RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Победа-70»: поэтесса Татьяна Шорохова
7 марта 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Татьяна Шорохова

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Женщины Сталина
8 ноября 2013 г.

Женщины Сталина

В архиве вождя обнаружены документы, раскрывающие некоторые страницы его личной жизни
Падение Украины-10
28 декабря 2014 г.

Падение Украины-10

Если Волга с её 3531 километром – самая длинная река в Европе, то что же ты поделаешь с Днепром, который со своими 2285 километрами только четвёртый в той же Европе. Это надо воспринимать, как данность, и не исходить желчью негодования.
Божья дудка
3 октября 2015 г.

Божья дудка

Великому русскому поэту Сергею Александровичу Есенину исполнилось 120 лет
Золото мое червонное
13 декабря 2014 г.

Золото мое червонное

Продолжаем публиковать стихотворения, присланные на Второй Всероссийский конкурс патриотической поэзии-2014, посвященный 700-летию святого преподобного Сергия Радонежского
Главная » Читальный зал » Музыкальная алгебра Родиона Щедрина

Музыкальная алгебра Родиона Щедрина

Выдающемуся композитору 16 декабря 2017 года исполнилось 85 лет

Родион Константинович Щедрин – композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий.
Музыкальная алгебра Родиона Щедрина

 Он также кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней, орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Имеет восемь главных музыкальных премий мира. Избран почётным профессором четырёх университетов, член-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, почётным членом Общества Ф. Листа, Музыкального совета при ЮНЕСКО, Берлинской академии искусств. Его именем назван астероид. На его счету – 7 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов и столько произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам, что всех и не перечислишь…

Как-то деловые и рациональные японцы решили поставить у себя, в Стране восходящего солнца, мюзикл по сказке Маршака «12 месяцев». Сроки их поджимали: за два месяца нужно было написать 35 номеров партитуры и клавира. Да ещё на японском языке. Заложили данные всех известных на сегодняшний день мировых сочинителей музыки, и машина выдала: с подобной задачей на всей планете способен справиться только один Р. Щедрин. И мюзикл был написан. Причём последний номер композитор дописывал накануне премьеры! Вот таков наш юбиляр!

Зная Родиона Константиновича Щедрина более четырех десятилетий, я, тем не менее, не опубликовал с ним ни одного классического интервью. Почему так получилось, ей-богу, даже толково и внятно объяснить сейчас не смогу. При том, что относился и относится он ко мне в высшей степени по-доброму, с какой-то почти родственной симпатией. Не боюсь писать об этом ещё и потому, что сам я Щедриным всегда восторгаюсь точно так же, как восторгался его супругой Майей Плисецкой – они мои истинные кумиры по жизни.
Если уж быть честным до конца, то лет двадцать назад я было подготовил небольшое интервью с Родионом Константиновичем. Показал Щедрину, а он ласково так заметил: «Это никуда не годится, Мишенька. Вот как-нибудь мы сядем с вами и под диктофон всё обговорим, как следует. И я все ваши вопросы, как пел Высоцкий, "освещу сполна"». Увы, так и не довелось посидеть, в чем, безусловно, исключительно моя вина. Ибо прояви я настойчивость, он бы, полагаю, пошёл мне навстречу.
А пока что, пользуясь дневниковыми записями, расскажу фрагментарно о том, каким мне посчастливилось знать Родиона Константиновича в продолжение столь длительного времени нашего с ним знакомства.

Родион Константинович – заядлый и всепогодный рыбак. Знает всё о рыбе не хуже, чем о музыке. Говорит, что ему повезло с увлечением, потому что рыбалка, как ничто другое, уравновешивает человеческую натуру. А настоящий композитор и должен быть уравновешенным, реагирующим на все жизненные перипетии отстранённо, даже с некоторым запозданием.

– Вообще композиторская профессия во многом отшельническое занятие. Она требует обязательного уединения, просторного письменного стола, чернил, линеек, удобного кресла. Музыкальные идеи могут рождаться у композитора в метро, в самолете, в поезде, на природе – где угодно. Однажды счастливая мысль пришла мне в кювете, после того как я опрокинулся на автомобиле. Но для того, чтобы музыку "овеществить", записать её, творцу необходимо в любом случае спрятаться от людей и долго, долго сидеть одиноко, потому что композиторский труд невероятно кропотлив. Вот вам простой пример. Филармонический симфонический оркестр насчитывает примерно сто человек, плюс-минус. И композитор должен каждому из них написать свою индивидуальную партию.

 

Небольшое отступление. У меня есть замечательный товарищ, довольно известный столичный журналист, много лет проработавший в «Труде», в других изданиях – Анатолий Журин. Его жена Ирина – народная артистка России, поет (колоратурное сопрано) в Большом театре. А в оркестре этого театра работает альтист ДАНИЛОВ. Совершенно верно, тот самый, о котором Вл. Орлов написал одноименный роман «Альтист Данилов». Толя с Даниловым давно дружат. Однажды они выпивали у моего друга на даче, и весельчак Толя Журин озвучил давно для него наболевший вопрос:
– Признайся, брат, честно, как на духу, ведь даже вы, музыканты, ни хрена, должно быть, не смыслите в музыке Щедрина. Взять ту же оперу «Мертвые души». Это же какофония сплошная, а не музыка!
– Что ты, Толя! – изумился Данилов, – такого замечательного композитора нет нигде больше в мире! Родион Константинович позволил нам разговаривать друг с другом своими инструментами!
Это правда, что музыку Родиона Константиновича постичь, понять с кондачка трудно, если вообще возможно.
Скажу больше: «Фрески Дионисия», «Казнь Пугачева» – поэма для хора а капелла на слова А. Пушкина, «Шесть хоров» из «Евгения Онегина», «Концертино» для смешанного хора а капелла, «Звоны», «Стихира на тысячелетие крещения Руси», некоторые балеты, «Вологодские свирели», опера «Лолита» и другие сочинения Щедрина непросто постигаются даже людьми, в музыке подготовленными.

 

Вот что пишет о его творчестве критик Борис Филановский: «Звоны» – партитура изысканная. Щедрин обращается к чистым акустическим феноменам, воссоздает сложные негармонические спектры тяжелых колокольных звуков и призвуков. В собственно музыкальной системе ценностей колокол не есть знак чего-то высшего. Он – предмет созерцания, игры, свободного творческого полета. И рядом с чудесно артистичным воспроизведением звона другие события этой пьесы освещаются иным светом и складываются в насыщенную картину – не страны, но мира, причем вполне иного. Ну а слушатель может подойти к нему через привычные образы соборности-колокольности».
Где уж нам, простым смертным, не различающим скрипичного от басового ключа, разобраться в такой музыке. Одно, вернее, два успокоения на сей счет. Первое: есть у Щедрина и вполне земные, понятные нам вещи – музыка к балету «Конёк-Гобунок», опера «Не только любовь», мелодии к замечательным кинофильмам «Высота» («Не кочегары мы, не плотники»), «Коммунист», «Нормандия-Неман», концерт «Озорные частушки». Второе: существует ведь высшая математика с её интегральным и дифференциальным исчислением, в которой большинство из нас тоже – ни бельмеса. Ну, так вот творчество Щедрина – супервысшая музыкальная алгебра! Которой, тем не менее, очень многие счастливые люди во многих странах с удовольствием наслаждаются. И вот вам красноречивое подтверждение сказанному.

 

Есть в мире самая престижная музыкальная премия Grammy. В 2000 году в главной номинации «За лучшее современное классическое сочинение» она досталась Родиону Константиновичу.

 

Его CD-диск со скрипичным концертом Concerto Cantabile, записанным Максимом Венгеровым и Мстиславом Ростроповичем, стал одним из самых продаваемых на всех континентах. Кстати, старейшее музыкальное мировое издательство «Шотт» (235 лет, в нём ещё Бетховен и Вагнер печатались), расположенное в немецком городе Майнц, заключило со Щедриным эксклюзивный контракт: все, что выходит из-под пера композитора должно печататься там. Подобных живых счастливчиков в мире насчитывается только 22 человека. В остальном издательство работает на классиков прошлого – надежно, без рисков.

 

У Родиона Константиновича просто великолепная память и в особенности, конечно, музыкальная. Очень многие сочинения он может играть, не заглядывая в партитуру. Почти всё своё помнит. Я ему как-то высказал комплимент по этому поводу и услышал в ответ:

 

– Вот у отца моего была память! Больше такой я ни у кого не встречал. Он раз и навсегда запоминал услышанное – мог затем сыграть, спеть, записать. Я не умею и десятой доли того, что умел мой покойный отец.

 

Предки Щедрина родом из старинного русского города Алексина. Дед по отцу был православным священником.

Страницы:   1 2 3 4 5  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
воскресенье
2018

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа».

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа».

В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Смерть В.И. Ленина

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов), политический и государственный деятель СССР, основатель первого в мире государства трудящихся.

Смерть В.И. Ленина

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов), политический и государственный деятель СССР, основатель первого в мире государства трудящихся.

Официальное заключение о причине смерти в протоколе вскрытия тела гласило: «Основой болезни умершего является распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания (Abnutzungssclerose). Вследствие сужения просвета артерий мозга и нарушения его питания от недостаточности подтока крови наступали очаговые размягчения тканей мозга, объясняющие все предшествовавшие симптомы болезни (параличи, расстройства речи). Непосредственной причиной смерти явилось: 1) усиление нарушения кровообращения в головном мозге; 2) кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия».

Тело В.И. Ленина забальзамировано и вот уже 90 лет находится в Мавзолее на Красной площади в Москве.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом.

После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение