RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Навстречу небу
19 апреля 2016 г.

Навстречу небу

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летию прославленного советского аса Героя Советского Союза А.П. Маресьва
Ребята из 170-й
1 сентября 2017 г.

Ребята из 170-й

В День знаний наш корреспондент побеседовал с писателем, который создал о своей школе целый роман
Падение Украины-3
17 октября 2014 г.

Падение Украины-3

Зато мы гарно спиваемо...
«Победа-70»: поэтэсса Лариса Гассельбах
2 мая 2015 г.

«Победа-70»: поэтэсса Лариса Гассельбах

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Введение Богородицы во храм
4 декабря 2018 г.

Введение Богородицы во храм

4 декабря - великий православный праздник. В этот день юная Дева Мария впервые вошла в Иерусалимский храм
Главная » Читальный зал » Помянем Владимира Солоухина

Помянем Владимира Солоухина

20 лет назад ушёл из жизни этот великолепный писатель

Он нам через десятилетия завещал: «Держитесь, копите силы…»
Помянем Владимира Солоухина

Очень точно и проникновенно сказал о Солоухине Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «За годы жизни Господь судил Владимиру Алексеевичу многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию храма Христа Спасителя - все эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо, промыслительно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне».
И далее: «Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Посему Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности. Господь да упокоит душу его в селениях Небесных и да сотворит ему вечную память».

Двадцать лет назад я сделал запись в дневнике, которая затем перекочевала в книгу «Через Миллениум или 20 лет на изломе тысячелетий»: «Умер Владимир Солоухин. От тяжкого недуга. Нестандартный был советский поэт и писатель. Глубокий, твёрдый и упёртый человек. «Самостность» свою, внутренний стержень души и характера имел крепкие. Немногие литераторы наши смогут похвастаться такими качествами. Завещал похоронить себя во Владимирском селе Алепино, где родился. Вознесенский написал поминальное стихотворение «Сосед»: «Сквозь вечные наши споры/ предсмертная скорбь сосет.../ Сквозь доски гнилого забора заутренний свет плывет.../ Он – тезка Владимирского собора и Золотых ворот./ Плывут над тоской великой, не уместясь в гробу, верблюды его верлибров - с могилою на горбу».
Строки Солоухина: «Мы - волки, нас мало,/ Нас, можно сказать, - единицы./ Мы те же собаки,/ Но мы не хотели смириться».

Однажды я вычитал у Василия Пескова: «Говорят, что Сталин, просматривая кинохронику, обратил вниманье на задержку Черчилля у строя почетного караула. «Что за парень его заинтересовал?» - спросил Сталин. Когда ему доложили, он, попыхивая трубкой, обмолвился: «Нельзя ли этого малого чем-нибудь отличить?» Спросили об этом служивого Солоухина. Тот попросил: «Напечатать бы книжку стихов...» Это, скорее всего, легенда - имя знаменитого человека всегда легендами обрастает».
Конечно, легенда - согласится иной продвинутый читатель и приведёт в подтверждение апокриф из повести «Соло на IBM» Сергея Довлатова. Там рассказывается о приезде в СССР Арманда Хаммера. Дело было, утверждает Довлатов, в 1953 году. «Даже имело место что-то вроде почётного караула. Хаммер прошёл вдоль строя курсантов. Приблизился к одному из них, замедлил шаг. Перед ним стоял высокий и широкоплечий русый молодец. Хаммер с минуту глядел на этого парня. Возможно, размышлял о загадочной славянской душе. Всё это было снято на кинопленку. Вечером хронику показали товарищу Сталину». Ну, и так далее.

Для начала о нелепостях у Довлатова. Во-первых, Хаммер был всего лишь ловким американским дельцом. И стал бы великий Сталин ради такого шустряка-самоучки организовывать почётный караул? Во-вторых, Солоухин уволился из армии в 1946 году. В третьих, то что именно Черчилль (а не Хаммер!) останавливался перед Владимиром Алексеевичем никакая не легенда – правда. У меня была счастливая возможность услышать это из уст самого героя. Мой сослуживец по «Красной звезде» полковник Станислав Ковалёв находился в дальних родственных связях с Владимиром Алексеевичем. И однажды пригласил поэта на наши редакционные посиделки. Вот запись его рассказа из моего блокнота: «Меня призвали в августе 1942 года, как и всех моих сверстников. Но, в отличие от них, сложивших головы при первом же соприкосновении с фронтовым огнем (говорят, что парней 1924 года рождения уцелело около трех процентов), я оказался в Полку специального назначения (лотерея и рулетка судьбы), который теперь называется Кремлевским. Служил до весны 1946 года. Последнее звание – сержант, последняя должность – командир отделения. Черчилль, да, останавливался передо мной. Долго смотрел, не мигая. Ну и я хрен ему мигнул. Что-то он и сказал, да только я же английского не знал. А потом уже разное говорили – и про Сталина, и про книгу мою. Но на самом деле я сумел опубликовать, благодаря, конечно, своему командованию, всего лишь стихотворение «Дождь в степи». Зато в «Комсомольской правде». Тогда для меня это было сродни книге. Правда и то, что в форме «кремлевца» я усердно посещал сразу несколько столичных литературных кружков и объединений. Там мои стихи заприметили Луговской, Кирсанов, Антокольский, Сельвинский, руководившие литобъединениями. С их подачи я и пошёл в Литературный институт. Принимали меня Фёдор Гладков и Василий Казин. Со мной учились Расул Гамзатов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Евгений Винокуров, Владимир Тендряков, Юлия Друнина, Владимир Бушин, Константин Ваншенкин, Семён Шуртаков, Игорь Кобзев, Виктор Гончаров, Григорий Поженян, Эдуард Асадов, Инна Гофф, Ольга Кожухова, Наум Мандель (Коржавин), Бенедикт Сарнов, Герман Валиков, Отар Чиладзе, а также болгарские, албанские, румынские и польские молодые писатели. С некоторыми связь поддерживаю до сих пор».

Позволю себе привести ещё одну выдержку из того единственного общения с Владимиром Солоухиным. Но сначала замечу: перечисляя своих однокашников по Литинституту, поэт не зря начал с Гамзатова.
С Гамзатовым их связывала большая человеческая дружба и творили они, что называется, на одной пламенной волне. Не зря же самое известное сочинение великого горца «Мой Дагестан» перевёл именно Солоухин.
В предисловии написал: «Эта книга о Родине, об отношении к ней любящего сына, об интересной и трудной должности поэта, о не менее интересной и не менее трудной должности гражданина. Если бы меня спросили, о чем эта книга и все творчество Расула Гамзатова, вместе взятое, то я ответил бы одним словом – о любви! О глубокой и неизменной любви к жизни, к своей малой Родине – Дагестану и большой – России; о любви к матери, отцу, семье; о любви к женщине, к другу, к советскому человеку и человеку вообще; о любви к окружающей среде... И тогда даже, когда он пишет о теневых сторонах жизни, о карьеристах, перевертышах, лицемерах, рвачах, мерзавцах, подлецах, обо всём черном, то это тоже продиктовано любовью!»

Так вот Владимир Алексеевич рассказывал: «Расула я очень много переводил. Кроме «Моего Дагестана» - стихи разных лет, сборник «Сказания», прозаические вещи. А ещё Гафурова «Абуталиб сказал» - тоже дагестанского поэта – переводил. Поэтому часто гостил у Расула. Каждый раз он мне оказывал такой «горячий приём», что удивляюсь, как я потом и ноги уносил. Но ко мне он ни разу не захаживал. Всё дела не позволяли. Ведь ни один советский писатель не тянул на своём горбу стольких общественных нагрузок, как этот горец. И всё же однажды я его затащил в свою квартиру на Красноармейской. Открываю бар, а там у меня на восьми полках напитки со всего мира собранные, и говорю: «Выбирай, дорогой Расул! Что твоя душа подскажет, то мы с тобой сейчас и выпьем». Он прищурил свой орлиный горный взор и сверху донизу внимательно оглядел разноцветные емкости с забугорным пойлом. Потом виновато так произнёс: «Слушай, Володя, тут у тебя одни иностранцы. Я их не знаю, они меня не знают. Ты лучше поставь мне обыкновенной русской водки».

…Володя был «поскрёбышем» – десятым ребёнком в зажиточной крестьянской семье. Родители владели мельницей и огромной пасекой.
«Мои первые семь лет - счастливейшие годы жизни. Вокруг меня была российская, доколхозная ещё деревня (впоследствии разоренная и уничтоженная), с яблонями и пасеками, с частными лошадьми, со скрипом телег, с колокольным звоном, с праздниками и сенокосами, со светлой речкой Борщей, с грибными пересёлками, с васильками во ржи».
Интерес к литературе мальцу привила мать Степанида Ивановна – энергичная, волевая женщина, сумевшая всем своим детям (!) дать высшее образование.

После окончания Литинститута Солоухин работал разъездным корреспондентом-очеркистом журнала «Огонёк», писал репортажи о поездках по стране и загранице. Первый свой сборник стихов (1953 год) назвал по имени первого опубликованного стихотворения «Дождь в степи». Критика заметила оригинального молодого поэта, отметив «тонкую прелесть его образов». Потом поэтические книжки Владимир Алексеевич стал выпускать практически ежегодно: «Разрыв-трава», «Ручьи на асфальте», «Журавлиха». Уже в ранней лирике обнаруживается масштабность поэтического мышления Солоухина. Его чёткая гражданская позиция выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа («Партийный билет», «Колодец», Жители земли», «Как выпить солнце»). Летом 1956 года поэт пешком исходил (всего одолел около 800 километров) свою малую родину – Владимирщину. Так появились знаменитые, на всю страну прогремевшие «Владимирские просёлки» - сорок дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю. Центровая запись – любовный портрет родной деревни Алепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Писатель был убеждён: как в капле воды можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России.

Возрожденная Солоухиным форма повествования от первого лица вписалась, как впечаталась, в ту непростую эпоху своей обнаженной исповедальностью, резкой принципиальностью в обозначении авторской позиции.

В предисловии к первому сборнику прозы Солоухина великий Леонид Леонов назвал автора «одним из интереснейших современных писателей второго поколения» и выразил надежду, что он «ещё не раз впереди одарит нас умнейшей зрелой прозой, глубокой и звонкой стихотворной строкой». Предсказание оказалось пророческим. Спустя десять лет после «просёлков» Солоухин ошарашивает – другое слово трудно подобрать – общественность Советского Союза острополемичными художественно-публицистическими очерками «Письма из Русского музея» и «Чёрные доски» о древнерусском искусстве. Писатель тогда поднял острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал сложнейшие вопросы его взаимодействия с землей, с природой, с культурой, с наследием прошлого. Мне вспоминаются бесконечные споры той поры на тему: открытие Солоухиным для широкого круга людей великой ценности православной иконы – это добро или зло? И ведь находилось немало либерально мыслящих, которые утверждали: Солоухин своей книгой вызвал нездоровый интерес к церковным святыням. Образовался целый криминальный промысел из тёмных личностей, грабивших церкви и старушек. Нет, лучше было бы, чтобы иконы продолжали рубить на растопку печей и использовать их в качестве гнёта для бочек с соленьями!

И вообще, после преступной хрущёвской антицерковной войны, что осталось бы от целого мира икон, если бы не солоухинское тщание?

А касаемо воровского промысла, так это другое. И корни у него другие. Впрочем, спор сей разрешил Патриарх Алексий II, сказав на отпевании писателя: «Владимир Алексеевич первым начал духовное возрождение нашей жизни».

Ещё одна традиционная для Солоухина тема «уважения к преданиям старины» стала основой книг «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)». В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры таких, как Г. Державин, А. Блок, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Во всеуслышание прозвучал призыв: стране и народу нужно действенно изменить критическое положение в отношении к культурному наследию прошлого - памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. Так в «Чёрных досках», «Письмах из Русского музея», в «Славянской тетради» и «Письмах из разных мест» сформировалась особая солоухинская «философия патриотизма». Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина – величайшая ответственность русского человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.

В начале 1960-х Солоухин, без преувеличения, пережил духовный перелом: «Я начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История того «прозрения» рассказана в романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)». Писатель назвал его «главной книгой, которая была написана без оглядки, то есть, без самоцензуры». Рукопись пролежала в столе почти двадцать лет. Правда, одна из глав романа под названием «Читая Ленина» публиковалась в немецком издательстве «Посев». А полностью издали его только в 1995 году. Примечательно, что ознакомившийся со «ступенью» ещё в рукописи, всё тот же классик Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку».

«Опальное» произведение Солоухина - это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в XX веке, о сложной сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?».

Семидесятые годы прошлого столетия оказались едва ли не самыми плодотворными для Владимира Алексеевича. Он много пишет, ездит по стране и миру, регулярно выступает перед своими благодарными читателями.
В 1979 году Солоухин в составе делегации советских писателей летит в США. Распустив слух о том, что запил, Владимир Алексеевич исчезает из поля зрения членов делегации почти на трое суток. По-штирлицки покинув гостиницу, едет в город Вермонт, где тогда жил высланный из России Александр Солженицын. Они беседуют почти сутки напролёт…

Вообще, часто бывая за границей, Солоухин поразительно много и часто общался с эмигрантами, При этом не скрывая своих монархических, а временами и антисоветских взглядов. Многим даже казалось, что у него со времён службы в Кремле образовалась в высшей номенклатуре, а может быть, и в КГБ некая могущественная "крыша". В самом деле, очерки его то и дело переиздавались в эмиграции. Не раз сам он читал на эмигрантских собраниях свои знаменитые стихотворения "Настала очередь моя" и "Россия еще не погибла, пока мы живы, друзья". Установил контакт с эмигрантским издательством "Посев", куда передавал на хранение свои антисоветские рукописи. В 1980 году опубликовал рассказы в энтээсовском журнале "Грани". В 1988 г. в "Посеве" вышли его автобиографическая книга о детстве «Смех за левым плечом», эссе «Читая Ленина», «Расставание с идолом». Для официального советского писателя такое «бретёрское» поведение выглядело в высшей степени дерзким. Е. Романов, председатель "махровой антисоветской" организации НТС, которой и принадлежал "Посев", воспоминал: «Творчество Солоухина было легальное, и в то же время проповедовало нелегальные ценности и чувства. Книги его выходили в Советском Союзе достаточно большими тиражами, ими зачитывались, они пробудили к жизни целое движение защитников памятников старины и русских традиций. В них чувствовалась вечная Россия, которая была под покровом "советчины", но она продолжала жить. И кто-то должен был о ней напоминать, собирать ее камни для будущего. Солоухин принадлежал к таким людям, и этим он войдет не только в литературу».

…Гёте прав был: «Хочешь узнать поэта – побывай на его родине». В Алепино я ехал жуткой мартовской снежной круговертью. Казалось, зима из последних сил пыталась остановить наступление весны.
Но лишь только свернул с Владимирского шляху, метель заметно поутихла. Во всяком случае, снимок въезда в Алепино сделал. И более чем столетний домик, в котором родился большой русский писатель, поэт, общественный деятель, запечатлеть удалось. А потом метель вновь залютовала. Только я уже находился в жарко натопленном помещении и общался с его обитателями. Жена писателя Роза Солоухина-Заседателева плохо слышит, но ум и память имеет крепкие. «Когда мы поженились, дом стоял на подпорках. Отремонтировали и наезжали сюда только летом. В Москве у нас была хорошая четырёхкомнатная квартира, купленная на гонорары Володи. Подлая гайдаровская реформа лишила нас абсолютно всех денег. Гонорары на сберкнижках пропали до копейки. А муж заболел. И я бегала по ларькам, в поисках газет подешевле на рубль – другой. Сейчас три моих дочери получили компенсацию по вкладам и решили потратить её на восстановление дома. Теперь хранительница нашего семейного очага - старшая дочь Елена. Они с мужем Вадимом ремонтируют кабинет Володи на втором этаже. А я, конечно, была его единомышленницей во всём. Да что там – тенью его была. Мы же вдвоём с ним ходили по Владимирщине. Когда Володя сюда приезжал, я следила, чтобы местные мужики ему не досаждали в то время, когда он работал. Мы все жили по его распорядку. Никогда не отвлекали на всякие хозяйственные нужды. Надо гвоздь забить – это я сделаю. И в огороде я, и за продуктами в райцентр я. А как же иначе? Но читатели, конечно, нам досаждали. Приезжали школами, техникумами из Александрова, Покрова, Екатеринбурга. У Володи, правда, настоящие были почитатели. А мы им картошку на костре в ведре варили».

Спрашиваю у дочери:
- Елена Владимировна, не намереваетесь сделать в доме отцовский музей?
- Пока что нет. Мы же в нём живём. Хотя кабинет ремонтируем полным ходом. В нём всё будет как при жизни отца. Вот и рамы оконные уже закупили. Как только потеплеет – вставим.
- А этот портрет молодого Солоухина – никак работа Ильи Глазунова?
- Разумеется. Они были очень дружны почти что сорок лет. А потом разошлись, но об этом нельзя рассказать в двух словах...
- Вы вообще-то довольны тем, как хранится память о вашем отце в Алепино, во Владимирской области, в стране?
- Сложный вопрос. Память ведь можно искусственно взращивать и стимулировать. К счастью, отцовскому литературному наследию подобное взращивание ни к чему. Его книги говорят сами за себя. Вот даю вам изданные Благотворительным фондом имени В.А. Солоухина «При свете дня», «Чаша», «Стихи. Венок сонетов». Полистайте на досуге и вы убедитесь: у книг этих судьба будет очень долгой. Меня, откровенно говоря, куда больше беспокоит другое. Видели практически полностью разрушенный храм возле нашего дома? Отец сохранил по всей стране столько памятников старины, как редко кто из отечественных деятелей культуры. Под его руководством восстанавливался и главный храм России – храм Христа Спасителя. А вот церковь, в которой его крестили, восстановить так и не удалось. У властей, как всегда, нет денег, а церковные иерархи говорят, что в Алепино нет прихожан. Хотя я глубоко убеждена, что храм можно и нужно восстановить, хотя бы как памятник архитектуры. И в память об отце.

«Держитесь, копите силы,/ Нам уходить нельзя./ Россия еще не погибла,/ Пока мы живы, друзья». Владимир Солоухин.

 

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

 

 

/
6 апреля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 января
пятница
2020

В этот день:

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

 В документе, в частности, говорилось: «того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался». Этот устав с некоторыми изменениями и дополнениями просуществовал  до 1853 года.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав красной линией.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал почти полтораста лет и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Документ, подписанный Яковом (Янкелем, Иешуа-Соломоном) Свердловым требовал
«провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.

Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: “У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира”.

И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: “Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море”.

Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: “Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области”.

Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.

Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.

Я́ков Миха́йлович Све́рдло́в (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной “кадровик” ленинцев, “мозг партии”. Главный организатор “красного террора”, ритуального убийства царской семьи и “расказачивания”, автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от “испанки”, по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).

Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давыдович (Давидович), нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог “красного террора”, создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Наиболее знаковая фигура мирового еврейства. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина.

Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

 По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран.
По сообщению агентства «Росбалт», у спецслужб была информация о появлении в Москве террориста-смертника: «Спецслужбы знали, что в одном из московских аэропортов будет совершён террористический акт. Оперативники искали 3 подозреваемых, но им удалось проникнуть на территорию аэропорта, отследить момент взрыва, который произвёл их сообщник, и покинуть аэропорт».

28 марта в Назрани были задержаны братья Илес и Ислам Яндиевы, которые находились в розыске по подозрению в организации взрыва в «Домодедово». 30 марта Ленинский районный суд Владикавказа санкционировал их арест. По версии следствия, именно Яндиевы встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и привезли его в аэропорт 24 января. 28 марта в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Вначале базу атаковали с вертолета, несколько боевиков были убиты, другие попытались скрыться, тогда с другого вертолета был произведен ещё один пуск ракет. Спецназ в это время перекрывал горные тропы и блокировал район. Спецназовцы обнаружили на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков. Среди них, по всей видимости, несколько лидеров бандгрупп, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников. В ингушском селе Верхний Алкун была проведена ещё одна спецоперация после того, как задержанные Яндиевы рассказали, что житель села Аслан Цечоев снабжал горные базы боевиков продуктами и лекарствами. Оказавший сопротивление Цечоев был убит.

20 августа 2012 года Московский областной суд приступил к рассмотрению в закрытом режиме уголовного дела о терракте а аэропорту Домодедово. На скамье посудимых Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Илез и Ислам Яндиевы. 18 ноября 2012 года оглашен приговор: младший брат смертника Ахмед Евлоев получил всего 10 лет колонии общего режима, остальные пособники террориста проведут за решёткой всю оставшуюся жизнь.

16 сентября 2011 г. в Стамбуле из пистолета, снабженного глушителем, были убиты Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев рядом с домом, где они жили. Рустам Альтемиров числился в России в федеральном розыске по обвинению в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту «Домодедово». Предполагается, что Берг-Хаж Мусаев — это боевик по кличке «амир Хамзат», соратник Доку Умарова, который непосредственно подготовил Магомеда Евлоева к совершению взрыва. Турецкая полиция подозревала в совершении этого убийства 55-летнего российского гражданина, известного как Александр Жирков. Он скрылся, но в его номере в отеле полицейские нашли документы, пистолет с глушителем, маску и прибор ночного видения.

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

 

В своё время он не был награждён. И только после того, как были обнародованы документы поисковой группы, президент РФ 6 мая 1994 года присвоил ему (посмертно) звание Героя России.

 

Л.Я.Тупицын родился в 1895 году деревне Тупичане Орического района Кировской области. В семье был младшим из девяти братьев. В молодости семь лет служил в армии. До самой Великой Отечественной войны бессменно избирался депутатом сельсовета. В колхозе был и косцом, и пахарем, и председателем. Служил помощником пулемётчика в 947 полку 268 стрелковой дивизии.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 24 января 1944 года в бою за поселок Ульяновка, под Ленинградом, в Тосненском районе.

До начала операции по снятию блокады Ленинграда 268-я дивизия держала оборону в районе деревни Гонтовая Липка. После того, как под Ораниембаумом в районе Пулковских высот наши войска перешли в наступление, резко изменилась обстановка и на минском участке фронта. Чтобы не попасть в окружение, фашистское командование решило вывести свои дивизии из этого района и дать нам бой в ряде заранее заготовленных опорных пунктов. Одним из таких пунктов был поселок Ульяновка. Через него и расположенную здесь станцию Саблино проходили Октябрьская железная дорога, шоссе Москва- Ленинград и железнодорожная ветка Мга-Гатчина. Вокруг посёлка гитлеровцы вырыли траншеи, оборудовали открытые огневые точки, расставили минные поля.

Все 900 дней блокады Ленинграда стояла на его защите героическая 268 дивизия. Её войны принимали участие в самых решающих, самых тяжелых боях за город Ленина: Ивановский пятачок, Красноборская операция, прорыв блокады, освобождение важного железнодорожного узла Мги… И, наконец, бой за Ульяновку.

Один из опорных пунктов немцев был возле поселка Ульяновка. Ворваться в поселок было не просто: надо было броском по льду под огнём противника через реку перебежать, вскарабкаться на крутой берег и, помчавшись по ложбине, взобраться на гору. А там, в дзотах, вражеские пулеметчики. Кроме того, у немцев здесь были замаскированы два танка и три бронемашины. Бои за Ульяновку продолжались трое суток, наша дивизия потеряла в них 98 человек убитыми, 499 ранеными. Только в первые сутки противник 14 раз переходил в контратаки. Отбивали их исключительно силами пехоты, потому что из-за взорванных немцами мостов, из-за покореженных дорог отстали наши артиллеристы, минометчики. В первый день боев и совершил здесь свой героический подвиг Л.Я.Тупицын.

В те дни серые тучки весели над землей. То и дело шел мокрый снег, переходивший порою в дождь… Ворваться в поселок было непросто: через реку броском перескочить, вскарабкаться на крутой берег, дальше ложбину перебежать, ней на гору взобраться. А там враг с пулеметами, в дотах и дзотах. Кроме того у него тут оказались бронемашины, два танка…

Стрелковые роты в ту пору более чем на половину были укомплектованы восемнадцатилетними. В одном из политдонесений говорилось о прибывшем в дивизию пополнении: «Рядовой состав- 1925 года рождения. До этого в боях не бывали…». Для молодых рабочих, колхозников, вчерашних школьников Ульяновка стала первым экзаменом на мужество.

Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшее подразделение. Появилась угроза срыва атаки. Уничтожить особо опасную огневую точку врага выпала рядовому Тупицыну. Ему удалось незаметно подползти к дзоту, метнуть гранату. На какое-то время вражеский пулемет умолк. Бойцы поднялись и снова устремились вперед. Но неожиданно из амбразуры противника опять брызнула свинцовая струя. Находившийся уже у самого дзота Тупицын поднялся и с гранатой в руке кинулся к бойнице. Тут раздался взрыв и сраженный последней очередью пулемета упал наш герой. Потрясенные подвигом своего товарища, бойцы вновь устремились вперёд.
В Подольском архиве Министерства обороны в журнале боевых действий 268-й дивизии запись от 24 января гласит: «Боец 947 сп Тупицын при форсировании р.Тосны своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и героической смертью обеспечил продвижение своего подразделения вперед».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение