RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Михаил Ножкин: «Я люблю тебя, Россия»
19 января 2015 г.

Михаил Ножкин: «Я люблю тебя, Россия»

19 января 1937 года родился выдающийся поэт-патриот, писатель, киноактер Михаил Иванович Ножкин
Строка, посвященная америкосам
27 июня 2018 г.

Строка, посвященная америкосам

Как ни странно, США иногда вызывают даже поэтический интерес, правда, специфический, но их несомненно достойный
«Скифы»: пророчество Александра Блока
7 февраля 2013 г.

«Скифы»: пророчество Александра Блока

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...
Актер фронтового закала
21 сентября 2016 г.

Актер фронтового закала

21 сентября 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного артиста Зиновия Ефимовича Гердта
Защита жизни
8 февраля 2016 г.

Защита жизни

В московской гостинице «Салют» состоялись Рождественские встречи «За жизнь – 2016»
Главная » Читальный зал » Против либерального взгляда на русскую литературу

Против либерального взгляда на русскую литературу

Вышла в свет книга литературного критика, публициста и прозаика, доброго друга «Российского героического календаря» полковника Петра Ткаченко «До разгрома и после него»

.
Против либерального взгляда на русскую литературу

Появление такой книги кажется несколько неожиданным в наше литературное безвременье. Но вместе с тем, видимо, и закономерное. Ведь уже совершенно ясно, что русская литература переживает ныне беспрецедентный, ранее не встречаемый период своего состояния и положения в обществе. Причём, литература вся – как классическая, так и современная, текущая. Сводится это к тому, что она целенаправленно и настойчиво вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования. Не впадая в конспирологию, должны всё-таки отметить, что такое попущение носит все признаки преднамеренности. Чего стоит только деятельность в России пресловутого Сороса, разорившего толстые литературные журналы – уникальное явление культуры, нигде более не встречаемое. Или, по сути упразднение школьного сочинения по литературе…

Это и даёт полное право автору прийти к печальному выводу: «У нас в России была одна безусловная величина мирового масштаба. Это – великая русская литература. А потому с пресечением её мы перестаём быть слышны в мире. Это и является истинной причиной таких настойчивых и упорных экспериментов с литературой, необязательность которых очевидна всем, действительно образованным и чутким людям. Как очевидны и их трагические последствия для личности, общества и страны».

Из чего исходит Пётр Ткаченко отдавая многие годы перечитыванию вершинных произведений русской литературы? Из того, что духовные и социальные катаклизмы, нашего времени потребовали от литераторов разрешения целого ряда проблем. Прежде всего – пересмотра своего творческого хозяйства. Новой организации литературы, отстаивания её права на своё существование, помня завет А.Блока из его статьи «О назначении поэта»: «Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так». И главное – требовалось перечитать классику, толкование которой во многой мере оказалось в идеологическом плену. И, кстати, не только в советский период истории. Но и в идеологическом плену неистовых ревнителей русской словесности XIX века, революционных демократов, почитавших литературу лишь «помощницей» в делах якобы более важных, чем она…

Предстояла огромная интеллектуальная и духовная работа широких слоёв образованной части общества, которая, к сожалению, не была осознана как культурная задача. Масштаб бедствия – упразднение русской литературы оказался, по сути, не осознанным...

Принципиальное условие, которого придерживается автор, состоит в том, что он замечает в классических произведениях русской литературы то, что не было замечено исследователями до него, или осталось обойденным по причинам внелитературным. Это и становилось причиной и поводом написания той или иной повести.

Ну нельзя же мириться с тем, что толкование глубочайшего творения человеческой мысли и духа «Медного всадника» А.С. Пушкина издавна и до сих пор всё ещё строится на лёгкой идейке либерального толка, неизвестной современникам поэта. Суть её состоит в том, что в петербургской повести якобы альтернативно противопоставлены государственная воля и интересы простого человека. Отсюда следует, что личная свобода человека достигается не иначе как через разрушение государственности… Согласимся с тем, что это довольно ядовитая идея. Но главное состоит в том, что ничего подобного в тексте Пушкинской поэмы нет. А.С. Пушкин изображает Божеское устройство мира, где у царя и у маленького человека – своя мера ответственности. Это и выявляет Пётр Ткаченко в повести «Стихийных сил не превозмочь…».

В книгу вошли повести о «Слове о полку Игореве» – «В поисках града Тмутаракани», – толкование образов древнерусской поэмы через христианское миропонимание. «Уже приспели гибельные дни…» – о том, как жило «Слово» в советский период истории.

В повести «Песнь о вещем Олеге» как памятнике русского самосознания» автор касается природы предсказаний, основываясь на русских летописях. Попутно обращается, к судьбе, пожалуй, самого выдающегося прорицателя в истории России преподобного Авеля, в миру Василия Васильева (1757-1841). Прорицателя, предсказавшего судьбы российских самодержцев – Екатерины Великой, Павла I, Николая I, Николая II. Под сенью пророчеств которого, вполне возможно, мы живём и сегодня…

В книгу вошла новая работа критика о трагической гибели М.Ю. Лермонтова «С тех пор, как вечный Судия мне дал всеведенье пророка…» Через духовно-мировоззренческие аспекты, а не только через факты исторические и биографические, автор, как думается, приближается к постижению трагической гибели великого русского поэта.

В повести о В.Г. Белинском «После неистового Виссариона» автор, можно сказать, пытается исполнить наказ А. Блока: «Оценка деятельности Белинского и его соратников ещё впереди». Видимо такое время настало. Выдвигает реальную альтернативу великому критику – Ап. Григорьева. Рассказывает о малоизвестном критике Валериане Майкове, посмевшем вступить в полемику с «литературным генералом» В. Белинским и рано ушедшем из жизни. Впрочем, В. Майкову посвящена отдельная статья «Валериан Майков – критик».

Тем самым Пётр Ткаченко выстраивает справедливую иерархию ценностей в русской литературе, которая, к сожалению, всё ещё остаётся неточной.

Повесть «Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…» – о тайне смерти Александра Блока. Это вовсе не писательское и не журналистское расследование, но жёсткий анализ неопровержимых фактов, на которые не обращалось должного внимания раньше.

Уверен, что читатели будут немало удивлены прочтению через библейские образы романа А. Фадеева «Разгром». И, тем не менее, для такого прочтения романа даёт основания сам текст. Автор повести «До разгрома и после него» и обращает наше внимание на этот аспект текста, который и является основным.

Повесть «В поисках подковы» посвящена трагической судьбе О.Мандельштама и одному образу в его творчестве – подкове, имеющем вполне определённое значение в русском народном самосознании и почему-то навязчиво присутствующем в его поэтическом мире.

Характерный пример авторской позиции Петра Ткаченко, отмеченной выше, – замечать то, что исследователями осталось незамеченным, является повесть «Вещий сон генерала Корнилова», о сне Л. Корнилова в «Тихом Доне» М. Шолохова, оставшемся литературоведами обойдённым. Это примерно то же самое, если бы мы не заметили «мутен сон» Святослава в «Слове о полку Игореве». Ведь сны в произведениях литературных играют, как правило, главную роль в понимании их смысла и значения.

Ярослав Смеляков как русский поэт советской эпохи рассматривается автором в повести «Ежели поэты, врут, больше жить не можно…».

Повесть «Сей образ прекрасного мира…» о творчестве Николая Рубцова написана в связи с тем, что автору удалось разыскать в Москве, в частных собраниях, две первоначальные рукописи знаменитой книги поэта «Звезда полей». Это позволило критику сделать существенные текстологические уточнения в стихотворениях, давно ставших шедеврами русской лирики. В книгу вошла также повесть «Я зову в собеседники время…» – Юрий Кузнецов в русском самосознании.

Словом, в новой книге Петра Ткаченко любопытные и неленивые читатели найдут немало интересного и непривычного, выходящего за рамки стереотипных представлений о русской литературе. И если не все, то многие читатели, кому попадёт в руки эта необычная книга, что в нынешних условиях проблематично, согласятся с автором в том, что великая русская литература – достояние всех последующих времён и поколений, а не нечто, пребывающее в прошлом. Это – живая реальность, которая должна быть постигаема заново каждым поколением, открывающаяся новыми смыслами и значениями. Если же этого не происходит, то прерывается связь времён, духовная преемственность, вне которых не бывает ни личности, ни народа, ни страны. Ведь великие творения русской литературы объясняют не прошлую, а нашу нынешнюю жизнь гораздо глубже и внятней, чем иные теперешние внешне суперсовременные, но торопливые писания, коими переполнены книжные развалы.

Книга может стать необходимой всем, кто изучает русскую литературу и традиционную народную культуру – школьникам, студентам, учителям-словесникам.

 

Несмотря на, казалось бы, неожиданное появление такой книги, её подзаголовок «Своевременные размышления о русской литературе и жизни», безусловно, оправдан.

 

* Пётр Ткаченко. До разгрома и после него. Своевременные размышления о русской литературе и жизни. Литературно-критические повести. М. :ИПО «У Никитских ворот». – 2016 – 624 с.

 

 

Владимир Иванов. г. Крымск Краснодарского края
27 октября 2016 г.

Комментарии:

МАЗ 27.10.2016 в 12:18 # Ответить
Отклик
Как-то тихо и почти незаметно Пётр Ткаченко стал едва ли не самым добросовестным литературным критиком нашей с вами, понимаете ли, современности. А если серьёзно, то действительно он сейчас в числе самых востребованных отечественных литераторов. "Своевременные размышления о русской литературе и жизни" - прекрасное тому доказательство. Будем читать, наслаждаться и, возможно, соразмышлять автору. Добра ему и "исполати" в делах его праведных. МАЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 марта
пятница
2019

В этот день:

Спасение Василия Шуйского

22 марта 1610 года в Москву, сняв осаду, которую вела армия Лжедмитрия II, вошли войска князя Михаила Васильевича СКОПИНА-ШУЙСКОГО. Он собрал свои рати в Новгороде, Вологде, Устюге и провел ряд победоносных сражений с отрядами самозванца, прозванного в народе Тушинским вором. Царь ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ был спасен.

Генерал-фельдмаршал Николай Репнин

22 марта 1734 года родился Николай Васильевич РЕПНИН, князь, генерал-фельдмаршал, дипломат, гроза турок. Участник русско-турецких войн конца XVIII века.

Генерал-фельдмаршал Николай Репнин

22 марта 1734 года родился Николай Васильевич РЕПНИН, князь, генерал-фельдмаршал, дипломат, гроза турок. Участник русско-турецких войн конца XVIII века.

Командуя отдельным корпусом, он воспрепятствовал переправе через Прут 36-тысячного турецкого войска. Затем отличился в сражении при Рябой Могиле: действовавшие под его командованием Киевский, Архангелогородский, Ширванский мушкетерские полки и гренадерские батальоны при поддержке конницы разгромили левый фланг турок.  27 июля 1770 года награждён орденом святого Георгия 2-й степени под номером № 2.

Генеральный конструктор концерна «Антей».

22 марта 1926 года родился Вениамин Павлович ЕФРЕМОВ, генеральный конструктор концерна «Антей».

Генеральный конструктор концерна «Антей».

22 марта 1926 года родился Вениамин Павлович ЕФРЕМОВ, генеральный конструктор концерна «Антей».

Он является создателем противовоздушных ракет 9М33 для ЗРК «Оса» и 9М330 для комплекса «Тор", а также мобильной универсальной противоракетной и противосамолетной системы «Антей-2500».

Эта система существенно превосходит по всем параметрам американские «Пэтриоты», она способна эффективно бороться как с баллистическими ракетами с дальностями пуска до 2500 км, так и со всеми видами аэродинамических и аэробаллистических целей.

 

Зверства украинских националистов в Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) уничтожена белорусская деревня Хатынь — за помощь партизанам. Заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей.

Зверства украинских националистов в Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) уничтожена белорусская деревня Хатынь — за помощь партизанам. Заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей.

 Как это напоминает то, что произошло в Одесском Доме профсоюзов, где потомками бандеровцев заживо сожжено 42 человека!

 

Злодеяния бандеровцев были засекречены на долгие десятилетия, дабы не «бросать тень» на весь украинский народ. А зря. Если бы это было известно всем, то вряд ли сегодня сумели бы захватить власть на Украине духовные сыновья тех, кто расстреливал и сжигал заживо русских, белорусов, поляков, украинцев, евреев...

22 марта 1943 года украинские националисты 118 карательного батальона ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.
Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались их спасти. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты и украинские националисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами, и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».

После войны не сразу стало известно об активном участии в этой зверской акции 118 батальона украинских националистов. А когда всплыли документы и начались судебные процессы первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий специально обратился в Центральный комитет КПСС с просьбой не разглашать информацию об участии украинских полицаев в зверском убийстве мирных жителей белорусской деревни. К просьбе тогда отнеслись с "пониманием". Но правда о том, что Хатынь уничтожили украинские националисты, составляющие 118-й специальный полицейский батальон не может быть вечно под спудом.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение