RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Засекреченная миссия заместителя Гитлера
10 мая 2017 г.

Засекреченная миссия заместителя Гитлера

10 мая 1941 года крупный нацистский бонза Рудольф Гесс сбежал из фашистской Германии
Конец Варшавского договора
31 марта 2016 г.

Конец Варшавского договора

25 лет назад 31 марта 1991 года в Будапеште был подписан протокол, поставивший крест на так называемом Восточном блоке, созданном в своё время в противовес НАТО
Сказ об Илюше Муромце
2 ноября 2014 г.

Сказ об Илюше Муромце

Продолжаем публиковать произведения, присланные на конкурс патриотической поэзии-2014, посвященный 700-летию Сергия Радонежского
Странная версия убийства Сталина
5 марта 2015 г.

Странная версия убийства Сталина

5 марта 1953 года не стало выдающегося руководителя советского государства, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина
Батя Жеглова и Шарапова
29 марта 2016 г.

Батя Жеглова и Шарапова

29 марта 2016 года исполнилось 80 лет автору легендарного сериала «Место встречи изменить нельзя» Станиславу Сергеевичу Говорухину
Главная » Читальный зал » Россия против США: боевой гиперзвук

Россия против США: боевой гиперзвук

Гендиректор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) Борис Обносов сообщил СМИ о разработке нового типа российского оружия

Речь идет о гиперзвуковых средствах поражения противника.
Россия против США: боевой гиперзвук

 

Как известно, в начале этого века США разработали и приняли так называемую "Стратегию молниеносного глобального удара", которая предусматривает достижение любой точки земного шара в течение 60 минут с целью нанесения урона инфраструктуре противника. Для её реализации Пентагоном образовано объединенное управление по гиперзвуку, к работе подключены крупнейшие промышленные компании.

Но недавно вокруг американского военного ведомства возник скандал, связанный с очередной неудачей при испытаниях гиперзвукового беспилотного бомбардировщика FHTV-2 (Falcon Hypersonic Technology Vehicle 2) . Некоторые политики даже ставят вопрос о закрытии программы создания гиперзвуковых средств доставки ядерного оружия, которая уже "съела" не один десяток миллиардов долларов.

По замыслу, сверхзвуковой беспилотник должен преодолевать расстояние в 17 тысяч километров за два часа и нести нагрузку в 5500 кг при скорости до 15 М. Первый же испытательный полет по этой части программы закончился конфузом. В соответствии с планом аппарат FHTV-2 подняла в воздух ракета-носитель Minotaur IV. Программой испытаний предусматривалось преодолеть расстояние в 7,6 тысячи километров за 30 минут. Аппарат успешно отделился от ракеты, чтобы спланировать на гиперзвуковой скорости и упасть в Тихий океан, в районе атолла Кваджалейн. FHTV-2 развил максимальную скорость в 20 М, однако по ее достижении связь с аппаратом, а соответственно и контроль над ним были полностью утрачены.
Несколько месяцев конструкторы DARPA работали над усовершенствованием системы управления и конструкции корпуса гипербомбародировщика. И вот - новые испытания. И опять - неудача. Через девять минут полета связь с аппаратом была утеряна.

Другое направление в создании гиперзвуковых летательных аппаратов - ракетное - тоже терпит неудачу за неудачей. Гиперзвуковая ракета X-51A, разработанная компанией Boeing, на испытаниях повторяет сбои в работе, характерные для FHTV-2 . Во время недавних испытаний на заданную высоту - 15 200 метров - ракету доставил стратегический бомбардировщик B-52Н. Предполагалось, что полет продлится 300 секунд, а гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель SJX-61 компании Pratt & Whitney разгонит X-51А до 6 М. Однако в действительности после достижения скорости 5 М через 140 секунд полета связь с ракетой, как и в случае с FHTV-2 , начала прерываться, а затем пропала совсем. Максимальная высота, достигнутая ракетой, составила 21 300 метров. Затем ракета самоликвидировалась.

Причины, вызвавшие перебои в получении телеметрической информации от FHTV-2 и X-51А, пока не определены. Некоторые ученые считают, что они непреодолимы, поскольку лежат в области свойств плазмы. Дело в том, что на больших скоростях вокруг гиперсамолета или гиперракеты образуется плазменное облако, которое препятствует осуществлению надежной связи с землей. Противодействия этому современной наукой не придумано. Вот почему некоторые американские политики считают дальнейшее осуществление программы бессмысленной тратой средств и времени. Похоже, американский гипербомбардировщик в самом прямом смысле горит синим плазменным пламенем.

Безусловно, закрытие программы создания американских гиперзвуковых средств доставки ядерного оружия для России - благо. Ведь современные российские зенитные ракетные системы С-400 способны поражать любые цели на скорости примерно до 14 Маха, поэтому если гиперзвуковой аппарат будет способен стабильно работать на скоростях свыше 4 800 м/с, возможностей перехватить его практически не останется. При этом вся наша противоракетная оборона становится совершенно неэффективной и даже бесполезной.

Но другим концом "плазменная проблема" может ударить и по российской программе гиперзвуковых летательных аппаратов. Она в нашей стране велась еще с 50-х годов прошлого века. Однако в самом начале 60-х первые проекты были закрыты на стадии проработки.

В 1979 году Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова приступил к созданию гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод» на базе ЗУР 5В28 зенитной ракетной системы С-200В. В ходе испытаний в 1991-м этот аппарат достиг скорости 5,6 М. До 1999 года было выполнено 7 полетов, причем максимальная скорость доходила до 6,5 М. Кроме того, в 90-х годах ЦИАМ разрабатывал «Исследовательский гиперзвуковой летательный аппарат» (ИГЛА) и гиперзвуковую летающую лабораторию ГЛЛ-8.

Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец» с конца 80-х годов вело проект гиперзвукового многоцелевого самолета «Аякс». Однако до стадии воплощения в «металл» и проведения испытаний эти проекты так и не доведены. Может быть, на "плазменную проблему" натолкнулись и наши учёные?

Однако сегодня наши конструкторы вновь начали работы по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов. Об этом заявил генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. По его мнению, исследования в области гиперзвуковых летательных аппаратов позволят технически и технологически вывести российскую промышленность на принципиально новый уровень развития, поскольку их создание по сложности поставленной задачи сопоставимо с запуском первого человека в космос. Ведь гиперзвук - это всеобъемлющая тема, она предполагает разработку новых двигателей, нового топлива для них, новых материалов, новой бортовой электроники, новых боевых частей. Речь в данном случае идет о скоростях в 12-14 М. Такое оружие рассчитано на совершенно новые условия его применения. В России, подчеркнул гендиректор, пока есть определенный задел по этой теме и сейчас главное - не упустить время. «Мы работаем, - заверил Борис Обносов, - и в ближайшем будущем результаты будут».

Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии - активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.

В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.

Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.

По некоторым данным, российские ученые, давно знавшие о существовании "плазменной проблемы", сумели обойти её самым простейшим образом. Несущий ядерный заряд гиперзвуковой летательный аппарат работает не по наводкам с земли, как у американцев, а по программе, заранее заложенной в бортовой компьютер. Вместо высокоточных ударов - стрельба по площадям, зато просто и надежно.

Есть детище русского гиперзвука и в ракетостроении. Это - гиперзвуковая крылатая ракета авиационного базирования Х-90 «Коала» с радиусом действия в 3500 километров. Работа над ней началась в 1971 году, но вскоре была прекращена. Возобновлена через пять лет после того, как появились сообщения о начале разработки гиперзвуковой стратегической крылатой ракеты в США. Однако вскоре американцы отказались от своего проекта из-за дороговизны. А нашим ученым свои замыслы удалось воплотить в жизнь.

В конце 70-х годов «Коала» достигла скорости 2,5-3М , а в 80-х уже 3-4 М. Настоящей сенсацией стали учения российских Вооруженных сил в 2004 году. Тогда от запущенной межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 в полете отделилась некая боеголовка, которая принялась маневрировать с гиперзвуковой скоростью. Аппарат вышел в космос, а потом вновь «нырнул» в атмосферу. В момент возвращения в плотные слои его скорость составляла 5000м/с. И при этом ракета не разрушилась от перегрева. Стало понятным, что Россия первой в мире получила гиперзвуковое ракетное оружие, способное гарантированно прорывать любую ПРО.

Зарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении. «Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, - считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. - Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому все зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами». А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.

Сергей Турченко
28 сентября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
воскресенье
2018

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение