное явление культуры, нигде более не встречаемое. Или, по сути упразднение школьного сочинения по литературе…

Это и даёт полное право автору прийти к печальному выводу: «У нас в России была одна безусловная величина мирового масштаба. Это – великая русская литература. А потому с пресечением её мы перестаём быть слышны в мире. Это и является истинной причиной таких настойчивых и упорных экспериментов с литературой, необязательность которых очевидна всем, действительно образованным и чутким людям. Как очевидны и их трагические последствия для личности, общества и страны».

Из чего исходит Пётр Ткаченко отдавая многие годы перечитыванию вершинных произведений русской литературы? Из того, что духовные и социальные катаклизмы, нашего времени потребовали от литераторов разрешения целого ряда проблем. Прежде всего – пересмотра своего творческого хозяйства. Новой организации литературы, отстаивания её права на своё существование, помня завет А.Блока из его статьи «О назначении поэта»: «Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так». И главное – требовалось перечитать классику, толкование которой во многой мере оказалось в идеологическом плену. И, кстати, не только в советский период истории. Но и в идеологическом плену неистовых ревнителей русской словесности XIX века, революционных демократов, почитавших литературу лишь «помощницей» в делах якобы более важных, чем она…

Предстояла огромная интеллектуальная и духовная работа широких слоёв образованной части общества, которая, к сожалению, не была осознана как культурная задача. Масштаб бедствия – упразднение русской литературы оказался, по сути, не осознанным...

Принципиальное условие, которого придерживается автор, состоит в том, что он замечает в классических произведениях русской литературы то, что не было замечено исследователями до него, или осталось обойденным по причинам внелитературным. Это и становилось причиной и поводом написания той или иной повести.

Ну нельзя же мириться с тем, что толкование глубочайшего творения человеческой мысли и духа «Медного всадника» А.С. Пушкина издавна и до сих пор всё ещё строится на лёгкой идейке либерального толка, неизвестной современникам поэта. Суть её состоит в том, что в петербургской повести якобы альтернативно противопоставлены государственная воля и интересы простого человека. Отсюда следует, что личная свобода человека достигается не иначе как через разрушение государственности… Согласимся с тем, что это довольно ядовитая идея. Но главное состоит в том, что ничего подобного в тексте Пушкинской поэмы нет. А.С. Пушкин изображает Божеское устройство мира, где у царя и у маленького человека – своя мера ответственности. Это и выявляет Пётр Ткаченко в повести «Стихийных сил не превозмочь…».

В книгу вошли повести о «Слове о полку Игореве» – «В поисках града Тмутаракани», – толкование образов древнерусской поэмы через христианское миропонимание. «Уже приспели гибельные дни…» – о том, как жило «Слово» в советский период истории.

В повести «Песнь о вещем Олеге» как памятнике русского самосознания» автор касается природы предсказаний, основываясь на русских летописях. Попутно обращается, к судьбе, пожалуй, самого выдающегося прорицателя в истории России преподобного Авеля, в миру Василия Васильева (1757-1841). Прорицателя, предсказавшего судьбы российских самодержцев – Екатерины Великой, Павла I, Николая I, Николая II. Под сенью пророчеств которого, вполне возможно, мы живём и сегодня…

В книгу вошла новая работа критика о трагической гибели М.Ю. Лермонтова «С тех пор, как вечный Судия мне дал всеведенье пророка…» Через духовно-мировоззренческие аспекты, а не только через факты исторические и биографические, автор, как думается, приближается к постижению трагической гибели великого русского поэта.

В повести о В.Г. Белинском «После неистового Виссариона» автор, можно сказать, пытается исполнить наказ А. Блока: «Оценка деятельности Белинского и его соратников ещё впереди». Видимо такое время настало. Выдвигает реальную альтернативу великому критику – Ап. Григорьева. Рассказывает о малоизвестном критике Валериане Майкове, посмевшем вступить в полемику с «литературным генералом» В. Белинским и рано ушедшем из жизни. Впрочем, В. Майкову посвящена отдельная статья «Валериан Майков – критик».

Тем самым Пётр Ткаченко выстраивает справедливую иерархию ценностей в русской литературе, которая, к сожалению, всё ещё остаётся неточной.

Повесть «Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…» – о тайне смерти Александра Блока. Это вовсе не писательское и не журналистское расследование, но жёсткий анализ неопровержимых фактов, на которые не обращалось должного внимания раньше.

Уверен, что читатели будут немало удивлены прочтению через библейские образы романа А. Фадеева «Разгром». И, тем не менее, для такого прочтения романа даёт основания сам текст. Автор повести «До разгрома и после него» и обращает наше внимание на этот аспект текста, который и является основным.

Повесть «В поисках подковы» посвящена трагической судьбе О.Мандельштама и одному образу в его творчестве – подкове, имеющем вполне определённое значение в русском народном самосознании и почему-то навязчиво присутствующем в его поэтическом мире.

Характерный пример авторской позиции Петра Ткаченко, отмеченной выше, – замечать то, что исследователями осталось незамеченным, является повесть «Вещий сон генерала Корнилова», о сне Л. Корнилова в «Тихом Доне» М. Шолохова, оставшемся литературоведами обойдённым. Это примерно то же самое, если бы мы не заметили «мутен сон» Святослава в «Слове о полку Игореве». Ведь сны в произведениях литературных играют, как правило, главную роль в понимании их смысла и значения.

Ярослав Смеляков как русский поэт советской эпохи рассматривается автором в повести «Ежели поэты, врут, больше жить не можно…».

Повесть «Сей образ прекрасного мира…» о творчестве Николая Рубцова написана в связи с тем, что автору удалось разыскать в Москве, в частных собраниях, две первоначальные рукописи знаменитой книги поэта «Звезда полей». Это позволило критику сделать существенные текстологические уточнения в стихотворениях, давно ставших шедеврами русской лирики. В книгу вошла также повесть «Я зову в собеседники время…» – Юрий Кузнецов в русском самосознании.

Словом, в новой книге Петра Ткаченко любопытные и неленивые читатели найдут немало интересного и непривычного, выходящего за рамки стереотипных представлений о русской литературе. И если не все, то многие читатели, кому попадёт в руки эта необычная книга, что в нынешних условиях проблематично, согласятся с автором в том, что великая русская литература – достояние всех последующих времён и поколений, а не нечто, пребывающее в прошлом. Это – живая реальность, которая должна быть постигаема заново каждым поколением, открывающаяся новыми смыслами и значениями. Если же этого не происходит, то прерывается связь времён, духовная преемственность, вне которых не бывает ни личности, ни народа, ни страны. Ведь великие творения русской литературы объясняют не прошлую, а нашу нынешнюю жизнь гораздо глубже и внятней, чем иные теперешние внешне суперсовременные, но торопливые писания, коими переполнены книжные развалы.

Книга может стать необходимой всем, кто изучает русскую литературу и традиционную народную культуру – школьникам, студентам, учителям-словесникам.

 

Несмотря на, казалось бы, неожиданное появление такой книги, её подзаголовок «Своевременные размышления о русской литературе и жизни», безусловно, оправдан.

 

* Пётр Ткаченко. До разгрома и после него. Своевременные размышления о русской литературе и жизни. Литературно-критические повести. М. :ИПО «У Никитских ворот». – 2016 – 624 с.

 

 

Владимир Иванов. г. Крымск Краснодарского края
27 октября 2016 г.

Комментарии:

МАЗ 27.10.2016 в 12:18 # Ответить
Отклик
Как-то тихо и почти незаметно Пётр Ткаченко стал едва ли не самым добросовестным литературным критиком нашей с вами, понимаете ли, современности. А если серьёзно, то действительно он сейчас в числе самых востребованных отечественных литераторов. "Своевременные размышления о русской литературе и жизни" - прекрасное тому доказательство. Будем читать, наслаждаться и, возможно, соразмышлять автору. Добра ему и "исполати" в делах его праведных. МАЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 февраля
воскресенье
2020

В этот день:

Памяти Рюрика

23 февраля 879 года скончался новгородский князь РЮРИК. Согласно «Повести временных лет», он был призван править в Новгородскую землю в 862 году. Споры о том, кто же он был на самом деле по происхождению — скандинав, датчанин или славянин, не утихают до сих пор.

Памяти Рюрика

23 февраля 879 года скончался новгородский князь РЮРИК. Согласно «Повести временных лет», он был призван править в Новгородскую землю в 862 году. Споры о том, кто же он был на самом деле по происхождению — скандинав, датчанин или славянин, не утихают до сих пор.

 Как бы то ни было, но на протяжении более 700 лет правившие на Руси князья и цари считали себя его потомками. Последний царь из династии Рюриковичей ФЕДОР ИОАННОВИЧ скончался в январе 1598 года.

Поклон Алексию II

23 февраля 1929 года родился АЛЕКСИЙ II /Алексей Михайлович РИДИГЕР/, Патриарх Московский и всея Руси.

Поклон Алексию II

23 февраля 1929 года родился АЛЕКСИЙ II /Алексей Михайлович РИДИГЕР/, Патриарх Московский и всея Руси.

Он родился в Таллине. С 1961 по 1986 год владыка Алексий являлся постоянным правящим архиереем в Эстонии (с 1968 года в сане митрополита Таллинского и Эстонского), а с 1986 года — митрополитом Ленинградским и Новгородским, с одновременным поручением управления Таллинской епархией. Торжественная интронизация его (возведение на патриарший престол) состоялась 10 июня 1990 года. В период патриаршества Алексия II постоянно расширяется пастырская, наставническая деятельность и во вновь создающихся храмах, и в тех российских святынях, что буквально чудом продолжали существовать в десятилетия государственного атеизма, — таких, например, как Троице-Сергиева лавра и Псково-Печерская обитель, воспитавших в своих стенах немало достойных служителей Христовых.

Велика роль Алексия II в духовном сдерживании противоборствующих сторон во время нынешней российской Смуты, в недопущении гражданской войны, особенно в 1991 и 1993 годах.

Патриарх Алексий II скончался 5 декабря 2008 года. В своём последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном посмертно, он следующим образом оценил свою историческую роль: «Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом».

Святейший всегда был точен в словах и оценках. Одно из самых первых интервью Патриарха Алексия II, которое, вскоре после своей интронизации, он дал еще советской прессе - весной 1991-го, читайте здесь: https://vk.com/ruvoin?w=wall-98877741_550

 

Полеты космонавта Василия Лазарева

23 февраля 1928 года родился Василий Григорьевич ЛАЗАРЕВ, летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Первый полет совершил в 1973 году на корабле «Союз-12». В апреле 1975 года вновь отправился в космос вместе с бортинженером О. Г. МАКАРОВЫМ.

Полеты космонавта Василия Лазарева

23 февраля 1928 года родился Василий Григорьевич ЛАЗАРЕВ, летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Первый полет совершил в 1973 году на корабле «Союз-12». В апреле 1975 года вновь отправился в космос вместе с бортинженером О. Г. МАКАРОВЫМ.

На этот раз полет едва не завершился трагически, когда на участке выведения произошла авария третьей ступени ракеты-носителя. Спускаемый аппарат был отделен и перешел в суборбитальный полет, совершив посадку в труднодоступных районах Алтая. В те времена о неудачном запуске ничего не сообщили, экипаж наградили орденами Ленина, а в космическую хронику он вошел как запуск корабля «Союз-18/1».

Если завтра война

23 февраля 1938 года на экраны вышел фильм «Если завтра война», снятый режиссером Ефимом ДЗИГАНОМ.

Если завтра война

23 февраля 1938 года на экраны вышел фильм «Если завтра война», снятый режиссером Ефимом ДЗИГАНОМ.

В 1941 году режиссеру этой художественно-документальной киноленты была присуждена Сталинская премия. Картина представляла собой агитационно-пропагандистcкий фильм, в котором Красная Армия разбивала осмелившегося посягнуть на Советскую страну врага. Основой киноматериала стали документальные кадры военных маневров.
Сегодня у нашей молодежи нет такого фильма.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение