RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Зачем Западу очередной трибунал
20 июля 2015 г.

Зачем Западу очередной трибунал

В мировых СМИ разгорелся нешуточный шум и гам по вопросу учреждения международного показательного суда по поводу сбитого год назад над Донбассом гражданского самолета.
Против либерального взгляда на русскую литературу
27 октября 2016 г.

Против либерального взгляда на русскую литературу

Вышла в свет книга литературного критика, публициста и прозаика, доброго друга «Российского героического календаря» полковника Петра Ткаченко «До разгрома и после него»
Христос воскресе!
16 апреля 2017 г.

Христос воскресе!

Юная поэтесса из Кировской области Женечка Дубровина поздравила наших читателей с Великим Праздником
Образ рядового войны
24 апреля 2020 г.

Образ рядового войны

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятьдесят восьмой.
Пепел над Европой
3 мая 2019 г.

Пепел над Европой

Размышления о сожжении собора Парижской Богоматери и о пророческой миссии русской литературы
Главная » Читальный зал » Парадоксальный Вицин

Парадоксальный Вицин

18 апреля 2017 года - 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Вицина

Он никогда не выполнял режиссёрские установки механически, равнодушно. Всегда стремился внести в любую, даже крохотную роль, хоть толику, но своего личного восприятия образа.
Парадоксальный Вицин

Советский кинематограф никогда не испытывал нехватки в артистах-комиках: Евгений Леонов, Юрий Никулин, Сергей Филиппов, Алексей Смирнов, Александр Демьяненко, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Евгений Моргунов... Но согласитесь, Георгию Михайловичу Вицину в этой замечательной когорте мастеров экранного юмора принадлежит всё-таки место особое. Да и родился он в 1917-ом – первом советском году...

Мало кто знает, что в фильме «Женитьба Бальзаминова» Вицин играл главного героя, будучи ровно в два раза старше его. Кто-то подумает: каким же было неуёмным желание артиста сняться в главной роли, что ни перед чем не останавливался. А вовсе и нет! Говорил своему другу режиссёру Воинову: «Сам посуди, Костя, ну какой из меня Бальзаминов. У Островского ему чуть больше двадцати, а мне уже 47-й идёт». «Ничего, - настаивал режиссёр, - это в паспорте. Но по внешности тебе не дашь и тридцати. А хорошим гримом мы тебя сделаем ещё моложе Михал Дмитриевича». Естественно, перед каждым выходом на съёмочную площадку артиста очень тщательно «штукатурили». Потом он по своему обыкновению острил: "Женитьба забальзамированного».

 

Умом обладал парадоксальным, нестандартным, самокритичным. Помимо врождённой необыкновенной моложавости, которую совершенно верно подметил режиссёр Воинов.

 

В Театре Ермоловой, где Вицин долгое время трудился, шёл спектакль Виктора Розова «В добрый час!». Так вот в нём далеко шагнувший за сорок Георгий Михайлович несколько сезонов кряду вообще изображал… 17-летнего подростка! И привередливая московская публика воспринимала его игру на «ура!». Он также великолепно сыграл глубокого старика в фильме «Максим Перепелица», будучи… 35-летним. И эта блестящая способность лицедейства ни разу не отказала артисту во всех 119 картинах, где он снимался (даже в тех, где его фамилия и в титрах не значилась). В 60 фильмах Вицин озвучивал других актёров, а еще 160 героев мультфильмов. Среди народных артистов СССР это был рекорд. На его счету более двух десятков театральных ролей, пять больших радиоспектаклей, шесть музыкальных сказок и многим более тысячи концертов по стране. Прямо скажем, весьма впечатляющий творческий багаж, свидетельствующий и о большом таланте артиста, и о его необыкновенной трудоспособности.

 

Он никогда не выполнял режиссёрские установки механически, равнодушно. Всегда стремился внести в любую, даже крохотную роль, хоть толику, но своего личного восприятия образа.

«Чей туфля? И.. моё. Спасибо». Это как раз придумка Вицина. Вспоминал: «Есть в «Кавказской пленнице» эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно. Там я добавил один штрих – Трус летит и кричит: «Поберегись!» Другая моя импровизация – когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с неё платка. Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шёл от образа – раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка – это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают». Надо ли говорить, что подобное сотворчество высоко ценилось всеми режиссёрами, но более всего – Гайдаем. Вицин был любимым актёром Леонида Иовича.

 

…Вицин (от вицы – витой травы) родился в финском городишке Териоки. Когда мальцу исполнилось восемь месяцев, семья переехала в Москву. Мать устроилась билетершей в Колонный зал Дома союзов. Там маленький Жорик и приобщился к искусству. Много лет спустя вспоминал: «С одной стороны, я был чересчур нервным ребенком, а с другой – меня всё смешило. Я понимал и любил юмор, и это порой меня спасало. На уроках мы с товарищем, таким же смешливым, все время «заражались» друг от друга и хохотали. И нас выкидывали из класса, к нашей же великой радости. Рос я очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, пошёл в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство. Вот и я вылечился».

 

После школы Вицин поступил в училище имени Щепкина при Малом театре. Через год его исключили с убийственной формулировкой: «За легкомысленное отношение к учебному процессу».

Казалось, на артистической профессии можно ставить крест. Но юноша не отчаялся. Подал документы сразу в три театральных вуза столицы. И всюду был принят! Остановился на Щукинском. Однако и там проучился лишь год. Следующим вузом стал МХАТ и великие педагоги С. Бирман, В. Татаринов, А. Благонравов. По окончании - зачислен в труппу Второго МХАТа. После его расформирования Вицин перешёл в Театр имени М. Ермоловой, где и бросил якорь надолго.

 

Когда началась война, художественный руководитель театра Н. Хмелев написал письмо Сталину, в котором утверждал: даже в трудную для Отечества годину нельзя закрывать театры. Они помогут армии бить врага. Мудрый и дальновидный вождь народов согласился с Николаем Павловичем и отправил ермоловцев на гастроли в Махачкалу. А Хмелёва снабдил личным письмом, согласно которому все государственные организации и учреждения должны были оказывать всяческую помощь и поддержку Театру имени Ермоловой. В 1944 году Вицин вместе с труппой вернулся в Москву. В победный для страны год впервые ступил на съемочную площадку. С. Эйзенштейн дал ему роль опричника в картине «Иван Грозный». Так для Георгия Михайловича началась взаимная и плодотворная любовь с отечественным кинематографом, длившаяся почти шесть десятилетий. Поначалу роли ему предлагались крошечные и, как правило, безымянные. По-настоящему большой кинематограф Вицину открыл Григорий Козинцев, пригласив его на одну из главных ролей – Николая Гоголя – в картине «Белинский». Успех был настолько впечатляющим, что Григорий Александров пожелал именно Вицина-Гоголя видеть в своей картине «Композитор Глинка».

 

Однако не серьёзными образами этому великому актёру суждено было стяжать всесоюзную и даже мировую славу. В нём до поры до времени дремал Комик.

Нужен был только случай. И он представился, на «Ленфильме». Актёра туда пригласил Александр Файнциммер на пробы Овода. Они в итоге оказались крайне неудачными. Тогда, кстати, в кино дебютировал Олег Стриженов. А Георгий несолоно хлебавши отправился покупать билет в Москву. И уже на выходе из «Ленфильма» нос к носу столкнулся с режиссёром Семёном Тимошенко. Тот, изумлённый, выкрикнул: «Вот ты какой, мой Вася Веснушкин!».

 

«Запасной игрок» прогремел на всю страну. Сюжет этой мелодраматической комедии незамысловат: про футбол, про бокс и немножко про любовь. Но не это главное. Тут важно подчеркнуть, что режиссёру Тимошенко (кстати, и автору сценария) удалось собрать для своей, как оказалось, последней в жизни работе, целое созвездие ярчайших звёзд экрана: Павла Кадочникова, Татьяну Конюхову, Сергея Филиппова, Марка Бернеса, Марию Миронову, Николая Рыбникова, Ивана Лапикова. И на фоне этого блестящего созвездия Вицин не только не потерялся, но и заслуженно стал первым. Миллионы рядовых советских зрителей, не говоря уже о профессионалах, поняли: в отечественном кинематографе появилась крупная личность. Так оно и случилось. Сыграв ещё раз нечто похожее на роль Веснушкина в комедии «Она вас любит», Вицин стал сниматься с завидной регулярностью у разных режиссёров и в различных жанрах. Безусловной его удачей той поры следует считать сэра Эндрю в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи». Актёр точно передал английское особое чувство юмора, и это обстоятельство было многими подмечено на туманном Альбионе.

 

Дальше были фильмы: «Максим Перепелица» – дед Мусий; «Новый аттракцион» – Семён Ильич; «Девушка с гитарой» – покупатель; «Мексиканец» – Билл Карти; «Убийство на улице Данте» – Питу; «Борец и клоун» – Энрико; «Дон Кихот» – Карраско; «Отцы и дети» - Ситников; «Василий Суриков» - Илья Репин; «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - Гоголь; «Конец старой Березовки» - учитель геометрии; «Я был спутником Солнца» - ученый и ещё многие другие. Георгий Михайлович снимался в шести-семи картинах за год.

 

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
2 декабря
среда
2020

В этот день:

Маршал Иван Баграмян

2 декабря 1887 года родился Иван Христофорович БАГРАМЯН (умер 21.09.1982), Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, член ЦК КПСС.

Маршал Иван Баграмян

2 декабря 1887 года родился Иван Христофорович БАГРАМЯН (умер 21.09.1982), Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, член ЦК КПСС.

В декабре 1920 года добровольно вступил в Красную армию в качестве командира эскадрона 1-го Армянского полка.

В начале Великой Отечественной войны — начальник оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта, начальник оперативной группы Юго-Западного направления и начальник штаба Юго-Западного фронта. С июля 1942 командовал армией, с ноября 1943 — войсками 1-го Прибалтийского фронта (с марта 1945 — Земландская группа войск), с апреля 1945 — войсками 3-го Белорусского фронта.

В послевоенной жизни Баграмяна сослуживцы выделяют интересный случай. На первом заседании Верховного Совета Латвийской ССР председательствующий заговорил на латышском языке, а за ним и все остальные стали выступать по-латышски. Присутствующий на заседании в качестве депутата Баграмян взял слово, произнес речь на армянском языке. После этого все заседания велись на русском языке, который понимали все присутствующие.

 

ПЛ проекта 613

2 декабря 1951 года в состав военно-морского флота СССР вошла первая подводная лодка проекта 613.

ПЛ проекта 613

2 декабря 1951 года в состав военно-морского флота СССР вошла первая подводная лодка проекта 613.

По многим техническим показателям это была непревзойденная лодка среднего водоизмещения своего времени: самая глубоководная (до 200 м), могла находиться под водой до 10 дней, небывалая дальность хода — почти 9 тысяч километров.Эта серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 таких подводных лодок.

Мягкая посадка на Марс

2 декабря 1971 года Советским Союзом была осуществлена первая в мире мягкая посадка на поверхность Марса спускаемого аппарата автоматической межпланетной станции «Марс-3».

Мягкая посадка на Марс

2 декабря 1971 года Советским Союзом была осуществлена первая в мире мягкая посадка на поверхность Марса спускаемого аппарата автоматической межпланетной станции «Марс-3».

Этот космический корабль предназначался для исследования Марса как с орбиты, так непосредственно с поверхности планеты. Он состоял из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.  Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после её посадки на поверхность Марса, но прекратилась через 14,5 секунд. Причины до сих пор неясны. Зато орбитальная станция более 8 месяцев выполняла комплексную программу исследования Марса, совершив 20 витков вокруг планеты. АМС продолжала исследования до исчерпания азота в системе ориентации и стабилизации. ТАСС сообщил о завершении программы исследований Марса 23 августа 1972 года.

Главный пожарник Чернобыля

2 декабря 2004 года скончался от рака Леонид Петрович ТЕЛЯТНИКОВ (родился 25.01.1951), генерал-майор, начальник пожарной части Чернобыльской АЭС, руководивший тушением пожара на станции 26 апреля 1986 года, Герой Советского Союза.

Главный пожарник Чернобыля

2 декабря 2004 года скончался от рака Леонид Петрович ТЕЛЯТНИКОВ (родился 25.01.1951), генерал-майор, начальник пожарной части Чернобыльской АЭС, руководивший тушением пожара на станции 26 апреля 1986 года, Герой Советского Союза.

Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). По окончании школы работал электриком на авторемонтном заводе. В 1968 году поступил в пожарно-техническое училищев г.Свердловск , впоследствии закончил Высшую инженерную пожарно-техническую школу в Москве. Несколько лет работал в противопожарной службе Кустаная, а с 1982 года — на Киевщине. В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС. Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, В. Правиком и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения. После прохождения лечения продолжил службу во Внутренних войсках МВД СССР.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение