RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Могильная закваска
25 марта 2019 г.

Могильная закваска

Уже не только в бывших союзных республиках притесняется русский язык, но теперь гонения на него начались и в самой России
Достигнет ли территории США российский
30 мая 2015 г.

Достигнет ли территории США российский "удар возмездия"

НАТО объявила о крупных учениях в северо-восточной Атлантике для отработки совместной противоракетной обороны Соединенных Штатов и испытания американской противоракеты SM-3
Встретимся на том свете
12 марта 2018 г.

Встретимся на том свете

Так называется новая книга нашего друга, постоянного автора, известного писателя Петра Ткаченко, которая вышла в издательстве «У Никитских ворот»
Паленое золото США
20 ноября 2017 г.

Паленое золото США

20 ноября 2009 года разразился грандиозный скандал: в мировую прессу попали сведения о том, что Соединённые Штаты выплатили долг Китаю фальшивым драгметаллом
На «маму» США есть «папа» РФ
4 апреля 2015 г.

На «маму» США есть «папа» РФ

Пентагон провел испытание крупнейшей из имеющихся в его арсенале противобункерной авиабомбы, способной уничтожить любой ядерный объект противника
Главная » Читальный зал » Помянем Владимира Солоухина

Помянем Владимира Солоухина

20 лет назад ушёл из жизни этот великолепный писатель

Он нам через десятилетия завещал: «Держитесь, копите силы…»
Помянем Владимира Солоухина

Очень точно и проникновенно сказал о Солоухине Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «За годы жизни Господь судил Владимиру Алексеевичу многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию храма Христа Спасителя - все эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо, промыслительно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне».
И далее: «Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Посему Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности. Господь да упокоит душу его в селениях Небесных и да сотворит ему вечную память».

Двадцать лет назад я сделал запись в дневнике, которая затем перекочевала в книгу «Через Миллениум или 20 лет на изломе тысячелетий»: «Умер Владимир Солоухин. От тяжкого недуга. Нестандартный был советский поэт и писатель. Глубокий, твёрдый и упёртый человек. «Самостность» свою, внутренний стержень души и характера имел крепкие. Немногие литераторы наши смогут похвастаться такими качествами. Завещал похоронить себя во Владимирском селе Алепино, где родился. Вознесенский написал поминальное стихотворение «Сосед»: «Сквозь вечные наши споры/ предсмертная скорбь сосет.../ Сквозь доски гнилого забора заутренний свет плывет.../ Он – тезка Владимирского собора и Золотых ворот./ Плывут над тоской великой, не уместясь в гробу, верблюды его верлибров - с могилою на горбу».
Строки Солоухина: «Мы - волки, нас мало,/ Нас, можно сказать, - единицы./ Мы те же собаки,/ Но мы не хотели смириться».

Однажды я вычитал у Василия Пескова: «Говорят, что Сталин, просматривая кинохронику, обратил вниманье на задержку Черчилля у строя почетного караула. «Что за парень его заинтересовал?» - спросил Сталин. Когда ему доложили, он, попыхивая трубкой, обмолвился: «Нельзя ли этого малого чем-нибудь отличить?» Спросили об этом служивого Солоухина. Тот попросил: «Напечатать бы книжку стихов...» Это, скорее всего, легенда - имя знаменитого человека всегда легендами обрастает».
Конечно, легенда - согласится иной продвинутый читатель и приведёт в подтверждение апокриф из повести «Соло на IBM» Сергея Довлатова. Там рассказывается о приезде в СССР Арманда Хаммера. Дело было, утверждает Довлатов, в 1953 году. «Даже имело место что-то вроде почётного караула. Хаммер прошёл вдоль строя курсантов. Приблизился к одному из них, замедлил шаг. Перед ним стоял высокий и широкоплечий русый молодец. Хаммер с минуту глядел на этого парня. Возможно, размышлял о загадочной славянской душе. Всё это было снято на кинопленку. Вечером хронику показали товарищу Сталину». Ну, и так далее.

Для начала о нелепостях у Довлатова. Во-первых, Хаммер был всего лишь ловким американским дельцом. И стал бы великий Сталин ради такого шустряка-самоучки организовывать почётный караул? Во-вторых, Солоухин уволился из армии в 1946 году. В третьих, то что именно Черчилль (а не Хаммер!) останавливался перед Владимиром Алексеевичем никакая не легенда – правда. У меня была счастливая возможность услышать это из уст самого героя. Мой сослуживец по «Красной звезде» полковник Станислав Ковалёв находился в дальних родственных связях с Владимиром Алексеевичем. И однажды пригласил поэта на наши редакционные посиделки. Вот запись его рассказа из моего блокнота: «Меня призвали в августе 1942 года, как и всех моих сверстников. Но, в отличие от них, сложивших головы при первом же соприкосновении с фронтовым огнем (говорят, что парней 1924 года рождения уцелело около трех процентов), я оказался в Полку специального назначения (лотерея и рулетка судьбы), который теперь называется Кремлевским. Служил до весны 1946 года. Последнее звание – сержант, последняя должность – командир отделения. Черчилль, да, останавливался передо мной. Долго смотрел, не мигая. Ну и я хрен ему мигнул. Что-то он и сказал, да только я же английского не знал. А потом уже разное говорили – и про Сталина, и про книгу мою. Но на самом деле я сумел опубликовать, благодаря, конечно, своему командованию, всего лишь стихотворение «Дождь в степи». Зато в «Комсомольской правде». Тогда для меня это было сродни книге. Правда и то, что в форме «кремлевца» я усердно посещал сразу несколько столичных литературных кружков и объединений. Там мои стихи заприметили Луговской, Кирсанов, Антокольский, Сельвинский, руководившие литобъединениями. С их подачи я и пошёл в Литературный институт. Принимали меня Фёдор Гладков и Василий Казин. Со мной учились Расул Гамзатов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Евгений Винокуров, Владимир Тендряков, Юлия Друнина, Владимир Бушин, Константин Ваншенкин, Семён Шуртаков, Игорь Кобзев, Виктор Гончаров, Григорий Поженян, Эдуард Асадов, Инна Гофф, Ольга Кожухова, Наум Мандель (Коржавин), Бенедикт Сарнов, Герман Валиков, Отар Чиладзе, а также болгарские, албанские, румынские и польские молодые писатели. С некоторыми связь поддерживаю до сих пор».

Позволю себе привести ещё одну выдержку из того единственного общения с Владимиром Солоухиным. Но сначала замечу: перечисляя своих однокашников по Литинституту, поэт не зря начал с Гамзатова.
С Гамзатовым их связывала большая человеческая дружба и творили они, что называется, на одной пламенной волне. Не зря же самое известное сочинение великого горца «Мой Дагестан» перевёл именно Солоухин.
В предисловии написал: «Эта книга о Родине, об отношении к ней любящего сына, об интересной и трудной должности поэта, о не менее интересной и не менее трудной должности гражданина. Если бы меня спросили, о чем эта книга и все творчество Расула Гамзатова, вместе взятое, то я ответил бы одним словом – о любви! О глубокой и неизменной любви к жизни, к своей малой Родине – Дагестану и большой – России; о любви к матери, отцу, семье; о любви к женщине, к другу, к советскому человеку и человеку вообще; о любви к окружающей среде... И тогда даже, когда он пишет о теневых сторонах жизни, о карьеристах, перевертышах, лицемерах, рвачах, мерзавцах, подлецах, обо всём черном, то это тоже продиктовано любовью!»

Так вот Владимир Алексеевич рассказывал: «Расула я очень много переводил. Кроме «Моего Дагестана» - стихи разных лет, сборник «Сказания», прозаические вещи. А ещё Гафурова «Абуталиб сказал» - тоже дагестанского поэта – переводил. Поэтому часто гостил у Расула. Каждый раз он мне оказывал такой «горячий приём», что удивляюсь, как я потом и ноги уносил. Но ко мне он ни разу не захаживал. Всё дела не позволяли. Ведь ни один советский писатель не тянул на своём горбу стольких общественных нагрузок, как этот горец. И всё же однажды я его затащил в свою квартиру на Красноармейской. Открываю бар, а там у меня на восьми полках напитки со всего мира собранные, и говорю: «Выбирай, дорогой Расул! Что твоя душа подскажет, то мы с тобой сейчас и выпьем». Он прищурил свой орлиный горный взор и сверху донизу внимательно оглядел разноцветные емкости с забугорным пойлом. Потом виновато так произнёс: «Слушай, Володя, тут у тебя одни иностранцы. Я их не знаю, они меня не знают. Ты лучше поставь мне обыкновенной русской водки».

…Володя был «поскрёбышем» – десятым ребёнком в зажиточной крестьянской семье. Родители владели мельницей и огромной пасекой.
«Мои первые семь лет - счастливейшие годы жизни. Вокруг меня была российская, доколхозная ещё деревня (впоследствии разоренная и уничтоженная), с яблонями и пасеками, с частными лошадьми, со скрипом телег, с колокольным звоном, с праздниками и сенокосами, со светлой речкой Борщей, с грибными пересёлками, с васильками во ржи».
Интерес к литературе мальцу привила мать Степанида Ивановна – энергичная, волевая женщина, сумевшая всем своим детям (!) дать высшее образование.

После окончания Литинститута Солоухин работал разъездным корреспондентом-очеркистом журнала «Огонёк», писал репортажи о поездках по стране и загранице. Первый свой сборник стихов (1953 год) назвал по имени первого опубликованного стихотворения «Дождь в степи». Критика заметила оригинального молодого поэта, отметив «тонкую прелесть его образов». Потом поэтические книжки Владимир Алексеевич стал выпускать практически ежегодно: «Разрыв-трава», «Ручьи на асфальте», «Журавлиха». Уже в ранней лирике обнаруживается масштабность поэтического мышления Солоухина. Его чёткая гражданская позиция выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа («Партийный билет», «Колодец», Жители земли», «Как выпить солнце»). Летом 1956 года поэт пешком исходил (всего одолел около 800 километров) свою малую родину – Владимирщину. Так появились знаменитые, на всю страну прогремевшие «Владимирские просёлки» - сорок дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю. Центровая запись – любовный портрет родной деревни Алепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Писатель был убеждён: как в капле воды можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России.

Возрожденная Солоухиным форма повествования от первого лица вписалась, как впечаталась, в ту непростую эпоху своей обнаженной исповедальностью, резкой принципиальностью в обозначении авторской позиции.

В предисловии к первому сборнику прозы Солоухина великий Леонид Леонов назвал автора «одним из интереснейших современных писателей второго поколения» и выразил надежду, что он «ещё не раз впереди одарит нас умнейшей зрелой прозой, глубокой и звонкой стихотворной строкой». Предсказание оказалось пророческим. Спустя десять лет после «просёлков» Солоухин ошарашивает – другое слово трудно подобрать – общественность Советского Союза острополемичными художественно-публицистическими очерками «Письма из Русского музея» и «Чёрные доски» о древнерусском искусстве. Писатель тогда поднял острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал сложнейшие вопросы его взаимодействия с землей, с природой, с культурой, с наследием прошлого. Мне вспоминаются бесконечные споры той поры на тему: открытие Солоухиным для широкого круга людей великой ценности православной иконы – это добро или зло? И ведь находилось немало либерально мыслящих, которые утверждали: Солоухин своей книгой вызвал нездоровый интерес к церковным святыням. Образовался целый криминальный промысел из тёмных личностей, грабивших церкви и старушек. Нет, лучше было бы, чтобы иконы продолжали рубить на растопку печей и использовать их в качестве гнёта для бочек с соленьями!

И вообще, после преступной хрущёвской антицерковной войны, что осталось бы от целого мира икон, если бы не солоухинское тщание?

А касаемо воровского промысла, так это другое. И корни у него другие. Впрочем, спор сей разрешил Патриарх Алексий II, сказав на отпевании писателя: «Владимир Алексеевич первым начал духовное возрождение нашей жизни».

Ещё одна традиционная для Солоухина тема «уважения к преданиям старины» стала основой книг «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)». В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры таких, как Г. Державин, А. Блок, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Во всеуслышание прозвучал призыв: стране и народу нужно действенно изменить критическое положение в отношении к культурному наследию прошлого - памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. Так в «Чёрных досках», «Письмах из Русского музея», в «Славянской тетради» и «Письмах из разных мест» сформировалась особая солоухинская «философия патриотизма». Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина – величайшая ответственность русского человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.

В начале 1960-х Солоухин, без преувеличения, пережил духовный перелом: «Я начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История того «прозрения» рассказана в романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)». Писатель назвал его «главной книгой, которая была написана без оглядки, то есть, без самоцензуры». Рукопись пролежала в столе почти двадцать лет. Правда, одна из глав романа под названием «Читая Ленина» публиковалась в немецком издательстве «Посев». А полностью издали его только в 1995 году. Примечательно, что ознакомившийся со «ступенью» ещё в рукописи, всё тот же классик Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку».

«Опальное» произведение Солоухина - это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в XX веке, о сложной сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?».

Семидесятые годы прошлого столетия оказались едва ли не самыми плодотворными для Владимира Алексеевича. Он много пишет, ездит по стране и миру, регулярно выступает перед своими благодарными читателями.
В 1979 году Солоухин в составе делегации советских писателей летит в США. Распустив слух о том, что запил, Владимир Алексеевич исчезает из поля зрения членов делегации почти на трое суток. По-штирлицки покинув гостиницу, едет в город Вермонт, где тогда жил высланный из России Александр Солженицын. Они беседуют почти сутки напролёт…

Вообще, часто бывая за границей, Солоухин поразительно много и часто общался с эмигрантами, При этом не скрывая своих монархических, а временами и антисоветских взглядов. Многим даже казалось, что у него со времён службы в Кремле образовалась в высшей номенклатуре, а может быть, и в КГБ некая могущественная "крыша". В самом деле, очерки его то и дело переиздавались в эмиграции. Не раз сам он читал на эмигрантских собраниях свои знаменитые стихотворения "Настала очередь моя" и "Россия еще не погибла, пока мы живы, друзья". Установил контакт с эмигрантским издательством "Посев", куда передавал на хранение свои антисоветские рукописи. В 1980 году опубликовал рассказы в энтээсовском журнале "Грани". В 1988 г. в "Посеве" вышли его автобиографическая книга о детстве «Смех за левым плечом», эссе «Читая Ленина», «Расставание с идолом». Для официального советского писателя такое «бретёрское» поведение выглядело в высшей степени дерзким. Е. Романов, председатель "махровой антисоветской" организации НТС, которой и принадлежал "Посев", воспоминал: «Творчество Солоухина было легальное, и в то же время проповедовало нелегальные ценности и чувства. Книги его выходили в Советском Союзе достаточно большими тиражами, ими зачитывались, они пробудили к жизни целое движение защитников памятников старины и русских традиций. В них чувствовалась вечная Россия, которая была под покровом "советчины", но она продолжала жить. И кто-то должен был о ней напоминать, собирать ее камни для будущего. Солоухин принадлежал к таким людям, и этим он войдет не только в литературу».

…Гёте прав был: «Хочешь узнать поэта – побывай на его родине». В Алепино я ехал жуткой мартовской снежной круговертью. Казалось, зима из последних сил пыталась остановить наступление весны.
Но лишь только свернул с Владимирского шляху, метель заметно поутихла. Во всяком случае, снимок въезда в Алепино сделал. И более чем столетний домик, в котором родился большой русский писатель, поэт, общественный деятель, запечатлеть удалось. А потом метель вновь залютовала. Только я уже находился в жарко натопленном помещении и общался с его обитателями. Жена писателя Роза Солоухина-Заседателева плохо слышит, но ум и память имеет крепкие. «Когда мы поженились, дом стоял на подпорках. Отремонтировали и наезжали сюда только летом. В Москве у нас была хорошая четырёхкомнатная квартира, купленная на гонорары Володи. Подлая гайдаровская реформа лишила нас абсолютно всех денег. Гонорары на сберкнижках пропали до копейки. А муж заболел. И я бегала по ларькам, в поисках газет подешевле на рубль – другой. Сейчас три моих дочери получили компенсацию по вкладам и решили потратить её на восстановление дома. Теперь хранительница нашего семейного очага - старшая дочь Елена. Они с мужем Вадимом ремонтируют кабинет Володи на втором этаже. А я, конечно, была его единомышленницей во всём. Да что там – тенью его была. Мы же вдвоём с ним ходили по Владимирщине. Когда Володя сюда приезжал, я следила, чтобы местные мужики ему не досаждали в то время, когда он работал. Мы все жили по его распорядку. Никогда не отвлекали на всякие хозяйственные нужды. Надо гвоздь забить – это я сделаю. И в огороде я, и за продуктами в райцентр я. А как же иначе? Но читатели, конечно, нам досаждали. Приезжали школами, техникумами из Александрова, Покрова, Екатеринбурга. У Володи, правда, настоящие были почитатели. А мы им картошку на костре в ведре варили».

Спрашиваю у дочери:
- Елена Владимировна, не намереваетесь сделать в доме отцовский музей?
- Пока что нет. Мы же в нём живём. Хотя кабинет ремонтируем полным ходом. В нём всё будет как при жизни отца. Вот и рамы оконные уже закупили. Как только потеплеет – вставим.
- А этот портрет молодого Солоухина – никак работа Ильи Глазунова?
- Разумеется. Они были очень дружны почти что сорок лет. А потом разошлись, но об этом нельзя рассказать в двух словах...
- Вы вообще-то довольны тем, как хранится память о вашем отце в Алепино, во Владимирской области, в стране?
- Сложный вопрос. Память ведь можно искусственно взращивать и стимулировать. К счастью, отцовскому литературному наследию подобное взращивание ни к чему. Его книги говорят сами за себя. Вот даю вам изданные Благотворительным фондом имени В.А. Солоухина «При свете дня», «Чаша», «Стихи. Венок сонетов». Полистайте на досуге и вы убедитесь: у книг этих судьба будет очень долгой. Меня, откровенно говоря, куда больше беспокоит другое. Видели практически полностью разрушенный храм возле нашего дома? Отец сохранил по всей стране столько памятников старины, как редко кто из отечественных деятелей культуры. Под его руководством восстанавливался и главный храм России – храм Христа Спасителя. А вот церковь, в которой его крестили, восстановить так и не удалось. У властей, как всегда, нет денег, а церковные иерархи говорят, что в Алепино нет прихожан. Хотя я глубоко убеждена, что храм можно и нужно восстановить, хотя бы как памятник архитектуры. И в память об отце.

«Держитесь, копите силы,/ Нам уходить нельзя./ Россия еще не погибла,/ Пока мы живы, друзья». Владимир Солоухин.

 

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

 

 

/
6 апреля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 октября
четверг
2020

В этот день:

Дмитрий — сын Грозного царя

29 октября 1582 года родился Дмитрий Иванович, царевич, князь Углицкий (младший сын Ивана Грозного).

Дмитрий — сын Грозного царя

29 октября 1582 года родился Дмитрий Иванович, царевич, князь Углицкий (младший сын Ивана Грозного).

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. Канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Углицкий (день памяти — 15 мая по старому стилю, в XXI веке — 28 мая по новому стилю).

После смерти отца остался единственным представителем московской линии дома Рюриковичей, кроме старшего брата, царя Фёдора Иоанновича. 15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. Вдруг у Дмитрия начался приступ эпилепсии, и во время судорог «свая» случайно пронзила царевича.

Сама царица и её брат Михаил придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) по прямому приказу Москвы. Эта версия представляется малоубедительной, поскольку в окружении царевича в тот момент были люди чьё благополучие, жизненные перспективы, да и сама жизнь зависили от благоденствия царевича, а обвиняемые в убийстве лица, согласно показаниям свидетелей, на момент гибели царевича находились в другом месте. Тем не менее возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку). Через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис Годунов. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых незаконно царствовал в Москве.

 

Севастополь - исконно русский

29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Севастополь был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

Севастополь - исконно русский

29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Севастополь был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

Таким образом, с 29 октября 1948 года на территории Крымского полуострова, находящейся под юрисдикцией России, сосуществовали две административно-территориальные единицы республиканского подчинения: г. Севастополь и Крымская область, имеющие равный статус. В 1954 году волевым решением Хрущева Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Севастополь так и остался юридически русским.

С искусственно учиненным в декабре 1991 года распадом СССР и образованием отдельных государств Российской Федерации и Украины — статус Севастополя не претерпел юридических изменений. Де-юре он продолжал оставаться частью территории Российской Федерации, но де-факто в одностороннем порядке без согласования с Россией был подчинен органам государственной власти Украины в соответствии с указом Кравчука от 11 марта 1992 года. Сейчас справедливость восторжествовала и Севастополь, также как и весь Крым снова стали русскими. Иначе быть и не могло.

Гибель «Новороссийска»

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота линкор «Новороссийск».

Гибель «Новороссийска»

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота линкор «Новороссийск».

В тот день закончились крупномасштабные флотские учения, в которых участвовал самый мощный тогда корабль советского ВМФ - линкор "Новороссийск". Отстрелявшись всеми видами орудий по учебным целям, флагман вернулся в Севастопольскую бухту и бросил якоря на траверзе военно-морского госпиталя. Вечером часть команды сошла на берег, а оставшиеся на борту около полутора тысяч моряков занялись повседневной работой. О том, что произошло в дальнейшем, написаны тысячи страниц рапортов и объяснительных записок. Мой первый флотский командир и учитель, ныне капитан первого ранга в отставке Михаил Романович Никитенко в ту ночь заступил вахтенным офицером "Новороссийска". Он описал мне трагедию так:
- В ту злополучную ночь вахтенная смена ничего тревожного не заметила. Обстановка вокруг корабля и внутри него была совершенно штатной. И вдруг в половине второго ночи под носовой частью линкора прогремел мощный подводный взрыв. Сразу же вышел из строя генератор. Почему-то не работало и аварийное освещение. Тем не менее оставшиеся в живых моряки экипажа быстро заняли свои места по расписанию аварийной тревоги. На командирский мостик стала поступать разрозненная информация о состоянии корабля. Вскоре было ясно: в носовой части имеется огромная пробоина.
О ЧП доложили в штаб флота. Пока прибыло командование, удалось выровнять корабль перекачкой мазута из цистерн одного борта на другой. Но бак (носовая часть корабля) неуклонно погружался в воду, и на значительной части палубы уже плескались волны. Стало ясно, что "Новороссийск" обречен. В такой ситуации нужно было энергично и без промедления действовать по двум направлениям: эвакуация экипажа и буксировка линкора на мелководье, чтобы не допустить его полного затопления. Ближе к четырем часам утра корабль стал крениться с угрожающей быстротой. Только с него успели снять флотское командование и небольшую часть экипажа, как в 4 часа 15 минут он перевернулся, став братской могилой для сотен моряков...

Потом была создана правительственная комиссия для выяснения причин трагедии и выявления виновных. Результатом ее деятельности стал акт расследования, который тут же был засекречен на долгие десятилетия.
- Нам лишь сообщили, - закончил рассказ Никитенко, - что комиссия пришла к выводу, будто гибель "Новороссийска" произошла в результате взрыва старой немецкой мины, которую зацепил якорь линкора. Но я никогда не верил в эту версию. Ведь для того, чтобы разворотить бортовую броню линкора на площади в десяток квадратных метров, по самым скромным подсчетам, потребовалось бы несколько сот килограммов взрывчатки. Из каких фантастических войн такую мину могло занести в Севастопольскую бухту?
В начале 90-х годов прошлого столетия в главном штабе ВМФ мне предоставили возможность ознакомиться с этим актом комиссии, рассекреченным в 1992 году. Честно говоря, он вызвал у меня немалое разочарование. В документе не содержалось ничего такого, что могло бы хоть когда-то составлять военную или государственную тайну. Похоже, что авторы акта решили его засекретить по причине вопиющей необоснованности сделанного вывода о гибели "Новороссийска" в результате взрыва старой мины. Списать все на случайную мину было выгодно всем - меньше голов полетит по результатам расследования. Поэтому и "списали"... Правда, справедливости ради следует сказать, что в акте анализировалась и другая версия взрыва - диверсионная.
Дело в том, что "Новороссийск" раньше назывался "Джулио Чезаре" и в годы второй мировой войны был флагманом военно- морских сил фашистской Италии. В декабре 1943 года на Тегеранской конференции "большая тройка" приняла решение о разделе итальянского флота. Большая часть кораблей перешла США и Англии. Советскому Союзу достался линейный корабль "Джулио Чезаре". Правда, передача его советской стороне состоялась лишь в 1949 году в албанском порту Вера. При этом в западной прессе в те дни публиковалось заявление итальянского контр-адмирала князя Боргезе, который командовал соединением боевых подводных пловцов-диверсантов, о том, что его питомцы не допустят "службы Советам итальянского флагмана" и взорвут его во что бы то ни стало.
Правительственная комиссия вспомнила эти высказывания, но сделала вывод о том, что боевые пловцы князя Боргезе были бы не в состоянии незаметно доставить в Севастопольскую бухту несколько сот килограммов взрывчатки, способной пробить 20-сантиметровую броню линкора. Для этого понадобился бы по меньшей мере катер, который, конечно же, не смог бы скрытно проникнуть в советские территориальные воды, а тем более в акваторию мощной и отменно защищенной военно-морской базы. Но ведь подчиненные Боргезе или кто-то другой могли заложить взрывчатку и раньше. Возможны и другие причины взрывов. Об этом мы беседовали с одним из бывших военно-морских экспертов комиссии капитаном первого ранга в отставке Николаем Гарматенко:
- Надоело молчать и кривить душой. Безусловно, еще четыре десятилетия назад наши эксперты были уверены в надуманности официальной версии гибели "Новороссийска". Но она была удобной для начальников, посему иное мнение не имело шансов быть услышанным наверху. Слухи же в кулуарах самой комиссии ходили самые разные, даже такие экзотические, как попадание линкора в точку соприкосновения нашего мира с неким "параллельным" или - и вовсе проклятие, наложенное на всю серию этих кораблей маркизой Феличией (по слухам, ведьмой во плоти), чей муж погиб во время ходовых испытаний головного линкора серии...
Действительно, в судьбе трех линкоров - "Леонардо да Винчи", "Контри ди Кавур" и "Джулио Чезаре" - было несколько почти мистических совпадений, которые могли навести на какие угодно мысли. Супруг маркизы Феличии адмирал Рей был раздавлен, упав с трапа между причалом и бортом линкора "Леонардо да Винчи". В том же году этот корабль перевернулся от взрыва, прогремевшего под днищем, и затонул прямо в порту Торонто. Похожая участь постигла "Контри ди Кавур" в 1940 году. Последней жертвой таинственных взрывов пал "Джулио Чезаре" ("Новороссийск").
Другое странное совпадение. Трагедия "Новороссийска" произошла практически на том же самом месте, где в 1916 году взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Причины катастрофы и в этом случае не выяснены до сих пор.
- Но если отвлечься от мистики, - продолжал капитан первого ранга в отставке Гарматенко, - то в кулуарах комиссии многие эксперты шепотком высказывали уверенность, что гибель "Новороссийска" - все-таки дело рук головорезов князя Боргезе. И им не нужно было тащить сотни килограммов взрывчатки в Севастопольскую бухту. По дьявольскому замыслу адмирала русские сами доставили смертоносный груз по назначению. Дело в том, что незадолго до передачи линкора советской стороне итальянцы зачем-то значительно нарастили его носовую часть. Наш экипаж, принимавший "Джулио Чезаре" в Вере, сразу же обратил внимание на свежие сварные швы в районе бака и форштевня. Не заложена ли там взрывчатка? Но проверить это в условиях чужого порта не представлялось возможным. Да и не было еще достаточно точной рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Экипаж на свой страх и риск вывел линкор в море. Плавание прошло без ЧП, и первоначальные тревоги отошли в тень. Потом и вовсе команда на корабле поменялась, а значит, о возможном подвохе подзабыли. Подводным же диверсантам в такой ситуации вовсе и не нужно было проникать в Севастопольскую бухту. Они могли в нейтральных водах прикрепить к носовой части линкора небольшую магнитную мину с часовым механизмом, способную взорвать заложенный ранее на линкоре мощный заряд.
Конечно, эта версия тоже не доказана. Но она в отличие от других объясняет все странности взрыва линкора. И хотя для сотен погибших это уже не имеет никакого значения, в анналах истории должна быть зафиксирована не только малоправдоподобная официальная версия трагедии, но и "кулуарная", которая, по крайней мере, выглядит более правдоподобной.

Советская ПРО

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Советская ПРО

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Это  — специальный комплекс для предупреждения руководства СССР о применении противником ракетного оружия против государства и для отражения  внезапного нападения.
СПРН состояла из двух эшелонов — наземные РЛС и орбитальная группировка спутников системы раннего предупреждения.  Нынешнее состояние  СПРН оставляет желать лучшего (см. статью «Про ПРО»).

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение