RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Как избежать третьей мировой?
6 июля 2016 г.

Как избежать третьей мировой?

До её начала, видимо, остаются считанные месяцы. Уже не вооруженным глазом заметна завершающаяся гонка всесторонних приготовлений...
Остров Русского Духа
25 января 2014 г.

Остров Русского Духа

25 января 1921 года (нов. ст.) произведена переброска казаков Донского корпуса в эмиграции из лагерей Читалджи на о. Лемнос
Радость Богоявления
19 января 2015 г.

Радость Богоявления

19 января Русская Православная Церковь празднует Крещение Господне
«За отвагу» Смоктуновского
27 марта 2015 г.

«За отвагу» Смоктуновского

28 марта 2015 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского
Поэма о войне
10 февраля 2018 г.

Поэма о войне

Представляем новое произведение поэтессы Натальи Анатольевны Бондаревой
Главная » Читальный зал » Музыкальная алгебра Родиона Щедрина

Музыкальная алгебра Родиона Щедрина

Выдающемуся композитору 16 декабря 2017 года исполнилось 85 лет

Родион Константинович Щедрин – композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий.
Музыкальная алгебра Родиона Щедрина

 Он также кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней, орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Имеет восемь главных музыкальных премий мира. Избран почётным профессором четырёх университетов, член-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, почётным членом Общества Ф. Листа, Музыкального совета при ЮНЕСКО, Берлинской академии искусств. Его именем назван астероид. На его счету – 7 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов и столько произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам, что всех и не перечислишь…

Как-то деловые и рациональные японцы решили поставить у себя, в Стране восходящего солнца, мюзикл по сказке Маршака «12 месяцев». Сроки их поджимали: за два месяца нужно было написать 35 номеров партитуры и клавира. Да ещё на японском языке. Заложили данные всех известных на сегодняшний день мировых сочинителей музыки, и машина выдала: с подобной задачей на всей планете способен справиться только один Р. Щедрин. И мюзикл был написан. Причём последний номер композитор дописывал накануне премьеры! Вот таков наш юбиляр!

Зная Родиона Константиновича Щедрина более четырех десятилетий, я, тем не менее, не опубликовал с ним ни одного классического интервью. Почему так получилось, ей-богу, даже толково и внятно объяснить сейчас не смогу. При том, что относился и относится он ко мне в высшей степени по-доброму, с какой-то почти родственной симпатией. Не боюсь писать об этом ещё и потому, что сам я Щедриным всегда восторгаюсь точно так же, как восторгался его супругой Майей Плисецкой – они мои истинные кумиры по жизни.
Если уж быть честным до конца, то лет двадцать назад я было подготовил небольшое интервью с Родионом Константиновичем. Показал Щедрину, а он ласково так заметил: «Это никуда не годится, Мишенька. Вот как-нибудь мы сядем с вами и под диктофон всё обговорим, как следует. И я все ваши вопросы, как пел Высоцкий, "освещу сполна"». Увы, так и не довелось посидеть, в чем, безусловно, исключительно моя вина. Ибо прояви я настойчивость, он бы, полагаю, пошёл мне навстречу.
А пока что, пользуясь дневниковыми записями, расскажу фрагментарно о том, каким мне посчастливилось знать Родиона Константиновича в продолжение столь длительного времени нашего с ним знакомства.

Родион Константинович – заядлый и всепогодный рыбак. Знает всё о рыбе не хуже, чем о музыке. Говорит, что ему повезло с увлечением, потому что рыбалка, как ничто другое, уравновешивает человеческую натуру. А настоящий композитор и должен быть уравновешенным, реагирующим на все жизненные перипетии отстранённо, даже с некоторым запозданием.

– Вообще композиторская профессия во многом отшельническое занятие. Она требует обязательного уединения, просторного письменного стола, чернил, линеек, удобного кресла. Музыкальные идеи могут рождаться у композитора в метро, в самолете, в поезде, на природе – где угодно. Однажды счастливая мысль пришла мне в кювете, после того как я опрокинулся на автомобиле. Но для того, чтобы музыку "овеществить", записать её, творцу необходимо в любом случае спрятаться от людей и долго, долго сидеть одиноко, потому что композиторский труд невероятно кропотлив. Вот вам простой пример. Филармонический симфонический оркестр насчитывает примерно сто человек, плюс-минус. И композитор должен каждому из них написать свою индивидуальную партию.

 

Небольшое отступление. У меня есть замечательный товарищ, довольно известный столичный журналист, много лет проработавший в «Труде», в других изданиях – Анатолий Журин. Его жена Ирина – народная артистка России, поет (колоратурное сопрано) в Большом театре. А в оркестре этого театра работает альтист ДАНИЛОВ. Совершенно верно, тот самый, о котором Вл. Орлов написал одноименный роман «Альтист Данилов». Толя с Даниловым давно дружат. Однажды они выпивали у моего друга на даче, и весельчак Толя Журин озвучил давно для него наболевший вопрос:
– Признайся, брат, честно, как на духу, ведь даже вы, музыканты, ни хрена, должно быть, не смыслите в музыке Щедрина. Взять ту же оперу «Мертвые души». Это же какофония сплошная, а не музыка!
– Что ты, Толя! – изумился Данилов, – такого замечательного композитора нет нигде больше в мире! Родион Константинович позволил нам разговаривать друг с другом своими инструментами!
Это правда, что музыку Родиона Константиновича постичь, понять с кондачка трудно, если вообще возможно.
Скажу больше: «Фрески Дионисия», «Казнь Пугачева» – поэма для хора а капелла на слова А. Пушкина, «Шесть хоров» из «Евгения Онегина», «Концертино» для смешанного хора а капелла, «Звоны», «Стихира на тысячелетие крещения Руси», некоторые балеты, «Вологодские свирели», опера «Лолита» и другие сочинения Щедрина непросто постигаются даже людьми, в музыке подготовленными.

 

Вот что пишет о его творчестве критик Борис Филановский: «Звоны» – партитура изысканная. Щедрин обращается к чистым акустическим феноменам, воссоздает сложные негармонические спектры тяжелых колокольных звуков и призвуков. В собственно музыкальной системе ценностей колокол не есть знак чего-то высшего. Он – предмет созерцания, игры, свободного творческого полета. И рядом с чудесно артистичным воспроизведением звона другие события этой пьесы освещаются иным светом и складываются в насыщенную картину – не страны, но мира, причем вполне иного. Ну а слушатель может подойти к нему через привычные образы соборности-колокольности».
Где уж нам, простым смертным, не различающим скрипичного от басового ключа, разобраться в такой музыке. Одно, вернее, два успокоения на сей счет. Первое: есть у Щедрина и вполне земные, понятные нам вещи – музыка к балету «Конёк-Гобунок», опера «Не только любовь», мелодии к замечательным кинофильмам «Высота» («Не кочегары мы, не плотники»), «Коммунист», «Нормандия-Неман», концерт «Озорные частушки». Второе: существует ведь высшая математика с её интегральным и дифференциальным исчислением, в которой большинство из нас тоже – ни бельмеса. Ну, так вот творчество Щедрина – супервысшая музыкальная алгебра! Которой, тем не менее, очень многие счастливые люди во многих странах с удовольствием наслаждаются. И вот вам красноречивое подтверждение сказанному.

 

Есть в мире самая престижная музыкальная премия Grammy. В 2000 году в главной номинации «За лучшее современное классическое сочинение» она досталась Родиону Константиновичу.

 

Его CD-диск со скрипичным концертом Concerto Cantabile, записанным Максимом Венгеровым и Мстиславом Ростроповичем, стал одним из самых продаваемых на всех континентах. Кстати, старейшее музыкальное мировое издательство «Шотт» (235 лет, в нём ещё Бетховен и Вагнер печатались), расположенное в немецком городе Майнц, заключило со Щедриным эксклюзивный контракт: все, что выходит из-под пера композитора должно печататься там. Подобных живых счастливчиков в мире насчитывается только 22 человека. В остальном издательство работает на классиков прошлого – надежно, без рисков.

 

У Родиона Константиновича просто великолепная память и в особенности, конечно, музыкальная. Очень многие сочинения он может играть, не заглядывая в партитуру. Почти всё своё помнит. Я ему как-то высказал комплимент по этому поводу и услышал в ответ:

 

– Вот у отца моего была память! Больше такой я ни у кого не встречал. Он раз и навсегда запоминал услышанное – мог затем сыграть, спеть, записать. Я не умею и десятой доли того, что умел мой покойный отец.

 

Предки Щедрина родом из старинного русского города Алексина. Дед по отцу был православным священником.

Страницы:   1 2 3 4 5  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 апреля
понедельник
2018

В этот день:

Трагический поход князя Игоря

23 апреля 1185 года князь новгород-северский ИГОРЬ выступил в поход против половцев.Незадолго до этого половецкий хан Кончак напал на Русь.

Трагический поход князя Игоря

23 апреля 1185 года князь новгород-северский ИГОРЬ выступил в поход против половцев.Незадолго до этого половецкий хан Кончак напал на Русь.

 Киевские князья Рюрик и Святослав нанесли ему поражение. Князь Игорь решил добить половцев и 23 апреля отправился со своим полком к становищу кочевников.
10 мая войско подошло к реке Сююрлеи, где напало на селение кочевников. Разграбив его, полк остался там ночевать. А утром селение окружили войска половцев. Их было значительно больше, чем русичей. Полк был разгромлен. Князь Игорь был ранен и попал в плен. Только через год он сумел бежать и вернулся домой. Подробности этого похода донес до нас литературный шедевр той поры «Слово о полку Игореве».

Усмиритель Кавказа

23 апреля 1861 года умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, генерал, герой войны 1812 года, усмиритель Кавказа.

Усмиритель Кавказа

23 апреля 1861 года умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, генерал, герой войны 1812 года, усмиритель Кавказа.

Крупный военный и государственный деятель России, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) и генерал от артиллерии (1837). Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).

Первый начальник «Катюш»

23 апреля 1905 года родился Юрий Павлович БАЖАНОВ, маршал артиллерии.

Первый начальник «Катюш»

23 апреля 1905 года родился Юрий Павлович БАЖАНОВ, маршал артиллерии.

В июне 1941 года начальник 1-го Московского артиллерийского училища полковник БАЖАНОВ за три дня сформировал первую батарею реактивной артиллерии — «Катюш», которая в середине июля под Оршей уже громила врага. Закончил войну Бажанов командующим артиллерией 39-й армии, потом принимал участие в разгроме Квантунской армии в Манчжурии.

Гибель космонавта Комарова

23 апреля1967 года стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым. 24 апреля Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Гибель космонавта Комарова

23 апреля1967 года стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым. 24 апреля Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю. Из заявления ТАСС: "23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью летных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте летчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа".

 

 

 

Главный оперативник Генштаба

23 апреля 1976 года умер Сергей Матвеевич ШТЕМЕНКО, генерал армии, во время войны — начальник оперативного управления Генштаба, после войны - начальник Генштаба.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение